Римская семья. Агнатское и когнатское родство. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Римская семья. Агнатское и когнатское родство.

2017-07-01 569
Римская семья. Агнатское и когнатское родство. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В древнейший период римской истории римская семья - это агнатический тип семьи, в состав которой, кроме домовладыки, входили его жена, т.е. подчиненная мужней власти, его дети, жены сыновей, состоявшие в браке и подчиненные власти своих мужей, которые сами были подвластны домовладыке, и, наконец, все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т.д. В этой семье только домовладыка, глава семьи является вполне правоспособным лицом, т.е. никто из остальных членов семьи полной правоспособности не имеет.

Глава семьи обладал широкой личной и имущественной властью в отношении жены и детей. Против его воли никто не мог ни войти в семью, ни выйти из нее. Патер фамилия – это домовладыка, отец семейства, самый старший по восходящей линии представитель мужского пола, единственное лицо в римском праве и ее глава. Вначале обладал пожизненной абсолютной властью над всеми членами семьи и над всем семейным имуществом. Но впоследствии власть ослабевает. Так, домовладыка под страхом лишения отцовской власти не мог продавать подвластного сына более трех раз (единственное ограничение), отвечал за гражданские правонарушения подвластных, наказывал детей, обладал в отношении них правом жизни и смерти.

Родство определялось по линиям – прямым и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождения, связывающих родственников. Выделяли в римском праве 2 вида родства.

1. Агнаты – соединенные родством через лиц мужского пола. Это родственники по закону. Одновременно агнаты могли быть и когнатами, например, домовладыка и его дети. Но агнатами могли быть и лица, не связанные кровным родством, например домовладыка и жена его подвластного сына, домовладыка и усыновленный. И во всяком случае юридически родством была не кровная, когнатическая связь, а основанная на власти и подчинении власть агнатическая.

В тоже время это была родственная связь только по мужской линии. Дочь домовладыки, вступив в брак, тем самым вступала в агнатическую семью своего мужа или его домовладыки, если муж был под властью домовладыки, и переставала быть агнаткой своего отца, братьев, сестер. Ее дети становились агнатами братьев ее мужа, но также, как и она сама, считались юридически чужими ее родителям, братьям, сестрам.

Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его домовладыки. Так, сын – агнат отца первой степени, внук – агнат деда второй степени. Родство по боковой линии определялось числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя власти домовладыки главы семьи, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходило от первого из них к общему домовладыке, а затем от этого последнего нисходили ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявшее каждое из этих лиц от общего домовладыки. Таким образом, братья были агнатами второй степени (1+1), дядя и племянник – агнатами третьей степени (1+2) и т.д.

2. Когнаты (кровное родство). В римском праве кровные родственники по прямой и боковой линиям. Из когнатов формировался семейный совет, который давал советы главе семьи. Со временем оно полностью вытеснило агнатическое родство.


Брак и его виды.

Семья образуется посредством брака. Брак определяется как «союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». Это определение брака не соответствовало действительному положению: даже в классическую эпоху, когда римское право достигло наивысшего развития, женщина далеко не была равноправным товарищем своего мужа.

Римское право различало (вплоть до Юстиниана):

- законный римский брак (заключался между лицами, имевшими право вступать в брак и создавать римскую семью)

- брак между лицами, не имевшими права на создание римской семьи.

От брака отличается комкубинат, дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, для мужчины в римскую эпоху считалось допустимым наряду с законным браком с одной женщиной состоять в конкубинате с другой (и напротив, всякое сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, давало в древне республиканском праве мужу убить жену).

В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в различных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов:

1. первым видом был брак, устанавливающий власть мужа над женой или власть домовладыки, если муж сам был подвластным лицом (этот брак назывался - кум ману). Женщина не имела имущества, оно следовало мужу или домовладыке. Формально она занимала место дочери главы семейства мужа (при наследовании за умершим мужем). Муж мог истребовать жену, покинувшую дом, при помощи иска (виндикации). В браке кум ману развода требовал муж.

2. брак, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Этот брак по внешности был похож на конкубинат, но отличался от него специальным намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей (такой брак назывался – сине ману). Жена оставалась агнаткой в своей прежней семье, правовой связи с семьей мужа не было. Она получала некоторые права в отношении детей. Сине ману мог быть прекращен по инициативе как мужа, так и жены.

Условия вступления в брак:

- необходимо было согласие жениха и невесты, а если они находились под властью домовлыдки, то также согласие домовлыдки.

- требовалось достижение брачного совершеннолетия (14 лет – для мужчин, 12 лет – для женщин).

- не допускался брак лица, состоявшего в непрекращенном браке.

- необходимо было, чтобы вступающие в брак лица имели право на вступать в брак и создавать римскую семью.


 

Родство определяется по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого (например, отец и дочь, внук и бабка), называются родственниками по прямой лини. Родственниками по прямой линии, происходящими от данного лица, называются его нисходящими (сын, внук, правнук); наоборот, прямые родственники, от которых произошло данное лицо, называются его восходящими (отец, дед, прадед).

Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии; например, братья, дядя и племянник и т.д.

Брак признавался ничтожным в следующих случаях:

- между родственниками по прямой линии,

- между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства (так, недопустим брак между братом и сестрой, между теткой и племянником и т.п.)

- аналогичные правила применялись к свойственникам (так, не допускался брак между одним из братьев и женой другого брата (умершего) и т.п.).

Совершению брака обычно предшествовало обручение. В древнейшее время обручение лиц совершалось их домовладыками без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия обоих домовладык. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только ограничение правоспособности в форме инфамии (т.е. сомнительность репутации) и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи было установлено, что сторона, без серьезных оснований нарушившая обручение, теряла право на возвращение сделанных ею по случаю обручения подарков; другой стороне сделанные ею подарки возвращались.

Случаи прекращения брака:

1. смертью одного из супругов;

2. утратой свободы одним из супругов, т.е. обращение одного из супругов в рабство, ибо у рабов не права вступать в брак. При этом, если взятый в плен и обращенный в рабство супруг возвращался затем в Рим, то считалось, что брак никогда не прекращался;

3. утратой права гражданства, ибо не граждане также не имели права вступать в брак и заключать римскую семью;

4. разводом.


 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.