Тема 5. Нетрадиционные техники рисования — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема 5. Нетрадиционные техники рисования

2017-07-01 271
Тема 5. Нетрадиционные техники рисования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие № 1

Нетрадиционные техники рисования – использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми. Обогащение представлений детей о материалах, их свойствах, способах применения. Техника монотипия (monos - один). Получение отпечатка с изображения, выполненного красками на твердой поверхности (стекле, пластике). Техника линотипия («ниткография»). Получение отпечатка при помощи окрашенных ниток. Техника напыления. Получение изображения набрызгиванием краски: на поверхность при помощи зубной щетки или расчески.

Аппликация – способ создания художественных изображений наклеиванием, нашиванием на основу (ткань, бумага) фрагментов другого материала (бумага, ткань, солома, кожа, войлок и т.д.). Оборудование для занятий по аппликации. Правила и последовательность работы над аппликацией. Выполнение аппликации обрывным способом. Обучение приемам вырезывания. Симметричное вырезывание, вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой.

Коллаж – способ создания художественных изображений путем наклеивания на основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

Выполнение практической работы в любой из предложенных техник.

Тема 6. Технология проведения уроков-бесед об изобразительном искусстве в начальной школе. Тема 7. Книжная графика как вид графики.

Практическое занятие №2

Структура и задачи урока-беседы. План анализа художественного произведения. Произведения искусства, рекомендуемые для работы с детьми младшего школьного возраста. Пейзаж – жанр изобразительного искусства. Виды пейзаж.а Элементы пейзажа, последовательность выполнения пейзажа. Композиция пейзажа, линейная и воздушная перспектива. Место темы в программах по изобразительному искусству.

Натюрморт – жанр изобразительного искусства. Место темы в программах по изобразительному искусству. Технология проведения уроков рисования с натуры. Задачи уроков рисования с натуры. Виды натуры в начальной школе. Форма и конструкция предмета. Пропорции предмета. Приемы передачи пропорций в рисунке с натуры. Общая последовательность ведения учебного рисунка с натуры: анализ постановки (натуры), выбор положения листа, композиционное размещение, определение основных пропорций, линейно-конструктивная проработка общей формы, светотеневое решение, уточнение деталей, завершение работы (акценты). Критерии оценки детских работ.

Портрет – жанр изобразительного искусства. Виды портрета. Последовательность ведения работы над портретом, пропорции лица человека. Изображение фигуры человека, передача индивидуальных особенностей. Приемы передачи движения фигуры человека. Особенности изображения лица и фигуры человека детьми младшего школьного возраста. Место темы в программах по изобразительному искусству.

Выполнение практической работы (рисование с натуры).

Элементы оформления книги. Художники – иллюстраторы детской книги: И.Я. Билибин, В.М. Конашевич, Ю.А.Васнецов, Е.М. Рачев, Е.И. Чарушин и др., выразительность создаваемых ими образов. Последовательность работы над иллюстрацией.

Выполнение коллективной работы – оформление детской книги. Студенты делятся на группы по 5-6 человек, распределяют между собой работу над элементами оформления детской книги. Результат работы – детская книга с иллюстрациями объемом 5-6 страниц.

Тема 8. Изучение основ цветоведения в начальной школе.

Практическое занятие № 3

Цветоведение как наука. И. Ньютон – основоположник фундаментального «физического» изучения цвета. Характеристика основных цветов, воздействие цвета на человека, восприятие цвета детьми. Основные виды работы с цветом. Изучение качеств цвета (теплохолодность, светлота, насыщенность). Цвет в детском изобразительном творчестве. Развитие цветовосприятия, освоение простейших навыков работы красками, использование цвета как выразительного средства. Место темы в программах по изобразительному искусству. Критерии оценки детских рисунков.

Выполнение практической работы (изучение основ цветоведения)

Тема 9. Декоративно-прикладное искусство, его виды. Тема 10. Региональное искусство как средство художественно-эстетического развития младших школьников.

Практическое занятие № 4

Функциональные разновидности декоративно-прикладного искусства: игрушка, одежда, украшение, ковер, посуда, мебель, ткань. Понятие «художественный промысел». Традиционные виды народных художественных промыслов России. Характерные черты народного искусства – коллективность творчества, традиционность, коммуникативность, синкретизм. Орнамент как средство передачи информации об окружающем мире. Русский мужской и женский костюм..Русская изба – элементы внешнего и внутреннего убранства, символика декоративных элементов. Место темы в программах по изобразительному искусству

Технология проведения занятий по декоративному искусству.

Городецкая роспись. Сюжеты городецкой росписи – цветы (букет, ромб, полоса, венок), кони и птицы, бытовые сценки в обрамлении цветов. Условность росписи, фронтальная композиция, смелые цветовые сочетания (желтый, зеленый, оранжевый, черный и т.д.). Передача объема при помощи оживок. Элементы городецкой росписи: «яблочко», «розан», «купавка».

Хохломская роспись. Центр росписи – Горьковская (Нижегородская) обл., торговое село Хохлома. Технология изготовления изделий – вытачивание, вапление, сушка, покрытие слоем олифы, натирание оловянным (алюминиевым) порошком. Роспись масляными красками. Кистевая роспись, растительные мотивы. Элементы росписи: «криуль», «травка», «ягодка», «кудрина». Разновидности росписи – верховая и фоновая.

Гжельская роспись.История промысла. Фарфор, фаянс, майолика. Изготовление посуды, квасников, кумганов, статуэток (мелкая пластика). Растительные мотивы, монохромная кистевая роспись, обилие лепного декора. Отливка, роспись надглазурная и подглазурная. Элементы росписи – роза, листья, приписки

Народная глиняная игрушка – дымковская, филимоновская, каргопольская.

История дымковской игрушки, праздник Свистунья. Сюжеты – животные, люди, птицы, забавные сценки, сложные многофигурные композиции. Этапы изготовления – лепка, сушка, обжиг, окрашивание в белый цвет, роспись. Мотивы росписи – солярные знаки, древние символы воды, земли, растений.

Выполнение практической работы (освоение элементов росписи)

Урало-сибирская роспись по дереву, тагильская роспись по металлу, каслинское чугунное литье. Камнерезное и ювелирное искусство Урала. Образ мастера в сказах П.П. Бажова.

Выполнение элементов урало-сибирской росписи.

Примерное содержание контрольной работы

1.В период стажировки провести изучение организации педагогического процесса в образовательном учреждении:

- беседа с учителем (приложение №1);

- анкетирование учащихся (приложение № 2).

2. Наблюдение и анализ уроков изобразительного искусства (приложение № 3)

3. Повторная беседа с учащимися, анализ результатов беседы. Анализ продуктов детского творчества с целью выявления уровня художественного развития детей (приложение № 4).

Приложение 1

Примерные вопросы для беседы с учителем

Знакомясь с педагогом, преподающим изобразительное исскусство, задайте им следующие вопросы.

1. Ваше имя, отчество.

2. Как долго Вы преподаете предмет «Изобразительное искусство» в начальной школе?

3. Имеете ли Вы специальное образование (специализацию)?

4. Увлекаетесь ли Вы сами художественно-творческой деятельностью?

5. Нравится ли Вам преподавать этот предмет? Или Вы считаете, что его должен вести специалист?

6. По какой программе по изобразительному искусству Вы работаете? Чем обоснован выбор именно этой программы?

7. Считаете ли Вы необходимым внесение изменений, дополнений в данную программу?

8. Считаете ли Вы необходимым преподавание предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе?

9. Достаточно ли одного часа в неделю? Сколько часов в неделю Вы хотели бы выделить на этот предмет?

10. Проводите ли Вы дополнительную работу по этому предмету?

11. Какова роль предмета «Изобразительное искусство» в формировании творческой личности младшего школьника?

12. Принимают участие ваши ученики в выставках, конкурсах детского творчества (уровень, результаты).

13. Есть ли в Вашем образовательном учреждении кабинет изобразительного искусства? Насколько хорошо он оборудован?

 

Приложение № 2

Знакомясь с детьми класса, задайте им следующие вопросы.

1. Любите ли вы рисовать?

2. Нравятся ли вам уроки изобразительного искусства?

3. Что вы любите рисовать?

4. Что бы вы хотели научиться рисовать?

5. Хочется ли вам научиться рисовать и стать художником?

6. Сколько уроков изобразительного искусства должно быть в неделю?

7. Посещаете ли вы изостудию или художественную школу?

Приложение 3

Анализ урока

1. Цель, задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные), их взаимосвязь и пути реализации.

2. Готовность учителя и учащихся к уроку, оборудование урока, наглядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние класса и т.д.

3. Поведение и деятельность учащихся на уроке:

– порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;
– активность, самостоятельность, интерес к занятиям при разном уровне подготовленности;
– сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;
– деятельность учащихся, их организованность, аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;
– отношение учащихся к учителю и друг к другу (подслушивание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.).

4. Характеристика деловых качеств учителя: уровень научных знаний, подготовленность к уроку; знание теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, умение применять эти знания на уроке; педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь учителя; взаимоотношения учителя с классом и отдельными учащимися, авторитет учителя.

5. Общие результаты урока: выполнение плана урока; общая оценка урока, его результаты; выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию работы.

Приложение 4

Выявление уровня художественного развития детей (см. Иванова О.Л. «Рисунки, которые нас рисуют» (педагогическая диагностика художественного развития ребенка) – СПБ, Речь, 2009.)

Критерий 1. Творческая самостоятельность

Показатели:

1. Проявление самостоятельности в отношении к процессу и результату изобразительной деятельности.

2. Проявление самостоятельности в выборе изобразительных материалов.

3. Проявление самостоятельности в решении поставленной педагогом художественно-изобразительной задачи.

4. Творческая инициатива в формировании замысла.

5. Оригинальность замысла.

6. Гибкость в формировании замысла.

Критерий 2. Активность проявления индивидуальности ребенка в накоплении опыта и отражении его в продуктах изобразительной деятельности

Показатели

1. Проявление эмоций в процессе создания изображения

2. Выразительная структура изображения (отражение эмоционально-ценностных отношений и образа «Я» в композиции детского рисунка)

3. Отражение «Образа мира» в композиционной организации листа и опыта осмысления объективной реальности в изобразительной структуре рисунка.

4. Изобразительная структура изображения (проявление нацеленности на осмысление структуры предмета изображения)

5. Волевая активность в достижении результата деятельности

6. Отражение уровня знаний и умений в продуктах изобразительной деятельности.

Критерий 3 Своеобразие художественного восприятия действительности и искусства

Показатели

1. Своеобразие восприятия произведений искусства, интерес к эстетически выразительным объектам действительности, вычленение их с помощью эстетических категорий.

2. Ценностное отношение к продуктам творческой деятельности сверстников.

3. Проявление эмпатии, чувства сопереживания и сопричастности.

4. Понимание и оценивание действительности с позиции «хорошо-плохо», «добро-зло».

5. Отражение уровня развития цветовосприятия в продуктах изобразительной деятельности.

6. Способ построения образов восприятия.

Уровни: высокий - 2 балла, средний -1 балл, низкий – 0 баллов

Высокий уровень от 1, 4 до 2 баллов, средний от 0,7 до 1, 39 балла, низкий –от 0 до 0, 69 балла.

По результатам сформулировать рекомендации педагогу.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости: тест по модулю 3 (см. в конце описания модуля 3).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Рылова, Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству - Ижевск: ERGO, 2010. - 295 с.

Дополнительная литература

1. Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9-е классы (под рук. и ред. Б. М. Неменского). - 7-е изд. - Москва: Просвещение, 2011. – 140 с.

2. Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. СПб.: Речь, М.:ТЦ «Сфера», 2010. – 92 с.

3. Савенкова, Л.Г.. Изобразительное искусство: 1-й кл., учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. - Изд. 2-е, дораб. - Москва: Вентана-Граф, 2011. – 126

4. Гусева, О.М.. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского. - Москва: ВАКО, 2011.

Периодика

Журналы «Искусство в школе», «Искусство и образование»

Интернет-ресурсы:

http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена

Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6

Библиотека портала – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – http://elibrary.ru/defaultx.asp

Гуманитарная электронная библиотека – http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/

Служба Twirps.com – http://www.twirpx.com/about/

Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml

http://www.school.edu.ru

 

Дисциплина «ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

1. Музыкальное образование в России Лекция 2 часа.

Из истории музыкального образования. Становление музыкального образования в Росии. Структура современного гуманитарного образования. Система музыкального образования в Росии (сущность системы музыкального образования, структура системы, содржание). Многоуровневое музыкальное образование. Проблемы непрерывного образования. Характеристика системы музыкального воспитания как основы эстетического воспитания. Задачи музыкально-эстетического воспитания: сущность, специфика, направленность в социокультурной ситуации.

Тема 2.Музыкальные способности и их развитие у детей. Лекция 2 часа.

Музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность. Общие и специальные музыкальные способности. Изобразительная и выразительная функции музыки. Музыкальный слух. Структкра музыкальности. Развитие способностей в музыкальной деятельности. Основные и неосновные музыкальные способности. Эмоциональная отзывчивость на музыку в структуре музыкальности. Контроль за развитием музыкальных способностей. Диагностика музыкальных способностей детей.

Тема 3. Методы и приемы музыкального образования младших школьников. Лекция 2 часа.

Классификация педагогических методов. Общепедагогические методы в музыкальном воспитании. Методы, обусловленные спецификой музыкального искусства. Методы, стимулирующие музыкальную деятельность. Методы, активизации слухового опыта. Методы, уподобления характеру звучания. Методы, напрвленные на развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Урок музыки в начальной школе

Тема 4. Урок музыки в начальной школе. Практическое занятие 2 часа.

План занятия.

1.Обсуждение теоретических вопросов к занятию.

- Урок-основная форма организациимузыкально-педагогического процесса в школе.

- Комплексный подход к уроку музыки

- Сходство и различие урока музыки с другими уроками.

- Организация урока музыки (исходные требования и содержание)

- Моделирование уроков музыки, их драматургия

2.​ Выполнение практических заданий.

Литература:

1.Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы 1-8 классы. [Программы для общеобразовательных школ. Музыка./Д.Б.Кабалевский М., 2005.

2. Критская, Е.Д. Музыка: 1-4кл. [Текст]: метод. пособие / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004.

3. Музыкальное образование в школе. Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр [и др.]; под.ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001

Тема 5. Развитие музыкального восприятия младших школьников. Практическое занятие 2 часа.

План занятия.

1.​ Обсуждение теоретических вопросов к занятию:

- Восприятие как ведущий вид музыкальной деятельности.

- Возрастные особенности музыкального восприятия.

- Типы слушательской реакции.

- Факторы, влияющие на процесс развития слушательской культуры детей.

- Формирование слушательской культуры детей.

2.​ Выполнение практических заданий

3.​ Слушание и анализ музыкальных произведений, включенных в программу по музыке.

Литература:

1 Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования [Текст]: учебник. М., Музыка, 2009.

2.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 2002

3..Радынова О.П.Слушаем музыку. М.. 2003.

Тема 6. Теория и методика обучения пению младших школьников. Практическое занятие 2 часа.

План занятия.

1 Обсуждение теоретических вопросов к занятию:

- Значение певческой деятельности.

- Содержание вокально-хорового воспитания.

- Возрастная характеристика развития голоса и слуха ребенка.

- Виды певческой деятельности.

- Методические системы вокального воспитания.

2.​ Подбор репертуара для детей разных возрастных групп.

3. Анализ детских вокальных произведений.

4. Моделирование фрагмента урока по разучиванию песни.

Литература:

1.​Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. М..,Академия, 2002.

2.Орлова Н.Д. О детском голосе. М., 2004.

3.Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости: тест по модулю 3 (см. в конце описания модуля 3).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1.Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования [Текст]: учебник / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева; под общей ред. М.И. Ройтерштейна - М.: Музыка, 2010.

2.Абдуллин, Э.Б., Теория музыкального образования [Текст]: учебник / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева - М.: Академия, 2009.

3.Абдуллин, Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта [Текст]: учебник / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева - М.: Академия, 2010.

4.Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст]: учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов /Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев.- М.: Академия, 2009.

Дополнительная литература

1.Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. институтов / О.А. Апраксина.- М., 1983.

2.Алиев, Ю.Б. Настольная книга учителя – музыканта. [Текст]: Ю.Б. Алиев.- М.: ВЛАДОС, 2002.

3.Бергер, Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке [Текст]: Н.А. Бергер. СПб. КАРО, 2004

4.Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы 1-8 классы. [Текст]: Программы для общеобразовательных школ. Музыка./Д.Б.Кабалевский М., 2005.

5.Критская, Е.Д. Музыка: 1-4кл. [Текст]: метод. пособие / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,

Т.С. Шмагина.- 2-е изд. – М.: Просвещение,2004.

6.Музыкальное образование в школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр [и др.]; под.ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001

7.Теория и методика музыкального образования детей: [Текст]: Научно- методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова [и др.]; - М., 2001.

8.Спутник учителя музыки [Текст]: метод. пособие/ С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов[и др.]; сост. Т.В. Челышева.- М., 1993.

9.Терентьева, Н.А. Программа «Музыка» [Текст]: Музыкально-эстетическое воспитание 1-4 классы. /Н.А. Терентьева. - М., 1994.

10.Шмагина, Т.С. Музыка в московских школах: Сценарии уроков с методическими рекомендациями: Пособие для учителя [Текст]: /Т.С. Шмагина. - М., 1993.

Периодика

Искусство в школе. Искусство и образование. Музыка в школе. Музыка и время. Начальная школа. Музыкальная жизнь. Дошкольник и младший школьник. Музыкальный руководитель. Вопросы психологии.

Музыкальная энциклопедия в 6 томах. М. 1973-1982.

Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. В 2 т.т. М. 1993-1998.

Интернет-ресурсы:

http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена

Федеральный портал Российское образование http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6

Библиотека портала – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – http://elibrary.ru/defaultx.asp

Гуманитарная электронная библиотека – http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/

Служба Twirps.com – http://www.twirpx.com/about/

Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml

http://www.school.edu.ru - государственные образовательные стандарты общего образования

http://www. All-music.boom.ru, www.notarhiv.ru - нотные архивы

http://www. music-dic.ru, www.musens.ru/ - музыкальные энциклопедии

http://www. muza-live.ucoz.ru/dir21-2-2 – профессиональные сетевые сообщества

Педагогика. Вопросы психологии. Учительская газета. Воспитание школьников. Народное образование. Первое сентября. Педагогический поиск. Семья и школа.

Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. В 2 тт. М., 1993, 1999.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости: тест по модулю 3 (см. в конце описания модуля 3)

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.