Практическое занятие 6. Теоретические основы и технологии изучения морфологии — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Практическое занятие 6. Теоретические основы и технологии изучения морфологии

2017-07-01 399
Практическое занятие 6. Теоретические основы и технологии изучения морфологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План:

1. Определение теоретических основ упражнений на усвоение частей речи.

2. Дидактические игры для изучения частей речи.

3. Проведение морфологического разбора частей речи.

4. Развивающее обучение грамматике.

5. Эвристическое обучение грамматике.

6. Проектное обучение грамматике.

7. Опережающее обучение грамматике.

8. Групповые технологии обучения грамматике.

9. Игровые технологии обучения грамматике.

Рекомендуемая литература:

Дидактический материал к урокам и внеклассным занятиям по русскому языку в начальной школе. – Новгород, 1986.

Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку для 3-4 кл. – М., 1997.

Ракитина М.Г. Русский язык. Математика. Дидактические материалы. 3 класс. – М., 2001.

Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М., 1994.

Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2002.

Сальникова Т.П. Методика грамматики и правописания. – М., 1996.

Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Пособие для студентов пед. учебных заведений по спец. “Педагогика и методика начального обучения”/ М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 1997.

Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Учебно-методическое пособие для учителей, работающих по системе Эльконина-Давыдова. – Томск, 1992.

Соколовская С.М. Развивающее обучение. Словарь в ребусах для 1-3 классов. – М., 1994.

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995.

Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1983.

Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. – М., 1996.

Волина В.В. Веселая грамматика. – М., 1995.

Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Ек., 1996.

Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх: развитие внимания, памяти, фонематического слуха, мышления, воображения на занятиях по русскому языку. – СПб., 1996.

Практическое занятие 8. Теоретические основы и технологии изучения синтаксиса

План:

1. Содержание программного материала по синтаксису.

2. Знакомство со словосочетанием и предложением

3. Языковые упражнения над словосочетаниями и предложениями.

Рекомендуемая литература:

Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий. О.В. Сосновская. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. – М., 1989.

Практическое занятие 9. Теоретические основы и технологии развития речи учащихся

План:

1. Развитие речи учащихся средствами ТРИЗ:

2. Обучение составлению образных характеристик

3. Обучение составлению рифмованных текстов

4. Обучение составлению рассказов по картине

5. Обучение составлению сказок

Рекомендуемая литература:

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. - Ульяновск, 2000.

Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), Челябинск, 2004.

Примерное содержание контрольной работы

1. Сравнить содержание и последовательность изучения в начальной школе одной из тем на выбор (фонетика, лексика, морфология, словообразование, орфография, синтаксис) по учебникам Т.Г. Рамзаевой, А.В. Поляковой, Бунеева Р.Н. и др.

2. На основе анализа программы и учебников «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой выяснить круг знаний и умений по выбранной теме в начальных классах.

3. Составить фрагмент урока/технологической карты ознакомления с новым материалом по выбранной теме.

При оценке данного задания учитывается: правильность методологического аппарата, программное содержание урока, структура урока, содержание его этапов, определение правильности и целесообразности решаемых на каждом этапе задач, эффективность и целесообразность использованных приемов, общая организация занятия

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости: тест по модулю 3 (см. в конце описания модуля 3)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц [Текст]: [Учеб. для вузов]: В 2 ч. / Под ред. Е. И. Дибровой. - Москва: Академия, 2002 -. - (Высшее образование). Ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / [Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Н. А. Николина, И. И. Щеболева]. - 2002. - 539

2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц [Текст]: [Учеб. для вузов]: В 2 ч. / Под ред. Е. И. Дибровой. - Москва: Академия, 2002 -. - (Высшее образование). Ч. 2: Морфология. Синтаксис / [В. В. Бабайцева, Н. А. Николина, Л. Д. Чеснокова и др.]. - 2002. - 703

3. Современный русский язык [Текст]: Тесты: учеб. пособие для студ. филол. фак. и абитуриентов / под ред. Г. Н. Ивановой-Лукьяновой; [сост.: Е. М. Белкина и др. ]. - Москва: Академия, 2002. – 217

4. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников [Текст]: [пособие для фак. нач. образования пед. вузов и учителей нач. кл.] / [Т. Г. Рамзаева, М. П. Воюшина, Г. С. Щеголева и др.]; под общ. ред. Т. Г. Рамзаевой. - Москва: Высшая школа, 2003. - 166,

5. Штрекер, Нина Юрьевна. Основы методики обучения русскому языку в начальной школе [Текст]: [учеб. пособие по рус. яз. для пед. вузов и учителей нач. кл.: учеб. пособие для вузов по спец. 032900 - Рус. яз. и лит.] / Н. Ю. Штрекер. - Москва: Высшая школа, 2003. - 252

Дополнительная литература:

1. Николаевич, Нина Дмитриевна. Русский язык (орфография и пунктуация) [Текст]: учеб. пособие / Н. Д. Николаевич, Л. В. Огадзе. - Москва: Проспект, 2004. - 226

2. Современный русский язык. Морфология [Текст]: словарь-справочник / Г. И. Панова; Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова. - Абакан: [б. и.], 2003 -.
Ч. 1. - 2-е изд., испр. и доп. - 2003. - 262

3. Богачев, Юрий Павлович. Русский язык с основами языкознания [Текст]: Практикум: [для дефектолог. фак. вузов] / Ю. П. Богачев. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2006. - 206

4. Горецкий, Всеслав Гаврилович. Русский язык [Текст]: учеб.-тетрадь для 1-го кл. нач. шк. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2002. - 126, [1] с 10 экз

5. Зеленина, Лидия Михайловна Русский язык [Текст]: учеб. для 4-го кл. нач. шк.: В 2 ч. / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. - 3-е изд. - Москва: Просвещение, 2003 -.
Ч. 1. - 2003. - 124, [

6. Начальные классы: 1-4-ые кл. (1-4) [Текст]: программы: В 2 ч. - 3-е изд. - Москва: Просвещение, 2002 -. - (Программы общеобразовательных учреждений).
Ч. 1: [Русский язык. Письмо. Детская риторика. Литературное чтение. Математика. Информатика] / [Сост.: Т. В. Игнатьева, Л. А. Вохмянина]. - 2002. - 317,

7. Рамзаева, Тамара Григорьевна. Русский язык [Текст]: учеб. для 1-го кл. четырехлет. нач. шк. / Т. Г. Рамзаева. - 4-е изд., стер. - Москва: Дрофа, 2003. - 112 с. 20 экз

8. Рамзаева, Тамара Григорьевна. Русский язык [Текст]: учеб. для 2-го кл. четырехлет. нач. шк. / Т. Г. Рамзаева. - 4-е изд., стер. - Москва: Дрофа, 2003. - 205, 20 экз

9. Рамзаева, Тамара Григорьевна. Русский язык [Текст]: учеб. для 3-го кл. четырехлет. нач. шк. / Т. Г. Рамзаева. - 8-е изд., стер. - Москва: Дрофа, 2003. - 255 с. 14 экз

10. Рамзаева, Тамара Григорьевна. Русский язык [Текст]: учеб. для 4-го кл. четырехлет. нач. шк. / Т. Г. Рамзаева. - 7-е изд., стер. - Москва: Дрофа, 2002. - 253

11. Русская азбука [Текст]: учеб. для 1-го кл. / [В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько, В. Д. Берестов]; Худож. С. Р. Ковалев. - 6-е изд. - Москва: Просвещение, 2003. - 239

Дисциплина «ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Тема 1. Теоретические основы и методика изучения целых неотрицательных чисел в начальной школе. Лекции (4 часа)

Краткие исторические сведения о возникновении понятия на­турального числа и нуля. Основные положения теории множеств Г. Кантора. Теоретико-множественный подход к построению множества Zо. Отношения "равно", "меньше" на множестве целых неот­рица­тельных чисел. Отрезок натурального ряда чисел. Порядковые и количест­венные натуральные числа. Натуральное число как мера отрезка.

Понятие системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Десятичная система счисления.. Запись чисел, арифметические действия в позиционных системах счисления, от­личных от десятичной. Переход от записи чисел в одной системе счисления к записи в другой.

Подготовительный период к изучению математики (вводные уроки математики. Методика изучения нумерации чисел первого десятка. Методика изучения нумерации чисел в концентре «Сотня». Методика изучения нумерации чисел в концентре «Тысяча». Методика изучения нумерации многозначных чисел

Тема 2. Теоретические основы и методика обучения выполнению арифметических дейст­вий над целыми неотрица­тельными числами. Лекции (4 часа)

Смысл арифметических дейст­вий над целыми неотрица­тельными числами (в трех подходах), законы. Связь с начальным курсом математики.

Практические занятия (6 часов)

План проведения практических занятий

1. Обсуждение теоретических вопросов (доклады студентов, сопровождающиеся презентациями, показ фрагментов уроков).

Вопросы для обсуждения:

Методика формирования представлений о конкретном смысле сложения и вычитания. Методика обучения сложению и вычитанию в пределах 10. Методика обучения устному сложению и вычитанию в пределах 100. Методика обучения письменному сложению. Методика обучения письменному вычитанию. Методика обучения устному сложению и вычитанию в пределах 1000.

Методика формирования представлений о конкретном смысле умножения. Методика формирования представлений о конкретном смысле деления. Методика обучения табличному умножению и делению. Методика обучения внетабличному умножению и делению. Методика обучения письменному умножению. Методика обучения письменному делению.

2. Выполнение практических упражнений. Составление технологической карты урока по одной из тем.

3. Математический диктант.

Тема 3. Теоретические основы и методика обучения решению задач. Практические занятия(4 часа)

Тема изучается в соответствии с содержанием интерактивного электронного учебника - Аракелова Т.Л. «Методика обучения решению задач в начальных классах» / Электронный учебник ФГНУ «Государственный координационный центр информационных технологий», отраслевой фонд алгоритмов и программ Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 9237 31.10.2007

Занятия проводятся в компьютерном классе в соответствии с методикой применения электронного учебника в образовательном процессе (изучение теоретического материала, выполнение практических заданий, итоговое интерактивное задание по каждой теме, итоговый тест по теме).

Вопросы, раскрываемые в содержании учебника:

Понятие текстовой задачи. Структура задачи. Методы решения задач. План работы над задачей. Формирование понятие «задача»; формирования умения решать задачи. Классификация простых задач. Методика обучения решению задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого. Методика обучения решению задач на нахождение остатка и неизвестного уменьшаемого или вычитаемого. Методика обучения решению задач на нахождение произведения и неизвестного множителя. Методика обучения решению задач на деление по содержание и на равные части и на нахождение неизвестного делимого или делителя. Методика обучения решению задач, связанных с понятием разности. Методика обучения решению задач, связанных с понятием отношения.

Различные подходы к введению составной задачи. Задачи на тройное правило. Задачи на нахождение неизвестных по результатам действий: задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности. Задачи на нахождение неизвестных по результатам действий: задачи на нахождение неизвестных по их сумме и отношению. Задачи на нахождение неизвестных по результатам действий: задачи на нахождение неизвестных по их разности и отношению. Задачи на нахождение неизвестных по результатам действий: задачи на нахождение неизвестных по двум остаткам или двум разностям. Задачи на нахождение неизвестных по результатам действий: задачи на нахождение неизвестных по трем суммам этих неизвестных, взятых попарно. Задачи на пропорциональное деление. Задачи на исключение одного из неизвестных.

Задачи на движение: задачи на встречное движение. Задачи на движение: задачи на движение в противоположном направлении. Задачи на движение: задачи на движение в одном направлении. Нестандартные задачи в курсе математики начальной школы.

Тема 4. Теоретические основы и методика изучения алгебраических понятий в начальной школе. Лекции (4 часа)

Числовое выражение и его значение. Числовые равенства и неравенства, их свойст­ва. Выражение с переменной, его область определения. Тождественные преобразова­ния выражений. Тождество. Уравнения и неравенства с одной переменной. Равносильные уравнения и неравен­ства. Теоремы о равносильности уравнений и неравенств.

Методика изучения числовых выражений. Методика изучения числовых равенств и неравенств. Методика изучения выражений с переменными; неравенств с переменной. Методика изучения уравнений.

Тема 5. Теоретические основы и методика изучение величин. Лекция (2 часа)

Свойства величин. Отражение свойств реального мира через понятие величины. Основные свойства скалярных величин. Понятие измерение величины.

Длина отрезка, площадь фигуры, масса тела, время, объем тела, их единицы изме­рения. Другие величины, рассматриваемые в начальной школе: масса, стоимость, время, скорость, путь. Единицы их измерения, взаимосвязь между ними.

Практические занятия (2 часа)

План проведения практического занятия

1. Обсуждение теоретических вопросов (доклады студентов, сопровождающиеся презентациями, показ фрагментов уроков).

Вопросы для обсуждения:

Общие вопросы методики изучения величин в начальной школе. Методика изучения длины и ее мер. Методика изучения массы и ее мер. Методика изучения емкости (объема) и ее (его) мер. Методика изучения времени и его мер. Методика изучения площади и ее мер.

2. Математический диктант

Тема 6. Теоретические основы и методика изучения геометрических понятий. Лекции (4 часа)

Краткие исторические сведения о возникновении геометрии. Система геометриче­ских понятий, изучаемых в школе. Геометрические фигуры, их определения, свойства и признаки. Построение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки.

Практические занятия (2 часа)

План проведения практического занятия

1. Обсуждение теоретических вопросов (доклады студентов, сопровождающиеся презентациями, показ фрагментов уроков).

Вопросы для обсуждения:

Общие вопросы методики изучения геометрического материала в начальной школе. Методика формирования представлений о точке, линии. Методика формирования понятий луча и отрезка. Методика формирования понятия угла. Методика формирования понятий треугольника, четырехугольника (прямоугольника, квадрата). Методика формирования представлений о круге и окружности.

2. Практическая групповая работа «Применение теории поэтапного формирования понятий и умственных действий при изучении геометрических понятий в начальной школе»

3. Математический диктант.

Примерное содержание контрольной работы

Содержание контрольной работы – выполнение комплексного задания. Комплексное задание представлено интеграцией дисциплинарных знаний и умений из математики, методики ее преподавания в начальных классах, теоретической и практической педагогики и информационных технологий в начальном образовании в условиях смоделированной учебно-познавательной задачи.

Алгоритм выполнения контрольной работы:

1 Выбрать одну из тем из перечня частных вопросов методики обучения математике.

2. Выбрать УМК, в котором будет выполняться задание.

3. По выбранной теме разработать проект, в котором нужно отразить следующее:

- определить место темы в учебных программах (что является основой для изучения данной темы и для какого последующего материала данная тема в свою очередь является основой);

- сформулировать дидактическую цель изучения темы и задачи для каждого этапа;

- изложить теоретические основы учебного материала;

- изложить порядок, логику изучения темы;

- описать методику изложить изучения темы;

- охарактеризовать типичные ошибки, пути их предупреждения и преодоления;

- охарактеризовать содержание и особенности домашней работы в рамках заданной темы;

- охарактеризовать содержание и особенности проектной (исследовательской) деятельности учащихся в рамках заданной темы;

- охарактеризовать возможности использования компьютера, мультимедиа-средств при изучении данной темы.

4. Сдать работу на проверку в распечатанном или рукописном виде.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости: тест по модулю 3 (см. в конце описания модуля 3)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Стойлова, Любовь Петровна. Математика [Текст]: [учеб. для вузов по спец. «Педагогика и методика нач. образования»] / Л. П. Стойлова, 2002. - 420, [1]

2. Аракелова, Татьяна Леонидовна. Сборник диктантов по курсу "Теоретические основы и технологии начального математического образования" [Текст] / Т. Л. Аракелова, Е. С. Зубарева, М. В. Ломаева, 2008. - 39 с

3. Аракелова Т.Л. «Методика обучения решению задач в начальных классах» / Электронный учебник. ФГНУ «Государственный координационный центр информационных технологий», отраслевой фонд алгоритмов и программ Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 9237 31.10.2007

Дополнительная литература

1. Зубарева Е.С. Теоретические основы и технологии начального математического образования. Электронный учебник.

2. Тонких А.П. Математика. В 2-х книгах. М.: Книжный дом «Университет», 2002.

Интернет-ресурсы:

http://www.biblioclub.ru

http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена

http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6

Библиотека портала – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – http://elibrary.ru/defaultx.asp

Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/

http://www.school.edu.ru


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.