Сущность понятий «метод», «прием», «средства» воспитания. Их взаимосвязь. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Сущность понятий «метод», «прием», «средства» воспитания. Их взаимосвязь.

2017-07-01 2555
Сущность понятий «метод», «прием», «средства» воспитания. Их взаимосвязь. 4.33 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Образование и его модернизация в соответствии с государственными документами.

 

Модернизация образования— это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования. Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует целостному представлению содержания школьного образования и деятельностному его освоению. Школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Особое внимание должно быть уделено созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей. Естественно, такая школа требует и новых учителей. Предыдущая система образования и обучения ставила задачу овладения знаниями, умениями и навыками. Новый стандарт начального образования — это на научной основе сделанный заход на формирование компетенций, которые более или менее характеризуют креативную личность.

В основу модернизации образования на первое место надо поставить постепенное изменение образовательного мировоззрения. Это долговременная задача, так как она затрагивает в первую очередь педагогов, в сознании которых в немалой степени присутствуют авторитарность и оторванность от потребностей общества. Не менее значима задача проведения масштабных изменений в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет на себе печать прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня.

В завершение следует отметить, что процесс модернизации образования — это постепенный процесс, который должен соответствовать развитию общества, отвечать на его вызовы, а самое главное — формировать из школьника личность, вооруженную современными знаниями, способную их наращивать и уметь превращать в практические дела.

 

2. Сущность и особенности процесса воспитания.

 

В широком смысле под воспитанием понимают передачу от поколения к поколению знаний, умений, навыков социального поведения, нравственных норм, т.е. накопленного человечеством опыта, духовного наследия. Осуществляется этот процесс всеми социальными институтами государства: образовательными учреждениями, семьей, церковью, общественными и культурными организациями, средствами массовой информации.

В более узком, педагогическом, смысле воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности ребенка, подготовку его к жизни, привитие ему определенных навыков поведения, личностных качеств. Это и есть цель воспитания. Под воспитанием понимается как процесс, так и результат воспитательной деятельности.

Различают такие виды воспитания:

1) Нравственное воспитание

2) Умственное воспитание

3) Физическое воспитание.

4) Эстетическое воспитание.

5) Гендерное воспитание ранее применялся термин «половое воспитание».

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей:

Прежде всего это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Вместе с тем процесс воспитания — многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса.

Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.

Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.

Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность. Школьное воспитание — это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания — комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.

Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться — это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Технология сотрудничества.

Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем вариантам организации работы малых групп. – общность ццели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

Игровые технологии.

Технология всех деловых игр состоит из нескольких этапов.

1. Подготовительный. Включает разработку сценария — условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика

проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.

2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.

3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

4. Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Методика развивающего обучения — это принципиально иное построение учебной' деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным обучением, основанным на натаскивании и зазубривании. Суть ее концепций заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на всестороннее развитие ребенка.

 

 

Урок-проект

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

3 Урок-игра в основном проводится для младших школьников. Одним из важнейших приемов при обучении детей является игра. Факторы, сопровождающие игру, интерес, чувство удовлетворения, радости - облегчает обучение. Игра конкретна и соответствует развитию младших школьников. Возбуждение, вызываемое игрой, создает как бы зону торможения для всего того, что находится вне игры.

5 Уроки - путешествия это яркая эмоциональная форма работы имеет свои отличительные особенности:

· наличие карты-путешествия;

· в карте путешествия отмечаются все станции, на которых предстоит побывать участникам путешествия;

· в путешествие в обязательном порядке включаются элементы ролевой игры.

Были проведены уроки-путешествия:

1 «Первый раз в первый класс»

2 «Числа от 1-10» (побывали в стране цифр и чисел)

3 «Закрепление изученного материала» (математическое путешествие в осенний лес)

4 «Названия компонентов при сложении» (урок-путешествие в космос)

Урок-путешествие один из наиболее интересных, применяемых на всех этапах изучения материала.

 

Образование и его модернизация в соответствии с государственными документами.

 

Модернизация образования— это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования. Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует целостному представлению содержания школьного образования и деятельностному его освоению. Школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Особое внимание должно быть уделено созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей. Естественно, такая школа требует и новых учителей. Предыдущая система образования и обучения ставила задачу овладения знаниями, умениями и навыками. Новый стандарт начального образования — это на научной основе сделанный заход на формирование компетенций, которые более или менее характеризуют креативную личность.

В основу модернизации образования на первое место надо поставить постепенное изменение образовательного мировоззрения. Это долговременная задача, так как она затрагивает в первую очередь педагогов, в сознании которых в немалой степени присутствуют авторитарность и оторванность от потребностей общества. Не менее значима задача проведения масштабных изменений в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет на себе печать прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня.

В завершение следует отметить, что процесс модернизации образования — это постепенный процесс, который должен соответствовать развитию общества, отвечать на его вызовы, а самое главное — формировать из школьника личность, вооруженную современными знаниями, способную их наращивать и уметь превращать в практические дела.

 

2. Сущность и особенности процесса воспитания.

 

В широком смысле под воспитанием понимают передачу от поколения к поколению знаний, умений, навыков социального поведения, нравственных норм, т.е. накопленного человечеством опыта, духовного наследия. Осуществляется этот процесс всеми социальными институтами государства: образовательными учреждениями, семьей, церковью, общественными и культурными организациями, средствами массовой информации.

В более узком, педагогическом, смысле воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности ребенка, подготовку его к жизни, привитие ему определенных навыков поведения, личностных качеств. Это и есть цель воспитания. Под воспитанием понимается как процесс, так и результат воспитательной деятельности.

Различают такие виды воспитания:

1) Нравственное воспитание

2) Умственное воспитание

3) Физическое воспитание.

4) Эстетическое воспитание.

5) Гендерное воспитание ранее применялся термин «половое воспитание».

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей:

Прежде всего это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Вместе с тем процесс воспитания — многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса.

Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.

Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.

Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность. Школьное воспитание — это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания — комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.

Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться — это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Сущность понятий «метод», «прием», «средства» воспитания. Их взаимосвязь.

 

Методы воспитания применительно к школьной практике – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Их столько, сколько может использовать воспитатель, сотрудничая со своими воспитанниками, опираясь на их силы, возможности и желания. Практика воспитания использует, прежде всего, те пути, которыми шли прежние поколения. Однако во многих случаях они могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача искать новые пути, которые бы максимально соответствовали конкретным условиям воспитания, позволяли быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического мастерства.

Приемы воспитания – часть общего метода, отдельные действия, приносящие конкретное улучшение. Образно говоря, приемы – это тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться другие, они могут постепенно превратиться в широкие пути – методы. Такова связь методов и приемов воспитания.

Выделяются и средства воспитания. Если прием – единичное воздействие, то средство есть совокупность приемов; это уже не прием, но еще и не метод. Например, труд – средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в нем – это приемы. Слово (в широком понимании) – средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение – приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели.

Модификаций методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация, т.е. выстроенная по определенному признаку система. Опираясь на нее, педагог ясно представляет себе назначение, характерные признаки методов воспитания в целом.Таким образом, методы воспитания – это пути достижения цели. Их много. По характеру выделяются методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.