Характеристика современных технологий воспитания. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Характеристика современных технологий воспитания.

2017-07-01 762
Характеристика современных технологий воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Воспи Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

 

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

 

Диагностирование

 

Целеполагание

 

Проектирование

 

Конструирование

 

Организационно – деятельностный компонент

 

Контрольно – управленческий компонент

 

Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

 

Содержанием воспитательных технологий являются:

 

Научно обоснованные социализированные требования

 

Передача социального опыта

 

Постановка цели и анализ сложившейся ситуации

 

Социализированная оценка ученика

 

Организация творческого дела

 

Создание ситуации успеха

 

Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

 

Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

 

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

 

Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)

 

Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)

 

Содержательная (предметная) деятельность

 

Завершение

 

Проекция на будущее

 

Рассмотрим отдельные педагогические технологии.

 

Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:

 

Переход от педагогики требований к педагогике отношений

 

Гуманно – личностный подход к ребёнку

 

Единство обучения и воспитания

 

Концептуальный положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

 

превращение школы Знания в школу Воспитания;

 

постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

 

гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих

 

ценностей;

 

развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;

 

возрождение национальных культурных традиций;

 

сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

 

постановка трудной цели;

 

Гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили.

 

Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:

 

способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке

 

благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

 

развитие и становление познавательных сил ребенка;

 

идеал воспитания – самовоспитание;

 

Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.

 

Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

 

Концептуальные идеи, принципы:

 

идея включения детей в улучшение окружающего мира;

 

идея соучастия детей в воспитательном процессе;

 

коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;

 

комплексный подход к воспитанию;

 

личностный подход, одобрение социального роста детей;

 

Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Идеи и принципы:

 

в воспитании нет главного и второстепенного;

 

воспитание – это прежде всего человековедение;

 

эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;

 

принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;

 

культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;

 

приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

 

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

 

Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Использование опыта мировой педагогической науки поможет в решении данных задач.тательные технологии – это система научно обосно ванных приемов и методик, способствующих установ лению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается постав ленная цель – приобщение воспитуемых к общечело веческим культурным ценностям.Содержанием воспита тельных технологий являются: научно обоснованные социализированные требования, передача социального опыта,постановка цели и анализ сложившейся ситуации, социализированная оценка ученика, организация творчес кого дела,создание ситуации успеха.Педагогика сотрудни чества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Целевыми ориентациями данной технологии являются:переход от педагогики требо ваний к педагогике отношений,гуманно – личностный под ход к ребёнку, единство обучения и воспитания.Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии являют ся: способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке,благородного человека путем раскрытия его лич ностных качеств;развитие и становление познавательных сил ребенка; идеал воспитания – самовоспитание; Техно логия гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинс кого. Идеи:в воспитании нет главного и второстепенного; воспитание – это прежде всего человековедение; эстети ческое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления; принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов; культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы; приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.