Книгопечатание и просвещение на белорусских землях в период ВКЛ и Речи Посполитой. Первые учебные книги, созданные белорусскими просветителями. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Книгопечатание и просвещение на белорусских землях в период ВКЛ и Речи Посполитой. Первые учебные книги, созданные белорусскими просветителями.

2017-07-01 2146
Книгопечатание и просвещение на белорусских землях в период ВКЛ и Речи Посполитой. Первые учебные книги, созданные белорусскими просветителями. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

В XIV—XV вв. в Беларуси наблюдалось значительное развитие образования, распространение книг, оживление духовной жизни. Библиотеки и центры рукописного искусства существовали в Полоцке, Слуцке, Супрасле, Гродно, Новогрудке, Бресте и других городах.

 

Гуманистический характер носила деятельность братских школ, возникавших в XVI-XVII вв. на территории Западной Беларуси и Украины.

 

Первой украинской братской школой была Львовская, основанная в 1586 году. В ближайшие десятилетия возникли Виленская, Брестская, Могилевская, Луцкая, Киевская и многие другие братские школы в городах Украины и Беларуси. Деятельность братских школ регламентировалась уставом. Устав подробно определял качества, которыми должны обладать учителя. В школу принимались дети всех сословий, без различия их социального и материального положения. Сироты содержались на полном иждивении братства.

 

На первом месте в братских школах стояло обучение славянскому языку. Преподавались также греческий и латинский языки, а также «семь свободных искусств». В учебных занятиях братских школ имелись элементы классно-урочной системы, использовалось народное творчество. Многие демократические черты братских школ Украины, являвшихся передовыми школами своего времени, созвучны прогрессивным принципам Коменского.

 

В XVI в. начался новый этап развития белорусской культуры, связанный с формированием белорусской народности, расширением гуманистических и просветительских тенденций. Более активно стали развиваться различные виды искусства, особенно архитектура, летописное дело, литература. В 1523 г. белорусский поэт-гуманист Микола Гусовс- кий (1470-1533) издал в Кракове глубоко патриотическую «Песню про зубра», произведение огромной художественной силы, истинный гимн белорусской земли.

 

Выдающимся деятелем белорусской, славянской и мировой культуры был Франциск Скорина — просветитель, гуманист, ученый, писатель, мыслитель, творчество которого оказало огромное влияние на развитие белорусского языка, литературы, книгопечатания.

 

Ф. Скорина родился в Полоцке, крупном торгово-ремесленном и культурно-просветительском центре Беларуси того времени. В 1506 г. Скорина окончил Краковский университет, получив степень бакалавра. Осенью 1512 г. Скорина прибыл в знаменитый Падуанский университет, где блестяще выдержал экзамен на степень доктора медицины. На территории Великого княжества Литовского, в состав которого входили белорусские земли, в то время не было необходимой полиграфической базы, поэтому Скорина был вынужден искать другое место для начала своей книгоиздательской деятельности. Он поехал в Прагу, столицу Чехии. В короткий срок Скорина осуществил высокохудожественный и квалифицированный перевод Ветхого завета на язык, близкий к старобелорусскому языку. Первой книгой, изданной Скориной 6 августа 1517 г. в Праге, был Псалтырь. Эту книгу он напечатал не только с религиозными, но и с просветительскими целями.

 

В 1517—1519 гг. Скорина издал в Праге на старобелорусском языке 22 книги Ветхого завета. Пражские издания Скорины, оригинальные по содержанию, переводу, комментариям, предисловиям, по языку, художественному и типографскому оформлению, являются уникальными памятниками светской ренессансно-библейской письменности. Около 1520 г. Скорина переехал в столицу Великого княжества Литовского - Вильно. Город Вильно в XVI в. был центром белорусской культуры, где в разные периоды проходила жизнь и деятельность многих белорусских писателей, общественных и государственных деятелей. В виленской типографии Скорина издал две книги - «Малую подорожную книжку» и «Апостол».

 

Книгоиздательская и литературная деятельность белорусского гуманиста, просветителя, философа, поэта Сымона Будного проходила главным образом в Беларуси. В 1562 г. в Несвиже он издал первую в Беларуси книгу на белорусском языке — «Катехизис». Последователем Ф.Скорины можно с полным правом считать знаменитого деятеля Реформации Василя Тяпинского. Сохранилось только одно его издание - «Евангелие». Оно было напечатано на церковнославянском и белорусском языках. В предисловии к своей книге Тяпинский выступал в защиту отечественной культуры, белорусского и славянского языков.

 

После изобретения книгопечатания существенно возросло значение книги как средства хранения и передачи накопленного педагогического опыта. Богатейшая и самобытная традиция книгопечатания в Беларуси способствовала накоплению опыта издания детской книги и учебной работы с ней. Белорусский просветитель и книгопечатник Спиридон Соболь впервые употребил термин «букварь». Составленная и изданная им в 1631 году книга начальной грамоты для белорусских детей так и называлась.

 

Важным направлением в белорусском кириллическом книгопечатании была деятельность братских типографий, которые сыграли большую роль в развитии различных сфер белорусской культуры, языка, письменности, в укреплении культурных связей между Россией и Украиной. Виленская братская типография занималась выпуском не только богословской литературы, но и учебников для братских школ. Значительным событием было издание «Грамматики славянской» Лаврентия Зизания, которая на протяжении 25 лет использовалась в качестве учебника в братских школах Беларуси, Литвы и Украины.

 

Особо важную роль в истории просвещения русского и белорусского народов сыграл Симеон Полоцкий (в миру - Самуил Гаврилович Ситнянович-Петровский; 1629—1680) — монах, духовный писатель, богослов, поэт, драматург и переводчик. Он являлся наставником детей Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Федора.

 

Родился Симеон Полоцкий в 1629 году в Полоцке, учился в Киево-Могилянской коллегии. Принял монашество и стал дидаскалом братской школы в Полоцке. В 1667 году Симеон Полоцкий назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича, для которых написал несколько нравоучительных сочинений.

 

Полоцкому приписывается авторство первоначального проекта Устава Славяно-греко-латинской академии, представленного на утверждение царя Федора Алексеевича в 1682 году. http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=1629

27. Поликонфессиональный характер образования на белорусских землях в период Речи Посполитой. Просветительская деятельность Симеона Полоцкого.

В 1569 году после заключения Люблинской унии между Великим княжеством Литовским и Польшей возникло федеративное государство – Речь Посполитая. Это событие и последовавшая позднее Бресткая церковная уния (1596), целью которой в конечном итоге было полное окатоличивание и ополячивание белорусского народа, сыграли весьма драматическую роль в судьбах белорусского образования и школы.

 

Во-первых, белорусский язык становится второразрядным (в 1696 году белорусский язык был запрещен и все делопроизводство окончательно переходит на польский язык).

 

Во-вторых, обострилось открытое противоборство между римско-католической церковью, за которой стоял Ватикан и польско-литовская правящая верхушка и православной церковью, опиравшейся на православное в массе своей белорусское население.

 

В-третьих, появляется униатская церковь, подчиненная Ватикану, но при сохранении православных обрядов и церковнославянского богослужения. Однако сопротивление унии среди верующих потребовало от руководства церкви подготовки проповедников и создания школ. Складывается система униатских школ, предназначенных для бедного населения, где изучались катехизис и языки и общий уровень обучения был невысоким.

 

Для борьбы с католической экспансией и унией, в которой православная церковь видела средство окатоличивания и ополячивания белорусского и украинского народов, в Беларуси и Украине стали создаваться братства (православные братства) – национально-религиозные и общественные объединения, возникшие во второй половине XVI в. Их основной целью была борьба за народные традиции, веру отцов и духовное просвещение подрастающих поколений. При братствах открывались школы, где учились дети из разных сословий, а плата за обучение дифференцировалась в зависимости от уровня достатка семьи.

 

Братские школы возглавлял ректор. Ему помогали «дозорцы» – лица, назначаемые от братства для контролирования деятельности школы. Учебный день делился на две части: до обеда и после обеда. Так, занятия начинались утром, в 9 часов. После молитвы учитель опрашивал учащихся и проверял письменное домашнее задание. Затем следовало объяснение нового материала и его закрепление. После обеда в присутствии учителя или его помощников из старших наиболее успешных учеников, ученики выполняли задание, спрашивали и проверяли друг друга. В субботу проверялся весь материал, пройденный за неделю. Организационные формы обучения в братских школах с течением времени менялись. Сначала преобладало индивидуальное обучение, но постепенно оно заменяется коллективным, а вначале XVII в – классно-урочным.

 

Классно-урочная система обучения в братских школах Беларуси в известном смысле предвосхитила ее разработку в светской педагогике, которая выделилась из общей системы знаний в отдельную науку благодаря деятельности чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского в первой четверти XVII в.

 

Образование в братских школах было ориентировано на изучение языков, поэтому их называли еще и греко-славянскими. Позже в программу обучения включили латинский и польский языки. Но основное внимание концентрировалось на изучении произведений православных авторов (И.Златоуст, В.Великий, И.Дамаскин) и деятелей братских школ (Л.Зизаний, И.Копинский, М.Смотрицкий). Обучение делилось на две ступени. Младших школьников учили грамоте и пению, старшие изучали старославянский, греческий и латинский языки, грамматику, диалектику, риторику, поэтику, элементы математики и философии, астрономию. Некоторые братские школы имели типографии и обменивались изданными в своих типографиях произведениями, школьными учебниками.

 

Братские школы отличались строгой дисциплиной: пропуск занятий в течение нескольких дней без уважительной причины мог стать основанием для исключения. Такое же наказание распространялось на учеников, обвиняемых в пьянстве, воровстве, клевете и так далее. Физические наказания применялись крайне редко, что резко контрастировало с западноевропейскими школами, где широко использовались розги.

 

Учителя братских школ внесли большой вклад в создание первых учебных пособий. Среди них нужно отметить Л.Зизания (?–после 1633) – гуманиста и просветителя белорусского, русского и украинского народов. Работал учителем в братских школах во Львове, Бресте, Вильно. Его крупнейшими произведениями являются: «Азбука», «Грамматика словенска», «Лексис». Последнее является своего рода первой славянской энциклопедией, где в числе прочих толкуются и некоторые педагогические и психологические термины. Много внимания уделял вопросам воспитания и обучения.

Симеон Полоцкий или Самуил Гаврилович Петровский-Ситниянович (1629‑1680) видел задачу наставника в научении детей читать книгу, «написанную Богом», так как мир ему представлялся божественным познанием. Придерживался известной идеи «tabula rasa» о врожденной непогрешимости человека (задача воспитания – помочь дитя следовать мужеству, мудрости и правде в жизни). Пример и подражание он считал важнейшими способами воспитания, а природу, искусство и книги, – его важнейшими средствами. Считал, что человек рождается без каких-либо врожденных идей, нравов и принципов. Душа, ум ребенка подобны «скрижалем ненаписанным», следовательно, ведущая роль в развитии человека принадлежит воспитанию и воспитателю. Выступал против теории врожденных идей.

 

Утверждал, что душа ребенка, его ум обогащаются как в процессе целенаправленного обучения, так и в процессе общения с окружающей средой, которую рассматривал как «море жизни», из которого ребенок черпает разнообразный жизненный опыт. Акцентировал внимание на необходимости организации целенаправленного воспитательного процесса. Вместе с тем не отрицал влияния на развитие ребенка и стихийных факторов, в частности, воздействия людей, которые окружают ребенка. Считал, что если человек из знатного рода живет среди пьяниц, блудников и блудниц, он тоже может стать таким. Призывал оберегать детей от «злого общества» и поощрять их отношения с хорошими людьми.

 

Все зло существующее в обществе объяснял низким уровнем образованности его членов. Следовательно, путь улучшения общества – устранение необразованности, непросвещенности. Через образование и воспитание предлагал решать все социальные проблемы общества. Подчеркивал огромную роль родителей, учителей в воспитании и обучении подрастающего поколения. Затрагивал вопрос подготовленности родителей к воспитанию детей. Отмечал значительную роль образа жизни родителей на воспитание. Не отрицал применения наказания как метода воспитания. Важную роль в решении задачи подготовки детей к жизни отводил школе. Считал, что школа должна давать знания, которые связаны с практической деятельностью человека, а следовательно, которые могут быть использованы в самостоятельной жизни.

 

Как существенный фактор, влияющий на воспитание человека, на подготовку его к жизни рассматривал книгу «...разум во книгах изобретают». В книгах сосредоточены все знания, книга это «вторая память человека». Выделял возрастные особенности и соответствующую им возрастную периодизацию детей и юношей:

 

1) от рождения до 7 лет – период нравственного воспитания;

 

2) от 7 до 14 лет – период практического обучения;

 

3) от 14 до 21 года – период умственного развития и гражданского воспитания.

 

Основными трудами С.Полоцкого являются: «Вечеря душевная», «Обед душевный», Ветроград многоцветный».

 

В 1664 году он переезжает в Москву и становится советником русского царя по церковным вопросам. С 1667 года – воспитатель и учитель детей царя Алексея Михайловича, в том числе малолетнего Петра, будущего русского царя Петра I.

 

В целом деятельность братских школ способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания. Они сыграли исключительно важную роль в борьбе против католицизма, полонизации и отстаивания православной веры. Борясь за сохранение национальных традиций, они перенимали некоторые формы западноевропейского образования и культуры.

 

XVIII век в истории Беларуси является периодом полного господства польско-католической традиции образования, когда все учебные заведения школьного типа сконцентрировались полностью в руках монашеских орденов: иезуитов, доминиканцев, базилиан, кармелитов, францисканцев, бернардинцев. Этому содействовала прежде всего политика польских правящих верхов. В 1696 году постановлением Сейма Речи Посполитой было официально запрещено использовать белорусский язык в государственном делопроизводстве.

 

Такое решение поставило латинские и католические учебные заведения в привилегированное положение и привело к вытеснению из сферы образования школ других конфессий – они стали повсеместно закрываться, братские школы прекратили свою деятельность. Кроме того, усиливаются гонения на православных – практика изъятия православных церквей в ведение униатской церкви и перевод богослужения в них на польский язык становятся повсеместным явлением. Доступ к обучению для детей обедневших православных и униатских священников в монашеские католические школы был почти закрыт, а получить образование в иных учебных заведениях было невозможно, ведь требовалось перейти в католичество, то есть, изменить вере своих отцов и предков. И хотя пиарские школы принимали, например, детей всех сословий, особой популярностью они пользовались у представителей ополяченной шляхты: обучение в пиарских школах было бесплатным и велось на польском языке. Вместе с тем в середине XVIII в. польскими властями предпринимаются реформы с целью придать системе образования светский характер.

 

Первым объектом реформаторской деятельности становятся как раз пиарские школы. Дело в том, что передовым польским мыслителям и государственным деятелям засилье орденских школ и католического образования представлялось чрезмерным, так как все эти учебные заведения ориентировали на знание латинского языка и католической веры, но не содействовали развитию в своих воспитанниках польского национального самосознания. Государство решило принять определенные меры для совершенствования правил приема, методов преподавания и воспитания молодежи. Так, С.Канарским были внесены изменения в содержание программы школьного образования: в основу программы обучения в пиарских школах были положены польский язык и произведения польских авторов, история Польши, всемирная история и география, общественные и естественные науки, математика.

 

Однако наиболее масштабной попыткой придать школе светский характер посредством реформы всей системы образования Речи Посполитой была предпринята в 70-х гг. XVIII в. Эдукационной комиссией (1773–1794) – государственным органом управления системой образования. Деятельность комиссии проходила в сложных условиях. Практически все школы находились в руках монашеских орденов, основным контингентом которых являлись дети шляхты. Школы для низших сословий практически везде отсутствовали. Была предпринята попытка отделить школу от церкви – общее управление образованием изымалось из рук духовенства, а преподавание теологии в школах запрещалось.

 

Содержание школьного образования пересматривалось в сторону увеличения часов на преподавание математики, предметов естественного цикла (знания по природоведению, элементы знаний из биологии и химии, астрономии, физики), математики. Подчеркивалась важность физического воспитания. В то же время вопрос о женском образовании и образовании на родном языке для представителей белорусского и украинского крестьянского сословия не рассматривался.

 

За 20 лет деятельности Эдукационная комиссия открыла только двадцать школ. Против новой системы просвещения выступило католическое духовенство и консервативная часть помещиков. Они сорвали планы комиссии по открытию приходских школ для крестьян. Не был также реализован принцип бессословности образования. Наконец, разгоревшаяся междоусобица и политическая нестабильность, которые в конечном итоге привели к ликвидации независимости польского государства в результате трех разделов Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австро-Венгрией, не дали возможности реализовать задуманную реформу. В результате этих разделов (1772, 1793, 1795 гг.) белорусские земли отошли к России и были объединены в пять губерний. Вхождение Беларуси в состав Российской Империи подвели черту под целым историческим периодом и открыли новую страницу в истории просвещения в Беларуси.

 

28. Проблемы создания национальной системы образования на белорусских землях в период вхождения их в состав Российской империи.

 

 

В результате разделов Речи Посполитой (конец XVIII века) белорусские земли вошли в состав Российской империи. Царское правительство не стало полностью уничтожать старую систему образования, что было связано с нехваткой средств, педагогических кадров, невозможностью обеспечить учебниками новые общеобразовательные учреждения. Царизм проводил очень осторожную политику преобразования старой системы на свой лад. По указу Екатерины II была образована комиссия по организации народных училищ, а в 1786 году был утвержден «Статут народных училищ в Российской империи». Согласно ему, в 1789 году в ряде городов и местечек Полоцкой и Могилевской губерний были открыты народные училища. Они представляли собой 4-классные учреждения образования, рассчитанные на пять лет обучения. Кроме них открывались также малые народные училища со сроком обучения два года. Они были доступны всем слоям городского населения, в них отсутствовали ограничения возрастного, полового, религиозного, социального характера. Среди предметов, которые преподавались в этих учебных заведениях, были грамматика языка русского, история и георафия России, всеобщая история, арифметика, геометрия, физика, механика, природоведение, архитектура, иностранные языки, рисование. Значительная часть учебного плана отводилась под изучение религиозных дисциплин. Педагогические кадры для народных училищ готовила Петербургская учительская семинария, которая набирала абитуриентов из тех мест, где открывались новые учебные заведения. Значительное внимание царское правительство уделило и вопросу обеспеченности народных училищ учебными пособиями. Только в конце XVIII века в Беларусь было направлено более 17 тысяч различных учебников российских издательств. Кроме этого, было принято решение использовать некоторые учебные пособия, применявшиеся в Речи Посполитой, в основном по предметам естественного цикла. К началу XIX века на территории Беларуси действовало 45 училищ, пансионов и школ, где обучаюсь более пяти тысяч детей дворян, мещан и крестьян, живших в городах.

 

Наиболее благоприятными для развития системы образования на белорусских землях стали годы правления русского царя Александра I (1801-1825). Именно в это время пестрая система образования в Беларуси благодаря ряду реформ (1803, 1807, 1828 гг.) стала более централизованной. В 1803 году все белорусские учебные заведения вошли в состав Виленского учебного округа и стали подчиняться Виленскому университету. Позже школы и гимназии Витебской и Могилевской губерний после непродолжительного нахождения в Петербургском учебном округе (1824-1828 гг.) составили отдельный Белорусский учебный округ. В последующем в него вошли учебные заведения Минской, Вилемской и Гродненской губерний.

 

На основании «Статута, или общего постановления Виленского университета и училищ его округи», изданного в 1803 году, на территории Беларуси стали образовываться начальные школы, уездные училища, гимназии, приходские училища, женские учебные заведения. Существовавшие до этого времени учебные заведения также были переданы в ведение Виленского учебного округа и преобразованы и классические гимназии со сроком обучения семь лет.

 

Большое значение правительство Российской империи придавало и развитию высшего образования в западных губерниях. В 1812 году Полоцкая иезуитская коллегия, при поддержке обер-прокурора Синода князя Голицына, была преобразована в академию, что приравняло ее по статусу к университетам. Академия имела три факультета: теологический, на котором изучались богословие, Священное Писание, история церкви, каноническое право; философский, где преподавались философия, поэзия, риторика, логика, право, история; и языков и искусств, на котором слушатели изучали древние и современные иностранные языки. Она располагала также богатой библиотекой и собственной типографией, печатавшей необходимые учебники. Несмотря на то, что Полоцкая академия просуществовала недолго (до 1820 г.), она внесла значительный вклад в развитие образования на белорусских землях, оказала существенное влияние на интеллектуальное развитие и мировоззрение подрастающего поколения. Фактически она была центром отдельного учебного округа, который руководил учебными заведениями иезуитов не только в Беларуси, но и в России.

 

Значительную роль в развитии образования на белорусских землях сыграл Императорский Виленский университет, основанный в 1803 году на базе «Главной Виленской школы». Его статут походил на статуты российских университетов с той лишь разницей, что предполагал наличие богословского факультета. Кроме этого факультета в университете действовали еще четыре: физико-математический, литературный и вольных искусств, медицинский и факультет моральных и политических наук. Возглавлял это высшее учебное заведение Совет университета, имевший широкие полномочия. Он избирал профессоров, деканов, ректоров, имел свой суд, цензуру, печать. За время своего существования университет в Вильно стал настоящим центром науки и образования в западном регионе Российской империи. В нем преподавали ученые с мировым именем: И. Баянус, И. Франк, И. Данилович, И. Лелевель, Ю.Ярошевич, И. Анацевич и многие другие. При университете действовали ботанический сад, зоологический музей, медицинский, ветеринарный, агрономический институты, богатейшая библиотека, обсерватория. После польского восстания 1830-1831 годов Виленский университет был закрыт как рассадник крамольных идей и настроений. На его базе некоторое время действовали медико-хирургическая и римско-католическая духовная академии.

 

Закрытие Виленского университета и ликвидация Виленского учебного округа привели к значительным изменениям в системе образования на Беларуси. Прекратили функционировать духовные училища католической ориентации, преподавание стало вестись на русском языке, начались процессы русификации. В основу образования были положены принципы Российского монархического государства: «самодержавие, православие, народность». Программа учебных заведений часто исчерпывалась Законом Божьим, заучиванием наизусть Священного Писания, чистописанием, из нее были исключены практически вес естественные и политические дисциплины. Из-за нехватки собственных учительских кадров, в Беларусь стали переселяться учителя из России, которым обещали большое денежное содержание, а также направлялись выпускники Петербургского и Московского университетов — уроженцы белорусских земель. Подготавливали учителей из местного населения также специальные учительские семинарии, которые стали открываться в Беларуси. Первой такой семинарией стала Витебская учительская семинария. В последующем — еще четыре: в Молодечно (1864 г.), Несвиже (1875 г.) Минской губернии, Свислочи (1876 г.) Гродненской губернии, Полоцке (1872 г.) Витебской губернии.

 

В первой половине XIX века на территории Беларуси появились специальные учебные заведения, которые давали профессиональное образование. Так, в 1839 году в местечке Горки Могилевской губернии была основана земледельческая школа, целью которой стала подготовка «людей для введения и распространения усовершенствованпых методов сельского хозяйства как в виде распорядительном, так и исполнительном». В 1848 году земледельческая школа была преобразована в Горицкий земледельческий институт, одно из первых учебных заведений такого плана в России. В нем изучали полеводство, луговодство, лесоводство, животноводство.

 

В середине XIX столетия произошла новая реорганизация системы образования в Беларуси. В 1850 году прекратил свою деятельность Белорусский учебный округ. Учреждения образования Минской, Гродненской, Ковенской и Виленской губерний составили новый Виленский учебный округ, а школы и училища Витебской и Могилевской губерний перешли в ведение Петербургского учебного округа. В это время значительно увеличился приток в школы детей из различных непривилегированных сословий, возросло количество начальных школ. В гимназиях и уездных дворянских училищах обучались в основном представители дворянского сословия, в семинарии и духовных училищах — лица духовного ведомства, в уездных и приходских школах — дети мещан. Среди учителей различных учебных заведений Беларуси преобладали поляки и русские.

 

В начале XX века сеть школ, ремесленных училищ, гимназий в Беларуси была значительна расширена. Несмотря на это, в них обучалось только 20% детей школьного возраста. Это объясняется сословным характером обучения, лишавшим низшие сословия общества, особенно крестьянство, возможности получить образование.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.