Вопрос № 29. Обязательное участие защитника в уголовном процессе. Отказ от защитника. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Вопрос № 29. Обязательное участие защитника в уголовном процессе. Отказ от защитника.

2017-07-01 471
Вопрос № 29. Обязательное участие защитника в уголовном процессе. Отказ от защитника. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основания обязательного участия защитника в уголовном деле перечислены в ст. 51 УПК.

Участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если:

1) подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника;

2) подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним;

3) подозреваемый, обвиняемый в силу психических или физических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту.

Ранее, в ст. 49 УПК РСФСР, более подробно оговаривались подобные случаи: «По делам немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту». На основании п. 8 ранее указанного постановления Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами законов, обеспечивающих обвиняемому право на защиту», от 16.06.78. к этим лицам относятся, хотя и признанные вменяемыми, страдающие постоянным или временным расстройством душевной деятельности, существенным дефектом речи, зрения, слуха или другим тяжким недугом.

4) участие защитника обязательно по делам лиц, не владеющих языком судопроизводства.

В этом случае следует заметить, что никто не устраивает проверку знаний русского языка, обвиняемому, как правило, нерусской национальности, достаточно обвиняемому заявить об этом ходатайстве.

5) участие защитника обязательно и по делам лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена мера наказания свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь.

Подозреваемый, обвиняемый вправе в любой момент производства по уголовному делу отказаться от помощи защитника.

Такой отказ допускается только по инициативе подозреваемого или обвиняемого. Закон запрещает адвокату отказываться от осуществления уже принятого поручения на защиту (ч. 7 ст. 49 УПК).

Для успешной деятельности адвоката в качестве защитника по уголовному делу необходимо, чтобы между ним и его подзащитным установились особые доверительные отношения, психологический контакт. Если между адвокатом и подзащитным не возникло доверия, появились разногласия в позиции по делу, тактике ведения процесса, то для обвиняемого или подозреваемого будет вполне естественным с таким защитником расстаться.

Отказ от услуг конкретного защитника не является отказом от защитника вообще. Навязывание обвиняемому неугодного ему защитника равносильно оставлению его без защиты. Поэтому, принимая отказ от конкретного защитника по причине несовпадения позиций, дознаватель, следователь, прокурор, судья должны принять меры к участию в деле другого защитника по соглашению или по назначению.

Общее правило отказа от защитника заключается в том, что отказ должен быть добровольным. Вынужденный отказ не может быть принят. Поэтому при заявлении подозреваемым, обвиняемым об отказе от защитника необходимо выяснить мотивы отказа. В судебной практике отказ признается вынужденным, если он был заявлен по причине отсутствия средств на оплату труда адвоката. В такой ситуации обвиняемому или подозреваемому разъясняются положения закона, позволяющие полностью или частично освободить его от оплаты услуг по оказанию ему юридической помощи.

Неявка защитника для участия в следственном действии или в судебное заседание также не является основанием для отказа от защитника. Отказ будет правомерным только в том случае, если существует реальная возможность участия в деле адвоката.

Отказ от защитника должен быть заявлен в письменном виде. Если он заявляется во время производства следственного действия, то об этом делается.отметка в протоколе данного следственного действия.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 УПК отказ от защитника не обязателен для дознавателя, следователя, прокурора.

По-видимому, если эти лица не принимают отказ подозреваемого или обвиняемого от защитника, они обязаны мотивировать свои действия, поскольку защитник в таких случаях будет участвовать в деле вопреки желанию обвиняемого или подозреваемого.

Отказ от защитника не лишает подозреваемого или обвиняемого права в дальнейшем ходатайствовать о допуске защитника к участию в производстве по уголовному делу. Это означает, что отказ от защитника не может трактоваться как окончательное решение лица, в отношении которого ведется уголовное преследование.

На любой стадии процесса обвиняемый или подозреваемый вправе заявить ходатайство о допуске защитника в дело, а следователь, дознаватель, прокурор и судья обязаны такое ходатайство удовлетворить.

Однако следует помнить, что допуск защитника не влечет за собой повторения процессуальных действий, которые к этому моменту уже были произведены.

 

Вопрос № 30. Определение размера наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или их прекурсоров, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами, а также сильнодействующими и ядовитыми веществами, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

При рассмотрении дел о преступлениях, предметом которых являются наркотические средства или психотропные вещества, судам надлежит руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 года N 76 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации", содержащим списки наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I) либо ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список II), а также список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список III).

В настоящее время указанное в ППВС постановление правительства признано утратившим силу, вопрос об определении юридически значимого размера смеси (препарата) решен на законодательном уровне, а именно в постановлении Постановление Правительства РФ от 1 октября 2012 г. N 1002 "Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации", базировался именно на этом Постановлении.

Уголовная ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление и переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов наступает только в том случае, если установлен значительный, крупный или особо крупный размер наркотических средств, психотропных веществ или аналогов.

Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление и переработка без цели сбыта наркотических средств в небольших размерах влекут административную ответственность в соответствии со ст. 6.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с примечанием к ст. 228 УК РФ Значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ, а также значительный, крупный и особо крупный размеры для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей настоящей статьи, статей 228.1, 229 и 229.1 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.

Значительный, крупный и особо крупный размеры аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют значительному, крупному и особо крупному размерам наркотических средств и психотропных веществ, аналогами которых они являются.

В части 1 ст. 2281 УК РФ отсутствует указание, каким должен быть размер наркотиков, чтобы действия с ними (производство, пересылка, сбыт) влекли уголовную ответственность. Отсюда возникает проблема уголовной ответственности при действиях с ничтожно малым количеством наркотиков.

Существует мнение, что следовые остатки наркотических средств или психотропных веществ могут являться предметом преступления. С этим мнением нельзя безоговорочно согласиться, так как не любое количество этих средств или веществ может оказывать специфическое воздействие на центральную нервную систему человека, и тогда речь может идти об отсутствии медицинского признака, характерного для данного предмета преступления. Пожалуй, более верна позиция ряда ученых, полагающих, что в подобных случаях следует говорить об отсутствии предмета преступления, а следовательно, и об отсутствии состава преступления.

Нередко у одного лица изымаются разные виды наркотических средств или психотропных веществ. В этом случае встает вопрос об определении юридически значимого размера изъятых наркотиков. Поскольку в настоящее время значительный, крупный и особо крупный размеры наркотиков жестко привязаны к их конкретному виду, то и определять размер следует применительно к каждому виду наркотика.

Решая вопрос о наличии значительного, крупного или особо крупного размера наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, следует исходить из размеров, которые установлены в Постановлении Правительства РФ от 01 октября 2012 г. № 1002 для каждого конкретного наркотического средства или психотропного вещества.

Это правило касается только тех случаев, когда изъятые средства или вещества изолированы друг от друга либо их случайное или намеренное смешивание не образовало самостоятельный препарат, приспособленный для потребления.

Иначе решается вопрос, когда из незаконного оборота изымаются не просто различные виды наркотиков, а их смесь, образующая в целом определенный препарат. В связи с этим возникают вопросы относительно толкования понятия препарата (смеси) и определения размеров наркотиков, включенных в препарат.

Слово «препарат» происходит от латинского слова preaparatus, что означает приготовленный.

В Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» препарат определяется как смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Нам представляется, что здесь речь идет о препарате, приготовленном для немедицинского потребления и способном производить наркотический эффект.

Препараты могут быть включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров как определенный вид наркотического средства или психотропного вещества. В таком случае размеры препарата как определенного вида наркотического средства или психотропного вещества устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации.

Проблема определения размера наркотических средств или психотропных веществ возникает, если из незаконного оборота изымаются смеси, не имеющие наименования, под которым они были бы включены в Перечень наркотических средств и психотропных веществ.

Как правило, из незаконного оборота изымаются смеси, содержащие наркотическое средство или психотропное вещество, которые не теряют свойств наркотического средства или психотропного вещества, входящего в состав смеси. В таких случаях размер наркотического средства или психотропного вещества определяется исходя из веса смеси. Если же содержание наркотика в смеси по сравнению с наполнителем ничтожно и смесь в целом непригодна для немедицинского потребления, т. е. утратила способность оказывать психоактивное воздействие, а выделение наркотика из смеси невозможно, то такая смесь не может быть признана наркотическим средством или психотропным веществом. Если возможность выделить наркотик сохраняется, то незаконные действия с этой смесью будут квалифицироваться в зависимости от направленности умысла, а юридически значимый размер будет устанавливаться не по отношению ко всей смеси, а по отношению к количеству содержащегося в смеси наркотика.

Для определения вида средств и веществ (наркотическое, психотропное или их аналоги, сильнодействующее или ядовитое), их размера, названия и свойств, происхождения, способа изготовления, производства или переработки, а также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические вещества, требуются специальные знания, и суды должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов, на что особо указывает Верховный Суд РФ в п. 2 Постановления Пленума от 15 июня 2006 г. № 14.

Согласно ст. 35 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» проведение экспертиз с использованием наркотических средств и психотропных веществ или для их идентификации разрешается юридическим лицам при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Проведение таких экспертиз в экспертных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, федерального органа исполнительной власти по таможенным делам, органов федеральной службы безопасности, судебно-экспертных организациях федерального органа исполнительной власти в области юстиции осуществляется без лицензии. Проведение данных экспертиз осуществляется также в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области обороны.

 

Вопрос № 31. Организация работы и управления в прокуратуре.

 

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.
Система организации органов прокуратуры построена на принципах централизации, единства прокурорского надзора, единоначалия руководства, общих принципах взаимосвязи и взаимодействия элементов структуры.
В систему прокуратуры РФ входят: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается.
Система территориальных органов прокуратуры состоит из трех звеньев (уровней).
Руководящим высшим звеном является Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ, который имеет первого заместителя и заместителей. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ, его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников. Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений и отделов (на правах управлений) по функциональным полномочиям одновременно являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов (в составе управлений) — помощники Генерального прокурора РФ. Кроме того, в структуре этого звена у Генерального прокурора РФ имеются советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управления.
В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров- криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.
В Генеральной прокуратуре РФ образована также на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором.
Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» обусловил создание в рамках Генеральной прокуратуры РФ управлений (отделов) в федеральных округах, курируемых заместителями Генерального прокурора РФ и координирующих деятельность органов прокуратуры на территориях, входящих в состав каждого федерального округа.
Второе звено образуют прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним прокуратуры. К их числу относятся прокуратуры республик в составе Российской Федерации, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных округов и Еврейской автономной области, а также специализированные прокуратуры: Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура.
В указанных прокуратурах образуются коллегии, управления и отделы (на правах управления, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками прокуроров субъектов Федерации или приравненных к ним прокуроров.
В этих прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников. Прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Низовое звено органов прокуратуры составляет прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляемые соответствующими прокурорами. В них устанавливаются должности первого заместителя, заместителей, прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, а также старших следователей и следователей (в прокуратурах городов — следователей по особо важным делам) и их помощников. По решению Генерального прокурора РФ в указанных прокуратурах могут быть образованы отделы.
К числу специализированных прокуратур низового звена относятся природоохранные прокуратуры, а также прокуратуры ЗАТО и на особо режимных объектах, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, военные прокуратуры гарнизонов и приравненные к ним прокуратуры.
В городах, где отсутствует районное деление, действуют прокуратуры административных округов с приданием им статуса прокуратур районов в городах. На территориях ряда субъектов Федерации функционируют межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.
Исходя из особого положения Москвы, в столице образованы межрайонные прокуратуры и прокуратуры административных округов, имеющие статус прокуратур городов с районным делением.
Прокуратура как федеральный государственный орган осуществляет ряд функций (надзор, уголовное преследование, участие в рассмотрении дел судами, в правотворческой деятельности и др.), важнейшей из которых является надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.
Подразделения и лица, занимающих должности и осуществляющих функцию надзора, принято объединять в систему органов прокурорского надзора. Соответственно система этих органов является неотъемлемой частью системы органов прокуратуры.
Как и любая система органов, система органов прокуратуры представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой органов и составляющих целостное единство. При этом для системы прокуратуры характерны связи между элементами структуры как по вертикали, для внутреннего управления системой по подчиненности, так и по горизонтали, для взаимодействия равнозначных органов и подразделений внутри системы и с другими органами и системами. Вертикальный и горизонтальный тип взаимосвязей определяет линейную и функциональную структуру построения органов прокуратуры РФ.
Сущность линейной структуры заключается в построении аппарата управления, состоящего из взаимоподчиненных органов и подразделений. При этой структуре каждый прокурорский работник непосредственно (линейно) подчинен только одному руководителю и с вышестоящими органами и руководителями связан только через него. В свою очередь такой линейный руководитель (прокурор) несет полную ответственность за деятельность всех подчиненных ему органов и подразделений.
Исходя из принципа централизации прокурорского надзора, то есть подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех прокуроров — Генеральному прокурору РФ, структура управления органов прокуратуры (состоящая из прокуратур городов и районов, прокуратур субъектов РФ и Генеральной прокуратуры РФ) является в основном трехзвенной.
Функциональная организационная структура в отличие от линейной состоит из органов и подразделений, которые специализируются на определенных видах деятельности, выполняют обособленные функции. К числу таких структур относятся природоохранные и другие прокуратуры, деятельность которых ограничивается специальными объектами или отдельными отраслями прокурорского надзора.
Одним основным видом деятельности объединены и входят в функциональную структуру управления помощники и старшие помощники прокуроров городов и районов, прокуроры и старшие прокуроры отделов и управлений (главных управлений) прокуратур субъектов РФ, а также Генерального прокурора РФ.
Прокуроры городов, районов, прокуроры субъектов РФ, прокуроры специализированных прокуратур, Генеральный прокурор РФ и их заместители являются линейными руководителями. К функциональным руководителям относятся помощники и старшие помощники прокуроров субъектов РФ, помощники и старшие помощники Генерального прокурора РФ.
Кроме названных руководителей, функции по организации руководства нижестоящих прокуратур и контроля по конкретной отрасли прокурорского надзора выполняют прокуроры и старшие прокуроры отделов и управлений (главных управлений) прокуратур субъектов РФ и Генеральной прокуратуры РФ. Фактически они также относятся к функциональным руководителям. Деятельность этих должностных лиц строится на основе предметно-зонального принципа организации работы. За прокурорами и старшими прокурорами отделов и управлений закрепляется отрасль законодательства (отрасль прокурорского надзора) или круг наиболее актуальных вопросов правоприменительной деятельности), по которому они изучают прокурорско-следственную практику, законодательство, участвуют в подготовке плановых заданий, проверке и реализации их итогов и взаимодействуют с прокурорами других структурных подразделений, за которыми закреплены те же вопросы. Кроме того, на каждого такого прокурора возлагаются обязанности по контролю за выполнение определенной группой (зоной) нижестоящих прокуратур по вопросам компетенции управления или отдела ведомственных приказов, анализ и обобщение оперативных и статистических данных, характеризующих работу этих прокуратур, отслеживание состояния их работы, выезды на места для оказания практической помощи и иные обязанности.
Этот принцип организации работы наряду с принципами координации, паритетности, компетенции обеспечивает необходимое взаимодействие всех элементов системы органов прокуратуры по выполнению задач прокурорского надзора. Среди ученых и практических работников понятия «организация» и «управление» и их соотношение трактуется неоднозначно. Одни считают, что «организация» шире, чем «управление» и рассматривают второе элементом первого, другие, наоборот, — к более широкому понятию относят «управление». По мнению третьих, данные понятия тождественны. Имеются и иные подходы к определению и соотношению этих понятий.
Применительно к органам прокуратуры более предпочтительным представляется первая точка зрения, согласно которой управление как процесс регулирования организационных отношений является элементом организации работы в органах прокуратуры.
Под организацией понимается упорядочение, приведение чего-либо в порядок, установление необходимых соотношений и взаимосвязи между элементами целого. Организация работы в органах прокуратуры представляет собой комплекс взаимосвязанных между собой действий, направленных на оптимизацию функционирования прокурорской системы по реализации целей и задач прокуратуры. Учитывая, что достижение целей и выполнение задач прокуратуры обеспечивается такими конкретными видами деятельности, как прокурорский надзор, уголовное преследование, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другими, то организация работы включает в себя в первую очередь организацию осуществления основных направлений деятельности прокуратуры, перечисленных в ст. 1 Закона о прокуратуре (внешнефункциональная деятельность). Кроме того, в прокуратуре должна быть организована работа внутри системы (внутрифункциональная деятельность), а также деятельность по вспомогательному обеспечению прокурорской системы.
Таким образом, содержание организации работы можно представить в виде трех подсистем действий, мер, объединенных в единую систему.
В первую, внутрифункциональную, подсистему входят: анализ деятельности того или иного органа прокуратуры; распределение обязанностей между прокурорскими работниками; организация труда; анализ состояния законности и правопорядка, борьбы с преступностью, прокурорской и следственной практики, прогнозирование и планирование работы; работа с кадрами; контроль и проверка исполнения; оценка работы прокурорских работников; взаимодействие и координация деятельности структурных единиц; руководство; принятие и реализация управленческих решений.
Ко второй, внешнефункциональной, подсистеме относятся: организация надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнением законов органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, исполнением уголовного наказания, исполнением законов судебными приставами, участия прокурора в рассмотрении дел судами, расследования преступлений, взаимодействия с другими органами, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участия в правотворческой деятельности, международного сотрудничества, работы с обращениями граждан и работы по предупреждению преступлений и иных правонарушений.
Третью, вспомогательную, подсистему составляют: делопроизводство, организация и ведение учета, отчетности, систематизации законодательства, материально-технического и финансового обеспечения.
Возникновение организационных отношений и регулирование процесса организации работы в органах прокуратуры связано с управлением. Сущность управления в прокуратуре состоит в волевом воздействии вышестоящих органов прокуратуры и прокуроров на нижестоящих (подчиненных) прокурорских работников с целью достижения надлежащего выполнения задач, возложенных на них Законом о прокуратуре и другими федеральными законами, и повышение эффективности их деятельности.
Управленческое воздействие в отношении всех органов прокуратуры оказывается со стороны Генеральной прокуратуры РФ. Прокуратуры субъектов РФ осуществляют управление подчиненными им прокуратурами городского, районного звена. Управленческая деятельность этих органов выражается прежде всего в принятии и реализации управленческих решений, контроле за работой подчиненных прокуратур, оценке их деятельности, выявлении и распространении передового опыта, стимулировании (мотивации) работы в органах прокуратуры.
Важным управленческим воздействием является оценка деятельности прокурорских работников. Критерием оценки должно быть не состояние преступности, а своевременность, качество и полнота принятия мер по пресечению и установлению нарушений закона, требующих прокурорского реагирования.
Управленческиерешения в органах прокуратуры находят отражение в приказах, указаниях, распоряжениях, инструкциях, решениях коллегий и координационных совещаниях, заданиях и других документах, которые являются обязательными для исполнителей. Ряд управленческих документов носит рекомендательный характер. К их числу относятся информационные письма, обзоры, обобщения прокурорской и следственной практики.
Выявление и распространение передового опыта выражается в обобщении информации о деятельности нижестоящих прокуратур, подготовке информационных писем о положительном опыте работы либо недостатках и упущениях и указании другим прокуратурам учесть их в своей работе.
Контроль зачастую выражается в проверке исполнения. Наряду с проверками для обеспечения контроля используются отчеты подчиненных прокуроров о проделанной работе или по результатам проверок работы соответствующей прокуратуры, изучение поступающих от нижестоящих прокуратур актов прокурорского реагирования.
Результативность деятельности прокурорских работников во многом зависит от наличия благоприятных условий для выполнения ими служебных обязанностей. Это выражается прежде всего в материальной, моральной и иной заинтересованности прокуроров и следователей в повышении эффективности своего труда, ответственности за порученное дело. К числу обстоятельств, стимулирующих деятельность прокурорских работников, обычно относят: понимание важности и уверенность в значимости тех функций, которые выполняют в государстве органы прокуратуры, справедливое материальное и социальное обеспечение, признание профессионализма и компетентности как основание для продвижения по службе, наличие надлежащего микроклимата в коллективе и хорошего руководителя.
Правильная организация работы и целенаправленное управление в своем единстве обеспечивают слаженность и ритмичность функционирования всей прокурорской системы (как единого организма, так и отдельных частей), направляют деятельность прокурорских работников на выполнение стоящих перед ними практических задач.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.