В33. Международно-противоправное деяние государства: понятие и виды. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

В33. Международно-противоправное деяние государства: понятие и виды.

2017-07-01 2614
В33. Международно-противоправное деяние государства: понятие и виды. 4.67 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

 

Международное правонарушение представляет собой противоправное общественно опасное с точки зрения международного сообщества деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства.

Выделяют признаки (элементы) состава международного правонарушения.

Международное правонарушение характеризуют следующие основные признаки: международная общественная опасность, противоправность, причинно-следственная связь, наказуемость.

1.Международная общественная опасность - свойство правонарушения, в силу которого оно способно причинять вред отношениям и объектам, охраняемым международным правом.

2.Противоправность правонарушения обусловлена наличием правил поведения, зафиксированных в международно-правовых обязательствах государств и других субъектов международного права, и выражается в нарушении этих обязательств и, следовательно, прав других субъектов.

3.Причинно-следственная связь выражается в том, что причиной нанесенного вреда является международное правонарушение. В тех случаях, когда изучение обстоятельств дела выявило иную причину возникновения вредных последствий, ответственность данного субъекта не наступает.

4.Наказуемость представляет собой правовое последствие правонарушения. Признавая определенные деяния правонарушениями, субъекты международного права устанавливают возможность привлечения правонарушителя к международно-правовой ответственности.

В международном правонарушении, как и во внутригосударственном, можно выделить совокупность объективных и субъективных признаков, служащих основанием привлечения субъекта к ответственности и образующих состав международного правонарушения. В принципе, элементы состава международного правонарушения те же, что и во внутригосударственном праве, однако они не всегда идентичны принятым во внутреннем праве.

Объект международного правонарушения - это то, на что посягает международное правонарушение (сложившаяся система международных отношений, международный правопорядок, права и свободы человека, а также иные посягательства на правопорядок, установленные международными обязательствами).

Объективная сторона международного правонарушения проявляется в виде деяния субъекта международных отношений, нарушающего международно-правовые обязательства и влекущего международно-правовую ответственность. Международно-противоправное деяние может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия. Действие представляет собой активное поведение правонарушителя. Бездействие выражается в невыполнении субъектом обязанности совершить какие-либо действия. В отличии от права внутреннего (УП, АП), где противоправность предполагает соответствия деяния точному описанию правонарушения правовой норме, в МП любое отклонение от обязательства представляет собой противоправное деяние.

Субъектами международных правонарушений в зависимости от их вида могут быть как государства, иные субъекты международного права, так и предприятия, организации и отдельные индивиды, совершившие международно-противоправные деяния. Государство ответственно за свои органы, только за свои органы и за все свои органы и их должностных лиц в случае, когда они превысили свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их деятельности. Например, если дипломатический представитель совершил действия, представляющие собой вмешательство во внутренние дела государства пребывания, ответственность за это несет представляемое государство. К органам государства приравниваются подразделения его вооруженных сил. Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как деяние государства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически действовали от имени данного государства или осуществляли полномочия государственной власти в случае отсутствия соответствующих возможностей для официальных властей и при обстоятельствах, которые оправдывали осуществление таких полномочий.

Следует отличать и разграничивать ответственность хозяйственных, общественных, политических и иных организаций, не являющихся органами государства и не действующих от его имени. Практика связанная с рассмотрением дела в международном суде ООН пошла по пути отграничения ответственности государства от ответственности его хозяйствующих и общественных субъектов. Исключение составляет лишь космическое право, где субсидиарную ответственность в связи с ущербом, причиненном космической техникой, которая может носить огромные размеры, возложена на государство. Ответственность государств за действия физических лиц, находящихся на его государственной службе или действуют по поручению органов государственной власти реализуются в полном объеме. Физические и самостоятельные юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения, даже если они имеют международный характер, поскольку в этих случаях ответственность является гражданско-правовой. И вот здесь возникает волпрос – может ли государство отвечать за действия физических лиц, которые совершили серьезное международное преступление; ЮЛ, которые причинили огромный экономический ущерб другим государствам (кроме космического права)? Согласно МП государство будет отвечать только в одном случае. Причем не за действия ФЛ и ЮЛ, а только в случае собственного бездействия по отношению к данным правонарушениям (т.е. за бездействия своих органов).

Субъективная сторона - отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям. Субъективная сторона может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Однако в теории международного права с этим элементом ответственности, в отличие от внутреннего права, существуют определенные трудности, которые в первую очередь связаны со спецификой субъектов международно-правовых отношений.

Ряд специалистов считают, что вина – необязательный признак международного правонарушения, ссылаясь на ряд международных договоров. В частности, на ст.2 Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 года, которая устанавливает ответственность без вины в тех случаях, когда ущерб от космической деятельности причинен на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если ущерб причинен в Космосе (за орбитой 110 км), то вина будет обязательным признаком международного правонарушения.

Комиссии МП, основываясь на данном договоре, элемент вины не включила как обязательный признак международного правонарушения.

Позиция: вину необходимо считать обязательным признаком международного правонарушения исходят из того, что при совершении международного правонарушения государство в любом случае проявляет свою первоначальную волю и осознает, что участвуя в той или иной МО, занимающейся разработкой космоса, эксплуатирующей ядерные объекты, потенциально отвечает за правовые последствия, связанные с такой деятельностью. При совершении международного преступления выражение воли может носить и неправомерный характер, т.е. виновный характер.

В теории международного права нет единого мнения о применимости в этой правовой системе понятия вины. Одни ученые считают, что вместо "вменения вины" следует использовать "присвоение субъекту поведения, представляющего собой нарушение международного обязательства". Другие исходят из необходимости использования понятия вины, которое в этом случае выражается в заявлении потерпевшего о факте правонарушения и о возникновении ответственности. Международно-правовые нормы, как правило, не используют деление умысла на прямой и косвенный, а неосторожности - на преступную самонадеянность и преступную небрежность. Так, в конвенциях зачастую используются термины "преднамеренное", "предумышленное" и т.д. Кроме того, некоторые составы международных правонарушений сконструированы таким образом, что субъективная сторона как обязательный элемент состава правонарушения в них не зафиксирована. Речь идет о так называемой "ответственности независимо от вины", в частности об ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности (например, ядерными объектами, воздушными судами, космическими объектами и т.д.).

Причинение вреда, ущерба могут носить и материальный и нематериальный характер. Нематериальные – причинение вреда чести, самому государству, его органам, любое ущемление прав субъектов МП. На практике как правило материальный и нематериальный ущерб переплетаются.

Классификация правонарушений.

Все правонарушения делятся на 2 основные группы:

1) против внутреннего порядка;

2) правонарушения посягающие на международный порядок.

С середины XX столетия появилась следующая классификация международных правонарушений: международные деликты, международные преступления и преступления международного характера.

Международные деликты - это противоправные действия, наносящие ущерб ограниченному кругу субъектов международного права (например, отдельному государству). В этом случае отношения ответственности возникают между государством-правонарушителем и пострадавшим государством, а само правонарушение в силу малозначительности не относится к правонарушениям первых двух групп (например, срыв государственного флага иностранного государства и т. п.).

Уголовное преступление международного характера - это деяние, имеющее международно-общественную значимость, посягающее на интересы нескольких, многих или всех государств (например международный терроризм, незаконный оборот наркотических и психотропных веществ, экстремизм, незаконная перевозка людей, работорговля, покушение на общественных, государственных деятелей, террористическая деятельность не связанная с политикой государства).

 

- 1982 год конвенция по морскому праву существует статья, указывающая на недопустимость несанкционированного вещания из открытого моря. Прибрежное государство, чьи интересы таким вещанием затрагиваются может прекратить такое вещание всеми способами и средствами регламентируемыми в МП.

В случаях, если такое вещание осуществляется не от имени субъекта МП, т.е. частными лицами и компаниями, то преследование нарушителей будет осуществляться по национальному законодательству прибрежного государства.

Такое поведение бывает посягать на международный правопорядок, т.к. подрывает информационную безопасность и вместе с тем такое правонарушение не будет входить в число преступления международного характера, т.к. нет конвенции в отношении ФЛ.

- Недружественные акты. Совершаются уже субъектами МП, ущемляя интересы других государств. Например, завышение таможенных пошлин, ограничение прав иностранных граждан всех или отдельных государств, национализация иностранной собственности. Формально недружественные акты не являются международными правонарушениями и за них нет ответственности.

 

Международное преступление представляет собой особо опасное международное правонарушение, деяние, нарушающее столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, грубо попирающее основные принципы международного права, представляющее угрозу международному миру и безопасности и всему человечеству. К международным преступлениям относятся агрессия, апартеид, геноцид, рабство, наемничество. Международные преступления:

1) совершаются государствами, должностными лицами государств, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями; совершаются в непосредственной связи с государством;

2) посягают на международный мир и безопасность, угрожают основам международного правопорядка;

3) влекут ответственность государства как субъекта международного права и персональную уголовную ответственность исполнителей.

- Геноцид (ст.6 римского статута). Не просто массовое уничтожение людей, а преступления, которые преследуют цель уничтожения этнических, религиозных или иных групп людей, определенной по какому-либо признаку. Главное – субъективная сторона геноциад для его правильной квалификации.

- Апартеид. Разделение людей по любому признаку на господствующих и подчиненных (цвет кожи, разрез глаз).

- Против мира. Подготовка и развязывание войны, подготовка и ведение военных действий.

- Военные преступления. Грубое нарушение законов и обычаев войны. Нарушение положений гуманитарного права, Женевской Конвенцией 54 года о культурных ценностях и других конвенций об обычаях ведения войны, связанные с запрещением отдельных видов вооружений.

Определение наёмника сформулировано в ст. 47 (2) первого Дополнительного протокола к Женевским конвенциям, подписанного в 1977 г. Наёмником считается лицо, которое:

1. специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооружённом конфликте;

2. фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

3. принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооружённых сил данной стороны;

4. не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

5. не входит в личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте;

6. не послано государством, которое не является стороной находящейся в конфликте, для выполнения обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооружённых сил.

 

- Против человечности. Пытки, угон в рабство, медицинские эксперименты.

- Экоцид - массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Несут именно государство, а в качестве дополнительных – конкретные физические и ЮЛ.

 

В34.Содержание международной ответственности государства за международно-противоправное деяние.

По характеру международная ответственность бывает двух видов:

- Материальная ответственность. Наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с применением материального ущерба.

- Нематериальная ответственность. Как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью.

В теории МП нематериальная ответственность бывает трех видов: моральная, политическая, морально-политическая. Существует такая точка зрения, что моральной ответственности не бывает, а нематериальная ответственность представлена только политической ответственность, так как термин «моральный» подразумевает под собой неправовое основание, а ответственность в МП может наступает только на основании права, а не морали. Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и довольно часто сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенными формами этого вида ответственности являются реторсии, репрессалии (невооруженные), сатисфакция (удовлетворение), ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций.

Форма международно-правовой ответственности - способ, посредством которого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия вследствие совершенного им международного правонарушения.

Формы нематериальной ответственности.

Санкция - мера принуждения, которая применяется к государству, нарушившему международные обязательства. Эта форма ответственности может быть применена как государствами, так и международными организациями. Объем и вид санкции зависит от степени общественной опасности и объёма причиненного вреда. Коллективные санкции в отношении международного правонарушителя могут приниматься только на основании решения Совета Безопасности ООН.

Например, к государству-агрессору могут быть применены следующие меры:

- временное ограничение суверенитета;

- отторжение части территории;

- послевоенная оккупация;

- полная или частичная демилитаризация всей или части территории;

- запрет иметь то или иное вооружение

- экономическая блокада;

-приостановление экономических, дипломатических, транспортных и иных отношений;

Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены статьями 39, 41 и 42 Устава ООН, а также уставами некоторых региональных политических организаций. Почти все виды вышеперечисленных санкции были применены к Германии, Италии и Японии после окончания Второй мировой войны. В 1945 года союзные державы взяли на себя функции верховной власти, осуществляли разоружение и демилитаризацию Германии, ликвидировали нацистские организации.

Следует отметить, что санкция как форма ответственности может быть применена за наиболее тяжкие международно-правовые преступления. Например, в 90-х года 20 века были введены санкции в отношении Ирака после разгрома его вооруженных сил: Ирак был обязан отвести свои войска с территории Кувейта; ему запрещалось иметь ракетное или химическое оружие.

Реторсия – принудительные действия одного государства в отношении другого. Цель этой формы ответственности состоит в восстановлении нарушенного права.

Виды реторсий:

- отзыв посла из государства;

- выдворение из страны такого же числе дипломатов, которое было выдворено ранее из другой страны;

- запрещение въезда в страну;

Например, в 1995 году Литва отозвала своего посла из Латвии в знак протеста против соглашения о разведке нефтяных месторождений, подписанного Латвией с рядом западных компаний. Однако, по мнению Литвы, территория, на которой будет производиться разведка, является спорной и намеченные работы могут нанести ущерб суверенитету и интересам этого государства.

Репрессалии – это принудительные действия одного государства в отношении другого. Репрессалии применяются в ответ на неправоверные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. При этом восстановление должно быть равным тому объему вреда, который был причинен.

Виды репрессалий:

- разрыв дипломатических отношений;

- запрет на вывоз товаров и услуг с территории государства-нарушителя;

Например, в 1994 году президент США подписал билль «Об ужесточении санкции против Кубы» в ответ на атаку кубинскими военными истребителями гражданских самолетов эмиграционной организации, в результате которой погибли 4 летчика. Кроме этого, были приостановленные чартерные авиарейсы между США и Кубой, введены новые барьеры для кубинских дипломатов, отказ иметь дело с иностранными компаниями, занимающимися бизнесом на Кубе.

Репрессалии должны быть прекращены в случае получения удовлетворения от противоположной стороны. В настоящее время МП запрещает применять вооруженные репрессалии в качестве средства разрешения споров, но, тем не менее, это не исключает на основании статьи 51 Устава ООН на самооборону от агрессии.

От репрессалии следует отличать реторсию - ответную акцию в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (например, отзыв посла в ответ на недружественное заявление).

Сатисфакция - предоставление государством, нарушившим международные обязательства, удовлетворения государству, за ущерб который был причинен его чести и достоинству.

Виды сатисфакций:

- официальное принесение извинений;

- выражение сожаления или сочувствия;

- заверение в том, что подобные неправомерные действия не будут иметь место в будущем;

Например, в октябре 1994 года на восточном вокзале Варшавы российские граждане подверглись ограблению рэкетирами, а полиция в ответ на жалобы избила ограбленных и травила их газом. Во время визита в Москву министр внутренних дел Польши принес официальное извинение. Но сатисфакция может иметь место только в том случае, если реституцией или компенсацией невозможно обеспечить полного возмещения. Сатисфакция является средством возмещения вреда, не подающегося финансовой оценке. Сатисфакция не должна носить карательный характер и предусматривать штрафные санкции, причем формы сатисфакции не должны принимать унизительный характер.

Ресторация – восстановление первоначального состояниями какого-либо материального объекта. Например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине.

Особые формы ответственности – приостановление прав и привилегий в международной организации, лишение права голоса, права представительства вплоть до исключения из международной организации. Например, за агрессию против Финляндии вопреки существовавшему международному договору между СССР и Финляндией «О ненападении» от 21 января 1932 года СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 году.

 

К материальному виду ответственности относятся следующие формы:

 

Репарация – это возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами или услугами. Сумма репарации как правило значительно меньше объема ущерба, причиненного войной. Например, по решению Крымской конференции 1945 года репарация с Германии составила всего 20 млрд. долларов, что даже несопоставимо с нанесенном Советскому Союзу ущербу в целом. По решению Международного суда ООН правительство США в 1996 году выплатило Ирану компенсацию в размере 131 млн. долларов за сбитый американскими войсками пассажирский самолет.

Реституция – восстановление положения, которое существовало до противоправного деяния. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Объектом реституции может быть также неправомерно изъятое имущество в мирное время или же отмена какого-либо правового акта. В судебной практике распространен термин «юридическая реституция». Этот вид реституции предполагает изменение юридической ситуации. Такие случаи включают в себя:

- отзыв, отмену или изменение законодательного положения, принятого при нарушении норм МП;

- пересмотр судебной неправомерной меры, принятой в отношении какого-либо лица или имущества;

Субституция – разновидность реституции, она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества.

Компенсация как форма материальной ответственности назначается за ущерб причиненный государством, так как такой ущерб не возмещается реституцией. Такой ущерб включает в себя любой исчисляемый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду. Это наиболее распространенный вид санкции. Компенсация, как правило, предполагает денежную выплату.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.