Предмет, объект и основные задачи психологии как науки. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Предмет, объект и основные задачи психологии как науки.

2017-07-01 427
Предмет, объект и основные задачи психологии как науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет, объект и основные задачи психологии как науки.

Психология – наука о механизмах и закономерностях развития психики, как особой формы жизнедеятель -ти. Объект психологии — это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых явля ются поведение, деятельность, взаимо отношения людей в больших и малых социальных группах.

Предметом психологии являются психика и психические процессы, свойства, состояния, явления как одного конкретного человека закономерности его поведения, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Психология за свою историю прошла 4 этапа развития: 1 этап – с конца 6-4вв до н.э.- начало 17 века – психология – наука о душе, первый псих. труд Аристотеля «Трактат о душе» выделил психологию и идею о неразделимости души и тела. 2 этап – наука о сознании -17в–19в. Осн. метод психологии интроспекция (самонаб людение). 3этап– наука о поведении и поступках человека 20гг 20в. 4 этап – современный – наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Это событие связывают с открытием немецким психологом В. Вундтом в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории эксперименталь ной психологии. А в 1885 году Бехтерев открыл лабораторию при Казанском университете. В настоящее время психология превратилась в много отраслевую прикладную

Задачей психологии является исследование психических явлений: Задачи психологии:

• научиться понимать сущность психических явлений

• научиться управлять ими

• использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики

• быть теоретической основой практики психологической службы. «Психологическое познание — это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей»С. Л. Рубинштейн.

Принципы психологии как науки

«Психология» в переводе на рус. язык буквально означает «наука о душе». Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития псих. процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), псих.состояний (напряженность, моти вация, фрустрация, эмоции, чувства) и псих. свойств (направленность, способ ности,задатки, характер,темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных. Основателем психологии считается Аристотель. Принцип детерминизма – все психич. явления связаны причинно-следственными отношениями. Эти связи могут объясняться разными основаниями, и в истории психологии существует несколько подходов к их объяснению. Понятие целевого детер минизма, - душа стремится к определенной цели, понятие меха нистического детерминизма, доказы вает, что все процессы в психике можно объяснить исходя из законов механики, биологический детерми низм, основан на идее, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс, И. М. Сеченов и др.

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. С.Л. Рубинштейн. Принцип развития утверждает, что психика развивается, поэтому наиболее адекватный способ ее изучения - исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Распространенный псих. метод - генетический.

Согласно этому принципу, определяя ющему, какие виды развития присущи психическому, существуют два вида развития психики - филогенетическое и онтогенети ческое, т. е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка.

Структура психики

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объектив ной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которо го формируются идеальные образы реальной действительности, необходи мые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Психика – это субъективное отражение объективного мира.

В структуру психики входят:

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетичес кую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы: сила н.с., подвижность нервных процессов, уравновешенность нервных процессов, лабильность, резистентность. Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представле ние, внимание, волю, эмоции. Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. Психические состояния –представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики (настроение, агрессия, тревога).

6. Психические процессы, свойства, состояния, образования

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. Психичес. процессы делятся на познавательные (ощущение, восприятие,Память,Мышление,внимание, воображение, речь) и эмоционально-воле вые (эмоция, чувства, воля). Психические состояния – представляют собой относи тельно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики (настроение, агрессия, тревога, стресс, радость, страх, аффект, эйфория). Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы: сила н.с., подвижность нервных процессов, уравновешенность нервных процессов, лабильность, резистентность. Психические образования – это лабиль ные (подвижные, изменчивые) психич. явления, формирующиеся в ходе научения и определяющие качество профес сиональной и всякой другой деятельности человека. По сути, это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного опыта. В их структуру входят знания, навыки и умения, а также привычки и убеждения. Интегральным психическим образованием, формирую щимся как в процессе научения, так и воспитания, выступает сознательность. Процесс формирования психических образований начинается с субъективного восприятия человеком объективной информации, поступающей с внешней среды. Логическое (понимание) или механическое (заучивание) овладение ею формирует знания. Применение имеющихся знаний на практике приводит к образованию навыков и умений. В результате многократной реализации навыков и умений появляются соответствующие привычки. При условии внутреннего согласия со сформировавшимися знаниями возникают личностные убеждения.

Методы психологии

Методы разделены на две основные группы: субъективные и объективные

Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследовате лей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации. Метод наблюдения основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Включенное наблюдение по своему содержанию очень близко к другому методу—самонаблюдения- наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. Метод само наблюдения часто используется совместно с методом опроса, Он основан на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный. Тест-опросник - основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психолог. характеристики. Тест-задание предполагает получение информации о психолог. характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. Объективные данные можно получить с помощью эксперимента — метода, основанного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Две основные разновидности эксперимента: лабораторный - создание искусственной ситуации, в которой изучае мое свойство может быть лучше всего оценено и естественный организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть Методы моделирования - применяются, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психич. явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Беседа — вариант опроса, отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Другим методом является метод изучения

Направленность личности.

ЛИЧНОСТЬ — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.

Направленность, согласно К.К. Платонову, непосредственно связана с убеждениями, мировоззрением, идеалами, склонностями, интересами, желаниями и влечениями личности, причем все эти компоненты социально обусловлены.

Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая. Личная направленность - создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу.

Направленность на взаимные действия - имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе.

Деловая направленность - отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Д.И. Фельдштейн выделяет следующие типы личностной направленности:

-гуманистическую;

-эгоистическую;

-депрессивную;

-суицидальную

22. «Я-концепция» личности. Понятие «Я-концепция» родилось в середине XIX века в русле гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) стремились к рассмотрению целостного человеческого Я и его личностного самоопределения в микросоциуме. Первые разработки в области Я-концепции принадлежат У. Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я на взаимодействующие Я -сознательное и Я - как объект. Из отечественных психологов проблемой Я-концепции занимались такие представители ученого мира как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Иващенко, И.С Кон, В.Н. Мясищев, С.Л.Рубинштейн, Е.Т. Соколова, В.В. Столин и др. Я-концепцию можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т.п. В отечественной психологии выделяют экзистенциональный, субъект-объектный, смыслодинамический и этический аспекты изучения категории «Я». Экзистенционалъное Я раскрывается как 1) ощущение себя субъектом деятельности, источником активности или пассивным объектом воздействия; 2) способ переживания человеком своей личности; 3) переживание себя субъектом собственной жизни; 4) объектом внешних воздействий; 5) субъектно-деятельностное проявление, которому соответствует саморегуляция и самоконтроль.Основанием экзистенционального Я выступает существование другого человека. Смыслодинамический аспект отражает процессы смыслообразования, осознания смыслов, переосмысления. Этический аспект вскрывает проблему отношения человека к миру – ответствен ности человека перед собой и перед миром; высвечивает «существование человека в его отношении к другому человеку». Я-концепция как личностное образование обеспечивает устойчивость психической реальности человека, которая значима с точки зрения других людей и которая задает предел изменениям; обеспечивает интегрированность личности и позволяет различать Я и не Я.

Характеристика восприятия.

ВОСПРИЯТИЕ — целостное отражение предметов, явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Возникает при непосредственном воздействии раздражителей физических на рецепторные поверхности органов чувств. Направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональ ную окраску (Б.М.Теплов, А.В.Запорожец). Физиологической основой восприятия является согласованная деятельность нескольких анализаторов, протекающая при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи (И. П Павлов, И.М.Сеченов). Существуют три основные классификации процессов восприятия: по форме существования материи (восприятие пространства, времени, движения), по ведущей модальности (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое) и по степени волевого контроля (преднамеренные, непреднамеренные). Свойства восприятия: предметность, Целостность, Структурность, Констант ность, Апперцепция, Осмысленность, Активность (избирательность)

Виды восприятия выделяют: предметы и явления; движений; пространства; вида деятельности; человека – человеком.

Нарушение восприятия При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям Эти изменения восприятия называются гипертезией. Противоположное ей помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Ценность воображения - в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, требуемых для выполнения задачи. Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Изучением проблемы воображения занимались Леонардо да Винчи, М. Монтень, П.А. Флоренский, Т. Рибо, Ф. Бэкон, В. Вундт, Ж. Пиаже, К. Маркс, К. Коффка, А. Валлон, В.И. Ульянов...

34. Развитие восприятия и наблюдательности. Развитие восприятия и наблюдательности у детей. Наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать действительность в виде целостной предметной картины. По мнению Б.М. Теплова, признаки предметного восприятия проявляются в раннем младенческом возрасте (в два-четыре месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете. Общение взрослого с ребенком способствует развитию восприятия. У детей дошкольного и младшего школьного возрастов в процессе игры и обучения формируется целостное восприятие, однако ребенок плохо схватывает детали, восприятие основывается на случайных признаках.

В процессе обучения ребенка развитие восприятия проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. Обучение в школе влияетна развитие способности различать, сопоставлять, сравнивать свойства воспринимаемых объектов без каких-либо действий или движений.

Для развития восприятия детей необходимо учить:

• рассматривать объект в определенной последовательности;

• отделять главное от второстепенного;

• при неправильном восприятии учебного материала уточнить, что именно из прежнего опыта мешает правильному восприятию;

• побуждать обращать внимание на конкретные детали и различные особенности предметов и явлений, сопоставлять и сравнивать их, усматривать различие и сходство, замечать связи и отношения.

Важно помнить, что наблюдательность — не врожденное качество, оно вырабатывается практикой и упражнениями. Для самостоятельного развития рационального восприятия целесообразно:

• ясно и четко формулировать цели, выбирать существенную информацию;

• максимально использовать все органы чувств, в первую очередь зрение и слух, а также анализаторы запаха, вкуса, осязания;

• воспринимать информацию, используя уже имеющиеся знания.

Чтобы при восприятии информации к ней возник интерес, важно осознать ее значение для практической работы. Необходимо использовать все свои знания, чтобы сделать процесс восприятия более интенсивным, размышлять о том, что уже известно о воспринимаемой информации. Развитое восприятие помогает усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание книг, прочитанных без всякой учебной цели.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко приобретает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучиваются стихи, определения, формулы, законы и т.д. Успех запоминания зависит также от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную область объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Осмысление материала достигается разными приемами и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом запоминания является также сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и пр. Прочность запоминания во многом зависит и от повторения.

Психология памяти.

Память — это форма психического отражения действительности, заключаю щаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом. Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки. Сложную структуру памяти в психологии принято подразделять на четыре основных мнемических процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Виды памяти: 1) по наличию цели: непроизвольная – запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически, без волевых усилий человека и произвольная – с усилием воли. 2) по степени осмысленности: механическая – зубрим и смысловая – понимаем. 3) по продолжительности хранения информации: кратковременная - отсеивается ненужная информация и остается полезная; оперативная- от нес сек до неск дней, при выполнении сложного действия мы осуществляем его по частям, при этом удерживаются в уме некоторые промежуточные результаты; долговремен ная – необходимая информация удерживается в теч всей жизни.

4) по характеру психической активности (Блонский): - двигательная – разл движения; эмоциональная- память на чувства, образная – память на представления, словесно-логическая – наших мыслей.

Еще в 80-х годах ХIX в. Нем. психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно логическое. Формы мышления: Понятие - отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Суждение – установление связей между понятиями о предметах и явлениях или об их свойствах и признаках. Умозаключение – выведение нового суждения из двух (или более) уже существующих суждений (предпосылок).

Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.

Процесс мышления изучали Фрейд, Ж. Пиаже, Д. Миллера.

 

Хар-ка процессов памяти.

Память. Процессы памяти и их характеристика.

Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление(запись), сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.

Первоначальная стадия запоминания – т.н. непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. В последнее время пристальное внимание исследователей привлекают к объект, но воспроизвести его, когда он отсутствует, оказываемся не в состоянии. Бывают случаи обратного рода: у нас появляются какие-то представления, но сказать, с чем они связаны, мы не можем. Чаще всего мы испытываем затруднения при воспроизведении чего-либо, и гораздо реже такие затруднения возникают при узнавании. Как правило, мы бываем в состоянии узнать при невозможности воспроизвести. Таким образом, узнавание осуществляется легче, чем воспроизведение.

Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Забывание проявляется в двух основных формах:

невозможность припомнить или узнать;

неверное припоминание или узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания.

Принято выделять три таких уровня:

воспроизводящая память;

опознающая память;

облегчающая память.

Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

Во-вторых, теория деятельности, согласно которой, именно память сможет явиться тем фактором, который определяет формирование всех процессов. Сначала будут образовываться связи между запоминаемым материалом и действиями, которые производит человек. В этой деятельности определяется запоминание, а также сохранение, воспроизведение запоминаемой информации. Рассмотрим более подробно основные теории памяти. Физическая теория памяти была построена на следующих постулатах: нервный импульс, который проходит через особую группу нервных клеток, способен вызвать в месте соприкосновений механические и электрические изменения; они оставляют за собой физические следы; благодаря этим изменениям обеспечивается повторное прохождение импульса по этому же самому пути; в результате происходит запоминание материала. Теории памяти включают также химическую концепцию. В ее основе лежат следующие положения: любая информация способна запомниться благодаря химическим изменениям в нервных клетках; это осуществляется под влиянием внешних раздражителей; в результате начинает происходить перегруппировка белковых молекул в нейронах, особенно в молекулах нуклеиновых кислот; ДНК - носитель генетической памяти, РНК - индивидуальной. Теории памяти были дополнены биохимической концепцией. Основными постулатами ее являются следующие: имеется двухступенчатый характер запоминания; на начальной ступени в мозге осуществляется кратковременная, ежесекундная реакция, вызывающая систему физиологических изменений; они обладают обратимым характером и выступают, как механизм кратковременного запоминания; на втором этапе (биохимическом) образуются новые белковые вещества (протеины); на последнем этапе происходят необратимые изменения в нейронах, они образуют долговременную память. Теории памяти включают физиологическую теорию, которая основывается на концепции И.П. Павлова. Основным постулатом является то, что существуют особые закономерности в работе ВНД, а в основе акта памяти находится только условный рефлекс. Благодаря этому происходит образование связей между новой информацией и тем содержанием, которое было ранее уже зафиксировано в памяти. Информационно-кибернетическая теория памяти оформилась, когда появилась вычислительная техника и развитие программирования. Это потребовало постоянного поиска путей, как будет принимать, перерабатывать, а также хранить информацию машина. В результате потребовалось техническое и алгоритмическое моделирование процессов памяти, которые происходят в человеческом мозге. Концепций оформилось много, и в каждой имеется свое "рациональное зерно".

37. Внимание и его содержание.

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном, обеспечивающее его особо ясное отражение. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности. Внимание изучали Т.Рибо, В. Вундт, У. Джемс, И.П. Павлов. Виды внимания: По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание – наиболее простое, пассивное, вынужденное. Оно возникает независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности, неожиданности. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. Послепроизвольное внимание – носит сначала целенаправленный характер, но затем появляется интерес. Внимание характеризуется следующими свойствами: Объем – количество объектов, на кот может быть направлено внимание (5-7 единиц). Распределение - при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов. Концентрация – сосредоточенность на одном объекте или деятельности при отвлечении от других дел. Устойчивость – длительность сосредоточения на объекте или явлении. Переключение – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость – непроиз перемещение внимания с одного объекта на другой.

 

Проблема воли в психологии.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятель ности, выраженное в умении преодо левать внутренние и внешние трудности при совершении целее направленных действий. Все действия человека можно условно разделить на непроизвольные и произвольные. К непроизв. действиям относятся: безусловные рефлексы, инстинкты, автоматизированные движения и действия, совершаемые в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В отличие от них, произв. действия осуществляются под контролем созна ния. Способность человека регулиро вать свое поведение (особенно при наличии трудностей и препятствий на пути к поставленной цели) определяет ся наличием или отсутствием у него так называемых волевых качеств- могут быть как положительными, так и отрицательными. Одни качества отражают в основном побудительную функцию воли, стимулирующую человека к сознательной активной деятельности (решимость), другие — тормозную (самообладание). К конкретным проблемам, связанным с В., относятся конфликт между непосредственными побуждениями и сознательными решениями и оценками (борьба мотивов), переход от принятого решения к началу его реализации (инициация действия),усиление недо статочного побуждения к действиям, оцениваемым как необходимые (мобилизация), преодоление препятст вий по ходу действия (настойчивость), сдерживание непосредственных импуль сов и побуждений (самоконтроль). Проблема В. появилась в античности. Аристотель, однако, отделил В. как от аффектов, так и от разума, видя в ней особую форму причинности, и очертил круг проблем, относящихся к В. (цель, решение, выбор и др.), который в основном сохранился до наших дней. В конце 19 в.- проблематика Воли стала одной из важных областей психологической науки. У.Джеймс сформулировал главную проблему В. как переход от намерения к его реализации, от мысли к действию. В первой трети 20 в. развернулись экспериментально-психологические исследования В., наиболее существенный вклад в которые внесли Н.Ах, К.Левин и Л.Выготский.

 

43. Психологические методики для исследования темперамента. К основным психологическим методам исследования темперамента можно отнести: лабораторный; комплексный, естественный и метод наблюдения. Наибольшую популярность в исследованиях темперамента, особенно в павловском его понимании, получил метод лабораторного эксперимента, который, по мнению его сторонников, позволяет максимально освободиться от маскирующего влияния прошлого опыта В таком эксперименте можно точно измерять реакции, что особенно важно для получения их временных характеристик и для оценки энергетических параметров поведения. Наконец, лишь в лабораторных условиях можно измерять непроизвольные реакции, не поддающиеся сознательному контролю субъекта и именно поэтому раскрывающие свойственные ему подлинные особенности темперамента Известно также, что некоторые реакции зависят не только от темперамента индивида, но и от ряда других факторов, в принципе не поддающихся одновременному контролю.

Для преодоления этих трудностей все чаще применяются комплексные, полифункциональныеисследования, в которых одновременно применяется ряд измерительных приемов, многочисленные показатели свойств темперамента и регистрация различных реакций. Конечно, такие исследования, учитывая используемую в них аппаратуру, довольно дороги и требуют от экспериментатора основательной подготовки, что не способствует их широкому распространению.

Многие исследователи, особенно те, кто занимается изучением темперамента у детей, проводят для диагноза темперамента естественный эксперимент, который, обладая основными чертами экспериментального метода, в то же время весьма близок к методу наблюдения. Этот метод создает возможность для детального контроля условий и хода эксперимента, а также для управления ими; вместе с тем он позволяет измерять интересующее нас поведение в естественных условиях, близких к повседневной жизни ребенка. Ребенок не знает о том, что он является объектом наблюдения, что его реакции и формы поведения подробно регистрируются и направляются заранее запланированной экспериментальной ситуацией.Методические пути исследования темперамента

Один из наиболее надежных методических путей психологического исследования заключается в систематическом сопоставлении и координации физиологического и психологического исследований.

В психологических исследованиях темперамента этот методический путь в особенности плодотворен. Нейрофизиологические основы темперамента изучены в большей степени, чем нейрофизиологические основы любого психического процесса или свойства личности. Общие типы нервной системы - одна из наиболее разработанных областей физиологии высшей нервной деятельности.

В последнее время теория общих типов и методики их исследования очень широко разрабатывались и по отношению к человеку (Б. М. Теплов, Н. А. Рокотова, А. Г. Иванов -Смоленский). В нашем распоряжении имеется богатый арсенал методических приемов по изучению общих типов нервной системы человека

Как уже отмечалось, одним из наиболее надежных методических путей психологического исследования является систематическое сопоставление и координация физиологического и психологического исследований. Именно поэтому испытуемым были предложены несколько тестов. В психологических исследованиях темперамента этот методический путь в особенности плодотворен. Нейрофизиологические основы темперамента изучены в большей степени, чем нейрофизиологические основы любого психического процесса или свойства личности. Общие типы нервной системы - одна из наиболее разработанных областей физиологии высшей нервной деятельности. Здесь мы можем опереться на теорию, подкрепленную большим количеством экспериментальных фактов и в большей степени проверенную практическим применением. В последнее время теория общих типов и методики их исследования очень широко разрабатывались и по отношению к человеку. В исследовании использовался опросник для изучения темперамента Я. Стреляу. Здесь предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы следует в определенной последовательности, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один из трех ответов: «да», «нет», или «не знаю». Ответ «не знаю» следует давать тогда, когда трудно остановиться на «да» или «нет».

Тест-опросник Айзенка. (60 вопросов) Исследования проводятся с целью определения уровня экстраверсии, эмоциональной устойчивости и типа темперамента. За каждый ответ, совпадающий с кодом опросника, начисляется один балл. Обработка начинается со шкалы лжи, так как она используется для определения искренности испытуемого. Если по шкале лжи испытуемый набирает 5-6 баллов, его протокол скитается недействительным.

Методика определения акцентуации характера по методу Шмишека. Тестируемому предлагается ответить на 88 вопросов, после чего определяется уровень акцентуации по нескольким признакам. Теоретической основа теста служит концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда. Выделенные Леонгардом 10 типов можно разделить на акцентуации характера и акцентуации темперамента. (гипертимический, дистимический и т.д. типы).

В качестве дополнител<


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.