Франчайзинг, как форма финансирования организации. Виды франчайзинга. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Франчайзинг, как форма финансирования организации. Виды франчайзинга.

2017-07-01 1337
Франчайзинг, как форма финансирования организации. Виды франчайзинга. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Франчайзинг – отношения, по которым одно лицо (франчайзер) обязуется предоставить другому лицу (франчайзи) для осуществления им предпринимательской деятельности, аналогичной деятельности франчайзеру, "деловой" (лицензионный) комплекс.

В состав "делового комплекса" может входить:

· охраноспособные имущественные права (товарный знак, торговая марка и т.д.);

· неохраноспособные имущественные права (know how, деловой опыт, способ производства и др.);

· другие объекты гражданского права (коммерческая информация и др.).

 

Виды франчайзинга:

1. По объекту договора:

1.1. производственный (право на производство);

1.2. сбытовой (право на реализацию);

1.3. сервисный (право на обслуживание).

2. По потенциалу развития:

2.1. региональный (передается однотерриториальная лицензия; возможно предоставление многотерриториальных лицензий; комиссионные вознаграждения за последующие лицензии обычно уменьшаются);

2.2. суфранчайзинг (франчайзи имеет генеральную лицензию и может предоставлять франшизы другим лицам);

2.3. развивающийся (франчайзи в течение определенного периода времени обязуется открыть ряд предприятий в соответствии с заранее установленным графиком).

 

Достоинства:

ü франчайзи использует деловую репутацию франчайзера;

ü экономия средств франчайзи на разработку технологий, на рекламу, на маркетинг;

ü для франчайзера - расширение доли рынка, сферы влияния, получение дополнительных доходов, освоение новых рынков.

Основное содержание договора франчайзинга:

1. цели сотрудничества сторон;

2. планирование деятельности и ее объекты. В отношении объектов учитывается то, что разные объекты имеют различную охраноспособность и способы защиты;

3. права и обязанности сторон –

(Обязанности франчайзера:

♂ передача права на пользование деловым комплексом с последующим развитием;

♂ передача права на оказание дополнительных услуг.

Обязанности франчайзи:

♂ соблюдение условий договора;

♂ соблюдение конфиденциальности;

♂ уплачивать вознаграждение – Вознаграждение может уплачиваться одним или несколькими способами:

· фиксированный разовый платеж;

· фиксированный периодический платеж (роялти);

· платеж в форме процента с оборота;

· взимание наценки на оптовую цену франчайзера;

· вознаграждение за рекламу, продвижение товаров и дополнительные услуги франчайзера.);

4. ответственность сторон (друг перед другом и перед потребителями – либо субсидиарная либо солидарная);

5. условия прекращения договора;

6. форс-мажорные обстоятельства;

7. арбитраж.

(Для общего развития)

 

Франчайзинг (дословно — «льготное предпринимательство») — это форма партнерских связей и делового сотрудничества.

Франчайзинг — это форма продолжительною делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара или услуги независимым от нее предприятиям (франчайзи).

Суть этой формы в том, что головная, чаще всего крупная, авторитетная и достаточно известная потребителям компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказания услуг под торговой маркой данной компании.

Франчайзер — это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы.

Франчайзи — это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера.

Для малых предприятий (только возникающих) эта форма удобна, так как у головной компании есть авторитет (имидж наработан), потребитель уже привык к торговой марке и на рекламу не нужно тратить денег.

Отношения франчайзинга

Франчайзер (головная компания) заключает договоры не с одним, а с несколькими малыми предприятиями (операторами) и таким образом создает разветвленную сеть торговых и промышленных предприятий, которые находятся в зависимости от него. Эта зависимость определена договором, по которому необходимо соблюдать все правила торговли или производства, вплоть до мелочей (униформа).

Но и франчайзер обязуется оказывать комплекс услуг — поставка оборудования, сырья, передача технологии, обучение персонала, услуги по бухучету.

Одновременно франчайзи получает и права на использование торговой марки, стандартов обслуживания, фирменного дизайна и деловой репутации.

Франшиза — это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.

Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

При этой форме предприятие-организатор обеспечивает своим партнерам (в основном малым предприятиям) лицензию на самостоятельное ведение хозяйственной деятельности, но под маркой предприятия-организатора.

Последний предоставляет свой опыт и технологию и берет на себя осуществление рекламы, поставок и контроля (например, предприятие быстрого обслуживания «Макдональдс»). При этом лицензиат франшизы (пользователь), оставаясь самостоятельным предпринимателем, за пользование франшизой платит лицензиару определенные договором сборы.

Помимо торговой марки, технологии, рекламы лицензиар франшизы в соответствии с договором может предоставлять финансовые ресурсы (как кредит), оборудование (в основном на условиях лизинга) и оказывать другие услуги (подготовка персонала, повышение его квалификации, консультирование и т.д.).

В самом общем смысле под франчайзингом понимают способ сбыта товаров и услуг, развитие и завоевание рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств малого и крупного бизнеса.

Различают следующие виды франчайзинга:

  • франчайзинг услуг - многие иностранные фирмы создают в крупных городах РФ центры, через которые финансируют приобретение или аренду помещений, обучают персонал, поставляют оборудование и осуществляют контроль («Макдональдс»);
  • франчайзинг товаров — создают широкие сети сбыта и обслуживания. Все сбытовые фирмы пользуются фирменными знаками. Головные фирмы обеспечивают инструментами, запчастями, ноу- хау, финансируют рекламу.

Франшиза в России получила распространение в виде выдачи лицензии отечественным предпринимателям (лицензиатам) иностранными фирмами («Макдональдс», «Баски н-Робби не» и др.). Это одна из форм привлечения иностранных инвестиций в Россию и метод формирования надежного партнера и предпринимателя. Использование франшизы выгодно для стабилизации и развития экономики, ибо франшиза дает тройной эффект:

  • лицензиат может воспользоваться проверенными экономическими методами лицензиара;
  • лицензиар закладывает прочный фундамент для работы своей компании;
  • покупатели без перебоев получают товары и услуги гарантированного качества («Монарх», «Эконика» — торговля обувыо).

Однако франшиза не лишена недостатков: лицензиары стараются ограничить самостоятельность лицензиатов, так как договор франшизы составляет ее продавец, и он прописывает благоприятные для себя условия соглашения (выбор поставщиков регламентирует продавец франшизы, ограничивается сфера распространения услуг по франшизе и т.д.).


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.