Задачи активной коррекции нарушений осанки — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Задачи активной коррекции нарушений осанки

2017-07-01 478
Задачи активной коррекции нарушений осанки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Задачи коррекции дефектов осанки определяются вра­чом ЛФК в процессе специального обследования детей и подростков, а реализация их проводится инструкторами ЛФК. При диагностировании того или иного вида наруше­ния осанки основное внимание обращается на размеры и степень усиления или сглаживания физиологических изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости (грудной кифоз, шейный и поясничный лордоз). Выраженность этих изгибов тесно связана с величиной угла наклона таза. По­этому в решении задач исправления усиленных и форми­рования сглаженных изгибов позвоночника в сагитталь­ной плоскости обязательным является включение в комп­лекс упражнений, уменьшающих или увеличивающих угол наклона таза. В зависимости от выраженности кри­визн позвоночника в сагиттальной плоскости различают: кругловогнутую, круглую, плоскую, плоско-вогнутую спи­ну и сутуловатость. В отдельный вид выделяются наруше­ния осанки во фронтальной плоскости. Основным дефектом этого вида осанки является нефиксированный, боковой изгиб позвоночника, без признаков его торсии, с отклоне­нием туловища в сторону и асимметрия положения частей тела (сколиотическая осанка).

В случаях сколиоза, развивающегося на фоне того или иного вида нарушения осанки, основная дуга бокового искривления по месту локализации может сочетаться с усиленными или сглаженными изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости. Такое сочетание кривизн в двух взаимопротивоположных плоскостях изменяет биомеха­нику сколиоза и оказывает неблагоприятное влияние на его клиническое течение. В связи с этим для создания благоприятных условий течения сколиоза возникает необ­ходимость коррекции обеих кривизн.

Прежде чем приступить к исправлению того или иного дефекта осанки, необходимо определить степень фиксированности сагиттальных изгибов позвоночника и измене­ние функционального состояния различных мышечных групп. Для успешной коррекции дефектов осанки без соче­тания со сколиозом предварительно мобилизуются фикси­рованные или полуфиксированные сагиттальные изгибы позвоночника. С помощью специальных упражнений сле­дует растянуть укороченные связки и мышцы в зоне сагит­тального изгиба. Затем подбирается комплекс упражне­ний, увеличивающих или уменьшающих угол наклона таза, в зависимости от вида нарушения осанки. Симмет­ричными общеукрепляющими упражнениями закрепляют­ся результаты коррекции и устраняется асимметрия тонуса и силовой выносливости отдельных групп мышц, участ­вующих в удержании туловища. В итоге выравниваются нефиксированные изгибы позвоночника и положения час­тей тела при их асимметричном расположении. Таким образом, методика активной коррекции дефектов осанки исходит от их направленности и выраженности. Различают следующие виды нарушения осанки.

Кругло-вогнутая спина. Для этого вида нарушений осанки характерно увеличение угла наклона таза и связан­ное с этим усиление грудного кифоза и поясничного лордо­за. Вследствие этого ягодицы выступают назад, а живот — вперед. Плечи сдвинуты вперед, грудная клетка опущена и уплощена. Это уменьшает дыхательные экскурсии груд­ной клетки в верхнегрудном отделе, а также снижает ко­лебательные движения диафрагмы и внутрибрюшного давления. Для коррекции кругло-вогнутой спины приме­няются специальные упражнения, активно корригирую­щие грудной кифоз и поясничный лордоз: путем растяже­ния укороченных связок и мышц в зоне усиленных изгибов позвоночника производится их предварительная мобили­зация, а затем избирательная тренировка соответствующих мышечных групп, оказывающих влияние на коррекцию дефектов осанки. Вместе с тем используются специальные упражнения для уменьшения увеличенного угла наклона таза, укрепления разгибателей спины и мышц живота, а также растягивания укороченных грудных мышц. Для этих целей упражнения выполняются из разных исходных положений, в том числе стоя на четвереньках в глубоком и полуглубоком положении, чистые висы, если кругло-вогнутая спина не сочетается со сколиозом.

Круглая спина. Основным признаком ее является то­тальный изгиб позвоночника кзади, захватывающий груд­ной и поясничный отделы. При круглой спине шейный и поясничный лордозы выражены незначительно или пол­ностью отсутствуют. Грудная клетка уплощена и опущена вниз. Плечи свисают и выступают вперед. Нижние углы лопаток крыловидно отстают от ребер. Шея и голова нак­лонены вперед. Ягодицы уплощены. Ноги слегка согнуты в коленных суставах для компенсации грудного кифоза. Угол наклона таза уменьшен, мышцы спины растянуты и ослаблены, а передней брюшной стенки — укорочены, также укорочены грудные и широчайшие мышцы спины.

Разновидностью круглой спины является сутулова­тость. В отличие от круглой спины при сутуловатости превалирует грудной кифоз и нет тотального изгиба позво­ночника, захватывающего грудной и поясничный отделы в изгиб, направленный кзади.

Исходя из перечисленных дефектов осанки при круглой спине, для ее коррекции подбираются упражнения с соот­ветствующим корригирующим механизмом воздействия. Для мобилизации тотального изгиба позвоночника приме­няется группа специальных упражнений, выгибающих его в обратную сторону. Этим достигается растягивание укоро­ченных передней и задней продольных связок позвоноч­ника и сближение точек прикрепления растянутых мышц спины. Одновременно усиливается уменьшенный угол нак­лона таза, с увеличением которого компенсаторно усили­ваются маловыраженные поясничный и шейный лордозы.

Для увеличения угла наклона таза при круглой спине укрепляются сгибатели бедра, растягиваются мышцы пе­редней брюшной стенки и укороченные грудные мышцы, а также исправляются отстающие углы лопаток.

При круглой и сутулой спине подбираются упражне­ния, направленные на локальное воздействие на сагитталь­ный изгиб позвоночника, укрепление мышц спины, растя­гивание грудных мышц и увеличение угла наклона таза. Специальные упражнения выполняются преимущественно из исходных положений лежа и в висе.

Плоская спина. Характеризуется сглаживанием груд­ного физиологического кифоза и поясничного лордоза вследствие уменьшения угла наклона таза. Это объясняет­ся дисфункцией мышц, удерживающих таз в правильном положении. Уплощенные сагиттальные изгибы позвоноч­ника снижают его рессорные свойства. Передне-задний диаметр грудной клетки при плоской спине уменьшен. Плечевой пояс свисает и стягивает лопатки и плечи вперед. Внутренние и нижние углы лопаток расходятся в стороны и отстают от ребер, образуя "крыловидные лопатки". В задачи коррекции плоской спины входит увеличение уменьшенного угла наклона таза. Для этого в комплекс упражнений включаются специальные движения, укреп­ляющие сгибатели бедра, подвздошно-поясничные мыш­цы, квадратные мышцы спины. Одновременно с этим растягиваются укороченные мышцы передней брюшной стенки. Выполнение этих задач преследует цель — спо­собствовать усилению слабо выраженного поясничного физиологического лордоза при плоской спине и компенса­торно формировать сглаженный грудной кифоз. Прове­дением тренировки общеукрепляющими симметричными упражнениями закрепляются результаты коррекции: по­вышаются тонус и сила сгибателей и разгибателей туло­вища.

Учитывая, что при плоской спине наблюдается слабое развитие всей мускулатуры, нормальная или избыточная подвижность позвоночника, проводится равномерное укрепление всей мускулатуры с акцентом на мышцы спи­ны и живота. Специальные упражнения, способствующие формированию сглаженных физиологических изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости, выполняются из разных исходных положений.

В процессе исправления перечисленных видов нару­шений осанки важным условием следует считать воспита­ние навыков правильного держания тела, развитие коор­динации движений, равновесия, силовой выносливости мышц, укрепление основных и вспомогательных дыхатель­ных мышц, восстановление и совершенствование механиз­мов правильного дыхания.

Исправление положения "крыловидных лопаток", све­денных вперед плеч, осуществляется путем подбора специальных упражнений, избирательно укрепляющих трапе­циевидные, ромбовидные и передние зубчатые мышцы. Сведенные вперед плечи выравниваются путем укрепления мышц, сближающих лопатки, растягивания укороченных грудных мышц подбором специальных упражнений.

Асимметрия положения плеч с опущением одного пле­ча устраняется использованием упражнений, растягиваю­щих широчайшую мышцу спины на стороне опущенного плеча и грудные мышцы, поскольку при опущенном плече эти мышцы укорочены. Вместе с тем проводится укрепле­ние трапециевидной, ромбовидной, подлопаточной мышц и поднимающих плечо вверх.

 

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕЧЕБНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ СИММЕТРИЧНЫХ ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

Построение занятий на симметричных общеукрепляю­щих упражнениях надо рассматривать как лечебно-педа­гогический процесс, к которому предъявляются определен­ные методические требования. При обучении симметрич­ным общеукрепляющим упражнениям в подготовительном периоде лечения соблюдается принцип последовательного освоения элементарных движений с постепенным перехо­дом, к овладению сложными в координационном отноше­нии упражнениями. Составляя индивидуальный комплекс для урока, следует последовательно располагать упражне­ния с различным механизмом лечебного воздействия на сколиоз. В результате будут формироваться новые, более целесообразные условно-рефлекторные связи "новой сис­темы туловища".

На начальном этапе обучения при адаптации организма предусматриваются сравнительно небольшие физические нагрузки. В последующем, по мере приобретения двига­тельных навыков и координации движений, структура фи­зических упражнений усложняется, а дозировка их посте­пенно увеличивается. Новые упражнения включаются в комплекс после упражнений малой или умеренной интен­сивности.

Занятия на уроке начинаются с небольшой нагрузки: тренировка мышечных групп дистальных отделов конеч­ностей с последующим вовлечением в большую нагрузку мышц проксимальных отделов. В процессе тренировки соблюдается принцип "рассеянной нагрузки". В работу включаются различные мышечные группы с акцентом на преимущественное укрепление мышц спины и живота, играющих основную роль в правильном удержании корпуса.

Нагрузка на мышцы чередуется — на передние, задние и боковые стороны корпуса. В зависимости от целей и задач индивидуального комплекса упражнений они выпол­няются в разных исходных положениях. Темп движений медленный или средний. Более нагрузочные упражнения выполняются в замедленном темпе.

В начале обучения инструктору ЛФК следует команды заменять пояснениями и показом техники правильного выполнения упражнений. Для повышения дисциплины и организованности занимающихся могут проводиться по­рядковые упражнения и на внимание. Эти упражнения сочетаются с движениями, формирующими правильную осанку. В начале освоения учебного материала обычная ходьба применяется без усложнений, а в последующем она комбинируется с движениями разных частей тела.

Во избежание прогибания в пояснице при выполнении упражнений лежа на спине при движениях ногами надо прижимать поясницу к плоскости пола, чтобы не увели­чивать подвижность поясничного отдела позвоночника. Исходное положение стоя на четвереньках требует внима­ния инструктора ЛФК, так как в этом положении позво­ночник разгружается и прогибается, что способствует уве­личению его подвижности. Это положение также ограни­чивает дыхание. Поэтому выполнение упражнений в этом исходном положении необходимо сочетать с дыхательными упражнениями, расширяющими грудную клетку. В комп­лексе целесообразно предусматривать кратковременное вы­полнение упражнений на внимание с элементами воспи­тания правильной осанки.

В процессе занятий ЛФК особое внимание обращается на воспитание и закрепление правильной осанки как сос­тавной части функционально-восстановительного лечения сколиоза. Необходимо добиваться, чтобы правильная осан­ка стала для ребенка привычной и автоматической при выполнении жизненно необходимых положений тела и движений. Методические приемы воспитания и закреп­ления осанки проводятся длительно, на протяжении всего курса лечения. Результаты достигаются при серьезном отношении к выполнению упражнении каждым занимаю­щимся. Подбираются упражнения, воспитывающие сох­ранение правильного положения тела при различных по­зах и движениях, устраняющие асимметрию расположения частей тела. С этой же целью могут использоваться игро­вые упражнения, рассчитанные на проверку и закрепление правильной осанки.

В комплексе применяются упражнения с мячом, как одиночные, так и общегрупповые. Одиночные упражнения проводятся в две смены. Одна половина занимающихся упражняется с мячом, а другая выполняет упражнения на расслабление, дыхательные и в ходьбе. На уроке исполь­зуются упражнения с медицинболами, отягощающими движения. В подготовительном периоде лечения они мало применимы. Большей частью такие упражнения приме­няются в основном и заключительном периодах лечения. Для отягощения проводятся также упражнения с гантеля­ми в положении лежа. В подготовительном периоде без достаточной физической подготовки гантели не приме­няются. По мере укрепления мышц в основном и заклю­чительном периодах лечения гантели используют, но под контролем дыхания. Для младших детей, а также старших со сколиозом III и IV степеней с дыхательной недостаточ­ностью к выполнению упражнений с гантелями нужно подходить с осторожностью. Назначая их, следует учиты­вать уровень тренированности и работоспособности, кото­рые могут быть снижены при дыхательной недостаточности.

В конце подготовительного периода лечения, а также в основном и заключительном можно проводить упраж­нения на гимнастической скамейке. При их выполнении последовательно чередуется нагрузка на различные мышечные группы. Применение упражнений на скамейке с упорами для укрепления мышц рук и плечевого пояса связано с затруднением дыхания. Учитывая это, надо чере­довать их с дыхательными и на расслабление. Упражне­ния на гимнастической стенке используются как средство общего и специального воздействия. С помощью их можно развивать силу и растягивать укороченные связки и мыш­цы при коррекции дефектов осанки. Вначале их следует применять с небольшой амплитудой движения и с малым числом повторений. По мере тренировки в работу включаются различные группы мышц. Наряду с другими упраж­нениями на гимнастической стенке выполняются лазанья. Все упражнения, связанные с вовлечением в движение позвоночника, выполняются плавно, без рывков, при пря­мом положении позвоночника, исключая боковые наклоны корпуса и его ротационные движения.

Особое значение придается упражнениям, активно вы­тягивающим позвоночник по продольной оси. В общем комплексе они проводятся перед упражнениями, развиваю­щими силовую выносливость мышц. Выполняются эти упражнения последовательно в разных исходных положе­ниях: лежа, стоя на коленях, сидя, стоя.

Повторные сокращения мышц спины на выпуклой стороне искривления позвоночника при выполнении вы­тягивающих позвоночник упражнений приводят к их укреплению и возрастанию силы. В момент выполнения упражнения эти мышцы выпрямляют нефиксированное искривление позвоночника и этим создают предпосылки для предупреждения прогрессирования сколиоза. Степень напряжения паравертебральных мышц и развитие их силы зависят от волевых усилий больного. В связи с этим возрас­тает мобилизующая роль инструктора ЛФК, который дол­жен стимулировать детей к более энергичному волевому напряжению мышц.

Патологические изменения связочно-мышечного аппа­рата при сколиозе приводят к функциональной асиммет­рии мышц спины и живота. Это способствует нарушению функции равновесия и координации движений. В задачу лечебной гимнастики входит развитие этих функций. Этой цели служит группа упражнений, тренирующих выпрями­тельные реакции кинестетического, вестибулярного и зри­тельного анализаторов. Для контроля за развитием функ­ции равновесия и координации движений в процессе трени­ровки используется специальный тест. Стоя на передней части плюсны стопы, выполняются круговые вращения руками вперед, не касаясь опоры пяточной костью. Показа­телем этой пробы служит продолжительность ее в секундах.

Другой тест на координацию движений учитывает продолжительность удержания гимнастической палки в вертикальном положении при свободном балансировании ее на кончике пальцев правой руки. При проведении такого теста должно сохраняться стандартное положение ног на ширине плеч. Продолжительность удержания палки может составлять от 2,7 до 8,1 секунды. После перерывов занятий физическими упражнениями этот показатель снижается. Таким образом, по описанным показателям учитывается снижение или развитие функции равновесия и координа­ции движений.

Одной из главных задач лечебной гимнастики является увеличение силовой выносливости мышц спины и живота. Достигается это последовательным и многократным приме­нением разнообразных симметричных общеукрепляющих упражнений в нарастающей дозировке физической нагруз­ки по периодам лечения. Большей частью эти упражнения проводятся в исходном положении лежа, когда полностью выключается статическая функция мышц, удерживающих корпус в вертикальном положении. В этом положении головой, плечевым поясом и конечностями напрягаются мышцы туловища, выполняя опорную функцию при дви­жениях указанных частей тела. При статической работе тренируются мышцы туловища, в результате развивается силовая выносливость, что подготавливает их к длительным статическим усилиям при выполнении жизненно необходи­мых положений тела и движений.

Развитие силовой выносливости мышц на уроках ЛФК проводится при постепенно возрастающей тренировке от одного периода лечения к другому. В результате этого возрастает тяга мышц на различные отделы и изгибы поз­воночника во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Выгодность положения лежа заключается и в том, что оно позволяет включать в работу ослабленные мышечные группы, избирательно тренировать и укреплять их при условии, если в исходном положении позвоночник распо­ложен прямо, что позволяет избежать образования ненуж­ных компенсаторных противоискривлений, снижающих стабильность сколиоза.

При тренировке этого качества мышц учитываются сте­пень тяжести сколиоза, физическая подготовленность и возраст детей. В процессе тренировки силовой выносли­вости мышц соблюдается принцип чередования работы различных групп мышц и учитывается совместимость упражнений, что предупреждает переутомление. Тренируя силовую выносливость мышц, надо избегать натуживаний и задержки дыхания, затрудняющих кровообращение.

Для правильного построения методики тренировки силовой выносливости мышц и регулирования нагрузки на различные мышечные группы используется специаль­ный тест. Определяется это качество мышц в разгибателях спины, передней брюшной стенки и мышц, обеспечиваю­щих наклон корпуса вправо и влево. При проведении теста учитываются нормативные показатели (А. М. Рейзман и Ф. И. Багров). Для мышц, разгибающих корпус, таким показателем служит время удержания верхней части кор­пуса на весу до предела, лежа на груди на кушетке. Время удержания корпуса на весу для детей в возрасте 7—11 лет равно 1—2 минутам, в 12—16 лет — 1,5—2,5 минуты. Нормативным показателем для мышц брюшной стенки является количество переходов из положения лежа в поло­жение сидя. Для детей в возрасте 7—11 лет этот показатель равен 15—20 движениям, а в 12—16 лет — 25—30 движениям в минуту. Поэтому методику тренировки раз­личных мышечных групп учитель ЛФК строит, учитывая рост или уменьшение этих показателей. Физически креп­кие дети начинают выполнять упражнения с нагрузкой на мышцы 2/3 исходного показателя, а ослабленные боль­ные — 1/3 от него. Систематическое применение стати­ческих и динамических упражнений с постепенно нарас­тающей дозировкой физической нагрузки способствует рос­ту силовой выносливости мышц.

При коррекции нефиксированного, начального сколио­за необходимо представлять локализацию первичной, основной дуги искривления позвоночника и то влияние, которое может оказать на нее подобранный комплекс сим­метричных общеукрепляющих упражнений. Известно, что начальная стадия развития сколиоза начинается с бокового отклонения позвонков в результате их торсии. Кроме того, существенное влияние на образование первичной дуги сколиоза оказывают торсия позвонков и тяга мышц, при­крепляющихся не только к остистым и поперечным отрост­кам, а также к проксимальным отделам реберных дуг грудной клетки (И. А. Мовшович, 1969). Тягу мышечных сил на эти костные элементы создают при выполнении симметричных общеукрепляющих упражнений поверхностные и глубокие мышцы спины и частично живота, широчайшие мышцы спины, трапециевидные, сакроспинальные, передние зубчатые, косые мышцы живота. Тягой своей силы эти мышцы отражают стремление организма противоборствовать смещению парциальных центров тя­жести тела при уже начавшемся искривлении позвоноч­ника. Вследствие противоборства действие тренируемых общеукрепляющими симметричными упражнениями одно­именных мышц на одних участках искривления позвоноч­ника может усиливаться, на других ослабевать в зависи­мости от направления основной дуги сколиоза.

Таким образом, создается асимметрия мышечных сил, действующих на тот или иной двигательный сегмент позво­ночника. Для восстановления симметричного положения частей тела и воспрепятствования их отклонению необхо­дима целенаправленная тренировка соответствующих мы­шечных групп симметричными общеукрепляющими уп­ражнениями с большим модулем силы в определенном направлении тяговых усилий мышц, расположенных на вогнутой и выпуклой сторонах сколиоза.

Следовательно, общеукрепляющие симметричные упражнения могут оказать корригирующее влияние на сколиоз и нарушение осанки, увеличивая тяговые усилия ослабленных мышечных групп.

Поэтому составляя индивидуальный комплекс, необхо­димо отбирать упражнения с соответствующим механиз­мом воздействия. При этом надо учитывать все клиничес­кие признаки заболевания, прежде всего функциональное состояние и патологические изменения мышц, участвую­щих в развитии сколиоза или нарушении осанки, исходя из этого проводить целенаправленное восстановление постурального дисбаланса мышц с дифференцированным под­ходом к их тренировке.

В первую очередь укрепляются ослабленные и растя­нутые паравертебральные мышцы на выпуклой стороне сколиоза и восстанавливаются контрагированные на сторо­не его вогнутости. При выраженных структуральных ско­лиозах, вызывающих длительное нарушение функцио­нального состояния мышц, наступает их гипотония, кото­рая в последующем приводит к атрофии. Степень атрофии зависит от продолжительности и характера дегенеративного процесса, более выраженного при сколиозах III—IV степеней. При тяжелых степенях сколиоза в дегенера­тивный процесс вовлекается дыхательная мускулатура. Необходимо отметить, что при начальных степенях разви­тия сколиоза I степени изменения со стороны костно-суставного и мышечно-связочного аппаратов позвоночника сравнительно небольшие. По мере увеличения бокового наклона позвоночника пульпозное ядро межпозвонкового диска сдвигается в выпуклую сторону сколиоза и создает как бы распорку в дуге искривления позвоночника, спо­собствуя функциональному блоку его в двигательном сег­менте. Одновременно с этим паравертебральные мышцы на вогнутой стороне сколиоза укорачиваются и напрягают­ся, а на противоположной, выпуклой, стороне растяги­ваются и ослабляются. Возникает функциональный блок. Этот блок до развития выраженного структурального ско­лиоза временно может сниматься применением соответст­вующих упражнений. Для дифференцированною примене­ния средств ЛФК в комплексном лечении сколиоза очень важно выделять клинические формы течения заболевания по быстроте их прогрессирования. Условно они подразде­ляются на стабильно текущие, медленно прогрессирующие и быстро прогрессирующие сколиозы, так как методиче­ский подход к использованию средств ЛФК при каждой из этих форм имеет свои особенности.

Выбор индивидуального комплекса симметричных общеукрепляющих упражнений зависит от уровня непол­ноценности соединительно-тканных структур при разных степенях тяжести сколиоза, выявляемых по клиническим и клинико-рентгенологическим признакам костной дисплазии, асимметрии роста позвонков, образованию их клиновидности, а также длительности временных промежут­ков роста скелета.

При подборе симметричных общеукрепляющих упраж­нений практическое значение имеет знание корригирую­щей роли тех или иных мышечных групп при сколиозе и нарушениях осанки. Корригирующей мышцей следует счи­тать ту, которая эффективно участвует в двигательном акте само коррекции. Для укрепления ее выбираются соот­ветствующие упражнения.

При планировании индивидуального комплекса обще­укрепляющих упражнений кроме клинико-рентгенологических данных о сколиозе и формах его течения нужно иметь в виду ритмологию цикла занятий в период лечения на протяжении учебного года. С этой целью все применяе­мые при сколиозе упражнения мы условно разделяем на группы по их лечебной характеристике:

· общеукрепляющие симметричные, обладающие низ­ким корригирующим влиянием на позвоночник и вызы­вающие слабые физиологические реакции организма;

· общеукрепляющие симметричные и специальные упражнения, избирательно укрепляющие отдельные мы­шечные группы с высоким корригирующим влиянием и выраженными физиологическими реакциями организма, но имеющие узкий диапазон корригирующего воздействия на дефекты позвоночника и грудной клетки при их дефор­мации;

· специальные асимметричные корригирующие и деторсионные упражнения с высоким локальным эффек­том воздействия на дефекты деформации позвоночника и грудной клетки, но вызывающие умеренные или слабые реакции организма;

· общеукрепляющие симметричные и специальные асимметричные корригирующие и деторсионные упраж­нения, не оказывающие влияния на дефект деформации позвоночника и грудной клетки, а иногда и вредно влияю­щие на течение сколиоза.

В практике использования симметричных общеукреп­ляющих упражнений учитывается ряд методических тре­бований. При увеличении поясничного лордоза, чтобы избежать больших амплитуд движений корпусом, которые могут вызвать чрезмерное прогибание позвоночника и растяжение его связочного аппарата, выполняя упражне­ния в положении лежа на груди при поясничном гиперлор­дозе, под живот необходимо подкладывать ватные поду­шечки или мешочек с песком для уменьшения прогибания в пояснице. В практической работе можно наблюдать боль­ных с образованием грудного патологического лордоза. Он является следствием инверсии сколиоза, чаще образуется на фоне плоской спины. При грудных лордозах в положе­нии лежа на груди противопоказано прогибание позвоночника в грудном отделе. В таких случаях укрепление разгибателей корпуса лучше проводить лежа поперек гим­настической скамейки или выполнять разгибание корпуса, лежа на специальной подставке.

Особого подхода требует применение симметричных общеукрепляющих упражнений при наличии признаков костной дисплазии позвоночника, грудной клетки и таза. Так, например, в шейном отделе позвоночника выявляется незаращение дужек позвонков, сращение тел позвонков, наличие шейных ребер. В грудном отделе чаще встречают­ся врожденные деформации в виде клиновидных позвонков или полупозвонков с одним ребром, а также незаращения дужек верхних грудных позвонков. В пояснично-крестцовом отделе нередко наблюдается изменение формы и положения I поясничного позвонка, сакрализация, люмбализация недоразвития дужек позвонков. С учетом перечис­ленных диспластических изменений в позвонках и ребрах строится методика выбора симметричных общеукрепляю­щих упражнений и их использования. Чтобы не увеличить мобильность диспластически измененного отдела позвоноч­ника, особенно в пояснично-крестцовом отделе, при трени­ровке мышц корпуса исключаются торсионные движения. Для предупреждения отрицательного воздействия на де­фект в позвоночнике инструктор ЛФК следит за правиль­ным исходным положением тела и точностью выполнения упражнения, амплитудой прогибания позвоночника.

В подготовительном периоде лечения одним из важных разделов работы инструктора ЛФК является определение индивидуальных дозировок физической нагрузки детям по пульсовому режиму. В особом контроле за частотой сердечных сокращений на уроке нуждаются дети с III и IV степенями сколиоза и сопутствующими заболеваниями сердечно-сосудистой системы. В ходе урока учитель следит за внешними признаками переутомления детей. В случаях появления этих признаков снижает физическую нагрузку. Учащимся, имевшим пропуски занятий, физическая на­грузка на первых уроках снижается, а в последующем постепенно доводится до уровня обычной.

В структуре урока физическая нагрузка постепенно повышается. Наибольший уровень ее достигается к сере­дине основной части урока. Правильное распределение физической нагрузки по частям урока контролируется физио­логической кривой, определяемой по частоте пульса. Этот момент особенно важен, так как лечебный эффект, полу­ченный от тренировки симметричными общеукрепляю­щими упражнениями, может быть обеспечен лишь при наличии достаточных резервных сил организма детей. Перегрузка органов и систем физическими упражнениями у детей, больных сколиозом, исчерпывает эти силы, и нас­тупает переутомление. В свою очередь, это ведет к сниже­нию тонуса нервно-мышечного аппарата и способствует еще большему прогрессированию сколиоза. Чтобы подоб­рать индивидуальную физическую нагрузку, инструктору ЛФК надо постоянно ориентироваться на реакцию сердеч­но-сосудистой системы на стандартную физическую наг­рузку, нормативы проб силовой выносливости мышц, фи­зиологическую кривую урока и данные динамометрии.

В заключение следует указать, что симметричные обще­укрепляющие упражнения обладают разнообразным меха­низмом корригирующего воздействия на сколиоз, а методы проведения ЛФК могут предусматривать гимнастический, игровой и спортивный. Последний при сколиозе приме­няется с ограничениями и только по показаниям. Могут использоваться элементы волейбола, баскетбола, некото­рые спортивные игры, плавание стилями брасс и кроль в определенных врачом ЛФК исходных положениях, а также гребля, лыжные прогулки, несложные эстафеты. Спортив­ный метод должен применяться с осторожностью и в опре­деленных условиях, исключающих увеличение подвижнос­ти позвоночника, растягивание его связочного аппарата и не способствующих прогрессированию сколиоза.

В итоге надо отметить, что методика применения обще­укрепляющих симметричных упражнений как коррекционно-восстановительных средств тогда может быть эффективной, если она направлена на улучшение функции всех систем организма, а на этом фоне проводится локаль­ная коррекция сколиоза, направленная на уменьшение выраженности дефектов и восстановление ослабленных соединительно-тканных структур опорно-двигательного аппарата при деформации позвоночника и грудной клетки.

 

ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕЧЕБНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ АСИММЕТРИЧНЫХ КОРРИГИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

 

Решение задач активной коррекции сколиоза средст­вами лечебной гимнастики только тогда может быть успешным, если правильно построена методика исполь­зования физических упражнений. Исходя из современных представлений об этиопатогенезе сколиоза, методика лечеб­ного применения упражнений базируется на принципе осторожного корригирующего воздействия на искривление позвоночника. Не допускаются растяжение мышечно-связочного аппарата позвоночника и снижение стабильности сколиоза.

При разногласии ученых в том, какие следует назна­чать упражнения при сколиозах I, II и III степеней, боль­шинство из них признает целесообразным применение специальных корригирующих асимметричных и деторсионных упражнений на фоне симметричных общеукреп­ляющих.

Стремление врачей ЛФК и инструкторов к применению широкого разнообразия физических упражнений без учета лечебного механизма их воздействия на сколиоз, а также целей и задач, вытекающих из индивидуальной клинико-рентгенологической картины сколиоза, является неоправ­данным. Частая смена упражнений и необоснованное их использование, наоборот, приводят к излишним энерго­затратам организма и к более быстрому утомлению. Такая тактика использования средств ЛФК не дает ожидаемого лечебного эффекта.

Применение упражнений с лечебной целью требует от врача и инструктора ЛФК не только глубоких знаний клинико-рентгенологических признаков сколиоза, но и четко­го представления биомеханики упражнений и физиологи­ческого механизма их лечебного действия. Увлечение одними общеукрепляющими симметричными упражнения­ми там, где показаны асимметричные, снижает эффект лечения, сущность которого заключается в противодейст­вии увеличению основной дуги искривления позвоночника и торсии позвонков.

Выбор специальных корригирующих упражнений для локального воздействия на сколиоз разнообразен. Эти упражнения выравнивают нефиксированные кривизны позвоночника, освобождают от асимметричного давления на ростковые зоны позвонков в момент их выполнения, вовлекают в напряжение ослабленные мышцы на выпук­лой и растягивают их на вогнутой сторонах сколиоза. Воз­действием таких упражнений восстанавливается эластич­ность измененных связок и межпозвоночных дисков, а также подвижность в межпозвоночных суставах.

Известно, что сколиотическое искривление характери­зуется периодами ухудшения, при которых наступают мор­фологические изменения и нарушения статической и дина­мической функций позвоночника. О степени этих изменений можно судить по величине угла искривления позвоноч­ника первичной дуги и, исходя из этого, строить методику использования специальных корригирующих упражнений. Так, например, применимы упражнения с механизмом на самокоррекцию и самовытяжение, которые показаны в случаях смещения траектории тяжести тела при его вер­тикальном положении. Обычно показателем такого смеще­ния служит отклонение линии отвеса от межъягодичной складки, а также низкий уровень стабильности позвоноч­ника по А. И. Казьмину. Чаще при смещении траектории тела этот индекс ниже 0,8 и свидетельствует о декомпен­сации сколиоза.

При выполнении упражнений на самокоррекцию и са­мовытяжение благодаря растяжению определенных мы­шечных групп и обострению проприоцептивных восприя­тий с них больному ребенку под контролем инструктора удается дифференцировать их волевое напряжение. Например, стоя у зеркала, ребенок активным напряжением мышц туловища удерживает отклоненный от срединной линии корпус в корригированном положении. Подобный механизм коррекции может быть использован при ряде упражнений для выравнивания асимметрии положения частей тела не только при сколиозах, но и при нарушениях осанки. Так, при самокоррекции вытягивание руки вверх в положении лежа влечет за собой изменение положения плечевого пояса и выравнивание искривления в грудном отделе позвоночника. Отведение ноги на стороне выпук­лости поясничного сколиоза приводит к смещению таза и коррекции бокового искривления позвоночника.

Упражнения для самокоррекции могут сочетаться в комплексе с деторсией позвоночника при торсионных из­менениях в позвонках. В таких случаях, например при поясничном искривлении, заведение ноги на стороне вогнутости


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.