Формы организации занятий лечебной физической культурой — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Формы организации занятий лечебной физической культурой

2017-07-01 339
Формы организации занятий лечебной физической культурой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Занятия ЛФК организуются в трех формах: групповой урок, индивидуальные занятия, индивидуальные задания для занятий дома под контролем родителей.

Процесс обучения предметами лечебной физической культуры в санаторных школах-интернатах для детей, больных сколиозом, имеет ряд особенностей. Продол­жительность урока ЛФК для I—IV классов составляет 30— 40 минут, V—IX — 45 минут. Учебный материал про­граммы подбирается инструкторами ЛФК, исходя из лечеб­ных задач, указанных в назначении врача (см. гл. 2). Задачи усложняются по периодам лечения в течение года:

подготовительный период лечения — сентябрь—ок­тябрь (первая учебная четверть);

основной период лечения — ноябрь—март (вторая и третья четверти);

заключительный период лечения — апрель—май (чет­вертая четверть).

Учитывая, что расположение уроков ЛФК в расписании занятий оказывает определенное влияние на умственную деятельность учащихся, эти уроки целесообразно распо­лагать в середине или конце учебного дня между двумя общеобразовательными предметами с интенсивной умст­венной нагрузкой. Исходя из того, что уроки ЛФК прово­дятся в положении лежа на животе, обед в распорядке дня необходимо предусматривать за 1,5 часа до начала занятий. Это исключает отрицательное влияние занятий ЛФК на функцию пищеварения.

Учебная работа инструктора фиксируется в классном журнале по предметам ЛФК. Успеваемость учащихся оце­нивается по пятибалльной системе. Итоговые четвертная и годовая оценки успеваемости выставляются в форме "зачтено" или "незачтено". В таком виде оценка выстав­ляется и в свидетельстве об окончании IX класса базовой школы.

Все инструкторы, ведущие уроки лечебной гимнастики, лечебного плавания и подвижных игр с лыжной подго­товкой, по существу, обеспечивают выполнение лечебных процедур в педагогической форме, но с лечебным содержа­нием. Поэтому организационно-методическое руководство их работой осуществляют врачи ЛФК. Они работают в составе ортопедического отделения. Для повышения ка­чества лечебной работы и ее совершенствования инструк­торы ЛФК обязаны присутствовать на служебных сове­щаниях, проводимых заведующим ортопедическим отделением, как и все медицинские работники, осуществляющие лечебный процесс.

При ортопедическом отделении санаторной школы-интерната организуется работа методического объединения врачей и инструкторов ЛФК с высшим образованием. Работу этого объединения планирует заведующий ортопе­дическим отделением. Заседания объединения предусмат­ривают рассмотрение актуальных вопросов организации и лечения, повышения специальных знаний врачей, инст­рукторов ЛФК и других специалистов. В течение учебного года планируется не менее четырех заседаний.

Временное освобождение детей от занятий ЛФК дает только врач. Все освобожденные от занятий больные дети обязаны присутствовать на уроках. Принимая во внима­ние, что учащиеся занимаются лежа на полу, особые требо­вания предъявляются к идеальной чистоте ковров, а также к состоянию спортивной одежды и обуви. Систематически проводится проветривание залов ЛФК и влажная уборка в перерывах между уроками и в конце занятий. Генераль­ная уборка мест занятий осуществляется один раз в месяц. Спортивная одежда и белье систематически меняются и стираются. Ведется контроль за вентиляцией и темпера­турой воздуха в залах ЛФК (не ниже +14 °С и не выше 4-18 °С), чистотой в раздевалках и душевых. Инструктор требует от родителей, чтобы у ребенка со сколиозом на спинке спортивного костюма была вырезка для зритель­ного контроля за изгибами линии остистых отростков поз­воночника в момент выполнения специальных корриги­рующих упражнений.

Врачу ЛФК выделяется отдельный кабинет для спец­обследования больных, проведения функциональных проб и текущей работы. Этот кабинет оснащается необходи­мыми приборами и аппаратами и располагается рядом с залами ЛФК.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

 

Результаты консервативного лечения детей и подрост­ков, больных сколиозом, а также эффективность коррекции различных видов нарушений осанки в значительной мере зависят от правильного планирования урока ЛФК, составленного на неделю с учетом недельных биоритмов организма.

План урока должен быть содержательным, целенаправ­ленным и полно отражать современные методические принципы корригирующей ЛФК при решении лечебных задач.

Прежде чем приступить к составлению плана группо­вого или индивидуального урока, инструктор ЛФК обязан тщательно проанализировать смысл и содержание лечеб­ных задач, а также методических принципов их решения средствами ЛФК, указанных в назначении врача. Перечень таких задач и их содержание вытекают из анализа, сделан­ного врачом ЛФК, всей совокупности клинико-рентгенологических данных, полученных в процессе специального обследования конкретного больного.

Составление плана урока строится на основе глубокого анализа задач, методических указаний и дозировок упраж­нений, указанных врачом ЛФК в индивидуальной "Карте учета функционального лечения", в графе "Назначения". Одновременно с этим инструктор изучает в карте описан­ные врачом ЛФК характерные признаки и дефекты, а также данные функциональных проб и другие сведения. Такая картина описывается в рабочем документе — карте, которая оформляется инструктором и хранится в кабинете ЛФК.

Инструктор ЛФК отбирает из программы и включает в план урока учебный материал в виде упражнений и мето­дик их исполнения. Выбор видов упражнений производит­ся с учетом их корригирующего воздействия на признаки и дефекты при сколиозе и нарушениях осанки. Включен­ные в план урока отдельные виды упражнений по значи­мости решения задач и методическим принципам их вы­полнения последовательно распределяются в плане урока по трем частям: вводный, основной и заключительный.

При включении в план урока того или иного учебного материала врач и инструктор ЛФК могут ориентироваться на содержание соответствующих разделов программы и отбирать из них материал по медицинским показаниям. Для этих целей могут использоваться разделы программы

"Основные задачи лечебной гимнастики по периодам ле­чения в учебном году", "Задачи активной коррекции нару­шений осанки средствами ЛФК", "Методические тре­бования к лечебному применению симметричных обще­укрепляющих упражнений", "Методические требования к лечебному применению специальных асимметричных кор­ригирующих упражнений", "Уроки лечебной физкультуры".

Следует иметь в виду, что при составлении плана урока анализируется и отражается в нем содержание суммы за­дач и методических принципов их решения. Эта сумма состоит из индивидуальных задач, предназначенных для конкретного занимающегося больного учебной группы. Таким образом, в плане урока отражается содержание суммы задач, которые решаются путем выполнения обще­группового комплекса упражнений, но с индивидуаль­ными особенностями их исполнения.

При составлении плана урока на неделю необходимо анализировать и выделять из суммы задач, стоящих перед групповым уроком, общие и частные, предназначенные для активной коррекции сколиоза или нарушений осанки средствами ЛФК. Общие задачи имеют одинаковый харак­тер для всех занимающихся и решаются путем применения той части комплекса, которую составляют симметричные общеукрепляющие упражнения. Эти упражнения в обще­групповом комплексе исполняются всеми занимающимися с небольшой индивидуализацией. Частные же задачи обще­группового комплекса реализуются индивидуальным исполнением каждым занимающимся специальных кор­ригирующих асимметричных и деторсионных упражне­ний, назначенных врачом ЛФК. В итоге такой совокупной реализации общих и частных задач достигается суммарный лечебный эффект. Он и является основой противодействия сколиозу, предупреждая или задерживая его дальнейшее прогрессирование.

Составление плана урока и его содержание в различные периоды лечения имеют свои особенности. В первую оче­редь такие особенности обусловлены выявляемыми при повторных осмотрах больного изменениями признаков и дефектов сколиоза под влиянием курса лечения. Соответст­венно этому изменяется содержание лечебных задач, а следовательно, и план урока на недельный цикл занятий в подготовительном, основном и заключительном периодах лечения. При необходимости в план общегруппового урока включаются упражнения, взятые из всех ранее реали­зованных общегрупповых комплексов.

План урока на неделю является обязательным рабочим документом инструктора ЛФК. Он составляется для каж­дой возрастной учебной группы лечащихся в условиях санаторной школы-интерната для детей, больных сколио­зом, а также в детских санаториях с заболеваниями опор­но-двигательного аппарата. Для групп детей и подростков, занимающихся в кабинетах ЛФК поликлиник, составление плана менее необходимо.

Общепринятый в системе физического воспитания годо­вой план-график распределения учебного материала в практике ЛФК не составляется. Это объясняется тем, что контингент лечащихся детей и подростков, страдающих сколиозом и нарушениями осанки, характеризуется боль­шим разнообразием клинических признаков и дефектов. Каждый из них для коррекции требует дифференци­рованных методик применения средств ЛФК, которые невозможно планировать на год. Нет необходимости составления и поурочных планов, которые не являются конкретными, а содержание их может черпаться из раз­вернутого плана урока на неделю.

В методике составления плана урока необходимо соб­людать следующие принципы:

* обязательное проведение анализа содержания лечеб­ных задач урока и лечебных целей каждого упражнения, которые должны соответствовать характеру признаков и дефектов сколиоза и нарушений осанки при их коррекции;

* общие и частные задачи активной коррекции ско­лиоза с помощью общегруппового комплекса упражнений следует решать дифференцированно путем выбора соот­ветствующих методик исполнения общеукрепляющих и специальных упражнений;

* определение дозировок физических упражнений должно исходить от содержания лечебных задач и методи­ческих принципов их выполнения с учетом патологии ско­лиоза и возрастных особенностей занимающихся;

* содержание лечебных задач и методических принци­пов их решения, а также дозировок упражнений может меняться по периодам лечения больного в связи с изменением характера корригируемых признаков и дефектов ско­лиоза и нарушения осанки под влиянием лечения.

В итоге надо подчеркнуть, что составление плана уро­ка — сложный творческий процесс. При этом от врача и инструктора требуются необходимые профессиональные знания клинико-рентгенологической картины сколиоза, нарушений осанки и методов их коррекции, а также чет­кого представления о классификации корригирующих упражнений и механизмах их воздействия.

Форма примерного плана урока на недельный цикл занятий ЛФК представлена в приложениях 1 и 2. В заго­ловке этого плана указываются: учебная возрастная группа детей и подростков (класс), период лечения (подготовитель­ный, основной, заключительный), порядковый номер не­дели данного периода лечения в учебном году. Далее в плане отражается содержание учебного материала, пред­назначенного для частей урока (подготовительной, основ­ной, заключительной), а также дозировка упражнений и методические указания к их выполнению.

Планируемые объемы учебной работы для инструкторов ЛФК санаторных школ-интернатов для детей, больных сколиозом, определяются сеткой часов базового плана или его вариантами, утвержденными Министерством образо­вания Республики Беларусь. За год обучения учащиеся санаторных школ-интернатов для детей, больных сколио­зом, должны полностью освоить программный материал.

НЕДЕЛЬНАЯ СЕТКА ЧАСОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ

(базовый учебный план)

Предмет     КЛАСС
I II III IV V VI VII VIII IX X
Лечебная гимнастика                    
Лечебное плавание                    
Подвижные игры лечебной направленности с лыжной подготовкой                    

 

Проведение индивидуальных занятий ЛФК в санатор­ных школах-интернатах с детьми со сложными сколиозами и сопутствующими ему другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата и внутренних органов организует­ся за счет часов школьного компонента.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.