Раздел 7. Особенности работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Раздел 7. Особенности работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

2017-07-01 436
Раздел 7. Особенности работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сделайте сравнительный анализ двух концептуальных оснований: дифференциация и индивидуализация. Оформите свои мысли в письменном виде.

Литература:

Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

 

Раздел 8. Средства контроля и оценки качества образования

1. охарактеризуйте понятие качества образования и инструментарий контроля качества образования (содержание, функции, формы и методы, виды контроля качества образования)

Литература:

Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М., 2000.

Раздел 9. Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

Охарактеризуйте понятие и виды педагогической оценки. Дайте характеристику субъективно – прагматическому методу стимулирования.

 

Литература:

1. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В.С. Селиванов. – М.: Академия, 2000. – 336 с.

2. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / С.А. Смирнов. –М.: Академия, 2003. – 512 с.

3. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация [Текст]: учебное пособие для воспитателей / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 345 с.

Раздел 10. Технология воспитательно – образовательной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

1. Дайте краткую характеристику особенностей работы с одаренными детьми.

2. Дайте краткую характеристику особенностей работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

3. Дайте краткую характеристику особенностей работы с детьми девиантного поведения.

 

Методические указания: при рассмотрении данных вопосов придерживайтесь следующей схемы: характеристика детей, особенности их обучения.

 

Литература:

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973

2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

3. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб … СПб.: Речь, 2004.- 345 с.

 

Основные источники:

1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]: учебное пособие для студ. факульт. дошк. воспитания / В.И. Андреев. – М.: Казанский университет, 1998. – 317 с.

2. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В.С. Селиванов. – М.: Академия, 2000. – 336 с.

3. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / С.А. Смирнов. –М.: Академия, 2003. – 512 с.

4. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация [Текст]: учебное пособие для воспитателей / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 345 с.

Дополнительные источники:

1. Безрукова, В.С. Педагогика [Текст]: учебное пособие / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 344 с.

2. Макеева, Т.Г. Тестируем детей [Текст]: учебное пособие для психологов / Т.Г. Макеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 347 с.

3. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин. – М.: Школа-пресс, 2000. – 360 с.

4. Столяренко, Л.Д. Педагогика [Текст]: учебник / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.

5. Экспериментальные материалы для аттестации дошкольного образовательного учреждения по коррекционно-педагогическому направлению работы. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 80 с. — («Дошкольное воспитание и обучение». Приложение к журналу «Воспитание школьников». Вып. 36).

6. Аршатская О. О психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей // Дошкольное воспитание, 2006 - № 8, с. 63-70.

7. Бине А., Симон Т. Ненормальные дети. // Бине А. Измерение умственных способностей: Пер. с фр. / Издание подгот. Вал. А. Луков, Вл. А. Луков. – СПб., 1999. – С. 343-350, 412-418

8. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973

9. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с.

6. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. — Балашов: Николаев, 2004. — 80 с.

 

 

Психология

Примерные вопросы к экзамену

1. Сформулируйте основные требования к организации и проведению психологического исследования. Составьте схему последовательности этапов психологического исследования.

2.Сформулируйте понятие активности личности. Опишите основные виды активности человека. Покажите взаимосвязь потребностей человека и его активности.

3. Дайте определение понятиям «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект». Объясните смысл этих понятий и докажите их взаимосвязь.

4. Покажите взаимосвязь сознания, самосознания и условий формирования личности.

5. Проведите сравнительный анализ предлагаемых учеными психологами структур личности. Что вы думаете о различных подходах к проблеме структуры личности.

6.Составьте таблицу «Классификация групп». Охарактеризуйте основные виды групп. Определите, к какому виду малой группы относится ваша студенческая группа.

7.Расскажите о взаимодействии личностей в малой группе. Охарактеризуйте основные типы лидеров малой группы.

8. Раскройте понятие деятельности и её значения в жизни человека. Дайте определение ведущему виду деятельности. Охарактеризуйте структуру деятельности.

9. Составьте таблицу «Виды речи». Охарактеризуйте принципы её составления. Объясните, почему межличностное общение невозможно без диалога.

10.Расскажите о значении общения в развитии личности. Охарактеризуйте структуру общения по Г.М.Андреевой. Объясните смысл педагогического общения.

11.Охарактеризуйте виды и качества внимания. Объясните, почему становление человека как личности невозможно без развития внимания.

12.Дайте характеристику восприятию и его свойствам. Докажите значение перцептивных действий и сенсорных эталонов в совершенствовании восприятия.

13.Дайте характеристику видам и процессам памяти.

14.Охарактеризуйте мышление как высшую форму познавательной деятельности. Расскажите о видах, формах и операциях мышления.

15.Опишите воображение как специфический, свойственный только человеку познавательный процесс. Объясните, в чем состоит основное отличие воображения от свойств памяти. Какие виды формы воображения вы знаете; дайте им характеристику.

16.На основе статьи Ч.Дарвина «О выражении эмоций человека и животных» опишите особенности переживания чувств и их внешних проявлений. В чем заключается значение чувств в жизни человека; раскройте смысл основных функций чувств. Охарактеризуйте эмоции и высшие виды чувств.

17.Установите значение воли в формировании личности. Опишите этапы волевого действия и волевые качества личности.

18.Дайте сравнительную характеристику типам темперамента. Установите соотношение типов нервной системы и темперамента.

Опишите характер как целостное образование личности. Установите взаимосвязь структурных компонентов характера.

19. Охарактеризуйте способности и их структуру.

20. Охарактеризуйте предмет детской психологии, связь детской психологии с другими науками. Дайте краткую характеристику истории её развития.

21. Составьте сравнительную таблицу «Методы общей и детской психологии».

22. Сравните и установите сходство и различие социологизаторских и биологизаторских теорий развития.

23. Установите взаимосвязь влияния среды и наследственности в психическом развитии ребенка.

25.Докажите, что воспитание и обучение являются специально организованными способами передачи общественного опыта.

26.Дайте характеристику особенностям развития теорий возрастного развития. Раскройте содержание гипотезы Эльконина Д.Б., выделив основные критерии, по которым автор определяет возраст, как психологический показатель развития.

27.Охарактеризуйте новорожденность, как особый период в жизни ребенка, обеспечивающий его дальнейшее психическое развитие.

28.Составьте схему «Основные направления развития ребенка в младенческом возрасте». Дайте краткую характеристику каждому направлению.

29.Докажите, что предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. Почему овладение орудийными и соотносящими действиями определяет психическое развитие ребенка?

30.Раскройте значение зарождения изобразительной и игровой деятельности в психическом развитии ребенка в раннем возрасте.

31. Докажите, что ранний возраст является сензитивным периодом развития речи. Составьте рекомендации родителям по развитию речи на данном возрастном отрезке.

32. Охарактеризуйте основные теории игровой деятельности.

На основе анализа работы Эльконина Д.Б. «Психология игры» выделите основные критерии определения уровня игры. Охарактеризуйте каждый уровень и особенности развития игры.

33.Докажите взаимосвязь реальных и игровых взаимоотношений детей в ситуации игры. Разработайте рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности дошкольника.

33.Раскройте значение игры в психическом развитии дошкольника. Дайте характеристику особенностям развития игры детей в той возрастной группе, где 34. Вы проходили практику. Наметьте пути дальнейшего развития игровой деятельности.

35. Изучив рисунки дошкольников, дайте им характеристику с позиций овладения графическим образом и цветом. Какие еще особенности детского рисунка вы знаете? Раскройте значение рисования как одного из видов детской деятельности.

36.Объясните, почему о труде дошкольника говорят как о зарождающемся виде деятельности. Охарактеризуйте особенности детского труда. Разработайте рекомендации воспитателям по формированию трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте.

37.Раскройте значение развития представлений детей дошкольного возраста о труде взрослых. Разработайте рекомендации родителям по формированию у дошкольников положительного отношения к труду.

38.Дайте общую характеристику учебной деятельности дошкольника и предпосылкам её формирования.

39.Работая с книгой Усовой А.П. «Обучение в детском саду», определите критерии, на основании которых автором были определены основные уровни учебной деятельности дошкольника. Опишите необходимые условия развития учебной деятельности в дошкольном возрасте.

40.Раскройте психологические основы системы сенсорного воспитания дошкольника; определите её основные направления.

41. Определите, в чем заключаются особенности развития основных видов чувствительности в дошкольном возрасте; дайте им характеристику.

42.Разработайте рекомендации воспитателям по ознакомлению дошкольников с пространством и временем в разных возрастных группах.

43.Охарактеризуйте особенности восприятия дошкольниками художественных произведений и человека на разных возрастных этапах. Какое значение имеет игра в развитии представлений ребенка о мире взрослых и особенностях их поведения?

44.Раскройте особенности развития внимания в дошкольном возрасте. Разработайте алгоритм работы по формированию произвольных форм внимания в процессе учебной деятельности дошкольника.

45.Раскройте значение развития памяти в дошкольном возрасте. Наметьте пути воспитания внимания дошкольника.

46.Охарактеризуйте особенности развития мышления в дошкольном возрасте. Наметьте пути развития наглядно – образного мышления дошкольника.

47.Дайте характеристику основным направлениям развития речи в дошкольном возрасте. Докажите, что особенности воспитания и обучения влияют на совершенствование словаря дошкольника.

48.Проанализируйте особенности индивидуального развития воображения в дошкольном возрасте. Дайте характеристику развития образов воображения дошкольника.

49.Раскройте значение формирования самосознания и самооценки дошкольника в развитии личностных образований. Охарактеризуйте условия развития личности в дошкольном возрасте.

50.Определите основные направления развития эмоций и чувств в дошкольном возрасте. Дайте им характеристику.

51.Определите основные направления развития воли в дошкольном возрасте. Разработайте рекомендации воспитателям по развитию волевых действий у старших дошкольников.

52.Назовите основные направления готовности к школьному обучению дошкольника. Охарактеризуйте их. Докажите, что игра является основным условием подготовки ребенка к школе.

Темы и задания для самостоятельного изучения

По психологии

Самостоятельная работа 1. Методы психологии.

Разработать алгоритм использования основных и вспомогательных методов диагностики в педагогической практике. (тема исследования на выбор студента).

 

Самостоятельная работа 2. Мышление и речь.

1.Представить и описать конкретные жизненные ситуации или учебные задания, требующие актуализации различных видов мышления.

2.Разработать учебные задания, позволяющие актуализировать у человека мыслительные операции. 3.Составить таблицу «Классификация видов речи». Обосновать критерии её составления.

4. На основе литературы по диагностике психических процессов личности, подобрать методики по оценке речи педагога. Обосновать свой выбор.

 

Самостоятельная работа 3. Эмоционально-волевые процессы личности.

1.Описать несколько недавно пережитых эмоций и выделить в них структурные компоненты, описать характерные особенности соответствующих эмоциогенных ситуаций; подготовить список известных эмоций и классифицировать их.

2. Разработать рекомендации по развитию волевых усилий в процессе учебной деятельности».

 

Самостоятельная работа 4. Мотивация.

1. Подобрать методики по оценке учебной мотивации подростков.

2. Разработать алгоритм исследования учебной мотивации. Обосновать его составление

Самостоятельная работа 5. Воспитание и обучение как специально организованные способы передачи общественного опыта.

1. На основе анализа работы Л.Ф.Обуховой, «Детская психология: теории факты, проблемы», провести сравнительный анализ теорий Л.С.Выготского и Ж.Пиаже по проблеме обучения ребенка.

Самостоятельная работа 6. Стратегия исследования возраста в современной психологии.

1. На основании работы Д.Б.Эльконина «Избранные психологические труды» осуществить сравнительный анализ теорий возрастной периодизации Ж.Пиаже и Э.Эриксона.

 

Самостоятельная работа 7. Возрастные и половые особенности обучающихся.

1.Подобрать диагностические методики по оценке возрастных и половых показателей развития.

2.Доказать необходимость их исследования при организации педагогической работы.

Самостоятельная работа 8. Развитие познавательных процессов дошкольника.

1.Составить алгоритм диагностирования познавательных процессов детей дошкольного возраста.

2. Подобрать диагностические методики по оценке познавательных процессов детей дошкольного возраста. Модифицировать отобранные методики в соответствии с возрастными, половыми особенностями детей.

Самостоятельная работа 9. Развитие личности дошкольника.

1.Составить алгоритм диагностирования личностных особенностей детей дошкольного возраста.

2. Подобрать диагностические методики по оценке личностных новообразований детей дошкольного возраста. Модифицировать отобранные методики в соответствии с возрастными, половыми особенностями детей.

Самостоятельная работа 10. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.

1.Составить алгоритм диагностирования готовности детей к школьному обучению.

2. Подобрать диагностические методики по оценке готовности детей к школьному обучению.

Самостоятельная работа 11. Специфика общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте

1.Составить алгоритм использования игр. развивающих общение детей в дошкольном возрасте.

2.Подобрать тренинговые игры по развитию общения детей дошкольного возраста.

3. Подготовится к семинару по теме "Общение".

План:

1. Понятие об общении, его видах и функциях.

2. Основные средства общения и их характеристика.

3. Единство общения и деятельности.

4. Общение как обмен информацией.

5. Общение как межличностное взаимодействие.

6. Общение как понимание людьми друг друга.

7. Эмоции и чувства как регуляторы, общения.

8. Виды и функции эмоций и чувств.

Литература:

1. Венгер, Л.А., Мухина, В.К.Психология.[Текст] Л.А.Венгер, В.С.Мухина. М.:Просвещение, 2002.

2. Коломинский, Я.Л.Психология общения. [Текст] Я.Л. Коломинский, М.: Знание, 2004.

3. Коломинский, Я.Л.Человек - психология. [Текст] Я.ЛКоломинсий. М.:ВЛАДОС, 2006.

4. Общая психология.[Текст] /Под ред. В.Петровского. М.: АКАДЕМИЯ, 2001.

5. Общая психология.[Текст]/ Под ред. В.Богословского. М.: ВЛАДОС, 2004.

Законспектировать статьи:

Ч.Дарвин. «О выражении эмоций у человека и животных•

Б.Ф.Ломов. «Проблема общения в психологии»;

АЛ.Бодалев. «Восприятие человека человеком».

Литература:

Хрестоматия по психологии [Текст] /Составитель В.В.Мироненко. М.: Просвещение, 2008.

Самостоятельная работа 12. Динамика групповых отношений.

1.Разработать правила ведения беседы с различными группами – родители, коллеги, администрация.

2. Составить план беседы и её ход с одной из предложенных групп – родители, коллеги.

Самостоятельная работа 13. Коррекция социальной дезадаптации девиантного поведения.

1.Подобрать серию тренинговых игр, направленных на формирование адекватной самооценки подростка.

2. Разработать план просветительского мероприятия по проблеме девиантного поведения.

Самостоятельная работа 14. Развитие творчества в дошкольном возрасте.

1.Разработать проект по проблеме создания условий развития творчества ребенка в различных видах деятельности.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1) Авдеева, Н.Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до семи лет. Воспитание, обучение, психология развития [Текст] / Н.Н. Авдеева, А.И. Силвестру, Е.О. Смирнова – М.: Просвещение, 2007. –59 с.

2) Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. К постановке проблемы развития детского самосознания. [Текст] / Б.Г. Ананьев. под. ред. А. Бодалева и др. – М.: Педагогика, 2010. –37с.

3) Асеев,В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. [Текст]/В.Г. Асеев. – М.: Просвещение, 2006. – 155с.

4) Бодалев, А.А. Психология о личности. [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Просвещение, 2008. - 68с.

5) Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [ Текст]/ Л.И. Божович. – М.: Просвещение,2008. – 179с.

6) Венгер, Л.А. Психология.[Текст]: учебник для вузов / Л.А. Венгер,В.С. Мухина. – М.: Академия, 2005. – 453с.

7) Волков, Б.С. Возрастная психология. Кн.1. [Текст]/Б.С.Волков - М.: Академия, 2005.- 124 с.

8) Горбачева, В.А. Формирование поведения детей в детском саду. [Текст]/ В.А. Горбачева. – М.: Просвещение, 2007. – 148с.

9) Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. [Текст]/ И.С.Кон. – М.: Просвещение, 2004. - 335 с.

10) Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». [Текст]/М.В. Корепанова.. – М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2009. – 137с.

11) Е.В.Харламова//Пособие для педагогов и родителей. – М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005. – 144с.

12) Крайг, Г. Психология развития. [Текст]/Г.Крайг. СПб.:ПИТЕР, 2002.- 456 с.

13) Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним.[Текст]/ В.Г. Крысько. – М.: Харвеет, 2009. – 384с.

14) Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры. [Текст] /А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: в 2-х т.- М.: Просвещение, 2003. – 323с.

15) Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. [Текст] / М.И.Лисина. – М.: Воронеж, 2007. – 272с.

16) Мухина, В.С. Психология детства и отрочества. [Текст]: учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. / В.С. Мухина— М.: Институт практической психологии, 2008.- 234 с.

17) Немов, Р. С. Психология. [Текст] / Р.С. Немов: в 3-х кн. – М.: Владос, 2005. – 559с.

18) Обухова, Л. Ф. Детская возрастная психология. [Текст]: учебник / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство. 2006, -374 с.

19) Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. [Текст]: Становление человека. - М.: Владос, 2004. – 148 с.

20) Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. - 268с.

21) Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии. [Текст] / К.Р. Сидоров // Мир психологии.- М.: Просвещение. 2006. - 234с.

22) Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. [Текст]/ Е.Т. Соколова - М.: Изд-во МГУ, 2009. – 54 с.

23) Соколова Е.Т., Федотова Е.О. Апробация методики косвенного измерения системы самооценок (КИСС) Е.Т. Соколова // Вопросы психологии. - 2002. - № 3. - С.77-81.

24) Столин, В.В. Самосознание личности. [Текст] / В.В. Столин. - М.: Изд- во МГУ, 2009. - 284 с.

25) Эльконин, Д.Б. Детская психология.[Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.:Просвещение, 2001. - 225с.

26) Якобсон,С.Г.Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. – М.: - 2003. -61с.

 

Дополнительные источники: _________________________________________

1. Диагностика дошкольников: проективные методики и арт – терапия http://www.google.ru/url

2. Психологические игры. www.sch130.ru/projects/man/games.htm

3. Психология личности. mirsovetov.ru/a/...trick/index.html

4. Психология общения. Вердербер Рудольф и Кейтлин

www.koob.ru/.../verderber_psihologia_obshenia

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.