Методические указания к изучению философии — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Методические указания к изучению философии

2017-07-01 182
Методические указания к изучению философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методические указания к изучению философии

О ЛОГИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

I. О природе философии

1. До возникновения философии на протяжении десятков тысяч лет господствующим мировоззрением была мифология. Ей сопутствовали ранние формы религиозных верований: анимизм, фетишизм, магия, тотемизм.

Мифология образно выражает единство человека с природой. Силы природы как тогда, так и теперь, превосходят силы человека. Человек, как и животные, зависимое от природы существо, а каждый в отдельности зависит от других людей, от общества.

2. Благодаря производительной деятельности человек выделился из мира природы, обрёл начальную степень свободы действий, но зависимость от природы осталась. Синтез достигнутого уровня свободы и осознание своей зависимости задаёт степень самостоятельности человека. Зависимость от природы не может прерваться – человек дитя природы, часть её. Жизнь человека зависит от состояния (жизни) природы. Человек вынужден охранять природу, заботиться о ней, это его долг. Иначе сказать, долг есть выражение зависимости человека от природы, других людей или общества. Осознание долга ведёт к возникновению морали и / или нравственности человека.

3. Цена свободы – нарушение естественных связей с миром природы. В результате человек «согрешил». Стремление к свободе свойственно и животным, можно сказать, качество природное. Видимо, всё дело – в степени свободы. Различают свободу «от» и свободу «для». У Фромма есть работа «Бегство от свободы». Может быть, следовало написать книгу «Бегство от зависимости»?

Вопрос: от чего зависим современный человек?

4. По мере развития интеллекта человека его стремление к свободе усиливалось. Культовые религиозные действия не вели к увеличению его свободы. Тотемизм, например, есть выражение зависимости человека от природы. (См.: «Первобытное мышление» Клода Леви-Строса.) Человек в ранних формах религии (тотемизме, фетишизме, анимизме, магии) искал способы уменьшения своей зависимости – основы страха.

Вопросы:

Есть страх у животных?

Страх – природное качество человека?

Как можно повлиять на силу страха?

5. В качестве новых способов уменьшения зависимости человека от природы и общества и выражения достигнутого уровня свободы стали спорт, искусство, философия, а позднее наука. В то же время искусство пробуждает (развивает) в человеке природное начало – чувства. Спорт развивает природные (физические) силы. Не будем забывать о решающей роли в этом процессе производительной деятельности человека (труда), начавшейся с изготовления орудий труда и приведшей к созданию техники. Орудия защищали человека от угроз сил природы и других людей. В целях защиты человека (а позднее и природы) от «свободных» действий других людей было создано право. Потребность в освоении созданных средств и способов взаимодействия человека с природой и обществом обусловила возникновение обучения и воспитания человека, образования его. Созданные людьми средства и способы взаимодействия с природой и обществом стали именоваться предметами культуры. Под культурой понимается уважаемая, или почитаемая, людьми деятельность, её результаты. Основой уважения служит исторически сложившаяся система ценностей какого-либо общества. Культура – основа цивилизации.

Вопросы:

Какова природа труда, спорта, искусства, философии, права, науки, образования?

Каковы функциональные различия труда, спорта, искусства, философии, права, науки, образования?

Верно ли, что учение есть труд?

Что Вы думаете о цели, значении и смысле образования человека?

Есть ли нечто общее между физической и духовной культурой?

 

6. Таким образом, историческая миссия философии заключается в нахождении гармонии (меры) между объективной зависимостью человека от природы и общества и субъективным стремлением человека к освобождению от неё. То или иное единство свободы и зависимости человека задаёт степень его самостоятельности. Наука стремится к освобождению человека от сил природы, а искусство – к единению человека и природы. Философия – опосредствующее звено между наукой и искусством: наука – философия – искусство. В XIX веке К. Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, задача же заключается в том, чтобы его изменить». Изменить в направлении развития свободы человека, повышения уровня его самостоятельности. Но человек прежде всего должен сохранить мир.

Вопросы:

От чего зависит уровень самостоятельности человека?

Каким образом философское знание может способствовать изменению и сохранению мира?

Верно ли, что искусство спасёт человека?

Выполняет ли философия интегративную функцию человеческого знания?

7. Интересно, что зарождение христианства связано с верой в пришествие спасителя – освободителя от господствующей в жизни несправедливости. Христиане в вере нашли свой путь к свободе, к равенству (перед Богом) и к справедливости. Ф. Ницше выступил с критикой христианской морали (см.: его «Антихрист»). Но христианская мораль – во многом и общечеловеческая мораль.

Буддизм ориентирован на изменение человека, на достижение им состояния нирваны.

Вопрос:

Каковы средства и способы достижения нирваны в буддизме?

На изменение человека или общества (внешнего мира) ориентирован ислам?

Каковы средства достижения цели и смысла жизни человека согласно исламу?

 

II. О развитии философии

2.1. Философия, как отмечал Гегель, – понятийное знание или понятийное мышление. Учение о понятии и об идее (понятие есть один из возможных способов выражения идеи) лежит в основе философской культуры. Сами же понятия, идеи и учения являются инструментами познания и, следовательно, уменьшения зависимости человека, увеличения степени его свободы. Можно сказать, – инструментами борьбы человека со страхами, с грозящими ему бедами.

2.2. Временное (историческое) измерение философии отражено в высказывании Гегеля: «Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». Ему же принадлежит формулировка основного вопроса философии: вопроса об отношении мышления и бытия. Иначе сказать, вопрос об отношении того, что находится в голове человека к тому, что находится вне головы человека.

2.3. В истории европейской философии выделяют следующие этапы: Античный, Средневековый, Возрождения, Нового времени, Просвещения, философию XIX –XX веков и современную (модерн и постмодерн).

2.3.1. Античность создала новые инструменты познания: учение о понятии (категориях) и об идеях. Аристотель создаёт науку о правильном мышлении (мышлении по правилам) – логику. Скептики развивают критическое мышление – основу прогресса. Киники демонстрируют возможный уровень индивидуальной свободы человека.

Киевская Русь IX-XII века

См.: http://starinarus.ru/drevnerusskie-voinskie-sosloviya-i-obychai/kievskaya-rus-ix-xii-veka.html

В 9 веке торговля стала иметь большое значение. Появились купцы, которые скупали у соплеменников пушнину, мед, воск и продавали в других местах – в первую очередь в Византии.

На торговом пути «из варяг в греки» от Балтийского до Черного морей появлялись поселения купцов и ремесленников, которые перерастали в города. Для защиты купеческих караванов, судов и складов от пиратов и разбойников создавались дружины. Во главе дружины стоял князь. Дружины и князья стали играть большую роль в развитии торговли, городов, в жизни славян. Они поддерживали порядок в городах. И постепенно к ним переходило право осуществлять в городах власть. Со временем города подчиняли себе окрестные территории. Стали возникать местные княжения – территории, признающие власть того или иного князя. Чтобы защититься от печенегов на юге и норманнов на севере, княжения постепенно объединялись. К середине 9 века сложилось 2 крупных государственных объединения: на севере с центром в Новгороде и на юге с центром в Киеве. Ими правили варяжские князья: в Новгороде – Рюрик, в Киеве – Аскольд и Дир. Сложились предпосылки для появления первого русского государства – Киевской Руси.

http://raal100.narod.ru/index/0-346

 

2.3.2. Возрождение – возрождение веры человека в свои силы. Эпоха расцвета искусства, становления науки – сферы свободной деятельности, творчества человека. Дальнейшее социальное расслоение населения страны.

Искусство:

Ф. Петрарка (1304–1374), Д. Боккаччо (1313–1375), Дюрер (1471–1528), Леонардо (1452–1519), Рафаэль (1483–1520), Микеланджело (1475–1564), Тициан (ок. 1490–1576), Рубенс (1577–1640), Сервантес (1547–1616), Шекспир (1564–1616).

Московская Русь XIV–XVI вв.

См.: http://www.docme.ru/doc/858905/moskovskaya-rus._-14-16-veka

Вели́кое кня́жество Моско́вское — средневековое русское феодальное государство. Первоначально удел Великого княжества Владимирского, с середины XIV века в результате превращения Владимира в наследственное владение московских князей — великое княжество, возглавившее процесс объединения русских земель в единое государство.

С 1330-х до 1480 года московские князья, за редкими исключениями, — держатели ханского великокняжеского ярлыка, за получение которого они боролись с двумя другими крупными княжествами: Тверским и Суздальско-Нижегородским. С дальнейшим расширением владений московских князей и централизацией власти в конце XV века Великое княжество Московское стало центром единого Русского государства. В 1547 году великий князь Московский, государь всея Руси Иван IV Васильевич принял титул царя.

1462–1505. Иван Великий (третий).

Иван IV (1533–1584).

2.3.4. Новое время – новое пространство жизни человека, новые способы производства, новое мышление, новые способы при я тия (или неприятия) человеком мира.

Гносеология. Ключевая проблема – проблема метода познания: соотношение данных опыта (эмпиризм) и разума (рационализм), анализа и синтеза, дедукции и индукции, веры и разума, души и тела.

Декарт (1596–1650). «Правила для руководства ума» 1627–1628 гг., «Рассуждение о методе» 1637 г, «Метафизические рассуждения» 1641 г., «Начала философии» 1644 г., «Страсти души» 1649 г.

Т. Гоббс (1588–1679) «О гражданине» 1642 г. «Левиафан…» 1651 г., «О теле» 1655 г., «О человеке» 1658 г.

Б. Спиноза (1632–1677) «Трактат об усовершенствовании разума» 1661 г., «Богословско-политический трактат» 1670 г. «Этика» и «Политический трактат» 1677 г. (посмертно).

Локк (1632–1704). «Письма о веротерпимости» 1689 г., «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о государственном правлении» 1690 г. «Мысли о воспитании» 1693 г., «Разумность христианина» 1695 г.

Лейбниц (1646–1716). «Рассуждение о метафизике» 1686 г., «Новая система природы» 1695 г., «Новые опыты о человеческом разумении» 1703 – 1704 гг. Опубликованы посмертно.

Вико (1668–1744) «О современном методе исследования» 1708 г. «Основания новой науки» (второй вариант) 1730 г.

Марксизм

Учение Карла Маркса (1818–1883 гг.) объясняет зависимость общества от материального производства; более конкретно, на его развитой стадии – капитализма. Маркс выделяет три исторические стадии отношений между людьми: 1) отношения личной зависимости, 2) отношения вещной зависимости, 3) отношения свободных индивидуальностей. Личная зависимость имела место при рабовладении и крепостном праве, вещная зависимость – при капитализме и отношения свободных индивидуальностей – дело будущего коммунистического общества. Учение К. Маркса позволяет говорить о наличии исторической тенденции: возрастания степени самостоятельности работника. Пренебрежение действием этой тенденции послужило одним из оснований распада системы социалистических государств. (Китай – исключение.)

2.3.8. Философия жизни: А. Шопенгауэр (1788–1860), Ф. Ницше (1844–1900). Проблема воли в жизни человека, в обретении им свободы. Ницше Ф. «Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм». Проблема гармонизации естественных (природных) и искусственных (приобретённых) ценностей в жизни человека; иначе: соотношение рационального и иррационального в жизни челвоека.

2.3.9. Экзистенциализм: Сёрен Кьеркегор (1813–1855), Мартин Хайдеггер (1889–1976), Жан Поль Сартр (1905–1980), Альбер Камю (1913–1960).

Кьеркегора интересовало соотношение эстетических и этических начал в жизни человека, достижение гармонии между ними. (См. изложение идей его работы «Или – или» в книге «Наслаждение и долг». Кьеркегор Сёрен. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал//Наслаждение и долг. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. – 416 с.) Проблема гармонии эстетических и этических начал в человеке имеет практическое значение, например, при выборе супруга или супруги. Основа эстетического начала – признаки объекта (любви), а этического – его свойства.

Существование – жизнь, ограниченная в пространстве и времени. По сути, бездуховная жизнь. (Жизнь мещанина?) См. «Миф о Сизифе» А. Камю и его же «Бунтующий человек».

III. Русская философия

Русское государство – молодое, насчитывающее около тысячи лет своей истории. Первые столетия ушли на формирование его территориальной целостности. При создании государства умение считать предвосхищает умение понимать и осознавать, но первое предполагает наличие второго, хотя бы для понимания результатов деятельности и предвидения будущего. Как известно, ещё в княжеской Руси (X–XI вв.) была создана княжеская (боярская) дума, с 1547 г. она действовала при царе, затем возник Сенат, а позже – Государственный Совет и Государственная Дума. Очевидно, Дума нуждалась в инструментах мышления, философских в том числе. Естественно, «изобретать велосипед» было незачем: в европейской философии эти инструменты имелись, нужно было лишь научиться ими пользоваться. Однако, если освоить понятия и учение об идеях было не так уж и трудно, то сформировать своё отношение к существующим философским системам было далеко не просто. Задача осложнялась ещё и тем, что в России (в Московском университете) с 1850 по 1860 гг. философия фактически не преподавалась. В 1861 г. на вновь открытую в МУ кафедру философии был приглашён из Киева П.Д. Юркевич (1827–1874), которого В.С. Соловьёв (1853–1900) считал своим учителем.

До второй половины XIX века с философией знакомились, как правило, те, кто учился за границей. П.Я. Чаадаев (1794–1856) в «Философических письмах» критически отозвался об оригинальности русской философской мысли на тот момент (1830 г.). Возможно, П.Я. Чаадаев не был знаком с произведением А. Н. Радищева (1749–1802) «О человеке, его смертности и бессмертии», опубликованном в 1809 г. (посмертно), но одно произведение погоды не делает. Отношение к философской системе выражает, по сути, принадлежность к одному из основных направлений: материализму или идеализму. Большинство русских философов, будучи верующими, невольно оказывались противниками материализма. Но не это противостояние играло главную роль в истории русской философии. Проблема будущего России, выбора пути её развития, в большей степени волновала умы философов, писателей и литературных критиков XVIII–XX вв. Волнует она и нас, современников XXI в. Проблема славянофилов и западников актуальна и сегодня.

Итак, русские философы учились у европейских философов «школе», но применяли полученные знания к российской действительности уже самостоятельно. Природные и социальные условия жизни русского человека, как известно, существенно отличались от жизни западного человека. Проблемы русской философии соответственно отличались от западной. Судьба русской философии также иная. Политическая власть в России всегда опасалась развития свободомыслия под влиянием изучения философии и не видела достоинств философского образования. Так, в начале XIX века из библиотек изымали книги Вольтера, Руссо, Канта. По высказыванию министра народного просвещения середины XIX в. П.А. Ширинского-Шихматова, «польза философии не доказана, а вред от неё возможен». И в 1850 году Николай I распорядился упразднить преподавание философии светскими профессорами. Кафедры истории философии и метафизики были закрыты. Философию ограничили преподаванием логики и психологии и передали православным священникам – профессорам богословия. И лишь с 1861 года начинается возрождение русской философской школы. Конечно, и до шестидесятых годов русская мысль бурлила. Полемика между славянофилами (А.С. Хомяковым (1804–1860), И.В. Киреевским (1806–1856)) и западниками (А.И. Герценом (1812–1870), Б.Н. Чичериным (1828–1904)) продолжалась не одно десятилетие. Следствием её явилась проблема, названная В.С. Соловьёвым «Русская идея».

К русской философии вполне применимы слова Гегеля о философии как эпохе, схваченной в мыслях. Истоки проблем русской жизни – в наличии до 1861 года крепостного права, крепостной зависимости. Именно поэтому проблемы достоинства человека, природы добра и зла, отношения к Богу русского человека, соотношения морали и права – ключевые проблемы русской философии.

О русской жизни можно узнать по произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и другим выдающимся писателям и поэтам XIX века. Немало правды о русской жизни сказали литературные критики В.Г. Белинский (1811–1848), Н.А. Добролюбов (1836–1861), Д.И. Писарев (1840–1868) Н.Г. Чернышевский (1828–1889). Идеи русских писателей и критиков развивали В.С. Соловьёв (1853–1900), Н.А. Бердяев (1874–1848), С.Л. Франк (1877–1950) и др. Каждый из них выразил своё отношение к западной философии, высказал ряд оригинальных идей, послуживших основанием для советских и российских философов XX и XXI вв. Русская философия жива и развивается. Но если судить по положению философии в вузах России, то невольно появляется беспокойство за будущее русской философии.

 

IV. Антропология: М. Шелер (1874–1928), Э. Кассирер (1874–1945), Х. Плеснер (1892–1985), Г Маркузе (1898–1979), Э. Фромм (1900–1980), К.Д. Ушинский (1824–1871), Н.А. Бердяев (1874 – 1948).

«Что есть человек?» – основной вопрос антропологии. Как уживается в нём естественное (природное) начало и искусственное (приобретённое)? Как достичь гармонии природного и приобретённого? Внутренний и внешний мир человека. Понятие эксцентричности человека (Х. Плеснер). Проблема соотношения внутреннего мира и внешнего мира человека – весьма древняя. Ещё в Евангелии от Луки сказано: "не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть." (Лук.17:20-21), (ответ Иисуса фарисеям, когда те спросили Его о сроках прихода Царства.)

Кант задавался вопросом о природе морального закона в человеке. По Гегелю, единство внутреннего и внешнего именуется сущностью. Наверное, эта проблема ключевая для художественной литературы, особенно для творчества Достоевского и Льва Толстого, а из зарубежных писателей – Г. Гессе.

Антропология – одно из оснований понимания процесса формирования мировоззрения человека, его социальной активности.

V. Социальная философия: Д. Белл (1919–2011), А. Тоффлер (род. 1928 г.), З. Бауман (род. в 1925 г.), М. Кастельс (род. в 1942 г.), Ф. Фукуяма (род. 1952 г.)

Слово «социальное» употребляется в двух значениях: 1) как синоним общественного и 2) как качественно различное единение людей, т.е. объединения людей по различным основаниям: половым, возрастным, профессиональным, национальным или этническим, политическим или идеологическим, материальному состоянию и др. Вспомним: объекты различаются по признакам и свойствам. Например, говорят о социальной группе, о социальной структуре общества, о социальной политике, о социальной работе. Социальная философия ищет основания единства различных социальных групп, человека и общества, общества и государства. Именно среднее звено (социальные группы) выпало сегодня из взаимодействия человека и государства. В результате человек, по мнению отечественных и зарубежных исследователей не контролирует действия властей (институтов государства). Отсюда название работ: «Индивидуализированное общество» З. Бауман, «Смерть социального» Ж. Бодрийяр. Новые формы организации общества: «Сетевое общество» М. Кастельс. «Информационное общество» рассматривается как исторический тип постиндустриального общества. См.: «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» Д. Белл, В.Г. Федотова «Хорошее общество», «Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология» Под редакцией В.Л. Иноземцева. М.: Akademia, 1999.

 

Таковы, на мой взгляд, необходимые разделы нашего курса. Следовало бы сказать ещё об аксиологии, но, по-моему, основания ценностей видны из объяснения природы морали. Далее нужно бы указать связь с профессией. Попробуйте – самостоятельно. Часть тем представлена в ваших презентациях (кстати, как правило, хороших). Нужно бы сразу распределить темы для самостоятельной работы. Напомню, по плану – 30 часов лекций, 18 часов - семинарские занятия, 60 часов – самостоятельная работа и 36 часов на подготовку к экзамену, всего – 144 часа.

VI. Подготовку к экзамену нужно начать со знакомства со значением слов, входящих в экзаменационные вопросы. Если значение вам не очень-то известно, то занесите его в свой философский словарик. Первое, о чём нужно будет сказать на экзамене, это именно о значении слов экзаменационных вопросов.

Помните, что диалектические категории в Интернете представлены не на должном уровне. Смотрите их значение или у Аристотеля («Категории»), или у Гегеля по предметному указателю в «Науке логики». А вот учения, например, экзистенциализм, персоналии, полагаю, изложены в Интернете неплохо.

В самостоятельную подготовку к экзамену входит чтение:

- одной из древнегреческой трагедии,

- одного или двух диалогов Платона,

- «Категории» или «Метафизика» Аристотеля,

- одного произведения западноевропейского философа,

- одного произведение русского философа.

Иначе знакомство с философией ограничится взглядом со стороны, подобно действиям того, кто учится плавать, не входя в воду. Презентации – дело полезное, но всё же уступающее по значению чтению первоисточников.

Нужно приобрести самый простой учебник по формальной логике и прочитать какой-либо учебник по курсу философии.

Напомню ещё одно задание:

разобраться со значением слов

Кафедральные ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

  1. Роль философии в жизни человека и общества. Синтетическая природа философского знания.
  2. Объект и предмет философии.
  3. Исторические типы мировоззрения: мифология, теология, религия, философия, наука.
  4. Понятие бытия в философии.
  5. Философия Древнего Востока: Индия, Китай.
  6. Философия о природе и материи.
  7. Проблема первоначала в древнегреческой философии.
  8. Философское осмысление пространства и времени.
  9. Учение Платона об идеях.
  10. Движение и развитие как философские категории.
  11. Аристотель как первый систематизатор философии и науки.
  12. Проблема познания в философии. Познание, творчество, практика.
  13. Философские школы поздней античности.
  14. Проблема человека в философии.
  15. Философия средневековой Европы. Патристика и схоластика.
  16. Философская проблема свободы человека. (освобождение от зависимости)
  17. Философия эпохи Возрождения.
  18. Диалектика понятий «человек», «индивид» «личность», «индивидуальность».
  19. Характерные особенности философии Нового времени.
  20. Всеобщее, особенное, единичное как философские категории.
  21. Философия эпохи Просвещения.
  22. Чувственное, рациональное и интуитивное в познании.
  23. Философия познания И.Канта.
  24. Проблема истины в философии.
  25. Объективный идеализм и диалектическая логика философии Г. Гегеля.
  26. Сущность и явление как философские категории.
  27. Основатели иррационализма в немецкой философии (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
  28. Общество как объект философского познания.
  29. Этапы формирования русской философской мысли. Основная проблематика русской философии.
  30. Сознание как философская проблема.
  31. Закономерности исторического развития.
  32. Категория ценности. Проблема идеала в философии.
  33. Понятие всеединства и соборности в русской философии.
  34. Природное, социальное и духовное в человеке.
  35. «Русская идея» в отечественной философии.
  36. Философия о соотношении знания и веры в познании мира. Философия и религия.
  37. Основные направления в философии ХХ-ХХ1 века.
  38. Философское понимание сущности и назначения искусства. Эстетика в системе философского знания.
  39. Философия марксизма и ее современная судьба.
  40. Осмысление духовно-нравственных проблем в философии. Этика в системе философского знания.
  41. Экзистенциализм о сущности человека.
  42. Наука и философия: единство и различие. Современные проблемы философии науки.
  43. Философские идеи русского космизма (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский).
  44. Философия о проблеме смысла жизни.
  45. Позитивизм как философское направление ХХ-ХХ1 века.
  46. Основная проблематика философии образования.
  47. Философия о глобальных проблемах современности.
  48. Законы и принципы диалектики.
  49. Структура философского знания.
  50. Философия культуры.

 

 

Приложение: О физическом развитии человека

(Для расширения кругозора)

Ниже – материал о спорте: суть-то одна – познать возможности человека в освобождении зависимости от сил природы и общества, сделать его более свободным и самостоятельным. Но будем помнить и о необходимости единства человека и природы.

Книга рекордов ХХ века

10 самых выдающихся достижений легкой атлетики

26.07.1983

Бег на 800 м — 1 мин. 53,28 сек.

Фото: AP

Ярмила Кратохвилова

26 июля 1983 года чехословацкая бегунья Ярмила Кратохвилова в Мюнхене пробежала 800-метровку за 1.53,28, установив новый мировой рекорд. Тогда никто не мог предполагать, что это достижение продержится как минимум три десятилетия. Про Кратохвилову, обладавшую рельефными мускулами, ходило много слухов, но спортсменка прошла гендерный тест, который подтвердил ее половую принадлежность.

31.07.1994

Прыжки с шестом — 6,14 м

Фото: РИА Новости, Юрий Сомов

Сергей Бубка

31 июля 1994 года украинец Сергей Бубка, ныне претендующий на пост президента МОК, в итальянском Сестриере преодолел планку на высоте 6,14 м. Гениальный прыгун, гордость советского спорта бил рекорды более трех десятков раз. Но после того, как он завершил карьеру, дела его былых соперников пошли на спад. Ближе всех подобрались к достижению Бубки россиянин Максим Тарасов и сменивший российский паспорт на австралийский Дмитрий Марков, прыгавшие на 6,05.

Сейчас главный фаворит — француз Рено Лавиленье, олимпийский чемпион Лондона. В конце июля на этапе «Бриллиантовой лиги» в Лондоне он прыгнул на 6,02. Но до мирового рекорда — как до луны. В том числе из-за ужесточения правил, которое было принято несколько лет назад. Тогда колышки, на которых лежит планка, уменьшили с 7,5 до 5,5 см, а саму планку запретили придерживать рукой.

16.07.1988

Бег на 100 м — 10,49 сек.

Фото: AP, Al Behrman

Флоренс Гриффит-Джойнер

16 июля 1988 года на отборочных соревнованиях в Индианаполисе американка Флоренс Гриффит-Джойнер пробежала 100-метровку с невероятным результатом 10,49. Через два месяца она выиграла все «золото» Олимпиады в Сеуле, а еще через год объявила о завершении карьеры. Так быстро и даже близко к этому не бегал больше никто. Поговаривали, что тот результат был поставлен при сильном попутном ветре, который не был зафиксирован техникой. Но гораздо больше говорили о том, что рекорд был поставлен в то время, когда спринтеры поголовно использовали анаболики. Многие из тех, кто посягал на рекорд Гриффит-Джойнер, в итоге попадались. Та же Мэрион Джонс, которая пробежала в 1998 году за 10,65.

В нынешнем сезоне лучший результат — у ямайской бегуньи Шелли Энн Фрэйзер-Прайс, которая в конце июля в Лондоне пробежала за 10,77. Однако недавний громкий скандал с главными звездами мирового спринта заставляет с сомнением отнестись к высоким результатам.

30.08.1991

Прыжки в длину — 8,95 м

Фото: Reuters, Gary Herchom CMC

Майк Пауэлл

Когда в 1968 году в Мехико легендарный Боб Бимон улетел на 8,90 м, тот результат назвали прыжком в будущее. Рекорд продержался 23 года, до 30 августа 1991 года, когда в Токио в острейшем соперничестве с Карлом Льюисом новое достижение установил американец Майк Пауэлл — 8,95 м.

Есть все шансы, что рекорд Пауэлла продержится дольше, чем результат Бимона, если в дело не вмешается Усэйн Болт — звездный спринтер не раз говорил, что может увлечься прыжками, а бегуны на короткие дистанции вполне успешны в прыжковых дисциплинах. Сейчас уже нет таких прыгунов, как Пауэлл, Льюис или Роберт Эммиян, а отметка 8,50 считается гарантией победы на крупнейших соревнованиях. Лидером нынешнего сезона с результатом 8,46 м является мексиканец Луис Ривера. Этот результат он показал на универсиаде в Казани.

30.08.1986

Метание молота — 86,74 м

Фото: РИА Новости, Сергей Гунеев

Юрий Седых

Если у женщин мировые рекорды в метании молота постоянно улучшаются, то у мужчин неизменным остается результат, показанный советским молотобойцем Юрием Седых 30 августа 1986 года в Штутгарте. Тогда он метнул снаряд на 86,74 м, и это не казалось какой-то фантастикой: у Седых был сильнейший конкурент — Сергей Литвинов, и в соперничестве друг с другом они установили шесть мировых рекордов и показали 17 из 20 лучших результатов в истории.

Из современных молотобойцев результат Седых практически повторил белорус Иван Тихон, молот которого в 2005 году улетел к отметке 86,73 м. Однако впоследствии Тихон был пойман на допинге, и отношение к его результатам в мире несколько изменилось. Лидер сезона венгр Кристиан Парс имеет на своем счету результат 81,02 м, и до рекорда Седых ему очень далеко. По мнению экспертов, чтобы приблизиться к результату советского молотобойца, нужно выступать по его графику, в котором были «разгрузочные» годы. У современных спортсменов такой возможности нет.

27.07.1993

Прыжки в высоту — 2,45 м

Фото: Reuters, Ralf Stockhoff

Хавьер Сотомайор

В этой дисциплине неизменным с 27 июля 1993 года остается результат кубинца Хавьера Сотомайора, который в Саламанке преодолел планку на высоте 2,45 м. Сейчас прыжком на 2,40 м никого не удивишь, в активе многих спортсменов есть эта высота. Вот только Сотомайор за карьеру совершил 24 прыжка на 2,40 и выше.

В современных прыжках в высоту нет спортсмена, который бы так же стабильно преодолевал эту высоту и так долго оставался на вершине. Лидер мирового сезона Богдан Бондаренко имеет в активе 2,41, и это самый близкий результат к рекорду. У действующего олимпийского чемпиона Ивана Ухова личный рекорд — 2,39, но в нынешнем сезоне выше 2,30 он не прыгал.

11.06.1988

Прыжки в длину — 7,52 м

Фото: РИА Новости, Игорь Уткин

Галина Чистякова

11 июня 1988 года в Ленинграде на Мемориале Знаменских советская прыгунья Галина Чистякова улетела к отметке 7,52 м. Этот результат стал новым мировым рекордом, но в то время казалось, что у него нет шансов продержаться слишком долго. Ведь Чистякова соревновалась с такими звездами, как Хайке Дрекслер и Джекки Джойнер-Керси, которые также регулярно обновляли мировые достижения.

Сейчас в прыжках нет того выдающегося поколения. Из нынешних звезд выделяется только американка Бритни Риз, которая в текущем сезоне прыгнула в Дохе на 7,25. У лидеров сборной России Дарьи Клишиной и Елены Соколовой личные рекорды 7,05 и 7,07 соответственно. Чистякова вместе с соперницами из своей эпохи на этом фоне кажутся пришельцами из космоса.

26.08.1999

Бег на 400 м — 43,18 сек.

Фото: Reuters, Gary Hershom

Майкл Джонсон

06.10.1985

Бег на 400 м — 47,60 сек.

Марита Кох

Мировые рекорды в беге на один круг сейчас кажутся фантастикой. 26 августа 1999 года в Севилье американец Майкл Джонсон, которого за необычную технику бега прозвали Кентавр, остановил секундомер на отметке 43,18. Сейчас, когда время чуть выше 44 сек. считается результатом, достаточным для победы на любых соревнованиях, говорить о том, что кто-то превзойдет результат Джонсона, просто смешно. На сегодняшний день лучшим является Кирани Джеймс, представляющий Гренаду. Из 44 сек. он научился выбегать стабильно, но сравните 43,96 с мировым рекордом.

У женщин на дистанции 400 м и вовсе все определено на долгие-долгие годы вперед. Побить результат восточногерманской бегуньи Мариты Кох, показанный 6 октября 1985 года в Канберре, не удастся даже с глубокой фармакологической подготовкой. Просто потому, что сейчас гроссмейстерским считается любой результат выше 49 сек. Лидер мирового сезона Амантле Монтшо из Ботсваны пробежала 400 м за 49,33.

07.08.1995

Тройной прыжок — 18,29 м

Фото: Reuters, Ian Waldie

Джонатан Эдвардс

7 августа 1995 года на чемпионате мира в Гетеборге британец Джонатан Эдвардс первым в мире в тройном прыжке улетел за 18 м. Причем сделал он это дважды подряд: сначала прыгнул на 18,16 м, а уж затем и на 18,29 м. В истории легкой атлетики был только еще один спортсмен, который преодолел «рубеж Эдвардса», — на Олимпиаде 1996 года в Атланте американец Кенни Харрисон улетел на 18,09.

Больше никто 18 м так и не преодолел. Француз Тедди Тамго имеет на своем счету попытку на 17,98, а остальные довольны, когда показывают результаты в районе 17,70. Впрочем, в нынешнем сезоне Тамго сбавил обороты и дальше 17,47 не прыгал, а лидером сезона с результатом 17,69 является кубинец Педро Пикардо. Сейчас разговоры о мировом рекорде не имеют смысла: результат Эдвардса — всерьез и надолго. А если бы в том же 1995 году попутный ветер не превысил предельное значение и ему засчитали как рекорд попытку на 18,43, то этих разговоров не было бы совсем.

 

25.05.1996

Метание копья — 98,48 м

Фото: AP

Ян Железны

25 мая 1996 года легендарный чех Ян Железны в немецкой Йене метнул копье на 98,48 м. Оставалось всего лишь полтора метра до сотни, но больше к тому результату никто приблизиться не смог. Железны установил свой рекорд по новым правилам «пикирующим» копьем с утяжеленным центром тяжести. Предыдущие результаты, в частности бросок немца Уве Хона на 104,80 м, сделанный в 1984 году «планирующим» копьем, были исключены из списка официальных рекордов. Чешский копьеметатель — такой же уникум в своей дисциплине, как Сергей Бубка в своей. Достаточно сказать, что Железны более 50 раз за карьеру метал копье за 90 м, и это больше, чем у всех других атлетов, вместе взятых.

Ближе всех к рекорду чеха подобрался финн Аки Парвиайнен. Его результат — 93,09 м. Лидер мирового сезона россиянин Дмитрий Тарабин в конце июля на чемпионате страны метнул снаряд на 88,84 м.

16.07.1988

Бег на 100 м — 10,49 сек.

 

Конькобежный спорт

Историческая справка

 

Конькобежный спорт был включен в программу первых Зимних Олимпийских игр в Шамони (Швейцария) в 1924 г. Технические новинки, такие как аэродинамичес


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.349 с.