Принцип культуросообразности — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Принцип культуросообразности

2017-07-01 484
Принцип культуросообразности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принцип проявляется в единстве возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достижений мировой цивилизации. Принцип природосообразности означает отношение к человеку как части природы. А.Дистервег утверждает, что «всякий человек – продукт своего времени». Каждый человек должен соответствовать своему времени, «в противном случае он будет чем-то вроде инородного тела, которое организм отвергает и удаляет». Классики, в частности К.Д.Ушинский, обращали внимание на то, что воспитание для того, чтобы быть успешным, должно соответствовать веку, сословию, полу.

Принцип природосообразности

Воспитание должно осуществляться в согласии с природой ребенка. Я. А. Коменский считает, что педагоги должны «верно и мягко упорядочивать природные инстинкты, когда они сами проявляются». Они должны направлять развитие ребенка, не разрушая его, не запрещая ребенку быть самим собой.

И.Г.Песталоцци пишет: «Если ход природы в развитии человеческих сил предоставлен себе, развитие движется медленно, исходит из чувственно-животного в человеке и этим чувственно-животным тормозится». Поэтому идею элементарного образования он рассматривает как идею «природосообразного развития и формирования сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений».

Принцип учета индивидуальных особенностей личности

Воспитывая ребенка сообразно с его природой, мы не можем не учитывать давно установленного факта, что между людьми существуют значительные различия, которые «искусство и усердие» не в состоянии преодолеть. Понятно, что каждый будет продвигаться по жизни в соответствии со своими способностями. Это то объективное, с чем педагоги не могут не считаться. «В фруктовых садах, – писал Я.А.Коменский, – мы любим иметь не только деревья, рано приносящие плоды, но и такие, которые приносят плоды среди лета и позднее. Почему же в сад науки мы хотели бы допустить только одного рода дарования, рано созревающие и подвижные? Поэтому не будем исключать никого, кроме того, у кого Бог отнял смысл, или разум».

Принцип народности

Идея народности четко обозначилась в педагогических трудах К.Д.Ушинского. Он считал, что воспитание, основанное на народных началах, имеет такую воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведение этого идеала в отдельных личностях. Назвать народным можно только такое воспитание, которое тесно связано с жизнью народа и служит ему надежной опорой, для этого воспитание должно иметь «общественную идею».

Принцип целостности

Принцип целостности обусловливает единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности, ориентирует на творчество, самобытность, индивидуальность каждого человека и предполагает в этой связи интеграцию деятельности всех социальных институтов;

Принцип преемственности

Принцип обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности и предполагает вариативность, динамичность изменений в социально-педагогической системе в соответствии с требованиями настоящего и прогноза на будущее.

Наибольший успех в воспитании дает система принципов, приведенных ниже.

Выдвижение системы положительных (ближайших, средних и далеких) целей. Наиболее действенным является выстраивание нескольких целей («перспективных линий развития», как говорил А. С. Макаренко). При этом каждая цель имеет свой масштаб (выиграть в этой игре, научиться ставить палатку или готовить какое-либо блюдо, сходить в поход весной, выработать в себе какое-либо качество, стать интересным человеком и т.д.) и, конечно же, свой временной период (один день, неделя, год, несколько лет, вся жизнь). Обязательным условием выступает взаимосвязь всех этих целей, их поддержка друг друга. Ближние цели (на один - пять дней) вытекают из средних, а средние обоснованы и поддержаны дальними. Такое построение целей позволяет подбирать и менять ближние цели, подбирая более соответствующие характеру и возрастным особенностям воспитанников.

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником. Воспитатель должен бороться не с плохими качествами, которые есть у ребенка, а за хорошие качества, которые у него еще только будут. В этом основное отличие между учителем-ремесленником, отбывающим на уроках время, и мастером, умеющем найти в детях хорошее. Недопустимо акцентировать внимание учащихся на их промахах и недостатках. Мастера воспитания действуют наоборот - выявляя и поддерживая отдельные положительные стороны учащихся, формируют у них ощущение постоянного успеха, атмосферу эмоционального подъема. Положительный эмоциональный фон позволяет воспитателю сделать удивительно притягательной для детей саму деятельность, стиль воспитательских отношений и даже «дух» всего образовательного учреждения. Спокойная и уверенная обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и сам труд в радость, а отдых веселый и радостный, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия.

Воспитывать через взаимодействие в коллективе. Основной задачей воспитания выступает развитие личностных качеств учащегося. Проявляются эти качества в большей степени в ходе общения и взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Кристаллизация характерных для данного ребенка черт большей частью происходит в процессе взаимодействия со сверстниками, когда ребенок пробует, корректирует и формирует свой стиль поведения. Активизация взаимодействия способствует ускорению процесса формирования личностных качеств. При этом шире используются групповые и парные формы работы, формируются гуманные отношения в коллективе.

Воспитывать через творчество. Проведенные исследования показывают, что основным недостатком традиционной системы образования является невозможность воспитать творчески мыслящего человека, готового к решению сложных и нестандартных жизненных проблем. Выход из такой ситуации только один - активное включение учащихся в деятельность творческого характера и развитие творческих способностей. Творческая деятельность выступает средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Развитие творческих способностей выступает своеобразной гарантией того, что ребенок сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности.

Конечно же, различные педагоги выбирают различные принципы. Это обусловлено их мировоззрением, стилем общения, чертами характера. В основном эти принципы соответствуют духу времени, в котором живет данный человек. К принципам различные авторы относят: опоры на положительное, опоры на успех, сочетания уважения и требовательности.

Основные категории теории воспитания это: «метод воспитания», «прием воспитания», «средство воспитания», «форма воспитания».

Наиболее распространенной и общепринятой является классификация методов воспитания И.Ф. Харламова (1990) и Поповой (2002) по основным базовым функциям, которые они выполняют.

Метод воспитания – это разработанная с учетом педагогических закономерностей (дидактических) и принципов система приемов и соответствующих им правил воспитательной (обучающей) деятельности педагога, целенаправленное применение которых позволяет существенно повысить эффективность управления соответствующим видом деятельности и общения воспитуемых (обучаемых) в процессе решения определенного типа воспитательных (дидактических задач).

Наряду с понятием «метод воспитания» в теории и практике воспитания применяются понятия «прием» и «средство воспитания». Но если понятие метода используется на теоретическом уровне, то в практике воспитательной деятельности методы воспитания проявляются через приемы.

Прием как элемент метода и, соответственно, фрагмент деятельности состоит из системы наиболее рациональных действий. При помощи приема не решается вся задача, а лишь какой-то ее этап, какая-то ее часть. Прием и метод соотносятся как часть и целое.

Средства воспитания - это необходимый инструментарий воспитательной деятельности представляют собой конкретные формы и виды воспитательной работы (учебные занятия, различные беседы, экскурсии, вечера, конкурсы, читательские конференции, а также наглядные пособия и т.д.), которые используются в процессе применения того или иного метода. Средство – это частный метод воспитания.

 

В педагогической теории и практике различаются прямое и косвенное воспитательное влияние. В случае прямого воспитательного влияния воспитатель непосредственно обращается к сознанию и чувствам воспитанников, побуждая их действовать определенным образом. Косвенное воспитательное влияние направленно не непосредственно на воспитанника, а на окружающую его среду.

Поскольку нельзя обойтись без коррекции поведения учащихся, это производится с помощью ОСНОВНЫХ методов воспитания. Это: убеждение; положительный пример; упражнение (приучение).

Убеждение, положительные примеры и упражнение (приучение) выступают как основные методы воспитания у учащихся социальных и духовных отношений.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

1. Влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующее представления, понятия, идеи.

2. Влияние, создающее привычки, определяющее тот или иной тип поведения.

Метод убеждения — это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснены сущности социальных и духовных отношений и правил поведения, в развитии сознания и чувств, взглядов и убеждений формируемой личности и в побуждении ее к активно работе по совершенствованию своих свойств и качеств.

Психологической основой этого метода является принципа опережающего отражения в сознании человека тех действии поступков, которые он собирается совершить.

Понятие «убеждение» многозначно. Оно обозначает психическое качество личности, состояние сознания, выражающее твердую уверенность в правильности оценки того или иного положения, явления, поступка. Убеждения – это система твердых взглядов человека. Они направляют деятельность личности. Однако, убеждения человека могут быть истинными, то есть соответствовать реальной действительности, и тогда деятельность, направляемая ими, будет социально и личностно ценной. Но убеждения могут быть и ложными, как проявление отрицательного жизненного опыта личности. Они ведут к неправильным, часто вредным поступкам, для самого учащегося и для всего ученического коллектива. Например, некоторые ученики считают, что хорошо учиться — совсем не обязательно. Можно обманывать учителей, пропускать уроки, опаздывать — в этом признак ловкости и находчивости.

Другое значение понятия «убеждение» — словесный метод воспитания, действие которого направлено, прежде всего, на развитие сознания, эмоций и воли, на формирование понятий, суждений, взглядов, оценок, способствующих совершенствованию внешней и внутренней деятельности личности и коллектива.

Методы убеждения: внушение, разъяснение, рассказ, беседа/лекции, диспуты, пример.

Внушение (суггестия от лат. sugestio - внушаю, советую) - метод взаимодействия воспитателя и воспитуемых, при котором воздействие педагога (чаще всего, словесное) осуществляется без особого аргументирования, а воспитанник принимает это воздействие положительно, без особых критических замечаний. Внушение проникает в психику человека незаметно и реализуется в поведении, мотивах, установках. Действие внушения основано на таких качествах личности воспитанника как доверчивость, робость, неуверенность в своих силах, уважение к педагогу, подражательность. Поэтому внушение чаще всего применительно во взаимодействии с детьми дошкольного младшего школьного возрастов, но использование метода возможно и в более старшем возрасте.

Н.Ю. Хусаинова рассматривает виды внушения по разным логическим основаниям: непреднамеренное и преднамеренное, специфическое и неспецифическое, положительное и отрицательное, непосредственное и отсроченное, индивидуальное и групповое.

Непреднамеренное внушение основано, по большей части, на интуиции педагога, который говорит без особой цели убедить собеседника.

Преднамеренное внушение предполагает сознательное словесное воздействие педагога на воспитуемого, ориентированное на закрепление позитивных качеств учащихся или на изменение отрицательных качеств.

Специфическое внушение — то, которое приводит к конкретным идеям, мыслям, поступкам.

Неспецифическое внушение — то, которое становится причиной положительного психического состояния (эмоционального подъема, бодрости, радости, надежды).

Прямое внушение (открытое): цель внушения ясна воспитателю и воспитаннику; косвенное внушение (закрытое) выражено в намеке, который должен понять воспитанник. Непосредственное внушение — педагог наблюдает реакцию воспитанника. Отсроченное внушение — рассчитано на то, что результат ожидается через определенный промежуток времени. Индивидуальное внушение обращено к отдельному человеку, групповое — к группе. Внушая, педагог стремится говорить проникновенно, убежденно, эмоционально, с особой интонацией.

В самовоспитании чрезвычайно важную роль играет самовнушение, при котором человек сам ставит себе задачу, определяет приемы ее решения, стремится к реализации намеченной цели. Успех в достижении цели приносит удовлетворение, укрепляет веру в свои силы, потребность в дальнейшем совершенствовании своей личности.

Рассказ — устное повествование, изложение какой-либо жизненной истории, литературного произведения, сказки, содержание которой имеет воспитательную значимость, ненавязчиво раскрытую. Метод особенно эффективен при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов, которые отличаются наглядно-образным мышлением, эмоциональной непосредственностью реакции, доверчивостью к педагогу. Много увлекательных коротких рассказов было в книгах К.Д. Ушинского «Родное слово» и «Родная речь». Рассказ «Хромой и слепой»: приходилось хромому и слепому переходить ручей. Слепой взял хромого себе на плечи и оба перешли благополучно.

В.А. Сухомлинский рассказывал детям сказки, легенды, басни. В Павлышской средней школе, директором которой был В.А. Сухомлинский, учителя и дети сочиняли сказки сами.

Рассказ ведется неторопливо, последовательно, эмоционально, с сохранением образности повествования. Художественный рассказ оказывает на детей, прежде всего, эмоциональное впечатление.

Беседа — метод воспитания, при котором педагог опирается на опыт и знания учащихся и, используя диалог (вопросы-ответы), подводит учащихся к усвоению новых знаний о воспитании и самовоспитании, привлекает их к самостоятельной оценке событий, поступков, формирует определенное отношение к действительности, к людям, к искусству.

Содержание бесед: составляют вопросы воспитания и самовоспитания, культуры, нравственной, эстетической, экономической, экологической, культуры поведения. Беседа, как метод воспитания, имеет широкое распространение в школьной практике. Однако, беседа иногда превращается в набор скучных сентенций, которые дети не принимают, относясь к размышлениям педагога равнодушно или отрицательно.

Мастерство педагога в проведении бесед заключается в умении ставить вопросы так, чтобы учащиеся отвечали на них искренне и непринужденно, в умении создать эмоционально-эстетическую обстановку в классе, направлять учащихся к самостоятельным размышлениям и оценкам.

В заключительном слове обобщается материал беседы, намечается решение проблемы, наиболее правильное с точки зрения учителя и участников беседы; намечается программа действий для закрепления тех положений, качеств поведения и отношений, о которых говорилось в беседе.

Особое место в учебно-воспитательном процессе занимают индивидуальные беседы, которые проводятся часто, как профилактические, в целях предупреждения негативных поступков, или когда такой поступок уже совершен, возник конфликт. Мастером индивидуальных бесед был АС. Макаренко, и нам представляется, что содержание и методика их проведения не устарели.

Вспомните ЧП в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского: Игорь Чернавин поцеловал девочку в саду. Это серьезный поступок, и во время завтрака, в столовой, Игорь получил письмо с просьбой зайти к заведующему после сигнала «спать» (отсроченная беседа). В течение целого дня Игорь обдумывал предстоящую беседу, выслушивал иногда иронические, иногда сочувствующие слова товарищей. Беседа была короткой: «Ты знаешь, как поступить. Иди и извинись перед Оксаной». В других случаях беседа должна быть более длительной.

Лекция — систематическое изложение темы, раскрывающей вопросы нравственного, эстетического, экономического, экологического, правового, трудового, физического воспитания и самовоспитания. Темой лекции или курса лекций может быть творчество ученого, писателя, поэта, художника, композитора.

Лекционная форма обучения и воспитания требует высокого уровня педагогической компетентности, мастерства и ораторского искусства.

Эффективность лекции определяется и научностью ее содержания, и соблюдением определенных педагогических требований: постановка и реализация цели лекции, познавательной, воспитывающей, развивающей; гармоническое сочетание теоретических положений, обобщений с интересным, ярким, разнообразным фактическим материалом, убедительность аргументов и доказательств, постановка проблемных вопросов и др. Систематичность и последовательность изложения материала выряжается в построении логической модели лекции с выделением опорных пунктов, в правильном соотношении теоретического и фактического материала (избыток фактического материала приводит к описательности, излишнее теоретизирование делает лекцию излишне абстрактной), в гармонии структурных составных частей (вступление, основная часть, заключение), в четком выделении центральных идей, в сочетании дедуктивного и индуктивного способов изложения.

Речь лектора — сложное образование, синтезирующее особенности письменной речи, преимущественно научного стиля с элементами других стилей: научно-популярного, публицистического, образно-художественного, устного монолога с элементами диалогазации (диалог с самим собой, со слушателями и т.д.).

Диспуты (от латинского (Disputo — рассуждаю, спорю) - действенное средство воспитания, развития логического мышления. Диспуты импонируют старшеклассникам, которых привлекает возможность анализировать жизненно важные проблемы, высказывать и защищать свои взгляды, убеждать в них других людей; иметь мужество отказаться от некоторых своих взглядов, если они оказались ложными.

Тему диспута, обычно, подсказывают сами школьники, охотно они обсуждают то, что волнует, представляется личностно значимым. Предметом обсуждения может быть прочитанная книга, просмотренный спектакль, кинофильм, проблемы воспитания и самовоспитания: «Как понимать слова Л.Н. Толстого: «Спокойствие — душевная подлость?», «Что такое счастье — это каждый понимал по своему. Так ли это?», «Нравственность и политика», «Взаимоотношения людей в эпоху рыночных отношений», и т.д.

Вместе с учащимися намечаются вопросы, по которым пойдет обсуждение проблемы; рекомендуется литература. Готовятся к диспуту все его участники, однако, несколько учеников готовятся более глубоко, чтобы выполнить роль генераторов идей, высказать свои, иногда противоположные точки зрения.

Во вступительном слове учитель говорит о задачах диспута, правилах поведения в процессе его проведения. Такие правила предлагает В.И. Андреев:

1. Правильно поставить цель, определить предмет обсуждения, уточнить смысл ведущих понятий, которыми оперирует оппонент;

2. Не бойтесь усомниться в правоте собственной точки зрения;

3. Встаньте на точку зрения оппонента, чтобы лучше понять его позицию;

4. В поисках истины не навязывайте свою точку зрения;

5. Споря, избегайте монолога, следите за аргументами оппонента...;

6. Правильно задавайте вопросы оппонентам;

7. В споре опирайтесь на факты;

8. Избегайте слов «Я убежден», «Мне кажется», «Как считает большинство»;

9. Если есть необходимость, то разбейте обсуждаемую проблему на более конкретные вопросы;

10. Используйте спор для достижения истины, а не ради спора.

Метод положительного примера. Развитие личности происходит не только под влиянием слова и мысли как средств разъяснения и убеждения. Исключительно большое воспитательное значение имеют положительные примеры поведения деятельности других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Вот почему в процессе формирования у учащихся отношений и личностных качеств большую роль играет метод положительного примера.

Весьма высоко оценивали этот метод многие мыслители и педагоги. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко — примерами», К. Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила "накапливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и к преодолению имеющихся недостатков.

Психологической основой влияния этого метода на воспитание детей является их подражательность. Раскрывай характер подражательной деятельности ребенка, французский психолог А. Валлон писал: «Подражание — это вызывание действия внешней моделью». Указывая на воспитательную роль подражательности, Я.А. Коменский отмечал, что дети «учатся раньше подражать, чем познавать».

Психологический механизм воздействия подражания заключается в том, что, воспринимая более совершенные образцы поведения и деятельности, дети переживают внутреннее противоречие между достигнутым и необходимым уровнями развития, и на этой основе у них появляется потребность в улучшении своих личностных черт и качеств.

В процессе воспитания используются положительные примеры поведения и деятельности ученых, писателей, общественных деятелей; сверстников, а также людей, совершивших ратный и трудовой подвиг. Огромное воспитательное влияние оказывают пример учителя, его эрудиция, высокая духовность и нравственная культура. Весьма важной на этот счет является мысль Н.К. Крупской: «Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем-то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавистными. У нас требуют от учителя известного уровня подготовки. Это правильно. Но нужно не только это. Нужно обдумать, как проверять также и умение влиять на ребят, заслуживать их любовь и уважение».

Метод упражнений (приучения).

В старые времена в классической педагогике этот метод чаще именовали «приучение». Результат упражнений - устойчивые качества личности, навыки и привычки.

Если педагогическое требование включает ребенка в деятельность, то «удержать» его в ней позволяет метод упражнений.

Известный исследователь нравственного воспитания Н.И. Болдырев писал, что под методом упражнений (приучения) понимается многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования у них необходимых навыков и привычек поведения,, доведении их до автоматизма.

Результат упражнения — устойчивые качества личности — навыки и привычки. Без длительных, систематических усилий, повторения отдельных действий и операций ребенок не научится не только читать, писать, играть в мяч, мастерить из дерева или ткани, но и застегивать пуговицы, выполнять правила гигиены, этикета, уличного движения, сдерживать себя в споре, планировать свое время и бороться с желанием взять чужое.

Приучение применяется на всех этапах воспитательного процесса, но наиболее эффективно на ранней стадии. Условия правильного применения приучения следующие:

1. Ясное представление о цели воспитания у самого воспитателя и его воспитанников. Толка не будет, пока воспитанник не поймет, что это ему необходимо.

2. Приучая, надо четко и ясно формулировать правило, но не давать казенно-бюрократические указания.

3. На каждый отрезок времени должен быть выделен оптимальный объем действий, посильных для воспитанников. Вначале надо позаботиться о точности выполнения действий и лишь потом — о быстроте.

4. Показывайте, как выполняются действия.

5. Приучение требует постоянного контроля. Контроль должен быть благожелательным, заинтересованным, обязательно сочетаться с самоконтролем.

7. Значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме.

Одно из средств упражнений школьников - режим дня — определенный распорядок жизни и учебной работы в школе и в семье. Режим охватывает все стороны жизнедеятельности школьника; учебную и внеклассную работу, помощь по дому, свободное время. Школьный режим включает целесообразную и удобную организацию учебного дня в школе: начало учебного дня, приход учащихся в школу, раздевание в школьном гардеробе, расписание уроков и внеклассных занятий, проведение перемен, организация завтраков и обедов в столовой, конец учебных занятий, и организация уроков и свободного времени дома.

Установление и выполнение режима развивает организованность, чувство ответственности, аккуратность, четкость, «предохраняет» от беспорядочного времяпровождения. Режим дня должен выполняться достаточно строго, но его роль ориентировочная, он не должен быть неизменным и сковывать инициативу ребенка. Режим может изменяться в зависимости от времени года, от изменяющихся обстоятельств, от индивидуальных особенностей школьника.

Не меньшую значимость в воспитательном процессе имеют косвенные упражнения. Определение это довольно условно, оно лишь подчеркивает «непрямую» природу таких упражнений, более скрытую от детей. Ведь следует помнить, что настоящее воспитание как раз то, когда дети не чувствуют, что их воспитывают. Вспомним блистательный опыт А.С.Макаренко. У него ни в колонии, ни в коммуне принципиально не было замков в шкафах, кабинетах, складах и погребах. А воспитанники - ребята с большим опытом беспризорной и воровской жизни. В логике обывателя - это нелепость. Но Антон Семенович был гениальным воспитателем и считал, что такая обстановка - лучшее «упражнение в честности».

Впоследствии проблема формирования у учащихся умений, навыков и привычек поведения путем упражнений и приучения получила широкое признание не только в педагогике, но и в других науках. Психолог Л.И. Божович отмечала: «Качество личности нельзя воспитывать только путем убеждений, требований, поощрений и наказаний. Способам устойчивого поведения надо учить ребенка так же, как мы учим его русскому языку и арифметике».

Данная теоретическая идея, обоснованная в педагогике, находит свое подтверждение в физиологии и психологии. Иван Петрович Павлов отмечал, что навыки и привычки поведения представляют собой результат повторения и закрепления определенного образа действий, определенных нервных связей между организмом и средой: «Наше воспитание, обучение, дисциплинирование всякого рода, всевозможные привычки представляют собой длинные ряды условных рефлексов», которые вырабатываются и закрепляются путем продолжительной тренировочной деятельности.

Упражнения применяются для решения самых разнообразных задач нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания: патриотизма, дисциплинированности, культуры поведения на занятиях и переменах, общения, санитарно-гигиенических умений и навыков и т.д. Многие недочеты в работе и поведении учащихся, которые наблюдаются в школах, зачастую являются следствием неумелого использования метода упражнений (приучения) в процессе воспитания.

Организация упражнений по развитию у учащихся личностных качеств включает в себя следующие приемы:

• постановка воспитательной задачи по выработке соответствующих навыков и привычек поведения;

• разъяснение способов деятельности и вооружение учащихся знаниями о вырабатываемом качестве;

• практический показ этих способов (действий);

• побуждение учащихся к первоначальному воспроизведению показанных способов (действий);

• последующая тренировочная деятельность по закреплению и совершенствованию формируемых навыков поведения (действий);

• предъявление требований к учащимся по соблюдение правил поведения;

• напоминание и контроль за поведением.

«...Привычка, — писал Константин Дмитриевич Ушинский, — укореняется повторением какого-нибудь действия, повторением его до тех пор, пока в действии начнет отражаться рефлекторная способность нервной системы и пока в нервной системе не установится склонность к этому действию. Повторение одних и тех же действий есть, следовательно, необходимое условие установления привычки».

Одобрение, осуждение, требование, переключение, контроль, наказание -вспомогательные (регулятивно-коррекционные методы воспитания).

Они используются для коррекции и регулирования поведения и деятельности учащихся в процессе формирования у них личностных свойств качеств.

Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личном общении. В противоположное этому осуждение выражается в неодобрении, порицании и отрицательной оценке неблаговидных действий и поступков личности, противоречащих нормам и правилам поведения.

Психологической основой этих методов являются те внутренние противоречия и переживания, которые возникают учащихся при их применении. Одобрение, как правило, вызывает чувство удовлетворения (радости), прилив бодрости энергии, что стимулирует учащихся к дальнейшему совершенствованию своего поведения и деятельности. Осуждение возбуждает внутренние противоречия, чувство раскаяния стремление к преодолению допущенных недостатков, к выработке умения сопротивляться Нездоровым соблазнам и тормозить неблаговидные действия и поступки.

Использование каждого из этих методов воспитания требует от учителя такта, уважительного отношения к учащимся и определенного педагогического искусства. Средствами метода одобрения являются следующие виды или меры поощрения: личная похвала учителя; устная благодарность; благодарность в приказе по школе; награждение ценными подарками, похвальными грамотами, медалями по окончании школы.

Средствами (мерами) осуждения выступают: замечание педагога; устный выговор; предложение учащемуся встать у парты (стола); выговор в приказе по школе; вызов для внушения на педсовет; перевод в другой параллельный класс или в другую школу по согласованию с местными органами образования; направление в школу для трудновоспитуемых.

Одобрение и осуждение только тогда достигают цели, когда при их использовании учитываются особенности характера учащегося, мнение класса и осуществляется тактичный анализ поступков и деятельности школьников. Нельзя также слишком часто прибегать к применению этих методов воспитания, иначе они станут привычными и перестанут оказывать влияние на учащихся.

Требование как метод воспитания выражается в непосредственном побуждении учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения или прекращение нарушения порядка и дисциплины. Средствами применения этого метода являются просьба, тактичное замечание, распоряжение, различные указания, если они используются в духе благожелательности, уважительности, гуманности.

Педагогическое требование мобилизует ребенка, сразу включает в деятельность.

Принято условно различать индивидуальное педагогическое требование (предъявляемое отдельным воспитателем) и коллективное (идущее от коллектива, сообщества). В качестве коллективного требования в воспитании «работают», например, Устав школы, Устав университета, клятва скаута, заповеди дежурного.

Индивидуальное педагогическое требование широко используется в воспитательном процессе и поэтому по форме очень разнообразно: это и прямые, краткие, категоричные команды, указания, запрещения, и облеченные в юмористическую форму намеки и советы, и искренне высказанное доверие, которое ребенок воспринимает как указание действовать именно так.

Любопытно присмотреться к «лестнице требований», описанной А. В. Зосимовским:

· слабое требование - напоминание, просьба, совет, намек, порицание;

· средняя форма требования (ярко выраженная категоричность, жесткость, не опирающаяся, однако, на какие-либо особо сильные репрессивные меры) - распоряжение, требование-установка, предостережение, запрещение;

· сильная форма требования (наибольшая степень категоричности и строгости подкрепляется возможностью проведения строгих санкций) - требование-угроза, приказ-альтернатива.

Нетрудно заметить, что в жизни воспитательный результат от сильной формы требования может быть ничтожным или просто отрицательным. Ведь самые категоричные, прямые высказывания - это прямое навязывание ребенку нашего отношения, взгляда, желания.

Более того, прямая форма требования - трудный метод и должен использоваться взрослыми с большой осторожностью.

Метод переключения выражается в переводе внимания, интереса и устремлений учащихся на положительные виды деятельности, если у них обнаруживаются нездоровые увлечения, и таким образом создаются положительные психические переживания и установки. «Детская драчливость, даже капризы, — писал Альберт Петрович Пинкевич, — в большинстве случаев ничего «ужасного» не представляют, нужно только суметь направить энергию в другое русло. Наступательные инстинкты найдут себе прекрасное выражение в различных играх, в спорте; в старшем возрасте — в занятиях исследовательского типа, в соревновании при работе, в физическом труде и т.д. И скорее отсутствие наступательного инстинкта у ребенка в первые годы его развития должно нас беспокоить, чем его присутствие».

Под контролем понимается такой метод воспитания, который выражается в повседневном наблюдении за деятельность и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных норм и правил поведения, а также к выполнению предъявляемых требований. Средствами осуществления контроля являются наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы по вопросам нарушения порядка и дисциплины, отчеты учащихся на классных собраниях своем поведении и др.

Метод наказания

Наказание — метод, выражающийся в неодобрительной оценке гадательных поступков и деятельности детей. Наказание побуждает задуматься над собственными отрицательными, негативными посылами, понять их неблаговидность, развивает уме


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.