История развития педагогических идей — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития педагогических идей

2017-07-01 610
История развития педагогических идей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слово «педагогика» происходит от греческих слов пайдос «дитя» и «гогос» - «вести». Педагогос в переводе с греческого обозначает буквально «детоводитель». Так в Древней Греции звали раба, который водил в школу ребенка своего господина.

Учителями же в школах Древней Греции были «дидаскалы» (от греч. «дидактикос» – поучающий), этот древнегреческий термин лег в основу названия одного из разделов педагогики – дидактики (теории обучения). Детоводство или детовождение во времена Древней Греции носило буквальный смысл: «брать детей за руку и вести их (в школу) за знаниями», однако с течением времени этот буквальный смысл термина «педагогика» все более заменяется смыслом переносным: детоводство как «ведение по жизни», как руководство развитием детей, а детоведение начинает рассматриваться как «использование знаний о ребенке с целью более эффективного воспитания и образования ребенка».

Таким образом, первоначальные педагогические знания появляются с началом появления первых образовательных учреждений, а зачатки первых педагогических учений, развивавшихся в рамках философии, относят примерно к 5-4 веку до нашей эры.

Из Древней Греции пришли к нам и многие другие педагогические термины, например, школа (shole – досуг, игра), гимназия (gymnasion – гимнасион) – школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа и т.д.

Примечательно, что уже в древнем мире многие общественные деятели и философы высоко ценили огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого отдельного человека.

Афинский правитель Солон (между 640 и 635 – ок. 559 до н.э.) издал закон, по которому отец обязан был побеспокоиться об обучении своих сыновей тому или иному виду труда, и сын мог не кормить его в старости, если тот не выучил его никакому ремеслу.

Не случайно истоки теоретической педагогической мысли восходят к работам великих древних философов — Платона и Аристотеля. Они сформулировали основы возрастной периодизации и раскрыли этапы образования и воспитания человека.

Платон (428 или 427–348 или 347 до н.э.) писал, что если дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут несколько хуже обуты. Но если воспитатель будет плохо выполнять свои обязанности, в обществе появится целое поколение невежественных людей.

О воспитании размышляли древнегреческие философы Фалес из Милета (ок. 625 – ок. 547 до н.э.), Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н.э.), Демокрит (460 – нач. IV в. до н.э.), Сократ (469 – 399 до н.э.), Аристотель (384 – 322 до н.э.), Эпикур (341 – 270 до н.э.) и др.

Философ-материалист Демокрит (460—370 гг. до н. э.). Одним из первых Демокрит выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. Демокрит указывал, что «учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда», подчеркивал огромную роль труда в воспитании и требовал «постоянного труда, который от привычки к нему делается легче».

Сократ (469—399 гг. до н. э.) - философ-идеалист. Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности. Сократ - философ-трибун, вел беседы по вопросам нравственности на площадях и в других общественных местах, побуждал своих слушателей путем вопросов и ответов отыскивать «истину» самим, не давая им готовых положений, выводов. Этот метод был назван сократическим, откуда позднее развилась сократическая беседа, которая велась методом наводящих вопросов.

Аристотель (884—322 гг. до н. э.), ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. Аристотель в своем труде «Политика», писал: «Вряд ли кто будет сомневаться, что законодатель должен отнестись с исключительным пониманием, к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и самый государственный строй терпит от того ущерб».

Поучительные педагогические идеи выдвигали древнеримские философы и ораторы. Тит Лукреций Кар (ок. 99 – 55 до н.э.) написал философскую поэму «O природе вещей», в которой касался и вопросов воспитания. Марк Фабий Квинтилиан (oк. 35 – ок. 96) создал десять книг «О воспитании оратора» в которых содержались рекомендации по воспитанию детей и подростков, по развитию их речи, по воспитательным играм.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых были пронизаны религиозной догматикой, проповедью аскетизма, беспрекословного повиновения.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в эпоху Возрождения (ХIV–VI вв.) в трудах таких известных деятелей, как итальянский гуманист Витторино дa Фельтре (1378–1446), испанский философ и педагог Хуан Луис Вивес (1492–1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469–1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494–1553), французский философ Мишель Монтень (l533–1592) и др. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от религиозного аскетизма.

До середины XVII в. педагогическая мысль всецело стоит на почве Ветхо и Новозаветных наставлений и учителей церкви. И становление педагогики, как науки, происходит в ХVIIв.

Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писателей, философов и ученых. Но статус науки педагогика обрела благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Его считают основоположником педагогической науки, великого чешского педагога, создавшего труд «Великая дидактика» (ХVIIв.), являющий собой начальную точку отсчета современной педагогической науки. Я.А.Коменский определил педагогику как науку о воспитании ребенка, раскрыл сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности. Идеи Коменского в 17-19 вв. развивали и дополняли такие выдающиеся педагоги как Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Жан-Жак Руссо и др.

Я.А. Коменский (1592-1670) стремился найти способ сделать человека счастливым. Поэтому видел воспитание, гармонично развивающее духовные силы человека на основе энциклопедического образования. Коменский считал главным средством обеспечения торжества социальной справедливости; он двигался в русле идей рационализма и просветительства, культивируя самоценность индивидуальности и права личности на свободное развитие.

Когда и кем педагогика была выделена в особую научную дисциплину и что является предметом ее исследования?

Как особая наука, педагогика была выделена из системы философских знаний английским естествоиспытателем Ф.Бэконом (1561–1626). В своем трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623) среди других отраслей знания, достойных быть самостоятельными, научными дисциплинами, он назвал и педагогику под которой понимал «искусство обучения чтению». Это было не только признанием ее исключительно важного значения в развитии общества, но и способствовало ее более интенсивному последующему развитию.

Жан Жак Руссо (1712-1778), отрицал прямую зависимость прогресса нравственности и гражданственности от развития наук и искусств, поставивший в центр своих педагогических воззрений естественного природного человека. Преодолевая крайности рационализма, Руссо усматривал первичность душевной жизни человека.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) противопоставил педагогике просветителей, трактующих воспитание как почти всесильный и универсальный способ формирования человеческих качеств, идею образования как процесса духовного развития человека, реализующего свои потенции.

Определяющее влияние на практику массового образования оказали идеи Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841). Он создал классический образ авторитарной педагогики интеллектуализма, в которой ведущая роль в формировании личности отводилась воспитывающему обучению, особенно тщательно была разработана система средств управления его развитием, а сам педагогический процесс жестко регламентировался.

Воспитание выступает в качестве действенного средства формирования человека и выработки у него таких необходимых каждому обществу и государству личностных качеств, как законопослушание, соблюдение социально-экономических порядков и существующих требований морали.

Со времени эпохи Возрождения начали формироваться идеи социалистического воспитания (Т.Мop и Р.Оуэн в Англии, Т.Кампанелла в Италии, Клод-Анри де Руврой Сен-Симон, Ш.Фурье, во Франции, К.Маркс и Ф.Энгельс в Германии, В.И.Ленин в России и т.д.).

Социалисты-утописты принимали активное участие в разработке проектов, уставов и руководств для школы, отстаивали в них идеи о необходимости гуманного отношения к детям, учета их возрастных и индивидуальных особенностей и создания благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого ребёнка.

Сен-Симон говорил о целесообразности включения в содержание общего образования школьников "общеполезных сведений, относящихся к промышленности". В качестве "приманок" детей к трудовым занятиям воспитателям рекомендовалось использовать "маленькие орудия" и "маленькие мастерские", размер которых предлагалось увеличивать сообразно возрасту детей.

Так Фурье говорил, что знание оторванное от практики отбивают интерес и охоту к учёбе у детей. Моральные воздействия на детей Фурье предлагал осуществлять в форме поощрений и в форме товарищеских испытаний.

Оуэн категорически запрещал привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике и создал ряд воспитательно-образовательных детский учреждений:

1. школу маленьких детей (1-6 лет), которая включала ясли, детский сад и площадку для игр;

2. начальную школу (6-10 лет);

3. вечернюю школу для подростков, работающих на производстве.

Немало важным стимулом развития педагогики явилось также создание специальных учебных заведений по подготовке учителей. В 1732г., в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г.Штеттин). В это же время начинается подготовка учителей в России при созданной Петром I Академии наук. В 1779 г. учреждается педагогическая учительская семинария при Московском университете, а в 1804г. в России открываются педагогические институты, в которых слушателей в той или иной мере приобщали к педагогическим знаниям. В 1840г. вначале в российских педагогических институтах, а в 1850г. и в университетах рождаются кафедры педагогики.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.