Чем была обусловлена необходимость развития педагогической теории как особой отрасли научного знания? — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Чем была обусловлена необходимость развития педагогической теории как особой отрасли научного знания?

2017-07-01 1018
Чем была обусловлена необходимость развития педагогической теории как особой отрасли научного знания? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучение любой науки обычно начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась та или иная наука и что конкретно является предметом ее исследования. Любая отрасль знания формируется в науку только тогда, когда возникает общественная потребность в ней и определяются те специфические функции, которые она должна выполнять. Всякая отрасль знания складывается в науку лишь при условии, если достаточно четко конкретизируется только ей присущий предмет исследования.

Указанные положения в полной мере относятся и к педагогике. Ее развитие было обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. в его обучении и воспитании.

Педагогика естественно связана со всеми науками об обществе.

Педагогику нередко называют наукой о воспитании.

Педагогика – это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Предметом педагогики является исследование сущности и закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем образования и воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Можно выделить наиболее общие приоритетные задачи педагогики как науки. Современная педагогическая наука ставит перед собой следующие три группы задач:

1) зачем учить и воспитывать? – это задача педагогического целеполагания;

2) чему учить и как воспитывать? – это задача построения содержания образования и воспитания;

3) как учить и воспитывать? – это задача отыскания наиболее эффективных и оптимальных средств, методов и способов образования, воспитания и контроля (педагогических технологий и приемов).

Основные категории педагогики

Педагогика состоит из двух частей: обучения и воспитания. Теория обучения называется «Дидактикой», а теория воспитания так и называется «Теория воспитания». Это и есть основные категории педагогики. К ним можно добавить еще и такие категории как «Образование», «Учение», «Социализация», «Развитие», «Формирование», «Творческое саморазвитие». Суть этих категорий заключается в том, что они представляют собой наиболее общие, устойчивые понятия.

В то же самое время, понятийный аппарат педагогики, как и любой другой развивающейся науки, естественно, претерпевает постоянные изменения: появляются новые понятия и вместе с тем уточняются, углубляются уже имеющиеся. В силу этого в педагогической литературе можно встретить различные определения одних и тех же педагогических категорий и понятий, что часто зависит от аспекта их рассмотрения, а также расстановки авторами определенных акцентов. Многовариантность трактовки этих понятий создает путаницу и затрудняет их применение. Поэтому необходимо разобраться с этими категориями более обстоятельно.

Воспитание — в самом общем виде — заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т. е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе и выработать определенную систему взглядов на жизнь. В процессе воспитания должны формироваться также и такие качества, которые необходимы для решения новых задач, не стоявших перед старшим поколением. А для этого должны быть выработаны умения приобретать необходимые знания, приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и труда, заниматься творческой деятельностью.

Таким образом, можно сказать, что воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.

«Воспитание» — важнейшее понятие, носящее характер категории.

Воспитаниеэто один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении учебной, игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.

В педагогике понятие «воспитание», употребляется в нескольких значениях:

· в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности;

Это вся совокупность социальных влияний, оказываемых на человека в процессе его жизнедеятельности. Скажем, что человек воспитывался в довоенные годы в нашей стране, мы уже можем представить себе особенности этого человека, его психологии, его мировосприятия. Если же человек получил воспитание в США – то это уже личность иного рода.

· в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся;

· в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п.

Воспитание человека в узком педагогическом смысле — это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей — учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы. Выделение отдельных более частных видов воспитания, которые требуют использования особых организационных форм и методов работы с учащимися, позволяет рассматривать их более детально, но всегда с учетом целостного воздействия всех факторов воспитания на личность учащегося.

В становлении личности человека большую роль играет самовоспитание, под которым понимается осознанная и целеустремленная работа человека над формированием у себя желаемых черт, качеств и форм поведения.

Другими важными понятиями педагогики, носящими характер категорий, являются обучение и образование.

Что называется обучением?

Обучениеэто специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая воспитываем, воспитывая – обучаем.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.