Условия и порядок применения амнистии и помилования — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Условия и порядок применения амнистии и помилования

2017-07-01 444
Условия и порядок применения амнистии и помилования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На практике встречаются случаи, когда по делу одновременно устанавливается не одно, а два и более самостоятельных основания для прекращения уголовного преследования - издание акта об амнистии и иное основание. Диссертантом проведен анализ конкуренции двух и более самостоятельных оснований для прекращения уголовного преследования. При этом обосновываются выводы, что:

- в первую очередь, необходимо учитывать юридические последствия
оснований прекращения уголовного преследования (реабилитирующее или
нереабилитирующее основание). В этом случае вопрос должен быть решен в
пользу реабилитирующего основания.

- Если оба основания - нереабилитирующие, тогда необходимо установить,
является данное основание императивным или диспозитивным. Уголовное
преследование в этом случае должно быть прекращено по императивному
основанию (акт об амнистии). В том случае, если оба нереабилитирующих
основания являются императивными, то органы предварительного следствия и
суд должны применить то основание для прекращения уголовного
преследования, которое возникло ранее по времени.

Применение акта об амнистии судом первой инстанции.

1. Акт об амнистии - это внесудебный акт, обязательный для применения всеми правоприменительными органами. Поэтому недопустимо применение акта об амнистии в отношении осужденных по усмотрению суда, что порой случается, когда применение амнистии ставится в зависимость от размера наказания, назначенного судом.

2. Если акт об амнистии вступил в силу до момента назначения, судебного заседания и имеются основания для его применения, судья должен назначитьпредварительное слушание и решить вопрос о прекращении уголовного дела. Постановлением судьи о прекращении уголовного дела в связи с изданием акта об амнистии обвиняемый освобождается от уголовной ответственности, то есть от обязанности подвергнуться осуждению.

3. При выявлении в ходе судебного разбирательства оснований для
прекращения уголовного дела в связи с изданием акта об амнистии суд не
освобожден от необходимости выяснения позиций сторон по этому вопросу.
Согласия потерпевшего в этом случае не требуется. Однако он вправе
представлять доказательства необоснованности применения конкретного акта об амнистии к подсудимому.

4. УПК РФ в силу своего несовершенства обязывает суд при наличии акта об амнистии, с одной стороны, прекратить уголовное дело, а с другой стороны, продолжить рассмотрение уголовного дела по существу и постановить обвинительный приговор с освобождением от наказания. Представляется необходимым упорядочить законодательство. С этой целью необходимо включить в ст. 254 УПК РФ часть вторую в следующей редакции: «Если до удаления суда в совещательную комнату издан акт об амнистии,
освобождающий от применения уголовной ответственности за совершенное
общественно опасное деяние, суд прекращает производство по уголовному
делу при условии, что нет оснований для постановления оправдательного
приговора».

5. Основания прекращения уголовного дела или постановления
обвинительного приговора.

- согласно ч.б ст.302 УПК РФ, если к моменту вынесения приговора издан
акт об амнистии, освобождающий от применения наказания, назначенного
осужденному данным приговором, суд должен постановить обвинительный
приговор с назначением наказания и освобождением от него.

- суд постановляет такой же приговор в том случае, если акт об амнистии, освобождающий от уголовной ответственности, был издан ранее (например, настадии предварительного расследования, на предварительном слушании), нообвиняемый возражал против прекращения уголовного преследования по амнистии.

6. Если актом об амнистии лица, совершившие преступления, освобождаются от уголовной ответственности, то суд выносит постановление о прекращении уголовного дела. Однако, если суд в этом случае постановит обвинительный приговор, это будет означать осуждение лица, признание факта его виновности, иными словами освобождение от наказания. Между тем, освобождение не от уголовной ответственности, а от наказания, ухудшает положение лица.

7. Акт об амнистии может быть применен судами второй и надзорной
инстанции при рассмотрении ими судебных дел. Если при рассмотрении
уголовного дела создается правовая ситуация, вызывающая необходимость
применения акта об амнистии, суды второй и надзорной инстанции обязаны
сами применить акт об амнистии. При применении акта об амнистии,
освобождающего от наказания, судами второй или надзорной инстанции
приговор суда не подлежит отмене, если законность и обоснованность
осуждения виновного не подвергаются сомнению.

8. Акт об амнистии может быть применен и на стадии исполнения
приговора. При этом истребование у осужденного его согласия на применение к нему акта об амнистии законом не предусмотрено.

С просьбой о помиловании к Президенту обращаются сами осужденные, их родные, близкие, администрация учреждений, предприятий, общественные организации и т.д. Если осужденный отбывает лишение свободы, то рассмотрение ходатайства может возбуждаться и администрацией места лишения свободы. Обычно это осуществляется в отношении тех осужденных, которые не имеют нарушений режима исполнения наказания, отбывших при этом более или менее значительную часть срока наказания, совершившим какой-либо значимый общественно полезный поступок и т.д. Каких-либо ограничений, определяемых тяжестью совершенного преступления или преступлений, для применения помилования не существует.

Для осуществления этого института был издан указ Президента РФ от 28.12.2001г. №1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации». В соответствии с этим указом на территории субъектов РФ были образованы комиссии по вопросам помилования. В ч.2 Указа определяются их задачи:

- предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;

- подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

- осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;

- подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В состав комиссии входят не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах[9] (ч.3 указа Президента РФ «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»).

Порядок подачи и рассмотрения ходатайства о помиловании регулируется «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 28 декабря 2001г. №1500)». В соответствии с ним помилование осуществляется путем издания Указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. При этом данное положение распространяется и на осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 20 дней со дня его подачи. Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.

Администрация Президента Российской Федерации не реже одного раза в квартал представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание: характер и степень общественной опасности совершенного преступления; поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; срок отбытого (исполненного) наказания; совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства. Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.

Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

В постановлении об объявлении амнистии указывается срок исполнения амнистии. Однако это не означает, что по истечении указанного срока действие акта об амнистии заканчивается, поскольку амнистия является актом бессрочным и под ее действия подпадают все лица, совершившие преступления до вступления акта амнистии в силу, независимо от времени привлечения лица к уголовной ответственности.

Решение о применении амнистии в отношении каждого лица индивидуально принимается соответствующим органом. Эти правоприменительные акты (постановления, определения) утверждаются прокурором, кроме решений судов.

Амнистия применяется на разных стадиях уголовного судопроизводства и предусматривает различные виды смягчения положения лиц, совершивших преступления:

а) освобождение от уголовной ответственности, в том числе прекращение производства по уголовным дела, находящимся в производстве органов предварительного расследования, и делам, не рассмотренных судами, до вступления акта об амнистии в силу;

б) освобождение от основного или дополнительного вида наказания;

в) замена одного наказания другим, более мягким;

г) сокращение срока наказания;

д) освобождение от уголовно-правовых последствий наказания.

Постановление об объявлении амнистии не отменяет и не изменяет нормы уголовного права, не устраняет преступность и наказуемость деяния. Также актом об амнистии не ставится под сомнение законность, обоснованность и справедливость приговора суда. Амнистия не означает реабилитации лица и является лишь прощением его за совершение преступления.

Акт об амнистии является обязательным и безусловным основанием для смягчения участи лиц, указанных в нем. Согласие осужденного на освобождение по амнистии законом не предусмотрено.

Акт об амнистии исключает производство по уголовному делу (после издания этого акта дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению). Для отказа в возбуждении уголовного дела вследствие акта об амнистии согласия лица, в отношении которого поставлен вопрос о возбуждении дела, не требуется.

Если акт об амнистии вступает в силу до начала судебного разбирательства дела по существу, то освобождение от уголовной ответственности подозреваемых (обвиняемых) осуществляется путем прекращения уголовного дела, находящегося в производстве органа дознания, органа предварительного следствия или суда, либо путем прекращения уголовного преследования. Если подозреваемый (обвиняемый) возражает против прекращения уголовного преследования, производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке, т.к. решение о прекращении уголовного дела не подменяет собой приговор суда и, следовательно, не является актом, которым устанавливается виновность лица[10].

Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, не освобождается от обязанности возместить вред, причиненный его противоправными действиями. Потерпевший может реализовать свое право путем предъявления иска в порядке гражданского судопроизводства.

В случае, когда деяния виновного подпадают под действие нескольких актов об амнистии, применяются положения того акта об амнистии, момент вступления в силу которого наиболее близок к моменту совершения преступления и предписания которого наиболее благоприятны для амнистируемого лица[11].

 

Глава 2. Вопросы эффективности применения амнистии и помилования


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.