Раздел 1. экономика предприятия — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Раздел 1. экономика предприятия

2017-07-01 225
Раздел 1. экономика предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А.Н. Кирюхина

ЭКОНОМИКА И управление ПРедприятием

Учебное пособие

Для студентов вузов

 

Кемерово 2008

УДК 658 (075)

ББК 65.29я7

К43

Рецензенты:

Н.Н. Голофастова, зав. кафедрой «Экономика и организация

машиностроительной промышленности» КузГТУ,

доцент, член-кор. АМО, канд. экон. наук;

Е.И. Харлампенков, зав. кафедрой «Организация и технология коммерции» Кемеровского института (филиала) РГТЭУ, доцент, канд. техн. наук

 

Рекомендовано редакционно-издательским советом

Кемеровского технологического института

пищевой промышленности

Кирюхина, А.Н.

К43 Экономика и управление предприятием: учебное пособие / А.Н. Ки-рюхина, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2008. - 132 с.

ISBN 978-5-89289-497-5

 

Подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Экономика и управление предприятием». Представлены характеристика отрасли пищевой промышленности и особенности её функционирования в условиях рынка, рассматриваются факторы производства (основные и оборотные фонды, трудовые ресурсы и др.) и способы оценки экономической эффективности (внедрения новой техники, инновационных проектов), уделено внимание развитию теории и практики менеджмента и основным функциям управления.

Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 140504 «Холодильная, криогенная техника и кондиционирование», всех форм обучения.

 

УДК 658 (075)

ББК 65.29я7

 

ISBN 978-5-89289-497-5

 

 

Охраняется законами об авторских правах не может быть использовано любым незаконным способом без письменного договора

 

Ó КемТИПП, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Предисловие….………………………………………………………..….….…… Раздел 1. Экономика предприятия…………………..…………………………… Глава 1. Характеристика экономической системы в условиях рыночных отношений……………………..……..…………… 1. Предмет экономической науки. Типы экономических систем…….… 2. Механизм функционирования рыночных отношений………….…..… 3. Государственное регулирование в агропромышленном комплексе (АПК)…………………………..…..… Глава 2. Основной капитал и эффективность его использования……....…..… 1. Понятие, состав и структура основных фондов………………...…….… 2. Учёт и виды оценки основных фондов (ОФ)……………...…….…….. 3. Виды износа и величина амортизации основных фондов…….………. 4. Показатели эффективности использования основных фондов.……… 5. Пути улучшения использования основных фондов……….….……..... Глава 3. Оборотный капитал и эффективность его использования.……….…. 1. Понятие оборотных средств и их классификация….……..…………… 2. Нормирование оборотных средств……….………..……………….….. 3. Показатели эффективности использования оборотных средств.…..... Глава 4. Трудовые ресурсы и оплата труда…………………….……………….. 1. Состав, структура и подготовка кадров……………….……………..... 2. Производительность труда, показатели её измерения.……….....…..... 3. Организация оплаты труда…………………………….….……...…...... 4. Формы и системы оплаты труда……………………….………....…..... Глава 5. Себестоимость продукции.…………………………….…..……...……. 1. Сущность себестоимости и её экономическое значение……………... 2. Классификация затрат, составляющих себестоимость………………... 3. Анализ безубыточности предприятия……………………………….…. Глава 6. Экономические методы управления ценообразованием……...….….. 1. Понятие и функции цены……….……………………………...……….. 2. Виды цен………………………………………………………….….….. 3. Установление цены на товар……………………………………….…… Глава 7. Показатели эффективности финансовой деятельности предприятия…………………………………………………………….….. 1. Прибыль, ее источники и виды. Порядок распределения…………….. 2. Показатели рентабельности…………………………………...……...... 3. Факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности….…... Глава 8. Функционально-стоимостной анализ (ФСА) на этапе проектирования.… 1. Сущность, задачи и принципы организации ФСА……….…………... 2. Последовательность проведения ФСА…………………...…...…….…. Глава 9. Инновации и инвестиции на предприятии…………………..…….….. 1. Инновационные процессы на предприятии………………….…….….. 2. Характеристика инвестиционного процесса………………...…….….. 3. Оценка экономической эффективности…….…………..………….….. 4. Эффективность внедрения новой техники………………..…………… 5. Капитальное строительство………………………...……...…………… Раздел 2. Управление предприятием……………………….……….………...… Глава 10. Предприятие в системе рыночных отношений……..……...……...… 1. Предпринимательская деятельность……………………………….….. 2. Общие положения о предприятиях…………………….…….………... 3. Организационно-правовые формы предприятий……………....……... Глава 11. Производственный процесс и его структура…………….…...……... 1. Понятие и принципы рациональной организации производственного процесса………………..………….........................… 2. Организация производственного процесса в пространстве………...... 3. Организация производственного процесса во времени…………........ 4. Типовые модели производственного процесса.…………………...….. Глава 12. Структуры управления организацией и их типы.………………..….. 1. Структура и формы организаций…………………………….……...….. 2. Характеристики и типы организационных структур………….…..….. 3. Проектирование организационных структур……………………...….. Глава 13. Развитие теории и практики менеджмента………..........................… 1. Сущность управленческой деятельности…………...........................…. 2. Предпосылки возникновения менеджмента……………………....…... 3. Основные подходы и школы в управлении…………………...…….….. Глава 14. Основные функции управления…………………………….…….….. 1. Функция планирования…………………………………..……...….….. 2. Функция организации…………..……………..………………...…..….. 3. Функция мотивации………………………………………………....….. 4. Функция контроля……………………………………………..………...        
Глава 15. Связующие процессы в менеджменте……………………….……… 1. Система коммуникаций в организации………………………...……… 2. Принятие и реализация управленческих решений……………..…….. Глава 16. Управление трудовым коллективом…………………………..…….. 1. Власть и влияние на подчинённых……………………………..….….. 2. Характеристика стилей руководства………………………...….…….. 3. Управление конфликтами……………………………………..……….. Список литературы………………………….…….…………………….……...... Приложение……………………………………………………………..…………  
     

 

Предисловие

 

 

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг, эффективных форм хозяйствования и управления производством.

Холодильная техника и холодильные технологии применяются в различных областях промышленности: при переработке и хранении пищевых продуктов, в машиностроении, в химии, медицине, на транспорте, в оптовой и розничной торговле и др.

Для оценки ситуации на рынке промышленного и торгового холодильного оборудования, выявления проблем, препятствующих эффективному развитию отечественной холодильной техники, внедрению новых холодильных технологий, специалистам инженерных специальностей необходимы экономические знания.

Цель изучения курса «Экономика и управление предприятием» - повышение эффективности функционирования различных отраслей пищевых производств путём выявления резервов, снижения материальных затрат, разработки мероприятий и их практической реализации на основе выявления резервов совершенствования.

Курс построен в приведенной логической последовательности.

Первый раздел «Экономика» рассматривает ресурсы отрасли (основные фонды, оборотные фонды, кадры и др.); результат использования ресурсов (себестоимость продукции, издержки производства); эффективность производства в отрасли (производительность труда, прибыль, рентабельность производства); ценообразование. Также рассматривается оценка экономической эффективности внедрения и методика поиска резервов сокращения затрат на производство новой техники.

Второй раздел «Управление предприятием» изучает организационно-правовые формы предприятий, производственный процесс и его структуру. Раскрываются элементы организации, структура, функции менеджмента, методы и стили управления. Особое внимание уделено вопросам управления трудовым коллективом, разрешения конфликтов, а также вопросам принятия управленческих решений.

Каждая глава заканчивается контрольными вопросами, которые позволяют студенту оперативно проверить степень освоения прочитанного материала. Для более детальной проработки тех или иных вопросов дан список рекомендуемой литературы.

 

 

Глава 1

 

Глава 2

 

ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

Глава 3

 

Оборотный капитал

Глава 4

Организация оплаты труда

Заработная плата является формой вознаграждения за труд и личным доходом работника, этот доход должен соответствовать личному вкладу в деятельность предприятия. Доходы работника определяются номинальной и реальной заработной платой.

Номинальная - полученная за определённую выполненную работу.

Реальная - показывает, какое количество предметов потребления и услуг может приобрести человек за получаемую номинальную заработную плату.

Основным источником выплат заработной платы является фонд заработной платы (ФЗП), средства которого формируются за счет себестоимости выпускаемой продукции. ФЗП включает: оплату за отработанное время, оплату за неотработанное время, единовременные поощрительные выплаты.

В основе организации оплаты труда работников любого предприятия лежат тарифная система, формы и системы оплаты труда.

Тарифная система - совокупность нормативов, при помощи которых осуществляется дифференциация и регулирование уровня оплаты труда различных групп и категорий работников в зависимости от сложности труда и его условий. Она состоит из следующих основных элементов:

Тарифная сетка - это совокупность тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.

Тарифный коэффициент - отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда.

Тарифная ставка - размер заработной платы за единицу времени (час, день, месяц). Тарифные ставки устанавливаются в зависимости от тяжести и интенсивности труда. За базу для определения тарифных ставок принимается минимальный уровень оплаты труда, устанавливаемый государством. Чтобы получить тарифные ставки других разрядов, тарифную ставку первого разряда умножают на соответствующий тарифный коэффициент. Размеры тарифных ставок могут устанавливаться в виде фиксированных величин или в виде «вилок», определяющих минимальное и максимальное значение.

Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) - нормативный документ, который предназначен для тарификации и присвоения разрядов рабочим. Представляет собой сборник тарифно-квалификационных характеристик для всех профессий рабочих, сгруппированных в разделы по производствам и видам работ.

По ЕТКС работ и профессий рабочих большинство рабочих тарифицируется по 6-ти основным разрядам, иными словами, в ЕТКС предусмотрена 6-раз-рядная сетка с соотношением ставок крайних разрядов 1:2. В таблице 2 приведён пример 6-разрядной тарифной сетки с постоянным абсолютным и регрессивным относительным возрастанием тарифных коэффициентов.

Таблица 2

Тарифная сетка 6-разрядная

 

Тарифные разряды 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й
Тарифные коэффициенты 1,0 1,2 1,4 1,6 1,8 2,0
Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов, ед. - 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
Относительное возрастание тарифных коэффициентов, % -   16,7 14,3 12,5  

 

Оплата труда служащих производится на основе должностных окладов, размер которых дифференцируется как по отраслям, так и внутри отрасли в сочетании с премиями. Должностной оклад - размер заработной платы, устанавливаемый в соответствии с занимаемой должностью.

ЕТКС должностей служащих содержит должностные характеристики, характеризующие сложность труда и квалификацию работников (обязанности, функции, объем знаний, уровень общей и специальной подготовки, опыт). В справочник также включена единая номенклатура должностей служащих.

 

Глава 5

 

Себестоимость продукции

 

 

Глава 6

Понятие и функции цены

 

Цена - денежное выражение стоимости товара. При установлении цены предусматривается полное возмещение плановых затрат на производство и реализацию продукции и формирование чистого дохода. Факторы, влияющие на цену, можно классифицировать по двум направлениям:

· первичные и вторичные факторы;

· внутренние и внешние факторы.

Первичные факторы влияют на величину стоимости товара. Их характеризует динамика издержек производства и обращения (себестоимость продукции). Эта группа факторов включает:

· учёт цен на сырьё и материалы;

· уровень заработной платы;

· норму амортизационных отчислений;

· налоги;

· дифференциацию процентов по ссудам в банки и др.

Вторичные факторы вызывают отклонение цены от стоимости. Это учёт в цене потребительских свойств товара, степени конкурентоспособности и эффективности производства продукции. Кроме того, учитываются соотношение спроса и предложения, проводимая социальная политика и т.д.

Внутренние факторы связаны с составными частями цены: себестоимостью, налогами, прибылью, потребительской значимостью. Необходимо выбирать факторы, которые позволят снизить себестоимость, с одной стороны, и увеличить прибыль, с другой. Что касается налогов, то политика предприятия должна стремиться к тому, чтобы максимально использовать льготы, предоставляемые государством в законодательстве по налогам.

Внешние факторы не зависят от ценовой и хозяйственной политики, проводимой предприятием. Это объективные или субъективные процессы, протекающие в обществе.

Содержание цены и её экономическая природа проявляется через различные функции.

В учётной функции отражаются все общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства.

Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства,улучшения качества продукции и внедрения новых технологий. Цена стимулирует производителя выбирать наиболее экономичный способ производства.

Распределительная функция предусматривает учёт в цене НДС, акциза и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д. Таким образом, через цену происходит перераспределение доходов между участниками рыночной экономики (между отраслями промышленности, регионами и т.д.)

 

Виды цен

 

Оптовые цены предприятия - цены предприятий-изготовителей продукции, по которым они продают произведённую продукцию потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации и получая прибыль, которая позволит им продолжать и развивать свою деятельность.

 

Оптовая цена предприятия = Себестоимость + Прибыль

 

Оптовые (отпускные) цены промышленности - цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям.

 

Оптовая Издержки,

(отпускная) Оптовая прибыль

цена = цена + снабженческо- + Акциз + НДС

промышленности предприятия сбытовых

организаций

 

Важнейшим из косвенных налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на добавленную стоимость (НДС). Основная ставка НДС составляет 18 %, продовольственные товары первой необходимости (зерно, хлеб, крупы, молокопродукты и др.) облагаются по налоговой ставке 10 %.

Акцизы устанавливаются на высокорентабельные товары, пользующиеся постоянным спросом, но не являющиеся предметами первой необходимости.

Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по различным налоговым ставкам, в зависимости от вида товара (например: алкогольная продукция с объёмной долей этилового спирта свыше 25 % - 162 руб. за 1 л безводного этилового спирта, вина шампанские и игристые - 10,5 руб. за 1 л, пиво - 2,07 и 7,45 руб. за 1 л, дизельное топливо 1080 руб. за 1 т).

Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.

 

Оптовая Издержки,

(отпускная) прибыль

Розничная = цена + торговых + Акциз + НДС

цена промышленности организаций

Закупочные цены - это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами, населением. Обычно являются договорными ценами, устанавливаются по соглашению сторон.

 

Установление цены на товар

В экономике предприятия исходным принципом ценообразования является возмещение затрат на производство и реализацию продукции, услуг, работ и получение прибыли.

Последовательность разработки и расчёта цены:

1. Постановка задачи и целей по ценообразованию.

2. Определение характера спроса и предложения.

3. Оценка издержек производства.

4. Анализ цен конкурентов (необходимо обратить внимание на систему скидок).

5. Выбор метода ценообразования.

6. Установление окончательной цены.

1. При постановке задачи ценообразования следует исходить из положения о том, какую роль отводит предприятие цене в своей коммерческой работе. В практике существуют различные ценовые стратегии.

Стратегия высоких цен предусматривает первоначальную продажу по цене, которая значительно выше издержек производства, а затем следует понижение цены. Это относится к товарам-новинкам, защищённым патентами. Стратегия возможна в условиях высокого уровня текущего спроса.

Стратегия низких цен. Вначале устанавливается минимальная цена, чтобы привлечь максимально возможное число покупателей и завоевать рынок, при этом предприятие стремится к увеличению объёмов производства и снижению издержек.

Стратегия следования за лидером на рынке или в отрасли. Цена устанавливается исходя из цены, предлагаемой главным конкурентом либо ведущей фирмой отрасли.

Стратегия дифференцированных цен проявляется в установлении цен в сочетании со всевозможными скидками и надбавками к среднему уровню цен для различных рынков.

Стратегия льготных цен направлена на работу с покупателями, в которых заинтересована фирма.

Стратегия установления престижной цены основана на установлении высоких цен на изделия высокого качества, обладающие уникальными свойствами.

Могут быть использованы и другие стратегии.

2. Для выявления тенденций в развитии спроса и предложения на товар в зависимости от цены применяются графики спроса и предложения. Качественный и количественный анализ графиков позволяет определить, какова будет политика цен предприятия, а также политика по выходу на рынок с тем или иным товаром.

3. При оценке издержек производства необходимо исходить из их сравнения со среднеотраслевыми издержками (себестоимостью) на аналогичную продукцию. Величина издержек является нижним пределом установления уровня цены, продажа продукции ниже её уровня убыточна.

4. При анализе цен конкурента основное внимание должно быть обращено на систему скидок, которую он предлагает. В мировой практике используются различные виды скидок с цены:

· скидки при покупке за наличные;

· прогрессивные скидки за количество, объём покупки, серийность;

· товарообменный зачёт, или скидка за возврат старого; экспортная скидка при продаже товара на экспорт и т.д.

При назначении цены руководствуются следующими соображениями. Слишком низкая цена означает невозможность получения прибыли. Возможная цена:

· минимальная цена может быть установлена на уровне издержек;

· средняя цена устанавливается на основе цен товаров конкурентов;

· максимальная цена устанавливается, если товар имеет уникальные свойства и качества.

5. Выбирается один из основных методов ценообразования.

Расчёт цены по методу «средние издержки плюс прибыль»: определяется полная себестоимость единицы продукции, добавляется прибыль в процентах от полной себестоимости и получается цена продукции.

Расчёт цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли: в данном случае предприятие стремится к установлению такой цены, которая обеспечит ему желаемый объём прибыли. Метод основан на построении графика безубыточности. График позволяет определить точку безубыточности, в которой сумма выручки равна сумме издержек.

Установление цены на основе ощущаемой ценности товара: предприятие формирует в сознании потребителя представление о ценности товара, используя неценовые методы - предоставляет сервисное обслуживание, особые гарантии покупателям и т.д.

Ценообразование с ориентацией на спрос.

Ценообразование с ориентацией на конкуренцию, т.е. установление цены на уровне текущих цен.

6. После проведения всех расчётов устанавливается окончательная цена на производимый товар.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под ценой продукции? Назовите факторы, влияющие на установление цены.

2. Каковы основные функции цены?

3. Как формируется оптовая цена предприятия, отпускная цена предприятия, розничная цена?

4. Перечислите последовательность разработки и учёта цены.

5. Назовите и охарактеризуйте существующие ценовые стратегии.

6. На что необходимо обратить внимание при анализе цен конкурентов?

7. Какие методы ценообразования существуют?

 

 

Глава 7

 

Показатели эффективности

Показатели рентабельности

 

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Термин «рентабельность» ведет свое происхождение от слова рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин «рентабельность» в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.

Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются следующие показатели.

Рентабельность производства (величина прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов) определяется по формуле:

(28)

 

где Рпроизв - уровень рентабельности производства, %.

 

Рентабельность продукции (величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат) исчисляется по формуле:

 

(29)

 

где П - прибыль от производства и реализации продукции, руб.;

С - полная себестоимость реализованной продукции, руб.

Глава 8

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ (ФСА)

На этапе проектирования

 

 

Глава 9

 

Капитальное строительство

 

Капитальное строительство - отрасль материального производства, основная задача которой воспроизводство и обновление основных производственных фондов, ввод в действие производственных и непроизводственных объектов.

Капитальное строительство охватывает все стадии создания ОПФ, начиная от проектирования и кончая вводом их в действие.

Субъектами капитального строительства являются подрядчики и заказчики.

Заказчики:

· государственные - в лице министерств, ведомств, государственных предприятий;

· негосударственные - частные предприятия, физические лица.

Подрядчики (исполнители) - это специализированные строительные организации, государственные и негосударственные; отделы капитального строительства на предприятиях и др.

Формы капитального строительства бывают следующие:

Новое строительство включает строительство предприятий на новой промышленной площадке, строительство предприятий взамен ликвидированных на старой строительной площадке, строительство филиалов действующих предприятий.

Расширение д ействующих предприятий - это ввод в эксплуатацию вторых и последующих очередей данного предприятия.

Реконструкция действующего предприятия- это полное или частичное переустройство с обновлением физически изношенного и морально устаревшего оборудования. При реконструкции должны увеличиваться производственные мощности в результате внедрения достижений научно-технического прогресса, расширения номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, повышения её конкурентоспособности.

Техническое перевооружение действующего производства - частичное переоборудование на уровне отдельных участков и цехов предприятия.

Технические перевооружение проводится с целью увеличения действующих производственных мощностей, повышения конкурентоспособности производства и продукции.

Капитальное строительство включает следующие этапы работ:

· технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности строительства;

· инженерно-технические изыскания;

· разработку проекта;

· организацию строительной базы;

· подготовку строительной площадки, строительство временных сооружений;

· производство основных строительных и монтажных работ;

· пуск и ввод объекта в действие.

Структурой документа ТЭО предусматриваются следующие разделы:

· цели проекта, его ориентация, юридическое обеспечение;

· маркетинг (изучается возможность сбыта продукции, конкурентная среда, заполняется перспективная программа продаж, номенклатура продукции и т.д.);

· материальные затраты (определяется потребность в материальных ресурсах, условия поставок сырья и материалов и т.д., поставщики);

· место размещения объекта с учетом технологических, климатических, социальных и иных факторов;

· проектно-конструкторская часть (выбирается технология производства, спецификация оборудования, условия поставки основных средств и т.д.);

· организация управления и накладные расходы (определяются органы управления, сбыт и распределение продукции, сроки амортизации оборудования и т.п.);

· кадры (определяется потребность, обеспеченность, график работы, условия оплаты);

· график осуществления проекта (устанавливаются сроки строительства, монтажа, пуско-наладочных работ, период и схема функционирования объекта);

· коммерческая (финансовая и экономическая) оценка проекта.

Различают два способа ведения капитального строительства:

1) подрядный - метод ведения работ специализированными подрядными строительными и монтажными организациями, выполняющими работы для разных заказчиков по договорам подряда;

2) хозяйственный способ строительства - метод ведения работ собственными силами и средствами промышленного предприятия.

 

Контрольные вопросы:

1. Какова экономическая сущность инноваций? Назовите виды инноваций.

2. Каково содержание инновационного процесса?

3. В чем отличие инвестиций от капитальных вложений?

4. Назовите источники финансирования инвестиций.

5. В чем сущность понятий эффекта и эффективности?

6. Каким образом определяются приведенные затраты?

7. Каким образом определяется срок окупаемости, коэффициент сравнительной эффективности?

8. Каким образом определяется годовой экономический эффект от внедрения новой техники?

9. Назовите показатели экономической эффективности новой техники.

10. Назовите формы капитального строительства.

11. Каково содержание ТЭО капитального строительства?

Глава 10

Общие положения о предприятиях

Предприятие должно пройти государственную регистрацию в уполномоченном для этой цели органе: предприятие как юридическое лицо - в налоговой инспекции; индивидуальные предприниматели без образования юридического лица - в администрации по месту постоянного проживания.

При государственной регистрации должны быть представлены следующие документы:

· заявление учредителя;

· устав;

· договор о создании предприятия (учредительный договор);

· документ, подтверждающий оплату не менее 50 % уставного капитала;

· свидетельство об уплате пошлины (400 руб.).

В течение пятикалендарных дней с момента подачи документов налоговая инспекция принимает решение о регистрации, вносит предприятие в реестр юридических лиц и выдает заявителю свидетельство о регистрации.

Регистрация предприятия дает право получения в милиции разрешения на изготовление печати и штампаорганизации.

Предприятие (фирма) - это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности (производства продукции, выполнения работ, оказания услуг), которая осуществляется в целях получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Предприятие является юридическим лицом.

 

Признаки юридического лица:

- организационное единство (т.е. имеется определенная структура предприятия, закрепленная учредительными документами);

- обособленное имущество (т.е. имеет свой баланс и расчетный счет в банке, самостоятельно приобретает имущество, использует его, платит налог за имущество);

- имущественная ответственность (т.е. предприятие несет ответственность по своим обязательствам так, как предписывает закон);

- выступление в гражданском обороте (в суде, арбитраже и т.д.) от собственного имени, т.е. оно имеет свое наименование, печать, устав и т.д.

В случаях, установленных законом, оформляются лицензии (разрешение) на право осуществления отдельных видов деятельности.

Созданное предприятие может функционировать неограниченное время, за исключением тех случаев, когда предприятие создается для достижения конкретной цели и ликвидируется после ее достижения в срок, оговоренный в уставе.

Во всех других случаях прекращение деятельности происходит по добровольному согласию ее владельцев либо по решению судебных органов.

О ликвидации предприятия публикуется сообщение в органах печати. Кредиторам предоставляется срок для предъявления претензий.

При ликвидации соблюдается определенный порядок. В первую очередь удовлетворяются все претензии персонала по оплате за труд, затем обязательства предприятия перед налоговыми органами, имущественные и денежные претензии кредиторов.

Особый случай ликвидации представляет собой банкротство. Банкротом признается предприятие, неспособное удовлетворить имущественные и денежные претензии кредиторов. Ликвидация предприятия проводится по решению арбитражного суда. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный peecтp юридических лиц.

Во всем мире выделяют в отдельную категорию так называемые малые предприятия.

Критерии отнесения в России предприятий к малым:

1.Численность работающих должна составлять:

· в промышленности, строительстве и транспорте - не более 100 человек;

· сельском хозяйстве и научно-технической сфере - не более 60-ти человек;

· оптовой торговле - не более 50-ти человек;

· розничной торговле - не более 30-ти человек;

· остальных сферах - не более 50-ти человек.

2. Доля участия государства и государственных структур не должна превышать 25 % в уставном капитале.

3. Доля участия одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 % в уставном капитале.

Глава 11

 

Производственного процесса

Производственный процесс - это процесс, в результате которого исходное сырьё превращается в готовую продукцию.

Производственный процесс осуществляется путём воздействия человека на предмет труда (сырьё, материалы, полуфабрикаты) с помощью определённых средств труда (машины, инструменты, транспорт). Рациональное сочетание этих элементов - одна из основных задач организации производства.

Производственный процесс включает в себя:

1. Основные процессы, непосредственно связанные с производством готовой продукции.

2. Вспомогательные процессы, которые способствуют осуществлению основных процессов, создавая необходимые для этого условия.

3. Обслуживающие процессы, связанные с приёмом, хранением и перемещением сырья, материалов, тары и топлива при осуществлении основных и вспомогательных процессов.

Производственный процесс постоянно совершенствуется в соответствии с принципами его рациональной организации.

Принципы - это исходные положения, на основе которых осуществляется построение, функционирование и развитие производственного процесса.

Соблюдение принципов организации производственного процесса - одно из основополагающих условий эффективной деятельности предприятия. Основные принципы организации производственного процесса и их содержание приведены в таблице 5.

Таблица 5

 

Основные принципы организации производственного процесса

 

№ п/п Принципы Характеристика
  Пропорциональности Подразумевает пропорциональную производительность в единицу времени всех производственных подразделений предприятия (цехов, участков) и отдельных рабочих мест. Достигается применением

 

Окончание табл. 5

 

№ п/п Принципы Характеристика
    оборудования одинаковой производительности при выполнении производственных операций. В производственном процессе, построенном по принципу пропорциональности, все операции имеют одинаковые ритмы, равные ритму процесса
  Параллельности Требует одновременного выполнения технологического процесса на всех или некоторых его операциях. Принцип характеризует степень совмещения операций во времени. Виды сочетания операций: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное.
  Прямоточности Требует прямолин

Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.185 с.