Вопросники для собирательской работы. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Вопросники для собирательской работы.

2017-07-01 275
Вопросники для собирательской работы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фольклорная практика.

 

Пояснительная записка.

 

Фольклорная практика вместе с курсом лекций и практическими занятиями призвана способствовать более глубокому изучению устного народного творчества и, следовательно, подготовке учителей русского языка и литературы, обладающих обширными и глубокими знаниями в сфере народного искусства. Эта цель достигается в ходе как полевой, так и архивно-библиотечной работы, изучении дореволюционных публикаций, а также в процессе работы с библиографическими источниками.

Помимо учебных, фольклорная практика имеет научные цели, главная из которых – накопление материалов по фольклору разных культурных и административных ареалов Красноярского края. Пополняя научно-исследовательскую базу по устному народному творчеству, студенты делают первые самостоятельные наблюдения над бытованием фольклора на современном этапе, учатся вести собирательскую работу, систематизировать и классифицировать в жанровом отношении собранный материал, проводить сопоставительный анализ синхронно существующего фольклора разных местностей, прослеживать эволюционные процессы, разворачивающиеся во времени.

 

Поставленные цели реализуются в выполнении следующих задач:

- Сбор полевого материала по фольклору Красноярского края

- Первичная обработка, картографирование и систематизация материала

- Пополнение источниковедческой базы за счет дореволюционных собраний и публикаций

- Работа с библиографическими источниками

- Создание банка материалов, опубликованных в современных научных журналах

- работа по выявлению географического генезиса регионального фольклора

 

Формы проведения практики

 

1. Собирательская работа в районах края.

2. Собирательская работа в городе (детский фольклор, работа по опросникам с жителями, переехавшими из сельской местности).

3. Работа в библиотеках

а) изучение публикаций в редких и дореволюционных изданиях;

б) работа с библиографическими источниками.

4. Работа в архивах (ККА, архив ККМ, фольклорный архив кафедры)

а) выявление и разархивирование материалов по определенным темам и жанрам;

б) проверка состояния фольклорных материалов, картографирование, оформление материалов, прогон аудиозаписей, подготовка аудиоматериалов к переводу на электронные носители.

в) работа по сверке регионального материала с общерусскими источниками.

 

Экспедиционная работа по сбору фольклорных материалов предполагает несколько этапов:

u подготовку к практике в течение 2 семестра;

u проведение практики;

u оформление собранного материала и его картографирование;

u подведение итогов;

 

Главная цель подготовительного этапа – познакомить студентов с объемом, методикой и практикой собирательской работы, правилами оформления материалов, обеспечить их вопросниками по темам. Студенты, проходящие практику в городе, получают индивидуальные задания.

Итогом фольклорной практики должны быть сданные в архив кафедры материалы, отражающие результаты проделанной студентами работы.

Вместе с записями каждый участник практики сдает краткий отчет о своей работе, который содержит количественную и качественную характеристику собранных материалов либо отражает результаты архивных или библиографических разысканий. По итогам фольклорной практики выставляется зачет.

 

Данная рабочая программа отражает основное содержание работы практикантов по собиранию фольклорного материала. Она включает правила записи и оформления собранных материалов, некоторые вопросники по темам.

 

Правила записи и оформления собранных материалов

 

1. Все материала обязательно фиксируются на магнитные носители и затем дословно расшифровываются.

2. Каждое записанное произведение снабжается особым «шифром», отражающим номер пленки, сторону и порядковый номер записи.

3. Фольклорные жанры среднего объема(песни, былички, предания, причитания, и т.д.) записываются на отдельный листы, каждый из которых снабжается шифром и «паспортом» произведения.

4. Записи обрядов одной направленности(хозяйственные, свадебные, похоронные, календарные) записанные от одного информатора или одной группы оформляются в отдельную тетрадь, на первой странице которой записывается «паспорт» и шифр, а дальнейшие страницы нумеруются и снабжаются соответствующими шифрами.

5. Произведения малых жанров, записанные от одного информатора, могут быть оформлены на одном листе, сопровождаясь соответствующими шифрами.

 

6. «Паспорт» произведения включает следующие сведения об исполнителях и собирателях:

а) фамилия, имя, отчество;

б) год рождения;

в) место рождения;

г) если родилась в другой местности, то откуда и когда приехала в данное село, где еще проживала;

д) откуда приехали в Сибирь родители информатора и когда;

е) от кого исполнитель узнал произведение;

ж) в какой местности собиратель записал произведение (село, район, город, улица, номера дома и квартиры);

з) данные о собирателях;

 

Примерный объем собранного материала.

· записи календарных обрядов – от 2-3 информаторов;

· хозяйственные обряды – от 2-3 информаторов;

· свадебный обряд – от 2-3 информаторов;

· похоронный обряд - от 2-3 информаторов;

· сведения о вечерках и хороводах;

· былички или другие жанры несказочной прозы – 5-10 штук;

· песни необрядовые 15-30;

· обрядовые песни – 2- 30;

· детский фольклор:

ü дразнилки 5-10

ü считалки 5-10

ü страшилки 5-10

ü игры 5-10

ü загадки 3-10

ü отговорки 5-10

 

Предлагаемые ниже вопросники не всегда могут непосредственно адресоваться информаторам. Исполнители и знатоки фольклора не знают научной классификации и принятых в фольклористике жанровых определений. Поэтому вопросы нужно задавать в такой форме, чтобы они были понятны исполнителям и, кроме того, подсказывали им детали содержания, сферу бытования фольклорного произведения.

В ходе работы расположение вопросов может меняться, целые блоки выпускаться (в случае отсутствии группы обрядовых действий), а также у собирателя может возникнуть необходимость задать ряд новых вопросов. В том случае, когда в вопроснике дается целый блок вопросов, собиратель должен стремиться получить ответ на каждый из них, для чего следует задавать их поочередно, оставляя время исполнителю на вспоминание.

 

Формы и методы контроля

 

1. Проверка собранного материала в содержательном плане

2. Проверка оформления экспедиционных материалов.

3. Классификация материала и его архивирование.

4. Сопоставительная работа по анализу фольклора разных районов края.

5. Подготовка научных сообщений по результатам фольклорной практики.

 

 

Поэзия пестования.

1. Сохранились ли в селе приметы, связанные с беременностью, родами. Первыми днями жизни ребенка?

2. Какие вы знаете запреты, относящиеся к поведению, беременной женщины, роженицы, молодой матери?

3. Был ли обычай класть в колыбельку или кроватку ребенка меховые вещи, солому. Деньги? Что он означал?

4. Произносились ли над ребенком какие-либо приговоры, заговоры- благопожелания?

5. Какие обряды, поверья и запреты связаны с ногтями, волосами, молочными зубами младенца. Существовал ли запрет стричь волосики до года? Обстригать ногти? Стирать в воде, в которой купали ребенка?

6. Существовала ли в вашем селе вера в «сглаз», недобрых людей? Какие охранительные меры принимались против этого?

7. Какими магическими действиями и заговорами лечили детские болезни?

8. 8.Кто это делал раньше и в настоящее время?

9. Есть ли в Вашем репертуаре колыбельные песни? От кого Вы их узнали?

10. Применяли ли раньше пеленание младенцев? Зачем это делалось? Полезно ли пеленание? Какие упражнения делались при распеленании ребенка? Что при этом приговаривали или припевали?

11. Какими приговорами или песенками сопровождалось поднимание ребенка вверх, потягивание, купание,

12. Какими магическими действиями или приговорами сопровождалось вставание ребенка на ножки? Первые шаги? Был ли обычай «разрезать путы»?

13. Какие игры-забавы с маленьким ребенком существовали в вашей местности?

14. В каких играх взрослый прикасается к ручкам, ножкам, телу ребенка? Какими приговорами, припевами, песенками это сопровождалось?

15. В каком возрасте взрослые начинают играть с ребенком?

16. Когда заканчивают играть в такие игры, как «Сорока», «Ладушки», «Коза рогатая»? Известны ли Вам тексты или напевы этих и других детских игр?

17. Рассказывают ли в вашей семье сказки детям? Какие сказки Вы помните из своего детства?

 

Детский Фольклор

 

Масленица

 

56. Сколько дней отмечали праздник Масленицы в селах вашего района?

57. Существовали ли особые названия дней масленичной недели? Как они назывались?

58. Как назывался последний день Масленицы? Почему? Какие обрядовые действия соответствовали первому и последнему дням празднования?

59. Какие виды мучных изделий выпекались к празднику Масленицы? Если можно, запишите их рецепт.

60. Принято ли в Вашей местности выпекание блинов на Масленице? Из какой муки их выпекали? С какого дня масленичной недели полагалось печь блины?

61. Совершались ли какие- либо обрядовые действия с первым блином?

62. Кому отдавали первый блин? Не оставляли ли его для «родителей»? Не отдавали ли его скотине? Что при этом приговаривали? Совершались ли магические действия с последним блином?

63. Известны ли в Вашем селе такие изделия, как «орешки», «хворосты», «сочни», «маслены» или «масленки»? Что они собой представляли? Пекли ли их к другим праздникам?

64. Изготавливали ли в Вашем селе блюда из творога к масленице? Как они назывались? Когда следовало употреблять их в пищу: в первый день празднования? В любые дни? Почему?

65. Какие обряды на масленичной неделе обеспечивали плодородие и здоровье животных?

66. Какое место занимали рыбные блюда в масленичном меню Вашего села?

 

67. Устраивались ли в вашем селе горки для катания на Масленице? Кто их устраивал? Где устраивались масленичные горки, и сколько их было в Вашей местности? Катались ли вместе люди разных сословий и территорий?

68. Кто имел право кататься на горке? Как назывались приспособления для катания? Катались ли в Вашем селе на шкурах домашнего скота? Как жители объясняют этот обычай? Катались ли на донцах от прялок? Для чего?

69. Катались ли в Вашем селе «на долгий лен» или «на счастье»? Целовались ли молодые люди во время катания

70. Существовал ли обычай «обкатывать молодых» на Масленице? Заставляли ли их целоваться? Устраивали ли «кучу малу» с участием молодоженов?

71. Исполнялись ли на горках песни во время катания? Какие? Кто их исполнял?

72. Когда начиналось и заканчивалось катание с гор? Как поступали с масленичными горками в этом случае?

73. Существовало ли в вашей местности масленичное катание на лошадях? Как украшали лошадей? Кто это делал? Существовал ли обычай по-разному украшать лошадей юношам и девушкам? Как назывались приспособления для звона и украшения лошадей?

74. Кто принимал участие в масленичном катании на лошадях? Катались ли вместе юноши и девушки? С кем катались молодожены? Катались ли на конях ряженые?

75. Сопровождалось ли масленичное катание пением? Какие песни исполнялись в это время?

76. Какая форма катания была принята в Вашей местности? Существовали ли приметы и поверья, связанные с катанием на лошадях?

77. Какие предметы возили в санях участники катания? В какое время это происходило? Был ли обычай возить на санях печку, балаган, лодку, чучело? Как жители объясняют этот обычай?

78. Существовала ли традиция масленичного катания детей? Кто их катал? С какой целью? Что об этом говорилось? В какое время Масленицы это происходило?

79. В какой день масленичной недели молодожены посещали дом молодки? Как их называли и встречали? Кто приезжал вместе с молодыми? Пекли ли к приезду молодоженов особые блины? Какие действия с ними совершали?

80. В какой возрастной компании отмечали Масленицу молодожены? Где их усаживали? Существовали ли особые песни, наказы или приговоры адресуемые молодоженам на Масленице?

81. Существовал ли в вашей местности обычай одаривания молодоженов на Масленице? Должны ли были молодые или молодой супруг сами одаривать кого- либо?

82. Когда уезжали молодые домой? Устраивала ли молодая на Масленице обрядовое угощение в доме мужа? Кто на него приглашался? Как называлось такое гуляние?

83. Существовало ли в Вашей местности обрядовое порицание неженатых парней и девушек? Как оно проявлялось в фольклоре и обрядовых действиях? Было ли принято привязывать «колодку», палку к неженатым

парням или девушкам?

 

84. Как происходило обрядовое порицание неженатой молодежи? Какие песни при этом пелись?

85. Существовало ли в Вашей местности масленичное ряжение? Как наряжались жители, какие маски они надевали и что при этом делали? Участвовали ли ряженые в катании с гор, на лошадях, в «проводах Масленицы»?

 

86. Как происходили «проводы Масленицы» в Вашей местности? Составлялся ли при этом обрядовый поезд? Как он выглядел и из кого состоял? Возили ли в поезде чучело Масленицы?

87. Запишите, как выглядело масленичное чучело? Какие действия с ним совершались и какие фольклорные произведения исполнялись?

88. Кто сопровождал масленичное чучело? Как его называли? Как выглядел этот человек, каково было его поведение? Произносил ли он какие-то присловья, пел ли песни? Если да, то какие?

89. Возили ли в масленичной процессии живого человека? Как он выглядел, что на нем было надето, где он сидел или стоял? Как проходили обрядовые проводы в этом случае? Проходила ли процессия по всему селу? Как завершался обряд «проводов»(жгли костер, сжигали на нем одежду или костер отсутствовал)?

90. Был ли обычай имитировать во время «проводов Масленицы» различные работы, возить пищу, продукты или предметы быта в масленичном поезде? Для чего это делалось?

91. Как происходила обрядовая расправа над чучелом Масленицы (его жгли, топили, разрывали на части, закапывали в снег или сжигали)? Что при этом пели или говорили? Как жители объясняли эти обрядовые действия?

92. Жгли ли в вашей местности костры на Масленице? Из чего составлялся масленичный костер (дрова, старые вещи, солома)? Где зажигали костры? Сколько костров было в вашем селе одновременно? Что говорили о смысле этих костров? Пели ли при этом песни?

93. Катались ли по масленичным кострам на конях, прыгали ли через них? Для чего это делали и что при этом приговаривали?

94. Был ли в Вашей местности обычай устраивать на масленице кулачные бои? Где они происходили? Как давно существовала эта традиция? Как происходило масленичное сражение?

95. Устраивался ли в вашем селе или городе «снежный городок»? Как он выглядел? Украшался ли «городок» фигурами? Какими? Кто его устраивал и кто участвовал в штурме? Какое «вооружение» было у участников игры?

96. Какие действия сопутствовали «взятию городка»? Собирали ли деньги на «откуп», устраивали ли драматические представления, читали ли «указы»?

97. Как завершалось «взятие городка»? Устраивался ли пир для участников игры, кто в нем участвовал?

98. Устраивались ли в вашей местности конные состязание на Масленице? Кто в них участвовал? Какие награды полагались победителям?

99. Как происходило обрядовое прощание в Прощеное воскресенье? Какими словами и обрядовыми действиями оно сопровождалось?

 

100. С каким чувством жители провожали Масленицу и ожидали Великий пост?

101. Как назывался первый понедельник после Масленицы? Можно ли было в этот день доедать масленичную еду, опохмеляться? Полагалось ли мыться в бане, мыть дома после масленичного гулянья?

102. Что делали жители края с оставшейся масленичной едой?

 

Весенние обряды

103. Когда и как в Вашем селе закликали весну?

104. Пекли ли жаворонков в этот день? Как они выглядели? Из чего делали – зарисовать. Как они назывались? Как закликали жаворонков? Описать.

105. Когда был день сорока мучеников?

106. Пекли ли в этот день керки?

107. Как они выглядели? Что с ними потом делали? Записать рассказ подробно.

108. Жаворонки или керки называлось печенье в день сорока мучеников?

109. Как кликали весну в Вашем селе?

110. Какая была примета о 40 мучениках?

111. Когда было Благовещание?

112. Можно ли работать в этот день? Почему?

113. Какие были приметы на Благовещание? Какие пословицы?

114. Устраивали ли на Благовещание игрища? Вечерки?

115. Благовещание. Какие приметы погоды существовали в этот день? Какие пословицы? Можно ли в этот день работать?

116. Пекли ли у Вас в деревне «лесенки» в Благовещение? Зачем? Варили ли яйца?

117. Устраивали ли в Благовещение игрища?

118. Егорьев день. Праздновали ли? Знает ли информатор, когда были дни св. Марии? Св. Арины?

119. Что такое «канун»?

120. Были ли «кануны» в день Егория в Вашей деревне?

121. Выгоняли ли скотину в поле, лес на Егория?

122. Совершался ли в деревне на Егория вешнего (23 апреля по старому стилю) кокой-либо обряд, связанные

 

123. С весенним выгоном скота в поле? Как давно его перестали его совершать?

124. Совершался ли первый выгон скота именно в Егорьев день или же он мог совершаться раньше или позже – в зависимости от погоды?

125. Почему первый выгон приурочивали к Егорьеву дню? Считался ли Егорий покровителем скота, волков, вообще зверей?

126. Имел ли первый выгон скота в поле какое-нибудь особое название?

127. Что происходило накануне Егорьева дня (семейный или деревенский совет, выборы пастуха, осмотр хозяином своего скота в хлеву в полночь или в другое время и т. п.)?

128. В какое время суток на Егория выгоняли скот (до росы, до солнца, перед полуднем, после полудня и т. д.)? Почему именно в это время?

129. Выгоняла ли скот в поле каждая семья отдельно или же первый выгон совершался всей деревней? Кого в последнем случаи назначали пастухом и почему?

130. Обходил ли хозяин (или кто-нибудь другой) перед выгоном свой скот, собрав его вместе? Сколько раз? Где: во дворе, за воротами, в поле? Как? Что при этом произносили?

131. Во что одевались при этом хозяин и хозяйка?

132. Не перекликался ли перед выгоном весь скот по именам? Кем и каким образом? Зачем это делалось?

133. Не клал ли хозяин (или кто-нибудь другой) под порог хлева и под ворота какие-нибудь предметы (например, замок, яйца, нож, хлеб и т.д.)? Зачем? Что делали потом с этими предметами? Что случится, если какое-нибудь животное раздавит яйцо, через которое его перегоняют?

134. Не было ли принято при выпускании скотины за ворота бить или хлестать ее? Чем? Для чего это делалось? Кто это делал?

135. Не гнали ли скотину ветками вербы? Зачем? Имели ли эти ветки какое-нибудь особенное название?

136. Что потом делали с ветками вербы? Зачем?

137. Не кропили ли скотину перед выгоном в поле или в самом поле? Чем? Кто это делал? Для чего? Имело ли это действие особое название?

138. В какое место гнали скотину? Не было ли принято выгонять ее на озимые хлеба? Зачем?

139. Не брали ли хозяйки в поле угощенье? Кому оно предназначалось? Что именно из еды принято было брать с собой?

140. Устраивался ли в день первого выгона скота праздник в поле? Как он проводился? Кто мог в нем участвовать? Как назывался этот праздник? Какие песни исполнялись на нем?

141. Готовили ли в поле какую-нибудь еду? Какую именно? Если готовили какие-нибудь особенные блюда, то как они назывались?

142. Жгли ли в поле костер? Для чего?

143. Долго ли оставался скот в поле в день первого выгона? Совершались ли какие-нибудь обряды по возвращении скота домой?

144. Делались ли какие-нибудь обряды для того, чтобы скотина не отбивалась от стада? Били ли для этого особые заговоры?

145. Какие обряды совершались для того, что скотину не задрал волк? Были ли для этого особые заговоры?

146. Какие обряды совершались для того, чтобы отвести от скотины ведьм, лихих людей или нечистую силу? Были ли для этого особые заговоры?

147. Существовали ли какие-нибудь обряды для того, чтобы скотина хорошо плодилась? Различались ли эти обряды: для лошадей, для коров, для овец и т.д.? Были ли особые заговоры о приплоде скота?

148. Разрешалось ли в день первого выгона скота делать какие-нибудь другие работы по хозяйству? Если нет, то почему? Что, по рассказам стариков, могло случиться, если этот запрет нарушался?

149. Мог ли хозяин присоединить свой скот к общественному стаду, если он этого не сделал в Егорьев день?

150. Что приговаривали, выгоняя первый раз после зимы скотину в поле?

151. Какие приметы Вы знаете о Егорьем дне?

152. С какого дня начинали сев? Кто начинал? (старший в семье, ребенок) Молились ли перед севом? Мылись ли перед севом в бане?

153. Когда начинались летние гуляния молодежи? На улице, как они назывались? Игрища, маевки, полянки, хороводы?

154. Были ли маевки в Егорьев день? (Юрьев) На Николу Вешнего (9 мая)? В троицу?

155. Большим ли праздником считали Николу Вешнего? Был ли этот день съезжим праздником? В какое село ездили и из каких? Устраивали ли кунуны, маевки?

156. Когда заканчивали сев?

157. Когда высаживали капусту?

158. Холодным или теплым бывает май в Вашей местности?

159. Какие Вы знаете приметы про май, пословицы?

160. Когда начинался ледоход? Был ли обычай бросать в воду хлеб? Что при этом говорили? Зачем?

 

Купальские обряды

161. Как назывался день Ивана Купалы (купальный Иван, Великий Иван и т.д.)?

162. Был ли известен обычай коллективного возжигания костров? В какой праздник (день) это делали (на Купалу и т.д.)?

163. Один или несколько (сколько) костров зажигали в этот день (ночь)? Как назывались эти костры (купала, огнище, огонь и т.д.)? Где раскладывали костры (за селом, за селом на холме, на развилке дорог у села, над рекой, прудом)? Что готовили для сжигания: солому, хворост, стволы деревьев (каких?), веники, старый хлам, тряпьё, лапти, колеса, телеги, ульи и т.п.?

164. Какие виды деревьев нельзя было использовать для костра (например, липу или дерево, пораженное молнией), почему?

165. Откуда все это брали? Был ли обычай собирать старый хлам по дворам или «красть» его у соседей? Кто эти приготовления делал (парни, молодежь вообще, подростки, дети)? Когда (заранее, накануне)?

166. Укрепляли ли посередине собранной кучи высокую жердь или срубленное дерево с сучьями? Зачем? Вешали ли на жердь какой-нибудь предмет (колесо, ведёрко с колесной мазью, старую корзину, пук соломы, крапивы, венок и т.п.)? Зачем? Что с этим предметом делали; сбивали ли его в огонь? Чем сбивали?

167. Каков ритуал возжигания огня? Кто совершал возжигания? Когда? Что он при этом делал и говорил? Кто участвовал в возжигании костра? Только ли молодежь? Мальчики, пастухи?

168. Каким огнем разжигали костер (спичками, кресалом, трением)?

169. Делились ли участники на группы? По какому признаку? Избиралось ли главное лицо из участников обряда? Как его называли (Купала, купальный Ваня)? Кто мог и кто не мог им быть и почему?

170. Как одевались участники обряда? Украшались ли девушки зеленью, венками? Из каких цветов венок? Что потом делали с этими украшениями (сжигали в огне, топили в воде)?

171. Известен ли был обычай перед возжиганием (когда именно?) украшать дерево (растущее или срубленное), деревце (какое?) или ветку (какого дерева?). Кто это делал? Как называлось такое украшенное деревце? Чем его украшали? Зажигали ли на нем свечки? Сколько, какие, кто это делал?

172. Что делали с таким украшенным деревцем? Укрепляли ли его на жерди (шесте), насилии ли по селу или вокруг костра? Кто его нес? Разбирали ли его, т.е. снимали с него украшения? Кто это делал и когда? Что делали с этими украшениями?

173. Был ли обычай бросать «разобранное» деревце в огонь, в воду, разламывать его на части? Что делали с обломками дерева (брали себе участники, носили на огород)?

174. Был ли обычай втыкать вокруг костра березки? Вешали ли на них венки? Что потом делали с этими березками – топили ли в реке, когда?

175. Делали ли специально чучело ведьмы? Как его называли (купала, ведьма)? Из чего делали? Какого размера и формы? Во что одевали чучело? Был ли обычай одевать его невестой? Насаживали ли чучело на шест, носили ли по селу или водили за руки? Кто нес или вел ведьму? Что потом с ней делали? Раздевали ли ее и что делали с одеждой? Били ли ведьму палками; камнями, разрывали ли на части? Кто это делал, где и зачем? Бросали ли чучело в огонь, в воду? Что делали с жердью, на которой его несли?

176. Был ли обычай переодеваться ведьмой или надевать маску ведьмы? Кто исполнял роль ведьмы? Во что была одета ведьма? Что она делала? Били ли «ведьму» палками, тащили ли ее в огонь? Что делали с ее одеждой?

177. Подвешивали ли над огнем череп коня, коровы или другого животного? Где их брали? Как они назывались (кость, ведьма)? Кто их отыскивал и приносил, зачем? Кто и чем сбивал их в огонь? Должны ли были они сгореть дотла, и почему?

178. Что бросали в огонь, сжигали в огне? Бросали ли в огонь кости животных (каких?) и зачем? Бросали ли в огонь бороны, зубья от бороны, колеса и т.д.? Бросали ли в огонь венки, травы или цветы? Кто все это делал и зачем?

179. Что делали у горящего костра?

180. Как танцевали, какие песни пели, в какие игры играли?

181. Прыгали ли через огонь и что это значило? Кто это делал?

182. Вытаскивали ли из огня головешки, били ли ими об землю, бросали ли их по сторонам, гонялись ли с ними друг за другом? Как объясняли эти действия? Вынимали ли из костра горящие венки, лапти? Что с ними делали (бросались ли ими, бегали с ними друг за другом, несли на огород, на поле и т.д.)?

183. Известен ли обычай на Купалу зажигать факелы (сколько?) и носить их по селу или вокруг костра? Кто и как делал эти факелы, кто зажигало и носил? Что с ними делали потом (бросали ли в костер, втыкали ли их в поле, в огород)? Кто это делал и зачем?

184. Обливались ли водой у костра и что это значило? Был ли обычай умываться в купальскую ночь? Кто это делал и зачем?

185. Сопровождалось ли веселье у костра музыкой? Какой? Били в сковороду, о косу и т.п.?

186. Ели ли что-нибудь у костра? Какую еду? Кто ее готовил?

187. Как долго должен был гореть костер? Был ли обычай поддерживать огонь всю ночь?

188. Считали ли, что купальская ночь — время разгула нечистой силы?

189. В каком облике «появлялась» в купальскую ночь ведьма, в каких животных она обращалась?

 

Ильин-День. Жатва

 

190. Почему нельзя в этот день работать? (грех)

191. Какие Вы знаете приметы про Ильин день? (в поле работать)

192. Когда был I-й спас? Как его еще называли?

193. Какие приметы были на Ильин день?

194. Как начинали жатву? С какого дня? Что при этом говорили? Называли ли первый сноп именинным? Считалось ли, что первый сноп обладает целебной силой?

195. Как заканчивали жатву? Завивали ли бороду? Как это делали? (мужчины, женщины)

196. Бросали ли серпы за спину? Через голову? Что при этом кричали? Гадали ли по серпам о будущей жизни? Варили ли кашу? Как она называлась? Из чего варили «соломат»?

197. Как назывался последний пучок колосьев, который оставляли на поле?

198. Катались ли после жатвы по земле?

199. Когда начиналось в Приангарье «бабье лето»? (в сентябре)

200. Отмечался ли у вас праздник Рождества Богородицы?

201. Когда был день св. Михаила, св. Ивана Богослова?

 

Покров

202. Когда был этот праздник?

203. Был ли он храмовым, съезжим праздником?

204. Какие были приметы в этот день? Примечали ли погоду в этот день?

205. С какого дня уходили охотники в тайгу? (в декабре)

206. Рядились ли на Покров?

207. Когда начинались вечерки, игрища?

208. Когда был день Казанской Божьей Матери?

209. Устраивали ли кануны в этот день?

210. Был ли этот день съезжим?

211. Играли ли «девичьи свадьбы» в этот день? Зачем?

212. Рядились ли в этот праздник?

213. Белили ли в этот день или к этому дню избы?

214. Уводили ли с казанской скот?

215. Поминали ли умерших в Дмитриевскую субботу? Когда она была? Ходили ли на могилы? Пекли ли блины?

216. Когда были филипповки?

217. Ворожили ли на Филиппов день?

218. Устраивали ли вечерки или игрища с угощением?

219. Был ли праздник Веденье?

220. Устраивали в этот день игрища?

221. Как праздновали Николу Зимнего? Был ли он съезжим? Куда ездили?

222. Какой день назывался семиком? Что означает этот праздник?

 

 

ОБРЯДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ЦИКЛА

Пахота

1. Что делали при запахивании, чтобы был хороший урожай, чтобы град не побил посевов: брали с собой яйцо, хлебец, громничную свечу, закапывали в борозду кости от пасхального мяса и т. д.?

 

Сев

 

2. Что делали при засевании, чтобы был хороший уро­жай, чтобы град не побил посевов: клали в семена яйцо, брали с собой хлебец, громничную свечу; поручали засевание человеку с большой бородой или мальчику, засевали босиком или в исподнем белье?

3. Каким зерном засевали: зерном из рождественского снопа; зерном, которое разбрасывали по хате на Новый год; зерном из дожиночного венка, снопа, букета; зерном из двухколесного стебля и т. д.?

4. Ходили ли весной в жито и когда (на Юрия, на Купалу)? Что там делали: обедали (что ели и пили?); «качались» (кто?); гадали об урожае, пряча в жито пирог или хлеб; втыкали пру­тики вербы и т. п.?

 

Жатва

 

5. Что делали, чтобы при жатве не болели руки: обвя­зывали их обрывком тряпочки, которой были связаны ноги покой­ника; ниткой со свадебного каравая; ниткой, идущей назад, т.е. лишней в бёрде; красной шерстяной ниткой; колосьями, вырван­ными на том месте, где зажинали, и т. д.

6. Что делали, чтобы во время жатвы не болела спина: «кача­лись» или кувыркались по земле с приговором (каким?); опоясы­вались перевяслом (из колосьев, травы спорыш); затыкали что-либо за пояс (например, колосья, корешки колосьев, заячью капусту, веточку дуба); «топтали» спину, т.е. мяли ее один другому под матицей, и т.д.?

7. Что делали при работе в поле с остатками еды: высыпали или выливали на межу для птиц, мышей, муравьев (что при этом приговаривали?); приносили домой и отдавали детям, говоря, что это «от зайца»; отдавали скотине или курам; говорили, что надо доесть, иначе «куры сдохнут», и пр.?

8. 7. Что делали для того, чтобы мыши и птицы не ели хлеба: при свозке снопов сбрасывали с воза один сноп (что при этом приго­варивали?); клали в углу сарая, где хранится зерно, особый хле­бец; начинали складывать снопы в день, на который приходилось Благовещенье; обходили поле с «колом», которым бьют свиней, со «свяченым» платком и т.д.

«Борода»

 

9. Как назывались колосья, которые при оконча­нии жатвы оставляли в поле (коза, борода, перепелица, дожинки, квитка)? Сколько колосьев оставляли? Должны ли они были расти из одного зерна?

10. Что делали, оставляя «бороду»: связывали красной ниткой, надламывали, заплетали в косу, обкладывали горстями соломы или камнями; пропалывали, разрыхляли землю серпом; обливали водой; клали внутрь камень, хлеб, соль?

 

Кувыркание

 

11. Кувыркались ли пополю при окончании жатвы? Как играли при окончании жатвы: таскали друг друга за ноги, «качались», стоя спиной друг к другу, и т. д.?

12. Как называли или дразнили жнеца, который жал хуже дру­гих, последним (например, «на тебя коза мекает», «козел-борода», «старый», «на тебя вся старость падет»)?

13. Обвязывали ли хозяина поля перевяслом? Обставляли ли его снопами? Опишите этот обряд.

 

Освящение колосьев

 

14. Когда освящали колосья?

15. Какие именно: срезанные в начале жатвы, т. е. при зажине, или в конце жатвы, т. е. при дожине?

 

Дожиночный букет

 

16. Как называли колосья, которые освящали (борода, коза, хрестик, квитка, ветка, метелочка, дожинки)? Опишите, зарисуйте или сфотографируйте тот предмет, который из них делали: букет, сноп, крест, круглый венок, особое сооружение на трех ножках и т.п. Откуда брали колосья для такого букета: отрезали от «бороды» или вытягивали из снопа?

17. Что делали с освященными колосьями впоследствии: использовали при засеве (как именно?), отдавали скотине (когда?), отдавали курам, использовали для лечения людей и животных (как?)?

18. Как называется блюдо, которое готовили при зажине или на дожинках (когда именно?): пряжмо, кутья и т.д.? Что это: мясное (петух, свинина, баранина), яичница, жареные колосья, блины, пироги, хлебцы, каша (что с ней делали?)?

 

«Залом»

 

19. Как называлось спутанное, связанное, сломанное жито в поле, которое якобы причиняло вред хозяину поля (залом, завязка, завивка, кукла, кубло)? Как выглядел «залом»: скрученное, сломанное, связанное жито? Какой вред это могло причинить хозяину?

20. Как обезвредить «залом» (выдернуть осиновым колом, рукой, измазанной в свином навозе; закрестить серпом)? Что говорили при этом?

 

Спорынья

 

21. Как называются черные зерна во ржи (воловье жито, волчье жито, рожки, спор)? Чем объясняли их появление?

 

Жатвенные песни

22. Запишите песню о «бороде» типа «Ой, чья это борода?».

Скот

Обереги скота

 

23. Был ли обычай вывешивать в хлеву, на дворе, на дверях дома (где именно) убитую птицу (сороку, ворону, сову) или летучую мышь? Зачем это делали?

24. Какие предметы помещали в хлеву (клали, затыкали, подвешивали), в доме (где именно?): зеркало, камень, гвозди, крест из осиновых прутьев, серп, косу, крапиву, щепки от разбитого молнией дерева и т. д.? Для чего?

25. Что делали и в каких случаях (например, при отёле, на Юрия, на Купалу) с коровой, чтобы уберечь ее от порчи: привязывали к рогам мужской пояс, хозяйкин платок, кусок материй оторванный от подола ее рубахи; навешивали на рога решето, венок из купальских трав; вешали на шею ладанку; обсыпали освященным маком, кропили святой водой?

26. Каким образом и когда ведьмы отнимали у коров молоко: высасывали, обернувшись жабой, ужом и т. п.; собирали росу с чужих полей (как именно?) и т. д.?

27. Что делали, если у коровы убывало молоко: доили через обручальное кольцо, процеживали молоко через «цедилку» с иголками ставили подойник под звезды и месяц, клали в подойник черепаху; окуривали вымя, обмывали его проточной водой; кормили корову крошками из котомки нищего, поили водой, взятой из чужих колодцев?

28. Отчего корова начинала доиться кровью: оттого, что под брюхом ее пролетела ласточка, пробежала ласка; провели ножом по молоку или сметане и т.д.?

29. Как назывались специальные хлебцы, скармливаемые скотине? Как они выглядели? Как они пеклись? Когда (например, при первом выгоне скота)?

30. Какие предметы и для чего подкладывали под порог хлева при первом выгоне скота: замок, нож, косу, серп, нить, бёрдо, пояс, яйцо, хлеб (какой?) и т.п.?

31. Были ли особые праздники у пастухов и в какие дни (при первом выгоне скота и т. д.)? Какую еду готовили в этот день (например, яичницу), в какие игры играли?

32. Что делали, чтобы корова (лошадь) «погуляла»: кормили ее хлебом через изгородь, кормили из подола, кормили «поскребками» с хлебной лопаты; обтирали рубахой или штанами, гнали палкой, застрявшей в ветвях плодового дерева?

33. Какие действия совершались во время мора скота: обход села, опахивание села, тканье обыденного холста (рушника), перегон через проточную воду, огонь и пр?

 

Опахивание

 

34. Как совершался обряд опахивания и кто в нем участвовал (старухи, девушки, мужчины-близнецы)? Кого впрягали в соху (например, волов-близнецов)?

 

Обыденный холст

35. Как назывался холст (рушник), ткав­шийся по случаю мора, падежа скота, засухи, во


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.