У любого явления есть все четыре причины — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

У любого явления есть все четыре причины

2017-07-01 291
У любого явления есть все четыре причины 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Парменид, Зенон

v Парменид поддержал Пифагора в идее постоянного космоса.

v теория неподвижного бытия. Более точно, есть неподвижный мир, идеальный и совершенный

v критиковал диалектику: Одна голова у них говорит да, а вторая - нет. Учение Гераклита противоречиво, поэтому несерьёзно.

v Формулировка идеи суперрационализма(Если что-то доказано, то это есть на самом деле, а то что мы чувствуем, это только нам кажется.)

v Только разум может генерировать знание. Только разум достоин уважения.

v Парадокс о стреле: стрела в данный момент времени неподвижна. Поскольку всё время состоит из моментов, то [суммируя их], получаем, что стрела не движется. Но мы-то чувствуем что она движется. Значит, наши ощущения на самом деле нас подводят.

 

Эмпедокл (−483...−423 Думал, что после смерти станет богом. Когда понял, что умирает, бросился в вулкан, но вулкан выбросил его сандалию (боги не приняли его к себе).

  • Признавал все четыре элемента мироздания, считая что за их движением следят любовь и ненависть.
  • У Космоса есть личностное начало. Любви и ненависти придается космический характер
  • Эмпедокл предвосхитил теорию эволюции: природа породила руки, ноги, глаза и т. п. (Они летали по космосу, и потом стали соединяться в самые разные конфигурации. Плохие конфигурации отмерли, остались люди.)
  • скорость света больше скорости звука
  • идея о конечности скорости света.

Демокрит (смеющийся философ) первая материалистическая теория познания + субъективизм (про траву для осла)

 

  • Основатель теории атомизма. Все построено из мельчайших частиц - из атомов, бескачественных частиц, которые соединены крючками и тем самым образуют вещь. Они разделяются по форме, по
  • положению, по объему. Эта идея очень важна в диалектике (тем самым, он отвергал различные начала типа воды, огня и т. п.).
  • Душа состоит из атомов другого качества, легких и круглых, которые движутся быстрее других атомов. Со смертью человека эти атомы уходят из его тела, поэтому душа тоже смертна
  • все смертно. В мире есть только атомы и пустота. Все остальное - домыслы людей.
  • детерминация, введение причины. Не просто атомы, а атомы, подчиненные причин-
  • но-следственной связи. Космос Демокрита причинно-следственен. Если что то произошло, то этому причиной атомы, значит, с ними что-то случилось. Случайностей нет, все обусловлено причиной.
  • наше познание есть просто ощущение того, что создают атомы.

 

 

2. Сократовский поворот в философии

 

Сократ (−470...−399).

(Ты ничего не знаешь, но сделай хоть это)

 

Сократ был замечателен убедительностью своих речей.

Казнили.

демонстрировал презрение к сложившимся ценностям(ходил в тряпье)

  • Сократ был диалектиком. Он считал что в мире господствуют противоположности, и они движут миром. Огонь_вода, теплое_мягкое и т. д.
  • Перешел к субъективной диалектике. Для него было главным познанием мира.
  • Субъективная диалектика: опровергаем чужие мнения и так развиваемся. Это игра мнений. Это и движет нас к истине, с помощью борьбы и противопоставления мнений.
  • .Я знаю, что ничего не знаю. Сократ считал что мы очень мало знаем, даже ничего не знаем о мире.
  • Он внёс скептицизм.
  • идея: познай самого себя, противостоит прежней философии (ведь фактически вся предыдущая философия предлагала познавать мир).
  • Сократ повернул философию от познания природы к познанию самого себя. Это называется сократовский поворот в философскому знанию. Ты ничего не знаешь, но сделай хоть это

3. Философия Платона (онтология, теория познания, учение о государстве)

Платон (−427...−347) (пифагорейец) был одним из самых знаменитых учеников Сократа. Платон это псевдоним. Он занимался борьбой, у него была очень широкая спина (plato).

презирал демократию(после казни Сократа)

Нельзя допускать безнравственных к управлению государством. Люди должны что-то понимать.

писал стихи,был лирическим поэтом.

Метафизика _ это высшее подразделение бытия. В основе всего бытия лежат идеи. Платон не

отрицал огня, воды, земли и воздуха как четырёх стихий. Но в основе их лежит идея.

Девиз по Платону: будь здоровым, не надо никого преследовать, никому завидовать, никого убивать.

Главное место в платоновской философии занимает человек

 

Главное понятие Платона - это понятие идеи (эйдос (идея) _ греч.).

лошадь имеет отклонения от идеи лошади. Лошадей много, но все они несовершенны. Лошадность. _ это идея лошади. Любая вещь - это несовершенное отражение идеи. Вещи реальны настолько, насколько они причастны к Идеям. Число идей у него было ограничено.

Космология:

  • мир создан Богом. Существует Бог-ремесленник. Этот Бог создал мир.
  • Есть тонкое вещество (хора), не вещь, но некая податливая субстанция, из кот. можно сделать все.
  • Бог имеет материал, и имеет математические идеи. Бог строил подлинный мир, мир идей, в соответствии с принципами математики. Какие это идеи? Идея правильных многогранников.
  • Огонь, вода, воздух, земля построены с помощью многогранников. Но их-то пять, а элементов только 4. Поэтому Платон добавил пятый элемент- квинтэссенцию, в которой находится всё мироздание. Таким образом у нас пять многогранников и пять телесных сущностей.

Познание:

  • мировая душа: Сами вещи не обладают жизненной силой. Есть мировая душа, которая заставляет их двигаться.
  • В разуме человека содержится все. Если человек хорошо подумает, он может ответить на любой вопрос. Душа может выявлять образы, которые она уже видела, пребывая в мире идей, около богов.
  • Познание по Платону – воспоминание.

 

Идея государства:

Сначала устройство, потом люди. Большинство людей - продукт господствующий системы. Система уничтожает людей, которые под нее не подходят.

 

  • на три сословия: правители, войны-стражники, ремесленники.
  • Правители учатся очень долго, до 35 лет. В частности, они учатся математике.
  • К 50 годам они могут занять высшие государственные должности.
  • Войны должны обучаться долго (воспитание мужественности). Для воинов необходима цензура.
  • чем выше класс, тем выше требования.
  • Для высших классов отменялась частная собственность.
  • запрещены свободные браки. Дети общие, семья устарела. Совет должен решать(.кому с кем)
  • Свободы полной нет.

пять типов государства:

  • Аристократия. Власть лучших. Интеллектуалов. Философов. Идеальное государство. Аристократия весьма неустойчива. Появляется некая трещина в душе аристократа, когда он желает быть известным.
  • Тимократия. Правят люди интеллектуальные, умные, но не равнодушные к славе. Это уже испорченное государство. Соревнование между аристократами за право быть первым.
  • Олигархия. Власть богатых. Один становится богатее другого. Этому соревнованию нет конца. Все богатство сосредоточено на одной половине. Но рано или поздно толпа уничтожает государство, и появляется разгул толпы, которую Платон называет демократией.
  • Демократия. Во время демократии законов нет. Всё абсолютно ложно, побеждает тот, кто громче кричит. Проходимцы побеждают. В демократии нет порядка. Народ нуждается в нем. И приходит человек, который говорит, что он наведет порядок. Какой порядок бы за ним ни был, это уже называется тирания.
  • Тирания. Господствует всеобъемлющий страх.

 

 

4. Философия Аристотеля (онтология, теория познания, учение о государстве)

Аристотель создал практически на пустом месте начала логики: Создал аксиоматическую систему, выделил силлогизмы, разрабатывал модальную логику.

.

Кроме того, фактически Аристотель был основателем естественных наук. Есть наука о началах и причинах - это метафизика. Есть философия. Но должна быть еще наука о движении. Он назвал её физикой.

-патриархат.

-первый историк философии.

Фалес: наивно пытается свести сущность вещей к видимому

Гераклит нарушал логику.

Демокрит, по его мнению, ошибался, утверждая, что все тела образуются через сцепления атомов, он не

объяснил нам, какова причина движения (учение Демокрита недостаточно глубокое).

Пифагорейцы Числа, по мнению Аристотеля, ни что иное как отвлечение от вещей. Человеческий ум, рассматривая вещи, разлагает их, рассматривает отдельно то, что отдельно не существует.

По Аристотелю, т.к. вещи первичны, то числа не могут быть причиной вещей.

Платон: понятие идеи не очень обосновано

 

разработал теорию форм. Есть две сущности, важные в философском смысле. Существует материя-пассивное начало то, из чего все состоит, некоторый предельный субстрат (субстанция), и формы

у каждой вещи имеется своя форма (Разум - форма души, душа - форма тела.)

 

Бог - форма всех форм. Всё идет от Бога. Он структуризатор пассивной материи

 

Теория четырёх причин: формальная, материальная, движущая и целевая причины.

Пример: строительство дома. Он не может быть построен без причин. Формальная причина - это план строительства. Материалы - вторая причина. Движущая причина - это люди, которые его делают. Целевая причина - то, ради чего дом строится.

 

Аристипп Киренский

v Каждое живое существо избегает зла, стремится к удовольствию -» цель жизни - это блаженство -» чем больше в жизни удобств, тем лучше прожил человек жизнь.

v Страсти даны нам богами, а потому принижать их нельзя-» ограничивать свою жизнь рамками противоречило истинной природе человека.

v Нужно дружить с врагами, потому что они видят ваши недостатки.

v Не нужно чуждаться богатства, но и не нужно быть рабом богатства.

v Человек должен помимо страстей обладать разумом. И это единственная цель жизни.

 

Жить прекрасно, жить блаженно, жить не ограничивая себя, но жить разумно!

 

Антисфен и киники

Прямой противоположностью киренаиков были киники (от слова кинос - собака). За городом стоял храм

Белой Собаки. И киники основали там школу. Их учителем был Антисфен.

 

Цель: пересмотреть все ценности общества, образ жизни афинян.

v нужно возвратиться к природе

v Человек должен презирать богатство, не должен стыдиться бедности.

v Человек бедный должен постоянно упражняться в том, чтобы остаться свободным. Ничего не имея, человек может стать подчиненный.

v необходимо быть свободным.

v Человек должен быть выносливым, тренировать тело и душу.

 

 

Диоген Синопский

Так как Диоген не был гражданином, то он должен был прибывать в бедности, ходить по городам, и в этом обнаружилась суть кинизма. Он отождествил бедность и возрождение. Я никогда не видал, что бедные становятся тиранами, говорил он. Богатство развращает. Все должны быть бедными.

Он увидел, что мальчик пьёт воду рукой, и выбросил свою кружку.

По легенде, как-то раз к Диогену (который жил в бочке) подошел Александр Македонский и спросил:

чего ты хочешь? А Диоген ответил: хочу, чтобы ты не загораживал мне солнце.

В стремлении избавиться от стыда, Диоген доходил до крайностей, расхаживая голым по городам. А еще

Диоген говорил что не будет ничего писать, прямо как Сократ. Поэтому Платон говорит, что Диоген - это

взбесившийся Сократ.

Эпикур и эпикурейство

берет учение Демокрита. Есть причинно-следственная связь, нет случайности.

Мир состоит из атомов, движ. с одинаковой скоростью (Демокрит утверждал, что скорости различны).

вводится феномен случ. отклонени я, для обоснования существования тела при паралл. движении атомов.

атомы движутся вниз по прямой линии - это естественное движение тела.

 

v Разум не может ни прибавить, не отнять у нас чувств.

v Разум _ надстройка над чувствами.

v Реальность дана нам в виде системы ощущений.

v что человеческий разум мыслит скачками (заложена некоторая случайность).

v Сформулировал понятие интуиции. Интуиция - это бросок разума - как от набора фактов перейти к идее?

v Человек должен стремится к наслаждению, но человек здесь должен разумно себя ограничивать.

v Никому не надо завидовать, никуда не надо стремиться. Проживи незаметно.

Состояние равновесия духа - цель человеческой жизни.

 

Пиррон и Корнеяд (школа скептиков)

Пиррон:

v Не только чувства ненадежны, но и разум: философы ничего так достоверно и не поняли.

v Лучше всегда отвечать.не знаю. Из незнания следует бесстрастность и уверенность, как из знания у стоиков.

v Я знаю что я ничего не знаю. И не могу знать.

v Полное бесстрастие - вот цель мудреца.

Корнеяд:

v Нет никаких доказательств, ибо все доказываемое основывается на недоказанном.

v В мире слишком много зла. Нет никакого различия между истинностью и ложностью.

v Ввел понятие вероятности.Все только вероятно. Есть вещи с большой вероятностью, есть с маленькой.

v Истинного, окончательного знания для Пиррона и Корнеяда нет. Истинная логика

v невозможна.

6. Римский стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)

Сенека:. “корень зла не в вещах, а в душе”

основатель “новой Стои” или позднего стоицизма. Он был воспитателем Нерона и был умерщвлен по его же приказу.

философия - средство утроения человека в мире.

философия делится на этику, логику и физику. В его философии доминирует интерес к этике.

 

v Знание!= мудрость, знание необходимо для достижения мудрости.

v Материя - косная. Она приводится в движение разумом, который отождествлялся им с причиной.

v душа телесна и бессмертна.

v перед судьбой все люди равны. Истинный мудрец должен подчиняться и покорно переносить все невзгоды, с презрением относиться к бренному человеческому существованию.

v Условием покорности судьбе выступает познание Бога (Боги добры)

v природа без Бога невозможна. Бог - сила, придающая всему целесообразность.

v Он призывал не к изменению условий жизни, а к исправлению его духа.

v жить надо, стремясь приносить пользу ближнему, проповедовал непротивление злу, всепрощение.

v богатство все же предпочтительнее бедности, так как оно дает возможность служить людям. (мудрому не стоит бояться богатства, ведь он не позволит ему себя подчинить.

v Наделение людей богатством - испытание.

v Каждый принявший благодеяние должен принести благодетелю пользу.

v собственность - средство для творения благодеяний.

 

Эпиктет “Терпи и воздерживайся”

В учении бывшего раба Эпиктета (ок. 50 — 138 гг. н. э.)

v Учил как человеку жить в безжалостном, суровом обществе, как сохранить порядочность, не стать сутягой, вымогателем.

v Не во власти человека изменить ход вещей. Во власти людей находятся только их мнения, желания и стремления.

v Надо стремиться на основе знания правильно сделать выбор линии поведения.

v Не вызывай зависти невежд, не роскошествуй, будь разборчив в выборе друзей.

v непротивление злу, восславляет бедность, воздержание, терпение, смирение

v надо сузить свои потребности и довольствоваться только теми благами, которые человек в состоянии добыть себе сам.

v подлинное богатство — это мудрость.

v Он рекомендовал людям быть бережливыми, но не предаваться алчности.

v Равенство между людьми проблематично, т.к. результаты трудовой деятельности людей не.

v люди не желающие быть рабами, не должны терпеть рабства вокруг себя и обращать других в рабство. Он призывает господ к кротости. Ибо насилие порождает насилие. Право рабов защищаться он считает неотъемлемым правом, свойственным всем живым существам.

Марк Аврелий

Римский стоик император Марк Аврелий (121 — 180)

v Советует пренебрегать плотью

v Главное богатство — это жизнь и люди равны в обладании этим богатством.

v Идея о быстротечности жизни, зависящей от непостижимой судьбы.

v Мало вероятно, что будущее принесет исполнение желаний.

v При следовании к целям не следует пользоваться дурными средствами.

v Учил не заниматься сбором сведений об успехах других, не участвовать в интригах, а спешить своим путем, путем созидания.

v Рекомендовал полюбить скромное дело и в нем найти успокоение.

v Владение собственностью — это иллюзия, так как все, чем бы ни владел человек, может быть отнято.

v Взаимное стремление людей служить друг другу - долг людей и основа благополучия общества.

Стоицизм привлекателен для тех, кто озабочен не столько тем, как сохранить богатство, сколько тем, как бы сохранить жизнь. Стоик не станет бравировать богатством и бедностью. Если придется быть бедным, он мужественно будет переносить гнет бедности. Если же даровано судьбой богатство, то и в богатстве стоик будет жить как бедняк, терпеливо неся бремя богатства и умеренно пользуясь его благами.

Стоическое отношение к богатству в Древнем Риме диктовалось утратой уверенности в том, что его можно сохранить. Стремление аморальных людей поправить свои пошатнувшиеся дела за счет грабежа ближнего было широко распространено. Быть богатым становится опасно, так как богатство трудно скрыть. Не случайно поэтому родоначальник позднего стоицизма Сенека, будучи ближайшим сподвижником Нерона и богатейшим человеком своего времени, проповедовал бедность, обличал богатство и расточительность.

7. Патристика (Юстин, Тертуллиан, Ориген, Августин Аврелий)

Юстин (+110...+160 ).

v догадался соединить античную философию с зарождающейся теологией.

v душа, исполнившая свой долг, получит воздаяние, а иначе её ждёт наказание.

v душа бессмертна не сама по себе, а от Бога

v Душа способна деградировать, и именно деградация души и ведёт к злу. Бог справедлив, а зло идёт от человека.

Юстин был казнен(отказался приносить жертвоприношения).

Юстин - первый философ, который стал христианином, и для защиты христианства он пытался использовать достижения античной философии.

мир создан Богом из ничего, материя тоже была создана Богом, или очень много противоречий.

Тертуллиан

Квинт Тертуллиан жил в Риме и был одним из апологетов христианства

v Мы верим в то, что абсурдно.

v Божий сын мёртв, но восстал из гроба.

v против внедрения философии в религию. Кто верит, тому не надо философских изысков.

v Материя не нуждается в Боге, поэтому материя первична, значит неправильно считать, что Бог создал материю.

Ориген (+185...+254). Он был похож на Филона. Его отец был казнён как христианин. Ориген откоммен-

тировал Ветхий Завет. Знал много языков.

Библию можно читать трояко:

  • можно взять материальную часть (буквально),
  • можно прочитать душевно
  • можно прочесть духовно(истинный взор)

 

  • вера должна предшествовать знанию.
  • математики тоже должны быть фанатиками. И тогда они что-то сделают. Так вот это и имел в виду Ориген, говоря, что без веры истина не может быть познана.
  • То, что делает человека острым, философия и диалектика.
  • Философия - основание теологии.
  • ничего не сказано о том, свободен ли человек, когда рождается ангел и т. п. Там где не сказано, там надо
  • осторожно исследовать.
  • многие выводы были отвергнуты соборами как ересь.

1. Он говорит, что Бог создал много миров. Он же всемогущ, так что почему бы и не?...

2. Все души могут быть прощены, а христианство говорит, что есть непрощённые грехи.

3. Троица (БО, БС, БДС). Все они единосущны, но не одинаковы.

Августин Аврелий, aka Августин Блаженный (354... 430).

Высшей точки соединение философии и теологии достигло во взглядах Августина Аврелия.

Августин - самый большой мыслитель времен патристики. По сути, на нем патристика и заканчивается.

Основные положения теории Августина:

  • бог - существо непостижимое, трансцендентное, нематериальное, находящееся вне мира, невообразимое и не раскрываемое понятие.
  • Функции бога: творец мира, мировой разум, утешитель всех страждущих, спаситель мира.
  • идея непрерывного творения, чего раньше не было (после того как он сотворил мир он его постоянно поддерживает)
  • Все в мире создается причинами (большинство вещей). Но бог может вмешаться в любой ход событий. В мире возможно чудо.
  • Бог создал мир вместе со временем. Бог находится в вечности, для него время не существует. До акта творения времени не было. А значит вопрос, что было до, абсурден.
  • Чувственность не оказывает влияния на познание. Человек познает разумом. Это – греческий суперрационализм.
  • За основу берется Платон. Познание по Платону есть припоминание. А вот по Августину, припоминание переходит в откровение, соединение с высшим существом, Богом. Не каждый индивид может вспомнить, а только тот, кто правильно живет
  • Человек должен стремиться к мудрости, но не к знанию.

теория Зла: берется из теории стоиков. Ничто не совершается без воли бога, тогда почему в мире столько зла?

  • Зло Метафизическое: Человек умирает - для его близких это великое горе, но с точки зрения мира это неизбежно -» может быть оправдано с точки зрения мира в целом -» благо.
  • Моральный источник зла: бог создал человека и дал ему свободу. Человек подобен богу по уму и по обладанию свободой. Человек столь же свободен, как бог. Свобода как испытание (потакание своим низменным желаниям)
  • Третий источник зла: (первородных грех) В этом виноваты лично товарищи Адам и Ева, но поскольку это были порождающие человечества -» страдают все. Это физический грех.

Но зло не так сильно как добро.

Религия должна давать надежду. Августиновская

философия связана с идеей прогресса. Есть детство человечества, отрочество, юность, зрелость, старость. А

после пришествия Христа начался седьмой период, который закончится вторым пришествием.

8. Схоластика (Ансельм, П.Абеляр)

Ансельм Кентерберийский (1033 − 1109). Глава английской церкви.

Ансельм эмпирически доказывает существование бога:

v Мир состоит из случайностей, но все существует из необходимости, иначе бы оно исчезло. Эта случайность есть бог.

v Бог идеален и обладает всеми идеальными свойствами, в том числе и свойством бытия, то есть существует.

онтологическое доказательство существования бог: Пусть глупец скажет, что бога нет. Он, тем не менее, думает, что это нечто совершенное. Но совершенное обладает всеми атрибутами (всемогущество). В том числе и бытиём. А когда глупец говорит, что его нет, он отрицает тем самым его бытиё, и тем самым противоречит самому себе.

 

Пьер Абеляр (1079 − 1142) ( крайняя форма рационализма - понимать, во что верим)

Замечал, что разные представители церкви говорят разные вещи, и это может привести к расколу. Впервые поставил проблему исторического и смыслового анализа Библии.

опираться нужно только на священное писание.

Бог дал человеку ум, позорно верить в то, чего не понимаешь.

Абеляр написал книгу Да и Нет. Это 150 тезисов, противоречий в трактованиях.Чему же будет верить паства, если мы говорим и да, и нет? Это была серьёзная критика богословия.

Новая трактовка троицы:

• бог-отец - полное могущество

• бог-сын – мудрость

• бог-дух - благодать.

Грех - бунт тела против души, происходит из нашей низменной сути. Главный грех - говорить и думать разные вещи. Люди не грешны сами по себе по своей природе. Адам передал не грех, а кару за него

Отошел и то реализма, и от номинализма, придя к концептуализму: есть и конкретные вещи, и

общие понятия, а не либо одно, либо другое.

Нарушение закона по незнанию нельзя вменять в вину.

Свободной воли достаточно, чтобы сотворить благо.

По поступкам только нельзя судить человека, если не знать его мотивов

 

9. Парижские аверроисты. Ф.Аквинский и новое философское обоснование теологии.

Фома Аквинский (1225 − 1274). Хотел учиться на богослова. Братья были против, пытались совратить его куртизанками, год заточали под замком, но ничего не вышло.

Фома Аквинский строит новый подход к религии, говорит, что познание природы тоже необходимо, но не только познание души и бога. «По следам бога мы увидим его сущность»

Три вида познания:

• ум (вся сфера духовных способностей)

• интеллект (способность умственного познания)

• разум (способность к рассуждению)

О душе: она бессмертна, нематериальна, но достигает своей полноты только с единении с телом и потому телесность важна.

Человек промежуточен между тварями и ангелами, высшее существо среди телесных.

Бывают откровения разума и откровения божественные. Благодаря гармонии мира они никогда не вступят в противоречие.

Форма не единственная причина вещи, потому что иначе вещи не были бы различимы. Значит, есть еще причина в виде внутренней сущности и природной уникальности.

Сформулировал пять доказательств существования бога:

v Кинетическое: Все, что движется, чем-то когда-то было приведено в движение. Значит, есть цепь, которая в итоге может привести только к богу.

v производящая причина: У всего есть причина. Аналогично существует в цепи максимум.

v необходимость и случайность: Все вещи могут обладать потенциальным или реальным бытием, и именно бог меняет статус.

v От степеней совершенства: У всех вещей есть своя степень совершенства. Максимальная степень - это бог.

v от божественного: есть целесообразность деятельности -» существует существо, задающее эти цели.

Все, что касается природы, можно доказать. Нельзя доказать триединство, божественное сотворение мира.

Но по следам бога мы видим его сущность. Ввел ограничения на рассуждения в религии.

10. Начало Новой философии. Бекон и Декарт.

Френсис Бэкон (1549 − 1626) ( эмпирик, обращался на опыт)

Не нужно учиться по книгам: есть природа.

Истина -дочь времени, а не авторитета.

опыт + эксперимент = абсолютная истина

Бэкон предлагает не изучать книги древних, подвергает критике Аристотеля. Истина и полезность суть одно и то же. Когда что-то не сопоставлено с практикой, надо рассеять. Так вот, надо заменить логику Аристотеля новой логикой.

Аристотель от опыта идет сразу к высшим принципам, понимая ими мир. Не нужно воспарять

так сразу. Физику Аристотель хотел выводить из опыта, а Бэкон из эксперимента.

Джордж Беркли.

Изучал математику, философию и греческий язык, преподавал греческую литературу.

Написал книгу «Критика человеческого знания». Очень религиозный и даже фанатичный человек.

Посмотрел на философию с точки зрения веры. Поставил под сомнение материализм.

Как мы отличаем бодрствование от сна? Почему мы можем считать, что то, что мы считаем окружающим миром, есть?

Мах

попытка разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классической физики. Представлениям об абсолютном пространстве, времени, движении, силе и т. п. Мах противопоставил релятивистское понимание этих категорий, которые, по Маху, субъективны по своему происхождению. мир - «комплекс ощущений», соответственно задача науки — лишь описывать эти «ощущения».

Эйнштейн: научные теории, как и научные понятия, не могут возникнуть в отрыве от действительности, что они - результаты переработки информации о внешнем мире, данной нам через ощущения. «Теоретические идеи, - подчеркивал он, -...не возникают отдельно от опыта и независимо от него; их также нельзя вывести из опыта чисто логическим путем. Их возникновение есть творческий акт. Коль скоро теоретическая идея возникла, ее следует строго придерживаться до тех пор, пока она не приведет к противоречию»

23. Понятие истины. Критерии истины. Практика как критерий истины. Марксизм и прагматизм.

Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря,

это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении

абсолютная истина ­ полное, исчерпывающее знание о действительности в целом

Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, его уточнение

по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются

новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями

критерии — средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения

● Декартькритерием истинных знаний считал их ясность и отчетливость.

● Л. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных

● локк ­ опыт

● общезначимость ­ признание многими людьми

● прагматизм:то что полезно и выгодно ­ истина

● практика

v если у человека имеется система знаний, претендующая на описание объективного

мира, то он может узнать о ее соответствии своему предмету, изучая лишь свойства

самой системы. Необходим выход за пределы некой системы знаний.

v Кант: "всеобщий материальный критерий истинности невозможен", ибо "знание,

истинное в отношении одного объекта, может быть ложным в отношении другого"

v марксизм: Не только природа, но и общество поддаются познанию. Задача не только познание, но и изменение

v нельзя практикой доказать истинность или ложность научных теорий о происхождении жизни и

человека на Земле

24. Место философии в развитии научного знания. Примеры из истории математики.

Философия представляет собой специфическую область знания, которую нельзя

безоговорочно отнести ни группе общественных, ни к группе естественных наук.

Предметом философии является всеобщее, поэтому она в равной степени исследует эти

области действительности и играет большую роль в развитии как естественных, так и

общественных наук.

Философия нуждается в союзе с естествознанием, поскольку развитие философии

немыслимо без использования и обобщения его достижений, теоретическое

естествознание не может успешно развиваться без философских выводов и обобщений.

История науки показывает, что чем крупнее естествоиспытатель, чем весомее его

личный вклад в науку как теоретика, тем больше его интерес к философским проблемам.

А. Эйнштейн ''наука без теории познания становится примитивной и пустой ''.

● дифференциация наук ­ около 15 тыс дисциплин

● интеграция, взаимодействие научных знаний, напр астрофизика, геохимия,

биофизика

● новые понятия на основе переосмысления базовых, философский анализ

● Философия расширяет кругозор ученого, позволяет ему с более широких позиций

взглянуть на изучаемый им объект, выяснить его место среди других объектов.

Нередко знание истории способствует и прогрессу конкретных математических

дисциплин; например, древняя китайская задача (теорема) об остатках сформировала

целый раздел теории чисел.

 

25. Логика развития общества по Марксу.

● основа общества — материальное производство, источник всех процессов в обществе и определяет общественное сознание

● Исторический процесс - последовательная и закономерная смена общественно­экономических формаций, обусловленная ростом и

совершенствованием способа производства

Общество развивается эволюционно из­за постепенного развития производительных сил,

и революционно с помощью социальных революций, обусловленных борьбой за

установление новых производственных отношений.

Бытие общества (базис) формирует его сознание (надстройку).

Базис Способ производства — сочетание производительных сил (трудящихся людей и

средства производства) и производственных отношений.Основа и первопричина всех

процессов, происходящих в обществе. По своей роли в производстве выделяются два

противоположных класса — трудящиеся­производители (эксплуатируемый класс) и

собственники средств производства (эксплуатирующий класс).

Надстройка ­ совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а

также нравственных, эстетических,философских воззрений в нем, служащих в классовом

обществе господствующему классу для контроля над эксплуатируемым классом с

помощью идеологии выгодной самому господствующему классу. Надстройка ­ сознание

общества. Надстройка вторична, зависима от базиса, но обладает относительной

самостоятельностью и может в своём развитии как соответствовать базису, так и

опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или тормозя развитие

общества.

Первобытно­общинный строй (первобытный коммунизм: нем. Urkommunismus).

Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия

примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта.

Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в

общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность —

только коллективная.

Азиатский способ производства

На поздних этапах существования первобытного

общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт.

Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением.

Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением.

Этот класс постепенно обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и

материальные блага, что привело к появлению частной собственности,

имущественного неравенства и обусловило переход к рабовладению.

Управленческий аппарат же приобретал все более сложный характер, постепенно

трансформируясь в государство. Существование азиатского способа

производства как отдельной формации не является общепризнанным и являлось

темой дискуссий на всем протяжении существования истмата; в работах Маркса и

Энгельса он также упоминается не везде.

Рабовладение (нем. Sklavenhaltergesellschaft). Существует частная собственность

на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный

классрабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у

рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но

не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют

производство и присваивают результаты труда рабов. Основным механизмом,

побуждающим к труду является насильственное принуждение, страх физической

расправы рабовладельца над рабом.

● Феодализм (нем. Feudalismus). В обществе выделяются классы феодалов —

собственников земли — и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в

личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное)

ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное

общество характеризуется монархич


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.