Эксперимент – метод, который позволяет создать специальные условия для выявления тех или иных сторон личности ребенка. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эксперимент – метод, который позволяет создать специальные условия для выявления тех или иных сторон личности ребенка.

2017-07-01 309
Эксперимент – метод, который позволяет создать специальные условия для выявления тех или иных сторон личности ребенка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ продуктов деятельности – метод, основанный на количественно - качественном анализе документальных и материальных источников. Позволяющий изучить продукты человеческой деятельности (письма, фотографии, кинозаписи, творческие работы, материалы СМИ, и т.д.)

 

Некоторые диагностические методы

 

ЕЖЕДНЕВНАЯ А Н К Е Т А

 

1. Удачное дело.

2. Неудачное дело.

3. Хочу сказать спасибо …..

4. Мое настроение…..................

5. Хочу, чтобы завтра ….............

 

 

ВХОДНАЯ АНКЕТА

 

Мальчишки и девчонки!

 

Мы рады Вас приветствовать сегодня! И у нас

Ответьте на вопросы: мы очень просим Вас.

 

 

1. Фамилия, имя

2. Дата рождения

3. Школа, класс

4. Домашний адрес, телефон

5. Сведения о родителях (Ф.И.О., место работы)

Мама ____________________________________________________________________________

Папа ____________________________________________________________________________

 

6. Я приехал (а) в лагерь, чтобы ______________________________________________

7. Я люблю, когда __________________________________________________________

8. Я не люблю, когда _______________________________________________________

9. Мое увлечение ___________________________________________________________

10. Я могу научить __________________________________________________________

11. Я хочу научиться ________________________________________________________

12. Мои пожелания на смену _________________________________________________

 

Спасибо!

Твои вожатые

 

 

ИТОГОВАЯ АНКЕТА

 

Дорогой друг!

 

Что ты о смене можешь сказать?

Нам бы хотелось очень узнать!

 

1. Какие мероприятия в лагере запомнились тебе больше всего? ……………………………..

Почему? …………………………………………………………………………………………

2. Какие лагерные мероприятия тебе не понравились? ……………………………………….

Почему? …………………………………………………………………………………………

3. В каких делах ты не принял участие, хотя хотел? ……………………………………………

4. Если бы ты ещё раз приехал в наш лагерь, чтобы ты хотел изменить? ………………..…..

5. Чему новому ты научился в нашем лагере? Кто помог тебе в этом? ……………………….

6. С кем из взрослых тебе было легче всего общаться? ………….……………………………

7. Приобрел ли ты друзей в лагере? ……………………………………………………………

8. Хотел бы ты с кем-нибудь продолжать общаться после лагеря …..………………………

9. Чтобы ты хотел рассказать друзьям о лагере? ………………………………………………

10. Хочешь ли ты сказать «Спасибо»? Кому и за что? …………………………………………

11. Продолжи предложение «Мои впечатления от лагеря - ……………………………………

12. Если ты хочешь, то можешь подписать анкету ………………………………………………

 

Спасибо! Ждем тебя в нашем лагере!

Твои вожатые.

СОЦИОМЕТРИЯ

Социометрия – метод исследования межличностных отношений (формальных и неформальных, эмоциональных и деловых) в малых группах, коллективах, организациях.

В середине лагерной смены, когда ребята уже достаточно узнали друг друга, сложились определённые группы, выявились лидеры, можно использовать метод социометрии для определения межличностных отношений. Вы предлагаете ребятам вопросы, отвечая на которые, они могут использовать не более трёх фамилий членов коллектива, например:

 

 

1. Кого бы вы пригласили на свой день рождения?

2. С кем бы вы пошли дежурить по территории, в столовой?

3. С кем бы вы хотели жить в одной комнате?

Для обработки результатов строится следующая таблица:

Фамилия          
1. Петров            
2. Иванов            
3. Сидоров            
4. Славин            
             
25. Кирюхин            

 

В графах напротив своих фамилий отмечают номер тех, кого выбрали, и ставят 1, если выбор пал один раз, 2 – выбор пал два раза, 3 – выбор пал три раза. Затем результаты каждого заносятся в таблицу. Например, Петров выбрал 2 раза Иванова, 1 раз Сидорова, 3 раза Славина и 3 раза Кирюхина. В то же время Петров был выбран 2 раза Ивановым, 1 раз Сидоровым, не выбран ни разу Славиным и 3 раза был выбран Кирюхиным.

После того, как все результаты перенесены в таблицу, надо определить статус каждого, сложив все числа в каждой колонке по горизонтали. С помощью этих результатов можно построить социограмму «мишень». Для этого чертятся четыре концентрические окружности, они называются зонами.

1 зона – зона «звёзд» (максимальная сумма баллов)

2 зона – зона «предпочтения» (статус выше среднего)

3 зона – зона «принебрегаемых» (статус ниже среднего)

4 зона – зона «изолированных»

Примечание: в ходе исследования вожатый должен быть внимательным и осторожным, не выносить результаты на обсуждение, т.к. ребята, оказавшиеся в зоне «изолированных» могут подвергаться насмешкам со стороны других ребят. Полученные результаты должны стать источником размышления для вожатого, началом пересмотра своего отношения к некоторым ребятам в отряде.

Ответ на 3 вопрос не должен ограничиваться половыми рамками. Девочка может написать фамилию мальчика, а мальчик – фамилию девочки. Вожатый может предложить и свои вопросы. Вопросы должны быть значимыми для детей.

 

 


СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ

 

Система стимулирования (поощрений и наказаний) - это особый инструмент, поддерживающий мотивацию ребенка к достижению определенных успехов в деятельности. В данной системе выделяют 2 вида стимулов: внешние и внутренние.

К внешним стимулам относятся

1. Нематериальные (хорошо, если существует особый ритуал признания вклада ребенка в общее дело):

Ø Похвала индивидуальная и публичная

Ø выражение одобрения, положительная оценка в присутствии сверстников и родителей

Ø благодарность устная и письменная

Ø аплодисменты

Ø привилегии (например, встречать гостей, поднимать флаг, разжигать костер и т.д.)

Ø книга рекордов, стенды достижений, личные и коллективные рейтинги

Ø присвоение звания (в соответствии с установленными в программе ступенями личностного роста)

Ø вручение какой-либо отличительной символики

Ø поздравление на «огоньке», в отрядном уголке, по радио, и т.д.

 

или же наоборот,

Ø замечания,

Ø предупреждения, ведущие к ограничениям и запретам

 

2. Материальные:

Ø Вручение вымпелов, кубков, лент за победы

Ø Награждение знаками, значками, установленными в лагере как особые виды поощрения

Ø Вручение грамот, дипломов

Ø Призы (сладкие и памятные)

Ø условная валюта (если на смене реализуется экономическая игра)

Ø бонусы

К внутренним стимулам относятся интерес, самопознание и саморазвитие, преодоление комплексов и страхов, самонаказание и самопоощрение др.

 

Вожатый до начала смены должен продумать систему стимулирования детей в отряде, соответственно, и в лагере может существовать общая система стимулирования.

 

Наказание – это наставление провинившемуся, оценка отрицательного поведения, меры сдерживания поступков, действий, качеств, мешающих людям нормально жить и общаться друг с другом.

В лагере приемлемы следующие виды наказания:

Ø временная смена дружеской позиции в общении на официальную или нейтральную

Ø обсуждение на «огоньке» поступка ребенка (но не его личности)

Ø разговор с ребенком о его поступке, поведении

Ø штраф (игровой валютой)

 

Наказание тогда значимо, эффективно, когда:

Ø поддержано большинством членов коллектива

Ø не унижает человеческого достоинства, не озлобляет и не оскорбляет человека

Ø не несет физического характера

Ø когда оно соразмерно поступку и понятно ребенку

Ø когда оно исчерпывает конфликт, а не порождает новый

 

 


СИСТЕМА САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Самоуправление – это возможность детей решать дела, касающиеся управления внутренней жизнью своего коллектива в соответствии с законами и правилами, принятыми всеми. Дети приезжают в лагерь, зная, что здесь им придется быть более самостоятельными, чем дома. И эта самостоятельность заключается не только в самообслуживающем труде, но и в выборе в способности самим принимать различные решения, и так же самим отвечать за свои поступки, самим оценивать результаты своих и чужих действий, самим придумывать и планировать деятельность своего коллектива.

Детское самоуправление – это демократическая форма организации жизнедеятельности детского коллектива, предполагающая развитие самостоятельности детей в принятии и реализации общественно-значимой цели, цели жизни отряда и лагеря.

Самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения созданной проблемы. Именно принятие решения является решающим для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, отрядная рефлексия позволяют подвести детей к новой цели совместной деятельности, при этом на каждом из следующих этапов они становятся более самостоятельными в определении цели, реализуемой впоследствии детским коллективом.

 

Особое значение для развития самоуправления в детском лагере имеет взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления.

Такая взаимосвязь может осуществляться через:

- поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;

- взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

- совместную работу вожатского и детского коллективов;

- взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;

- информирование ребят обо всех проблемах, стоящих и возникающих в процессе подготовки, реализации деятельности.

 

Педагогические принципы самоуправления

Принцип творческого взаимоценного сотрудничества (во всех видах деятельности коллектива на равных участвуют и дети и взрослые)

Принцип разнообразия ролей и положений (существует многообразие ролей в деятельности лагеря)

Принцип демократической справедливости

Принцип партнерства (условие равенства всех и каждого, добровольности участия в самоуправленческой деятельности)

Принцип открытого взаимодействия (согласованность деятельность по достижению совместных целей в совместной деятельности)

Принцип очередности (дети и взрослые договариваются, что различные дела, поручения, важные обязанности выполняют все ребята по очереди (например, дежурство, ведение линейки, проведение дискотеки, выпуск газеты, и т.д.0

 

Необходимые условия для эффективной работы органов самоуправления

1. Признание педагогическим коллективом прав и обязанностей всех детских органов и сфер самоуправления в лагере.

2. Наличие принятого детьми и взрослыми документа, в котором заложены права и обязанности детей в сфере лагерного самоуправления

3. Существующие традиции самоуправления организационного и методического характера

4. Сложившаяся практика помощи, поддержки и уважения взрослыми всех аспектов самоуправления, реального доверия к детям

5. Соотношение и взаимосвязь ступеней самоуправления: содружество, сотрудничество, сотворчество

Представим на схеме модель развития самоуправления в детском коллективе. Смысл такого развития в цикличности этого процесса.

Эта цикличность отражена в модели развития самоуправления, изображённой на схеме.

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена сфера детских интересов, там самоуправление развивается быстрее.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.