Алгоритм составления программы смены — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Алгоритм составления программы смены

2017-07-01 490
Алгоритм составления программы смены 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Этапы программы Педагогическая деятельность
Цели и задачи · Создание условий ……. · Ознакомление …….. · Развитие …………. · Оздоровление ……… · Формирование ……….. · Овладение навыками ………. · Создание системы ………….. · ……………………………..
Содержание / направления деятельности · Досуговое · Познавательное · Спортивное · Трудовое · Экологическое · Художественно – эстетическое · Военно-патриотическое · …………………
Механизм реализации / средства · Режим · Самоуправление · Игра · Труд · Стимулы · Кружки и секции · Традиции и ритуалы · Самообслуживание · Стиль отношений · Педагогический отряд · Пример · Диагностика · Анализ и рефлексия · Материально – техническая база · Природные условия · ………………….
Результат     · Повышение самооценки · Приобретение знаний, умений, навыков · Изменение отношений · Появление традиций · Изменение ценностей ориентаций · Благоприятный психологический климат · Изменение статуса · …………………………..
Последействие · Корректировка целей и задач · Постановка новых задач · Анализ, рефлексия · Отбор средств и выбор стратегии · …………………………………………..

СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ

 

ЕДИНСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ

 

Все сотрудники лагеря должны помнить и осознавать, что в лагере нет чужих детей, все дети – общие, все дети – наши. И у руководства лагеря, и у вожатых и воспитателей одинаковые цели: обеспечить детям полноценный отдых, чтобы все дети вернулись домой живыми и здоровыми, хорошо отдохнувшими, набравшимися сил и энергии к следующему учебному году, получив массу новых положительных впечатлений. В условиях рынка появляется дополнительная цель – чтобы в следующем году ребенок захотел приехать именно в этот лагерь.

Цели одинаковые, соответственно и требования к детям должны быть одинаковые. В первую очередь, это требования, касающиеся безопасности пребывания детей в лагере, их жизни и здоровья. Например, если один вожатый запрещает детям курить на территории, то и другой должен также придерживаться этого.

Желательно, еще до начала лагерной смены собрать весь коллектив лагеря и обговорить основные требования и правила поведения в лагере. И, если педагоги, стараясь создать доброжелательную атмосферу в лагере, улыбаются и говорят ласковые слова ребенку, а повар или медсестра может ему нагрубить, то у ребенка все равно испортиться настроение. Поэтому важно согласовывать свои действия и свои позиции со всеми членами коллектива. Тогда в лагере ребенку будет хорошо и комфортно.

Советы вожатому:

Ø Заранее обговорить с напарником свои взгляды и требования на поведение детей в отряде

Ø Никогда не говорить о своем напарнике, о своем начальнике, или о других членах коллектива плохо, а также не спорить и не делать им замечаний в присутствии детей

 


ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ И ОТРЯДА

 

Законы регулируют жизнь лагерного коллектива, регулируют взаимоотношения между людьми, помогают в решении конфликтных ситуаций, помогают сформировать у детей чувство ответственности за свои поступки

Лучше, если эти законы выработают сами ребята. Ведь то, что они сами разработали, они затем лучше будут принимать и выполнять. Затем ребят можно попросить поставить подписи под этими законами, для того, документально подтвердить их согласие с законами.

Не важно, сколько законов будет у вас в лагере и в отряде – самое главное, чтобы они были действительно необходимыми и выполнялись всеми, не только детьми, но и взрослыми.

Для того чтобы законы запомнились, можно предложит ребятам представить их в творческой форме, например, так ….

 

Закон Варианты стихотворного объяснения закона
ЗАКОН ТЕРРИТОРИИ v Знай, за границу ход закрыт! И содержи в порядке быт! v Если кто-нибудь решит Посмотреть, как ежик спит, Он в лесочек убежит, То такой закон гласит – Нарушитель будет тот, Кто с территории уйдет!!!
ЗАКОН МОРЯ v По морю гуляет большая волна. Для жизни опасна, бывает она! v Море бывает добрым и злым! Не выходи с ним один на один!!!
ЗАКОН ЗДОРОВЬЯ v Запомни – пить, курить нельзя! Со здоровьем мы друзья!
ЗАКОН ТВОРЧЕСТВА v Этот закон ясен должен быть всем. Каждое дело творчески! Иначе – зачем? v Делу любому – задора, веселья, Желания искусства и точности, Будешь работать тогда без сомненья Ты по закону творчества.
ЗАКОН ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ v Не будет конфликтов и ругани грязной, А будут улыбки, сюрпризы, проказы.
ЗАКОН ЗЕЛЕНИ v Прекрасен лагеря зеленый наряд. Ты ветки не трогай, цветам будь как брат.
ЗАКОН ВРЕМЕНИ или ЗАКОН «ноль – ноль» v Будем время мы беречь – Будет больше разных встреч. v Закон должны мы выполнять, Нельзя друзей заставить ждать! v Время дорого у нас, Берегите каждый час! v Скоро дело начинать, А ребята не идут. Сколько раз нам повторять – Семеро одного не ждут!
ЗАКОН ПРАВОЙ РУКИ v У нас в отряде закон един, Слушают все, когда говорит один. v В толпе вдруг руку поднял кто-то, Захотел сказать он что-то, Сразу стихли разговоры И закончились все споры.
ЗАКОН ДРУЖБЫ v Всем, кто в лагере помнить нужно: наш закон, товарищи – дружба.
ЗАКОН СВОБОДНОГО МИКРОФОНА v Камней в идею бросать не смей. Камень бросишь – не будет идей.
ЗАКОН БЛОКНОТА И РУЧКИ v Чтоб ничего не забывать – Заведи себе тетрадь. На сборе всем она нужна. Копилка опыта она.
ЗАКОН СКРЕЩЕННЫХ РУК v Довольно об этом, сказано не раз. Время дороже запутанных фраз.
ЗАКОН ПЕСНИ v Жить в лагере без песни невозможно, мы к музыке относимся серьезно.
ЗАКОН ДЕЛА v Не согласен – возражай, Возражаешь – предлагай, Предлагаешь – делай, Борись за дело смело.
ЗАКОН ЗАКОНОВ v Законы все здесь выполняют, Никогда не нарушают! v Если слово вожатого ни во что не ставишь, Даст билет тебе домой старший твой товарищ.

 

 

Или так ….

Ø Если выходишь за территорию лагеря без взрослых – не забудь свой чемодан!

Ø После команды «отбой» наступает темное время суток!

Ø Любая мебель – историческая реликвия

Ø Не раскачивай сильно корпус, дабы не обрушится на голову начальника

Ø Встал утром – приведи в порядок тело, место жительства и мысли

Ø ………………………………………………

 

РЕЖИМ ДНЯ

 

Важной частью оздоровительной системы лагеря является режим дня. Режим дня должен быть разным для разных возрастных категорий детей. У младшей возрастной категории должен быть более ранний отбой. Режим дня может также варьироваться в зависимости от погодных условий. Вряд ли есть смысл проводить утреннюю зарядку под проливным дождем. Также в июне – июле, когда световой день максимален, допускается и более позднее укладывание детей.

 

При построении распорядка дня следует исходить из следующих основных посылок:

v Максимальное пребывание детей на свежем воздухе и использование естественных факторов природы, занятий физической культурой и спортом;

v Достаточная продолжительность сна, оптимальное чередование нагрузок, труда и отдыха;

v Рациональная организация общественно полезной деятельности и самообслуживания детей.

В основе организации распорядка дня и всей лагерной смены должно быть правильное сочетание разнообразных видов деятельности с учетом возрастно-половых особенностей детского организма, состояния здоровья и функциональных возможностей практически здоровых детей.


Примерный распорядок дня

Элементы распорядка дня Для детей 6-9 лет Для детей 10-15 лет Варианты стихотворного объяснения режима
Подъем и уборка постелей 7.30 - 7.40 7.30 - 7.40 Рано солнышко встает – Спать ребятам не дает.
Утренняя гимнастика 7.40-8.00 7.40-8.00 Чтобы быть весь день в порядке, Нужно сделать нам зарядку.
Водные процедуры 8.00 - 8.20 8.00 - 8.20 Умываться, одеваться, на линейку собираться.
Утренняя линейка 8.20 - 8.30 8.20 - 8.30 Горн зовет, пора-пора На линейку, детвора!
Завтрак 8.30 - 9.00 8.30 - 9.00 v Каша, чай, кусочек сыра – Вкусно, сыто и красиво! v Что ты ходишь такой грустный? Ждешь в столовой завтрак вкусный?
Уборка территории и комнат     Надо в порядок все привести, В палате убрать и пол подмести.
Работа отрядов, кружков, участие в трудовых делах в лагере 9.00 - 10.40 9.00 - 10.40 Лишь заслышим зов игры, Быстро на улицу выбежим мы.
Оздоровительные гигиенические процедуры (воздушные и солнечные ванны, душ, купание, обучение плаванию) 10.40 - 12.00 10.40 - 12.30 Ждет нас здесь много забав интересных, Соревнований, прогулок чудесных.
Свободное время или отрядная работа 12.00 – 13.00 12.30 - 13.00 Лучше отряда нет места на свете! Знают вожатые! Знают все дети! И, если ты час посвятишь отряду, Будут все веселы, будут все рады.
Обед 13.00 - 14.00 13.00 - 14.00 Нас столовая зовет, Суп отличный и компот.
Послеобеденный дневной отдых 14.00 - 16.00 14.00 - 16.00 К нам приходит тишина. Отдыхает детвора.
Полдник 16.00-16.30 16.00-16.30 Вот уже в который раз повара встречают нас.
Занятия в кружках, спортивных секциях, 16.30 - 18.30 16.30 - 18.30 Кто-то любит танцевать, Кто-то петь и рисовать. Только бездельники час этот маются, А все ребята в кружке занимаются.
Подготовка к общелагерным или отрядным мероприятиям 18.30 - 19.00 18.30 - 19.00 Если не поленимся сейчас, Будет вечер лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: Пой, танцуй, рисуй и клей.
Ужин 19.00 - 20.00 19.00 - 20.00 Ужина время настало и вот – Отряд за отрядом к столовой идет.

 

Отрядные мероприятия, массовая работа, вечера 20.00 - 20.30. 20.00 - 21.30. Вечером фильм иль дискотека, Или какая другая потеха. Может быть конкурс, а может игра Станет сюрпризом для вас, детвора.
Огонек ---- 21.30 - 21.45 На огоньке говорим обо всем, о самом сокровенном, Условие одно – всегда откровенно.
Вечерний туалет 20.30 - 21.00 21.45 - 22.00 Чтобы сон был сладок – сладок Приведи себя в порядок
Сон 21.00 22.00 За день мы устали очень, Скажем всем: «Спокойной ночи!»

Также можно зашифровать некоторые режимные моменты, например: ПЧМ – полтора часа молчания (тихий час); еще лучше, чтобы эти названия были в рамках реализуемой программы, например: «Перекресток» – общий сбор лагеря, или «утренняя, дневная и вечерняя трапеза»

Подъем.

Естественно, среди детей есть «жаворонки» (те, кто раньше засыпает и раньше встает) и есть «совы» (кто позже засыпает и позже встает). Чаще всего «жаворонки» поднимаются сами. А вот «сов» лучше начинать будить пораньше, чтобы к общему подъему они успели проснуться.

Подъем может начинаться с включения приятной музыки, чередующимися с бодрыми заводными детскими песенками. Пусть для ребенка наступающий день начнется с улыбки вожатого, легкого прикосновения к плечу, пожелания доброго утра и замечательного дня. Вожатому следует помнить, что от утреннего подъема зависит настроение ребенка, по крайней мере, на все утро, а может быть на целый день. Поэтому не стоит кричать на детей, нужно говорить с ними доброжелательно, приветливо, но в то же время требовательно.

Как разбудить детей утром? Например, так …

«Доброе утро! Наступил новый день. Посмотрите, солнышко уже встало и смотрит на вас, таких красивых, умных, веселых, на самых лучших, моих любимых ребят. Пусть откроется правый глазик. Нет, нет, левый глазик пусть еще поспит. А теперь пусть поспит правый глазик, а левый проснется. Просыпается левая рука, поднимите ее и потом опустите. Теперь просыпается правая рука, поднимите ее. И т.д.»

Зарядка.

Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню их физического развития. Если лагерь большой и в нем работают несколько физруков, то можно зарядку можно проводить не по отрядам, а по возрастам, так как более взрослым детям можно давать усиленные физические нагрузки, а с младшими ребятами провести зарядку в виде игры.

Можно каждый день вводить разнообразные элементы в проведение зарядки: провести зарядку под музыку, сделать танцевальную зарядку, или провести несколько подвижных игр.

Например, зарядка – ребята повторяют движения за ведущим под следующую песню.

Зверобика

 

Уселась кошка на окошке

И стала лапой уши мыть,

Понаблюдав за ней немножко,

Ее движенье можно повторить

 

Раз, два, три – ну-ка повтори,

Три, четыре, пять, повтори опять.

Раз, два, три. Ну-ка повтори.

Три, четыре, пять. Ну, просто молодцы.

 

 

Стоит весь день в болоте цапля

И ловит клювом лягушат.

Не трудно так стоять ни капли

Для нас, для тренированных ребят.

 

Следует помнить, что время проведения зарядки – 10 – 15 минут, зарядку следует проводить на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.

Особое внимание следует обратить вожатому на обувь и одежду, в которой ребята выходят на зарядку.

И еще, очень важно, чтобы вожатый также участвовал в зарядке наравне со своими детьми. Никакие слова не убеждают так, как личный пример.

 

Питание детей.

В столовую весь отряд приходит одновременно, только после того, как дежурные полностью накроют на столы. Вожатые и воспитатели обязательно следят, чтобы ребята помыли руки перед приемом пищи. После того, как все дети сели за столы, взрослые проверяют, всем ли детям хватило порций; следят за тем, чтобы дети ели сначала горячее, заботятся о добавке, следят за соблюдением дисциплины в столовой. При этом обращают внимание на качество пищи и ее количество, соответствие нормативам.

 

Тихий час.

Тихий час – это время для отдыха, оно составляет 1,5 – 2 часа. Малышей нужно уложить спать. Подросткам можно дать время для размышлений, для письма домой или чтения книг. Полезно ввести раз и навсегда правило – никаких хождений и разговоров. Те, кто не спит должны дать возможность другим детям спокойно отдохнуть.

Отбой.

Ближе к вечеру не стоит проводить шумных игр, эмоциональных мероприятий, необходимо настраивать ребят на спокойный тон перед отбоем. Этому способствует и вечерний огонек.

Перед сном нужно проверить, все ли ребята совершили гигиенические процедуры: почистили зубы, вымыли ноги и т.д. Завершив гигиенические процедуры, все ребята должны лечь в кровати. Вожатый спокойно и требовательно добивается того, чтобы все ребята, независимо от возраста во время ложились спать. Обязательно, нужно проверить все ли дети на месте!!!

Как уложить детей спать?

Операция «Т-С-С!»

Проводится после огонька и после вечернего туалета, когда все ребята готовы ко сну. Вожатый начинает игру, говоря: «Т-с-с!». Кто это слышит, отвечает ему: «Т-с-с!», потом передает этот знак следующему члену отряда, и так далее. После того, как человек получает этот знак, он не может громко разговаривать, шуметь, греметь (вообщем, издавать громкие звуки).

Операция «МАМА»

Проводится, когда все ребята готовы ко сну, и лежат в своих кроватях. Вожатая подходит к каждому ребенку из отряда, поправляет одеяло, желает спокойной ночи, целует в щечку.

«Аутотренинг»

Вожатый тихим, ровным голосом с большими паузами, произносит текст:

«Глубоко вздохните и закройте глаза. Поднимите левую руку, плавно опустите ее, поднимите правую руку, плавно опустите ее, ваши руки наливаются приятной тяжестью, …….»

«История»

Если дети не спят, то можно выключить свет и рассказать им историю, но при условии, что глаза закрыты и царит абсолютная тишина. Рассказ ведется тихим ровным голосом. Это может быть история о случае, произошедшим с рассказчиком; известная сказка, пересказ фильма, рассказ о знаменитых личностях, исторические факты, и т.д.

«Колыбельная»

Можно спеть и сыграть на гитаре спокойные песни и колыбельные.

 

 

САМООБСЛУЖИВАНИЕ ДЕТЕЙ В ЛАГЕРЕ

 

Каждый член коллектива несет ответственность за внешний вид лагеря, а передача этой ответственности детям облегчает эту задачу. В плане работы отряда должно выделяться время на уборку спален, холлов, закрепленной за отрядом территории. Дежурный вожатый определяет в плане своей работы на день время на проверку санитарного состояния дружины и закрепленной территории.

Ежедневная уборка комнат заключается в следующем:

1. Во время зарядки все дети выходят из спален. Дежурные по комнате убирают свои кровати, проветривают спальни, вытирают пыль с мебели и подоконников.

2. По возвращении с зарядки дети убирают свои личные вещи, заправляют кровати и выходят из спальни.

3. Дежурные дети подметают пол, выносят мусор в специально отведенное место и моют пол, вытряхивают половики (в некоторых лагерях эту функцию выполняют горничные)

Такая уборка производится 2 раза в день: после подъема и после тихого часа. Во время отсутствия детей окна спален должны быть открыты.

Уборка холла или отрядного места.

Дежурная группа детей должны привести в порядок свое отрядное место и закрепленную за отрядом территорию. Они убирают мусор, протирают пыль, подметают территорию, убирают пляж. После завтрака, если требуется, горничные должны исправить недостатки уборки детей младшего возраста.

Весь уборочный инвентарь должен находиться в специально отведенном месте в туалетной комнате. Наличие инвентаря должно контролироваться горничными и сестрой – хозяйкой.

 

Дежурство по столовой. (см. Питание детей в п. Режим дня)

 

Как правило, в лагере ребята вместе с взрослыми дежурят в столовой. Существуют два варианта дежурства: дежурные по столовой каждый раз помогают накрывать на свой отряд, либо отряды по очереди помогают накрывать на весь лагерь. В любом случае дежурные ребята вместе с взрослым приходят в столовую за 15 – 20 минут до принятия пищи и помогают накрывать на столы. При этом не следует забывать, что горячую пищу (суп, чай, и т.д.) разливают в посуду только взрослые.

При дежурстве в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, раздаче готовой пищи на кухне, к резке хлеба, мытью посуды, разносу горячей пищи. И, конечно, ребята должны готовиться к самостоятельной жизни, привыкать обслуживать себя сами. Ребята в лагере должны уметь: выстирать, высушить и выгладить свое бельё, вымыть обувь, пришить пуговицу или заштопать носки, и т.д. Взрослые должны следить за тем, чтобы у ребят был опрятный внешний вид. Если дети не умеют что-то делать, то необходимо спокойно им объяснить и показать, как это делается.

 


СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ

Система диагностики в лагере необходима для изучения интересов и склонностей детей, для изучения складывающихся взаимоотношений в коллективе, влияния этих взаимоотношений на развитие личности ребенка. Обладая вышеперечисленными данными, педагог может спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка, выстроить индивидуальную траекторию его личностного развития.

Существуют следующие виды диагностики в лагере:

 

Предварительная диагностика.

Предварительная диагностика проводится до начала смены или в организационный период.

Цель: выявить интересы и ожидания детей; выявить индивидуальные личностные особенности с последующим учетом их при работе по программе.

Формы:

· Анкета родителей (для изучения особенностей детей, привычек, …)

· Анкета детей (изучение интересов, ожиданий, …)

· Медицинская карта (информация о состоянии здоровья и противопоказаниях)

· Диагностические упражнения, например: «Ожидание» (для изучения потребностей, ценностей и ожиданий ребенка в течение лагерной смены)

· Диагностические методики (изучение сферы интересов)

 

Текущая диагностика.

Текущая диагностика проводится в основной период

Цель: отслеживать эмоциональное состояние и развитие детей в течение смены. Если есть необходимость – корректировка программы с учетом полученных данных.

Формы:

· Опросники, тесты

· Анкета ежевечерняя

· Цветопись

· Наблюдение

· Игровые формы

· Социометрия и др. методики

· Наблюдение. Дневник вожатого.

· Беседы

 

Итоговая диагностика.

Итоговая диагностика проводится в заключительный период смены

Цель: соотнести полученные результаты с целями и задачами программы; подвести итоги реализации программы.

Формы:

· Анкета (подведение итогов смены)

· Возвращение к «Ожиданиям»

 

4. Проблемная диагностика

Проблемная диагностика проводится в случае возникновения проблемной ситуации

Цель: выявить проблемы во взаимоотношениях в коллективе в целом или коллектива с отдельным ребенком с последующим выходом из данной ситуации

Формы:

· Наблюдение

· Беседа

 

 

Методы диагностики

 

Тесты – (с анг. «испытание», «проверка», «проба») – это стандартизированные и обычно краткие по времени испытания, предназначенные для количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. По содержанию тесты делятся на тесты способностей, тесты интеллекта, тесты личности и тесты достижений. Их отличительная особенность в том, что они состоят из заданий, на которые нужно получить правильный ответ.

Опросники – группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. По содержанию личностные опросники делятся на опросники черт личности, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей.

Опросники – анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, данные об истории его жизни). Различают анкеты с открытыми вопросами, анкеты с закрытыми вопросами, анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный)

Наблюдение – метод диагностики, предоставляющий возможность увидеть человека или коллектив в непосредственной деятельности, в разнообразии взаимоотношений. Наблюдение может быть включенное (в процессе совместной деятельности педагога и ребенка) и невключенное (открытое или закрытое наблюдение педагога за деятельностью ребенка со стороны).

Беседа – метод сбора информации о человеке на основе вербальной коммуникации. Одним из самых распространенных видов беседы является интервью. Интервью бывает свободное (без строгой детализации вопросов, но по общей программе), стандартизированное (четкая последовательность вопросов), частично стандартизированное (стойкая стратегия, а тактика свободная)


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.