Основные достижения эпохи неолита. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Основные достижения эпохи неолита.

2017-07-01 873
Основные достижения эпохи неолита. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Открытие металлургии меди и его историческое значение. Начало ремесла.

Открытие металла оказалось фактором, определившим не только развитие и распространение металлургии, но также многие другие хозяйственные и социальные перемены, которые переживали родовые коллективы. Эти изменения хорошо заметны в истории племен, например Восточной Европы IV—II тысячелетий до н. э. Прежде всего это перемены в хозяйстве. Зачатки земледелия и скотоводства, появившиеся еще в неолите (например, в буго-днестровской и днепро-донецкой культурах), получили развитие, которое сказалось в расширении числа видов культивируемых злаков, в начале возделывания некоторых огородных культур. Совершенствуются землеобрабатывающие орудия: на смену примитивной роговой мотыге приходит пахотное орудие (конечно, пока без металлического наральника), требующее использования тягловых животных.С наступлением раннего бронзового века на рубеже IV и III тыс. до н.э. наблюдаются значительные культурные перемены. Они прослеживаются на обширных пространствах Евразии, но особенно заметны в Юго-Восточной Европе. Здесь бесследно исчезают яркие энеолитические культуры с расписной керамикой, а вместе с ними разрушается система Балкано-Карпатской металлургической провинции. Эти события связывают с первой мощной миграцией древнейших индоевропейских племен, переселение которых охватило обширную зону вокруг Черного моря. Многие исследователи предпочитают видеть в роли древнейших индоевропейцев носителей курганных культур юга Восточной Европы, и прежде всего — ямной культурно-исторической общности. Анализ лексики, связанной с индоевропейским «праязыком», свидетельствует о том, что он зародился и развивался в среде подвижных скотоводов и коневодов, знавших колесо и колесный транспорт, использовавших фургоны на колесах, освоивших начатки земледелия, развивавших навыки обработки меди и бронзы. Образ жизни ямных племен в наибольшей мере соответствует реконструируемой картине, поэтому их связь с древнейшими индоевропейцами выглядит вполне вероятной.

Формирование ремесел. Формирование ремесла, как писал Ф Энгельс, подготовило почву для \"второго крупного разделения труда\", что свидетельствовало о значительном прогрессе в развитии производства и и общественных отношений Оно имело универсальный характер, проявляются с завидной регулярностью практически во всех районах мира, где происходил процесс формирования классов.Домашние промыслы - это изготовление изделий в самом домохозяйстве для внутреннего потребления. Ремесло же обслуживает прежде внешних заказчиков и рынок. Домашние промыслы были доступны каждой семьи или семейной группы, а ремеслом занимались отдельные специалисты, обладали определенными знаниями и навыками, нередко сохранялись в тайне от других общинников. Так как за свой труд ремесленники брали определенную плату, то рано или поздно с углублением специализации они должны были порвать с сельскохозяйственным трудом - происходит обособление ремесла от земледелия.

Процесс становления ремесла сначала коснулся металлургии, причем из-за сложности своего занятия металлурги с самого начала были ремесленниками-профессионалами. На начальном этапе развития металлургии добывали всей или частью общины. Главной продукцией этого производства были слитки металла, предназначенные для обмена Металлические изделия, как правило, изготавливались на заказ. Впоследствии из-за роста сложности металлургического процесса обучения ремеслу чаще всего происходило по родственной линии, следовательно, занятия металлургией и металлообработкой все жестче связывалось с отдельными ро одами При этом, как правило, знания передавались от отца к сыну, реже - от дяди к племянника.Следующим шагом было превращение металлургов в замкнутую эндогамную касту. Принципиально такой же характер имело гончарное производство, ткацкое ремесло и тд

Эволюция гончарства связана прежде всего с совершенствованием гончарных печей (VII тыс. до не) и появлением гончарного круга (VI тыс. до не) Применение специальных гончарных горнов способствовало улучшению обжига посуды и, следовательно, позволяло расширить ассортимент продукции, а кроме того, создавало предпосылки для развития массового производства. Иногда удается проследить устойчивую связь между развитием ремесел и процессом образования городов, а, следовательно, и усилением контроля за ними со стороны знати. О большом влиянии на раннее развитие ремесла интересов, формировавшейся в тот период, свидетельствует сам ассортимент изделий, связанных прежде всего с социально престижной сферой и религиозными ритуалами (пышные украшения, дорогое оружие, ритуальные предметы, богатой посуда) В этот период много высокохудожественных изделий изготавливались специально как погребальный инвентарь или для укрытия в сокровищницах.

Кроме мастеров-металлургов, в середине III тыс. до не выделились такие специалисты, как мастера по изготовлению стрел, кожевники, плотники, косторезы. Это нашло отражение в особенностях изготовления и отделки погребального инвентаря Некоторые из этих первобытных профессий приобрело особую популярности.

Трипольская культура.

энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э. На смену трипольцам пришли индоевропейские народы ямной культуры.

История открытия

Культура носила название “Кукутень” по названию села в Румынии, где были найдены первые артефакты, связанные с этой культурой. В 1884 году румынский исследователь Теодор Бурада во время проведения раскопок нашёл элементы глиняной посуды и теракотовые фигурки неподалёку села Кукутень. После того, как учёные ознакомились с его находкой, было решено продолжить раскопки, которые начались на этом месте весной 1885 года

Исследования памятников, позднее отнесённых к трипольской культуре, имели место на Западной Украине в 70-е годы ХІХ ст. Археолог Викентий Хвойка открыл первое трипольское поселение на территории Российской Империи в 1893—94 гг. в Киеве по ул.Кирилловской, 55 (ныне ул. Фрунзе). Он презентовал свои находки в августе 1899 года на ХІ археологическом съезде в Киеве. В 1896-1897 годах несколько поселений с материалами, подобными киевским находкам, Хвойкою были найдены в окрестностях села Триполье Киевского повета (ныне село Триполье Обуховского района Киевской области). В советских, российских, украинских, молдавских и др. публикациях для памятников с территории Украины и Молдавии распространено название “Трипольская культура”.

Со временем стало понятно, что археологическая культура Кукутень на территории Румынии и Трипольская культура на территории Российской Империи относятся к одному и тому же культурному комплексу.

Трипольская культура была распространена в эпоху энеолита на территории правобережной Украины, в Молдавии, в восточной Румынии (Кукутень), а также в Венгрии. Трипольская культура - энеолитическая (медно-каменный век).

По периодизации Т. С. Пассек выделяются 3 этапа развития трипольской культуры:

Ранний этап - (Триполье А)- вторая половина VI - начало первой половины V тысячелетия до н. э. Жилища - землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки». Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения); лишь Карбунский клад в Молдавии отличается богатством медных изделий. Кухонная керамика имеет примесь шамота, песка, шероховатую поверхность (горшки, миски), орнамент в виде насечек, налепов, столовая украшена каннелированным (горшки, кувшиновидные сосуды, чашки, черпаки) и углубленным орнаментом («фруктовницы», грушевидные сосуды, крышки). Много статуэток, изображающих сидящую женщину, меньше - зооморфных фигурок; известны глиняные креслица, модели жилищ, украшения. Обнаружено единичное погребение в жилище (Лука-Врублевецкая).

 

Средний этап - (Триполье В - Триполье С1)- вторая половина V тысячелетия до н. э. - 3200/3150 гг. до н. э. Ряд поселений на мысах укреплён валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилища располагались по кругу. Встречаются двухэтажные дома. Известны модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами. Обработка кремня совершенствуется, появляются мастерские по изготовлению орудий. Начинается добыча медного сырья (руда и самородная медь), а также выплавка металла на территории между Днестром и Днепром. Увеличивается количество и ассортимент медных изделий (топоры, ножи, кинжалы, тёсла, шилья, украшения). Появляется расписная керамика, кухонная керамика иная - с примесью в массе толчёных раковин или песка, полосчатым сглаживанием и «жемчужным» орнаментом. Меняется форма статуэток — стоячие фигурки с округлой головкой, наряду с женскими есть и мужские изображения. Найдены погребения в жилищах.

Поздний этап - (Триполье С2)- 3150-2650 до н. э. Расширяется территория трипольской культуры за счёт продвижения племён на север и восток. Небольшие поселения располагаются на укреплённых местах, наряду с небольшими наземными жилищами встречаются землянки. Продолжает развиваться добыча и обработка металла. Уменьшается количество расписной керамики, появляется посуда округлой формы с примесью песка и толчёных раковин с орнаментом по краю венчика (защипы, оттиски, верёвочки, наколы). Совершенствуется обработка кремня, много шлифованных кремнёвых топориков. Распространены женские статуэтки удлинённых пропорций со схематизированной головкой и слитыми ногами. Известны грунтовые и курганные могильники. В Поднепровье найдены погребения по обряду кремации. Погребальный инвентарь: кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения, — браслеты, пронизи, медные, каменные и стеклянные бусы; керамика — шаровидные амфоры, чаши, миски, антропоморфные статуэтки.

Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях — 200—450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались), потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали так же и верховные вожди союзов племён.

Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками из кремня.

Трипольцы выращивали пленчатую пшеницу, пленчатый и голозёрный овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.

Религия — аграрные культы, почитание Великой Богини, священным животным была собака, важным предметом культа были глиняные монокли, бинокли и тринокли.

Трипольцы, в бассейне Южного Буга, создали протогорода-гиганты размерами 250-400 га с населением до 20 тыс. человек и более (Майданецкое - 270 га, Доброводы - 250 га, Тальянка - 400 га), что сравнимо с Киевом в домонгольскую эпоху, когда он превосходил многие крупные центры средневековой Европы.

Абашевская культура.

Культура эпохи бронзы сер. II тыс. до н.э. Лесостепное Подонье, Поволжье и Приуралье, верховье р. Урал. Названа по курганам вблизи с. Абашево (Чувашская Республика)

Ареал: преимущественно лесостепные пространства Восточной Европы, от Северского Донца на западе до междуречья Урала и Тобола на востоке, на юге – с выходом в степь до излучины Волги и Дона. Отдельные могильники находятся в лесной зоне.

Выделяются доно-волжская, средневолжская и уральская культуры.

Хронология: памятники датируются I третью II тысячелетия до н.э., выделяется ранний и поздний периоды, кроме того выделяется пласт протоабашевских памятников, относящихся к среднему бронзовому веку.

Поселения: селились по берегам рек, на возвышенных мысах, на дюнах, редко на вершинах скальных выступов (Урал). Постройки – наземные, реже полуземлянки и землянки, иногда окружённые рвом. Строились по каркасной (столбовой) конструкции, крыша – двускатная или четырёхскатная, внутри очаг, жертвенные ямы, иногда колодец.

Захоронения: курганные, совершались под круглыми или овальными насыпями. Известны захоронения в ранние курганы и грунтовые могильники. Курганы иногда окружались кольцевыми ровиками и столбовыми оградами. Могильники обычно небольшие, исключения – Пеленгерский I (50 захоронений) и Подклетненский (100) курганы. Погребения совершались в ямах прямоугольной или овальной формы, иногда – в камерах с деревянной или каменной облицовки стен и иногда с перекрытием из брёвен, плах или плит камня. Погребённые – одиночные, реже парами, рядами и коллективные – уложены на спину с подогнутыми ногами на левый бок (иногда), Известны кенотафы.

Самый известный курган – Пепкинский (Республика Марий Эл), 27 костяков и 2 положенных отдельно, на трупах – следы травм.

Керамика: плоскодонные банки, горшки, миски с примесью ракушки в тесте. Колоколовидные и острорёберные сосуды с геометрической орнаментацией.

Изделия: узкообушные топоры, плоские тёсла, наконечники копий с разомкнутой втулкой, двулезвийные ножи с перекрестьем и перехватом, слаборазогнутые серпы, рыболовные крюки, гарпуны из металла, украшения из меди, серебра и биллона (литые нашивные бляшки-розетки, браслеты, очковидные подвески, гривны, бляшки и др.). Также встречаются каменные и глиняные изделия.

Хозяйство: пастушечное скотоводство, металлургия и металлообработка, дополнения – охота, рыбная ловля, домашние промыслы, собирательство.

Фатьяновская культура.

Фатьяновско-балановская культурно-историческая общность (ФБК):

Входит в Циркумпонтийскую металлургическую провинцию II фазы (ЦМП-II).

Историческое (и наиболее распространённое) название – Фатьяновская культура (по могильнику близ деревни Фатьяново, Ярославская область).

Часть исследователей выделяет восточную часть ФБК в отдельную общность – Балановскую культуру (по могильнику у с. Баланово, Чувашская Республика), однако в курсе археологии ФБК проходится как единая культурно-историческая общность.

На территории ареала ФБК находится город Москва.

Памятники ФБК представлены в зале №4 Государственного Исторического музея.

Хронология: конец III тысячелетия до н.э. (приблизительно 2100 г. до н.э.) – I треть II тысячелетия до н.э. (прибл. 1600 до н.э.) → укладывается в общую хронологию ЦМП-II (III треть III тыс. до н.э. – I треть II тыс. до н.э.).

Ареал: от р. Десны на западе до р. Вятки на востоке (район Волго-Камы), на юге – граница лесной зоны со степной и лесостепной (донецкая катакомбная культура), на севере – граница широколиственнных и хвойных лесных зон.

Ареал Фатьяновской культуры связан с зоной широколиственных лесов, что повлияло на характер производящего хозяйства фатьяновцев – скотоводство. На этой территории выделяется несколько крупных локальных групп памятников, одна из которых – Средневолжская (Чувашия) – иногда выделяется в особую балановскую культуру (см. выше).

Фатьяновско-балановскую культуру относят к области культур шнуровой керамики (или боевых топоров), охватывающей Центральную, Северную, а также Восточную Европу (лесную зону). По всей видимости, предки фатьяновцев пришли с запада (Южная Прибалтика, Поднепровье, Карпаты) начиная с рубежа III-II тыс. до н.э. (на Среднем Днепре существует родственная Среднеднепровская культура). По мере проникновения фатьяновцев в среднерусские леса они вытесняли постнеолитические племена волосовцев (поздневолосовцев). Фатьяновцы скорее всего относятся к племенам индоевропейской языковой группы, волосовцы – к финно-угорской ветви уральской группы.

Хозяйство: оседлое скотоводство, разводили крупный и мелкий рогатый скот (мясо-молочная ориентация), свиней. Помимо этого, занимались охотой, рыбалкой и собирательством (к этому располагали среднерусские леса)12.

Захоронения: Могильники чаще всего бескурганные, грунтовые (курганы встречаются лишь на востоке – Волго-Каме и Среднем Поволжье, т.н. Атликасинская группа памятников – Атликасы, Чурачики (обе Чувашия) и др.). Встречаются разные по количеству захоронений могильники: от 10 захоронений до более 100 (Волосово-Даниловское и Балановское грунтовые кладбища, Верхняя (Ярославская область) и Средняя (Чувашия) Волга).

Захоронения одиночные, парные, реже коллективные (встречаются на Волго-Каме, в курганах Атликасинской группы). Одиночные и парные захоронения совершались в прямоугольные ямы, стены которых обкладывались деревом или берестой, а пол – берестой или досками. Скелеты лежат скорченно на боку. Мужчин укладывали на правый, женщин – на левый бок. В погребения клали мел, посыпали охрой, белой известью, мелом. Мужские захоронения (реже женские и детские) сопровождались каменными сверлёнными топорами, клиновидными кремниевыми тёслами, ножами, наконечниками стрел и др.

Керамика: ручная лепка, гончарный круг не известен.

Виды сосудов: Шаровидные, Реповидные, Бомбовидные (характерны для атликасинской группы).

Горло чаще всего цилиндрическое, дно – округлое. Керамика украшалась резным геометрическим зональным орнаментом из ромбов, треугольников или зигзагов, нанесенных зубчатым или гладким штампом резными или прочерчёнными линиями.

Изделия: первые металлурги центральной и северо-восточной части Восточной Европы. Практически не знают бронзу, отливка чаще всего из «чистой» (без лигатуры) меди. Источники металла – медистые песчаники Нижнего Прикамья и Вятско-Камского междуречья (восточная часть фатьяновско-балановского мира), а также рудники Кагарлы (Южный Урал). Отливка в двустворчатые литейные формы из глины (обнаружены в Волосово-Даниловском и Чурачинском могильниках), что соответствует стандартам ЦМП-II.

Характерны пять основных видов изделий ЦМП втульчатые вислообушные топоры (как боевые, так и бытовые), шильи с четырёхгранным утолщением-упором, долота с аналогичными утолщениями, черенковые мечи и кинжалы, утолщённые тёсла-долота

Также кованые наконечники копий, украшения: браслеты, биспиральные украшения, очковидные, проволочные и пластинчатые подвески.

Часто встречаются каменные топоры, в т.ч. и ладьеобразные (напоминают в профиль ладью), в основном, боевые, а также кремниевые наконечники стрел, изделия из кости, подвески из янтаря и речных раковин, амулеты из клыков медведя и кабана.

Поселения: Кубашевское (р. Кокшага, Кировская область)Васильсурское (правый берег р. Волга, Нижегородская область) и другие.

Жилища деревянные, подпрямоугольные в плане, наземные или полуземлянки, со следами очага, а также «крыльцом».

Алакульская культура.

Алакульская культура, археол. культура бронзового века. Датируется 16—13 вв. до н.э. Названа по могильнику ок. оз.Алакуль (Курганская область). На терр. Башкортостана пам. А.к. локализуются в басс. рр. Миасс, Сакмара, Урал (Баишевские курганы, Ивановские курганы, Тавлыкаевские курганы, Тавлыкаевское поселение, Таналык, Тюбяк, Юмаковские поселения и др.). Поселения расположены на площадках надпойменных террас, не имеют укреплений. Жилища — 2-камерные полуземлянки (пл. 100—200 м2) столбовой конструкции с удлинёнными прямоугольными котлованами (глуб. 0,6—1,3 м) и 2- или 1-скатной (с небольшим уклоном) крышей. Керамика представлена сосудами баночной и горшечной формы с уступом, отделяющим шейку от тулова, и сложным геометрич. орнаментом, выполненным гребенчатым и плоским штампом. Найдены изделия из кости (иглы, наконечники стрел, шилья), металла (ножи, обломки литейных форм, серпы, тёсла, шлак).

Кол-во погребальных памятников — подкурганные захоронения. Могильники имели земляные или кам. насыпи, прямоугольные или круглые кам. оградки. Осн. способы погребения: скорченно на лев. боку, кисти рук перед лицом, головой на З. с отклонениями к С. или Ю. На позднем этапе встречается обряд кремации. Для могильников раннего этапа характерна круговая планировка: в центре мужские или парные (мужские и женские) погребения, вокруг детские и женские. В могилы (преим. у изголовья) помещали 1 — 3 сосуда. В насыпях курганов и по краям могильных ям обнаружены кости домашних ж-ных. Для жен. погребений характерно наличие украшений (браслеты, бусы, застёжки, кольца, подвески, головные уборы и накосные украшения из бронзы, золота, кости и раковин).

Сформировалась в лесостепных районах Юж. Зауралья на базе петровской культуры при активном участии племён абашевской культуры (по мнению А.А.Мажитова, К.В.Сальников а и др., представляет собой этап в развитии андроновской культурно-исторической общности. В.С.Горбунов, В.С.Стоколос, Э.А.Фёдорова-Давыдова и др. рассматривают её как самостоят. культуру, синхронную фёдоровской культуре). Ведущими отраслями х-ва являлись скотоводство, земледелие, металлургия. В 3-й четв. 2-го тыс. до н.э. у алакульцев сложились устойчивые связи с нас. срубной культуры. Исследователи А.к.: Горбунов, Г.Б.Зданович, Ю.А.Морозов, Сальников, Стоколос, Фёдорова-Давыдова и др.

26. Памятники андроновской культуры в Оренбургской области.

ГРАКОВ Борис Николаевич В 1930 исследовал Кожумбердынский могильник и доказал принадлежность курганов к андроновской культуре.

На поселении Шандаша II (Оренбургская обл.) Е. Е. Кузьмина, нашла в юго-западном углу жилой ограды 2, при входе в нее, яму, где лежали челюсть, кости ног и крестец овцы.

В 1955 году С. А. Поповым на правом берегу р. Джарлы в могильнике Красная Круча, в 9 км от с. Адамовки, был раскопан андроновский курган: каменные ограды, небольшие могилы со скорченными захоронениями, ориентированными на юго-запад, бедно орнаментированные баночные сосуды. Значительный интерес представляет находка в погребении 2 раскопанного кургана двух каменных зернотерок, что свидетельствует о развитом земледелии у андроновских племен.

Основные достижения эпохи неолита.

Неолит стал последним периодом каменного века. Начало его в Евразии относится к 6-му тысячелетию до н.э., его обычно связывают с появлением керамической посуды. Эта дата достаточно условна, да и сам переход не был мгновенным. С неолитом связаны коренные изменения в способе производства, получившие название неолитической революции, и целый ряд новаций, ставших достоянием человечества. На юге России, частично в Средней Азии, Закавказье, Украине и Молдове в эпоху неолита в ряде мест люди перешли к производящим формам хозяйства - земледелию и животноводству. Однако на большей части территории Евразии в неолите хозяйство оставалось присваивающим, его основу составляли охота, рыбная ловля и собирательство.

В неолите использовались все предшествующие достижения в обработке камня (пластинчатая техника, а в ряде мест и микролитическая, техника скола и отжимная ретушь). Появились и новые приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление, полирование. Развивалась техника изготовления вкладышевых орудий труда - ножей, кинжалов. В неолите широкое применение, особенно в лесной местности, получили шлифованные топоры, тесла и другие орудия труда из камня. Не случайно в неолите увеличились потребности в кремне, возникли первые горные выработки по добыче камня. Неолитические кремнедобывающие шахты были открыты на Верхней Волге, в Белоруссии и Болгарии.

Люди неолита создали новые, не свойственные природе материалы - керамику и текстиль. Исключительно важное значение имело изобретение в неолите глиняной посуды. Хотя в ряде мест керамические изделия появились намного раньше (например, в Японии керамика известна с 9-го тысячелетия до н.э.), однако широкое распространение керамическая посуда получила только в неолите. Задолго до этого, вероятно, с времен среднего палеолита, люди пользовались в хозяйстве изделиями из коры, дерева, корзинами из прутьев для хранения припасов пищи. Глиняная посуда позволяла варить пищу. Простая по форме, она имела коническое, немного заостренное дно и расширяющееся кверху тулово. Такие сосуды похожи на яйцо, у которого срезана часть тупого конца. Поэтому они называются яйцевидными. Самые древние глиняные сосуды делали на плетенной из прутьев основе. Наряду с этим применялся и другой способ изготовления - путем накладывания друг на друга свернутых в кольцо жгутов сырой глины. Слепленная руками глиняная посуда была грубой, плохо и неровно обожженной. Неолитические сосуды в большинстве своем были украшены простым орнаментом в виде углублений, ямок или елочек. Приобретение человечеством посуды оказало влияние на последующую историю, изменило бытовую культуру и физиологию человека. Именно с неолита пищу начали варить. Имело оно и археологическое значение: с появлением керамики резко увеличилось количество археологических источников. Керамика, фрагменты сосудов (черепки) становится массовым археологическим материалом. Большое значение при этом получил орнамент на керамике как источник исследования.

Другое достижение неолита - изобретение способов получения тканей. Волокно, пригодное для прядения ниток, вырабатывалось из растений и шерсти. Изготовление ткани - процесс сложный и многоступенчатый.

Сначала нужно получить волокно из волос животных или крапивы, дикой конопли и др., из него сделать нити, которые скручивали с помощью веретена. Для изготовления ткани кроме ниток требовались станина и челнок. Станина - это горизонтальная или вертикальная рама, на которую натягивали нити основы. Чтобы они не перепутывались, привязывали плоские, каменные грузики с отверстиями. Их часто находят на местах поселений. С помощью челнока через нити основы пропускали поперечные нити слева направо и наоборот. Используя гребень, нити уплотняли. Так получалась ткань простого переплетения. Такими были все древние ткани. Из них шили одежду, мешки, сумки, делали рыболовные снасти. Археологи как свидетельства процесса изготовления ткани находят лишь пряслица, керамические или каменные, круглые или конические с отверстием в центре, которые надевались на веретено, иногда незначительные кусочки ткани. Важно, что ткань и одежда из нее сделаны самим человеком, в этом их принципиальное отличие от одежды из шкур животных. В неолите сложились две большие зоны археологических культур - зоны производящего и присваивающего хозяйства. Внутри них возникли различные типы комплексного хозяйства, прочно связанные с конкретными природно-географическими условиями. Каждой из зон присущи свои черты развития и взаимоотношений человеческих коллективов с природной средой, свои традиции в развитии техники, особенности керамики и орнамента.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.