Зарождение и предмет исследования экономики. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Зарождение и предмет исследования экономики.

2017-07-01 277
Зарождение и предмет исследования экономики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Зарождение и предмет исследования экономики.

Как известно, реальная экономика возникла 10 тыс. лет назад. А первые попытки как-то объяснить происходящие процессы относятся к периоду рабовладельческого строя. Однако первоначально суждения об экономике видных мыслителей Древней Греции и Древнего Рима, а позднее и средневековых государств были отрывочными, поверхностными и не охватывали всех основных сторон хозяйственной действительности.

Экономическая теория возникла примерно три века назад, когда в Англии, Франции и других странах сложилась капиталистическая экономика. Именно в этот период выдающиеся экономисты стали проводить целостные и глубокие научные исследования, основной задачей которых было выяснить, как в масштабе всей нации создается богатство общества.

Слово «экономика» впервые стали употреблять в Древней Греции в IV в. до н.э. Это соединение двух слов: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства или коротко учение о домашнем хозяйстве. Таким хозяйством было поместье рабовладельца, где подневольные люди создавали для своих господ необходимые им блага. За прошедшие с того времени 24 столетия экономическое пространство качественно изменилось и настолько расширилось, что стало охватывать каждую страну и всю планету. Сейчас реальной экономикой называют, прежде всего, хозяйственную деятельность семьи, предприятий, населения страны и всего мира в целом.

История экономики занимается изучением экономики как явления. Экономика призвана решать два основных взаимосвязанных вопроса: производства и распределение. Еще более важным является достижение экономической эффективности. Это возможно лишь при взаимодействии экономики с другими сферами человеческой жизни: государственно-правовой, социально-политической системами, а также при высоком уровне развития духовно-ментальной сферы. Экономическая история занимается изучением того, как шел поиск человечеством оптимальных путей своего развития.

Во-первых, экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых, экономика — это совокупность экономических производственных) отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

В-третьих, экономика — это наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

Существуют и другие определения предмета экономики, но общепризнанным в последние годы считается следующее. Экономика — это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.

 

Экономическая система

Экономика каждой страны - это большая система, которая охватывает огромное количество разных видов деятельности. Каждое звено этой системы может нормально существовать только потому, что находится во взаимосвязи и взаимозависимости с другими звеньями. Для того чтобы выявить главные связи и взаимосвязи в экономике, в экономической теории используется понятие «экономическая система».

Функции и структура

Система (от греч. σύστημα, «составленный» - целое, составленное из частей соединение) – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определённую целостность, единство.

В мире существует большое разнообразие различных систем: физических, теологических, химических, автоматизированных и т.д., выступающих продуктом человеческого мышления. Среди них особое место занимают социально-экономические системы, классифицируемые по типам и формам, начиная от простейших социальных объединений и вплоть до современных модификаций социально-экономических структур общества.

Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

В узком смысле под экономической системой понимают особым образом упорядоченную систему связей между производителями и потребителями экономических благ.

В экономической системе хозяйственная деятельность людей всегда организована и скоординирована. Она функционирует с помощью таких институтов, как собственность, денежная система, рабочие и правительственные организации, налоги, деньги и др. Поэтому в более широком смысле экономическая система — это исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Основными чертами системы выступают:

· Целостность ( все составные элементы представляют целостную систему );

· Взаимосвязь и взаимозависимость элементов системы (изменение одного из них оказывает влияние на состояние других);

· Сложность, многоуровненность и многоэлеиентность (в любой сложной системе существует множество подсистем и взаимосвязей между различными уровнями);

· Эмерджентность (обновление) экономическая система под воздействием объективных и субъективных факторов имеет тенденцию в историческом контексте к обновлению.

Важным свойством экономических систем является наличие цели.

Главной целью современных экономических систем является создание условий для неуклонного экономического роста, поддержания социально-экономической стабильности, обеспечение на этой основе высокого уровня и качества жизни людей.

Действия по достижению цели есть функции системы и ее элементов. Последние имеют свои специфические цели, производные от цели системы. Например, цель экономической системы общества — удовлетворение потребностей. Элементы системы — предприятия, фирмы — направляют свою деятельность на выполнение этой общей цели. Наряду с этим у них есть своя особенная цель — получение максимальной прибыли. Поскольку экономические системы являются сложными, иерархическими, система более высокого уровня ставит перед подчиненной системой цели, задачи, устанавливает ограничения, при необходимости выделяет ресурсы. Задачи перед самой экономической системой ставит общество.

Экономическая система для осуществления намеченных целей выполняет определенные функции.Под функцией экономической системыпонимают направление и способ ее активности.В отличие от простых явлений, обладающих чаще одной функцией и потому однофункциональных, экономическая система как сложное образование – многофункциональна. Поэтому среди ее многих функций одна становится главной, а другие дополняют ее. Кроме того, функции различаются как общесистемные, присущие всей системе, так и подсистемные, характерные для составных частей системы.

Главная общесистемная функция экономической системы не зависит от ее конкретных характеристик и особенностей, состоит в создании и совершенствовании экономических условий для обеспечения материальной жизнеспособности общества и его субъектов. Она логичнодополняется рядом других функций, среди которых можно выделить:

- создание и развитие сферы производства материальных благ, обеспечивающих жизнеспособность общества;

· обеспечение более полной занятости населения;

· повышение уровня жизни людей;

· обеспечение роста эффективности экономической деятельности;

· обеспечение условий для развития социальной сферы и социального прогресса.

Экономическая система имеет определенную структуру. Основными элементами экономической структуры выступают:

· социально-экономические отношения (человек и отношения собственности);

· организационные формы хозяйственной деятельности (производственные единицы, организация производства, разделение, специализация и кооперация труда);

Главными задачами экономической системы являются:

Что? Какие из возможных экономических продуктов должны быть произведены в экономике в данное время?
Как? При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные экономические продукты?
Для кого? Для кого будут производиться выбранные экономические продукты, кем они будут потребляться?
Кто? Кто будет производить экономические продукты? В условиях эффективной экономики это должен делать работник всесторонне и высоко образованный, профессионально компетентный и деловой, самостоятельно и творчески мыслящий, активно и ответственно действующий.

· механизм управления и координирующих воздействий (правительственные органы, госбюджет, денежно-кредитная система, экономические институты, механизм выработки и принятия хозяйственных решений, нормы и правила экономического поведения, формы управления и т.д.);

· конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.

Центральное место во всех структурных частях системы занимает человек.

В структуре экономической системы выделяют такие подсистемы как производительные силы и производственные отношения.

Основной подсистемой экономической системы являются производительные силы как совокупность личностных и вещественных факторов, используемых для производства материальных и духовных условий жизни общества - благ и услуг.

Важным определяющим элементом экономических отношений являются производственные отношения, поскольку они определяют место человека труда в экономической системе, степень мотивации трудовой активности, роста производительности и эффективности его труда. Они, в свою очередь, также состоят из нескольких видов отношений: потребительских, трудовых и отношений присвоения.

Решающей сферой экономической системы выступает производство, поскольку именно здесь создается множество разнообразных благ, удовлетворяющих потребности человека.

Распределение - это фаза воспроизводства, определяющая, кому достанутся результаты производства, кто станет их собственником. Отношения распределения играют существенную роль в определении материального положения различных слоев общества, формировании социального партнерства, росте эффективности экономики.

Обмен основан на общественном разделении труда. Эта стадия предполагает обмен деятельностью между участниками экономики.

Потребление - это конечная цель любой экономической системы. Потребление находится в прямой зависимости от производства, но в то же время оказывает на него активное воздействие.

Экономическая система всегда находится в состоянии развития. При этом ей присуще наличие большого многообразия внутренних и внешних связей, что требует формирования чёткой системы управленияи координации её элементов и частей.

В связи с этим особая роль в экономической системе принадлежит управленческой организационной структуре, которая:

· определяет приоритеты и цели развития системы, выделяет ресурсы для достижения этих целей, прогнозирует возможную отдачу ресурсов и возможные последствия;

· создает правовую базу для эффективного функционирования экономики, обеспечивает защиту прав собственника, создает денежную систему, регулирует отношения между производителями и потребителями;

· воздействует на элементы и части экономической системы с целью поддержания их функционирования в заданных параметрах или изменения этих параметров в нужном государству направлении;

· осуществляет меры по социальной защите населения от безработицы, инфляции и других последствий рыночной экономики путем перераспределения доходов и др.

Управление экономикойимеет свою специфику, которая состоит в воздействии на экономические субъекты с помощью определённых стимулов: налоговых ставок, уровня оплаты труда, административных санкций (штрафов, запретов), правовых и других норм. Процесс управления включает два этапа. Первый этап предполагает разработку программы по достижению поставленной цели с помощью прогнозирования, индикативного планирования, и программирования; второй — обеспечение выполнения данной программы, корректировку поведения элементов или самой системы при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования.

В Республике Беларусь, например, сформирована вертикаль, которая представлена такими институтами и органами, как Президент, Кабинет Министров, парламент, госкомитеты, отраслевые министерства и другие органы управления. По "горизонтали" управление осуществляют территориальные органы: советы народных депутатов разных уровней и их исполнительные комитеты.

Особенностью рыночных экономических систем является наличие институтов, которые определяют характер и направления экономической деятельности. Понятие "институты" имеет узкое и широкое толкования. В узком смысле под институтами понимают правила и нормы, по которым экономические субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют хозяйственную деятельность. В широком смысле в понятие "институты" включают различные организации и учреждения, для которых устанавливают в рамках системы "правила игры". Они представляет собой определённый способ хозяйствования (хозяйственный механизм экономической системы) со свойственным ему набором конкретных форм и методов, правовых норм, наличием экономических связей, организационной структурой управления, которая включает все стадии производства. Важнейшими его организационно-управленческими и управленческими воздействиями являются:

· экономическое стимулирование,

· организация производства,

· организация управления,

· регулирование финансово-кредитных отношений,

· регулирование материально-технических связей,

· учёт и контроль,

· правовое регулирование хозяйственной жизни,

· социально-экономическое воздействие на хозяйственные процессы.

***

Одной из отличительных черт современного типа экономических систем выступает их многоуровневость, многогранность, открытость и стремление к интернационализации связей. Более того, современный тип экономики неоднороден по своей социально-экономической структуре. Характер этих взаимосвязей представлен целой иерархией определенных подсистем. Среди них выделяют: микроэкономику, мезоэкономику, макроэкономику, мегаэкономику, метаэкономику.

На микроуровне (микроэкономика) главными субъектами являются обособленные производители и потребители. Домашние хозяйства как потребляющее звено микроуровня решают, что потреблять, а фирмы, предприятия – что производить. Домашние хозяйства продают на рынке ресурсов имеющиеся у них ресурсы, а затем на полученный доход покупают товары и услуги, продаваемые фирмами. В соответствии с особенностями взаимосвязей и отношений на микроуровне экономики здесь складываются и функционируют свои экономические законы. На их содержание и характер действия оказывает влияние тип той экономической системы, к которой принадлежит данный микроуровень экономики (рыночный или какой-либо другой).

На уровне мезоэкономики главными субъектами являются регионы, производственные комплексы, предприятия одной отраслевой цепочки, т.е. связанные горизонтально. От работы каждой отрасли, региона в структурной цепи экономики зависит эффективность мезоэкономики.

На уровне макроэкономики взаимодействуют все субъекты хозяйствования: домашние хозяйства, фирмы, государственные предприятия и учреждения в их взаимосвязи между собой и со всеми сферами национальной экономики. Эффективность совместной экономической деятельности всех участников в рамках целой страны во многом предопределяется уровнем координирующих воздействий и согласованности между ними.

Важным звеном экономической системы выступает мегаэкономика. Без выделения мегаэкономики на практике ни одна национальная экономика не может претендовать на целостность и законченность. Современные экономические системы становятся неотъемлемым звеном различных экономических союзов, возникающих на основе углубления международного разделения труда, роста интеграционных процессов и расширяющихся кооперационных связей.

Метаэкономика (греч. meta – за пределами, возле) дает синергетическое миропонимание в видении нового уровня экономической системы. - уровня зарождающегося экономического метапространства, глобальных взаимосвязей, достижения социально-эколого-экономической и гуманитарной устойчивости.

***

В мировой экономической литературе существуют различные подходы к выделению типов экономических систем.

Под типом системы понимают абстрактную конструкцию, с которой изучаемые объекты сопоставляются по ряду критериев. При этом фиксируются их сходства и различия, вычленяются системообразующие связи и структурные уровни.

В современной экономической науке при рассмотрении типов экономических систем используются разные критерии. Основными являются следующие:

· господствующая форма хозяйствования;

· основные формы собственности;

· способ координации экономических субъектов и действий;

· тип государственного вмешательства в экономику;

· включенность экономики в мирохозяйственные связи.

Поскольку критериев, а это значит, критериальных подходов к классификации много, то и самих классификаций будет несколько.

Рассмотрим их в следующем порядке.

1. Первая классификация связывает выделение типов экономических систем с господствующей формой хозяйствования. При таком подходе выделяются:

· экономическая система с натуральной формой хозяйствования;

· экономическая система с товарной формой хозяйствования.

2. По другому критерию – "основная форма собственности" – различаются экономические системы:

· общинного типа;

· частнособственнического типа;

· кооперативно-общественного типа;

· смешанные.

3. Согласно критерию "механизм (способ) координации действий хозяйствующих субъектов" можно выделить следующие типы экономических систем:

· традиционный;

· рыночный;

· плановый.

4. "Граница и тип государственного вмешательства в экономику" как критерий разделяет экономические системы на следующие типы:

· свободный, либеральный;

· административно-командный;

· экономически регулируемый;

· смешанный.

5. По критерию "степени включенности в мирохозяйственные связи и отношения" экономические системы различают, как:

· закрытую;

· открытую.

6. Наконец, по критерию степени зрелости экономические системы можно различать, как:

· формирующиеся;

· зрелые, развитые;

· деградирующие.

 

 

Рис. 12. Классическая модель рынка труда

Если зарплата под влияниемпрофсоюзов вдруг повысится, то возникнет ситуация, когда фирмы будут меньше нанимать работников, а работники за возросшую зарплату работать больше, т.е. возникнет безработица.

Завышение зарплаты не может быть долгим, т.к. существует конкуренция, рынок вернется к равновесию – это с точки зрения классиков.

Мировой экономический кризис 1929-33 годов показал, что безработица может быть долгой. Пути сокращения безработицы в период кризиса перепроизводства раскрыл Кейнс.

Еще одна особенность рынка труда – он может характеризоваться монопсонией (один покупатель) или олигопсонией (несколько покупателей), когда со стороны спроса на рынке представлена одна или несколько фирм-нанимателей. Например, одно крупное предприятие и все рабочие места связаны с его функционированием – градообразующее предприятие. Ставка зарплаты зависит от этой фирмы.

Еще одна особенность – каждый продавец обладает только одной единицей своего товара, поэтому он более зависит от конъюнктуры рынка, чем покупатель. Множество разрозненных продавцов конкурируют друг с другом, противостоят более сильному покупателю. Сгладить это положение призваны профсоюзы, которые являются организациями продавцов рабочей силы. Профсоюзы в процессе своей деятельности, заключая коллективные договоры с работодателями, добиваются повышения зарплаты, что может привести к негативным последствиям, поскольку отражается на уровне занятости.

Рис. 5.1 Введение налога на товарном рынке

С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение . Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.

Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.

Классификация налогов

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

Виды налогов по объекту:

прямые;

косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

Виды налогов по субъекту:

центральные;

местные.

В России существует трехуровневая система:

федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

маркированные;

немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Виды налогов по характеру налогообложения:

пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):

земельный налог;

налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;

налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):

НДС;

акцизы;

экспортные тарифы;

налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:

налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;

целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;

налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

сбор на нужды образовательных учреждений;

сборы за парковку автомобилей;

налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

Налоги на доходы юридических и физических лиц

Поступления от реального сектора (налог на прибыль)

Поступление косвенных налогов и акцизов

Пошлины и неналоговые сборы

Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

Промышленность

Социальная политика

Сельское хозяйство

Государственного управление

Международная деятельность

Оборона

Правоохранительная деятельность

Наука

Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Бюджетный дефицит — это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.

Бюджетный профицит — это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита.

Источники финансирования бюджетного дефицита

Внутренее финансирование:

выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя)

бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней

использование средств центрального банка

Внешнее финансирование:

продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке

кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций

кредиты иностранных правительств

Вместе внутренее и внешнее финансирование составляют общий объем финансирования.

Требования к бюджету:

Бюджет не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство должно иметь возможность беспрепятственно решать какие задачи являются первоочередными и какими способами их решать. Это обеспечивает гибкость экономической политики.

Должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней. Что способствует автономности бюджетов.

В бюджет должны быть включены все доходы и расходы подконтрольные правительству.

Формирование доходов и осуществление расходов бюджетов всех уровней

Формирование доходов бюджетов

Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

Денежные средства считаются поступившими в доход бюджета с момента совершения кредитной организацией операции по их зачислению на счет органа, исполняющего бюджет.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов. Кроме того, в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы составляют предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Неналоговые доходы составляют:

доходы от использования государственной или муниципальной собственности;

доходы от продажи государственной или муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления;

штрафы, компенсации;

доходы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд.

К доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

арендная плата за сдачу во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям.

Кроме того, доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.

К собственным доходам бюджетов относятся доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Они могут быть как налоговыми, так и неналоговыми.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год. Эти нормативы определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы.

Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Осуществление бюджетных расходов

Расходы бюджетов всех уровней основываются на единых методологических принципах и нормативах минимальной бюджетной обеспеченности на оказание государственных услуг. Эти нормативы устанавливаются правительством.

Расходы бюджетов всех уровней делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы — это расходы на инновационную и инвестиционную деятельность. Они включают расходы на: инвестиции в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам; расходы на проведение капитального ремонта объектов государственной собственности; расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Капитальные расходы составляют так называемый бюджет развития. Порядок его формирования определяется федеральным законом.

Текущие расходы бюджетов — расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений.

Расходы бюджетов осуществляются в формах:

ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам;

трансфертов населению;

бюджетных кредитов;

субвенций и субсидий;

инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

кредитов иностранным государствам;

средств на обслуживание и погашение долговых обязательств.

Получателями бюджетных средств являются бюджетные учреждения. Кредиты за счет бюджетных средств могут предоставляться юридическим лицам на основании законов о бюджетах.

Система доходов государственного бюджета

Понятие и виды государственных доходов

Государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны.

Виды государственных доходов

Согласно ст. 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Согласно ст. 49 БК РФ в доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые д


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.181 с.