Основные формы поддержки проектной деятельности молодежи на территории Кемеровской области — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Основные формы поддержки проектной деятельности молодежи на территории Кемеровской области

2017-06-29 249
Основные формы поддержки проектной деятельности молодежи на территории Кемеровской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уровень реализации Субъект реализации Формы поддержки
Грантовая поддержка Образовательная площадка и грантовая поддержка Образовательные площадки
Региональный уровень Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области Конкурс Грантов Губернатора Кемеровской области - -
Фонд содействия инновациям Региональная программа «Кооперация» - -
  Региональный центр инноваций социальной сферы Кемеровской области   Конкурс «Лучший социальный проект» - Обучающий проект «Мастерская социального предпринимательства» Акселерационная программа кейс-клуб «Комьюнити»
Ресурсный центр поддержки общественных инициатив - Центр поддержки и развития социально-значимых волонтерских инициатив молодежи -
Муниципальный уровень Администрация города Кемерово -Конкурс молодёжных социально-значимых проектов «Кемеровское молодёжное Вече» -Конкурс для молодых предпринимателей «Старт-ап Кемерово» -Студенческий бизнес-инкубатор - Городской молодёжный форум «КТВ. Кемерово – территория возможностей»   Обучающая программа «Бизнес-фреш»
Местный уровень (прим.) ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет Конкурс студенческих проектов «Мой университет – моя семья» - Акселерационная программа для студентов г.Кемерово

 

В рамках осуществления государственной молодежной политики планируется внедрение наиболее эффективных механизмов координации и консолидации усилий всех заинтересованных сторон на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, позволяющих совершенствовать процесс социального развития молодежи Российской Федерации и улучшения ее духовно-нравственных характеристик, повышать общественную и социально-экономическую активность молодежи.

Таким образом, видно, что социальное проектирование на всех уровнях имеет высокое значение для развития общества в целом, так как является основным механизмом реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики. В условиях современного развития общества совершенствуется и законодательная база реализации ГМП, активнее включает в себя элементы социального проектирования.

На федеральном уровне управления обучением и продвижением технологий социального проектирования в молодежной среде накоплен большой положительный опыт. В то время, как поддержка и развитие технологий социального проектирования на уровне реализации региональной молодежной политики находится на стадии становления. Поэтому руководители и организаторы в ходе их реализации сталкиваются с некоторыми проблемами: слабое позиционирование проекта в информационном пространстве и в молодежной среде, недостаточное финансирование. Также большинство проектов организуют представители органов власти, здесь отражается феномен низкой социальной активности молодежи.

Следует отметить, что существует множество грантов и других видов финансовой и образовательной поддержки со стороны государства на реализацию социально значимых проектов, инициаторами которых является молодежь. Задача молодежных лидеров и молодежных команд, нацеленных на успешное освоение социального проектирования изучать данные возможности, выбирать наиболее эффективные, инновационные способы решения социальных проблем и постоянно повышать уровень образованности.

Социальное проектирование тем самым постепенно становится одним из ведущих способов современной организации общественной жизни, эффективным способом решения локальных проблем, повышения различных компетенций (в том числе и профессионально значимых), а также способом самореализации для молодежи.

 

Литература и источники

1. Луков, В.А. Социальное проектирование: учебное пособие / В. А. Луков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003.

2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года (от 18 декабря 2006 г. № 1760-р) / Правительство Российской Федерации. – М., 2006.

3. Проект Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года / Федеральное агентство по делам молодежи Росмолодежь. – М., 2013.

4. Обсуждение «Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью. – URL: http://vmo.rgub.ru/actual/strategy_2025.php дата обращения: 10.04.2017

5. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (от 29 ноября 2014 г. № 2403-р) / Правительство Российской Федерации. – М., 2014.

Научный руководитель – к.с.н., доцент Рассохина И. Ю., ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

УДК 379.8

ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ И ТУРИЗМОМ НА БАЗЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛУБА
Осипова В.Н.

ФГБОУ ВО«Кемеровский государственный университет»

[email protected]

 

Процветание страны целиком зависит от того какие люди в ней проживают, и в частности, от молодого поколения, которое со временем придет на смену поколению нынешнему. К сожалению, на данный момент существует ряд проблем, которые угрожают успешному будущему России. Одной из таких проблем является снижение здоровья граждан. По данным «Росстата» заболеваемость населения по основным классам, группам и отдельным болезням на 2010г. составляло 226159,6 тыс. человек, к 2013г. эта численность увеличилась до 231134,9 тыс. человек, а к 2014г. – 235008,1 тыс. человек [3, с.29]. Такое ухудшение здоровья жителей России требует немедленного исправления, поэтом в приоритетных задачах государственной молодежной политики стоит формирование здорового населения страны. Кроме того, в стратегии молодежной политики до 2025 года указано такая приоритетная задача, как «формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи, формирование экологической культуры, а также повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи» [1].

На мой взгляд, снижение девиантного поведения и улучшения здоровья населения можно добиться вовлечением молодых граждан в занятия спортом и туризмом. Когда у человека есть какое-то хобби, когда он стремиться к какой-то цели, у него отпадает необходимость губить свою жизнь различными видами аддикций. Занятия туризмом часто требуют работы в команде, выносливости, обязательной соблюдении техники безопасности и силы духа. Хочу также отметить, что туризм, а в особенности спортивный, невозможен без занятия спортом и регулярных физических нагрузок. Помимо того, что спорт положительно влияет на состояние здоровья в целом, он также дисциплинирует, позволяет стать более сильным и выносливым.

Если говорить о туризме как о виде путешествия, он не менее важен, особенно в нашем регионе. Полезен он тем, что с его помощью молодые люди знают об особенностях края, в котором проживают, познают что-то новое, а также это прекрасный способ проведения досуга и отдыха. Но, я остановлюсь на спортивном туризме. Спортивный туризм – вид спорта, состоящий из двух групп спортивных дисциплин:

- группа дисциплин "маршрут", соревнования по которым состоят в прохождении спортивных туристских маршрутов с преодолением категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.);

- группа дисциплин "дистанция", соревнования по которым состоят в преодолении дистанций, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе [2].

Как и любой вид спорта, спортивный туризм требует систематических и регулярных занятий и физических упражнений. Нужно это не только для достижения побед в различных соревнованиях, но и для развития мышечной массы и выносливости. Например, в водном туризме отсутствие спортивной подготовки может привести к неприятным последствиям. Соответственно, ни о каких вредных привычках (в частности, таких как курение и употребление наркотиков) не может идти и речи.

Еще одной составляющей туризма являются походы. Походы закаляют организм, учат работать в различных природных условиях, также это атмосферный вид отдыха. Туристические походы очень притягательны для населения, потому что это смена обстановки, это способ отделиться от социального мира и пожить в природных условиях. Некоторые люди обращаются в специальные организации для проведения своего досуга подобным образом. Это хорошо, но мне кажется, что если сделать это более массовым, вовлечь в это детей и молодых людей, то такой способ поможет в решении проблем связанных с ухудшением здоровья населения и девиантным поведением.

Эффективность данного метода решения названных проблем пока не доказана, но мне бы хотелось рассказать об одном туристическом клубе, который осуществляет набор участников и их подготовку.

Туристический клуб «Буревестник» был создан на базе Кемеровского Государственного Университета в 1976 (1975) году и с тех пор ведет активную спортивную и туристическую жизнь. На данный момент руководителем клуба и тренером является Мартыненко Наталья Владимировна. Члены клуба принимают участие в соревнованиях различного уровня (городские, областные, СФО, Россия) и занимают призовые места. Клуб организует всевозможные походы, как многодневные, так и выходного дня (пешие, водные, лыжные, велосипедные и т.д.).

Изначально «Буревестник» был клубом водного туризма и рафтинга, и хотя сейчас водный туризм по-прежнему является приоритетным, но на данный момент уделяется много внимания и остальным видам туризма (например, пешеходному, велосипедному, горному). Конечно, направление деятельности зависит от желания участников клуба, самое главное найти единомышленников среди товарищей, которые поддержат тебя в покорении новых горизонтов.

Набор новых участников ранее проводился только весной, непосредственно перед открытием сезона. Но на данный момент условия диктуют делать его два раза в год, потому как члены клуба это студенты КемГУ, и, как правило, когда проводится «традиционный весенний набор» многие первокурсники уже заняты в какой-либо другой деятельности. После набора новых членов клуба проводится курс лекций по безопасности спортивных путешествий, водные тренировки в бассейне (на которых изучается техника гребли). После этого проводятся тренировки непосредственно на воде, сначала объясняется вся техника безопасности. Необходимо отметить, что соблюдение техники безопасности это главное условие при участии, как в соревнованиях, так и сплавах, соответственно этому уделяется большое внимание. Для новых членов клубов такие водные тренировки нужны, прежде всего, для понимания как вести себя на воде, также изучаются тонкости, например виды гребков и т.п. Для опытных членов клуба это подготовка к соревнованиям, отработка слаженной работы команды. На майские праздники «новички» отправляются в свой первый поход. Любой поход начинается с подготовки. В «Буревестнике» это проходит, примерно, так: назначается руководитель (или несколько), который непосредственно несет ответственность за участников похода, берет на себя организационные вопросы (подача заявки о походе, оформление справок и т.д.). Затем распределяются обязанности между участниками (врач (собирает аптечку), фотограф, завхоз (отвечает за питание), писарь (ведет дневник похода) и т.д.). Перед тем, как отправится в поход все члены похода слушают технику безопасности, рассказывают как вести себя на воде (как правильно выходить на струю, что делать, если упал с плав-средства и т.д.), после чего расписываются в журнале. Туристический клуб «Буревестник» традиционно вывозит своих новых членов на р. Мундыбаш (первая категория сложности).

В летний период проходят различные учебно-тренировочные семинары, сборы, соревнования и походы. Например, ежегодно на р. Казыр клубом проводится семинар по техники безопасности, на котором студенты сплавляются на спасательных жилетах, учатся правильно бросать спасательный конец Александрова, проходят пороги и т.д. В осеннее-зимней период проходят тренировочные занятия, которые готовят участников к спортивной и походной жизни.

Участие в соревнованиях различного уровня финансируется университетом, а вот затраты необходимые на походы отплачивают члены клуба. Что существенно сокращает возможности, так как участники турклуба – это студенты, и просто не у всех есть возможность принимать активное участие в походной деятельности. Но, тем не менее, было бы желание, а возможности всегда найдутся.

В целом туристический клуб «Буревестник» объединяет людей, которым интересна туристическая жизнь, вкус победы в соревнованиях, стремление к своей цели. Кроме того, клуб водного туризма и рафтинга КемГУ осуществляет молодежную политику в области спорта и туризма. Потому что пропагандирует здоровый образ жизни, вовлекает студентов в занятия спортом и развивает туризм в Кемеровской области.

На мой взгляд, если найти действенные технологии по вовлечению молодежи в занятия спортом и туризмом, то можно решить проблемы с ухудшением здоровья. Туризм заразительная вещь, это нестандартно, это интересно. Кроме того существует огромное разнообразие видов (пешеходный, водный, велосипедный, лыжный, горный и т.д.), что позволяет каждому человек выбрать то, что больше всего ему подходит. Возможно, если правильно это развивать и работать в этом направлении, то нашей стране удастся решить многие проблемы относительно молодежи.

 

Литература и источники

1. Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №50. – Ст.7185

2. Об утверждении правил вида спорта «спортивный туризм»: Приказ Минспорта РФ от 22.07.2013г. № 571 // Официальный сайт Министерства спорта РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/pravila-vidov-sporta/ дата обращения: 15.03.2017

3. Агеева, Л.И. Здравоохранение в России / Л.И. Агеева, Г.А. Александрова, Н.М. Зайченко и др. – М.: Росстат, 2015. – 174с.

Научный руководитель – к.пс.н., доцент Иванов М.С., ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

УДК 316. 62-056. 26: 159. 23

СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
Пашкова Д. С., Мартынова Т. Н.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected], [email protected]

 

В Российской Федерации масштаб производственного травматизма возрастает с каждым годом. За 2015 год, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, при несчастных случаях на производстве пострадало более 28 тысяч россиян, из них около 1,5 тысячи – со смертельным исходом. За 2016 год количество пострадавших возросло до 28,2 тысяч человек, из них 1,29 тысяч – с летальным исходом. На территории Кемеровской области, где базовыми отраслями экономики региона являются угледобывающая промышленность (37,4%), металлургия (6,1%), химическая промышленность (5,3%), именно эти структуры дают наибольшее число пострадавших на производстве [7].

Человек, пострадавший на производстве, и получивший статус инвалида, попадает в стрессовую ситуацию, последствиями которой являются изменение его социального статуса, социальных условий существования человека и его внутреннего состояния (сужение социальных контактов, ощущения неопределенности будущего и т.д.), вызванного самой болезнью или инвалидностью. Ограничение возможностей инвалида ставит его перед необходимостью использовать внутренние ресурсы, предъявляет требования к его стрессоустойчивости и адаптированности.

Все выше сказанное указывает на актуальность и значимость проблемы социальной адаптации лиц, пострадавших на производстве, необходимость ее более глубокого изучения.

Социальная адаптация лиц, пострадавших на производстве, определяется как процесс и результат взаимодействия с общественной средой и включение в нее, приспособление к изменившимся условиям жизнедеятельности, в результате чего инвалид не только получает возможность для выживания, но и достижения достойного уровня жизни. Механизм социальной адаптации рассматривается в научной литературе как процесс общения, социальной деятельности, самосознания человека, помогающий ему активизироваться и реализовать свой потенциал. Исследователи по разным основаниям классифицируют механизмы социальной адаптации. Т. О. Паршина выделяет два основных механизма, с учетом формы их принятия субъектом адаптации: добровольный и вынужденный[5].Сложность механизма социальной адаптации связана с тем, что взаимодействуют личность и среда как две системы. С учетом этого возможны различные варианты механизмов этого взаимодействия: первый – совпадение потребностей, ожиданий и требований самого индивида и среды (семья, близкие, специалисты, другие социальные группы, общество в целом); второй – несовпадение этих диспозиций во взаимодействии личности и среды.

Одним из ведущих направлений изучения процесса социальной адаптации инвалидов к трудной жизненной ситуации является определение стратегий совладающего поведения личности. В исследованиях Е. Р. Исаевой отмечается, что сама по себе болезнь (инвалидность) влияет на адаптированность личности, на ее эмоциональное состояние и может определять выбор стратегий совладающего поведения в преодолении стресса [2].

В соответствии с концепцией независимого образа жизни инвалид – пострадавший на производстве, имеет право быть включенным в жизнь общества и иметь активную жизненную позицию в социальных процессах, иметь возможность самостоятельно принимать решения и управлять ситуацией. Так называемый «независимый образ жизни» предоставляет человеку, имеющего инвалидность, ставить перед собой цели и задачи наравне с любым другим членом общества. Это, в конечном итоге, способствует формированию индивидуальный стиль совладающего поведения личности в процессе всей его жизни [6].

Подходы к пониманию совладающего поведения (копинг-поведения) в стрессовых ситуациях были разработаны Дж. Амирханом, Р. Лазарусом, С. Фолкманом и др. Зарубежными исследователями описаны стратегии совладающего поведения: проблемно-ориентированная, направленная на активное преодоление стресса; эмоционально-ориентированная – совладание с эмоциональной реакцией, возникшей от источника стресса [3].

В исследованиях отечественных авторов (Т. Л. Крюкова, 2004; В. А. Бодров, 2000) совладающее поведение определяется как целенаправленное поведение индивида, которое позволяет ему преодолеть тяжелую ситуацию, используя различные способы. В зависимости от того, какие стратегии совладающего поведения использует индивид, зависит его здоровье, внутреннее состояние и отношение жизненной ситуации. Совладающее поведение может быть адаптивным, конструктивным (проявление активности с целью изменения ситуации, сосредоточение на анализе ситуации и поиск способов ее решения) и дезадаптивным и неконструктивным (проявление пассивности, избегания, выраженные негативные эмоциональные реакции и состояния).

Учитывая важность изучения социальной адаптации лиц, пострадавших на производстве, нами было проведено исследования, целью которого было изучение вариантов совладающего поведения (копинг-поведения) инвалидов, и соответствующих им стратегий. В пилотном исследовании участвовало 22 человека, имеющих различные группы инвалидности. Средний возраст испытуемых, принявших участие в исследовании – 40 лет. Характер инвалидизирующего заболевания у респондентов: заболевание опорно-двигательного аппарата вследствие травмы, полученной на предприятии (56%); заболевания, связанное с черепно-мозговой травмой (11%); заболевания, связанные с нарушением (потерей) зрения при производственной травме (11%) и другие (22%). В период проведения исследования в 2017 году, эти лица проходили реабилитацию в филиале Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (г. Кемерово).

В качестве основных методов эмпирического исследования использовались анализ документов и метод тестирования. Для определения копинг-стратегий применялся «Опросник способов совладания» (Р. Лазарус, С Фолкман, в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой) [3, с. 93-112]. Для определения вариантов копинг-поведения – методика диагностики копинг-механизмов Э. Хейма в адаптированном варианте Психоневрологического института им. В. М. Бехетерова [4].

С помощью методики Э. Хейма было выявлено, что 42% респондентов имеют адаптивный вариант копинг-поведения (1 группа), 58% респондентов – дезадаптивный вариант копинг-поведения (2 группа). Распределение испытуемых по группам с учетом варианта копинг-поведения и стратегий совладающего поведения (данные по методике «Опросник способов совладания») представлено в Таблице 1.

Таблица 1

Стратегии совладающего поведения инвалидов с адаптивным и дезадаптивным вариантами копинг-поведения (в %)

Стратегии совладающего поведения Адаптивный вариант копинг-поведения (1 группа) Дезадаптивный вариант копинг-поведения (2 группа)
Конфронтация    
Дистанцирование    
Самоконтроль    
Поиск социальной поддержки    
Принятие ответственности    
Избегание    
Планирование решения проблем    
Положительная переоценка    

Анализ приведенных в таблице данных свидетельствует о том, что лица, пострадавшие на производстве, используют разные варианты копинг-поведения в процессе социальной адаптации к сложившейся жизненной ситуации.

Для респондентов 1 группы с адаптивным вариантом копинг-поведения характерно преобладание следующих копинг-стратегии – «самоконтроль», «положительная переоценка», «принятие ответственности». Для лиц, использующих данные стратегии совладающего поведения, характерно более успешное преодоление негативных переживаний в связи со сложившейся жизненной ситуацией, сохранение самообладания и самоконтроля; признание своей роли, ответственности в преодолении и решении жизненных проблем. Они склонны более позитивно в целом оценивать свою жизненную ситуацию.

Респонденты 2 группы с дезадаптивным вариантом копинг-поведения характеризуются преобладанием таких стратегий совладающего поведения как «избегание», «конфронтация», «поиск социальной поддержки». Типичными поведенческими проявлениями при таких стратегиях являются: «уход» от решения жизненных проблем или пассивное отношение к преодолению трудностей (смирение, растерянность); неоправданные ожидания в отношении решения имеющихся проблем; ориентированность на разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов и помощи. Респонденты с дезадаптивным вариантом копинг-поведения чаще проявляют неконструктивные эмоциональные формы реагирования на стресс (агрессия, конфликтность и т.д.).

Полученные данные имеют предварительный характер. Дальнейшее проведение исследования по данной проблематике на более обширной выборке и при использовании других методов исследования позволят получить значимые и достоверные результаты, которые могут быть использованы для совершенствования работы с лицами, пострадавшими на производстве, в комплексных центрах социального обслуживания, а также при проведении медико-социальных реабилитационных мероприятий.

 

Литература и источники

1. Здоровье работающих: глобальный план действий на 2008-2017 гг. / Всемирная организация здравоохранения // Электрон. науч. доклад. – 2016. URL: http://www.who.int/occupational_health/publications/global_plan/ru/ (дата обращения: 05.04.2017).

2. Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е. Р. Исаева. СПб., 2009. – 136 с.

3. Крюкова, Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т. Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк // Журнал практического психолога. – М.: 2007. №3. – 158 с.

4. Набиуллина, И. В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция / И. В. Набиуллина, И.В. Тухтарова. Казань, 2003. – С. 23–29.

5. Паршина, Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека / Т. О. Паршина // Социс. 2008. №8. – С. 100–106.

6. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко.– М., 2008. – 474 с.

7. Федеральная служба государственной статистики // электронный ресурс. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 05.04.2017).

Научный руководитель – к.пед.н., доцент Мартынова Т. Н., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

УДК 364.26-056.26

СОДЕЙСТВИЕ ПРОЦЕССУ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ ИЛИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ
Понизович М.А.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected]

 

Социальная адаптация лиц, пострадавших на производстве или в результате профессионального заболевания, является серьезной социальной проблемой, на что указывает следующее. По данным Федеральной Службы Государственной Статистики и Министерства труда Российской Федерации за период с 2000 по 2016 год более 666 тысяч человек были впервые призваны инвалидами; было установлено более 107 тысяч случаев производственного травматизма и более 48 тыс. случаев профессионального заболевания. В Российской Федерации в 2015 году насчитывалось 7137 случаев производственного травматизма, из этого числа 3731 несчастный случай имел тяжелые последствия [4].

На территории Кузбасс ведущей социально-экономической деятельностью является угледобывающая промышленность. Как следствие, только в 2015 году на предприятиях угледобывающей (топливно-энергетической) промышленности зарегистрировано 900 случаев (78%) из общего числа случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний (1328 чел.) [5]. В Кемеровской области, по сравнению с другими регионами РФ, наблюдается самый высокий уровень инвалидности, причиной которой являются несчастные случаи на производстве. Не смотря на использование в регионе комплекса мер по восстановлению трудоспособности и здоровья пострадавших, уровень инвалидности продолжал увеличиваться [1].

В зависимости от полученной на производстве травмы или болезни у пострадавших возникает ряд проблем, связанных со здоровьем и новым социальным положением, их дальнейшей трудовой и бытовой деятельностью. Лицам, пострадавшим на производстве, сложнее обучиться на новую профессию, остаться на прежней работе, получить дополнительное образование, сохранить прежние социальные связи. Это, как правило, приводит человека к дезадаптивному состоянию. У лиц, получивших инвалидность в результате несчастного случая на производстве, возникает необходимость в социальной адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности. В связи с этим особого внимания заслуживает проблема социальной адаптации лиц, получивших трудовое увечье, остается актуальной и социально значимой.

Социальная адаптация лиц, пострадавших на производстве, рассматривается отечественными исследователями с разных позиций: методологические основы социальной адаптации личности (Р. Ш. Карданов); подходы к оценке факторов социальной адаптации инвалидов (Л. И. Быстрова, Г. С. Будаева, Ю. А. Домбровская, П. В. Кузнецов), ресурсно-потенциальный подход в системе социальной защиты населения (З. П. Замараева); медико-социальные основы комплексной реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве (А. В. Ан) и т.д.

Анализ научной литературы показал, что исследователи определяют социальную адаптацию как активное освоение личностью социальной среды и интеграцию в ней; как процесс и результат становления соответствия между актуальными потребностями и их удовлетворения путем активной позиции инвалида и т.д. Процесс социальной адаптации человека происходит на разных уровнях (макросреда, микросреда, внутриличностная адаптация); начинается в том случае, если происходят изменения социального состояния и положения личности, связанные с появлением новой социальной ситуации, в том числе в результате трудового увечья.

Согласно ресурсной концепции стресса С. Хобфолла, для обеспечения социальной адаптации необходимы следующие виды ресурсов: материальные доход, дом, транспорт и т.д.) и нематериальные (желания, цели); внешние (семья, друзья, работ, социальный статус, социальная поддержка) и внутренние интраперсональные переменные (самовыражение, жизненные ценности, профессиональные умения, система верований, оптимизм, самоконтроль); психические и физические состояния; эмоциональные, волевые и энергетические состояния [3].

Большинство исследователей выделяют две группы показателей социальной адаптивности личности: объективные (соответствие поведения личности установкам, требованиям, нормам общества) и субъективные (психоэмоциональная стабильность, личностная комфортность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса). С учетом этого, приоритетными направлениями изучения процесса социальной адаптации являются: профессионально-производственная, бытовая (социально-бытовая), средовая (социально-средовая), социально-психологическая адаптация [2].

Для изучения социальной адаптации лиц, пострадавших на производстве в результате несчастного случая или профессионального заболевания, нами проведено пилотажное исследование. Целью исследования является теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение необходимости анализа факторов, влияющих на социальную адаптацию данной категории граждан, для определения первоочередных мер по содействию этому процессу.

При проведении исследования использовался метод анкетного опроса. Анкетирование инвалидов проводились при помощи подготовленной автором анкеты. Вопросы анкеты позволяли испытуемым выразить личное мнение о значимости жизненных потребностей; степени информированности о законодательных актах, соблюдения прав в отношении инвалидов (базовые, политические, социально-экономические, право на доступную среду и т.д.); реализации условий для создания доступной среды; о потребностях в трудовой занятости, профессиональном обучении, переобучении и/или получении дополнительного образования; о потребностях в услугах органов службы занятости, организаций социального обслуживания и т.д.

В пилотажном исследовании приняло участие 22 человека. Выборку составили инвалиды, получившие трудовое увечье в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, и состоящие на учёте в Кемеровском филиале Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования России. Группа респондентов гомогенна по признаку пола – 100% мужчин. С учетом возраста респонденты распределились следующим образом: от 18 до 35 лет (31%), от 35 до 55 лет (31%), от 55 лет и старше (38%). Большинство инвалидов имеют средне профессиональное образование (69%), остальные – среднее общее образование (15,5%) и среднее основное (15,5%). Все опрошенные респонденты стали инвалидами в результате несчастного случая на производстве. В ходе эмпирического исследования были получены данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Оценка респондентами степени значимости жизненных потребностей, соблюдения прав инвалидов (в %)

Перечень потребностей, прав Оценка степени значимости
  Высокая Средняя Низкая
1. Жизненные потребности Степень значимости потребности
1.1 Поддержка родных и близких      
1.2 Потребность в дополнительном доходе      
1.3 Потребность в трудоустройстве      
1.4 Психологическая помощь и поддержка      
1.5 Расширение взаимодействия с людьми      
1.6 Социокультурные потребности (посещение общественных и культурных мероприятий)      
1.7 Улучшение жилищно-бытовых условий      
1.8 Медико-социальная реабилитация      
2. Соблюдение прав инвалидов Степень соблюдения прав
2.1 Социально-экономические      
2.2 Социокультурные      
2.3 Создание доступной среды      
2.4 Базовые права на жизнь, личную свободу, свободу слова и т.д.      
2.5 Политические      
2.6 Экологические      
3. Информированность инвалидов Степень информированности
3.1 Информированность о законодательных актах, отражающих права инвалидов      
3.2 Информированность о возможностях поиска работы (Центр занятости населения, сеть Интернет, СМИ)      

 

Как видно из представленных данных, у большей части инвалидов, принявших участие в исследовании, высоко выражена потребность в поддержке со стороны социального окружения и членов семьи (61%), создании доступной среды (60%), дополнительных доходах (54%) и трудоустройстве (46%). Достаточно высока потребность инвалидов в получении информации о возможностях поиска работы и последующем трудоустройстве с учетом группы инвалидности (у 70% респондентов).

Полученные в ходе исследования результаты носят предварительный характер. Однако можно утверждать, что среди мер по содействию социальной адаптации лицам, пострадавшим на производстве, особую значимость приобретают меры, связанные с оказанием социальной и психологической помощи в упрочении социальных связей, удовлетворении социальной потребности в доступе к образованию (профессиональное обучение, переобучение), оказанием помощи в интеграции в трудовую деятельность (содействие в трудоустройстве). Такие меры содействия социальной адаптации в конечном итоге направлены на преодоление иждивенческой позиции представителей этой групп граждан, достижения ими достойного уровня жизни.

 

Литература и источники

1. Ан, А.В. Медико-социальные основы заболеваемости, инвалидности и научное обоснование системы мер по повышению эффективности комплексной реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве: автореф. дис… д. м. н. [Электронный ресурс]: Москва, 2008. URL: http://medical-diss.com/medicina/mediko-sotsialnye-osnovy-zabolevaemosti-invalidnosti-i-nauchnoe-obosnovanie-sistemy-mer-po-povysheniyu-effektivnosti-komp (дата обращения: 02.03.2017).

2. Карданов, Р.Ш. Методологические основы изучения социальной адаптации [Электронный ресурс] / Р. Ш. Карданов // Cyberleninka. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-izucheniya-problem-sotsialnoy-adaptatsii (дата обращения: 01.03.2017).

3. Практикум по психологии здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2005. 351 с.

4. Производственный травматизм [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 01.03.2017).

5. Региональный обзор о состоянии условий и охраны труда в Кемеровской области в 2015 году [Электронный ресурс] // Департамент труда и занятости населения Кемеровской области. Кемерово, 2016. URL: http://www.ufz-kemerovo.ru/ (дата обращения: 02.03.2017).

Научный руководитель – к.пед.н., доцент Мартынова Т. Н., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

УДК 32.019.52

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБРАЗЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
Рябух


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.