Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.

2017-07-01 625
Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наука развивается в направлении, заданном в том числе и ценностями и мировоззренческими установками соответствующей эпохи. В период научной революции имеются несколько возможных путей роста знания, которые, однако, не все реализуются в действительной истории науки. Можно выделить два аспекта нелинейности роста знаний.

 

Первый из них связан сконкуренцией исследовательских программв рамках отдельно взятой отрасли науки. Победа одной и вырождение другой программы направляют развитие этой отрасли науки по определенному руслу, но вместе с тем закрывают какие-то иные пути ее возможного развития.

 

Тип научного мышления, складывающийся в культуре некоторой исторической эпохи, всегда соответствует характеру общения и деятельности людей данной эпохи, обусловлен контекстом ее культуры. Факторы социальной детерминации познания воздействуют на соперничество исследовательских программ, активизируя одни пути их развертывания и притормаживая другие. В результате "селективной работы" этих факторов в рамках каждой научной дисциплины реализуются лишь некоторые из потенциально возможных путей научного развития, а остальные остаются нереализованными тенденциями.

 

Второй аспектсвязан совзаимодействием научных дисциплин, обусловленным в свою очередь особенностями как исследуемых объектов, так и социокультурной среды, внутри которой развивается наука.

 

Возникновение новых отраслей знания, смена лидеров науки, революции, связанные с преобразованиями картин исследуемой реальности и нормативов научной деятельности в отдельных ее отраслях, могут оказывать существенное воздействие на другие отрасли знания, изменяя их видение реальности, их идеалы и нормы исследования. Все эти процессы взаимодействия наук опосредуются различными феноменами культуры и сами оказывают на них активное обратное воздействие.

 

В эпоху научных революций, когда осуществляется перестройка оснований науки, культура как бы отбирает из нескольких потенциально возможных линий будущей истории науки те, которые наилучшим образом соответствуют фундаментальным ценностям и мировоззренческим структурам, доминирующим в данной культуре.

 

Важнейшую роль культурного фильтра в развитии науки играет философия. Во-первых, она критически оценивает наличную картину мира и нормы познания. Во-вторых, философия выполняет конструктивную функцию, помогая выработать новые основания исследования. Новый эмпирический материал может обнаружить лишь несоответствие старого видения новой реальности, но сам по себе не указывает, как нужно перестроить это видение.

 

Перестройка картины мира и идеалов познания требует особых идей, которые позволяют перегруппировать элементы старых представлений о реальности и процедурах ее познания, элиминировать часть из них, включить новые элементы с тем, чтобы разрешить имеющиеся парадоксы и ассимилировать накопленные факты. Такие идеи формируются в сфере философского анализа познавательных ситуаций науки. Они играют роль весьма общей эвристики, обеспечивающей интенсивное развитие исследований. В истории современной физики примерами тому могут служить философский анализ понятий пространства и времени, а также анализ операциональных оснований физической теории, проделанный Эйнштейном и предшествовавший перестройке представлений об абсолютном пространстве и времени классической физики. Влияние философии особенно явно в ситуации конкуренции разных программ в одной науке или переносе программ из другой науки.

 

Наиболее известными и изученными типами таких революций являются революции в естествознании. Первую подобную революцию обычно связывают с возникновением самого опытного естествознания, которое перешло от априорных натурфилософских и схоластических рассуждений о природе, к опытному, экспериментальному ее изучению. Поскольку ни в античности, ни в средние века систематическое изучение природы научными методами отсутствовало, то в Новое время пришлось начинать с самого начала, а именно изучения простейшей формы движения материи, т.е. простого перемещения земных и небесных тел в пространстве с течением времени. Поэтому главные усилия ученых этого периода были направлены на открытие механических законов природы. Первые законы такого рода были открыты Г. Галилеем, который установил закон свободного падения тел и И. Кеплером, открывшим законы движения планет вокруг Солнца. Но эти законы имели эмпирический характер, так как не давали теоретического объяснения наблюдаемым фактам. Ответ на вопрос: почему вблизи земной поверхности тела падают с одинаковым ускорением, а планеты двигаются по эллиптическим орбитам, законы Галилея и Кеплера не давали.

 

Построенная Ньютоном система теоретической механики не только дала ответ на эти вопросы, но и уточнила, и исправила указанные эмпирические законы, а, самое главное, выдвинула новую парадигму исследования природы, в которой мысль и опыт, теория и эксперимент развивались в нерасторжимом единстве. Для этого Ньютону пришлось сначала создать особый математический аппарат для количественного описания процессов движения и изменения: дифференциальное и интегральное исчисления. С помощью первой производной можно было определить мгновенную скорость движущейся материальной точки, второй производной — ее ускорение, а интеграла — пройденный путь.

 

Вместе с построением математического аппарата Ньютоном впервые была создана теоретическая система, основные понятия и принципы которой допускали ясную онтологическую интерпретацию: материальная точка, закон движения материальной точки, силовое действие точек на расстоянии, равенство действия противодействию, инерциальная система отсчета. «Построенный Ньютоном фундамент, — указывал А. Эйнштейн, — оказался исключительно плодотворным и до конца XIX в. считался незыблемым»1. По существу, его система стала парадигмой для будущих исследований по механике не только дискретных, но и непрерывных масс, а закон всемирного тяготения стал прочной основой небесной механики.

 

Одновременно с построением теоретической системы сформировалась и первая механистическая картина природы, в которой материальные тела отображались в виде системы материальных точек, движущихся под действием сил по заданным траекториям. При этом предполагалось, что если известен закон движения тела и указано его начальное состояние (координаты, время, импульс), то можно точно определить любое его состояние, как в будущем, так и в прошлом. Таким образом, в механической картине природы направление времени никак не учитывается. Поэтому прошлое в ней не отличается от будущего. Пространство и время рассматриваются в механике как абсолютные категории и совершенно не связанные друг с другом. Все эти представления при их распространении на другие науки оказывались неадекватными и приводили к парадоксам и противоречиям. Однако важнейшей причиной отхода формирующихся новых научных дисциплин от принципов, стандартов и норм механистической парадигмы и картины мира было несоответствие их специфическим особенностям объектов изучения новых дисциплин. Поэтому попытки их приспособления к господствующей механистической парадигме оказывались тщетными, в чем мы могли убедиться на примере редукции электричества к невесомой жидкости, химической реакции — к механическому взаимодействию частиц вещества или жизни к механизму, а человека к машине. Все это заставляло исследователей искать новые способы, нормы и методы познания, отличные от традиционных механических. Постепенно вызревало и новое представление и о картине мира изучаемой науки. Переход к дисциплинарно организованной науке считают началом второй глобальной революции в естествознании, которая привела к возникновению самостоятельных научных дисциплин. Он начался в конце XVIII в. и завершился в первой половине XIX в. Если раньше формирующиеся научные дисциплины опирались в целом на общую механистическую парадигму и картину мира, то в первой половине XIX в. они формируют во многом отличную от общей механистической, собственную парадигму исследования, а также другие концепции, нормы и методы исследования. Постепенно происходит также создание своей специальной научной картины мира. Можно поэтому сказать, что в указанный период происходит усиленный процесс дифференциации научного знания, разграничение сфер исследования различных конкретных наук. Тем не менее это не приводит к изменению характерных особенностей классического естествознания. Эти особенности, на наш взгляд, заключаются в следующем:

 

• вере в то, что исходные понятия естествознания могут быть получены путем абстрагирования от чувственных данных опыта, а законы и теории — с помощью индуктивного обобщения результатов наблюдений и экспериментов;

 

• законы природы имеют универсальный характер и математически могут быть выражены с помощью либо обычных дифференциальных уравнений (законы механики Ньютона), либо уравнений с частными производными (законы Максвелла для электромагнитного поля);

 

• предсказания, полученные на основе этих законов, имеют строго однозначный характер. Поэтому в классическом естествознании господствует принцип строгого детерминизма, который часто называют лапласовским, так как Лаппас впервые наиболее точно сформулировал его;

 

• распространив механический детерминизм на всю природу, его защитники приходят к отрицанию объективных случайностей в мире: случайными они называют события, причины или законы которых оказываются еще непознанными, но как только они будут открыты, то события перестанут быть случайными;

 

• при объяснении эмпирических фактов классическое естествознание опирается на принцип редукционизма, т.е. возможность сведения сложных явлений к более простым. Этим принципом часто пользовались в период первой глобальной революции, когда господствовали механистическая парадигма и картина мира. Однако принцип редукционизма используется только для объяснения однородных и сходных явлений и потому имеет весьма ограниченный характер; эти особенности классического естествознания объясняются во многом тем, что оно изучало сравнительно простые системы, состоящие из небольшого числа элементов, которые при исследовании рассматривались как системы закрытого типа, т.е. не обменивающиеся с окружающей природой ни веществом, ни энергией, ни информацией.

 

Переход к исследованию сложных и эволюционных систем, состоящих из большого числа элементов, знаменует начало третьей глобальной революции в естествознании. Она возникает в конце XIX в. в связи с теми эпохальными открытиями, которые были сделаны в физике. Теория относительности А. Эйнштейна в корне изменила прежние представления о пространстве и времени, а квантовая физика дала объяснение тем выдающимся экспериментам, которые выявили делимость атомов, их превращения в процессе радиоактивного распада, дискретный характер излучения энергии и другие. Все эти открытия пришли в явное противоречие с теоретическими представлениями классической физики.

 

Если в классической физике предполагалось, что точность измерения с развитием измерительной техники может безгранично увеличиваться, то в квантовой физике устанавливается определенный предел точности измерения. Согласно принципу неопределенности Гейзенберга, координаты и импульс микрочастицы не могут быть одновременно измерены с высокой степенью точности.

 

В то время как в классической физике корпускулярные и волновые свойства не могут принадлежать одному и тому же объекту, в квантовой физике все элементарные частицы обладают одновременно и корпускулярными, и волновыми свойствами (дуализм волны и частицы). Для описания такой новой ситуации Н. Бором был введен особый принцип дополнительности, согласно которому такой дуализм требует использования разных приборов для обнаружения корпускулярных или волновых свойств микрообъектов. Эти свойства являются дополнительными друг к другу, поэтому полное представление о них может быть достигнуто только с учетом этой их особенности.

 

После физики новые крупные успехи были достигнуты в химии, в которой многие процессы удалось объяснить с помощью новых понятий и принципов квантовой физики и тем самым создать новую квантовую химию.

 

Крупнейшие открытия были сделаны также в космологии, которые установили нестационарный характер Вселенной, образование в ней новых звездных систем и обнаружили смещение к красному концу спектра светового луча, идущего от далеких галактик. Последний результат был истолкован как факт «разбегания» галактик и расширения Вселенной в целом.

 

В биологии настойчивая разработка учения о наследственности привела к созданию современной генетики и построению синтетической теории эволюции, которая дополнила учение Ч. Дарвина результатами достижений в области генетики.

 

Во второй половине XX в. были выдвинуты такие новые фундаментальные теории и методы исследования, как общая теория систем, кибернетика и тесно связанные с ней теории информации и моделирования, сформировалась новая неравновесная термодинамика, проложившая путь к исследованию сложноорганизованных систем и синергетике. Рассмотрим вопрос о том, как повлияли революционные преобразования в неклассическом естествознании на изменение идеалов, норм и стиля научного мышления.

 

С появлением общей теории систем и широким распространением ее методов в теоретических и прикладных науках стал формироваться новый, специфический стиль исследования, ориентированный на целостный охват изучаемой действительности с помощью единых общих понятий и принципов. В связи с этим значительно шире стали применяться методы математического моделирования для изучения самых разнообразных по своему конкретному содержанию систем и процессов.

 

Классическая наука исходила из предпосылки, что научные понятия и теории возникают как обобщение эмпирического опыта. В противовес этому в неклассическом естествознании они рассматриваются как результат сложного познавательного процесса, в котором воображение, интуиция и творчество играют доминирующую роль. Не зря же А. Эйнштейн отмечал, что чувственные впечатле­ния даны нам непосредственно, идеи же свободно изобретаются нами. Но эта свобода, конечно, относительна, ибо истинность идей проверяется опытом.

 

В рамках неклассического естествознания научные теории, парадигмы и картины мира рассматриваются как относительные истины, имеющие приближенный характер и потому нуждающиеся в дальнейшем уточнении, дополнении и исправлении.

 

В связи с этим в нем допускается возможность существования альтернативных теорий, которые с разной полнотой и глубиной отображают различные аспекты изучаемых объектов. В неклассический период значительно больший размах приобретают междисциплинарные и комплексные исследования, которые позволяют с большей полнотой и точностью изучать процессы, происходящие как в системе в целом, так и особенно в отдельных ее подсистемах, которые оставалась незамеченными при дисциплинарном исследовании.

 

Характерной чертой неклассического естествознания и науки в целом является усиление тенденции к интеграции научного знания, которая находит свое воплощение в возникновении так называемых синтетических наук (физическая химия, химическая физика, биофизика, геофизика, геохимия, геобиохимия и т.д.), а также в выдвижении проблем для междисциплинарного и комплексного исследования.

 

Переход к исследованию сложноорганизованных систем существенно отразился на изменении философских оснований не только неклассического естествознания, но и неклассической науки в целом.

 

Если простые системы можно было изучать по частям и рассматривать их общие свойства как суммарный эффект действия частей, то в сложноорганизованных объектах новые системные свойства нельзя сводить к сумме действия частей. Они зависят от характера взаимодействия частей и поэтому в разных условиях приводят к разным системным свойствам.

 

Радикально изменились и философские представления о соотношении между случайностью и необходимостью. Как уже отмечалось выше, в сложноорганизованных системах необходимость не исключает случайности и даже допущение случайности не означает ее превращения в форму проявления и дополнения необходимости, как нередко пишут в нашей философской литературе. Напротив, случайность является источником возникновения нового в мире и условием появления относительного порядка и сохранения устойчивости в сложно организованных системах.

 

Философия русского космизма

Русский космизм - особый духовно-теоретический феномен, возникший в России в конце ХIХ - начале ХХ вв. Будучи целостным социокультурным явлением, космизм ориентирован на синтетическое видение реальности, восприятие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания51.

Выделяют несколько направлений в русском космизме:

  1. Естественнонаучный космизм (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, А.А. Богданов и др.).
  2. Религиозно-философский космизм (А.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров и др.).
  3. Художественно-поэтический космизм (В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин, Н.А. Морозов и др.).
  4. Эзотерический космизм (Н.К. и Е.Н. Рерихи и др.).
  5. Ноосферный космизм (А.Н. Дмитриев, А.Г. Шипов, А.Е. Акимов, Н.Н. Моисеев, А.П. Казначеев, А.Д. Урсул, А.Д. Московченко и др.).

Федоров Николай Федорович (1829-1903) был особым, удивительным, уникальным человеком и мыслителем. С.Г. Семенова считает его основателем активно-эволюционного космизма.

Влияние идей Н.Ф. Федорова на современников было огромно. Владимир Ильин утверждает, что в лице Федорова «во второй раз человечество увидело Сократа, т.е. человека, за которым уже кончаются возможности тварные и начинается боготварность». «Изумительным философом» назвал Федорова К.Э. Циолковский в своих воспоминаниях. Он характеризовал его как своего первого учителя по московским «университетам самообразования», заронившего в него космические мечты. Известную связь с идеями Федорова можно обнаружить у А.Н. Белого, В.Я. Брюсова, Н.А. Заболоцкого, В.В. Маяковского, А.П. Платонова, М.М. Пришвина, И.Л. Сельвинского, О.Д. Форш, В.Н. Хлебникова, художника Б.Н. Чекрыгина. А.М. Горькому особенно импонировал активизм в воззрениях Федорова. Интерес к учению Федорова проявляется и за пределами России - в Англии, Франции, Польше, США, Японии и т.д.

Главным трудом Н.Ф. Федорова была «Философия общего дела». В этой работе прослеживаются три идеи: 1) учение о Троице как нравственном объединении человечества; 2) учение о всеобщем воскрешении; 3) идея активной эволюции человечества.

«Философия общего дела» открывала перед человечеством невиданные дали, призывала к титаническому преобразовательному дерзанию. «Все должны быть познающими и все - предметом знания», - считал Федоров. Всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами в природе и внутри себя, выйти в космос для его активного освоения и преображения, обрести новый, бессмертный космический статус бытия, причем в полном составе прежде живших поколений («имманентное воскрешение»). Сознательное управление эволюцией, высший идеал одухотворения мира раскрывается у Федорова в последовательной цепочке задач: это регуляция «метеорических», космических явлений; превращение стихийно-разрушитель-ного хода природных сил в сознательно направленный; создание нового типа организации общества - «психократии» на основе сыновнего, родственного сознания; работа над преодолением смерти, преобразованием физической природы человека; бесконечное творчество бессмертной жизни во вселенной. Для исполнения этой грандиозной цели русский мыслитель призывает ко всеобщему познанию, опыту и труду в пределах реального мира, реальных средств и возможностей, причем эти пределы будут бесконечно расширяться.

Разработка идеи «активной эволюции» стала наиболее философски глубокой и оригинальной стороной в учении Федорова. Здесь и представления о новом типе органического прогресса: осуществляется он - в противовес прогрессу чисто техническому, орудийному, «протезному» - в самой природе человека (психофизиологическая регуляция). Это и обретение способа питания по типу растений, умеющих синтезировать необходимые органические соединения и строить свои ткани из элементарных веществ среды и солнечного света (автотрофность человечества, по В.И. Вернадскому); это и идея «самосозидания», «естественного тканетворения», будущей «полноорганности» человека, дающей ему возможность бесконечного перемещения, «последовательного вездесущия»; это и метеорическая, космическая регуляция.

Всеобщая регуляция, считал Федоров, - это процесс, имеющий внутренний и внешний аспекты. Внутренняя, или психофизиологическая, регуляция предусматривает управление слепой силой в нас самих. Внешняя регуляция развертывается от единой Земли к целостному миру и охватывает следующие ступени, восходящие по своему масштабу и сложности:

  1. Метеорическую регуляцию, объектом которой является Земля как целое.
  2. Планетарную астрорегуляцию, объектом которой является Солнечная система.
  3. Всеобщую космическую регуляцию, объектом которой является бесконечная Вселенная.

Метеорическая регуляция включает:

а) управление атмосферными процессами (преодоление метеорических «погромов» - засух, наводнений, градобития и т.д.); овладение климатом, выявление оптимального соотношения между почвой, лесом и водой, повышение их естественной продуктивности;

б) регуляцию сейсмически-вулканических явлений;

в) теллурическую регуляцию (рациональное использование земных недр, замена в будущем металла, добываемого в рудниках, металлом метеорического и иного космического происхождения);

г) гелиорегуляцию (использование солнечной энергии и вытеснение ею трудоемкой добычи каменного угля и т.д.).

Следующая ступень регуляции природы предусматривает превращение Земли в космический корабль («земноход» - по терминологии Федорова). Земля сходит со своей земной орбиты и уходит в космические просторы по самостоятельно прокладываемому курсу. Но к этому времени все народы планеты являются единым человечеством, братством и несут за нее всю меру ответственности. Вся Вселенная превратится в Храм, «самым священным местом Храма будет земля <...> иконописью небесною этого небесного Храма будут лучевые образы отцов, изображение наружного и внутреннего строения их тел»52. Далее человечество, вместе с воскрешенными отцами, заселяет всю Вселенную.

И еще один важный момент в учении Федорова. Он понимал библейское предсказание апокалипсиса как условную воспитательную задачу. Ведь создатель не может быть губителем, «он не желает гибели ни единого, а хочет, чтобы все спаслись и в разум истины пришли». Мыслитель подчеркивает: «Будет ли кончина мира катастрофой или же мирным переходом без войн, без естественных бедствий - это зависит от того, останутся ли люди противниками воли Божией, останутся ли они в состоянии вечной вражды или же, объединясь, станут орудиями воли Божией в деле обращения разрушительной силы в воссозидательную»53.

Прошло почти сто лет со дня смерти Н.Ф. Федорова. По-разному можно оценивать его философское наследие. Можно сказать словами С.Н. Булгакова: «самый «проект» должен быть понят не по букве, а по духу, не натуралистически, а религиозно-символически».54 Но с позиций сегодняшнего дня видно, что в «Философии общего дела» провозглашаются общечеловеческие, общепланетарные задачи как раз эпохи ноосферного выбора. Федоров трезво осознавал то катастрофическое направление, которое приняло развитие нынешней «эксплуатирующей, а не восстанавливающей» природу цивилизации.

Первостепенное значение для современного человечества имеет постановка Федоровым вопроса о нравственном преображении человечества («внутренняя регуляция»). Без этой работы над собой, внутреннего самосовершенствования невозможно достичь ступени Богочеловечества, невозможно управлять даже Землей, а не то что всей Вселенной. Первостепенность нравственно-этических вопросов характерна для всей русской философии, и философы-космисты доносили значимость этих вопросов через свои проекты.

Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935) в нашей стране известен всем как отец космонавтики. Но он был еще и мыслителем, развившим свою «космическую философию». Многие из его философских брошюр вышли в Калуге в 20-30-е годы. Предметом исследования ученого является космическая эволюция человечества в масштабе всей вселенной.

В космической философии К.Э. Циолковского мы найдем пеструю смесь разного рода влияний - от индуистско-буддийских верований в реинкарнацию и античного гилозоизма до морали «разумного эгоизма» и современной ему теософии. Гениальная наивность Циолковского не просто эклектически их соединяет, а претворяет в поле его собственных оригинальных мировоззренческих интуиций.

Можно выделить ряд основных положений его космической философии.

  1. Идея монизма вселенной: «Все непрерывно и все едино. Материя едина...». Вселенная является единым, бесконечно сложным организмом, имеющим свою «причину» и «волю».
  2. Идея панпсихизма, т.е. представление о том, что материальная вселенная является живой одухотворенной сущностью. Элементы, ее составляющие, обладают отзывчивостью и чувствительностью. Но степень чувствительности меняется от нуля до неопределенно большой величины в зависимости от развитости объекта. Согласно взглядам ученого, все тела вселенной имеют одну и ту же сущность, одно начало, которое он называет «духом материи», неделимой основой сущности мира. В этом философия К.Э. Циолковского сходна с философией Платона. Поскольку вселенная одухотворена, то живет по законам как физического, так и психического мира. Следовательно, основной вопрос философии решается К.Э. Циолковским с позиций единства духовного и материального.
  3. Идея «разумных сил», действующих во вселенной, и понятие «воля Вселенной». Этим вопросам посвящены ряд работ К.Э. Циолковского: «Космическая философия», «Воля Вселенной», «Неизвестные разумные силы», «Первопричина», «Причина космоса» и др. Вселенная, согласно взглядам ученого, не только материальна и одухотворена, но обладает «разумной волей». Во вселенной все подчинено этой «разумной воле». Во вселенной огромную, в известном смысле даже определяющую роль, играют космические цивилизации; наше человечество лишь одно из них.
  4. Идея самозарождения вселенной, согласно которой все, что существует во вселенной, порождено самой вселенной. Но с другой стороны, сама вселенная существует благодаря воле первопричины. Принцип самозарождения жизни (автогонии) существует, по мнению Циолковского, лишь на некоторых планетах, типа Земли, для большинства же планет вселенной жизнь организуется путем переноса высших форм с развитых планет.
  5. Вселенная бесконечна в пространстве и времени. Она включает в себя бесконечную иерархию космических структур - от атомов («атомов-духов») до «эфирных островов», т.е., выражаясь современным языком, метагалактик разного уровня сложности.
  6. Идея бесконечности и вечности жизни во вселенной. Она распространяется у К.Э. Циолковского на мир как на целое, на ритмы космической эволюции, бесконечную иерархию космических структур. Из идеи вечности и бессмертия вселенной у К.Э. Циолковского органично вытекает идея бессмертия человека.

Антропологическая тема - одна из центральных в космической философии Циолковского. Человек занимает промежуточное положение в цепи космической эволюции: космос населен «зрелыми существами», превосходящими по уровню своего развития человека, и теми, кто по своему развитию ниже человека. Представляя вселенную как социальный организм, Циолковский отводит важную роль в ее эволюции человеку, который должен привнести в нее «разум и волю».

  1. В размышлениях Циолковского заслуживает внимания идея причинно-следственной связи, действующей во вселенной: «В конце концов все, что не совершается, имеет источником давно прошедшие времена <...>, наша воля, наши поступки - настоящие и будущие - результат давно прошедших времен».
  2. Важной чертой космической философии ученого является идея о неизбежности космического будущего человечества, которое достигнет уровня совершенной жизни, будет жить в гармонии с космосом и разнесет эту совершенную организацию жизни по вселенной. Согласно взглядам К.Э. Циолковского на будущее:
    1. выход в космос - необходимый этап развития нашей цивилизации;
    2. процесс космической экспансии, освоения и преобразования все более расширяющейся в пространстве и времени «экологической ниши» человечества будет продолжаться бесконечно;
    3. приспосабливаясь к разнообразным условиям космоса, человек изменится не только социально и нравственно, но и в биологическом отношении;
    4. процесс преобразования космоса будет происходить совместно с другими космическими цивилизациями, в семью которых вольется наше человечество. «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство», - считает Циолковский. Выход в космос является, согласно его взглядам, законом развития человечества и его моральным долгом.

Какие же прогнозы мы находим в космической философии К.Э. Циолковского относительно более отдаленных перспектив космонавтики? После осуществления глобальных преобразований солнечной системы наша цивилизация распространится по вселенной как носитель разума и счастья. В этом, считал Циолковский, и состоит величайшая миссия человечества, высшая цель его существования. Циолковский допускал возможность значительного продления человеческой жизни. На определенной стадии освоения космоса наша цивилизация вступит в контакт с другими цивилизациями космоса. Вся совокупность космических цивилизаций, включая нашу собственную, выступает как единый фактор эволюции космоса, единая сила, изменяющая его своей преобразовательной деятельностью.

Многие идеи космической философии К.Э. Циолковского уже оказались буквально пророческими. Не исключено, что и некоторые спорные выводы ученого обнаружат новые эвристические смыслы в обновляющемся потоке человеческой культуры.

Чижевский Александр Леонидович (1897-1964) - выдающийся ученый, основатель гелио- и космобиологии, теории и практики аэроионификации, мыслитель, поэт, художник.

Одной из основополагающих идей, определивших научные исследования А.Л. Чижевского, является идея единства живого и неживого, человека и космоса. По его мнению, все на Земле обязано космической энергии: перемены в погоде и смена времен года, приливы и отливы, стихийные бедствия и мирное развитие растений, животных и человека. Вся эволюция Земли и жизни на ней происходит вследствие процесса вибрации космических сил.

Точка зрения А.Л. Чижевского на происхождение жизни на Земле близка представлениям других русских космистов, прежде всего К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, он так же считает жизнь «явлением космическим». Ученый пишет: «Мы вправе рассматривать весь органический мир нашей планеты как творчество, как отражение космического процесса...»55.

Космическая энергия, являясь творящим началом, задает некий ритм всему творению. Космический ритм является, согласно Чижевскому, мировым принципом. Этому принципу подчинено все в мироздании. По мнению Чижевского, звездные системы рождаются, живут и умирают так же, как человек, животное и растение, но лишь для того, чтобы вновь создать новую систему или новый мир. Устанавливая факт вечного кругооборота, а значит, и бессмертия Космоса как «Великого Целого», Чижевский подводит нас к осознанию вечного кругооборота, а значит, и бессмертия жизни.

Главным объектом исследований Чижевского было Солнце, влияние солнечной энергии на биосферу Земли, на человека. Отсюда родилось его учение о гелиотараксии. А.Л. Чижевский тщательно изучает историю возникновения солнечных пятен, их влияние на живые организмы, человека и приходит к выводу, что деятельность Солнца - явление закономерное, она протекает периодически и вызвана внутренними и внешними причинами. А.Л. Чижевский вычислил периодичность пятнообразовательных процессов, равную 11,1 года. Размышляя над тем, какую роль играет лучистая энергия Солнца для планеты Земля и ее обитателей, А.Л. Чижевский приходит к следующим эмпирическим выводам:

  1. Лучистая энергия Солнца является одним из основных факторов, вызвавших развитие органической жизни на Земле. Бесконечно разнообразные проявления жизни Земли находятся в прямой энергетической зависимости от Солнца. Лучистая энергия Солнца озаряет эти образования движением, чувством, мыслью.
  2. Лучистая энергия Солнца является могущественным биологическим деятелем, и колебания в ееколичестве обусловливают все те изменения в органической природе, которые мы наблюдаем в связи с широтою места, временем года и другими геофизическими и сезонными факторами.
  3. Солнечная система по своим функциям аналогична живому организму, прослеживается связь между физиологическими механизмами живого существа и физико-химическими механизмами Солнца. Жить - значит пропускать сквозь организм поток энергии, которая ведет свое происхождение от Солнца. Количество притекающей лучистой энергии влияет на ускорение химических и физиологических реакций.

Чижевский приходит к выводу, что аналогично 11-летней периодичности солнцедеятельности существует 11-летняя периодичность разнообразных явлений в физическим мире: стихийные бедствия, рост растений, разнообразные проявления в жизни животных, в физических явлениях. В жизни человека - это периодичность различных заболеваний, преступности, социальные и политические проявления, экономическое развитие и т.д. Таким образом, человек и среда в учении А.Л. Чижевского связаны между собой глубокой связью.

Важным аспектом космизма А.Л. Чижевского является положение о влиянии солнцедеятельности на исторический процесс. На основании эмпирических данных он выделил специальную отрасль знания - историометрию. В основе этой новой науки лежит энергетическая гипотеза о связи солнцедеятельности и всемирно-исторического процесса. Ученый доказывает, что как максимумы, так и минимумы лучистой энергии Солнца действуют на человека почти одинаково: они тормозят его психическую деятельность и производят целый ряд отрицательных физиологических эффектов. Только оптимум лучистой энергии Солнца производит на человека благоприятное воздействие. Чижевский доказал совпадение во времени циклических проявлений солнечной активности и массовых проявлений в человеческом обществе. Отдельные разновидности агрессивного поведения (психозы, убийства, изнасилования, драки, грабеж и т.д.), войны, революции, восстания, реформы и т.д. в совокупности складывают картину массовых действий. Сильные пертурбации Солнца, т.е. магнитные бури, вызванные появлением пятен на Солнце, во всех исследуемых случаях у большинства людей одновременно вызывали понижение интеллектуальной деятельности при повышенной нервной и сексуальной возбудимости, резко выраженной эмоциональности и переизбытке моторной энергии.

Всемирно-исторический цикл, совпадающий с циклом солнцедеятельности, равный 11,1 года, Чижевский


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.