Камай Гильм Хайревич (1935-1937) — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Камай Гильм Хайревич (1935-1937)

2017-07-01 360
Камай Гильм Хайревич (1935-1937) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(23.2.1901, г. Тетюши Казанской губернии – 17.3.1970, г.Казань), химик-органик, доктор химических наук (1941), профессор (1931), заслуженный деятель науки и техники ТАССР, РСФСР (1944, 1961). Ученик А.Е.Арбузова. Основатель казанской химической школы мышьякорганических соединений.

С 1916 по 1920 гг. учился в Казани и получил диплом учителя. С 1920 по 1922 гг. Г.Х.Камай находился на партийной работе сначала в Москве, потом в Омске. Был направлен на учебу в Томский университет на химическое отделение. В 1926 г. успешно защитил дипломную работу и в этом же году приехал в Казанский университет для прохождения аспирантуры у профессора А.Е.Арбузова. После её окончания он, в числе группы молодых ученых, стажировался в Германии у профессора Якоба Мейзенгеймера в Тюбингенском университете.

В 1931-1937 гг. в Казанском университете (с 1935 ректор). Одновременно в Казанском химико-технологическом институте: заведующий кафедрой промежуточных продуктов и красителей (1931-1937), заместитель ректора (1944-1945), заведующий кафедрой технологии основного органического синтеза (1946-1970), руководитель комплексной лаборатории мономеров и полимеров (1958-1970).

В 1941 г. Камай блестяще защитил докторскую диссертацию на тему: «Исследование в области асимметричных соединений фосфора и мышьяка. В 1946 г. он был избран ученым секретарем КФАН СССР, где под его руководством работала группа сотрудников сначала в химическом институте, а затем в институте органической и физической химии АН СССР.

 

КУ во время ВОВ

К началу Великой Отечественной войны Казанский университет значительно окреп и вырос. В его составе было 6 факультетов, 33 кафедры, 15 лабораторий, 2 обсерватории, биологическая станция, 2 научно-исследовательских института, научная библиотека. Количество студентов в 1940-1941 годах превысило 2000 человек.

В воскресный день 22 июня студенты готовились к последним экзаменам, но как только пришло известие о начале войны, вышли на митинг. Была принята резолюция: «Студенты Казанского Государственного университета… заверяют советское правительство в своей полной готовности по первому их зову, до последней капли крови защищать честь и свободу социалистической Родины».

Началась мобилизация. К 1 октября 1941 года из 1198 комсомольцев осталось не многим более 600 человек, к 1 декабря – 49. Начавшаяся война внесла существенные коррективы во все сферы жизнедеятельности университета. На повестку дня встала исключительно важная и сложная задача – оказать совместно с научными силами Татарии действенную помощь промышленности, сельскому хозяйству в быстрейшей их перестройке для работы в условиях военного времени.

Была и другая, не менее важная задача – по возможности сохранить, несмотря на сокращение преподавателей и студентов, достигнутый уровень подготовки специалистов.

Основным документом, отразившим порядок перестройки учебного процесса, стало письмо Наркомпроса РСФСР от 1 июля 1941 года: переход на трехлетнее обучение, по 42 часа в неделю, летние каникулы сократились до 1 месяца, зимние – до 1 недели. Учебный год, как правило, начинался с большим опозданием.

Конечно, перестройка перечисленными мерами не исчерпалась, тем более что в течение 41-42 годов систематических занятий в КГУ не проводилось. Во-первых, потому что в июле 1941-го было принято решение перебазировать в Казань 33 из 85 научных учреждений АН СССР. Естественно их надо было разместить. Университету пришлось сильно потесниться: эвакуированных расселяли в студенческое общежития, в домах сотрудников, была проблема с размещением оборудования. Во-вторых, студентов и аспирантов постоянно отвлекали от учебы, для участия в работах разгрузки – погрузки. Они работали на полях колхозов и совхозов, убирали снег со взлетной полосы аэродрома, кололи дрова. В третьих, огромное число мобилизованных на фронт. В конце октября практически все студенты и преподаватели были мобилизованы на строительство Волжского оборонительного рубежа.

Аудиторий не хватало, на биологическом факультете читали лекции прямо в коридоре на третьем этаже; отопления не было – даже стены были заиндевелые. Студенты Г.Вульфсон и Н.Муньков вспоминали: «Слушать и записывать лекции было трудно, чернила мерзли, поэтому приходилось брать чернильницу в руки и дышать на нее, не хватало даже простых карандашей».

В учебный план было внесено 120 часов обучения сельскохозяйственным работам: чтобы студенты могли оказать квалифицированную помощь селянам. Были приняты новые правила приема в университет, их цель – облегчить поступление. Тем не менее, в 1941 и 1944 годах университет план приема не выполнялся. Существенно изменился качественный состав студентов, из года в год росло количество демобилизованных по ранению. Появились студенты из Украины, Белоруссии, Прибалтики и других регионов. Профессорско-преподавательский состав тоже менялся: мобилизованные казанские преподаватели заменялись эвакуированными профессорами.

Большая работа легла на плечи сотрудников Научной библиотеки: она должна была обслуживать и «своих» абонентов, и эвакуированные научные институты, и раненых в госпиталях. Только по заявкам раненых было выдано 3 тысячи экземпляров книг и журналов.

Содружество эвакуированных ученых и сотрудников КГУ в годы войны дало свои плоды. В ноябре 41-го был создан научно-технический совет при Госплане ТАССР, который занимался разработкой теоретических и практических вопросов, имеющих народнохозяйственное и оборонное значение, организацией научных консультаций и экспертиз по различным отраслям народного хозяйства. В работе НТС принимали участие академики А.Е.Арбузов, А.Е.Порай-Кошиц, профессора В.И.Баранов, Н.А.Ливанов, И.А.Дюков, Н.Н.Качалов и другие.

В июле 42-го была создана Комиссия по мобилизации ресурсов Поволжья и Приуралья на нужды обороны. Она состояла из восьми секций: нефтяной, энергетической, минерально-сырьевой, сельскохозяйственной, зооветеринарной, химической, водохозяйственной, экономической.

Успешно развивалась деятельность математиков и физиков, установивших тесные контакты с промышленными предприятиями Казани. Выдающимся стало открытие Е.К.Завойским явления парамагнитного резонанса (1944). Продолжая ранее начатые исследования, химики включились в разработку наиболее актуальных в связи с войной тем. Работать приходилось в крайне стесненных условиях. Они приняли активное участие в организации производства сульфамидных препаратов, медицинского эфира и глюкозы для госпиталей. Под руководством А.Ф.Богоявленского группа ученых занималась изготовлением зажигательной смеси, которая использовалась в качестве противотанкового средства.

На биологическом факультете успешно изучали действие некоторых полимеров при заживлении кожных ран. Исключительно важное место в работе геологов заняли поиски стройматериалов и источников водоснабжения в пределах оборонительного рубежа. На историко-филологическом факультете изучали борьбу народов России за свободу и независимость.

Всего за время войны в Казанском университете было выполнено около 300 научных работ.

С первых дней войны университет, как и многие другие, шефствовал над госпиталями. Главной в этой работе стала помощь по уходу. Особое значение приобрели агитационные беседы: студенты читали раненым передовицы «Правды», сводки «Информбюро», разъясняли правила противовоздушной и противохимической обороны.

Самое активное участие приняли студенты и сотрудники в оказании помощи по восстановлению освобожденных советских городов: Сталинграда, Орла, работали в Донбассе.

Не все ушедшие на фронт вернулись: при освобождении Гжатска погиб батальонный комиссар А.П.Плакатин, бывший декан историко-филологического факультета; смертью героя погиб старший лейтенант Г.С.Хамитов, ассистент физико-математического факультета; на Украине погиб сотрудник Астрономической обсерватории А.Ш.Гайнуллин. И еще 88 человек, память которых увековечена на «Камне славы» (установлен в главном здании). Вернулись: М.Т.Нужин, Е.П.Бусыгин, С.А.Альтшулер, В.М.Винокуров, Н.М.Непримеров, И.М.Романов и десятки других.

 

24. Казанский университет в первые послевоенный годы (1946-1953 гг.). Расширение университетского кампуса. Развитие учебного процесса и научных исследований.

Во время Великой Отечественной войны в 1941—1943 годах в Казанском университете размещались эвакуированные из Москвы и Ленинграда учреждения Академии Наук СССР, общежития для их сотрудников.

Так, в главном корпусе университета действовали президиум Академии (возглавляемый вице-президентами О. Ю. Шмидтом и Е. А. Чудаковым, а с 1943 года — А. Ф. Иоффе и Л. А. Орбели), а также несколько крупных академических институтов, в том числе ФИАН, Институт физпроблем и Физтех.

В апреле 1945 года на базе университетских и академических подразделений был учреждён Казанский филиал АН СССР.

В 1952 году Казанский юридический институт (бывший Институт советского права) вновь стал юридическим факультетом КГУ.

В 1953 году сооружён химический корпус КГУ.

В разгар Великой Отечественной войны, в 1944-ом, Е.К. Завойский сделал фундаментальное научное открытие – зафиксировал явление электронного парамагнитного резонанса, его исследования продолжили С.А. Альтшулер, Б.М. Козырев, другие учёные, составившие крупнейшую школу магнитной радиоспектроскопии и квантовой электроники.

Ректоры:


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.