Развитие науки в КУ во второй половине XIX веке. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Развитие науки в КУ во второй половине XIX веке.

2017-07-01 256
Развитие науки в КУ во второй половине XIX веке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В конце XIX в. профессор Е. В. Адамюк основал кафедру офтальмологии в университете и первую клинику глазных заболеваний в Казани. Мировую известность получила его работа 'О внутриглазном давлении', он создал многотомное руководство по глазным болезням.

Профессор В. М. Бехтерев - основоположник экспериментальной психологии в России-занимался в Казанском университете изучением нервной деятельности человека. В 1885 г. здесь была открыта первая в России психофизическая лаборатория. В. М. Бехтерев создал фундаментальные труды по головному и спинному мозгу. Выдающимся ученым в области физиологии был профессор Н. А. Миславский. Крупные исследования в области зоологии выполнили Н. П. Вагнер, М. Н. Богданов, А. О. Ковалевский.

Ряд крупных научных исследований, а также лекционных курсов был посвящен отдельным проблемам развития общественной мысли, исторической науки, языковедению. Социально-экономическое положение народных масс, в т. ч. Волжско-Камского края, находилось в центре научных интересов историка С. В. Ешевского, история славянских народов - в трудах В. И. Григоровича, история русского права - в лекциях Н. П. Загоскина, сравнительное языкознание - в сочинениях В. А. Богородицкого. Передовая научная мысль, несмотря на упорное сопротивление реакционных сил, поддерживаемых царским правительством, продолжала пытливо искать ответы, поставленные самой жизнью, потребностями развивающейся промышленности и сельского хозяйства, необходимостью широкого исследования родной страны и ее богатейших недр. Много ценного в этом отношении было сделано и различными казанскими научными обществами, организованными на базе университета,- обществом врачей (1868 г.) и естествоиспытателей (1869 г.), Обществом археологии, истории и этнографии (1878 г), юридическим (1879 г.), физико-математическим и неврологическим обществами (1890 г.). Они объединяли значительную группу демократической интеллигенции, бескорыстно стремившейся помочь стране в ее развитии. Казанский университет способствовал развитию прогрессивных тенденций в культуре народов Поволжья и прежде всего татарского. Так, в деятельности Общества археологии, истории и этнографии активное участие приняли татарские ученые К. Насыри, X. Фаизханов, Ш. Марджани. Каюм Насыри был крупным татарским ученым-энциклопедистом, просветителем и писателем-демократом, который создавал на родном языке книги и учебники по языкознанию, литературе, истории, этнографии, географии, математике, физике, педагогике и другим отраслям науки.

В 50-60-х годах в области лингвистики, этнографии и истории татарского народа много и успешно работал замечательный ученый-просветитель X. Фаизханов, который в качестве адъюнкта восточной словесности преподавал в Петербургском университете тюркские языки. В 1862 г. он опубликовал 'Краткую грамматику татарского языка', а в 1864 г. подготовил к печати фундаментальный труд 'Материалы для истории Крымского ханства'

Серьезный вклад в развитие передовой общественно-политической и исторической мысли внес Ш. Марджани - широко образованный философ, историк, литератор, языковед, крупный знаток истории, культуры и быта Востока. Его перу принадлежит около 30 работ и прежде всего его фундаментальный труд 'Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар' ('Сведения, привлеченные для истории Казани и Булгар'), который выдвинул его в ряды основоположников национальной исторической науки Философская концепция Ш. Марджани была идеалистической с налетом религиозно-этических представлений. Вместе с тем он активно пропагандировал просветительские идеи, выступал против патриархальной косности.

В августе 1874 г. в Казани состоялось открытие второго высшего учебного заведения-ветеринарного института. Организация института была обусловлена объективными причинами и прежде всего необходимостью улучшить подготовку специалистов - ветеринарных врачей. При этом, естественно, учитывались роль и значение в развитии науки Казанского университета. Новый институт с первых же шагов своей деятельности был ориентирован на обслуживание обширных районов Волго-Камья, Средней Азии и Сибири.

Со временем институт сумел стать крупным центром ветеринарной науки и ветеринарного образования. Вначале же профессорско-преподавательский состав института насчитывал всего 14 человек. Институт долгое время не имел даже собственного здания - он размещался в арендованном двухэтажном доме купца Щербакова, расположенном на Грузинской улице (ныне угол ул. К. Маркса и ул. Жуковского). Только в 1891т. началось строительство собственных зданий и клиник института на Арском поле. Строительство это, с постепенным открытием отдельных помещений, продолжалось вплоть до 1907 г. Правительство мало заботилось об укреплении материальной базы института, о расширении его штата. Многое держалось на энтузиазме отдельных ученых, внесших большой вклад в развитие ветеринарной науки. Среди них профессора К. Г. Блюмберг, К. Г. Боль К. 3. Клепцов, К. М. Гольцман, Г. П. Кириллов Г. А. Гуловский, Л. А. Третьяков и др. В 1883 г. институт приступил к изданию своего журнала 'Ученые записки'. Серьезные работы проводились в области нормальной и патологической анатомии, хирургии, физиологии, терапии, диагностики и других наук. Среди крупных научных открытий следует особо назвать известную казанскую вакцину против сибирской язвы, которая успешно применялась в районах Камско-Волжского бассейна и Дальнего Востока.

 

Университетский кампус в начале XX столетия. Проекты К.Л. Мюфке, их реализация в начале XX века.

14 декабря 1899 года Карл Людвигович вступает в должность «университетского архитектора». Он решает две задачи. Во-первых, - поиск площадей для новых факультетов и институтов. Мюфке приходит к мысли снести старые одноэтажные, не связанные внутри с главным корпусом «глаголи» по бокам и вставить на их местах трехэтажные соединенные пристрои. Осуществить удалось только западное крыло, предназначавшееся для аудиторий и юрфака.

Восточное крыло, задуманное для анатомического, физического, химического и гигиенического институтов, не реализовалось по случаю начавшейся войны с Японией, а за ней революции 1905 года. Здесь Мюфке тактично внедряется в архитектуру русского ампира, придерживаясь традиций и мотивов классицизма.

Вторая задача переустройства университета – внутренняя перепланировка главного корпуса – без преувеличения делает Мюфке соавтором здания. Судите сами. Прежде уходящие в обе стороны от вестибюля центральные коридоры состояли из сдвинутых относительно друг друга отсеков, соответствовавших планировке старых домов, из которых собран главный корпус. Каждый их стык сопровождался узким проемом, которых было, аж, 15! Окна в торцах коридоров еле проглядывали. Мюфке, тщательно изучив конструктив строения, создает широкие, прямые и светлые коридоры, расчлененные арками. Лишь как рудименты старой планировки остались коридорчики-тамбуры деканата биофака и университетского профкома.

Подробнее: Весь 1900 год Мюфке ведет составление проекта и школы, и чертежей по переустройству главного корпуса университета, что, несомненно, являлось достаточно тяжелым трудом для молодого архитектора, занимавшим все его время. И уже 29 ноября 1900 года Карл Людвигович пишет в Правление Императорского Казанского университета: «Вследствие выяснившейся на опыте невозможности совмещать обязанности Заведующего Художественной школы и руководителя архитектурным отделением этой школы с должностью архитектора Императорского Казанского Университета, имею честь покорнейше просить Правление уволить меня с 1 декабря сего (1900) года. В осмотре ремонта и сдаче отчета о нем я приму участие».

Но, несмотря на колоссальную загрузку, Мюфке все же возвращается к проектированию для университета и в июне 1901 соглашается на «составление проектов и смет для предположенных перестроек Западного пристроя и Главного здания Университета на основе представленных ранее в Министерство эскизов… в пятинедельный срок», к августу этого года был уже готов первый вариант проекта реконструкции Главного здания и перестройки Западного крыла.

К 1900 году в ведении Императорского университета находились следующие здания: Дома Кастельевский и Спижарный (Ректорский дом и Геометрический корпус), приобретенные университетом; здания медицинских лабораторий; новая и старая Библиотеки; здание Физико-химической лаборатории; Анатомического института; Астрономическая обсерватория, ботанический и гигиенический кабинеты в здании бывших бань; два полукруглых здания (бывшие конюшни), переделанные для служителей и должностных лиц.

Общие планы 1900 года изначально включали: реконструкцию-реставрацию Главного здания, надстройку третьего этажа и проведения системы отопления в нем, строительство Восточного и Западного пристроев к Главному корпусу, возведение новых зданий для Химической лаборатории, Физического и Анатомического институтов – как первая очередь; вторая же очередь должна была включать строительство зданий для кафедр Патологической анатомии, Судебной медицины, Оперативной хирургии, Общей патологии, Хирургической патологии, Терапии и Гигиены, Терапевтическую и Нервную клиники, Астрономическую обсерваторию с Фотографическим экваториалом; третья очередь – Магнитная и Метеоритная обсерватории, Госпитальные клиники.

Неизвестно, почему проектирование продолжилось только в середине 1901 года, хотя вполне возможно, что причиной могла стать отставка Мюфке с должности архитектора университета и его занятость проектом Художественной школы.

На первом этапе было решено начать с реконструкции ветхого Главного корпуса и строительства нового Западного пристроя. Почти два последующих года велось лишь проектирование, постоянно проводились строительные комиссии, заседания, на которых вносили изменения в чертежи, велась рутинная работа. Работы в Главном корпусе, предположительно, начались уже в 1902 году. Западный же флигель не могли начать вплоть до 1903 года. Дополнительно, в декабре 1902 года Мюфке согласился «принять на себя составление проектов и смет» на проектирование Анатомического института, Институтов Патологической анатомии, Судебной медицины и Оперативной хирургии. Он также запроектировал Восточный пристрой к Главному корпусу, Служительские казармы, Физический институт, Химическую лабораторию и, вполне возможно, еще несколько построек, о которых отсутствует или утеряна информация. Им были сделаны рекомендации по реставрации всех существующих зданий университета. Но в связи с начавшейся войной в 1905 году осуществлены были лишь планы по реконструкции Главного здания КИУ и строительство Западного крыла, хотя и в весьма урезанном, удешевленном варианте.

Большая часть его проектов для учебных заведений, указанных выше, и других последующих построек зодчего, имеет ряд характерных черт, типовых приемов, которые он применял от здания к зданию. Например, сложная композиция сооружения из пересекающихся, зачастую разноэтажных блоков; членение фасадов по вертикали и горизонтали за счет выступающих элементов, отделки; применение смешения разных стилей; выделенные, интересные входные пространства в плане; акцентированное внимание на главную лестницу, коридорные системы и так далее. Следовательно, описание творчества Мюфке не может проводиться без учета данных проектов.

 

12. Казанский университет в годы первой русской революции. Участие преподавателей и студентов КУ в общественно-политических событиях в начале XX века.

Если в университетском отчете за 1900-1901 учебный год говорилось, что “нарушений студентами их обязанностей по отношению к университету не было”, то уже в последующем картина резко меняется. Увеличение числа студенческих забастовок заставило правительство пойти на уступки. 22 декабря 1901 года были утверждены временные правила организации студенческих учреждений. Но пока совет университета образовывал комиссию для введения в действие временных правил, студенческие волнения приобретали все больший размах. В феврале 1902 года попечитель учебного округа и совет приняли решение о временном закрытии университета. Однако в действие оно не вступило, власти ограничились арестом зачинщиков выступлений.

Эти события вызвали раскол в самой студенческой среде. Число настроенных лишь слегка оппозиционно уменьшается. Часть студентов охватывают революционные настроения, часть — вступает в борьбу с ними.

24 августа 1902 года вступили в действие новые студенческие правила, согласно которым были созданы институт кураторов и профессорский дисциплинарный суд. Последний рассматривал дела о нарушении порядка учащимися в здании университета, о столкновениях с преподавателями или другими должностными лицами. По новым студенческим правилам допускались курсовые собрания и назначение курсовых старост. На ученом совете университета разгорелся спор о деятельности кураторов. Профессор В.Ф. Залеский видел в них своего рода инспекторов, пресекающих революционную пропаганду среди учащихся. Либеральные профессора Г.Ф. Шершеневич и М.Я. Капустин предлагали не торопиться, предварительно добиваться доверия со стороны студенчества.

Несмотря на временные уступки и послабления, в весеннем семестре 1902-1903 годов на 151 студента были наложены взыскания за произведенные беспорядки. Из них 43 человека были исключены из университета.

Начавшаяся русско-японская война еще больше поляризировала студенческую массу. Студенческие беспорядки 5 ноября 1904 года показали отдаленность профессуры от студенческого движения.

«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года вызвало огромный резонанс по всей стране. В Казани политическим «детонатором» стала забастовка алафузовских рабочих 20-23 января. Алафузовцев поддержали рабочие других предприятий города — механического завода Свешникова, паркетной фабрики Локке, завода Крестовниковых. 24 января началась забастовка студентов Казанского университета.

Новая волна революционных событий приходилось на лето — декабрь 1905 г. Нарастало брожение в частях Казанского гарнизона. Студенты Казанского университета и ветеринарного института решили открыть двери высших учебных заведений для революционной пропаганды и агитации.

27 августа 1905 года были опубликованы “Временные правила”. Судя по их содержанию, большая часть требований советов университетов была удовлетворена.

В 1905 году учебный год был объявлен, но из-за митингов долго не мог начаться. 28 сентября решением совета университет был закрыт до 6 октября. Члены совета просили студентов не превращать университет в арену политической борьбы. Одновременно профессора пришли к выводу, что без общей политической свободы организовать нормальное обучение невозможно.

В сентябре-октябре в Казанском университете и ветеринарном институте проходили массовые митинги с участием рабочих, ремесленников, солдат, учащихся средних учебных заведений. Зачастую здесь звучали такие лозунги, как «Долой самодержавие», «Да здравствует революция», «Да здравствует Учредительное собрание».

7 октября началась Всероссийская политическая стачка. Первыми ее поддержали казанские печатники. Работа всех типографий была парализована, в течение трех дней не выходила ни одна газета. Забастовка печатников продолжалась со второй половины октября по 8 ноября. В это время стачечное движение развернулось на заводах Свешникова, Рама, Либихта. Бастовали приказчики магазинов, служащие учреждений, учащаяся молодежь.

На накал и ход борьбы огромное влияние оказали кровавые события 17 октября 1905 г. Тогда казаки применили оружие против митинговавших у Казанского университета рабочих, ремесленников, учащихся. Было убито и ранено около 40 человек.

Последовал взрыв возмущения. 19 октября при участии татар началось разоружение полиции, создание боевых дружин, отрядов народной милиции. Была создана городская коммуна. Корреспондент австрийской либеральной газеты «Новая свободная пресса» сообщал: «Казань. Народ обезоружил полицию. Оружие, отнятое у нее, распределено между населением. Организована народная милиция. Господствует полнейший порядок». Революционеры захватили здание Казанской городской Думы.

Власти объявили в городе военное положение, привлекли в помощь солдат, юнкеров, черносотенцев и некоторых представителей православного духовенства. 21 октября по зданию городской Думы был открыт огонь из винтовок и пулеметов. К вечеру забаррикадировавшиеся в этом здании революционеры прекратили сопротивление. Общее число жертв расправы составило около 45 человек убитыми и ранеными. Целую неделю в городе продолжались погромы, направленные, прежде всего против еврейского населения.

Тем временем в университете: 16 октября 1905 года вокруг университета шли столкновения студентов с полицией, 17 октября совет закрывает университет. Весь день шли столкновения, из-за которых пострадало здание университета. 19 октября совет посылает телеграмму С.Ю. Витте с требованием назначить следствие и предать суду казанского губернатора.

В декабре в Москве началось вооруженное восстание, которое через десять дней было подавлено. Попытка поднять рабочих Казани на вооруженное выступление была сорвана местной полицией. Начался постепенный спад революции.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.