Камменный и бронзовые века в Кырг-не (пещераАк-Чункур,Ошской городище, Саймалуу-Таш). — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Камменный и бронзовые века в Кырг-не (пещераАк-Чункур,Ошской городище, Саймалуу-Таш).

2017-07-01 719
Камменный и бронзовые века в Кырг-не (пещераАк-Чункур,Ошской городище, Саймалуу-Таш). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Саки в мировой истории.

ВVIII-III вв.до.н.э.обшир территор, занимаемые современ гос-оми Сред-Азии и Казакстаном,населяли кочевые племена, котор называли саками-« СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ДОБЛЕСТНЫЙ МУЖ,Авторы именовали их скифами, древнеиндийские источ-турами, китайские-народ сэ. В VI-Vвв.до.н.э.саки Сред-Азии были обьед в 2 крупных племенных союза.Туда вход массагеты, абии, апасиаки, дебеки и др. Древнеперсидские источники назыв этот союз сакитиграхауда, дренегреческ-саки ортокарибанты, означало оно «саки остроконечных шапках»В севере жили тиграхауда,на юге саки хамуаварга.говорили они на восточ варианте иранского языка и внешне принадлеж к европеоидам.Главным звеном обшественного устройства саков являлась кочевая община,основу к-й составляли семьи.постеп-ое проявл-е имуществ-го и соц-го неравен-во в общественном устройстве создовала условия для распада общинного строя и выделения родо-племенной знати.Основные направления хоз-ой деят-сти общин преим-нообуславливали природные условия их обитания.Саки северной части главным образом занимались животноводством а население ферганской долины наряду с разведением скота занималось и земледением.сскотоводы разводили грубошерстных овец,породы приспособленных к горной местности лошадей,круп.рогат.скот,двугорбых верблюд.В регионах с благоприятным климатом развивалось поливное земледелие,выращивались пщеница,ячмень,просо.Основной пищей саков были мясо и молоко.Из шерсти и волокон пряли ткань для одежды..В6веке д.н.э.саки тиграхауды вступают в ожесточенную борьбу за независимость с персидскими царем Киром 2 к-й разгромив в550г.д.н.э.мМидийское царство,основал мощное.простиравщееся от Средиземного моря до долин Индагос-во Ахамединов.

В 530г.д.н.э.он выступил во главе огромного200тысячного войска в поход для покорения саков тиграхаудов.Войско саков возглавила царица Томирис.Несмотря на превосходство сил персы потерпели поражение,мечтавшей о мировом господстве Кир2был обезглавен.Более успешными были походы Дария1в 519-518гг.д.н.э.он сумел победить саков и обложить их даньюПозднее саки устанавили мирные и военные связи с персами и сражались на стороне Ахамединов в решающих битвах Греко-персидских войн(500-449гг.д.н.э.)Еще одна страница саков связано с завоявательными походами великого полководца древнего мира Александра Македонского,к-й предпринял поход на Ср Азию после покорения династии Ахаменидов.В 329 гд.н.э. на берегах Сыр-Дар произ-ла решающая битва саков с войсками А.Македонского.Народы СрАзии потерпели поражение однако они нанесли серьезный урон силам врага,сломив его.Пройдя восточной стороны Ошской обл.завоеватели сумели дойти только до реки Кожо Бакырган СайПротекающий ч-з Лейлекский район.В 323г.д.н.э.после возвращения из Индии А.Макескоропостижно скончался.

В312г.д.н.э.один из военачальников А.М-гоСелевкосновал Греко-Бактирское госуд-во(312-64гг.д.н.э.)По мнению некоторых ученых город Антиохия расп-й на восточной окраине этого гос-ва,находился в окраине этого гос-ва наход-ся в окрестн-х совр-го Узгена.

Во 2в.д.н.э.владения саков располож-ые за рекой СырДарьи захватили юэчжи(тохары)к-е были вытеснены из Восточного Туркестана племенами хунну(гуннов).Однако надолго закрепиться в Тенир-Тоо и Ферганской долине юэчжи не смогли Поетому вступив в союз с саками они завоевали Греко-Бактирийское царство в СрАзии.

Гос-во Давань.

Еще в первом тысячалетии до н.э. на терр-ии ферганской долины, предгорная и восточная часть которой входит в современный Кыргызстан, образовалось гос-во с развитой оседлой земледельческой культурой. История гос-ва насчитывала более тысячи лет, однако в письменных памятниках сведения сведения о нем встречаются лишь со 2ой 1ввеков до н. э. В китайских хрониках ферганское гос-во именовалось царством дабан в переводе с древнетюркского слова «фергана и дабан» обозначали «очень красивое живописное место. Персы называли гос-во Сог», а Китайцы «полоно». Во 2м веке до н.э. фергана представляла собой сильное гос-во с развитыми отраслями хозяйства. Основу экономики составляло орошаемое земледелие. Столицей ферганы был город Эрши. Дабанское госуд-во явилось результатом объединения множества небольших городов-государств, расположенных по берегам рек, а также государств-оазисов, повсеместно возникавших в долине. Госуд-ое управление в них осуществлялось местными правящими династиями. Вместе с тем правители этих государств подчинялись центральной верховной власти. Верховный правитель имел двух советников-визире. Социальное расслоение происходившее в ферганском обществе протекало в русле процессов и явлений, характерных для раннефеодального общества. Осн-ми производителями общественного богатства были свободные члены общины-крестьяне, ремесленники. Использовался также тред рабов. Однако большая часть богатства присваивалась кучкой богачей и знати, стоявшей у власти. В семейно брачных отношениях господствовали патриархальные устои. Вместе с тем сообщения письменных источников о том, что женщины пользуются уважением, а мужчины непременно выполняют то, о чем говорят женщины, свидетельствуют о значительной роли и высоком статусе женщины в обществе. В основе внешнеполитической стратегии гос-ва лежал принцип обороны. Важной отраслью хозяйства являлось разведение породистых скакунов, слава о которых была известна далеко за пределами фергаы. Широко развивались разные виды ремесел-гончарное, ткацкое, ювелирное и др. Удобное географическое расположение дабани позволило ей еще до появления Великого Шелкового пути занять важные узлы торговых трактов, соединяющих запад Азии с Восточным Туркестаном. Древние ферганцы достигли великих успехов в строительстве. Свидетельство тому памятники эпохи Шоро-Башатской культуры. Большая часть дабанских городищ была надежно укреплена-обнесена мошными оборонительными крепостными стенами, на которых сооружались сторожевые башни, устраивались специальные бойницы для лучников. Как и все народы Средней Азии, ферганцы поклонялись силам природы, солнцу. Древние ферганцы верили в потусторонний мир, почитали души умерших предков, устраивали обрядовые игрища перед началом весенних полевых работ. В 5веке н.э. территория ферганы вошла в состав обширного, но разнородного гос-ва эфталитов, а к середине 6в. Она была завоевана тюрками.

Кочевая империя Хунну.

В III в.днэ окрепли различ.кочев.племена,обитав-е в степных и полупуст-х районах от сев.границ Китая до озера Байкал.Они образ-ли мощный плем-й союз во главе с сильным тюркояз-м племенем хуннов.В 209г.днэ его возглавил хан Маодунь(209-174гг днэ).Это был очень умный,решит-й и дальновид-й политик.Для достиж-я своих целей он не пренебрегал даже самыми жест-ми и амораль-ми мет-ми.В схватке за власть,Н:хан убил своего отца,любим.жену подарил более сильному в тот момент противнику.За короткое время Маодунь,опирав-ся в осн.на конницу,расширил границы своегом гос-ва.На зап.он разбил кочевых юэчжей и усуней,на юге-Китай,на вост.-племена дунху.Импер-ы Китая выплач-ли гуннам унизит-ю ежегод-ю дань.Владения гуннов простирались от Вост.Туркестана до Забайкалья и от южной Сибири до границ Китая.В пределах державы хуннов начали свое развитие многие народы тюркского корня.Могущ-во державы хуннов пришло в упадок в I в.днэ.Часть их стала постепенно смещаться на запад,увлекая с собой других кочевников.Историки называли это движение Кочев-в «великим переселением народов».В IV в.хунны достигли р.Дунай.Здесь они образ-ли центр сильного гос-ва,границы к-го простир-сь от Волги до Рейна.В V в.это гос-во возглавил могучий вождь Аттила(434-453),к-му платила дань Римская импер-я.После смерти вождя его держава распалась.Соврем-е венгры считают себя потомками хуннов.

Происхождение хунну. Устройство хуннской державы: общественный строй, политическая и правоеая структура, культура и религия.

Хунны впервые упоминаются в китайской истории под 1764 г. до н.э. В Центральной Азии в III - середине У вв. господствовали эфгалиты. Они считаяо своим предком мифического сына волчицы по имени Ашина. Проблема их этнической принадлежности остаётся неясной Само название народа было "хион" (гунны). Они делились на красных и белых. К красным хионам относилась часть тюркоязычных племён объединения "он ак бодун", населявших Ала- Тоо. Никакого гос-венного устройства у хун нов не было. Отдельные семьи кочевали по степи со стадами, состоявшими из лошадей, крупного и мелкого рогатого скота и в меньшей степени верб.1ЮДОВ и ослов. К III в. до н.э. хунны уже были хозяевами всех степных пространств от пустыни Гоби до сибирской тайги, в III в. до н.э. мы наблюдаем у хуннов патриархально-родовой строй и бытовое рабство

Образование державы хунну. Отношение хунну с сопредельными странами и народами. Падение хуннской державы,

Ветвь хуннов, покину в степи Монголии, в результате беспримерной миграции оказалась в Европе. Уже в IV в. их потомки едва не уничтожили саму Римскую империю. Предки гуннов, хунны, были небольшим народом, сложившимоя в IУ в. до н.э. на территории Монголии. В III в. до н.э. они переживали тяжелые времена, так как с востока на них давили кочевники-сяньби, с запада нажимали согдийцы, которых китайцы называли юечжи. Неудачными оказались и попытки хуннов принять участие в китайских междоусобицах. В 93 г хуннский шаньюй проиграл решающую битву, бежал на запад и пропал без вести. Держава хуннов развалилась на части.

 

Кыргызское великодержавие.

В 745 г. (возникла новая степная держава кочевни­ков— Уйгурский каганат (745—840гг.), в период могуще­ства которой даже Китай выплачивал ей тяжелую ежегод­ную дань. Одной из задач Уйгурского каганата было подчинение кыргызов Енисея: там была единственная в Центральной Азии хлебородная зона и мощная металлургическая база. Арабский географ IX — начала X в. ибн Хордадбех на­зывает Уйгурский каганат самой большой тюркской стра­ной. Его столица Орду-Балык была обнесена стенами, в ко­торых насчитывалось 12 железных ворот. Внутри города была хорошо укрепленная крепость, где жил каган. В 750—751 гг. уйгуры завоевали Туву и построили ряд крепостей для защиты от кыргызов, которые в свою очередь заключили союз с карлуками. Впервые после поражения в черни Сунга (711 г.) кыргызские войска вмешались в борь­бу за власть в Центральной Азии. Однако уйгуры их раз­били, а затем нанесли поражение карлукам. Ажо кыргызов номинально признал верховную власть уйгурского кагана, получил от него феодальный титул и обязался платить уйгу­рам дань, но только в 758 г. уйгурский каган завоевал гос-во Кыргыз. В 795 г. кыргызы (восстали, но потерпели поражение. Двадцать пять лет кыргызы готовили силы для освобож­дения. Ажо расширил пределы своего гос-ва за счет зависимых от кыргызов народов. Так, кыштьмы обязаны были платить «налог кровью», поставляя своих воинов в армию ажо. Было создано регулярное войско, состоявшее из тяжеловооруженной латной кавалерии. В первой полови­не IX в. гос-во Кыргыз имело уже стотысячную ар­мию. Ажо завязал дипломатические связи с арабами, Тибетом и гос-вом кар луков в Тянь-Шане, которые были враж­дебны уйгурам. Около 818 г. ажо объявил себя каганом, что было равносильно объявлению воны уйгурам. В ответ на вызов кыргызского кагана уйгуры в 820 г. направили на Енисей войска. Началась длительная война, которая велась с переменным успехом в течение двадцати лет. Ход военных действий восстанавливается нечетко. В ки­тайской летописи, например, о походе уйгуров говорится очень сдержанно: «Уйгурский каган послал министра с вой­ском, но сей не имел успеха». В сражениях кыргызы, видимо, одерживали верх, что поз­волило ажо в обращении к кагану уйгуров надменно заявить: «Твоя судьба кончилась. Я скоро возьму золотую твою орду, поставлю перед нею моего коня, водружу мое знамя. Если можешь состязаться со мною, то немедленно приходи; если не можешь, то скорее уходи». Военные неудачи обострили усобицу внутри Уйгурского каганата. Многоснежная зима. 840 г. вызвала падеж скота, голод и эпидемии. В это тяжелое время один из мятежных уйгурских вельмож призвал на помощь кыргызов. Они бро­сили под стены Орду-Балыка стотысячную армию, разгро­мили уйгурские войска и сожгли ставку. Каган уйгуров погиб в бою. Остатки уйгуров, спасаясь от истребления, бежа­ли в Китай, Забайкалье, Восточный Туркестан. Уйгур­ский каганат пал. Небольшая часть уйгуров сумела закре­питься только в Восточном Туркестане, где создала неболь­шое княжество. Еще некоторое время (841—846 гг.) кыргызы стремились сокрушить военные силы уйгурского кагана. Когда же эта задача была выполнена, они прекратили воен­ные действия и оставили: уйгурское население в покое. Во главе разобщенных частей уйгурского народа кыргызский каган ставил своих доверенных лиц из кыргызских феодалов. На развалинах каганата уйгуров образовалась держава кыргызов. На западе ее границы проходили по р. Иртыш, на севере и востоке — по рекам Ангара, Селенга и по хребту Большой Хинган, на юге — по пустыне Гоби. Кыргызы не стали восстанавливать сожженную столицу уйгуров Орду-Балык. Их каган перенес свою ставку в Туву, она распола­галась близ впадения р. Тэс в оз. Убсу-Нур. Кыргызы получили доступ кстарым культурным цен­трам и стремились воспользоваться этим. В X в. в северном Китае обучалось много кыргызской молодежи. Некоторые из них достигали высокой степени учености и приглашались на службу к иноземным дворам. Так, известно, что в Тибе­те работал переписчик китайских книг о буддизме выходец из «княжеского дома страны Кыргыз». Таким образом, IX—X вв. были периодом наибольшего роста могущества кыргызской военно-феодальной знати, пе­риодом территориальных захватов и установления, широких политических, экономических и культурных связей со многи­ми народами. «Кыргызское великодержавие» (по образному определе­нию В. В. Бартольда) не было продолжительным. Уже в пер­вой четверти X в. основная масса кыргызов оставила степи и вернулась за Саянский хребет на Енисей, так как в дли­тельных войнах людские ресурсы были истощены и рассея­ны на обширных пространствах. Кроме того, кыртызы-земледельцы не нашли удобных земель на сухих плоскогорьях Центральной Азии. В X в. из завоеванных земель кыргызы удерживали только Алтай и Джунгарию. Сведения о кыргызах XI—XII вв. немногочисленны. На­кануне монгольского завоевания кыргызы образовали два княжества: Кем-Кемджиут, которое располагалось на Ени­сее, и Кыргыз, занимавшее территорию в трех днях пути (около 100 км) к северу от Монгольского Алтая. Скорее все­го, княжество Кыргыз занимало северные районы Джунга­рии и Горный Алтай. Владетели обоих кыргызских княжеств имели титул инал. Но носили его недолго. Приближалась эра катастрофического нашествия татаро-монгол.

 

Жилище и одежда кыргызов.

Кочевой образ жизни и патриархально-родовой быт оставил неизгладимый след в материальной культуре кыргызов. Весь их окружающий быт и средства существования – жилище, утварь, одежда, пища, орудия – были обусловлены особенностями кочевого образа жизни, необходимостью оперативной перемены места кочевки и сезонным характером ведения хозяйства. Исторические сведения и широкомасштабные археологические исследования, проведенные в Южной Сибири, Алтае, Тенир-Тоо, Семиречье и Памире, подтверждали, что кыргызы в своей материальной культуре были непосредственными носителями и продолжателями древних кочевых традиций, идущих от саков, усуней, хунну, монголов. Так, схожесть переносных жилищ усуней с юртами кыргызов, изображений одеяний древних тюрок на каменных памятниках с найденными позднее образцами одежды и обуви из могильников Кенкола доказывает тесные этнические связи кыргызов с другими народами этого региона. У кыргызов было два вида жилища: переносные и стационарные. Основным жилищем кочевых и полукочевых кыргызов была юрта. В ней проходила вся их жизнь. Соответственно, на протяжении многих веков опыт и практика способствовали совершенствованию характеристик этого жилища. Юрта быстро и надежно собиралась, легко разбиралась и была удобна для транспортировки. При перекочевке с одного стойбища на другой деревянные конструкции юрты, кошму и другие необходимые части вьючили на лошадей верблюдов и яков. Величина и убранство юрты зависели от социального положения её владельца. Баи и манапы жили в больших белых юртах и помимо этого, ставили еще несколько дополнительных. Подавляющая же часть кочевников имела одну небольшую юрту. Большинство народа бедствовало, ютясь в закопченных истрепанных лачугах, представлявших собой нечто среднее между юртой и шалашом. В характере как поселений, так и жилищ постоянного типа в Кыргызстане было большое разнообразие. Это обуславливалось географическими и историческими факторами, местными традициями, а также неодновременным переходом населения к оседлости. Если оседлые поселения в южных и юго-западных районах появились еще в первой половине Х1Х в., то в других регионах они стали возникать только в начале ХХ в. Феодальная знать возводила большие усадьбы с просторными домами и множеством хозяйственных построек. Обслуживающие их батраки селились рядом в юртах и глинобитных домиках – лачугах. В горных районах переход кыргызов к оседлости проходил в древних традициях: дома возводились без каких-либо планировок, отдельными группами, хаотично. Уличная система застройки соблюдалась лишь в отдельных случаях. На юге многие кишлаки располагались на склонах предгорий, напоминая таджикские поселения. Часто они вытягивались вдоль дорог или по берегам речек. Методы строительства домов кыргызы перенимали у таджиков, узбеков и уйгуров. Об этом свидетельствовали характерные особенности первых кыргызских жилых построек. В технике строительства кыргызы использовали различные способы. Так, если в северных районах строили глинобитные дома способом трамбовки (сокмо), то на Иссык-Куле, кроме того, часто возводили бревенчатые жилища. На юге традиционно для кладки стен применяли глиняные комья или битую глину. На юго-западе широко был распространен способ каркасного строительства. Позже повсеместно стали возводить дома из самана – сырцового кирпича, при возможности использовался жженый кирпич.

Одежда. Традиционная одежда кыргызов лишь с небольшими изменениями сохранялась почти до самого перехода их к оседлости. Перемены в образе жизни обусловили трансформацию стиля и кроя одежды. Проявляется это в том, что нарушилось единообразие в мужской и женской верхней одежде, во многом нивелировались различия и особенности одежды разных племен. Коренные изменения претерпели способы кроя, некоторые из которых исчезли совсем. На разнообразие формы одежды оказали влияние соседние оседлые народы – татары, узбеки, таджики, казахи. Однако изменения в одежде происходили в разных условиях и по-разному. В регионах, где превалировало занятие скотоводством, они были более консервативными. Как правило, на изготовление одежды здесь шли материалы домашнего производства: обработанные вручную шкуры домашних и диких животных, тонко сбитый из овечьей и верблюжьей шерсти войлок, ткани домашней выработки. Вместе с тем, все большие использовалось привозных товаров: кустарной ткани кашгарского и среднеазиатского производства, шелка, бархата и сукна. Фабричная ткань постепенно вытесняла аналоги ручного производства. Бедняки носили одежду из самой дешевой ткани (мата). Люди побогаче покупали готовую одежду, которая стоила в отдаленных регионах очень дорого.

 

Религиозное верования.

Доисламские религиозные верования. Наряду с исламом в жизни кыргызов широко соседствовали обычаи и традиции доисламских религиозных верований. Главным образом они являлись отражением в сознании людей господствующих над ними природных и общественных сил. В народе сохранился обычай поклонения различным животным – тотемизм, являвшийся одни из наиболее ранних форм религиозного сознания. Тотемистические представления были основаны на осознании кровного родства группы людей, племени, рода с определенным животным – тотемом. Отсюда традиции и обычаи фетишизации, поклонения им. Отдельные названия родов носили имена животных и птиц – тотемов. Некоторые части тела тотемов (голова, шкура, перья когти и т.д.) почитались в качестве священных амулетов. Так, один из родов северных кыргызов именуется «бугу». Его представители до сих пор хранят легенды и предания, обычаи и традиции, связанные с почитанием этого красивого и благородного животного. К числу тотемов относили также беркута, волка, горного козла. Кыргызам было свойственно почитание и других животных, имеющих отношение к религиозным воззрениям зороастризма. Согласно этому древнейшему верованию, многие животные считались священными (белый верблюд, снежный барс, медведь, сова, змея и др.). Большое место в религиозных представлениях кыргызов отводилось культу природы и связанным с ней явлениям. В первую очередь выделялся культ неба – Тенир. Обожествляя небо, кыргызы поклонялись также Луне, звездам земле и воде. Считалось, что все живое произошло от земли и воды. Поэтому делая жертвоприношение, люди просили их о милости, благосклонности. В жизни кыргызов сохранялись и продолжали бытовать древние традиции шаманизма и веры в шаманов. С ними зачастую связывали практику народного врачевания. У кыргызов был развит культ поклонения предкам и их духам.

Ислам и кыргызы. Господство патриархально-феодального общественного устройства обусловило важную роль религии в духовном развитии кыргызского народа и его сознании. Ислам считался официальной религией, однако содержание религиозных представлений им не ограничивалось. Наряду с ним в жизни народа сохранились и бытовали пережитки древних форм религии. Начало распространения ислама в Кыргызстане относится к 1Х – Х11 вв. Сведения о принятии кыргызами мусульманской веры широко отражены в исторических источниках ХVI в. – «Тарих и Рашиди», «Маджму ат-таварих», «Джалис и Муштадин», «Зийа ал Кулуб» и др. бытовавшие до принятия ислама религиозные традиции и обряды кыргызы сохраняли не только до XVIв., но и много позднее. Османский тюрк Сейфи (XVIв) писал, что кыргызы не являются «и мусульманами, и кафирами»(араб. Кафир - неверующий). Другой историк Махмуд ибн Вели (XVII в.) называл кыргызов неверующими и предполагал, что «кыргызы приняли ислам лишь с приходом узбеков».

 

Единство и сплоченность.

Смысл всех свершений Манаса заключался в объединении своего народа. Когда эта цель была достигнута, ярко взошла звезда кыргызов. Когда же их одолели раздоры и междоусобицы, пала ставка Манаса. Отвернулась тогда удача от кыргызов, погасла их звезда. Сквозь дымку веков доносится до нас голос мудрого прозорливца Бакая, который будто именно для нас сказал слова предостережения от распрей и междоусобиц.

Гармония с природой.

Кочевая цивилизация культивировала-впервые в истории человечества-трепетное, благоговейное отношение к матери-припроде. И если мы сумели бы возродить в наши дни былое отношение к природе, известное во времена Манаса, мы смогли бы стать носителями наивысшей в мире философско-экологической культуры. И смогли бы передать нашим потомкам Ала-Тоо, приумножив его красу. Проведение Года гор является наилучшим вкладом в осуществление этого урока Манаса.

Малые эпосы.

Малые эпосы (условное название, свидетельствующее об их меньшем объеме по сравнению с "Манасом") по своему содержанию разделялись на героические и соци­ально-бытовые. Героические эпические произведения, как и "Ма­нас", были посвящены значительным историческим этапам, собы­тиям в жизни народа, подвигам и мужеству богатырей, борьбе про­тив завоевателей и т.д. Так, например, поэмы "Курманбек", "Жа-ныш и Байыш", "Эр-Табылды", "Жаныл-Мырза", "Эр-Эшим" и дру­гие, созданные в XVI-XVII въ^ио степени отражения реальных событий близки к историческим сказаниям — они повествуют о борьбе кыргызов против агрессии монгольских и калмыкских фео­далов, глубоких социальных противоречиях в кыргызском обще­стве, о распрях феодалов, которые в итоге способствуют ослабле­нию народа.

Целый ряд эпических произведений относится к жанру соци­ально-бытовых поэм. Основное содержание их - тема любви и борь­бы влюбленных юноши и девушки за свое счастье в условиях фео­дального общества с его консервативными патриархально-родовыми пережитками и устоями ("Олжобай и Кишимжан", "Саринжи-Бокой"); трагического противостояния человека и природы, неиз­бежности расплаты за хищническое отношение к ней ("Кожожаш"); устремленности человека к социальной справедливости ("Кедей-хан") и др. Многие народные поэмы построены на сказочно-мифологичес­кой основе ("Эр-Тоштюк", "Кожожаш") и несут на себе особеннос­ти, характерные для жизнедеятельности и мировоззрения народа в ранние эпохи его развития.

Песни.

Большое место в национальной культуре кыргызов занимало устное поэтическое творчество, которое ярко и многогранно отражало своеобразие истори­ческой судьбы народа, его древнюю культуру, повседневный быт и уклад жизни, мечты и надежды и т.д.

Произведения устного поэтического творчества отличаются ха­рактерными художественными особенностями. Их возникновение и жизнь в народе подчиняются особым правилам и законам: они рождаются, передаются из уст в уста, из поколения в поколение и продолжают жить, совершенствоваться и развиваться в устной форме.

Дошедшее до нас поэтическое творчество отличается большим жанровым разнообразием.

Кыргызские лирические песни условно подразделялись на сле­дующие большие группы: а) песни дидактического направления (калыс ырлар), куда входили различные песни-поучения, песни-наставления (насыят, санат), заключающие в себе определенный морально-нравственный опыт, воспитательные принципы, порица­ющие зло, пороки и демонстрирующие силу добра, разума и т.д., в них прослеживались духовная культура, философские воззрения народа; б) произведения, отражающие явления повседневной жиз­ни и быта (кара ырлар) - песни-состязания, песни-восхваления, песни-издевки, песни-жалобы, трудовые песни и т.д.; в) обрядовые песни (салт ырлар), которыми сопровождались различные тради­ционные церемонии и ритуалы - заговоры, песни-завещания, пла­чи, причитания, колыбельные песни и др. По тематическому содержанию среди лирических песен больше выделялись трудовые и бытовые.

Трудовые песни — самые древние произведения устного творче­ства народа. Они рождены в процессе выполнения определенных видов трудовой деятельности: когда пасли скот, молотили зерно, охотились на зверя и т.д. В них народ передавал надежды на бла­гоприятные результаты своего труда - хороший урожай, большой приплод скота. Так, кочевой образ жизни скотоводов породил пас­тушеские песни "Бекбекей", "Шырылдан". "Бекбекей" исполняли пастушки - молодухи и девушки, сторожившие, обычно в сумер­ках или ночью, овец возле стойбищ. Пение сопровождалось вы­криками, которыми они угрожали хищникам и предостерегали друг друга об опасности.

В числе древних трудовых песен, которые дошли до нас, была песня "Оп майда", исполнявшаяся в процессе молотьбы зерна. Погоняя животных, земледелец через определенные промежутки времени повторял звуковой речитатив "Оп майда".

В течение длительного и сложного пути общественного развития кыргызский народ сумел сохранить множество обрядовых песен. Они вобрали в себя все пери­петии и особенности культуры и мироощущения, общественных отношений, родоплеменных устоев, экономической жизни соответ­ствующих эпох. Среди обрядовых песен можно выделить песни-кошоки, сопровождавшие свадебный и погребальный обряды, лю­бовные песни (секетбай, кюйген), песни-жалобы (арман), песни-прощания (коштошуу), песни-состязания (айтыш), песни-вос­хваления и издевки (мактоо, кордоо), песни-состязания девушек (акый, акыйнек), поминальные песни (жоктоо), колыбельные, календарные (жарамазан) и др.

Жарамазан — один из жанров устного поэтического творчества, рожденных под влиянием исламской религии. Эти обрядовые пес­ни исполнялись во время соблюдения поста, обычно вечером, детьми, взрослыми, а иногда и акынами. Переходя из одного дома в другой, они исполняли песни-жарамазан и желали членам семьи здоровья, благополучия, хорошего урожая, большого приплода скота и т.д. Хозяева благодарили певцов за пожелания, одари­вали их.

Айтыш - издревле любимый и распространенный среди кыргыз­ского народа вид песенных состязаний между акынами. На таких; словесно-поэтических поединках, иногда превращавшихся в боль­шую сценическую площадку, певцы посредством меткого и образ­ного слова, хлесткой остроумной сатиры, доброй шутки доказыва­ли свое мастерство. Импровизированные сочинения — айтыши исполнились под аккомпанемент игры на национальном инструменте - комузе.

В повседневной жизни кыргызского народа бытовало множество других видов песен. Каждое произведение устного поэтического твор­чества являлось фактом словесного искусства и одновременно на­родного быта, выполняло определенную социально-бытовую функ­цию. Эта определенность назначения вызывала к жизни различные жанры, обособляла свойственные им темы, образы, поэтику, стиль. Исторические изменения в народной жизни вели к изменению, ис­чезновению или появлению определенных эстетических или быто­вых потребностей, обычаев или обрядов и т.д., а вслед за ними — и соответствующих жанров устного поэтического творчества.

Устная народная философия кыргызов, помимо сказок, дастанов, пословиц и поговорок, находила свое яркое выражение в искусстве красноречия. Образные и местные высказывания мастеров слова, прорицания провидцев запоминались и передавались из уст в уста, причем традиция приписывала их уже таким легендарным личностям, как Толубай-сынчы, Асан-кайгы, Жээренче-чечен.

 

Андижанское восстание

вошло в историю как самое крупное народное движение конца XIX в. в Средней Азии. Основными при­чинами восстания послужили колониальная политика царизма, усиление социального и национального гнета, произвол, насаж­даемый русской администрацией в отношении местного населения. В восстании участвовали представители кыргызской, узбекской, таджикской национальностей, различные социальные слои населе­ния. Закономерно, что это восстание было возглавлено служителя­ми религии с ортодоксальными лозунгами и призывами. Основная часть населения этого региона на протяжении веков исповедовала ислам, который глубоко внедрился в сознание народа. Все участ­ники восстания причисляли себя к мусульманам. Поэтому нет ни­каких оснований рассматривать восстание как реакционное движе­ние. Восстание было направлено на защиту интересов и чаяний основной массы населения. Оно носило национально-освободитель­ный характер. Андижанское восстание вспыхнуло в мае 1898 года. 17 мая под вечер в кишлаке Таджик (Мин-Дюбе) собралось около 200 узбеков и кыргызов. Возглавил их ишан этого селения Мадали Дукчи (ийикчи - веретенщик). Идейным руководителем этого вос­стания был Зиядин Максым уулу (Зияутдин Магзуми).Восставшие двинулись к Андижану, перерезая на пути теле­графные провода, соединявшие город с округами. К ним присоеди­нились жители кишлаков Кутчу, Кара-Коргон и др. Вскоре число восставших достигло 2000 человек. Около трех часов ночи повстанцы вошли в Андижан и напали на лагерь 20-го Туркестанского линейного батальона, где располагалось две роты. Но силы были неравны. Вооруженная палками и серпами толпа была рассеяна хорошо подготовленными и вооруженными русскими войсками. В ожесточенном сражении было убито свыше 20 царских солдат и офицеров. Но и повстанцы понесли большие потери. Перейдя на Кара-Дарью, они отошли к Хаким-Абаду. В селе Чарбак, расположенном в 90 верстах от Андижана, предводитель повстанцев Мадали был взят в плен и 12 июня 1898 г. повешен. Однако восстание не утихло и распространилось в Ферганскую долину. Активное участие в нем приняло население Андижанского, Маргаланского, Ошского и Наманганского уездов. В тот день, когда начались волнения в Мин-Дюбе, в местечке Ак-Терек Ноокатского округа скопилось около 300 человек из айылов Каракол-Сай, Тамчы-Булак, Жапалак Ошского уезда. Не имея ни одного ружья, вооруженные только дубинами, палками и ножами, они намеревались напасть на Ошский военный гарнизон. Возглавил Оморбек-датка Алымов. Однако бывший волостной Карабек донес об этом начальнику Ошского уезда. Оморбек Алымов и его помощник Сатыбай Ракымбаев были схвачены. Всего было арестовано 53 человека. Возглавил их Шадыбек Шергазы уулу. Он собирался примкнуть к восставшим андижанцам. Против заговорщиков был выслан карательный отряд более чем в сотню штыков. Около 50 человек во главе с Шадыбеком были схвачены и пригнаны в На­манган. Шадыбеку Шергазы уулу грозила смертная казнь, затем ее заменили пожизненной каторгой. Его помощников Уметалы Багышбек уулу и Тулебай Бешкемпир уулу приговорили к 20 годам каторги. Кроме того, 54 человека были высланы в Сибирь на семь лет. Среди них оказался и схваченный по навету недругов извест­ный акын Токтогул Сатылганов. Таким образом, восстание, не имея сильного предводителя, спо­собного объединить движение, и разобщенное на мелкие группы, не смогло принять широкий размах и быстро угасло. Для подавления восстания использовались многочисленные спе­циальные отряды всего Туркестанского военного округа. Было аре­стовано 777 человек, 415 привлечены к судебной ответственности. Повешено 18 человек, 362 приговоренным смертную казнь замени­ли длительными сроками каторги. Несмотря на поражение, это восстание было первым проявле­нием народной борьбы против колониальной националистической политики, насаждаемой царизмом в Туркестане. Это была борьба народа за независимость. Поражение не смогло затушить начав­шиеся в массах свободолюбивые брожения.

 

Февральская революция.

Февральская буржуазно-демократическая революция

1917 г. стала важнейшим событием в истории населявших Россию народов. Революция, свергнув царскую власть, дала народам политичес­кие свободы. Вышли из подполья политические партии, получило свободу печатное слово. Наряду с другими политзаключенными был освобожден из тюрьмы и первый кыргызский революционер-большевик Таабалды Жукеев. Провозглашение революцией принципов демократической республики, идеи огосударствления земли, введе­ния восьмичасового рабочего дня и других общедемократических преобразований во многом отвечали чаяниям кыргызского народа. Весть о победе Февральской революции достигла Кыргызстана только в начале марта. В Пишпеке, Оше и других уездных цент­рах, на угледобывающих, ирригационных и т.п. предприятиях с большой концентрацией рабочего пролетариата проходили мас­совые митинги и демонстрации, на которых выдвигались требо­вания о ликвидации царской власти, введении восьмичасового рабочего дня, прекращении войны, освобождении политических заключенных.11 марта в Пишпеке после проведенного у здания тюрьмы ми­тинга получили свободу 130 политических узников. В Оше после митинга, прошедшего 10 марта, было освобождено 300 человек, в Караколе - 34. 6 марта 1917 г. в Кызыл-Кие шахтеры образовали Совет рабо­чих депутатов. Свой Совет 16 марта выбрали шахтеры Сулкжты. Наряду с рабочими Советами в городах Кыргызстана и в воинских частях создавались Советы солдатских депутатов, которые нача­ли объединяться с Советами рабочих депутатов. 6—7 марта в Пишпеке, 14 марта в Оше были образованы Советы солдатских депутатов, немного позже появились Советы в Токмоке, Нарыне, Пржевальске.Буржуазия и феодалы-манапы, поддерживающие Временное пра­вительство, параллельно Советам начали создавать свои органы власти, так называемые исполнительные комитеты, обществен­ные комитеты безопасности. От имени Временного правительства они намеревались осуществлять власть, продолжая политику быв­шей царской администрации.7 ма


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.