Укрепление идеологического контроля в СССР после войны 1945-1953 Ждановщина. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Укрепление идеологического контроля в СССР после войны 1945-1953 Ждановщина.

2017-07-01 1882
Укрепление идеологического контроля в СССР после войны 1945-1953 Ждановщина. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Усиление идеологического контроля. Ждановщина. На заседании Политбюро 13 апреля 1946 г., проходившем под председательство-ванием Сталина, было принято ре-шение о необходимости устранения недостатков в идеологической работе. Жданову и Александрову поручалось представить предложения по улучшению агитационно-пропагандистской деятельности. Вскоре появились документы, затрагивающие как идео-логические, так и кадровые вопросы. 8 июля 1946 г. было принято постановление "О росте партии и о мерах по усилению партийно-организационной и партийно-политической работы со вновь вступившими в ВКП(б)". Начало кампании, которая была развернута в 1946 г. против автономии культурной жизни, связано с именем Жданова. Одновременно стремление руководства "поставить на место" интеллигенцию тесно переплеталось с интригами в Кремле, борьбой за власть между Ждановым и Маленковым. Нужный тон был задан, и 14 августа 1946 г. появилось постановление ЦК ВКП(б), подвергшее разгромной критике журналы "Звезда" и "Ленинград". В опубликованном документе отмечалось, что "Ленинградский горком ВКП(б) проглядел крупнейшие ошибки журналов, устранился от руководства ими". Разгромной критике подверглась вторая серия картины С. Эйзенштейна "Иван Грозный". Режиссера обвинили в том, что он обнаружил невежество в изображении фактов истории, представил царя "чем-то вроде Гамлета", в то время как Сталин считал его выдающимся человеком с сильной волей и характером. Одним из направлений всеохватывающей пропагандистской кампании стало раздувание националистических настроений. Жданов пустил в оборот слово, которое вскоре стало употребляться как позорное клеймо - "низкопоклонство". Им обозначалось преклонение и самоуничижение перед западной культурой. Существенный ущерб в конце 40-х гг. был нанесен биологии. С новой силой продолжились преследования генетиков, начатые еще до войны. "Школа" академика T. Лысенко, уничтожая своих оппонентов и имея при этом официальную поддержку, тем не менее не смогла получить сколько-нибудь существенных результатов. Лысенко, используя атмосферу нетерпимости и национализма, стал одним из главных гонителей классической генетики, виновником разгрома советской биологии и гибели многих отечественных ученых. Все это, однако, не помешало ему стать Героем Социалистического Труда, трижды лауреатом Сталинской премии, награжденным 8 орденами Ленина, и заручиться в последующие годы поддержкой Н. С. Хрущева. Целью проводимой в послевоенный период "акции устрашения" интеллигенции стало стремление руководителей страны показать на примере наиболее талантливых, что середнякам "высовываться" просто не стоит. Любое отступление от официальных установок будет немедленно пресекаться.

 

Культурная жизнь советского общества в первом послевоенном десятилетии 1945-1953

Культура(1945-1953). В эти годы в классическом исполнительском искусстве работала плеяда великих музыкантов — В.В. Софроницкий, М.В. Юдина, Э.Г. Гилельс, Д.Ф. Ойстрах, Л.Б. Коган. Началась творческая биография С.Т. Рихтера, М.Л. Ростроповича, в Большом театре были поставлены балеты С.С. Прокофьева, в Ленинграде работал великий дирижер Е.А. Мравинский, первый исполнитель пяти симфоний Д.Д. Шостаковича. В изобразительном искусстве и литературе происходило становление нового поколения художников. Размышляя о «духе времени» в эпилоге начатого в эти годы романа «Доктор Живаго», Б.Л. Пастернак. повесть В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда», получившая в 1947 г. Сталинскую премию. Тема войны уступила место рассказам о героических буднях. Огромной популярностью пользовались отражавшие этот настрой произведения, такие, как поставленный вжанре музыкальной комедии кинофильм «Кубанские казаки» (реж. И.А. Пырьев, 1949). В архитектуру, скульптуру, прикладное искусство пришли приемы внешнего украшательства. Символами эпохи стали монументальные общественные сооружения, такие, как вестибюли московского метрополитена (станция «Комсомольская кольцевая», арх. А.В. Щусев и др., художник П.Д. Корин) и знаменитые высотные здания, постановление о строительстве которых Сталин подписал в 1947 г.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.