Тренинг коммуникативной компетентности — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тренинг коммуникативной компетентности

2017-07-01 196
Тренинг коммуникативной компетентности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Навыки поведения в условиях жизненных проблемных ситуаций являются показателем подростковой коммуникативной компетентности. Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками; для них делается важным познакомиться с понравившимся человеком, свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и правила значимой для него группы. Часто препятствием здесь является неуверенность подростка в своих силах, страх быть не принятым и т.д., и тогда любая ситуация общения становится стрессовой. Коммуникативная компетентность обеспечивает выбор адекватного поведения личности и, следовательно, высокую эффективность общения, что является результатом интериоризации социальных контекстов и включает в себя навыки общения (знание коммуникативных средств и условий их использования) и эффективного поведения (способность гибко менять способы поведения в зависимости от меняющихся социальных контекстов). Иначе говоря, коммуникативная компетентность- это способность адекватно и сознательно реагировать на коммуникативный стимул. Если личность адекватно реагирует на данный стимул, то, во- первых, снижается уровень личностного напряжения, ведущего в дальнейшем к конфликту (как к внутриличностному, так и к межличностному), а во- вторых, к стремлению избавиться от этого напряжения, и зачастую формой снятия напряжения становится прием наркотиков или алкоголя, что впоследствии ведет к психическому нездоровью, а следовательно, к нарушению психологической устойчивости и психологического благополучия.

Поэтому важно для подростка выработать у себя чувство уверенности в себе, которое может быть приобретено им в процессе групповой работы посредством коррекции самооценки и образа Я (принятия себя разным).

Цель: развитие навыков социальной ориентации

Задачи:

· Развитие способности анализа ситуаций межличностного взаимодействия, их причин и следствий

· Транзактный анализ общения

· Способность к организации ситуации и извлечения из нее опыта

Основные вопросы, которые можно обсудить на занятии:

ü Способность прогнозировать

ü Способность ошибаться

ü Способность просить помощь

ü Жизнь во времени

ü Невербальное общение

ü Отличие реальных отношений от игры (пауза не требует заполнения, конгруэнтность, включенность, отсутствие двойного зажима; формальные отношения не стоит наполнять особым содержанием)

ü Кто знает про тебя, какой ты на самом деле?

ü Жертва и хищник: кто кого?

Трансовые переживания

Способность к рефлексии собственных состояний, причем состояний, близких к "запредельным". Таким "запредельным" состоянием может служить состояние удовлетворения собственными достижениями, "победой над собой"; состояние катарсиса в результате "освобождения" от негативных эмоций (агрессии, раздражительности и т.д.). Как известно, переживание таких состояний является такой же потребностью человека, как и потребность в еде, защите, любви и т.д., и зачастую неудовлетворение этой потребности, как и любой другой, ведет к росту напряжения, от которого необходимо избавиться. Важно научить подростка (а именно в этом возрасте происходит возрастание потребности в переживании таких состояний и, следовательно, накопление способов снятия этого напряжения) рефлексии этих состояний, чтобы не происходило фиксации неудовлетворения потребности в переживании своего "Я".

Цель: Рефлексия "особых" состояний.

Задачи:

· Рефлексия "запредельных" переживаний

· Диалог архетипов

· Рефлексия "дурашливых" состояний

Вопросы, которые стоит обсудить:

ü Распознавание "особых" состояний в реальной жизни

ü Жизнь в мире фантазий

Тренинг чувства юмора

Как известно, чувство юмора - одно из качеств здорового человека, в том числе и наркоустойчивого подростка. Чувство юмора относится к социально приемлимым способам снятия напряжения, имеющим еще также благоприятный физиологический эффект. Чувство юмора сходно по источнику возникновения со стрессом, что выражено в данной схеме:

Раздражение (ступор)

Обман ожиданий Удивление

Юмор (слезы)

Отличие - очевидно. У здоровой личности обман ожиданий воспринимается не как угроза, поэтому и не вызывает разрушающей реакции (аффекта, агресии, ступора и т.д.), а напряжение, которое все - таки появляется в данном случае как разница между ресурсами и затратами, снимается за счет чувства юмора.

Цель: развитие чувства юмора как защитного механизма

Задачи:

· Трансформация негативных переживаний в личностно развивающие с помощью чувства юмора

Вопросы, которые стоит обсудить:

ü Трансформация раздражения в удивление и в смех

ü Отличие здорового смеха от истерики

ü Зачем смеяться, когда не смешно?


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.