Имидж, паблисити, репутация, статус, гудвилл, общественное мнение – краткое определение понятий . — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Имидж, паблисити, репутация, статус, гудвилл, общественное мнение – краткое определение понятий .

2017-07-01 345
Имидж, паблисити, репутация, статус, гудвилл, общественное мнение – краткое определение понятий . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос

Характеристика связей с общественностью как профессиональной и академической сферы.

 

 

Связи с общественностью, PR (англ. PublicRelations) — технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации — фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни.

Релайтер — специалист по связям с общественностью, связующее звено между персоной или организацией (компанией, предприятием, лицом) и общественностью. Сфера деятельности релайтера — позиционирование персон и организаций, установление и поддержание гармоничных отношений между заказчиком (клиентом) и общественностью. Зачастую пиар-специалист выполняет функции и маркетера, рекламиста, имиджмейкера, брендмейкера и других смежных профессий.

В обязанности специалиста по связям с общественностью входят также создание, расширение, поддержание благоприятных отношений со СМИ (медиа-рилейшенз), что включает в себя подбор (выбор) наиболее подходящих изданий, теле- и радиоканалов, Интернет ресурсов, удовлетворяющих запросы клиента и цели конкретного проекта. Активная работа с выбранными СМИ и постоянный контакт с общественностью способствует укреплению репутации персоны или организации, наращиванию паблицитного капитала и нематериальных активов в конкурентной среде.

Работа со СМИ в настоящее время, являющимися «четвертой властью», требуют системного подхода. В связи с этим, специалисту по связям с общественностью следует учитывать психологию журналиста, его мотивацию, желания и потребности в современном быстро меняющемся мире. Созданниерелайтером специальных событий должно вызывать интерес общественности к информации, быть интересно и актуально, злободневно.

Специалист PR исполняет следующие обязанности:

· Выполняет работу по реализации политики организации в области связей с общественностью и отдельных ее этапов.

· Участвует в разработке конкретных планов внутренней и внешней политики организации в области связей с общественностью.

· Осуществляет постоянное взаимодействие и поддерживает контакты с представителями средств массовой информации и общественности, знакомит их с официальными решениями и приказами руководства организации, подготавливает ответы на официальные запросы, следит за своевременным распространением информационных материалов о деятельности организации.

· Участвует в подготовке и проведении брифингов, пресс-конференций, других мероприятий и акций информационно-рекламного характера, проводимых с участием представителей средств массовой информации и общественности, обеспечивает их комплексное информационное и организационное сопровождение.

· Готовит пресс-релизы и другие информационные материалы для представителей средств массовой информации, проводит мониторинг электронных и печатных средств массовой информации, участвует в подготовке информационно-аналитических материалов для внутреннего пользования.

· Разрабатывает информационно-рекламные материалы, готовит тексты для корпоративного издания, официального WEB-ресурса организации.

· Участвует в подготовке заданий для социологических исследований и составлении итоговых отчетов по результатам проведения мероприятий информационно-рекламного характера.

· Выполняет работу по сбору, хранению, использованию и распространению информационных материалов, подготовке документов для сдачи в архив.

· Обеспечивает исполнение решений руководства, своевременно информирует его о текущем ходе работ и их результатах.

 

 

Пиарология как научная дисциплина

 

Сегодня статус паблик рилейшнз как науки признается далеко

не всеми учеными. Существует мнение, что наука о PR не мо-

жет быть самостоятельной и самодостаточной в силу того, что

базируется на других дисциплинах — социологии, психологии,

теории коммуникации, теории журналистики и др.

 

Однако существование самостоятельного профессионального

вида деятельности, признанной государством профессии, на-

личие образовательных структур, дающих образование по спе-

циальности, требуют и наличия особой науки, которая должна

отражать сущностные характеристики этой деятельности, ее

закономерности, механизмы функционирования.

В результате

налицо логическое несоответствие, когда одним и тем же слово-

сочетанием (паблик рилейшнз) обозначают разные сущности —

деятельность и науку. Поэтому принципиально важно отделять

связи с общественность как деятельность от науки о PR.

В рамках Петербургской школы паблик рилейшнз наука о свя-

зях с общественностью получила название ≪пиарология≫.

Пиарология является наукой о закономерностях, принципах и ме-

ханизмах формирования и функционирования связей с обществен-

ностью как совокупности социальных коммуникативных практик.

Основные характеристики пиарологии заключаются в следу-

ющем.

 

Во-первых, это формирующаяся наука, находящаяся на ста-

дии своего становления. По ряду измерений она еще не отде-

лилась от практики и в некоторых своих предметных разделах

находится в эмбриональном состоянии.

Во-вторых, сущностная характеристика науки о связях с об-

щественностью заключается в том, что это социальная наука,

т. е. научная дисциплина, относящаяся к континууму наук, из-

учающих общество.

В-третьих, пиарология является информационно-коммуника-

тивной дисциплиной, принадлежащей к сообществу социаль-

ных наук. Основанием, на котором строятся все теоретические

конструкции PR, является информация.

В-четвертых, пиарология является наукой прикладной ориен-

тации, она может рассматриваться как технологическая дисци-

плина.

 

Одной из самых сложных проблем в любой науке является

определение ее объекта и предмета. Объектом познания являет-

ся все то, что подлежит исследованию в качестве объективной

реальности.

При определении объекта исследования (науки) ≪та

или иная часть объективной реальности (общество, культура,

человек) исследуются не целиком, а лишь с той стороны, кото-

рая является спецификой данной науки… Предмет науки — это

воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне, пу-

тем выявления наиболее значимых с научной и практической то-

чек зрения закономерных связей и отношений этой реальности.

Предмет любой науки — это не просто некое явление, а резуль-

тат теоретического абстрагирования, позволяющего выделить те

закономерности развития и функционирования изучаемого объ-

екта, которые являются специфическими для данной науки и

никакой другой≫4.

Еще в первое десятилетие существования российского PR пе-

тербургский исследователь Л. Э. Варустин предмет науки о PR

определял как ≪связи, которые возникают между двумя сторо-

нами (субъектами общественных отношений) на основе общих

интересов и потребностей и которые осуществляются и под-

держиваются при помощи постоянно действующих контактов и

общения≫.

В 1999 г. М. А. Шишкина в качестве объекта пиарологии как

социальной науки выделила социальную реальность. Предмет

пиарологии определялся ею следующим образом: ≪Паблик ри-

лейшнз, понимаемый как совокупность социальных практик,

направленных на производство и воспроизводство эффектив-

ных публичных дискурсов и оптимизацию информационных

взаимодействий между социальными субъектами и их целе-

выми группами≫. Уточнения в рассуждения М. А. Шишкиной

об объекте и предмете науки о связях с общественностью как

социальной науки были позже внесены петербургским ученым

С. М. Емельяновым.

В определении предмета ключевым является понятие ≪со-

циальная коммуникативная практика≫, фиксирующее в своем

содержании два взаимосвязанных сущностных момента. Во-

первых, это понятие предполагает коммуникативное взаимо-

1. Методологические проблемы теории связей с общественностью

4 Социология: Учебник / Г. В. Осипов, А. В. Кабыща, М. Р. Тульчинский

и др. М., 1995. С. 58, 59.

Глава 1. Связи с общественностью как наука и социальный институт

действие между социальными субъектами, а во-вторых, такое

взаимодействие носит организованный и целенаправленный

характер. Иначе говоря, социальная коммуникативная практика

как сложный социальный феномен подчинена определенным за-

конам и закономерностям, которые и могут быть предметом ис-

следования науки пиарологии.

На основе принципиальных положений о сущности PR как

профессионального вида деятельности дадим следующую трак-

товку объекта и предмета пиарологии.

Объектом пиарологии является совокупность социальных

коммуникативных практик, а ее предметом — закономерности,

принципы и механизмы формирования и функционирования связей

с общественностью как социальных коммуникативных практик.

С объектом и предметом науки непосредственно связаны ее

задачи, отражающие актуальное состояние и уровень ее разви-

тия. Эти задачи можно разделить на фундаментальные, приклад-

ные и технологические.

Фундаментальные задачи:

— исследования в области истории и перспектив развития PR;

— уточнение содержания предмета пиарологии по мере услож-

нения практики PR;

— разработка методологических основ пиарологии, ее связей

с другими науками, методологии PR-исследований;

— обобщение опыта европейских паблик рилейшнз;

— создание и легитимизация единого профессионального

лексикона, глоссария;

— развитие отраслевых дисциплин пиарологии;

— разработка и обоснование теоретических основ PR-дея-

тельности в различных сферах.

Прикладные задачи:

— обобщение регионального опыта;

— перевод и комментарий качественных европейских пособий;

— определение перспектив создания и внедрения новых PR-

технологий;

— анализ и оценка социальных и социально-политических

последствий реализации PR-проектов, а также применения тех

или иных PR-технологий.

 

Вопрос

Определения PublicRelations (по Джефкинсу, Блэку, Харрисон, Викентьеву и т.п.) Многообразие определений, предмет, характер и содержание СО. Роль СО в современно м гражданском обществе и рыночной экономике.

 

Паблик рилейшнз состоит из всех форм планомерно осуществляемой коммуникации, внешних и внутренних, между организацией и ее общественностью в целях достижения между ними взаимопонимания. (Фрэнк Джефкинс)

 

Паблик рилейшнз" - это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот.(Эдвард Бернейз).

Паблик рилейшнз" - это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности.(Сэм Блек)

Связи с общественностью — пропаганда, направленная на продвижение товаров на рынке услуг, на организацию общественного мнения, обеспечение фирме благожелательной известности, формирование представления о ней как об организации с высокой гражданской ответственностью и противодействие распространению неблагоприятных слухов и сведений.(Ф. Котлер, американский исследователь–маркетолог)


Паблик рилейшнз как наука занимается организацией коммуникативного пространства современного общества. Первые определения PR акцентировали аспект управления общественным мнением. Американское общество паблик рилейшнз так видит сегодня свои задачи: "PR помогает комплексному, плюралистическому обществу принимать решения и функционировать более эффективно путем достижения взаимопонимания между группами и учреждениями. Она помогает гармоничному сочетанию частных и общественных интересов". Чем обусловлена такая роль PR? Современное общество в сильной степени зависит от коммуникативной действительности. Выборы в парламент - это борьба коммуникаций. Президенты определяют время своего прилета в чужую страну с учетом того, чтобы попасть в соответствующий выпуск новостей. Западное общество более насыщено информацией, чем наше. Целые государства (например, Япония) подходят к продаже информации (знаний) как к основному источнику увеличения своего экономического потенциала. Тоталитарные общества затрачивают массу усилий на контроль за информацией. Свою силу, в отличие от развитых стран, они увидели в контроле, а не в производстве информации.

Область, в которой функционирует PR, можно определить как общественную коммуникацию. Она отличается как от коммуникации обыденной, так и от коммуникации массовой. Обыденная коммуникация - личностная, диалогическая, устная. Массовая - неличностная, монологическая, печатная (или другой вид технической реализации), что и позволяет выходить на массовую аудиторию. В целом в массовой коммуникации образуется мозаика из самых разнообразных сведений, поскольку канал этот нейтрален по отношению к описываемым в нем объектам. Здесь может встретиться и рассказ о забастовке шахтеров в Донбассе, и о войне в Югославии, и о ценах на базарах Киева. В отличие от такого нейтрального канала система PR как бы замкнута на себя, так как рассказывает о своих собственных объектах, частью которых сама и является. В этом плане она сближена с коммуникацией обыденной, поскольку и в ней речь идет об объектах, к которым лично причастен говорящий. С другой стороны, поскольку PR должна выходить на широкую общественность, она опирается на закономерности общения с массовой аудиторией. Поэтому опора на СМК столь существенна в случае PR.

Важной особенностью постиндустриальной экономики стало разнообразие однотипных, очень близких по ценам и потребительским свойствам товаров и услуг. Разумеется, в этих условиях выбор осуществляется в пользу того, что более знакомо или более приятно (что не исключает иных мотивов потребительского поведения). В условиях “переполнения рынка” с уверенностью можно сказать, что из двух или нескольких производителей товаров и услуг, которые в равной степени удовлетворяют потребителя по важнейшим рыночным параметрам (соотношение цена-качество, качество обслуживания, условия гарантийного и послепродажного обслуживания), потребитель выберет товар той фирмы, которая более известна, ориентирована не только на коммерческий успех, но и следование нормам социально-этического маркетинга. Таким образом, ключевое назначение имиджевой или институциональной рекламы, ведущейся средствами ПР, – неценовая конкуренция, способствующая рыночному успеху фирмы. При этом имиджевая концепция, в идеале, – часть общей рыночной стратегии фирмы.

Специалисты по ПР, обслуживающие частный сектор экономики, должны помнить, что паблик рилейшнз – инструмент гармонизации общественных отношений в треугольнике “бизнес-власть-общественность”, способ согласования личных, корпоративных и общественных интересов. Успех фирмы в неценовой конкуренции, маркетинговой стратегии, предусматривающей не только удовлетворение потребностей своего рыночного сегмента по критерию “цена-качество”, но и ответственность корпорации перед обществом, достигается, прежде всего, в двух аспектах. Во-первых, мероприятия по налаживанию контактов с внутренней общественностью обеспечивают взаимопонимание между нанимателями, топ-менеджментом и персоналом, что создает в коллективе фирмы обстановку доверия, сотрудничества, дух “единой команды”. Это стимулирует творческий потенциал каждого сотрудника, способствует успешной работе. Во-вторых, общественная активность корпорации приводит, в ряде случаев, к рыночному успеху, привлечению инвестиций, созданию положительной репутации, что ведет к росту стоимости бренда, торговой марки фирмы.

Основная деятельность ПР:

 Предвидение, анализ и интерпретация общественного мнения, отношений и спорных вопросов, способных положительно или отрицательно повлиять на деятельность и планы организации.

 Консультирование руководства всех уровней организации по вопросам принятия решений, определения направления действий и коммуникации с обязательным учетом общественных последствий его деятельности, а также социальной и гражданской ответственности организации в целом.

 Постоянная разработка, выполнение и оценка программ деятельности и коммуникации для обеспечения понимания целей организации информированной публикой, что является важной предпосылкой их достижения. Это могут быть программы маркетинга, финансирования, сбора средств, отношений со служащими, правительственными учреждениями и т.д.

 Планирование и реализация усилий организации, направленных на совершенствование социальной политики.

 Определение целей, составление плана и бюджета, подбор и подготовка кадров, изыскание средств, другими словами, управление ресурсами для выполнения всего вышеизложенного.

В целом ПР выполняют три основные функции:

1) Контроль мнения и поведения общественности с целью удовлетворения потребностей и интересов прежде всего организации, от имени которой проводится ПР-акция.

2) Реагирование на общественность, то есть организация учитывает события, проблемы и соответствующим образом реагирует на них.

3) Достижение взаимовыгодных отношений между всеми связанными с организацией группами общественности путем содействия плодотворному взаимодействию с ними

ПР-кампания имеет свои специфические цели, обусловленные самим информационно-коммуникативным характером воздействия Паблик Рилейшнз на общество, на отношения, на общественное мнение: 1. Простейшая цель: установить начальные отношения общения между инициатором ПР-кампании и целевой аудиторией. 2. Имидж-цель: целевая аудитория отличает начавшуюся кампанию от массы других, уясняет главные идеи ПР-обращения. 3. Промежуточная цель: укрепить доверие к ПР-обращению, к инициаторам ПР-кампании, к официальным представителям фирмы, организации. 4. Главная цель: изменение поведения целевой аудитории (которая, наконец, следует советам и рекомендациям ПР-обращения), приступившей к практическим действиям в духе ПР-обращения, в рамках ПР-кампании.

 

 

Вопрос

Вопрос

Массовизация общества и задача выстраивания отношений всех со всеми. Экономические, политические, идеологические и социальные причины возникновения и развития науки, профессии и отрасли бизнеса “PublicRelations”.

Массовизация – наблюдающийся после промышленной революции социальный процесс обезличивания и стандартизации духовного облика человека. Начало массовизации относится к обществу индустриальному (Х.Ортега-и-Гассет писал о произошедшем в начале ХХ века «восстании масс»). Закономерности процесса массовизации раскрывает Г.Ю.Чернов, показывая, что в индустриальном обществе насаждение индивидам унифицированных качеств приобретает всеобщий характер. Во всех областях деятельности – производственной, потребительской, коммуникативной, познавательной – происходит выработка массовидных и утрата индивидуальных качеств.

Из «Пропаганды» Бернайза:

«. …Но сегодня идея может быть мгновенно передана на любое расстояние любому числу людей, а потому в дополнение к подобному географическому делению возникло множество других групп

…Крайне сложно понять, сколько в нашем обществе имеется подобных групп и по какому признаку они формируются. Группа может быть социальной, политической, экономической, расовой, религиозной или этической, причем каждый перечисленный вид имеет сотни разновидностей. Эта невидимая и взаимосвязанная структура групп и ассоциаций представляет собой тот самый механизм, с помощью которого демократия создала общественное мнение и упростила процесс мышления масс. Отвергать этот механизм означает требовать от общества стать таким, каким оно никогда не было и не будет. Признавать существование механизма, но ожидать, что он не будет использоваться – бессмысленно.

… Современная пропаганда учитывает не отдельную личность и даже не массовое сознание, но структуру общества, состоящую из пересекающихся групп и связей «лидер – последователь». Человек рассматривается не просто как клетка социального организма, но и как составляющая социальной единицы.

… Имея возможность влиять на лидеров с их согласия или без оного, вы автоматически обретаете влияние на подконтрольную им группу.

… Играя на старых клише и манипулируя новыми, пропагандист порой может управлять всем спектром эмоций группы.»

Существуют несколько групп объективных причин возникновения и развития научного знания, профессии и отрасли "связи с общественностью".

1. Экономические причины возникновения PR лежат в нарастающем стремлении производственно-коммерческих фирм позиционировать себя в глазах участников рынка (потребителей продукции, акционеров, поставщиков, партнеров, властных структур, СМИ и пр.) как организации с безупречной деловой репутацией, создающие и укрепляющие свой позитивный клиентоориентированный имидж. Данный подход предполагает, что в конечном итоге повысится доход организации. Кроме этого, в последнее время наблюдается объективная тенденция к преобладанию значимости коммерческой над производственной составляющей экономики. Другими словами, на современном этапе торговый оборот ресурсов является более важным элементом бизнеса, нежели обладание потенциальными ресурсами, что ведет к повышению важности PR. Чем больше в пространстве коммерческих связей и коммуникаций, тем больше поле деятельности для специалистов по рекламе и связям с общественностью.

 

2. Политическими причинами возникновения PR служат кардинально изменившиеся тенденции развития общественных отношений, безусловное неприятие обществом пережитков прошлого в процессе государственного строительства, таких как единоличная безоговорочная власть, политический деспотизм и диктат, монархичество и т.д. На современной мировой политической арене все большую популярность и силу набирают демократические формы управления и коммуникации. Сейчас каждое цивилизованное государство вынуждено создавать и поддерживать свой позитивный имидж благоприятного взаимопонимания не только на международной арене, но и среди собственного населения. Кроме этого, возрастающая конкурентная борьба за голоса электората между политическими партиями и движениями за усиления своего влияния в обществе также может быть отнесена к объективным причинам, стимулирующим развитие профессии "специалист по связям с общественностью".

 

3. Идеологической причиной возникновения PR является неугасаемое стремление тех или иных социально-общественных слоев (сословий, каст, национальных или религиозных образований и т.д.) и организационных структур оказывать влияние на целевые общественные группы для пропаганды и внедрения в их сознание своих взглядов и убеждений, меняя мировоззрение общественности.

 

4. Социальными причинами возникновения PR можно назвать такое явление, как динамичное развитие процессов сближения народов и глобализации — осознание людьми своего общечеловеческого единства и хрупкости нашего мира, пашей цивилизации. Из-за этого возросла потребность в обмене информацией для улучшения взаимопонимания и взаимодействия между различными группами населения одной страны разной региональной принадлежности. Кроме этого, на базе взаимного информирования и расширения коммуникационных контактов признание мировым сообществом необходимости укрепления международной безопасности и сотрудничества.

Вопрос

США

 

Впервые официально само выражение «связи с общественностью» («public relations») употребил президент США Т. Джефферсон, когда в 1807 г. в черновике «Седьмого обращения к Конгрессу» вписал его вместо вычеркнутого «состояния мысли». Уже в 30-е гг. XIX в. понятие «public relations» вошло в употребление как «relations for the general good» («отношения ради всеобщего блага»). Широкое распространение прессы вызвало появление пресс-агентов, которые по сути являются предшественниками будущих PR-менов.

Главной фигурой эры информирования стал PR-практик Айви Лидбеттер Ли (позже его назовут «отцом» Public Relations). В 1906 г. Ли опубликовал «Декларацию о принципах», своего рода первый моральный кодекс профессии. В качестве основной задачи PR-специалистов Ли сформулировал следующую — «побуждать людей верить в то, что правления корпораций преследуют искреннюю цель заручиться их доверием». Ответ макрейкеру Иде Тарбелл в истории со «Стандард-Ойл». PR для Рокфеллера.

 

Великобритания

По сравнению со США развитие профессиональной системы паблик рилейшнз в других странах Запада активизировалось несколько позже. Конечно, это вовсе не означало, что методы и приемы, использовавшиеся для установления связей с общественностью, не учитывались отдельными фирмами, организациями или учреждениями тех или иных стран.

Одним из первых активно применять тактические PR-приемы стало правительство Великобритании, которое пришло к власти в 1912 году. Лойд Джордж (Lloyd George), канцлер казначейства, организовал группу лекторов для объяснения первой схемы пенсионного обслуживания по старости. В 1926 году в Великобритании было создано Королевское управление по торговле, которое ставило своей целью с помощью плакатов, кинопродукции, вытсавок, прессы и радио «показать гражданам Великобритании, что «империя еще жива». В 1933 году впервые в Министерстве почтовой связи был создан отдел паблик рилейшнз, который возглавил известный специалист этого дела Стефан Таллентс. Расширением культурных и просветительских связей с другими странами мира занимался Британский Совет, основанный в 1934 году. Накануне второй мировой войны в ряде министерств, в министерствах частности труда и здравоохранения, появились отделы паблик рилейшнз. Целенаправленное налаживание связей с общественностью существенно ускорилось во время войны, особенно после возобновления деятельности Министерства информации.

В 1984 году в Великобритании начал свою деятельность Институт паблик рилейшнз, заложивший фундамент этой профессии в стране и начавший подготовку специалистов-профессионалов по вопросам связей с общественностью.

Идея создания международной организации паблик рилейшнз родилась еще в 1949 году в Лондоне во время частного совещания специалистов по вопросам связей с общественностью Голландии и Англии. Они пришли к выводу о необходимости организации международного сообщества, цель которого заключалась бы в содействии повышению уровня профессионализма и эффективности деятельности специалистов-практиков сферы паблик рилейшнз разных стран.

В следующем году под эгидой Голландской королевской международной торговой ярмарки и Голландского общества паблик рилейшнз в Амстердаме собралась группа руководителей ведущих фирм Великобритании, Голландии, Франции, Норвегии и США, работающих в данной области. В результате дискуссии было принято заявление о необходимости создания Временного международного комитета, который сосредоточил бы внимание на международном обмене информацией, кооперировании деятельности и координации сотрудничества специалистов по паблик рилейшнз и в конечном итоге создал бы Международную ассоциацию паблик рилейшнз.

После пяти лет работы Временного комитета, оживленного обмена мнениями по поводу концепции деятельности международного органа по паблик рилейшнз 1 мая 1955 года в Лондоне была основана Международная ассоциация паблик рилейшнз (International Public Relations Association). Тогда же был одобрен официальный Устав МАПР (IPRA), а также избран ее Совет.

 

Другие страны Европы

Развитие PR во Франции и в Европе происходило в фарватере реализации плана Маршалла, на разрушенном войной континенте, в условиях уничтоженной экономики, служа разоренной промышленности.

Пояснение:программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом и вступил в действие в апреле 1948 года. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран, включая Западную Германию.

План Маршалла начал осуществляться с 4 апреля 1948 года, когда конгресс США принял закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с 4 апреля 1948 по декабрь 1951) составила около 13 млрд]. долларов, причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Италию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

И поэтому речь шла не о том, чтобы защитить репутацию или воспеть достижения процветающих и мощных фирм, а о том, чтобы заново познакомить все еще искалеченное годами войны общество с миром промышленности, коммерции и экономики. Причем делать это приходилось в напряженной политической обстановке, буквально на следующий день после первых крупных акций по национализации.

Еще не оправившиеся от ударов, нанесенных событиями, с которыми они не смогли совладать, обеспокоенные активностью левых партий и мощными действиями профсоюзов главы фирм наконец-то ощутили потребность в солидарных и согласованных действиях. И, главное, они обратили свои взоры к могущественной Америке, чья военная, промышленная и экономическая мощь служила для них маяком и обладала неодолимой притягательной силой.

Франция

 

После 1946 года, когда первые нефтяные компании во гла­ве с Shell и Esso-Standard попытались внедрить практику связей с общественностью во Франции, многие профессиональные организации направили к ним своих внутренних советников и внешних консультантов, сотрудников пресс-служб, управлений, агентств и отделов, что определило политику по отношению к этой профессии во Франции.

По мере развития общественных отношений в разных странах Европы все более ярко заявляют о себе ПР во Франции. Здесь появляются крупные имена, которые закладывают основы европейских ПР в теории и практике. Так, отцом теории европейских ПР считается Люсьен Матра.

В 1949 г. дюжина специалистов по связям с общественностью на собрании в парижском особняке Асторг основала «Клуб стеклянного дома» (Club de la Maison de Verre). Начиная с 1950 г. создаются агентства. Первое – Relations («Связи») – было основано Анри Пино и Жео Шарлем Вераном (Geo-Charles Veran). За ним последовали Office francais de relations publiques (Французская служба связей с общественностью) Жоржа Серреля (Georges Serret), International Relations («Международные связи») Рене Тавернье (Rene Tavernief) и Bureau international de relations publiques (Международное бюро связей с общественностью) Пьера Жегю (Pierre Jegu).

Возникла потребность в формировании позитивного общественного мнения вокруг банков и крупных компаний. В основном это решалось журналистскими методами. Основателями клуба «Стеклянный дом» стали известные предприниматели, руководители известных департаментов. Члены клуба занимались тем, что из теории воплощали в практику методы улучшения человеческих отношений внутри групп и в масштабах страны в целом. Основатели клуба так определили его цели: «изучать и воплощать в практику методы, связанные с улучшением человеческих отношений внутри групп и в масштабах страны в целом; развивать, поддерживать и поощрять в профессиональных группах и в общественном мнении дух, который призван служить реализации этих методов в сфере информации и социальных отношений». Создание клуба «Стеклянный дом» как бы узаконило существование ПР во Франции. Вскоре создается французская Ассоциация паблик релейшнз. Она принимает Профессиональный кодекс советников ПР. Также в этот период крупные компании создавали отделы «внешних отношений». Одной из первых такой отдел открыла «Стандарфрансез де Петроль», представители которой активно участвовали в работе «Стеклянного дома».

В отличие от американцев, французские специалисты по связям с общественностью были прежде всего озабочены налаживанием именно «человечных», доверительных отношений с общественностью, в их работе было много меньше прагматизма, сугубо коммерческого смысла. Отсюда и само название клуба – «Стеклянный дом» - означало предельную прозрачность, открытость во взаимоотношениях с публикой.

В начале 60-х годов Министерством информации принимается решение о статусе профессии эксперта по паблик рилейшнз. Формулировалось это так: «Советник паблик рилейшнз принадлежит к персоналу компании или же действует как независимый работник с целью предлагать предприятиям или каким-либо другим организациям, которые обращаются к нему, концепцию и средства установления доверительных отношений с публикой и информировать ее о всех интересующих вопросах, связанных с деятельностью предприятия. Сфера паблик рилейшнз может также распространяться на персонал предприятия. Информация, которую советник паблик рилейшнз предоставляет, должна обязательно ограничиваться изложением фактов, не прибегая ни к пропаганде, ни к коммерческой рекламе. Деятельность советников по работе с общественностью и пресс-атташе несовместима ни с работой журналиста, ни рекламных агентов.»

8 мая 1959 г. в Орлеане возникает Европейский центр по связям с общественностью (Centre europeen des relations publiques – CERP), который, подобно IPRA, объединяет специалистов разных европейских стран. Через шесть лет после своего создания, практически день в день, CERP принимает «Международный этический кодекс связей с общественностью», т.н. «Афинский кодекс» (1965).

Немецкие исследователи связывают формирование ПР с образованием ФРГ. Здесь в 1949 году создается Федеральная служба прессы. Правительством предпринимаются шаги по укреплению связей с гражданами страны, вселения в них веры в «немецкое экономическое чудо». Как известно, многое удалось сделать в этом направлении. Интересные акции проводит, например, глава правительства Эрхард (1965 год): «Гражданин спрашивает – канцлер отвечает». Это своего рода прообраз широко применяемых сегодня прямых линий и прямых эфиров. В 1958 году создается Германское общество паблик рилейшнз.

Нидерланды стали местом развития высокопрофессиональных ПР, специализирующихся на ведении международного бизнеса. Здесь в 1946 году создается Ассоциация коммуникаторов, ставшая центром взаимодействия. Это во многом объясняется географическим расположением. Скандинавские ПР идут вслед за опытом Великобритании. Некоторые авторы отмечают, что канадской школе ПР более присуще объединение маркетинга и ПР, чем французской.

В 50-е годы в Европе происходит активная институционализация ПР, создаются национальные и международные профессиональные сообщества. Так, в эти годы появились национальные ассоциации ПР в Бельгии, Ирландии, Швейцарии, Германии.

1955 год вошел в историю как год создания Международной Ассоциации ПР (IPRA). Произошло это историческое событие в Лондоне. В 1959 году учреждена Европейская конфедерация ПР (CERP). Данные профессиональные организации внесли и вносят большой вклад в развитие цивилизованных ПР.

60-е годы – период расширения сферы европейских ПР. Создаются национальные профессиональные сообщества в Греции, Италии и других странах.

 

 

Россия

 

Связи с общественностью зародились в России в конце 1980-х годов. PR-деятельность как самостоятельн


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.