Методы индивидуального изучения детей — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Методы индивидуального изучения детей

2017-07-01 333
Методы индивидуального изучения детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В индивидуальном изучении детей на предшкольном этапе большая роль отводится лицам, которые непосредственно общают­ся с ними - родителям, воспитателям. Задача педагога, отвечающе­го за этот этап изучения детей, - организовать наблюдение родите­лей и воспитателей за детьми, направить их внимание к тем сторо­нам развития будущих первоклассников, которые характеризуют их школьную зрелость. Помогут ему в решении этой задачи специ­ально подготовленные для этого, заранее растиражированные ма­териалы: «Анкета для родителей будущих первоклассников», «Ре­комендации по изучению детей для воспитателей детских садов»,

«Схема педагогической характеристики выпускника детского са­да».

Важное место в индивидуальном изучении ребенка отводится

и непосредственному общению с ним педагога. Организуется такое

Щение в форме индивидуального собеседования с ребенком, в

оторое также включаются и диагностические задания. При этом




 


преследуется цель установить глубину, степень отставания ребенка в развитии, его восприимчивость к помощи, потенциальную обу­чаемость.

Для индивидуального собеседования ребенок приглашается вместе с родителями. Необходимо организовать дело таким обра­зом, чтобы родители принесли с собой его поделки: рисунки, вы­шивки, модели, собранные из конструктора, фигурки из пластилина и любые другие изделия. Это существенно обогатит впечатление о ребенке, о его подготовленности к школе. В тех случаях, когда ро­дители на предыдущем этапе изучения детей не заполняли анкету, им предлагается сейчас ответить на ее вопросы устно. Родители могут присутствовать при последующей работе с ребенком, но в случае, когда это присутствие становится помехой, их просят по­дождать окончания обследования в другом помещении.

В программу индивидуального изучения ребенка входит бесе­да, а также выполнение им ряда диагностических заданий. Изуче­ние основной массы будущих первоклассников проводится в дет­ских садах. Но для случаев, когда ребенок не посещал детский сад и оказался вне поля зрения школьной психолого-педагогической комиссии, диагностирование проводится во время записи его в школу. Программа диагностирования строится членами школьной психолого-педагогической комиссии в этом случае с учетом инди­видуальности ребенка с использованием методик, предназначен­ных как для фронтального, так и для индивидуального обследова­ния.

Беседа с ребенком, знакомство с ним должны проходить есте­ственно, непринужденно, неформально, ни в коем случае не напо­миная экзамен.

Беседа должна помочь учителю, прежде всего, установить ин­дивидуальный контакт с ребенком. В ее задачи также входит по­нять, есть ли у ребенка психологический настрой на школу, жела­ние учиться. Она должна содействовать выявлению его кругозора, его способности ориентироваться во времени и пространстве, рас­крыть владение языковыми средствами, навыками связной речи.

Вопросы, которые могут быть заданы в ходе беседы: Как тео зовут? Сколько тебе лет? По какому адресу живешь? Как называет­ся наш город, страна, где мы живем? Какие еще знаешь города* страны? Из кого состоит семья? Есть ли братья, сестры, младш они или старшие? Где и кем работает мама, папа? Кто самый стар


пий в доме? Какой у тебя любимый праздник, почему мы все его празднуем? Есть ли у тебя любимая сказка, какая? (Предлагается ссказать ее) цем она тебе нравится? Любишь ли передачи про животных? Каких животных знаешь, что о них знаешь? Хочешь ли лдти в школу? Как ты думаешь, что там будет интересно? Гото­вишься ли к школе, как? Что бы ты хотел узнать, чему научиться в школе?

По ситуации могут быть заданы и другие вопросы, их набор может быть сокращен.

В процессе беседы выявляется также состояние педагогиче­ской подготовки ребенка в школе - знание букв, умение читать, представление о составе числа, о форме предметов, величине.

Затем ребенку предлагаются для выполнения одно за другим диагностические задания. Сначала ребенок выполняет предлагае­мые задания самостоятельно, но в случае, если он не справляется с ними, ему оказывается необходимая помощь. Такая организация деятельности детей преследует одновременно две цели. Одна из них - помочь ребенку справиться с заданием, обеспечить его ус­пешное выполнение. Вторая - выявить, насколько чувствительным оказывается ребенок к помощи, принимает ли, усваивает ли он ее, может ли под влиянием оказанной помощи сам найти допущенные в самостоятельной работе ошибки и исправить их. Отзывчивость ребенка на помощь, способность усваивать ее является прогности­чески значимым показателем его потенциальных учебных возмож­ностей, его обучаемости.

Оказание помощи ребенку происходит по принципу - от ми­нимальной к максимальной. В соответствии с этим принципом по­следовательно включаются следующие три вида помощи: стимули­рующая, направляющая и обучающая. За каждой из них стоят раз­ные степень и качество вмешательства педагога в работу ребенка.

Задание 1. «Изготовление аппликации».

Назначение задания: диагностика умения детей анализиро­вать условия предъявленной задачи, в данном случае, практическо-го характера: планировать ход ее решения, выбирать адекватные Иствия, критически оценивать полученный результат.

организация работы. Ученику дают белый лист бумаги с сражением контура лодочки с парусом и цветные геометриче-

е фигуры (4 квадрата - 2 х 2 см, 4 прямоугольных равнобедрен-1)5 треугольника с катетом в 2 см, все одного цвета).




 


Работа состоит из двух частей, I часть - выполнение задания Ц часть — оценка учеником выполненного задания и, в случае необхо­димости, переделка работы — изготовление новой аппликации.

Инструкция к I части работы: «Перед тобой контур какого-то предмета. Как ты думаешь, что это такое?» Ребенок: «Лодочка» «Надо эту лодочку раскрасить, но не карандашом, а с помощью этих (показывает) геометрических фигур. Фигуры надо уместить внутри лодочки так, чтобы они не выходили за пределы изображе­ния».

Инструкция ко II части работы: «Посмотри внимательно на свою лодочку. Нравится она тебе? Красивая получилась? Все ли ты сделал правильно?». Если ученик сам не замечает допущенных ошибок (фигуры не прилегают друг к другу, выходят за очертания контура), учитель указывает на них. Спрашивает, хочет ли он сде­лать новую лодочку, лучше? В случае отрицательного ответа педа­гог не настаивает на этом.

Оценка выполнения аппликации

При оценке учитываются:

а) способ выполнения ребенком задания (задание выполняется
на основе первоначального обдумывания, планирования размеще­
ния геометрических фигур или без планирования, методом проб и
ошибок);

б) рациональность размещения фигур;

в) критичность в оценке выполненного задания;

г) желание, готовность исправить допущенные ошибки само­
стоятельно;

д) темп деятельности при выполнении задания.

1-й уровень — фигуры выложены правильно и быстро (ученик мгновенно проанализировал задание и начал его выполнение).

2-й уровень - контур заполнен правильно, но ученик работал путем проб и ошибок, поэтому затратил больше времени; в процес­се работы сам корректировал.

3-й уровень - только часть контура заполнена правильно, не­которые фигуры выходят за его очертания: при оценке работы ошибок не замечает, но когда учитель обращает на них внимание, готов их исправить.

4-й уровень - контур заполнен хаотично, большинство геом рических фигур выходят за его очертания, ошибки не замечаютс, желания сделать лучше при указании на них нет.


Задание 2. «Продолжение орнамента».

Назначение задания: установить способность ребенка к ана­лизу и синтезу зрительно воспринимаемой и индивидуально предъ­явленной информации, осознанию закономерностей, к удержанию учебной задачи и ее условий в процессе деятельности, восприим­чивость к помощи.

Организация работы. Для работы заранее на отдельных кар­точках готовятся варианты орнамента.

Орнамент-образец выполняется цветными фломастерами (на представленном рисунке цвет конкретной фигуры обозначен бук­вами). Для удобства в работе карточка, на которой нарисован ор­намент, наклеивается на прямоугольный конверт. В конверт для каждого нового ученика вставляется лист, на котором и выполняет­ся задание.

Варианты задания предъявляются последовательно - от перво­го, наиболее сложного, к третьему, самому простому. Если ребенок справляется с первым вариантом, предъявлять следующие вариан­ты нет необходимости. Второй и третий варианты задания предъ­являются только в тех случаях, когда ребенок не справляется с пре­дыдущим. Они уже в своем содержании имеют последовательно возрастающие элементы помощи ребенку (или делая более яркими, броскими тонкие различия в величине фигур - второй вариант ор­намента, или снимая их вовсе).

Инструкция: «Рассмотри внимательно орнамент и продолжи его».

Оценка выполнения задания: При оценке учитывается только правильность воспроизведения заданных в образце последователь­ных различий между составляющими орнамент фигурами (разли­чия в величине, форме, цвете фигур).

1-й уровень — правильно выполняется первый вариант задания.

2-й уровень - правильно выполняется второй вариант задания.

3-й уровень - ребенок смог правильно выполнить лишь третий вариант задания.

4-й уровень - даже третий вариант задания ребенок правильно выполнить не смог.

Задание 3. «Классификационный анализ сюжетной картинки».

"означение задания: определить уровень развития аналитико-

тетических способностей ребенка, его умения анализировать,

Щать, классифицировать наглядно воспринимаемую информа-




 


цию: находить общие и отличительные признаки изображенных предметов, осознавать основания различий, классифицировать эти предметы с опорой на существенные признаки.

Организация работы. В задании используется любая сюжет­ная картинка. Это может быть городской, сельский пейзаж, осо­бенности жизнедеятельности людей и проч. Важно, чтобы в карти­не было много разнообразных объектов (например, дома, люди животные, техника, растительность и т.д.).

Задание состоит из двух частей: первая - обучающая, введение в экспериментальную ситуацию, вторая - выполнение задания. В случае затруднений ребенку оказывается помощь.

В первой части - обучающей - ребенок учится выполнять классификацию известных ему реальных предметов. При этом учи­тель подводит его к пониманию того, что сходные предметы можно назвать одним обобщающим словом. Выполняется несколько уп­ражнений с привлечением ряда обобщающих понятий, например, таких, как «мебель», «учебные вещи», «посуда». Ко второй части задания можно переходить, если педагог убедился, что ребенок по­нял, что от него требуется.

Инструкция ко второй, основной части задания: «Рассмот­ри картинку внимательно и назови предметы, которые можно объ­единить в одну группу. Дай общее название этой группе предметов, как мы сейчас делали».

Оценка классификационного анализа:

1-й уровень - дети легко выделяют отдельные предметы, опи­раясь на их общие, существенные признаки, и дают этой группе обобщенное в понятии название: «растения», «транспорт», «люди», «домашние животные» и проч.

2-й уровень - дети выделяют предметы в группу правильно, однако обобщенное понятие в основном дается по функционально­му признаку: «что носят», «что едят», «что движется», или ребенок затрудняется дать общее название. На оказываемую помощь легко откликаются.

3-й уровень - разные предметы объединяются детьми по си туативному признаку (людей объединяют с домом - «они зде живут», животных объединяют с растительностью - «они это бят»), направляющая, обучающая воспринимается с трудом.


4-й уровень - дети при классификации объединяют разные предметы по несущественному признаку (цвету, величине) или на­зывают отдельные предметы без какой-либо группировки. Задание 4. «Повторение прохлопанного ритма». Назначение задания: выявить уровень звуковой дифферен­циации на несловесном материале, умение устанавливать времен­ные отношения в заданной группе звуков.

Организация работы: предлагаются последовательно 3 ритма, состоящие из 5 хлопков в любом их сочетании. Ребенок повторяет ритм после каждого прохлопывания экспериментатором.

Инструкция: «Я сейчас прохлопаю ритм, а ты его после меня повтори точно так же».

Оценка повторения ритма: 1-й уровень - повторил точно все три ритма. 2-й уровень - повторил точно два ритма. 3-й уровень - правильно повторил один ритм. 4-й уровень - не повторил ни одного ритма. Задание 5. Последовательное называние («чтение») цветных кружков.

Назначение задания: выявить готовность к обучению чтению (способность глаза следовать по упорядоченному ряду знаков и умение ребенка без ошибок этот ряд называть).

Организация работы. Для работы готовится карточка. На од­ной стороне ее нарисовано 4 строки цветных кружков по 10 круж­ков в каждой строке.

На другой стороне карточки одна строка цветных кружков (об­разец): кр з з кор жел. Задание состоит из двух частей: I — обучаю­щая, II - основное задание.

Инструкция. Вначале разбирается образец: «Посмотри, здесь нарисованы цветные кружки. Назови их подряд по цвету: красный, зеленый, зеленый, коричневый. Называй сам дальше». Ребенок: «Желтый кружок». Учитель: «Нет, ты называй только цвет. Слово «кружок» говорить не надо». После того как усвоен способ называ­ния кружков и выяснено, что ребенок знает названия предлагаемых МУ Цветов, можно переходить к выполнению основного задания: еперь так же назови все цветные кружки, нарисованные на этом точке. Называй их подряд по строчкам». Учитель рукой пока-Вает направление «чтения» - слева направо, от первой строки к четвертой




 


Оценка правильности «чтения» цветных кружочков:

1-й уровень - «прочитано» без ошибок;

2-й уровень - «прочитано» с одной ошибкой;

3-4-й уровни - допущено более одной ошибки. 3-й и 4-й уров­ни выполнения задания свидетельствуют о возможных потенци­альных трудностях ребенка при овладении навыком чтения.

Задание 6. «Упорядочение».

Назначение задания: выявить уровень начальных математиче­ских представлений детей: о счете предметов и соотношении меж­ду числами, сформированность представления об упорядоченности.

Организация работы. Заранее готовятся картонные круги диаметром 5 см с точками.

Круги расположены перед ребенком в беспорядке.

Инструкция: «Внимательно рассмотри эти круги. В одних кругах точек мало, в других много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку. Ко­гда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки». Оценка задания на упорядочение.

1-й уровень — задание выполнено полностью верно; порядок определен правильный.

2-й уровень - в выстроенной последовательности кругов до­пущены 1-2 ошибки.

3-й уровень - в расположении кругов допущены 3-4 ошибки.

4-й уровень - допущено более 5 ошибок.

Задание 7. «Выявление геометрических представлений».

Организация работы. Выставляется 7 любых предметов или их изображений так, чтобы их было хорошо видно (предметы мо­гут быть как одинаковые, так и разные). Для выполнения задания детям необходим лист бумаги и карандаш. Задание состоит из не­скольких частей. Они предлагаются последовательно.

Инструкция: а) нарисуйте на листках столько же кругов, сколько на доске предметов;

б) нарисуйте квадратов на один больше, чем кругов;

в) нарисуйте треугольников на два меньше, чем кругов;

г) обведите линией 6 квадратов;

д) закрасьте пятый круг.

Оценка уровня первоначальных математических представ' лений (оценивается качество выполнения всех подзаданий в сов купности):


1-Й уровень - задание выполнено полностью верно.

2-й уровень - допущены 1-2 ошибки.

3-й уровень - допущены 3-4 ошибки.

4-й уровень - при выполнении задания допущено более пяти

ошибок.

В случаях, когда ребенок во время индивидуального собеседо­вания и выполнения предложенных заданий показывает очень низ­кие результаты, возникает необходимость получения дополнитель­ной информации об его готовности к школе, обучаемости, его по­тенциальных учебных возможностях.

Целесообразно провести для этого еще одну встречу с ребен­ком в другое время, чтобы снять возможные сомнения в том, что низкие результаты оказались случайностью, были обусловлены плохим самочувствием, настроением ребенка.

Для дополнительного изучения ребенка рекомендуется исполь­зовать еще одно задание - задание 8.

Задание 8. «Описание картинки с нелепыми ситуациями». Назначение задания: выявление детей с выраженными нару­шениями познавательной деятельности.

Организация работы. Для работы заранее готовится картинка. Инструкция. Ученику предлагается внимательно рассмотреть картинку. Через 30 сек. педагог спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дает еще время. Если ответ утвердительный, то предлагает рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

1) стимулирующая. Педагог помогает ученику начать отвечать,
преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка,
показывает свое положительное отношение к его высказываниям,
задает побуждающие к ответу вопросы: «Понравилась тебе картин­
ка?», «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно дума­
ешь»;

2) направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается
недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые
вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»;

3) обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то
фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что
3Десь нарисовано», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не ка-

^ся, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-Нибудь необычное?».




 


Оценка выполнения задания

При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение
к ней, самостоятельность;

б) понимание и оценка ситуации в целом;

в) планомерность описания картинки;

г) характер словесных высказываний.

1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: «Тут все перепутано» «Путаница какая-то». Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе - сосредоточен самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.

2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень ор­ганизованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты вычленяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал глаз. Ребенок часто затрудняется в по­исках нужных слов.

3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребе­нок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описа­нии, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Актив­ность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытяги­вать.

1 -7

4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь «не берет». Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в. новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.

Дети, которые, на низком уровне выполнив задания

(средний балл 3, 14), показали 3-4-й уровень и при выполнении за­дания 8, должны насторожить педагога. В заключение, считаем не­обходимым еще раз обратить внимание на важность и необходи­мость создания в процессе индивидуального изучения ребенка при­ветливой и доброжелательной атмосферы. Необходимо помнить, что изучение ребенка - это не экзамен, не ревизия успехов дошко­льного этапа развития детей, а начало формирующей работы шк° лы. Реакция педагога, занимающегося с ребенком, при всех вариа


тах его ответов должна быть положительной. Учитель обязан с ис­пользованием разных видов помощи обеспечить каждому выпол­нение заданий, естественно, на разных уровнях. Важно, чтобы с со­беседования ребенок уходил с ощущением, что он успешно спра­вился со всеми заданиями, и беседа с ним доставила учителю ра­дость и удовольствие.

Данные, полученные при индивидуальном изучении ребенка (наблюдения за его поведением, результаты беседы и выполнения всех диагностических заданий), отражаются в протоколе индивиду­ального обследования. Здесь же получает отражение и содержание беседы с родителями будущего первоклассника. Таким образом, еще перед началом учебного года школа имеет подготовленный по определенной программе материал, который позволяет ей сделать достаточно объективную оценку школьной зрелости будущих пер­воклассников.

Перечислим еще раз его составные части: результаты изучения выпускников детских садов по фронтальным диагностическим ме­тодикам; данные о развитии и особенностях детей, полученные от родителей в результате их анкетирования и бесед с ними; характе­ристики детей, подготовленные воспитателями базовых детских садов; материалы индивидуального обследования детей, которые по итогам первого этапа изучения показали недостаточный уровень школьной зрелости и условно были отнесены к группе риска.

Кроме всех перечисленных выше материалов на ребенка, не­обходимо также внимательно проанализировать результаты его предшкольной диспансеризации, которые находят отражение в ме­дицинской форме 26. Накануне школы всех будущих первокласс­ников осматривают специалисты - медики: офтальмолог, отола­ринголог, дерматолог, стоматолог, хирург, педиатр, невропатолог, психоневролог. Их заключение о состоянии здоровья детей, об имеющихся отклонениях в системах и функциях организма нахо-Дит отражение в указанной форме. Направление для обучения в среднюю общеобразовательную школу получают лишь дети, в со­стоянии здоровья которых не выявлено грубых отклонений. Особое внимание членов школьной комиссии должны привлечь зафикси­рованные в форме 26 данные о незначительных нарушениях в со-°янии здоровья, не являющихся противопоказанием для обуче- "^ в общеобразовательной школе. К ним относятся, прежде всего, азания на возможные хронические заболевания внутренних ор-


ii




 


и


ганов (печени, почек, легких), негрубые дефекты зрения, слуха, на­рушения в строении и функциях лорорганов (полипы, тонзиллиты) костно-мышечной системы (нарушение осанки, плоскостопие)' увеличение щитовидной железы, ожирение и др. Особого внимания заслуживает запись психоневролога. Пограничные расстройства психоневрологической сферы трудно диагностируются специали­стами во время одноразового обследования, но вместе с тем в за­ключении психоневролога иногда содержатся указания на астено-невротичный или астеновегетативный синдром, вегетососудистую дистонию, психофизический инфантилизм, психосоциальную за­пущенность. Возможны также диагнозы: задержка психического или умственного развития. В таком случае обычно следует реко­мендация - пробное обучение в массовой школе.

Важным документом, который наряду с формой 26 должен стать предметом анализа членов школьной комиссии, является ме­дицинская карта ребенка. В ней также может содержаться допол­нительная информация о потенциально угрожаемых детях. При анализе медицинской карты следует обратить внимание на записи, фиксирующие возможные отклонения в протекании беременности и родов матери ребенка (интоксикация, физические или психиче­ские травмы, досрочные роды, наложение щипцов и т.д.). Не долж­ны остаться без внимания и указания на болезни, перенесенные ре­бенком в дошкольном детстве, особенно в младенчестве.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.