История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-07-01 | 329 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Фантазии встречаются у всех детей всех возрастов. Проявле-
их могут быть самыми различными и тесно связаны с возрас-
эволюцией воображения. В младшем школьном возрасте это в
основном образные фантазии, связанные с путешествиями в другие страны, встречами с различными животными и т.п., навеянные услышанными сказками, сюжетами прочитанных книг.
В некоторых случаях фантазии бывают садистского, мазохистского или эротического характера. Фантазии такого рода нередко сопровождаются сексуальным возбуждением, приводящим ребенка или подростка к онанизму. В пубертатном возрасте наблюдаются фантазии по типу самооговоров и оговоров, связанные с повышенными извращенными влечениями. Например, мальчик рассказывает о мнимом участии в ограблении, воровстве, угоне автомашины, принадлежности к различным бандам. У девочек-подростков оговоры носят характер ложных обвинений в изнасиловании. Юноши среднего и старшего подросткового возраста бывают склонны к философическому мудрствованию («философическая интоксикация»), проявляющемуся в форме поиска философских истин, создания своих концепций переустройства общества, этико-эстети-ческих взглядов и т.п.
«Философическая интоксикация» не мешает нормальному усвоению учебного материала и социальной адаптации подростка. В постпубертатном периоде этот феномен, как правило, постепенно исчезает. Однако при длительном существовании, вычурности и нелепости «идей» нарастающей непродуктивности интеллектуальной деятельности следует думать о наличии хронического вяло текущего психического заболевания.
Увлечение (хобби) характерно для подросткового и юношеского возраста. Однако в отдельных случаях оно приобретает односторонний патологический характер. В отличие от патологического фантазирования и мудрствования, основанных на патологическом воображении, фантазировании, размышлениях, при патологическом увлечении ведущим является стремление к деятельности.
|
Патологическое увлечение характеризуется крайней одержимостью или чрезмерно интенсивным характером, необычностью и вычурностью, когда все остальное (учеба, развлечения, встречи с друзьями) отодвигается на задний план. Подросток все свое время уделяет хобби.
Особенностью патологических увлечений являются также большие затраты времени и сил при минимальных, не расширяющихся знаниях в области увлечения.
Расстройства аппетита
Расстройства аппетита или нарушение «пищевого поведе-ия» V детей и подростков возникает по различным причинам. Это может быть стремление обратить на себя внимание и добиться желаемой цели или реакция на ссору, разлуку с родными и близкими, тяжелые переживания.
Причиной ограничения в еде или отказа от пищи является также желание похудеть, исправить фигуру.
Нарушение «пищевого поведения» начинается с исключения из рациона калорийных продуктов (масла, хлеба, сладкого, углеводных продуктов). Вначале перестают есть по утрам или вечерам. Затем принимают пищу один раз в день в довольно ограниченном количестве: салат, какие-либо овощи или фрукты, небольшой бутерброд и стакан мало подслащенного чая.
В начале чувство голода значительно подавляется, затем, при длительном ограничении в еде, снижается возбудимость пищевого центра, в результате чего аппетит резко снижается и даже совсем пропадает. Наступает истощение и прогрессирующее падение веса тела. Уговоры и угрозы близких с целью заставить принимать достаточное количество пищи не приносят желаемого результата. Иногда, чтобы избежать ссор с родными, подростки принимают пищу, но вскоре незаметно для окружающих вызывают рвоту или принимают слабительное.
|
Несмотря на прогрессирующее истощение, подростки продолжают старательно учиться в школе, участвуют в общественной жизни коллектива, помогают родным по хозяйству.
Однако постепенно при развитии истощения активность и успехи в школе начинают снижаться. У девочек, как правило, нарушается менструальный цикл.
Болезненное расстройство аппетита может быть непродолжительным - до 2-3 недель, причем в детском возрасте эти периоды короче. В пубертатном периоде они могут принимать затяжное ечение - до нескольких месяцев, даже лет. Иногда отказ от пищи еняется нормализацией «пищевого поведения», однако в даль-шем при незначительных и не всегда уловимых неприятных пе-ная ИВаниях вновь может возникнуть расстройство аппетита. Пол-нормализация состояния обычно наступает к 17-19 годам.
Азартные игры
Игра как мощное средство творческого освоения мира привлекает к себе возрастающий интерес ученых. Практиков воодушевляет заметный обучающий эффект деловых, имитационных и других игр. Вместе с тем игра способна затормозить развитие личности, увести её в стороны от основного направления развития, деформировать интересы и ценностные ориентации.
Игра как вид человеческой деятельности оказывает на жизнь всего общества и отдельного индивида всё большее влияние, причем не только положительное, но и резко отрицательное. Игра как инструмент познания мира и получения опыта уже не имеет столь большого распространения, и все чаще приходится слышать об азартных играх.
Для того чтобы правильно понять сущность, причины и условия возникновения страсти к азартным играм, необходимо понять, что такое игра, какое место она занимает в жизни людей, почему дети и подростки увлекаются азартными играми, какие средства профилактики могут оказаться более эффективными.
Чем же объясняется притягательная сила азартных игр для подростков, каковы причины массового увлечения ими? Азартными играми увлекаются, прежде всего, те подростки, развитие которых можно классифицировать как неблагополучное. В известном смысле само увлечение азартными играми может служить признаком личного неблагополучия, и поэтому оно не должно оставаться без внимания педагогов и родителей1. Речь идет о снижении интереса к учению, об отсутствии полезных увлечений, неумении с пользой распорядиться своим свободным временем. Одновременно с этим часто отмечаются такие причины, как сильная престижная мотивация, честолюбие, выраженная потребность в острых ощущениях, жадность, зависть, желание выглядеть старше в глазах сверстников и другие негативные психологические образования.
|
Зачастую азартные игры в наибольшей степени увлекают тех подростков, которые не могут самоутвердиться в других видах деятельности, например в учебной, в спорте, в общении со своими близкими, а также и в школьном коллективе, где приходится проводить большую часть своего времени. Чаще всего проблема само-
1 Согласно законодательству, лица, организующие азартные игры, несут административную и уголовную ответственность. Их действия квалифицируются как получение нетрудовых доходов, мошенничество.
ждения возникает не только из-за отсутствия соответствующих способностей, но и из-за конфликтных отношений с педагога-и и одноклассниками или неблагоприятных семейных отношений.
Такие учащиеся испытывают дефицит положительных эмо-плй лишены признания ровесников. Склонность к игре - своего оода инфантильная реакция на неуспех в основной - учебной и общественной - деятельности, способ компенсировать неудачи в других сферах жизни, признак неспособности ребенка конструктивно решать стоящие перед ним проблемы, уход от них в мир игр.
Отрицательная оценка увлечения азартными играми основывается на том, что оно не способствует полноценному развитию личности, а, наоборот, деформирует её, вызывая алчность, внушая фатализм, приводя к другим негативным психическим образованиям.
Как же бороться с азартными играми? Подобное лечится подобным, клин клином вышибается, говорят в народе. Действительно, практика жестких запретов и наказаний за азартные игры неприемлема по нескольким причинам, подросток в игре стремится достичь самовыражения, получить свободу выбора, удовлетворить потребности в риске и азарте, а любой запрет будет увеличивать, и подогревать азарт и интерес - «запретный плод сладок». Подросток, ощущая на себе избыточное внимание из-за его увлечения, постарается скрыть свои увлечения (уйти «в тень»), что может в конечном итоге привести к невозможности какой-либо коррекции.
|
В связи с этим лучше использовать профилактические методы, чем проводить коррекцию. Профилактика азартных игр заключается, прежде всего, в улучшении семейных взаимоотношений, совместном проведении досуга родителями и детьми. В этом плане положительное влияние оказывают совместные занятия туризмом, техническим творчеством (конструирование самоделок - от простых моделей до изготовления более сложных), искусством, физкультурой, совместная работа на приусадебном участке, определе-ие внутри семьи тех обязанностей, которые может нести сам ре-нок и принимать самостоятельные решения в процессе их выполнения.
Школы, где подросток проводит основное своё время, долж-
в Челях профилактики азартных игр организовывать внешколь-
"еРопРИятия, стараться привлекать к школьной жизни (круж-
> Факультативы, художественная самодеятельность, спортивные
секции) тех подростков, которые по тем или иным причинам подвержены влиянию азартных игр.
Следует отметить, что для улучшения профилактики стоит как можно больше внимания уделять такому вопросу, как самостоятельность в выборе, принятии решения самим подростком, а не выполнение чьих-либо повелительных советов.
Игра - явление далеко не простое. Сейчас трудно предугадать все возможные последствия внедрения игровых форм деятельности в учение и труд. Ясно одно: для предупреждения и преодоления нежелательных последствий увлечения азартными и иными играми, не способствующими поступательному развитию личности, им следует противопоставить научно обоснованные, организационно оформленные синтетические формы деятельности, органически сочетающие в себе элементы спонтанности и долженствования, желаемого и необходимого.
Сквернословие
Как часто приходится сталкиваться с таким негативным влиянием, как брань! Вряд ли кому-либо это доставляет удовлетворение, но так называемые «крепкие выражения» продолжают отравлять наш слух. Особенно неприятно слышать брань из уст подростков и молодых людей. Модная прическа, красивая одежда, приятные лица и вдруг, будто водопад грязи из юных уст, - скверная, безобразная речь. Откуда же подростки узнают подобные выражения? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно прислушаться к речи некоторых взрослых. Увы, брань можно услышать на стройплощадке, на улице, в общественном транспорте, в коридорах училищ, институтов, даже на телевидении и радио. Сами взрослые не следят за своей речью и, не заботясь о последствиях сквернословия, знакомят детей с подобными выражениями.
|
Ещё печальнее обстоят дела в неблагополучных семьях -там, где родители ведут аморальный образ жизни, регулярно употребляя спиртное. Нередко приходится слышать от воспитателей детских садов, что есть дети, речь которых засорена настолько, что допускать их к общению с другими детьми просто опасно. При беседах с родителями таких детей можно услышать оправдания типа: «устал», «был в плохом настроении», «вырвалось». Эти родители не понимают, что именно они калечат речь своих детей, вырабаты-
тшвычку к сквернословию, от которой бывает очень вая у них "к _,vriH0 избавиться.
В чем причина того, что ребёнок усваивает отрицательные ки которые никто не пытается ему привить, в то время как НаВЬильные слова далеко не всегда оставляют след в его душе? На-^дная мудрость гласит: «Слова убеждают, а пример вдохновляет». «Вдохновленный» примером сквернословия родителей, ребенок, попав в подобную ситуацию, пусть доже игровую, абсолютно точно воспроизводит все услышанные «соленые» слова и бранные выражения, вырастая в глазах сверстников и шокируя добропорядочных взрослых.
Когда дети подрастают, родители удивляются, испытывая на себе грубость сына или дочери, слыша брань в свой адрес.
В школе появляются новые источники заимствования различных нецензурных и жаргонных выражений. Многие школьники начальных классов приносят из дома бытующие там бранные выражения, уже вошедшие у родителей в привычку. Ученики, не знакомые прежде с подобными словами, тоже начинают употреблять их и закреплять в своем сознании и речи. По мере взросления дети становятся осмотрительней, избирательнее, хитрее. Нецензурные слова произносятся только в компании ровесников, украдкой, при доверительных беседах друг с другом, либо «выскакивают» в ситуациях конфликта.
Запреты и борьба против такой речи со стороны родителей, учителей и воспитателей могут привести к обратному эффекту, если не учитывать психологических особенностей личности учащегося, его стремление к самостоятельности, независимости, «взрослости».
Совершенно очевидно, что не все юноши и девушки, произносящие бранные слова или жаргонные выражения, испытывают при этом удовольствие. Почему же они так говорят? Стремясь поскорее стать самостоятельными, подростки часто имитируют этого рода проявления «взрослости» и могут самоутверждаться таким образом. Опасность такой имитации заключается в том, что образуется стойкая привычка к сквернословию, к засорению языка жаргонными выражениями.
На кого же ложится самая большая ответственность за воспитание культуры речи? Прежде всего, на школу, семью, общестенные организации, учреждения культуры, на телевидение и лите-
ратуру. С раннего детства следует формировать у ребёнка непримиримое отношение к брани и жаргону. Школа должна убедить в этом родителей, сделать из них своих союзников. В дошкольных учреждениях, в начальных классах школы воспитатели и учителя обязаны самым тщательным образом следить за речью детей, не допуская ни одного случая сквернословия. Если такой случай имел место, необходимо сразу, в присутствии детей дать ему строгую оценку, при этом не акцентируя внимание на самом ребенке. Если с малых лет сквернословие будет встречать резкое, нетерпимое отношение со стороны окружающих, вряд ли оно станет приемлемым, а тем более привычным для молодых людей.
Значительные неиспользованные резервы в этом отношении имеют уроки русского языка и литературы, на которых можно решать такие задачи воспитания культуры речи: обогащение речи учащегося и её упорядочение.
Одним из методов профилактики является широкая гласность в коллективе: это и осуждение сквернословия на диспутах и собраниях, и выступление самодеятельных художественных коллективов. При этом нельзя забывать, что в подростковом возрасте коллектив сверстников является для ученика является наиболее авторитетным и значимым, а значит, осуждение коллектива может стать важным поворотным пунктом в сознании подростка. Однако нельзя процесс борьбы за чистоту речи пускать на самотек, ведь психика ребёнка весьма ранима. Бесконтрольные действия могут привести к глубокому конфликту внутри классного коллектива, отдалению подростка от него, вовлечению его в уличные компании.
В процессе выработки иммунитета к вредным привычкам очень важно не упустить момента, когда подросток начинает осуждать свои поступки, приносящие вред общему делу. Эти ситуации ведут подростка к нравственной зрелости через переживания угрызений совести, раскаяния, чувства стыда. Он начинает понимать ответственность перед коллективом за собственные поступки. Многократное повторение совместных действий с коллективом приводит к выработке нравственных привычек. Вступая в борьбу с недостатками в человеке, следует искать союзника в нем самом. Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн писал: «Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть об-
, достоинства при надлежащем направлении заключенных
в нём сил».
Граффити
На этой оригинальной форме проявления девиантного пове-среди подростков и молодежи остановимся более подробно, так как феномен «граффити» в нашей стране почти не изучен, публикаций очень мало, и они носят историко-этнографический характер Социальные и психологические исследования граффити в нашей стране не проводились.
Итак, термин «граффити» происходит от итальянского «graffito» и означает «нацарапанный», «проводить линии», «писать каракули». Первоначально этот термин относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами. Сейчас он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом на объектах общественной и частной собственности. Граффити составляют неотъемлемую часть пейзажа современных городов и сел, а также внутренней обстановки общественных зданий. Их можно обнаружить на стенах домов, заборах, скамейках и другой уличной фурнитуре, в транспорте, лифтах, на лестницах, в общественных туалетах, на столах и даже на памятниках культуры. Они выполнены всевозможными способами — мелом, ручками и карандашами, маркерами, краской, иногда выцарапаны или выбиты. Граффити содержат разнообразные сообщения, ругательства, изречения, рисунки и символы.
Многообразие разрушений, происходящих в обществе, можно классифицировать в зависимости от степени их институциона-лизированности. При такой классификации поведение стихийных рисовальщиков займет промежуточную позицию между допускаемыми обществом ритуальными разрушениями в определенное время и определенных ситуациях (карнавалы, праздники) и теми видами поведения, которые являются признаками девиантного поведения - вандализма (битье стекол, порча памятников). Граффити относятся к тому типу разрушений, ущерб от которых рассматривается как «неизбежные издержки» и институционализирован (т.е.
н ожидаем), а деятельность по устранению надписей является рутинной обязанностью. Действительно, по сравнению с другими Разновидностями вандализма (поджоги, осквернение памятников и
РО и насильственными преступлениями граффити представляют
собой мелкие, незначительные, относительно безопасные проявления девиантного поведения человека. Но мелкие формы агрессии, к числу которых относится вандализм, получая положительное подкрепление, влекут за собой более крупные. Это означает, что в той степени, в какой граффити выражают деструктивные (разрушительные) импульсы человеческой природы, они порождают усвоение агрессивных образцов поведения.
Городское пространство, насыщенное граффити, снижает психологическую и функциональную поддержку со стороны окружающей среды. Граффити, как и разбитые стекла, мусор и другие признаки неухоженности, воспринимаются как симптом деградации, вызванной ослаблением механизмов социального контроля, что порождает у людей беспокойство, чувство страха и уязвимости. Кроме того, ощущение беспорядка и упадка понижает порог сдерживания от деструктивных действий, а это, в свою очередь, увеличивает вероятность дальнейших разрушений. Некоторые виды граффити, например порча информационных стендов и знаков, особенно предупреждающих, препятствует функциональному воздействию дизайна.
В то же время граффити имеют и некоторые положительные социальные функции. Настенные рисунки и надписи являются разновидностью коммуникации, свободной от повседневных общественных ограничений в силу своей анонимности. Они являются способом выражения установок, конфликтов и проблем, большей частью подавленных и скрытых. Не случайно некоторые авторы отмечают психодинамическое значение граффити.
Настенные рисунки и надписи представляют собой весьма неоднородное явление - от детских каракулей до политических лозунгов, поэтому уместно привести некоторые классификации. Заметим, что эти классификации не являются строгими и абсолютными, но все же они помогают увидеть различные формы рассматриваемого феномена,
К первым относятся городские надписи и рисунки, сделанные, как правило, на внешних сторонах зданий, заборах, деревьях, в метро и представляющие собой чаще всего сообщение о групповой идентичности. Вторые размещаются внутри зданий. К ним относят граффити в туалетах, на стенах общественных мест, столах, партах и т.п. Эти надписи чаще являются выражением личностных установок, эмоциональных состояний или внутриличностных кон-
ов Кроме того, в личных граффити в большей степени обна-одаается воздействие обстановки.
Рассматривая феномен городских надписей, следует выде- трИ вида. Первый - содержательные граффити, то есть над-Иси содержащие эксплицитное сообщение разнообразной темати- Второе - разрушающие граффити. Они появляются преимущественно на рекламных плакатах и стендах. Это знаки, нарушающие целостность и изменяющие содержание официального сообщения или образа. К ним относятся подрисованные усы и клыки, раскрашенные глаза, стертые или приписанные буквы и т.п. К третьему виду относятся специфические надписи, сделанные в стиле «хип-хоп» и принадлежащие к соответствующей подростково-молодежной субкультуре. Наиболее распространенный вид - динамичные росчерки - автографы, украшенные различными символами (крестами, коронами, звездами, стрелами и т.п.). Однако встречаются и целые многоцветные картины большого размера, снабженные текстами. Рассматривая эти три типа надписей применительно к Франции, отмечается последовательное их распространение, начиная с 1960-х годов, и преобладание в последние годы граффити третьего типа.
Существует несколько эмпирических классификаций, группирующих надписи, найденные в зданиях и общественных местах. С.А. Высоцкий и А.А. Медынцева выделяют следующие разновидности средневековых граффити, обнаруженных в культовых сооружениях Киева: 1) благожелательные (начинаются словами «Господи, помоги...», 2) поминальные, 3) в память об общественных событиях, 4) автобиографические, 5) относящиеся к фрескам и связанные тематикой храмовых росписей, 6) рисунки-кресты, магические знаки, изображения святых.
Многочисленные исследования посвящены граффити в общественных туалетах школ, колледжей и университетов. Граффи-и, обнаруженные здесь, обычно сосредоточены на следующих те- ах" автографы, секс (сексуальные желания, предложения, коммен-рии), романтические отношения (выражения чувств к противопо-ому полу, не имеющие сексуального оттенка), оскорбления и ie слова, наркотики, политика, религия, национальные отно-ДемсГ*' *ИЛ0С0Фские изречения, юмор. Результаты исследований ц^ Пируют разное соотношение этих тем, но все-таки основ-ссу туалетных граффити составляют надписи, связанные
отношениями с противоположным полом. Но здесь существуют еще их тендерные различия.
Каких-либо специальных исследований (ни за рубежом, ни в России), посвященных изучению мотивов данного вида девиантно-го поведения, не проводилось, но на основании изучения ценностей субкультур рисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисунков можно попытаться выстроить причины, побуждающие к созданию граффити.
Утверждение личностной или групповой идентичности. Граффити порождены желанием оставить след, сообщить о своем существовании, выразить привязанность. Знаки, подчеркивающие идентичность, составляют значительную часть надписей и рисунков.
Написание имен популярных исполнителей, спортивных команд и т.п. передает чувство причастности и симпатии, обозначает принадлежность к той или иной группе, приверженность определенному стилю жизни. Субкультурная символика эмоционально наполнена. Как отмечают некоторые исследователи, идентифицирующие граффити насыщены чувствами гордости и радости. Особенность российских граффити состоит в том, что многие из них исполнены на английском языке. Объясняется это в первую очередь тем, что он является языком молодежной музыкальной субкультуры.
Многие исследователи отмечают ценность популярности и славы в субкультуре граффити. Желание достичь признания и уважения, особенно в пределах субкультуры, реализуется за счет количества, заметности надписей, их долговечности и месторасположения, которое подразумевает большой риск.
Протест против социальных и культурных норм. Граффити влечет порчу общественного или частного имущества, что само по себе является нарушением социальных запретов. Многие надписи содержат агрессивные сообщения с употреблением слов и символов, которые в большинстве культур являются социальным табу. Надписи и рисунки дают возможность человеку выразить его асоциальность одновременно на трех уровнях - поведенческом, вербальном и лингвистическом. Причем граффити представляют собой относительно безопасный для индивида способ заявить о своей оппозиции социальным институтам.
Стремление обозначить свою непринадлежность к гос-
уюшей культуре является важным фактором отбора суб-ПОДСгуоных символов. При этом отбираются символы, максималь-^тотивоположные символам общепринятых ценностей. Так, для Н°6культуры р0ССИйских хиппи в годы, когда религия подавлялась, бши характерны образы, связанные с христианством. По мере угождения церкви в качестве официально признанного института все большее распространение начали получать знаки чертовщины. Из этого следует, что значение символа, используемого граффити, не всегда выражает традиционно приписываемые ему установки.
Злобные реакции. Многие надписи представляют собой обидное или грубое высказывание в адрес конкретных людей, политических, этнических и других социальных групп, их лидеров, субкультур, социальных институтов. Подобные типы граффити содержат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия.
Мотивы творчества. Некоторые граффити весьма изощрены по стилю. Встречаются целые картины. Усложненность стиля представляет собой не только средство достижения славы, но и самоцель. Многие рисовальщики считают себя художниками, придающими унылой и безликой городской среде красивый вид. Подготовка к раскрашиванию включает в себя долгие тренировки и упражнения по совершенствованию умений.
Сексуальные мотивы. Надписи и рисунки часто содержат сексуальные желания. Иногда граффити служат средством коммуникации, когда они расположены в определенных местах (например, в туалетах). Кроме того, познание сексуальности является важным мотивом детской граффити. Так, изучая надписи и рисунки в туалетах начальных школ Пуэрто-Рико, где учатся дети 6-11 лет, Лукка и Пачеко обнаружили, что более половины граффити связаны с сексуальной тематикой: комментарии по поводу гетеро- и гомосексуальных контактов, рекомендации, выражения сексуальных желаний, изображения половых органов. По мнению авторов, посредством таких надписей и рисунков дети исследуют поведение, соответствующее сексуальным ролям.
Развлекательные мотивы. Практически во всех эмпирических исследованиях граффити фигурирует категория «разное». В «разное» включают каракули, отдельные слова, которые нельзя отнести ни к одной из содержательных категорий. По-видимому, ри-
сование является частью игры и само по себе доставляет удовольствие.
Глава 2.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1. Сущность и природа коррекционно-педагогической деятельности со школьниками, проявляющими девиантные формы поведения
Анализ психологической и педагогической литературы позволяет указать на различного рода концепции, а также способы и методы воспитательных действий. Проблемами психолого-педагогической коррекции девиантного поведения занимались такие ученые, как Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошин, А.Ф. Лазурский, А.В. Владимирский, Н.В. Чехов и другие.
На сегодняшний день в системе общественного воспитания детей и подростков имеет место такая парадоксальная ситуация, когда все педагогические и психологические усилия направляются на исправление эмоциональных нарушений, в частности - девиантного поведения, а не на воспитание миролюбия, эмпатии, сопереживания, доброжелательности.
Стратегическим подходом в решении проблемы девиантного поведения является объединение усилий всех субъектов образовательного процесса (классный воспитатель, социальный педагог и педагог-психолог, родители и т.д.).
Процесс осуществления совместной деятельности субъектов образовательного процесса по коррекции девиантного поведения школьника происходит в рамках программы, разрабатываемой и реализуемой ими в определённой временной последовательности по этапам жизненного цикла проекта (их характеристика пред-
ниже). На каждом из этих этапов происходят наиболее Ct№ твенные качественные изменения в содержании и организа-° овместной деятельности указанной категории педагогических mpi тников. Для выявления характера этих изменений необходимо ^ециально обратиться к проблеме деятельности и совместной деятельности субъектов образовательного процесса.
Теория деятельности является одной из ведущих теорий психологической науки в России. Она была создана в отечественной психологии и развивается уже на протяжении более 50 лет благодаря работам Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна. В то же время различные варианты теории деятельности созданы в Германии (К. Хольцкамп), Финляндии (Ю. Энгстрем) и других странах.
Под деятельностью чаще всего понимают специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого человека и условия его существования. С точки зрения А.Н. Леонтьева, деятельность также может быть рассмотрена как некоторая более или менее сложная совокупность систем процессов, которые осуществляют некоторые определенные жизненные отношения индивида. В.И. Слободчиков на основе анализа философской и психологической литературы зафиксировал, по крайней мере, четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие, одно из которых: деятельность как процесс самоизменения человека в ходе обстоятельств своей жизни.
Вопросы сущности и содержания коррекционной работы с девиантными школьниками, процесс определения, ее основополагающих компонентов и ведущих направлений деятельности, особенности проведения диагностики и технологии коррекционного процесса являются предметом изучения научных отраслей психологии и педагогики.
В психолого-педагогической литературе в настоящий момент Утствуют системные исследования коррекционно-педагоги-ои деятельности, не ведется пока целостного изучения взаимо-и между коррекционной деятельностью и единым педагогическим процессом.
го то^ы выяснить сущность и природу коррекционно-педа-скои деятельности со школьниками, проявляющими деви-
антные формы поведения, следует обратиться к научным понятиям коррекция, профилактика, психолого-педагогической воздействие, совместная деятельность и др.
Понятие коррекция определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы психолого-педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как психолого-педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.
В специальной справочной литературе понятие «коррекция» также трактуется как система специальных психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей, сориентированных на исправление не только отдельных нарушений, в том числе и проявлений девиантных форм поведения, но и на формирование личности всех категорий аномальных детей.
Главная цель коррекционного процесса - уменьшение частоты проявления форм девиантного поведения школьниками. Коррекция рассматривается как путь или способ преодоления и ослабления девиантных форм поведения через формирование соответствующих жизненно необходимых качеств в ходе учебно-воспитательного процесса или различных видов деятельности учащихся (учебной, трудовой, игровой и др.).
Таким образом, коррекционно-педагогическая деятельность - это сложное психологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающее как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операци-онно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты. Поэтому наряду с диагностико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической существует и вос-питательно-коррекционная, и коррекционно-обучающая, и другая деятельность. Исходя из существующего положения и трактовки коррекционной работы, правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе как едином образовательном процессе, в который входят обучение, воспитание и развитие школьников.
Наиболее глубоко психолого-педагогическую сущность коронной деятельности и ее профилактическую направленность, ^СК га взгляд, раскрыли психологи и психотерапевты (С.А. Бадма-На i" В Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидере, А.С. Спиваков-6 '«и то 1 которые видят коррекцию как особым образом органи-ованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определя
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!