Цель: выработка психотехник видоизменения, ослабления стрессовых переживаний — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Цель: выработка психотехник видоизменения, ослабления стрессовых переживаний

2017-07-01 292
Цель: выработка психотехник видоизменения, ослабления стрессовых переживаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи:

ü Работа с переживаниями стресса

ü Работа с защитными механизмами

Ведущий ставит на ладонь мягкий стаканчик (одноразовый) и говорит участниками группы следующее: «Представьте, что этот стаканчик – сосуд, для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мысли (пауза). В него вы можете положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза), это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите. На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент ведущий сминает этот стаканчик. Затем – ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы. Важно обсудить, что почувствовали участники и что им захотелось сделать и т.д. Возможно, проведение параллели переживания «здесь и сейчас» на ситуации общения.

— Когда возникают такие же чувства?

— Кто ими управляет?

— Куда они деваются потом?

 

Заключительная фраза ведущего этого упражнения может быть следующей: «То, что вы сейчас пережили - это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у вас, в том числе, и в общении с другими людьми.

 

 

«ЖИЗНЬ – СМЕРТЬ»

Цель: выработка индивидуальной и групповой психотехники видоизменения стрессовых переживаний

Задачи:

ü Работа с защитными механизмами

ü Работа с сопротивлением к переживанию стресса

ü Работа с чувствами разочарования

Участникам группы раздаются два небольших листка бумаги. На одном из них они пишут «жизнь», на другой – «смерть». Затем все участники группы раздают свои листочки другим участникам группы. После этого происходит подсчет «жизней» и «смертей» у каждого из членов группы.

Инструкция: «Сейчас на одном из листов бумаги напишите «жизнь», на другом – «смерть». А теперь отдайте свою жизнь и свою «смерть» кому – то из членов группы.

В конце игры проводится работа с эмоциональными реакциями участников, возникших в процессе выполнения упражнения.

 

«АВТОБИОГРАФИЯ ЗА 45 С.»

Цель: переживание несоответствия желаемого и возможного как стрессовой ситуации

Задачи:

ü Переживание несостоятельности

ü Работа с защитными механизмами

ü Работа с переживаниями обиды и чувства вины

Участникам дается задание написать коротко свою биографию, в которой было бы понятно все о них. После этого говорится, что время рассказа биографии – 45с.(рекомендуем использовать песочные часы). Реально никто не укладывается в это время так, чтобы рассказать о себе достаточно.

В конце упражнения проводится обсуждение результатов игры и обмен чувствами.

 

«ЭПИТАФИЯ»

Цель: выработка индивидуальной психотехники ослабления и видоизменения стрессовых переживаний

Задачи:

ü Переживание конечности своей жизни

ü Осознание существования смерти

ü Осмысление своей жизни и личного участия в ней

Инструкция: «Возьмите листок бумаги и попробуйте представить, что вас уже нет в живых не земле. У вас сейчас есть возможность написать себе эпитафию или надгробную надпись. У вас есть возможность написать так, чтобы было понятно, что жизнь вы прожили не зря».

После упражнения обсуждаются мысли, чувства, а также тексты эпитафий, т.е. то, что каждый из участников считает своим самым большим достижением.

 

Написать эпитафию на себя.

Пример: Группе было предложено написать эпитафию на собственную могилу. (Перед этим было продолжительное обсуждение вопроса о том, ради чего стоит жить на белом свете и удалось ли чего - либо достичь за свои 16 - 17 лет). Надо сказать, что с того момента, как было дано задание, прошло примерно 3 - 5 минут, прежде чем группа действительно стала выполнять задание. Мы считаем это нормальным явлением психологической защиты: в 16 - 17 лет люди очень часто задумываются о смысле жизни и смысле смерти, однако представить реальную ситуацию смерти не могут и не хотят. Мы приведем ниже список эпитафий, написанных двумя группами подростков 14 -15 и 16 -17 лет. Однако работа здесь ведется не только с содержанием эпитафии (хотя она отражает напрямую представления человека о себе), но и с процессом ее написания и прочтения.

ü Здесь покоится человек, всю жизнь подававший надежду

ü Прожил человек, оставил много бед

ü Во всем хотелось мне дойти до самой сути

ü Жизнь прекрасна!!!

ü Не сожалею ни о чем

ü Старался жить

ü Спешите жить, ведь жизнь одна

ü Покой нам только снится

ü Смеялся сквозь слезы, плакал с улыбкой

ü Из жизни ты ушла в мгновенье, а боль осталась навсегда

ü Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?

ü Живи и помни: жизнь прекрасна

ü Покойся с миром

ü Закончилась зебра жизни

ü Всё?!

ü Хотела жить - и жила

ü А жизнь короткая такая

ü Жила, работала, училась. Скончалась рано - так случилось.

ü Пропустите меня вперед!

ü Отомстите за меня!

ü Это не я!

ü Хочу жить

ü Я люблю тебя, жизнь, ну а ты меня - снова не очень

 

Занятие 6. Работа с внушаемостью

Цель: осознание образа «Я-внушаемый».

Задачи:

- работа с иррациональными установками;

- повышение критичности;

- проработка мифов о наркотиках и наркоманах.

Проблемы:

· Внушаемость как защитный механизм.

· Надо уметь говорить "нет" не только окружающим, но и себе.

· Я имею право на то, за что несу ответственность.

· Иррациональные установки как база для развития личностной характеристики – внушаемости.

· Причина зависимости.

 

Основные понятия:

· Установка (иррациональная – рациональная).

· Внушаемость, критичность.

· Зависимость.

Упражнения:

· «Фотография». Упражнение описано в учебнике «социальная психология» под ред. А.В. Петровского.

· Я не умру потому, что... Пятиминутное сочинение с дальнейшим обсуждением.

· Я умру потому, что... Пятиминутное сочинение с дальнейшим обсуждением.

· Я должен суметь сделать то, что я хочу.

· Актуализация установок:

— «Я не умру».

— «Мир справедлив».

— «Мир прост».

· Ролевая игра.

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ УСТАНОВОК

Возможна в ситуации ведения тренинга, а также в специально созданных для этого условиях типа ролевой игры.

Ролевая игра представляет собой набор ролей и правил, соблюдение которых позволяет отследить основные тенденции в поведении участников.

Что касается применения ролевой игры в целях работы с установками, то в данном случае работа возможна по следующим этапам:

1. Выявление когнитивного компонента установки: формулирования установки в виде высказывания типа «Я должен…», «Я всегда…» или «Я никогда…» и т.д.

2. Выявление эмоционального компонента установки, работа с чувствами, возникающими при актуализации установки.

3. Выявление поведенческого компонента установки: работа с ситуацией, актуализирующей установку, и формой ее реализации.

Результатом интегративной работы со всеми 3 компонентами является выход на жизненный сценарий, типичные психологические игры и манипуляции.

Очевидно, что иррациональные установки формулируются в виде должествований, приказов. Говоря в терминах транзактного анализа, такие установки являются функциями «Родителя». Таким образом, важно перевести эти установки из «родительских» во «взрослые». Это возможно посредством «Незаконченных предложений» типа «Я не умру, потому что…» или «Все люди такие, потому что…» и т.д. Действительно, продолжая предложения, объясняя что – либо себе, участник переходит из состояния «Родителя» в состояние «Взрослого», являющегося критичным и аналитичным по своей функции. Важно закрепить, зафиксировать состояние критичности, а также отработать с чувствами, которые появились у клиента в процессе работы.

Другим вариантом работы с установками является работа по переводу формулировок установок из иррациональной в рациональную посредством изменения должествования на обладание правом. Например, установка «Я должен всегда слушаться родителей» после преобразования может звучать следующим образом: «Я имею право на собственное мнение». Опасностью такой работы является то, что подростковая система ценностей является не совсем сформированной и достаточно неустойчивой, и такие возможные переформулировки типа «Я имею право делать то, что хочу» могут стать оправданием любых, даже самых неприемлемых, поступков подростков. Для этого мы предлагаем ввести следующее правило: «Я имею право на то, за что несу ответственность».

 

Ролевая игра

Позволяет отрефлексировать неэффективность иррациональных установок в процессе группового общения. Иррациональные установки распределяются между участниками. Каждый участник является носителем и выразителем доставшейся ему иррациональной установки. Ведущий задает тему, развитие которой в групповой дискуссии обнаруживает функциональную ошибочность иррациональных установок. Дискуссия периодически становится абсурдной, разрушая опережающую иррациональность внушенных установок. Предметом дискуссии в ролевой игре можно сделать обсуждение механизма внушаемости.

 

Занятие 7. Снижение деструктивной конфликтности

Цель: Осознание собственной конфликтности

Задачи:

- выработка конструктивных стратегий поведения в конфликте;

- обучение способам анализа конфликтных ситуаций. Внутриличностный и межличностный транзактный анализ;

- овладение конструктивными стратегиями поведения в конфликтных ситуациях с взрослыми и сверстниками;

- поиск индивидуальных и групповых стратегий трансформации деструктивной конфликтности в конструктивную;

- осознание различия поведения в конфликте и конфликтного поведения.

Проблемы:

· Конфликт – как фантом и конфликт как жизнь.

· Конфликт как таковой и конфликт по поводу наркотиков.

 

Основные понятия:

· Конфликт.

· Конфликтные действия.

· Конфликтные реакции (компромисс, игнорирование, уход, сотрудничество, борьба, уступка).

· Оппонент.

 

Упражнения:

 

· Остров.

· «Титаник».

· Белая ворона.

· Вакцина от СПИДа.

· «Титаник».

· Кофликт рук.

· Трансактные игры.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.