Региональной безопасности в Европе — ЕС — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Региональной безопасности в Европе — ЕС

2017-07-01 1144
Региональной безопасности в Европе — ЕС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 3.

СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРОПЕ — ЕС

 

Учебные вопросы:

1. Создание Европейского Союза.

2. Экономика ЕС

3. Структура ЕС

4. Политика ЕС. Проблемы и перспективы.

5. Проблемы ЕС. Европейский миграционный кризис

6. Система коллективной безопасности Евросоюза

 

Создание Европейского Союза

Краткая характеристика Европейского Союза

Европейский союз — экономическое и политическое объединение 28 европейских государств.

С населением более 510 млн. жителей, площадью 4 324 782 тыс. кв.км, доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП) составляла в 2012 году около 23 % (16,6 трлн долларов) по номинальному значению и около 19 % (16,1 трлн долларов) — по паритету покупательной способности[1].

В настоящий момент в ЕС входят следующие государства: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Словакия, Словения, Португалия, Румыния, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония. Потенциальными кандидатами на вступление в ЕС являются: Исландия, Македония, Сербия, Турция, Черногория.

Европейский Союз - международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Решения принимаются независимыми наднациональными институтами или посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейский совет, Европейская комиссия (Правительство), Совет Европейского союза (Совет министров), Суд Европейского союза, Европейская счетная палата, Европейский центральный банк и Европейский парламент (избирается каждые пять лет гражданами Союза).

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, создан общий рынок, который гарантирует свободное движение людей, товаров, капитала и услуг. Отменен паспортный контроль в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства.

Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел и вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития.

Девятнадцать стран Союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Союз является субъектом международного публичного права, имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Общая внешняя политика и политика безопасности предусматривает проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии Союза, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати, делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

 

Предпосылки создания ЕС

Идея создания объединенной Европы неоднократно выдвигалась в прошлом, особенно в связи с кровопролитными конфликтами в истории европейского континента. Первые проекты объединения Европы относятся к XIII-XV вв. В ХХ в. в межвоенный период между первой и второй мировыми войнами идеи европеизм получили новое дыхание. Но попытки объединения Европы в то время не принесли успеха.

Оно началось в целях предотвращения войны и сотрудничества европейских народов после второй мировой войны. Документы, подписанные в Ялте и Потсдаме создавали, казалось бы, определенные предпосылки для сотрудничества; но противостояние двух систем (капиталистической и социалистической) после войны привело к тому, что это сотрудничество было сведено на нет. На смену антигитлеровской коалиции пришла Европа, разбитая на 2 лагеря; началась очередная в истории Европы тридцатилетняя война в виде «холодной войны». Противостояние между этими двумя лагерями привели к созданию военно-политических организаций.

В этой обстановке интеграционные процессы пошли различными путями:

- в Западной Европе они привели к созданию различных объединений западноевропейских государств, нередко под эгидой США, например, Западноевропейского союза (на основе Брюссельского пакта 1947 года), вошедшего в НАТО в 1949 году;

- в Восточной Европе появились свои объединения под руководством в лице СССР: военно-политическая организация Варшавского договора, а целям экономической интеграции должно было отвечать создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). К сожалению, различные пути интеграции основывались на различных принципах, что и сыграло определяющую роль в их судьбе как на Западе, так и на Востоке. На Востоке Европы ни ОВД, ни СЭВ не выдержали проверки временем. Сам интеграционный процесс на Востоке развивался в рамках прямого принуждения, нередко в виде военной силы. Вместе с крушением тоталитаризма эти интеграционные объединения распались и прекратили свое существование.

История создания ЕС

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции.

Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 года в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе.

Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии, в качестве меры пресечения дальнейших войн между Германией и Францией.

Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором, установившим Европейское объединение угля и стали (1957-2002) с шестью странами-членами: Франция, Западная Германия, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 году учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок, 1957-1993) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств.

Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждён Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958.

В 1959 году членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Еще на подготовительном этапе к подписанию Римских договоров часть западноевропейских стран посчитала предложенный федералистский вариант социально-экономической интеграции чрезмерным. Такие страны как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария образовали в 1960 году Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕЭС.

8 апреля 1965 года в Брюсселе был подписан «Договор слияния» (или Брюссельский договор), который объединил органы Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в единую организационную структуру. Договор вступил в силу 1 июля 1967 года.

Первоочередной задачей после подписания Римского договора было создание Таможенного союза (англ. European Union Customs Union) — таможенный союз стран Европейского союза и ряда других стран, важная составляющая общего рынка. Его создание завершилось в 1968 году. Главными были следующие мероприятия:

Ø отмена всех таможенных пошлин и ограничений между странами-членами;

Ø введение единого внешнего тарифа в отношении товаров третьих стран, одинакового для всего Европейского сообщества (прибыль от его взыскания стала одним из источников формирования собственных ресурсов Сообщества)

Ø общая торговая политика как внешний аспект таможенного союза (на международном уровне Сообщество выражает общую позицию всех государств-членов).

 

В 1985 году в деревне Шенген (Люксембург) было подписано соглашение о создании Шенгенской зоны, которая на данный момент включает в себя двадцать шесть европейских государств. В плане международных путешествий Шенгенская зона действует во многом подобно единому государству с пограничным контролем на внешней границе — при въезде и выезде из зоны, но без пограничного контроля на внутренних рубежах государств, входящих в эту зону.

Шенгенская зона начала своё существование 26 марта 1995 года, когда пограничный контроль был отменён на внутренних границах между семью государствами: Бельгия, Франция, Германия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Испания. В 1997 году к ним присоединились Италия и Австрия. В 1999 году по Амстердамскому договору соглашение стало частью acquis communautaire (существующей на сегодня совокупности правовых норм ЕС, принимаемых страной при вступлении в ЕС). В 2000 году к зоне присоединилась Греция, а в 2001 году в Шенгенскую зону вошли государства-члены Скандинавского паспортного союза (Дания, Финляндия, Швеция), а также государства, не входившие в Европейский союз, — Исландия и Норвегия.

В 2007 году в зону вошли ещё 9 стран — Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения (все они стали членами ЕС тремя годами ранее). Швейцария присоединилась к шенгенской зоне 12 декабря 2008 года, Лихтенштейн — 19 декабря 2011 года, они стали соответственно третьим и четвёртым государством в зоне, не входящими в Европейский союз.

Существовавшая изначально отдельно от Европейского союза нормативно-правовая база Шенгенской зоны была инкорпорирована в единое законодательство сообщества при вступлении в силу Амстердамского договора в 1999 году, хотя Шенгенская зона официально включает и четыре страны, не входящие в ЕС: Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн, а также де-факто включает ещё три европейских микро-государства: Монако, Сан-Марино и Ватикан, которые также не являются членами ЕС. Кроме того, со стороны ещё одной страны, Андорры, отсутствует внутренний пограничный контроль на границах со странами шенгенской зоны. Все страны Европейского союза, кроме Великобритании и Ирландии, обязались войти в Шенгенскую зону, и все, кроме Румынии, Болгарии, Кипра и Хорватии, уже сделали это. На данный момент зона охватывает площадь в 4 312 099 км², на которой проживают свыше 400 млн человек.

 

Достижения интеграции в социально-экономической области, а также глобальные изменения в мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся государств. Это было отражено в ряде инициатив 1980-х годов, главной из которых стало принятие Единого европейского акта 1986 года (ЕЕА). Акт был подписан в Люксембурге 17 февраля 1986 года, и в Гааге 28 февраля 1986 года. Вступил в силу 1 июля 1987 года, в рамках комиссии Делора. Акт нацеливал Европейское сообщество на создание общего рынка к 31 декабря 1992 года, и сформулировал принципы Европейского политического сотрудничества.

С падением коммунистического режима в странах центральной и восточной Европы, европейцы стали ближе друг другу. Подписание Договора о Европейском Союзе в 1992 году в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название – ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели.

Амстердамский договор 1997 года подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности. В Договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т.д.

В 1990-е годы, когда стало очевидно, что в ближайшем будущем произойдёт самое масштабное в истории расширение ЕС (с 15 до 25 членов), встал вопрос о необходимости изменения принципов управления Евросоюзом и структуры руководящих органов. До сих пор в ЕС при принятии важнейших решений действовал принцип консенсуса — но с расширением состава возникала вероятность того, что самые важные решения окажутся надолго заблокированными.

Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в декабре 2001. Рабочий орган по разработке проекта конституции получил название конвент, возглавил его бывший Президент Франции Валери Жискар д`Эстен. Работа над проектом конституции длилась три года. Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004.

29 октября 2004 главы всех 25-ти государств-членов Евросоюза подписали в Риме новую европейскую конституцию. Уникальность этого документа состоит в том, что он появился сразу на 20-ти языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире. Европейская конституция, по мнению её авторов, должна была способствовать появлению общеевропейского самосознания и сделать ЕС моделью нового миропорядка.

Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны ЕС. Если хотя бы одна страна-член не ратифицирует Конституцию, она не вступит в силу. На референдумах в 2005 г. во Франции и Нидерландах проект был отвергнут.

На саммите ЕС 22-23 июня 2007 достигнута принципиальная договорённость о разработке вместо Конституции «Договора о реформе»— облегчённой версии, содержащей главным образом положения о порядке функционирования институтов ЕС в новых условиях. Такой договор был подписан в Лиссабоне 13 декабря 2007 года

Лиссабонский договор (официальное название — «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества», англ. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community). Был призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС.

Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества, или Договор о реформе ЕС, созданный с целью улучшения функционирования Европейского союза в составе 28 стран-членов и укрепления его роли и позиций на мировой арене в условиях резких глобальных изменений, был окончательно согласован на Межправительственной конференции в Лиссабоне 19 октября 2007 года.

Задуманный как «инструментарий», этот во многом инновационный договор призван заложить основы функционирования Евросоюза на ближайшие 15—20 лет. Подписание Договора 13 декабря 2007 г. открыло период, когда страны-члены проводили процесс его ратификации. Осложнения возникли в таких странах, как Ирландия и Чешская республика, где для его одобрения была необходима поддержка 3/5 парламента, а в случае с Ирландией ещё и поддержка населением страны на референдуме.

Тем не менее, одобрение в парламентах и на референдумах 27 стран завершило 15-летнюю дискуссию о политической и институциональной реформе ЕС, которая была начата подписанием Маастрихтского договора в 1992 г. Необходимость внесения изменений в основополагающие договоры ЕС была вызвана тем, что всего за два с половиной года (апрель 2004 — 1 января 2007 гг.) число стран-членов возросло с 15 до 27, а их совокупное население достигло почти полмиллиарда человек. Договор призван заменить собой провалившийся проект Конституции ЕС (проект которой был подписан в июне 2004 г.). Когда в 2005 году на референдумах во Франции и Нидерландах Конституция была отклонена, Европейский союз оказался в институциональном тупике. Чтобы двигаться дальше, было необходимо серьёзно упростить структуру коллективных органов, принципы и порядок их работы, сделать их деятельность более понятной и прозрачной. На решение этой двуединой задачи и направлен Лиссабонский договор.

Договор о реформе закрепил баланс между целями и интересами стран-членов ЕС, придав последнему статус «сверхдержавы». Текст Договора вносит изменения в три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского сообщества (Римский договор, 1957 г.), Маастрихтский договор, 1992 г. и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии, 1957 г. После подписания и ратификации Договор о реформе перестаёт существовать как единый текст, а нововведения инкорпорируются в три перечисленные выше документа.

Расширение ЕС

Дата Страна Общее количество членов
25 марта 1957 Бельгия, Западная Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция  
1 января 1973 Великобритания, Дания, Ирландия  
1 января 1981 Греция  
1 января 1986 Испания, Португалия  
1 января 1995 Австрия, Финляндия, Швеция  
1 мая 2004 Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония  
1 января 2007 Болгария, Румыния  
1 июля 2013 Хорватия  

Валютный союз

Принципы, регулирующие валютный союз, были заложены уже в Римском договоре 1957 года, а официальной целью валютный союз стал в 1969 году на саммите в Гааге. Однако лишь с принятием Маастрихтского договора в 1993 году страны союза были юридически обязаны создать валютный союз не позднее 1 января 1999 года. В этот день евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты одиннадцатью из пятнадцати на тот момент стран союза, а 1 января 2002 года были введены в наличное обращение банкноты и монеты в двенадцати странах, входящих к этому моменту в еврозону. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 годы, в соотношении 1:1. На данный момент в еврозону входят 19 стран.

Европейский центральный банк образован 1 июня 1998 года. Штаб-квартира расположена в немецком городе Франкфурте-на-Майне. определяет денежно-кредитную политику.


Экономика ЕС в 2014 году

Страны-члены ВВП (ППС) млн. евро ВВП (ППС) на душу населения, тыс.евро Процент от среднеевропейского ВВП (ППС) на душу населения
Европейский союз 13 958 351,8 27,400  
Германия? 2 795 713,9 34,500  
Франция? 1 937 814,9 29,300  
Великобритания 1 933 622,6 29,900  
Италия? 1 604 122,1 26,400  
Испания? 1 163 005,8 25,000  
Польша 714 524,9 18,600  
Нидерланды? 605 557,0 35,900  
Бельгия? 362 996,6 32,500  
Швеция 326 824,3 33,700  
Австрия? 303 218,8 35,500  
Румыния 301 802,2 15,200  
Чехия 244 249,6 23,200  
Португалия? 222 590,1 21,400  
Греция? 217 176,8 19,900  
Дания 193 153,6 34,200  
Венгрия 183 988,9 18,600  
Ирландия? 169 646,8 36,800  
Финляндия? 165 378,7 30,300  
Словакия? 114 215,1 21,100  
Болгария 92 498,2 12,800  
Хорватия 68 233,7 16,100  
Литва? 60 411,2 20,600  
Словения? 46 648,3 22,600  
Люксембург? 40 758,8 73,000  
Латвия? 34 935,8 17,500  
Эстония? 27 525,7 20,900  
Кипр? 19 094,5 22,400  
Мальта? 10 097,3 23,600  

Структура ЕС

Основные институты ЕС

Европейский совет

Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей — министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского Совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.

Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год — либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.

Европейская комиссия

Европейская Комиссия — высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 28 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).

Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д.

Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа «TACIS»).

Штаб-квартира Европейской комиссии находится в Брюсселе

Совет ЕС

Совет Европейского союза, или, неофициально, «Совет Министров», наделён рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского союза.

Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. В терминологии храмовой структуры Маастрихтского договора можно сказать, что Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам).

В Совет входят министры иностранных дел государств-членов Европейского союза. Однако получила развитие практика созыва Совета в составе иных, отраслевых министров: экономики и финансов, юстиции и внутренних дел, сельского хозяйства и т. д. Решения Совета имеют одинаковую силу вне зависимости от конкретного состава, принявшего решение. Президентство в Совете министров осуществляется государствами-членами ЕС в порядке, единогласно определяемом Советом (обычно ротация происходит по принципу большое — малое государство, основатель — новый член и т. д.). Ротация происходит раз в шесть месяцев.

Европейский парламент

Европейский Парламент – законодательный орган ЕС, является собранием из 785 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран - членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Вместе с Советом Европейского союза парламент образует двухпалатную законодательную ветвь власти ЕС и считается одним из самых влиятельных законодательных органов мира.

Основная роль Европарламента — утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо, по крайней мере, запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска (которым, впрочем, он никогда не пользовался).

Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.

Европейский парламент был создан в 1957 году. Первоначально члены назначались парламентами государств — членов ЕС. C 1979 года избирается населением. Выборы в парламент проводятся каждые 5 лет. Депутаты Европарламента делятся на политические фракции, которые представляют собой общеевропейские партийные объединения. Председатель 8-го Европарламента — Мартин Шульц.

Европейский парламент является одним из семи институтов Евросоюза. В нём непосредственно представлено население Европейского союза. С момента основания парламента в 1957 году его полномочия непрерывно расширялись, особенно в результате Маастрихтского договора в 1992 году и, в последний раз, Договора в Ницце в 2001 году. Тем не менее, компетенция Европарламента всё ещё уже, чем у национальных законодательных органов большинства государств.

Европейский парламент заседает в Страсбурге (Франция), другие места — Брюссель и Люксембург.

Суд Европейского союза (Европейский суд)

Европейский суд (официальное название — Суд Европейских сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

Суд состоит из 28 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

 

Взаимодействие ЕС с НАТО и

Европейского союза

Общие подходы к созданию «европейских вооруженных сил» были определены главами государств и правительств в декабре 1991 г. в Маастрихте (Нидерланды).

Достигнутые договоренности по созданию общеевропейских военных структур получили развитие в ходе встреч руководителей Франции и Великобритании (1998 г. — Сен Мало и 1999 г. — Кельн).

В конце 1999 г. на встрече в Лондоне руководители Франции и Великобритании обратились к главам государств ЕС с предложением сформировать силы реагирования Евросоюза (CP ЕС) обшей численностью 60 тыс. человек. При этом их готовность к задействованию не должна превышать 60 сут., а выделяемые в распоряжение воинских контингентов ресурсы должны обеспечивать проведение операций по урегулированию кризисных ситуаций в течение одного года.

Французско-английская инициатива была поддержана другими членами ЕС, что привело к подписанию в декабре 1999 г. Хельсинкской декларации. Этот документ стал политической основой для создания европейских военных структур и принятия Европейским союзом военно-политических решений, определяющих условия и порядок применения сил реагирования.

В документе ставилась задача «создать к 2003 г. многонациональные военные структуры, включающие в своем составе 15—18 бригад, формирования ВМС и ВВС, а также необходимые органы управления, подразделения боевого (оперативного) и тылового обеспечения». В Хельсинкской декларации указано, что применение CP ЕС должно осуществляться в рамках решения так называемых Петерсбергских задач. При этом военный потенциал Евросоюза предполагается задействовать в тех случаях, «когда привлечение НАТО для реагирования на региональные военные кризисы представляется нецелесообразным».

В развитие Хельсинкской декларации Европейская комиссия разработала программу формирования сил реагирования и соответствующих структур военно-политического управления, планирования и оценки обстановки.

Европейский совет на уровне глав государств и правительств (декабрь 2000 г., Ницца, Франция) утвердил основные параметры и сроки выполнения программы, а также базовые принципы деятельности создаваемых структур и участия национальных вооруженных сил в миротворческих операциях ЕС. Руководители стран Евросоюза особо подчеркнули, что «речь не идет о создании коалиционных вооруженных сил. В повседневных условиях части и подразделения будут находиться в национальном подчинении, а решение о выделении и направлении в район кризиса воинских контингентов будет приниматься руководством каждой из стран-участниц, исходя из государственных интересов самостоятельно».

На состоявшейся в ноябре 2001 г. в Брюсселе встрече министров обороны государств — членов Евросоюза были уточнены квоты на выделение в состав сил реагирования национальных контингентов, вооружения и военной техники.

В соответствии с решением Европейского совета (15 декабря 2001 г., Лаакен, Бельгия) Военный комитет ЕС разработал перспективный план наращивания военных возможностей Евросоюза, который предусматривал проведение первоочередных (до 2003 г.) и перспективных (до 2010 г.) мероприятий.

Началом очередного этапа в области формирования военного потенциала ЕС стали решения Совета ЕС по общим вопросам и внешней политике (июль 2002 г., Брюссель). На нем были утверждены приоритетные направления деятельности Евросоюза, включающие борьбу с международным терроризмом и мероприятия по повышению оперативных возможностей сил реагирования. Кроме того, на Совете ЕС были обсуждены возможности доступа к системе планирования и оперативным ресурсам НАТО, принята концепция постоянного наблюдения и анализа обстановки в целях своевременного выявления конфликтов и своевременного реагирования на них, а также определены правовые рамки и механизмы подключения «третьих» стран к миротворческим операциям Евросоюза.

О готовности сил реагирования к проведению самостоятельных операций по поддержанию мира, оказанию гуманитарной помощи и эвакуации граждан впервые было заявлено на саммите ЕС в Копенгагене 13 декабря 2002 г. При этом реально ни одна из запланированных задач по созданию военного потенциала ЕС не была решена полностью. Это было вызвано главным образом ограниченными возможностями предприятий ВПК европейских стран, а также недостаточным финансированием совместных оборонных проектов и значительной зависимостью европейцев от США в сфере производства высокотехнологичных современных вооружений.

Существенное влияние на реализацию планов Европейского союза в области военного строительства оказало подписание в марте 2003 г. Соглашения по обеспечению гарантированного доступа Европейского союза к военному потенциалу НАТО. Оно разблокировало договоренности «Берлин плюс» и позволило ЕС самостоятельно организовать и провести в Македонии в 2003 г. миротворческую операцию «Конкордия» и операцию «Артемис» в Демократической Республике Конго.

 

Тема 3.

СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРОПЕ — ЕС

 

Учебные вопросы:

1. Создание Европейского Союза.

2. Экономика ЕС

3. Структура ЕС

4. Политика ЕС. Проблемы и перспективы.

5. Проблемы ЕС. Европейский миграционный кризис

6. Система коллективной безопасности Евросоюза

 

Создание Европейского Союза


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.