Социально-психологические и общепсихологические функции журналистики по Н.Н. Богомоловой. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Социально-психологические и общепсихологические функции журналистики по Н.Н. Богомоловой.

2017-07-01 569
Социально-психологические и общепсихологические функции журналистики по Н.Н. Богомоловой. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Н.Н Богомоловой отличается от концепции Прохорова тем, что пытается определить не только социальные функции журналистики, но и психологические функции.

Основную роль в системе Богомоловой играют социальные функции, в основе которых лежит удовлетворение журналистикой потребностей общества в целом.

Однако, помимо социальных функций, выделяются и психологические функции, в основе которых являются удовлетворение потребностей одного конкретного индивида. Журналистская информация является массовой, но ее потребление осуществляется индивидуально. Соответственно, психологические функции журналистики способствуют эффективной реализации ее социальной функций.

Психологические функции делятся на две группы:

• социально-психологические

• общепсихологические.

Основанием для классификации социально-психологических функций является система отношений индивида с обществом. Учитываются все уровни этих отношений, и на каждом уровне выделяется определенная функция. На уровне отношений индивида с обществом в целом выделяется

1. функция социальной ориентации и участия в формировании общественного мнения.

Подразумевается информирование аудитории об актуальных событиях окружающей действительности с активным участием журналистики в процессе социализации индивида.

Социализация - процесс усвоения индивидом общественного опыта и его использование в собственной жизнедеятельности (приобщение к обществу).

Как СМИ повлияли на характер социализации человека? Под влиянием СМИ потребности человека в социализирующей информации значительно расширяется в настоящее время до глобальных масштабов для полноценной социализации современному человеку необходима не только информация, непосредственно касающаяся его жизнедеятельности. Именно поэтому современный мир с коммуникативной точки зрения характеризуют как "глобальную деревню", где все обо всех все знают.

Считается, что современного человека уже не устраивает позиция пассивного потребителя информации. Соответственно, он стремится участвовать в формировании. Определенные возможности для это предоставляют СМИ.

На уровне отношений индивида с социальными группы выделяется функция

2. социальной идентификации индивида.

Сущность этой функции заключается в том, что индивид определяет место в обществе для себя через присоединение к отдельным социальным группам и отделение от других социальных групп. Такое присоединение или отделение необязательно должно быть реальным, оно может происходить во внутреннем мире человека. Такую возможность людям во многом обеспечивает СМИ, предоставляя им информацию о значимых для человека социальных групп.

 

 

Референтные группы. Внутри референтных групп выделяются личности, пользующиеся высоким авторитетом, и, соответственно получают право выражать мнение группы в целом. Таких людей называют лидерами мнений. СМИ должны иметь четкое представление о своей аудитории, о референтных для нее группах, лидерах мнений этих групп и постоянно отслеживать жизнедеятельность референтных групп и лидеров мнений своей аудитории. На уровне отношений индивида с другими индивидами выделяется функция межличностного контакта. Эта функция в том, что СМИ дает повод и создает условия, информацию для межличностного общения людей. СМИ могут создавать условия для того, чтобы в межличностный контакт вступали ранее незнакомые люди.

На уровне отношений индивида с самим собой выделяется функция самоутверждения индивида и его социальная реализация. СМИ помогают в реализации возможностей, а также позволяет учувствовать в общественной жизни.

 

Социально-психологические функции:

1. Функция социальной ориентировки и участия в формировании общественного мнения (индивид – общество)

Функция социальной ориентировки опирается на потребность аудитории в информации для должной ориентировки в широком мире социальных явлений. Данная функция наиболее тесно связана с основными социальными функциями массовой коммуникации, прежде всего с функцией информирования, и имеет прямое отношение к процессам социализации, понимаемой в широком смысле как процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Причем массовая коммуникация неизмеримо расширяет и усложняет непосредственный социальный опыт отдельного индивида или группы, доводя его до глобальных масштабов.

Функция участия в формировании общественного мнения основывается на потребности членов общества, составляющих аудиторию массовой коммуникации, быть не только пассивными получателями информации, но и самим проявлять социальную активность в информационных процессах общества, в частности в создании определенного общественного мнения по разным значимым для общества и его членов вопросам. Эта социальная активность применительно к массовой коммуникации проявляется в форме различных видов обратной связи, деятельности общественных корреспондентов и т. д.

2. Функция аффиляции, социальной идентификации (приобщения к группе сопричастности к ней) (индивид – группа)

Функция аффилиации (приобщения к группе, сопричастности с ней) имеет своей основой потребность человека чувствовать свою приобщенность к одним группам и отмежевание от других. Удовлетворение данной потребности способно повышать у человека чувство собственной защищенности, уверенности в своих силах и т. д. Важную роль в данном случае играет психологическое отнесение человеком себя к тем или иным значимым для него группам, т. е. референтным, мнение которых авторитетно для человека по самым различным причинам. Члены референтных групп нередко служат образцом для подражания. Массовая коммуникация создает любому реципиенту практически неограниченные возможности для выбора самых разнообразных референтных групп, положительных и отрицательных, как тех, которые он знает по собственному опыту, так и тех, с которыми он не имеет возможности непосредственно взаимодействовать в реальной жизни. В основе выбора человеком тех или иных референтных групп лежат его взгляды, убеждения, ценностные ориентации. При анализе функции аффилиации необходимо большое внимание уделять психологическому механизму идентификации реципиентов с членами этих групп.

3. Функция контакта с другим человеком (индивид – другой индивид)

Функция контакта связана прежде всего с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Одновременное восприятие огромной аудиторией сообщений массовой коммуникации создает, в частности, предпосылки для реципиентов вступать в контакт зачастую даже с ранее незнакомыми людьми именно по поводу данных сообщений, например при обсуждении их в случайных группах (в транспорте, магазинах и т. п.). А что касается знакомых людей, то, как показывают социально-психологические исследования, одной из важных причин обращения людей к различным средствам массовой коммуникации является желание получить через них такую информацию, которую можно было бы обсудить со знакомыми.

4. Функция самоутверждения (индивид – он сам)

Функция самоутверждения проявляется в таких явлениях, как нахождение реципиентами в сообщениях массовой коммуникации прямой или косвенной поддержки тех или иных ценностей, идей, взглядов самих реципиентов и их референтных групп. Потребность в самоутверждении, в социальном признании является, как показывают многочисленные исследования, значимой для людей из самых различных социально-демографических групп. Ее удовлетворение средствами массовой коммуникации способствует развитию здорового чувства собственного достоинства и гражданской ответственности. Без развитого чувства собственного достоинства человека и гражданина практически невозможно воспитать чувство хозяина, которое так необходимо для успешного осуществления процесса перестройки. Данная функция связана также с удовлетворением потребности отдельных реципиентов и целых групп в самопознании и самореализации.

 

 

Общепсихологические функции:

1.Утилитарная функция массовой коммуникации выражается в том, что с помощью средств массовой коммуникации человек имеет возможность решать конкретные практические, в том числе бытовые, проблемы. Эта функция реализуется большей частью в специальных публикациях и передачах с различной практической направленностью, например «Хозяйке на заметку», «Наш сад» и т. д.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.