Якобинская диктатура во Франции. Законодательство третьего этапа французской революции — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Якобинская диктатура во Франции. Законодательство третьего этапа французской революции

2017-07-01 1221
Якобинская диктатура во Франции. Законодательство третьего этапа французской революции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Восстание 31 мая - 2 июня 1793 г.

Воспользовавшись народным недовольством, якобинцы стремились изгнать жирондистов из Конвента и установить свою власть.

При этом они убеждали парижан, что готовы в кратчайший срок разрешить многочисленные социально-экономические проблемы столицы и страны в целом. Марат и Робеспьер призывали к немедленному восстанию. Якобинцам удалось привлечь на свою сторону ряд батальонов Национальной гвардии.

31 мая на рассвете из Собора Парижской Богоматери снова раздались звуки набата. Совет Коммуны Парижа назначил командующим Национальной гвардией якобинца Анрио.

Вооруженные отряды подошли к Конвенту. Созданная жирондистами для расследования деятельности Коммуны «Комиссия 12-ти» была распушена.

На следующий день в Париже стало известно о кровавых событиях в Лионе, где произошли казни патриотов. Это известие дало новый толчок к восстанию.

Всю ночь 2 июня гудели церковные колокола. Днем Национальная гвардия окружила здание Конвента. Артиллеристы с зажженными фитилями навели на него свои орудия.

Сто тысяч вооруженных людей заняли соседние улицы и площади. Жирондисты и представители «болота» пытались начать переговоры с восставшими, однако к их доводам никто не прислушивался. Анрио дал команду: «Канониры, к орудиям!», Бриссо, Верньо и другие лидеры жирондистов (всего 23 депутата) были арестованы.

Таким образом, в результате событий 31 мая - 2 июня 1793 г. леворадикальные силы во главе с якобинцами фактически совершили государственный переворот и насильственным методом пришли к власти.

Установление якобинской диктатуры и организация власти.

 

Прежде всего, Конвент, уже якобинский, 24 июня 1793 г. принял новую конституцию. Естественными правами человека провозглашались равенство, свобода, безопасность и собственность. Конституция предусматривала свободу слова и печати, всеобщее образование, свободу отправления религиозных культов, право создания народных обществ, неприкосновенность частной собственности и свободу предпринимательства. Однако, эти демократические принципы практически не выполнялись и утонули в крови диктаторского режима монтаньяров.

По Конституции 1793 г. Франция провозглашалась единой и неделимой республикой. Избирательные права предоставлялись мужчинам, достигшим 21 года, независимо от имущественного положения. Члены Законодательного корпуса подлежали избранию простым большинством голосов. Законодательный корпус должен был состоять из одной палаты.

Заключение мира ценой уступки какой-либо части территории республики не допускалось. Конституция отвергала иностранное вмешательство в дела французского народа и провозглашала принцип невмешательства в дела других наций.

Однако, в условиях интервенции и Гражданской войны Конституция 1793 г. не была введена в действие. Для осуществления диктатуры якобинцы создали революционное правительство. Летом 1793 г. верховным органом республики был Конвент, который осуществлял в полном объеме законодательную, исполнительную и судебную власть. Комиссары Конвента в департаментах и армии имели неограниченные полномочия. Им поручалось проведение «чисток» местных органов, «восстановление революционного порядка, смещение и назначение армейских командиров». Фактически якобинцы установили политическую диктатуру.

Функции революционного правительства исполнял Комитет общественного спасения, который 27 июля возглавил Робеспьер. В его ведении были военные, дипломатические дела, продовольственное снабжение, ему были подчинены другие местные органы власти, а сам Комитет отчитывался перед Конвентом.

Робеспьер Максимилиан — деятель Французской революции. Учился на юридическом факультете Парижского университета (1780). Депутат Конвента. После казни короля в январе 1793г. стал центральной фигурой революции. Замкнутый и педантичный адвокат из Арраса обрел могущество и неограниченную власть в качестве главы революционного Комитета общественного спасения. После устранения своих бывших соратников — Дантона, Демулена и Эбера, он еще более ужесточил террор в Париже. Подчеркнуто демонстративной безупречностью, сочетавшейся с почти нечеловеческой непримиримостью, он завоевал авторитет «неподкупного». После термидорианского переворота 1794 г. был арестован и казнен.

Конституция Японии 1947 г.

Штабом генерала Мак-Артура в период оккупации Японии был подготовлен проект новой Конституции, учитывающий положения Конституции США и Конституции СССР 1936 года. Так, например, закрепление равноправия мужчин и женщин в Конституции Японии произошло, по мнению некоторых исследователей[1], именно под влиянием действовавшей на тот момент времени Конституции СССР, 1936 года.

Конституция устанавливает принципы парламентарной государственной системы, основные гарантии и права граждан.

Текст Конституции насчитывает 103 статьи, объединённых в 11 глав

Первая глава устанавливает основы власти императора, что обусловлено национальными традициями Японии.

В прежней Конституции Японской империи устанавливалось, что император является главой империи, и ему принадлежит суверенитет, который он осуществляет в соответствии с Конституцией. В действующей Конституции установлено, что народу принадлежит суверенная власть и он «обладает неотъемлемым правом избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности» (ст. 15). Из положений статьи 15 вытекает статус парламента как высшего органа государственной власти в стране (ст. 41), так как парламент является выборным представительным органом, то есть члены парламента представляют своих избирателей.

Император Японии является «символом государства и единства народа» и исполняет символическую функцию, не предусматривающую никакой реальной власти: «Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти».

Император назначает главу кабинета министров по представлению парламента, и главного судью Верховного суда по представлению кабинета министров. Он имеет право на созыв парламента и роспуск нижней палаты (Палаты представителей) с одобрения кабинета министров.

Вторая глава состоит из текста одной девятой статьи, в которой сформулирован принцип отказа от создания военных сил и ведения государством военных действий. По этой причине Конституцию Японии называют «Пацифистская Конституция»

Третья глава устанавливает правовой статус личности. Примечательно, что глава называется "Права и обязанности народа", тем самым закрепляя не только основные права, но и круг обязанностей.

Одной из особенностей правового статуса личности в Японии является право «обращаться с мирной петицией о возмещении ущерба, о смещении публичных должностных лиц, о введении, отмене или исправлении законов, указов или предписаний, а также по другим вопросам; никто не может быть подвергнут какой-либо дискриминации за подачу таких петиций», установленное в статье 16 Конституции.

Статья 20 устанавливает свободу религии и запрет на получение религиозными организациями государственных привилегий и политической власти. Вкупе с содержащимися запретами на проведение религиозного обучения государственными органами, и свободы совести, провозглашенной в статье 19, можно говорить о светском характере государственного устройства Японии.

Новеллой явилось содержание статьи 38: «Никто не может быть осужден или подвергнут наказанию в случаях, когда единственным доказательством против него является его собственное признание». Таким образом, Конституция запрещает осуждение гражданина на основе лишь собственного признания. Эта норма введена с учетом исторического контекста, для предостережения злоупотреблений органами правосудия прав и свобод человека.

В Конституции Японии закрепляется принцип разделения властей. Законодательная власть осуществляется парламентом, исполнительная - правительством, а судебная - Верховным судом, который имеет право осуществлять конституционный надзор (по американской модели). Принцип разделения властей в сочетании с признанием народного суверенитета, основных прав и свобод граждан, а также гарантировании основ местного самоуправления, устанавливает демократическую основу конституционного строя.

Главы 4-6 устанавливают основы функционирования государственных органов власти – парламента, правительства (кабинета министров), судебных органов.

Парламент в Японии состоит из двух палат: палата Представителей и палата Советников. Обе палаты избираются населением. Особенностью японского парламента является то, что палаты неравны: нижняя палата является палатой Представителей, а верхняя палата - палатой Советников.

Различен порядок их деятельности и наступления ответственности (роспуск) – верхняя палата (палата Советников) не может быть досрочно распущена. Однако нижняя палата (Представителей) имеет больший вес в законодательном процессе – так, верхняя палата обладает правом вето в отношении законопроекта, которое может быть преодолено при повторном голосовании квалифицированным большинством нижней палаты.

Основными функциями парламента является разработка и принятие законопроектов, утверждение бюджета и контрольные полномочия за деятельностью правительства.

Глава 7 регулирует основы финансовой деятельности государства: распоряжение бюджетом, установление налогов, отчетность об исполнении бюджета.

Глава 8 раскрывает основы местного самоуправления.

Глава 9 устанавливает порядок внесения поправок к конституционному тексту.

Поправки могут вноситься по инициативе Парламента с согласия квалифицированного большинства (2/3 от общего числа членов обеих палат) и «представляется на одобрение народа». Поправка считается одобренной при поддержке большинства голосующих (в порядке референдума или особых выборов).

Глава 10 "Верховный закон" устанавливает приоритет Конституции в системе национального права, в том числе это означает, что никакие другие законы не могут противоречить ей. В случае противоречия конституционным нормам, законы или иные государственные акты «не имеют законной силы».

Заключительная глава 11 устанавливает дополнительные (переходные) положения, фактически утратившие практическое значение в современных условиях.

Конституция США 1787

Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии и впоследствии ратифицирована всеми тринадцатью существовавшими тогда американскими штатами. Считается первой в мире конституцией в современном понимании. Состоит из семи статей..

Преамбула к конституции США содержит единственное предложение. Сама по себе преамбула не является источником прямого действия, а только разъясняет основное назначение конституции

Статья I посвящена законодательной власти, которую олицетворяет Конгресс США, включающий в себя Палату представителей (нижнюю палату) и Сенат (верхнюю палату). В статье описаны процедура выборов в каждую из палат, требования к кандидатам, полномочия Конгресса и законодательный процесс. Статья гарантирует иммунитет сенаторов и представителей от преследования за мнения, высказанные в ходе дебатов, и заработную плату на весь срок мандата.

Статья II гласит, что исполнительная власть предоставляется президенту Соединенных Штатов.

В должность президента может быть выбран только тот, кто родился гражданином Соединенных штатов или кто был гражданином во время утверждения Конституции; не может быть избран на эту должность тот, кто не достиг тридцатипятилетнего возраста и не имел в течение четырнадцати лет постоянного жительства в Соединенных Штатах. В случае удаления президента от должности или в случае смерти, выхода в отставку или неспособности пользоваться правами и исполнять свои обязанности его заменяет вице-президент.

Статья III описывает судебную систему США, которая состоит из Верховного суда и нижестоящих судов, которые должны быть учреждены конгрессом. Верховный суд является судом первой инстанции по очень небольшому перечню дел, все остальные дела могут рассматриваться верховным судом в порядке пересмотра. Судьи всех судов несменяемы. В этой же статье установлено обязательное рассмотрение всех уголовных дел судами присяжных и дано определение государственной измены.

Статья IV касается взаимоотношений между штатами и федерацией. Она предусматривает обязанность должностных лиц штатов оказывать «полное доверие и уважение» (англ. full faith and credit) официальным актам (в том числе судебным актам) и документам других штатов и запрещает дискриминацию граждан других штатов. Устанавливается принцип судебной юрисдикции по месту совершения преступления и корреспондирующая ему обязанность штата, в котором находится обвиняемый, выдать его властям штата, в котором он должен предстать перед судом. Раздел 3 устанавливает порядок принятия нового штата (решение принимается конгрессом) и образования нового штата на территории существующих штатов (дополнительно требуется согласие законодательных органов заинтересованных штатов). В разделе 4 гарантируется республиканская форма правления в каждом штате и установлена обязанность федерации обеспечить защиту каждого штата от внешнего вторжения и внутренних беспорядков.

Статья V описывает процесс изменения конституции — принятия поправок. Поправки могут быть приняты конгрессом (двумя третями присутствующих членов каждой из палат) или Национальным конвентом — специальным органом, который созывается конгрессом по требованию не менее двух третей легислатур (парламентов) штатов. До настоящего момента поправки принимались только конгрессом; Национальный конвент ни разу не созывался, в связи с чем порядок избрания его членов и регламент работы остаётся неизвестным.

Статья VI закрепляет приоритет правовых актов федерации: Конституции, принимаемых во исполнение её законов и международных договоров США, перед законодательством штатов. В случае конфликта Конституции США или федеральных нормативных актов с актами штатов суды обязаны применять федеральные акты. В той же статье содержится обязанность сенаторов, членов Палаты представителей, членов легислатур штатов, государственных служащих и судей при вступлении в должность приносить клятву или делать заявление о том, что данное лицо будет «поддерживать» (англ. support) Конституцию.

Статья VII устанавливает, что для вступления конституции в силу достаточно, чтобы её ратифицировали специально созванные конвенты девяти штатов. Таким образом, теоретически была возможна ситуация, при которой часть штатов откажется от ратификации, и государство распадётся на две части: штаты, ратифицировавшие Конституцию, и штаты, отказавшиеся сделать это.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.