Взаимодействие педагогов и специалистов. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Взаимодействие педагогов и специалистов.

2017-07-01 482
Взаимодействие педагогов и специалистов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа по формированию готовности к овладению грамотой не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Она эффективна только при условии закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса: педагогами, младшими воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.

В нашем детском саду мы старались спланировать совместную работу педагогов по речевой готовности к школе. Модель взаимодействия учителя-логопеда с сотрудниками детского сада см. в приложении.

При построении работы в группе компенсирующей направленности для детей учитель – логопед работает по коррекции звукопроизношения, лексического и грамматического строя, развитию связной речи и фонематического слуха. Заведующий и старший воспитатель детского сада комбинированного вида совместно с учителем-логопедом составляют годовой план работы ДОУ, в котором отражается основная программа и коррекционные программы для детей с ОНР и ФФН; контролируют соблюдение единого речевого режима.

Воспитатель планирует все занятия в соответствии с лексическими темами, проводит работу по активизации предметного словаря, закреплению навыков словообразования и словоизменения, развитию памяти и внимания, навыков чтения и автоматизации звуков по заданию учителя – логопеда, а также организует игры и упражнения вне занятий, экскурсии, наблюдения, опыты. Музыкальный руководитель занимается разучиванием песен, музыкальных распевок, логоритмических упражнений по общей лексической теме. Он решает задачи по развитию ритма, темпа, слухового внимания, дикции и обогащению словаря дошкольников музыкальными терминами.

Инструктор по физической культуре включает в свои занятия игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики, двигательной координации связанные с темой недели, намеченной учителем – логопедом.

Младший воспитатель, оказывая необходимую помощь учителю-логопеду, воспитателю, сам становится участником коррекционной работы. Во вторую половину дня, в час самокоррекции, следит за выполнением заданий детьми на развитие графомоторных умений, логического мышления, развития зрительно-двигательных координации и мелкой моторики.

Представим анкету, которая помогла изучить вопросы взаимодействия специалистов детском саду, определить содержание и методы сотрудничества, направленные на формирование предпосылок к овладению грамотой (см. Приложение “Анкета для сотрудников и результаты анкетирования”).

Вопросы комплексного взаимодействия педагогов традиционно рассматриваются на заседаниях педагогического совета, консультациях педагогов, семинарах – практикумах, разрабатываются творческими группами, отражаются в планировании воспитательно-образовательного процесса (см. Приложение “Планирование взаимодействия педагогов”). Вся работа педагогов фиксируется в “Тетради взаимодействия специалистов”.

Взаимосвязь с родителями.

Готовность ребенка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т. е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье. Обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия педагогов и родителей. Семья – первая и наиболее важная среда развития ребенка. Роль родителей в подготовке детей к школе огромна, ее значение трудно переоценить. Взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей.

Для дошкольника, который посещает детский сад, регулярные “домашние уроки” не будут новостью сами по себе, но характер их будет совсем иной. С их помощью ребенок учится правильно говорить, у него развивается фонематический слух и к старшему дошкольному возрасту достигает такого уровня развития, что ребенок может осуществлять звукобуквенный анализ слова, значит, показывает готовность к овладению чтением и письмом в школе.

 

Подготовка детей с нарушениями речи к овладению грамотой

Система упражнений по подготовке детей к обучению грамоте начинается с выделения звука в слове и заканчивается анализом и синтезом односложных слов.

I период обучения

(сентябрь, октябрь, первые две недели ноября)

Индивидуальная и подгрупповая работа проводится ежедневно, фронтальные занятия по произношению — 2 раза в неделю.

На фронтальных занятиях изучаются гласные звуки, доступные по артикуляции согласные звуки: а, у, ау, и, о, э, ппь, т, ккь, птк, ауои, ы, йот, ль, йот — лъ. Такая последовательность отработки звуков обеспечивает поэтапную работу над фонемами, постепенный переход от более легких к сложным звукам. Это помогает, в свою очередь, постепенному усвоению детьми фонетической системы языка. В процессе обучения произношению следует воспитывать у детей стойкий познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие определенного напряжения задачи. Работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия.

В течение первого периода обучения детей учат четко, даже утрированно воспроизводить гласные звуки, угадывая, их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из 3-4-х гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.

II период обучения

(вторая половина ноября — первая половина февраля)

Индивидуальная и подгрупповая работа проводится ежедневно, фронтальные занятая по произношению — 3 раза в неделю.

На индивидуальных занятиях продолжается постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. По-прежнему эта работа предопределяет содержание фронтальных занятий. Новым по сравнению с 1 периодом является усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципам твердости и мягкости, глухости и звонкости. Наибольшее количество фронтальных занятий посвящается закреплению и дифференциации свистящих звуков (ссъ, ззь, ц). По мере включения в лексический материал новых звуков детей знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Например, при закреплении правильного произношения звуков ссь, ззь дети упражнялись в согласовании прилагательных синий, зеленый с существительными 3-х родов.

В это же время продолжается работа по составлению и распространению предложений по вопросам демонстрации действий, картинкам, опорным словам. Широко используется фланелеграф. Оречевляя простые сюжеты, дети учатся составлять несложные рассказы с опорой на наглядность. В то же время заучиваются короткие рассказы, стихотворения, потешки.

Продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза. На материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова), составлении слогов типа ас-са, уц-цу и т.д. В это же время детей учат определять гласный в положении после согласного (мак, суп, кот) и т.д. В конце П периода обучения дети самостоятельно в устной форме анализируют слоги типа са-со-су, соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (са-су, цу-цо и т.д.). В то же время на практике усваиваются термины: слог, слово, гласные звуки, согласные звуки (звонкие, глухие, мягкие, твердые), предложение.

III период обучения

(февраль, март, апрель, май)

Индивидуальная работа проводится по мере необходимости с детьми, имеющими стертую дизартрию, ринолалию или какие-либо другие осложнения. В подгруппах занимаются дети, у которых трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю. В течение этого времени изучаются звуки: л, р, л-ль, р-рь, л-р, л-ль-р-рь, ч, щ и осуществляется их дифференциация. Акцент переносится на закрепление навыка употребления этих звуков в самостоятельной речи. При этом много внимания уделяется развитию самостоятельных высказываний (составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). Весь материал подбирается с учетом правильно произносимых звуков. Важно, чтобы дети достаточно свободно пользовались словами с уменьшительно-ласкательными значениями, приставочными глаголами, передающими оттенки действий, учились образовывать родственные слова, подбирать слова-антонимы. Большое значение уделяется совершенствованию практического навыка употребления и преобразования грамматических форм (категории числа существительных, глаголов, согласование прилагательных и числительных с существительными), использованию предложных конструкций. Отрабатываемые речевые формы включаются в работу над связной речью.

На каждом логопедическом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими — слоги. Выделяются гласные звуки — красными кружочками, согласные — синими. К концу Ш периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа: стол, стул, шкаф.

Заканчивается обучение детей в июне. К этому времени дети овладевают навыками правильного произношения и различения фонем родного языка, а также анализа и синтеза односложных слов без стечения согласных и со стечением согласных. В самостоятельной речи они должны достаточно свободно пользоваться лексико-грамматическими конструкциями, структурами простых и сложных предложений

48. Основные задачи и содержание работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР в программе Т.Б.Филичевой,Г.В.Чиркиной планируется с подготовительной группы. Коррекционное обучение по данному разделу имеет следующие цели:

v сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте;

v научить детей чтению;

v подготовить руку к письму; (навык письма мы не формируем, а проводится предварительная работа по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму)

Объем знаний, которые даются по данному разделу:

v формируем понятие «слово».Слова, обозначающие предмет, действие, признак и слово-предлог;

v формируем понятие о предложении и его составе;

v формируем навык звуко-слогового анализа – это наиболее объемное направление работы;

v знакомство с буквами и формирование навыков чтения;

v работа с текстом;

v подготовка руки к письму.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.