История и развитие PR гостиничного бизнеса в Республике Казахстан — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История и развитие PR гостиничного бизнеса в Республике Казахстан

2017-07-01 538
История и развитие PR гостиничного бизнеса в Республике Казахстан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История отечественных PR насчитывает около 27 лет. Большинство специалистов сходятся во мнении, что PR-коммуникации в Казахстане появились в конце 80-х гг., а как самостоятельная форма деловой активности оформились во второй половине 1990 г. Характерной для этапа становления проблемой является квалификация профессиональных кадров. Основным кадровым резервом для PR-специалистов на начальном этапе стали журналисты, то есть те, кто умеют грамотно излагать свои мысли и в той или иной степени осведомлены о происходящих в обществе процессах. В то же время написание коммерческих статей на заданную тему - всего лишь составляющая инструментария PR, и понимание того, что PR-специалист - это прежде всего мыслящий системно менеджер, выстраивающий интегрированный комплекс взаимоотношений с общественными институтами, пришло довольно быстро. И тем не менее, даже сегодня квалифицированных PR-специалистов, действующих «на стороне клиента», не так много. Однако их количество растет [10].

Становление и развитие института связей с общественностью в Казахстане во многом определяется экономическими факторами, связанными с переходом страны к новой экономической модели. Как известно, плановая экономика прекрасно обходилась без PR и рекламы. Переход к рыночной модели экономического развития в условиях формирования информационного общества привел к росту значимости общественного мнения и необходимости построения коммуникации между организацией и ее социальным окружением [65].

Большинство отечественных исследователей считают, что PR-практика зародилась в Казахстане в 1990 году, когда первые отделы по работе с общественностью начали появляться в государственных структурах. Основы трансформации взаимоотношений системы власти и общества при помощи профессиональных инструментов PR были заложены именно в этот период. Основными центрами информационной и PR-активности стали соответствующие подразделения администрации Президента Республики Казахстан, аппарата Правительства и обеих палат Парламента РК и национальных компаний. Одновременно создавались пресс-службы, пресс-центры и центры общественных связей в органах исполнительной и законодательной власти регионов. При этом практически у каждого руководителя законодательной и исполнительной власти в регионе, а также главы администрации столичного города появился пресс-секретарь или советник по связям с общественностью [66].

Индустрия гостеприимства, являющаяся одной из крупнейших отраслей мировой экономики, в настоящее время бурно развивается, благодаря социальному, политическому и экономическому прогрессу.

Специалисты выделяют три этапа влияния PR-коммуникаций в развитие гостеприимства Казахстана.

– Первый этап (1988-1991 гг.) - зарождение рынка PR, специализирующихся на развитии индустрии гостеприимства, связанное с появлением соответствующих служб в государственных структурах и открытием алматинских отделений международных агентств. Развитие предпринимательской деятельности способствует возникновению первых отечественных фирм, оказывающих наиболее простые PR-услуги.

– Второй этап (1991-1995 гг.) - стадия роста и становления. Казахстанские агентства осваивают зарубежный опыт, постепенно адаптируют его к отечественным условиям и начинают проводить крупные PR-мероприятия и информационные кампании по развитию гостеприимства. Наиболее активно развивается политический консалтинг, в ряде вузов открывается специальность «связи с общественностью».

– Третий этап начинается с 1996 г. и характеризуется качественным скачком в развитии PR в целом, в том числе и влияние на индустрию гостеприимства. На это оказывает влияние формирующийся информационный рынок и меняющаяся структура массового сознания, требующая все более тонких и точных форм работы с целевыми группами [65].

На качественное изменение PR-услуг для развития гостеприимства существенно повлияли:

– завершение рекламного бума, вызванного деятельностью финансовых пирамид;

– расширение и усложнение практики избирательных кампаний, ставших одной из наиболее капиталоемких областей PR-консалтинга;

– дифференциация рынка информационных каналов, возникновение новых секторов прессы, где стал появляться современный подход к работе с информацией [64, с. 93].

Большое влияние для развития PR в Казахстане сыграло появление Национальная Ассоциация по связям с общественностью Республики Казахстан (НАСО РК). Национальная Ассоциация по связям с общественностью Республики Казахстан была создана в 2001 году по инициативе нескольких компаний, предоставляющих профессиональные услуги на рынке PR. Членами НАСО являются юридические лица. На данный момент в состав членов НАСО входят: «Национальный Пресс-клуб», агентства «BRIF Research Group», «Ренессанс», «Медиа-Систем» и компании «Promo Group Communications» и «PR-Management Company». Стратегическая цель НАСО РК – способствовать развитию рынка связей с общественностью в Казахстане [67, c. 59].

Основные стратегические задачи НАСО РК:

– позиционировать отрасль связей с общественностью в Казахстане;

– реализовывать меры, способствующие развитию и повышению качества PR-услуг;

– выражать и защищать профессиональные интересы членов НАСО.

НАСО достигает своих уставных целей следующими методами:

– развитие отношений между PR-агентствами, а также корпоративными PR-специалистами Казахстана;

– внедрение стандартов профессиональной этики;

– взаимодействие с вузами и государством;

– международное сотрудничество;

– лоббирование интересов PR отрасли в СМИ и в государственных органах;

– способствование повышению квалификации PR-специалистов страны [67, c. 60].

Ассоциации, подобные НАСО, существуют в других странах мира уже несколько десятилетий. Члены НАСО считают, что молодой PR-рынок Казахстана, находящийся в стадии становления, достиг того уровня, когда нужно работать над формированием профессиональных отношений в отрасли. Поэтому организации, входящие в состав НАСО и конкурирующие друг с другом на рынке PR-услуг, решили работать сообща в рамках Ассоциации, содействуя становлению рынка. Для того, чтобы вступить в Ассоциацию, компания должна проработать на рынке PR минимум два года, иметь хорошую репутацию, иметь возможность выплачивать ежеквартальные членские взносы, а также получить рекомендации от двух действительных членов НАСО [67, c. 62].

Приоритетными задачами НАСО на 2016-й год являются реализация ряда мер, нацеленных на выполнение стратегических установок ассоциации, организация при ассоциации деятельности Волонтёрского Центра, сотрудничество с высшими учебными заведениями с целью содействия в подготовке специалистов по связям с общественностью, проведение мастер классов и семинаров.

Результаты влияния PR на развитие индустрии гостеприимства в Казахстане.

Индустрия гостеприимства, как основа развития туристской отрасли, на сегодняшний день представлена различными местами размещений. По итогам 2015 года в целом динамика в Казахстане в 2015 году составила рост с 992 объектов размещения до 1526, что характеризуется как интенсивное развитие.

На начало 2015 года в РК функционировало 1526 мест размещения вместимостью 83103 койко-места, что на 2,5% больше 2013 года. Основная часть койко-мест сконцентрирована в ВКО -19,2 %, Карагандинской области - 11,7%, в г. Алматы - 14,7% и г. Астаны - 9,7%. Гостиницы без категории в количестве 875 составляют 34,7% рынка, что не является хорошим показателем. Коэффициент загрузки составил 24,9%, в гостиницах с категорией составил 44%, а самый высокий в категории 5* [68].

Несмотря на то, что наблюдается устойчивая тенденция роста, в основном, места размещения расположены в городах и крупных населенных пунктах. Для создания комфортных условий туристам, не только иностранным, но и отечественным, учитывая большие расстояния между населенными пунктами, важно их расположение вдоль автомобильных дорог на определенных участках.

Вместе с тем, отсутствие условий размещения непосредственно в местах локализации туристских объектов или в узловых точках тур маршрутов препятствует развитию въездного и внутреннего массового туризма. В результате во внутреннем туризме преобладают однодневные маршруты с протяженностью 400-500 км, что свидетельствует о значительных затратах времени на дорогу. Такие поездки утомительны, оставляют плохие воспоминания у большинства туристов.

В странах, делающих ставку на развитие туризма, обычно принимаются меры законодательного характера, стимулирующие развитие туристской инфраструктуры, в частности гостиниц. При этом государственные органы и финансовые учреждения исходят из того, что инвестиции в туризм создают новые рабочие места, приносят определенный доход. Поэтому в большинстве стран принимаются законодательные решения, способствующие привлечению иностранных и внутренних инвестиций и займов, например, путем установления для них налоговых льгот. Как видно из аналитических данных 79,7% от общего объема туристских услуг приходится на объекты размещения [68]. Количество обслуженных посетителей в объектах размещения представлено ниже в таблице 8.

 

Таблица 8 - Количество обслуженных посетителей в объектах размещения по категориям с 2010 по 2015 годы [68]

 

Показатель Годы  
           
Посетители, всего            
Нерезиденты            
Резиденты            
5*            
4*            
3*            
2*            
1*            
Без категории            

 

По результатам таблицы 8, анализ показал, что в Республике Казахстан в основном посетители объектов размещения – резиденты (82,8%). Казахстанские посетители предпочитают останавливаться в некатегорийных отелях (43%), а иностранные предпочитают высококлассные и полносервисные отели [68].

Еще одной из требующих решения проблем является тот факт, что в условиях мирового финансового кризиса отечественные инвесторы не будут рисковать и далее вкладывать средства в строительство туристских объектов. Создание механизма преференций и долгосрочного кредитования туристских организаций для развития инфраструктуры туризма способствует росту объема инвестиций в развитие конкурентоспособной индустрии туризма. Существует также некий ценовой дисбаланс, который сдерживает развитие гостиничного сектора и влияет на заполняемость гостиниц. Как было выявлено, немаловажное значение имеет также и качество обслуживания во всех категориях.

За период 2009-2015 гг. количество объектов размещения посетителей повысилось и на 2015 года составило 1678 единиц (таблица 9). С целью повышения конкурентоспособности гостиничное предприятие должно обеспечивать соответствующее качество обслуживания, что подтверждается сертификатом соответствия.

 

Таблица 9 - Количество мест размещения в РК с 2010 по 2016 годы [69]

 

Регион / года              
Республика Казахстан   1 149 1 235 1 494 1 494 1 526 1 678
Акмолинская              
Актюбинская              
Алматинская              
Атырауская              
ЗКО              
Жамбылская              
Карагандинская              
Костанайская              
Кызылординская              
Мангистауская              
ЮКО              
Павлодарская              
СКО              
ВКО              
г.Астана              
г.Алматы              

 

Из таблицы 9 видно, что лидером среди регионов по заполняемости гостиниц стала Карагандинская область с показателем в 59,7%, на втором месте расположилась соседняя Алматинская - 40,1%. На западе страны загрузка номерного фонда всецело зависит от деловой активности, а также степени развития промышленности. Аутсайдерами стали Восточно-Казахстанская - 14,1%, Павлодарская область - по 15,8%. В то же время показатели по всем регионам остаются на уровне ниже среднего [69].

В связи с низкой загрузкой номерного фонда всплывает вопрос о жесткой ценовой политике гостиничных комплексов. Между тем, по сведениям экспертов «Veritas Brown». На рынке существует ценовой сговор и большинство гостиниц превышают свои базовые и корпоративные тарифы. Средняя стоимость номера в сутки в брендовой гостинице среднего класса «Holiday Inn Almaty» примерно равна расценке в небрендовой пятизвездочной гостинице. Среднесуточный тариф в брендовых гостиницах Алматы составляет $255–520, а в Астане достигает $600–720, включая НДС и стоимость завтрака. Основными барьерами, препятствующими развитию гостиничного рынка, являются слабый уровень квалификации кадров, отсутствие научной базы туризма и низкое качество предоставляемых услуг [70].

С некоторых пор добавилась еще одна проблема – на рынке появился ряд организаций, которые претендуют на комиссионное вознаграждение в качестве правообладателя различного контента - от музыки, звучащей в лобби и ресторане, до ретрансляции телевизионных каналов в гостиничных номерах. Все перечисленные факторы работают против этого бизнеса в Казахстане. Тем не менее предприниматели не теряют оптимизма и продолжают открывать отельные комплексы [70].

Нельзя не отметить и растущую заинтересованность международных сетевых компаний в выходе на казахстанский гостиничный рынок. Эксперты считают это одним из признаков перспективности сектора. Наблюдается рост конкуренции среди отелей в Астане. Согласно данным Агентства по статистике, 72% посетителей прибывают в город с деловыми целями, что является результатом повышения бизнес-активности [69].

Намечается открытие 88-этажного «Abu Dhabi Plaza» (2017 год) с общим пакетом инвестиций в $1,1 млрд и первого продукта группы Accort - «демократичного» отеля IBIS с 280 номерами (IV квартал 2016 года). В итоге в течение ближайших трех-четырех лет ожидается пополнение столичного номерного фонда на 1200 номеров. Следует отметить, что немаловажную роль в развитии гостиничного сектора Астаны уже играет будущая выставка EXPO-2017, которая ориентировочно привлечет более 4 млн. человек. По данным западных аналитиков, в Казахстане кризис в большей степени оказал влияние на гостиничный рынок Алматы, где показатели загрузки номерного фонда снизились практически на 16% (38,4% в 2007 году против 29,1%, в 2008-м и 22,3% в 2009-м). Однако затем ситуация стала выправляться: в 2014 году средняя заполняемость увеличилась до 26,3%, а в I квартале 2015 года достигла 45,1% [69].

Если говорить о прогнозах развития гостиничного рынка Казахстана в ближайшую пару лет, то с учетом достаточно стабильного экономического развития положительная динамика будет увеличиваться. Отмечается отток клиентов в более демократичный сегмент - то есть в трех- и четырехзвездочные отели. В первую очередь это касается делового туризма, поскольку компании стали экономить средства и искать варианты размещения сотрудников за более приемлемую цену. С другой стороны, наблюдается тенденция роста цен на гостиничные номера в пятизвездочных отелях: если в 2015 - 2016 годах они вели достаточно гибкую ценовую политику, то уже на следующий год суточные тарифы увеличатся.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.