Вопрос 1. Международное право: понятие и предмет регулирования — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Вопрос 1. Международное право: понятие и предмет регулирования

2017-07-01 442
Вопрос 1. Международное право: понятие и предмет регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 1. Международное право: понятие и предмет регулирования

Международное право — это совокупность юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

Исторически сложившийся термин "международное право" является условным, он не отражает истинное значение понятия. Его прообразом является сложившийся в римском праве термин "jus gentium-юс генциум" - "право народов" - отсюда и название. Но реально существует межгосударственное право, поскольку создается оно не народами, а государствами, оно ориентировано прежде всего на регулирование межгосударственных взаимосвязей и обеспечивается преимущественно усилиями государств.

Предмет регулирования МП - это "международные правоотношения", которые имеют следующую систему:

Международное публичное право - регулирует межгосударственные отношения:

1. между государствами — двусторонние и многосторонние

2. между государствами и международными межправительственными организациями (в связи с членством государств в международных организациях)

3. между государствами и государствоподобными образованиями

4. между международными межправительственными организациями

Международное частное право - регулирует отношения негосударственного характера (отношения с иностранным элементом):

 отношения между ЮЛ и ФЛ различных государств, а также с международными неправительственными организациями

смешанные международные отношения негосударсвтенного характера -отношения государств с ЮЛ и ФЛ, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными неправительственными

Международное право существует как бы в двух измерениях: как часть межгосударственной системы и как часть национальных правовых систем (так как необходимо согласование норм МП с парвовой системо конкретного государства).

Сами наименования многих международных договоров говорят об их комплексном (международно-внутригосударственном) предназначении: Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка итд.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются "согласно общепризнанным принципам и нормам международного права". В соответствии с ФЗ о гражданстве РФ "при решении вопросов гражданства подлежат применению международные договоры РФ, регулирующие эти вопросы". Гражданский кодекс РФ 1994 г. предусматривает непосредственное применение международных договоров РФ к определенным гражданско-правовым отношениям.

 

Вопрос 20. Международный договор: структура, виды.

Договор -международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (Венская конвенция о праве международных договоров)

ФЗ «О международных договорах РФ»: международный договор - международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В зависимости от субъекта, заключающего договор, различают три вида международных договоров:

• межгосударственные (заключаемые от имени государства),

• межправительственные (от имени правительства),

• межведомственные договоры (от имени ведомств — органов исполнительной власти).

Иная классификация международных договоров:

По кругу участников

• двусторонние (то есть договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой — несколько);

• многосторонние

• с неограниченным числом участников (универсальные, общие).

• с ограниченным числом участников (региональные, партикулярные).

По объекту

• договоры по политическим вопросам

• договоры по правовым вопросам

• договоры по экономическим вопросам

• договоры по гуманитарным вопросам

• договоры в области безопасности и т. д.

По форме договора

• письменные

• устные

По времени действия

• бессрочные

• срочные

• краткосрочные

По пространству действия

• региональные

• универсальные

 

Форма договоров: международные договоры могут заключаться в письменной форме, но Венская конвенция о праве международного договора признает и устную форму. Однако договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространенной формой является письменная, поскольку только в письменной форме четко и конкретно фиксируются права и обязанности сторон.

 

Языки договоров: двусторонние договоры составляются на языках обеих договаривающихся сторон, причем тексты на обоих языках имеют одинаковую юридическую силу. Многосторонние международные договоры составляются, как правило, на одном или нескольких языках. На остальные языки дела­ются официальные переводы, которые заверяются депозитарием до­говора и затем передаются участникам договора. Например, Устав ООН составлен на пяти языках: русском, английском, французском, испанском, китайском. Только тексты на этих языках являются офи­циальными текстами Устава, остальные тексты представляют собой заверенные переводы.

 

Структура международного договора:

Международные договоры представляет собой единую систему взаимосвязанных норм, которые все вместе и каждая в отдельности обязательны для сторон.

К структуре договора относятся его составные части, такие как:

1. преамбула;

2. содержание договора;

3. заключительная часть;

4. приложения.

Важной частью договора является преамбула, поскольку в ней часто формулируются мотивы заключения и цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора.

Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования.

В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, срок действия, язык, на котором составлен текст договора, и т.д.

Международные договоры часто имеют приложения (содержат технико-юридические нормы по выполнению условий договора) в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д. Приложения могут являться неотъемлемой частью договора, если об этом прямо указывается в самом тексте договора.

 

Вопрос 21. Подготовка и принятие текста договора. Полномочия

Процесс заключения международного договора представ­ляет собой ряд последовательных действий (стадий) — от проявления инициативы заключения договора до вступления его в силу. Сложность процесса заключения договора, его длитель­ность определяется такими обстоятельствами, как степень стрем­ления участников идти на уступки и компромиссы.

Инициатива заключения договора может исходить от одного или нескольких государств, а также от международных организаций. Они же, как правило, берут на себя обязанности по организации процесса заключения международного дого­вора.

Полномочия. Договор заключается представителями государств. Для этой цели им выдаются специальные документы — полномочия, определяющие, на совершение каких действий по заключению договора уполномочено данное лицо. Полномочия выдаются компетентными органами государства в соответствии с национальным законодательством.

В РФ решение вопроса о наделении соответствующими полномочиями оформляется специальным актом — указом или распоряжением Президента, постановле­нием или распоряжением Правительства.

В Венской конвенции о праве международных договоров приводится перечень таких лиц:

а) главы государств;

б) главы правительств;

в) министры иностранных дел;

г) главы диплома­тических представительств;

д) представители государств на международных конференциях и в международных организа­циях.

Если заключается международный договор с участием ме­ждународной организации, то специальные полномочия для этой цели не требуются лицу, которое в соответствии с правилами организации рассматривается как представляющее эту органи­зацию.

В ФЗ "О международных договорах РФ" предусматривается, что без специальных полномочий ведут переговоры и подписывают между­народные договоры РФ:

• Президент РФ;

• Председатель Правительства РФ,

• министр иностранных дел, федеральный министр,

• руководитель иного ФОИВ.

При заключении двусторонних международных договоров представители государств обмениваются полномочиями, а при заключении многосторонних договоров полномочия сдаются в специально созданные органы для проверки их подлинности. Любые действия по заключению договора, совершенные не уполномоченным лицом или в нарушение полномочий, не имеют юридического значения.

1. Подготовка текста договора. Текст договора разрабатывается на переговорах (непосредственных или по дипломатиче­ским каналам), на конференциях или в рамках международных организаций.

Переговоры по выработке текста договора ведутся либо непосредственно, либо с использованием дипломатических средств. Государства через уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции по обсуждаемой проблеме (или представляют конкретные проекты договора).

Международные конференции и международные организации используются государствами для выработки текстов многосторонних договоров. В целях более глубокого и всестороннего изучения сложная проблема разбивается на отдельные вопросы, которые рассматриваются специальными комитетами и комиссиями, входящими в структуру конференций или органи­заций. Согласованный проект обсуждается на пленарных засе­даниях.

2. Принятие текста договора. Для подтверждения того, что текст договора является окончательно согласованным (т. е. изменению не подлежит) и подлинным документам, необходимо соответствующим образом оформленное его принятие (установ­ление аутентичности). Оно может быть предварительным и окон­чательным.

1. Предварительное принятие текста договора осуществля­ется посредством голосования, парафирования, подписания.

Путем голосования принимается текст дого­вора, подготовленный на международной конференции или в международной организации. Это решение оформляется ак­том — резолюцией международной конференции или соответ­ствующего органа международной организации, которая при­нимается большинством голосов (простым или двумя третями в зависимости от правил, одобренных на конференции или в ор­ганизации).

Парафирование это скрепление инициалами уполномо­ченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с тек­стом. Такая форма предварительного принятия текста договора применяется в отношении двусторонних договоров или догово­ров с небольшим числом участников. Парафированный договор подлежит окончательному принятию.

Подписание условное, предварительное, требующее подтверждения компетентного органа государства.

2. Форма окончательного принятия текста договора — подписание. Оно порождает определенные юридические последст­вия:
а) дает право подписавшему государству выразить согла­сие на обязательность договора;
б) обязывает подписавшее го­сударство не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу.

Двусторонние договоры составляются на языках государств-участников, многосторонние — на языках по выбору участни­ков (иногда на одном приемлемом для всех языке).

При подписании договора государства соблюдают правила альтерната — чередования подписей. В подлинном экземпляре двустороннего договора, предназначенном для данной стороны, наименование государства, подписи уполномоченных помеща­ются на почетном месте — под текстом договора с левой сторо­ны, а наименование государства-контрагента, его подписи — справа. На экземпляре договора, предназначенном для другой стороны, применяется обратный порядок.

 

С момента прекращения договора его положения перестают быть частью правовой системы государства. Положения прекратившего действие договора не подлежат применению органами государства, если иное не установлено в самом договоре или другом соглашении данной страны.

 

Вопрос 29. СБСЕ – ОБСЕ.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) первоначально действовала как международная конференция — Со­вещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) Реше­нием Будапештского совещания 1994 г. Совещание было преобразо­вано в организацию.

Штаб-квартира: Вена (Австрия)

Первым документом, положившим начало общеевропейскому процессу разрядки и сотрудничества, был Заключительный акт Со­вещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в 1975 г. в Хельсинки. Этот документ содержал про­грамму сотрудничества в области разрядки процесса напряжен­ности.

Хельсинский Заключительный акт включает: преамбулу и пять разде­лов: "Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе", "Сотруд­ничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды", "Вопросы, относящиеся к безопасности и сотрудниче­ству в Средиземноморье", "Сотрудничество в гуманитарных и других областях", "Дальнейшие шаги после Совещания". Важнейшей частью I раздела стала "Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководство­ваться во взаимных отношениях", в которой воспроизведены и конкретизированы известные принципы Устава ООН + иные принципы о нерушимости границ, о территориальной целостности государств, об уважении прав человека и основных свобод. Также в нем зафиксированы новые для международ­ного права нормы о мерах укрепления доверия, к которым от­несены предварительные уведомления о военных учениях и передвижениях войск, о приглашении наблюдателей, об обмене военным персоналом, включая визиты военных делегаций. В других разделах даны рекомендации относительно со­гласованных действий в различных сферах сотрудничества, в том числе юридически значимые положения, регламентирую­щие контакты между людьми, включая воссоединение семей и браки между гражданами различных государств, порядок рас­пространения и обмена информацией, сотрудничество и обме­ны в области культуры, образования.

Особенностью ОБСЕ является отсутствие традиционного учре­дительного документа международных организаций — устава.

Целями ОБСЕ объявлены:

• обеспечение мира и безопасности в Европе;

• поддержание разрядки международной напряженности;

• обеспечение соблюдения прав человека;

• соблюдение в отношениях между странами принципов междуна­родного права.

 

Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:

• контроль над распространением вооружений;

• дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

• меры по построению доверительных отношений и безопасности;

• защита прав человека;

• развитие демократических институтов;

• мониторинг выборов;

• экономическая и экологическая безопасность.

Структура ОБСЕ находится в стадии становления:

Саммит: периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.

Совет министров (ранее — Совет) характеризуется как центральный руководящий орган, ответственный за принятие решений. Он собирается на уровне министров иностранных дел и назначает страну, представитель которой в течение года исполняет обязанности действующего председателя ОБСЕ. В рам­ках Совета предусмотрено своеобразное формирование, име­нуемое Тройкой: оно включает действующего председателя, министра, исполнявшего эту функцию в предшествующем году, и министра, который станет действующим председателем в сле­дующем году.

Руководящий совет заменил существовавший в течение нескольких лет Комитет старших должностных лиц, который выполнял такие обязанности, как подготовка заседаний Совета, выполнение его решений, координация деятельности вспомога­тельных органов. В его компетенцию входило также рассмотре­ние вопросов в случае возникновения критических ситуаций и использование механизма мирного урегулирования, а в случае необходимости — принятие решений о проведении операций СБСЕ по поддержанию мира. Заседание этого Совета на уровне ответ­ственных сотрудников министерств иностранных дел проводятся в Праге как минимум два раза в год.

Постоянный совет (ранее -— Постоянный комитет) опре­деляется как основной орган для ведения политических кон­сультаций и принятия текущих решений, а также для рассмот­рения чрезвычайных ситуаций. В его состав входят постоянные представители государств-участников. Заседания проводятся в Вене.

Секретариат обеспечивает организационно-техническое обслуживание заседаний указанных основных органов, ведает документацией и архивом, публикует документы. Генеральный секретарь, должность которого учреждена в 1992 г., участвует в координации деятельности различных органов, оказывает по­мощь действующему председателю, принимает участие во встре­чах Тройки на уровне министров.

В дополнение к Совету министров и Постоянному совету, органом для принятия решений в ОБСЕ также является

Форум по сотрудничеству в области безопасности. Форум имеет дело преимущественно с вопросами военного сотрудничества, такими как условия и способы проверок в соответствии с Венским документом 1999 года.

В рамках ОБСЕ действуют также Бюро по демократиче­ским институтам и правам человека, аппарат Верховного ко­миссара по делам национальных меньшинств, Парламентская ассамблея.

Парламентская Ассамблея ОБСЕ принимает решения по вопросам политики и безопасности, экономики и защиты окружающей среды, демократии и прав человека.

Бюро по демократическим институтам и правам человека было создано в 1991 году после решения, принятого на саммите в Париже. Бюро располагается в Варшаве (Польша) и принимает активное участие во всем регионе ОБСЕ в вопросах наблюдения за выборами, демократического развития, соблюдения прав человека, терпимости и недискриминации, верховенства закона, цыган и синти.

Председательство в ОБСЕ:

-Генеральный секретарь — возглавляет Секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года.

-Действующий председатель: его обязанности включают координацию работы институтов ОБСЕ; представительские функции в Организации; контроль деятельности, связанной с предотвращением конфликтов, урегулированием кризисов и постконфликтным восстановлением. Председательство передается 1 раз в год, а пост в офисе председателя занимается министром иностранных дел государства-участника, председательствующего в настоящее время. ДП помогает предыдущему и следующему коллеге при передаче дел; они вместе составляют тройку.

 

Вопрос 35. СНГ.

Создание СНГ: руководители трех республик, входящих в состав СССР, — Республики Беларусь, РФ (РСФСР) и Украины — подписали 8 декабря 1991 г. Соглашение о создании Содружества Незави­симых Государств (СНГ) и заявили в этом документе, что "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая ре­альность прекращает свое существование".

В настоящее время Содружество объединяет 12 государств — ранее союзных республик СССР (не участвуют в СНГ только государства Балтии — Литовская, Латвийская и Эстонская Республики).

Устав СНГ: был принят Советом глав государств СНГ 22 января 1993 года, в нем сказано: " Решение об Структура Устава СНГ: состоит из преамбулы и девяти разделов, имею­щих 45 статей.

В Уставе, как и в Соглашении, опреде­лены сферы совместной деятельности, реализуемой через об­щие координирующие институты. Разделы посвящены: членству, коллективной безопас­ности и военно-политическому сотрудничеству и тд. Разд. VI регламентирует струк­туру, статус, полномочия, порядок деятельности органов Со­дружества.

Юридическая природа СНГ: "Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями". СНГ - межгосударственное образо­вание с координационными полномочиями.

1. Содружество создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства, а именно это обстоятельство имеется в виду при оценке производной правосубъектности международной организации.

2. Содружество имеет свой Устав, фиксирующий устойчи­вые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов, а именно такие черты характеризуют функ­циональную правосубъектность международной организации.

3. Содружество имеет четкую организационную структу­ру, разветвленную систему органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов (так они квалифицируются в отдельных актах СНГ).

Таким образом, СНГ — региональная международная организация.

Членство в СНГ. Различаются:

а) государства — учредители Содружества — это государ­ства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о созда­нии СНГ и Протокол к нему к моменту принятия Устава;

б) государства — члены Содружества — это те государст­ва-учредители, которые принимают на себя обязательства по Уставу в течение одного года после его принятия Советом глав государств (т. е. до 22.01.1994 г.);

в) присоединившиеся государства — это государства, при­нявшие на себя обязательства по Уставу путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов;

г) государства со статусом ассоциированного члена — это государства, присоединяющиеся к Содружеству на основании решения Совета глав государств с намерением участвовать в отдельных видах его деятельности на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве.

Допускается выход государства из Содружества при условии извещения о таком намерении за 12 месяцев до выхода.

Правовое регулирование совместной деятельности. Сферы совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты:

• обеспечение прав и основных свобод человека;

• координация внешнеполитической деятельности;

• формирование и развитие общего экономического простран­ства, таможенная политика;

• развитие систем транспорта и связи;

• охрана здоровья и окружающей среды;

• вопросы социальной и миграционной политики;

• борьба с организованной преступностью;

• оборонная политика и охрана внешних границ.

По взаимному согласию государств-членов перечень мо­жет быть дополнен.

Правовая база межгосударственных отношений - многосторонние и двусторонние соглашения.

Система органов СНГ:

1) органы, предусмотренные Уставом (уставные органы): Совет глав государств, Совет глав правительств, Координационно-консультативный комитет, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками, Экономический суд, Комиссия по правам человека.

1) органы, создаваемые на основе соглашений или по решению Совета глав государств и Совета глав правительств (иные органы): Испол­нительный секретариат, Совет руководителей внешнеэкономи­ческих ведомств, Межгосударственный совет по антимонополь­ной политике, Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и тёхногенного характера, Бюро по ко­ординации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ и др.

Постоянные полномочные представители: они находятся при органах Содру­жества с целью под­держания взаимных связей, защиты интересов представляемо­го государства, участия в заседаниях органов, в переговорах. Согласно Положению о таких представителях, они пользуются на террито­рии государств, признавших институт представителей, приви­легиями и иммунитетами, предоставляемыми дипломатическим агентам.

МОЖНО НЕ ДИКТОВАТЬ, НО ЛУЧШЕ СПРОСИ)):

Совет глав государств является высшим органом Содружества. Он обсуждает и решает прин­ципиальные вопросы деятельности государств-членов в сфере их общих интересов и собирается на заседания 2 раза в год (возможны внеочередные заседания).

Совет глав правительств координирует сотрудничество исполнительный власти государств-членов и собирается на за­седания четыре раза в год.

Совет министров иностранных дел (СМИД) осуществля­ет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, взаимодействие дипломатических служб

Совет министров обороны (СМО) ведает вопросами воен­ной политики, военного строительства и безопасности, коорди­нирует деятельность министерств (комитетов) обороны госу­дарств-членов,

Главное командование Объединенных Вооруженных Сил осуществляет руководство ими, а также группами наблюдате­лей и коллективными силами по поддержанию мира в Содру­жестве.

Совет командующих пограничными войсками компетен­тен в вопросах охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них.

Координационно-консультативный комитет является по­стоянно действующим исполнительным органом Содружества. Он во исполнение решений Совета глав государств и Совета глав правительств вырабатывает предложения по вопросам со­трудничества в рамках СНГ, организует совещания представи­телей и экспертов для подготовки проектов документов, обеспечивает проведение заседаний Исполнительный секретариат ведает организационно-ад­министративными вопросами деятельности СНГ; его возглав­ляет Исполнительный секретарь СНГ.

Экономический суд орган рассмотрения споров по заяв­лениям государств — участников СНГ и институтов Содруже­ства, а также толкования вопросов юридического характера.

Комиссия по правам человека является консультативным органом, наблюдающим за вы­полнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества. Она состоит из представителей государств и действует на основе Положения.

Рабочим языком Содружества является русский язык.

Местом пребывания большинства постоянно действующих органов СНГ, в том числе Координационно-консультативного комитета, Исполнительного секретариата, Экономического суда и Комиссии по правам человека, является город Минск.

 

Вопрос 36. Совет Европы.

Совет Европы как региональная международная организа­ция существует с 1949 г. Он был учрежден десятью западноев­ропейскими государствами, а в настоящее время охватывает почти все европейское пространство. Членами Совета Европы являются 40 государств, включая Российскую Федерацию с 28 февраля 1996 г.

Штаб-квартира Совета Европы расположена в г. Страсбурге (Франция). При штаб-квартире аккредитировано Постоянное представительство Российской Федерации. Официальные язы­ки — английский и французский. Учреждена Межведомственная комиссия Российской фе­дерации по делам Совета Европы как координационный орган.

Учредительные документы: Устав Совета Европы от "5 мая 1949 г. и Генеральное соглаше­ние о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 г.

Органы Совета Европы:

Комитет Министров, состоящий из министров иностран­ных дел государств-членов или других членов правительств. Комитет принимает заключения по рассматриваемым вопросам в форме рекомендаций правительствам. По определенным во­просам его решения имеют обязательный характер.

Парламентская Ассамблея*, включающая в себя предста­вителей каждого государства-члена, избираемых (назначаемых) из состава его парламента. Предусмотрено различное предста­вительство: от Германии, Великобритании, Франции, Италии, России — по 18, от Испании, Турции, Украины — по 12, от Греции, Бельгии и др. — по 7 представителя и тд. Ассамблея является совещательным органом, дающим рекомендации Ко­митету Министров.

Конгресс местных и региональных властей Европы, пред­ставляющий соответствующие органы государств-членов и вклю­чающий делегации от территориальных образований. Его рабо­та проходит в палате местных органов власти и палате регио­нов.

Секретариат, являющийся административным органом Со­вета Европы и возглавляемый Генеральным секретарем (изби­рается Парламентской Ассамблеей на 5 лет).

Конвенция о защите прав человека и основных свобод пре­дусмотрела создание двух специальных органов — Европей­ской Комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека. Как в Комиссии, так и в Суде были представ­лены все государства — члены Совета Европы. Протокол № 11 к Конвенции произвел реорганизацию — замену Комиссии и Суда единым постоянным органом — Европейским Судом по правам человека.

 

Вопрос 1. Международное право: понятие и предмет регулирования

Международное право — это совокупность юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

Исторически сложившийся термин "международное право" является условным, он не отражает истинное значение понятия. Его прообразом является сложившийся в римском праве термин "jus gentium-юс генциум" - "право народов" - отсюда и название. Но реально существует межгосударственное право, поскольку создается оно не народами, а государствами, оно ориентировано прежде всего на регулирование межгосударственных взаимосвязей и обеспечивается преимущественно усилиями государств.

Предмет регулирования МП - это "международные правоотношения", которые имеют следующую систему:

Международное публичное право - регулирует межгосударственные отношения:

1. между государствами — двусторонние и многосторонние

2. между государствами и международными межправительственными организациями (в связи с членством государств в международных организациях)

3. между государствами и государствоподобными образованиями

4. между международными межправительственными организациями

Международное частное право - регулирует отношения негосударственного характера (отношения с иностранным элементом):

 отношения между ЮЛ и ФЛ различных государств, а также с международными неправительственными организациями

смешанные международные отношения негосударсвтенного характера -отношения государств с ЮЛ и ФЛ, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными неправительственными

Международное право существует как бы в двух измерениях: как часть межгосударственной системы и как часть национальных правовых систем (так как необходимо согласование норм МП с парвовой системо конкретного государства).

Сами наименования многих международных договоров говорят об их комплексном (международно-внутригосударственном) предназначении: Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка итд.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются "согласно общепризнанным принципам и нормам международного права". В соответствии с ФЗ о гражданстве РФ "при решении вопросов гражданства подлежат применению международные договоры РФ, регулирующие эти вопросы". Гражданский кодекс РФ 1994 г. предусматривает непосредственное применение международных договоров РФ к определенным гражданско-правовым отношениям.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.