Анализ экспериментальных данных — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Анализ экспериментальных данных

2017-07-01 580
Анализ экспериментальных данных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель контрольного этапа – выявление уровня развития представлений у детей о труде взрослых.

На данном этапе мы провели контрольное обследование детей. Методика проведения контрольного среза совпадала с методиками, используемыми в констатирующем и формирующем экспериментах. Различия заключались в измененных заданиях и вопросах детям. Детям было предложено ответить на следующие вопросы:

1.Кем ты хочешь быть?

2.Что должен уметь делать человек этой профессии?

3.Чем тебе нравится эта профессия?

4.Как ты думаешь, трудно ходить на работу?

5.Что было бы, если бы люди не ходили на работу?

Во взрослой жизни дети видят себя милиционером, продавцом, воспитателем, врачом, водителем, парикмахером, пожарным.

Катя Е. при ответе на второй вопрос сказала, что продавец должен вежливо разговаривать, помогать покупать. Артем Т. сказал, что милиционер должен хорошо стрелять, знать приемы борьбы, чтобы защищать людей. Оля К. сказала, что парикмахер должен советовать клиенту, какая прическа ему идет, должен уметь делать разные красивые прически.

В ответах на третий вопрос прозвучало понимание детьми социальной значимости профессии, и именно эта сторона нравится детям. В частности, Настя К. считает, что парикмахер делает людей красивыми, они больше нравятся себе и другим людям. Насте Ж. нравится, что воспитатель много играет с детьми, учит и воспитывает их. Вите С. Нравятся пожарные тем, что спасают из огня людей, тушат их дома.

При ответе на вопрос «Трудно ли ходить на работу?» все дети сказали что трудно, потому что люди устают, но идти надо. Обобщенный ответ детей на пятый вопрос звучит так: если бы люди не ходили на работу, им было бы еще тяжелее, потому что все приходилось бы делать самим, везде водить за собой детей, ведь детский сад не работает, не всех больных смогли бы вылечить, одежда и прическа не у всех были бы такие красивые, как сейчас.

Результаты контрольного среза показали позитивные сдвиги в уровнях развития представлений о труде взрослых.

Таблица № 5.

Таблица уровней До эксперимента После эксперимента
число число  
Высокий    
Средний    
Низкий    

Анализ результатов показал положительную динамику изменения развития представлений о труде взрослых: на семь детей стало меньше на низком уровне, и на шесть детей больше на высоком уровне развития представлений. На низком уровне было 8, стало 1 ребенок, на высоком было 4, стало 10 детей, количество детей среднего уровня было 6, стало 7.

Произошли положительные изменения и в проявлении эмоционального отношения к этой стороне социальной жизни и по сравнению с констатирующим экспериментом дети более эмоциональны в общении, проявляли яркие выразительные эмоции в процессе беседы с ним.

Таблица № 6. Эмоциональное отношение детей.

До эксперимента.

Число детей Высокий Средний Низкий
     

После эксперимента.

Число детей Высокий Средний Низкий
     

Полученные результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей экспериментальной группы о труде взрослых и процессе его организации.

Анализ опытно – педагогической работы показал, что экскурсии способствуют развитию дошкольников, стимулируют проявления знаний о труде взрослых, процессе его организации.

Таким образом, опробированная методика позволила повысить уровень представлений о труде взрослых у старших дошкольников. Положительные результаты дают основание говорить, что методика использования экскурсий как средства развития представлений о труде взрослых была выбрана правильно.

 

Заключение

Развитие представлений о труде взрослых относится к числу важных направлений трудового воспитания дошкольников, их социального развития в целом. В дошкольной педагогике имеется много средств для реализации этой задачи: занятия, этические беседы, вечера развлечений и др. Непреходящее значение в этом плане имеют экскурсии, дающие ребенку непосредственно увидеть трудовые действия взрослых, результаты их труда, а на этой основе обогатить образное миропознание детей, сформировать ценностное отношение к профессиям.

Проведенные на базе МДОУ № 4 г. Великие Луки исследования подтвердили значение экскурсий в развитии детей. Развитие дошкольников посредством экскурсий возможно лишь при развитии интереса к труду взрослых, расширении представлений о социальной значимости, процессе организации труда, орудиях труда. Поставленные в ходе исследования задачи позволили подойти к отбору содержания экскурсий и методам исследования.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что большинство детей не имеют полного представления о труде взрослых (содержание, орудия труда, процесс организации). Наблюдение за работой воспитателей с точки зрения использования в воспитательно-образовательном процессе экскурсий дали следующие результаты: практические работники в полной мере не представляют содержания работы по использованию экскурсий с целью обогащения представлениями о труде взрослых, формирования ценностного отношения к человеку – труженику.

Анализ планирования воспитательно-образовательной работы в МДОУ №4 дает возможность сделать вывод, что экскурсии используются редко. Основными формами ознакомления с трудом взрослых являются занятия. Таким образом, работа по организации экскурсий с целью обогащения детей знаниями о труде взрослых не находит должного места в воспитательно – образовательном процессе дошкольного учреждения. Констатирующий эксперимент показал необходимость проведения целенаправленной работы по обогащению детей знаниями о труде взрослых, процессе организации, орудиях труда.

При рассмотрении данной проблемы в МДОУ мы пришли к заключению, что использование экскурсий будет эффективным при специально организованной педагогической работе. Экспериментальная работа осуществлялась по трем направлениям:

-подготовка детей к организации и проведению экскурсий;

-разработка экскурсий, направленных на знакомство с трудом взрослых, процессом организации;

-адаптация содержания экскурсий для дошкольников.

Для достижения поставленной цели мы использовали экскурсии на почту, в магазин, на остановку, в парикмахерскую. При ознакомлении с трудом взрослых были использованы словесные (беседы), наглядные (показ иллюстраций), практические методы. Использовались формы и методы педагогического воздействия, способствующие развитию у детей конкретных представлений и вызывающие интерес к труду взрослых, процессу его организации.

Анализ опытно – экспериментальной работы показал, что экскурсии способствуют развитию представлений о труде взрослых, являются важным средством образования дошкольников. Такую работу необходимо проводить последовательно, систематично, в единстве воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и деятельностно-практическую сферы личности, с последующим закреплением представлений в повседневной жизни ДОУ, с использованием изобразительной, игровой деятельности.

Данное исследование не является исчерпывающим изучением всех аспектов, входящих в рассматриваемую проблему. В дальнейшей работе считаем необходимым более широко представить методические разработки, направленные на развитие представлений у старших дошкольников о труде взрослых с привлечением других профессий (библиотекарь, бухгалтер, учитель и др.).

 

Список литературы

1. Бондаренко, А. Воспитание детей в игре /А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 2007.

2. Бреслав, Г. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников /Г. М. Бреслав//Вопросы психологии – 2005 - №3 – с.53.

3. Буре, Р.С.; Година, Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 2003.

4. Васильева - Гангнус, Л. Азбука вежливости/Л. П. Васильева – Гангнус. – М., 2009.

5. Введение в научное исследование по педагогике / Журавлева. – М., 1988.

6. Венгер, Л. Психология/Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М., 2003.

7. Виноградова, А.М. Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду / Р. С. Буре и др. – М.: Просвещение, 2005.

8. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / А.М. Виноградовой – М.: Просвещение, 2010.

9. Воспитание гуманных чувств у детей / Л.М. Прокашенко, В.К. Которло. – Киев, 2008.

10. Воспитание дошкольников в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Золик и др.: - 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004.

11. Дубровина, И.В., Е.Е. Данилова. Психология: Учебник для студентов сред. – пед. учебн. заведений / И.В. Дубровиной – М.: Академия, 2008.

12. Детство: Программа разв. и воспитания / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина – СПб: Издательство Акциндент –2007.

13. Ежкова, Н.С. Эмоционально-ценностное развитие дошкольников. /Н. С. Ежкова - Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2000.

14. Ермолаева, М. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста/М. В. Ермолаева, Л.Г. Миланович. – М., 1996.

15. Жуковская, Р.И. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова: 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2005.

16. Запорожец, А. Избранные психологические труды: В 2-ух т./ А.В. Запорожец.- М., 2011, т. 1

17. Золотнякова, А. Роль экспрессии в узнавании ребенком – дошкольником эмоциональных состояний /А.С. Золотнякова //Учебные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 2004.

18. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). М., «Педагогика», 2006.

19. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова: 3-е изд., исправ. и дополн. – М.: Академия, 2001.

20. Котлярова, С. Ознакомление детей подготовительной группы с трудом взрослых / Дошкольное воспитание 1973 № 7.

21. Котлярова, С. Ознакомление с трудом взрослых / Дошкольное воспитание 1974 № 12.

22. Кошелева, А.О возможности развития эмоций в игре. /А.Д. Кошелева, Л. Абрамян. //Дошкольное воспитание. – 1982. - №3 – с. 30

23. Кулагина, И. Возрастная психология/И.Ю. Кулагина – М.: Издательство УРАО, 1998.

24. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского – М.: Политиздат, 1985.

25. Краткий словарь по философии / И. В. Блауберга, И.К. Пантина – М.: Политиздат, 1979.

26. Крутецкий, В.А. Психология – М.: Просвещение, 1980.

27. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 – х т. Т II – М.: Педагогика, 1983.

28. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Прометей, 1992.

29. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов / В. И. Логиновой – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1998.

30. Люблинская, А.А. Детская педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2008.

31. Маркова, Т.Я. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991.

32. Маршак, С. Воспитание словом/С. Я. Маршак – М., 2010.

33. Маслов, С.И. Выполнение студентами научно – исследовательской работы по педагогике: методические рекомендации для студентов. – Тула: Из – во Тул. гос.пед. ун – та им. Л.Н.Толстого, 2001. – 54 с.

34. Меренков, А. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе / Дошкольное воспитание 2001 № 8.

35. Мир детства: Дошкольник/ А.А. Хрипкова: Под редакцией А.А. Хрипковой. – М., 1979.

36. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева – СПб.: Детство – пресс, 2000.

37. Мир профессий: Человек – знаковая система / Сост. С.Н.Левиева. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 351 [1] с., ил.

38. Мир профессий: Человек – техника / Сост. В.Е.Гаврилов. – М.: Мол. гвардия, 1987. – 350 с., ил.

39. Михайленко, Н.Я.; Короткова, Н.А. Педагогика – М., 1990.

40. Михеев Моделирование и методы теорий измерений в педагогике. - М., 1986.

41. Моя милиция. Сост. Н.Ф. Марков; - М.: Знание, 1981. – 48 с., ил. – (Нар. ун – т. Фак. «Твоя профессия», №5).

42. Мухина, В. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/В.С. Мухина – М.,1998.

43. Мухина, В. детская психология/В. С. Мухина – М.: Просвещение, 1985.

44. Немов, Р. Психология. Кн. 1. /Р. С. Немов – М., 1994.

45. Николаева, С Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 2002.

46. Нравственное воспитание в детском саду / В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1975.

47. Островская, Л.Ф. Детские интересы. Как их развивать. / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. Воспитатель и дети – М., 1985.

48. Панков, В.А. Трудовое воспитание младших школьников: Кн. для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.

49. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»/Под. ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2003.

50. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим – Бад – М.: Большая российская энциклопедия, 2002.

51. План – программа образовательно – воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей / Сост. Н.В.Гончарова и др.; под ред. З.А.Михайловой. – СПб: Ацидент, 1997. – с. 221/ (Библиотека программы «Детство»).

52. Поддъяков, Н.Н. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников – М., 1980.

53. Поддъяков, Н.Н. Умственное вспитание дошкольников / Н. Н. Поддъяков. – М.: Просвещение, 2001.

54. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. ВУЗов: В 2 книгах – М.: Владос, 1999 – Кн.2: процесс воспитания.

55. Подласый, И.П. Педагогика.: 100 вопросов – 100 ответов: Учебн. пособие для студентов учебн. заведений – М.: Владос - пресс, 2001 (Внимание, экзамен!)

56. Психология воспитания. /В.А. Петровский: Под редакцией В.А. Петровского. – М., 2007.

57. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаевой – М.: Владос, 2003.

58. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева – М.: Просвещение, 1985.

59. Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000.

60. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А. Г. Рузской – М.: Педагогика, 1989.

61. Русскова, Л.В. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1984.

62. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенина – М.: Академия, 2000.

 

 

Приложение

Ответы детей на вопросы в процессе беседы:

1. Чтобы на эти деньги покупать одежду, кушать.

2. Работа.

Настя К.3. Парикмахер, пожарный, милиционер, контролер, военный, продавец

4. Доктор.

5. Контролер (мама), милиционер (папа).

1. Не знаю.

2. Не знаю.

Настя Л.3. Контролер, строитель, кассир.

4. Строитель.

5. Дорогу делает, строитель (мама), охранник (папа).

1. Чтобы деньги зарабатывать.

2. Не знаю.

Аня А.3. Милиционер, строитель, экономист, плотник, медсестра,

учитель, воспитатель, продавец, врач, пожарный.

4. Бухгалтер.

5. Учится на бухгалтера (мама), мастер (папа).

1. Чтобы деньги получать.

2. Работа.

Паша Л.3. Пожарный, милиционер, скорая помощь.

4. Учиться.

5. Не знаю (мама), в сервисе чинит машины (папа).

1. Чтобы деньги получать.

2. Работа.

Лиза В.3. Пожарный, милиционер, доктор, повар, продавец.

4. Не знаю.

5. Продавец (мама), не знаю (папа).

1. Чтобы деньги зарабатывать.

2. Когда учатся.

Алина Г.3. Доктор, милиционер, психолог, заведующий.

4. Смешные профессии, милиционер.

5. На хлебозаводе (мама), не знаю (папа).

1. Чтобы деньги зарабатывать.

2. Это когда работают.

Настя П.3. Муз. руководитель, почта, доктор, милиционер, повар,

продавец, учитель, психолог, директор, заведующая,

воспитатель.

4. Муз. руководитель.

5. Бухгалтер (мама), грузчик (папа).

1. Чтобы деньги зарабатывать.

2. Где работают.

Саша С.3. Парикмахер, милиционер, медсестра, доктор, завуч,

учитель, воспитатель.

4. Доктор.

5. Врач детский (мама), доктор (папа).

1. Чтобы деньги получать.

2. Не знаю.

Витя С.3. Учитель, продавец, доктор, психолог, парикмахер,

невропатолог.

4. Чинить.

5. Директор (мама), (папы нет).

Дима К. 1. Чтобы деньги зарабатывать.

2.Работа.

3. Шахтер, водитель, репортер, врач, милиционер, продавец.

4. Водитель.

5. В казначействе (мама), на вокзале(папа).

Артем Т. 1. Зарабатывать деньги.

2.Работа.

3. Парикмахер, электрик, директор, врач, продавец, хирург,

архитектор, строитель.

4.Каскадер.

6. Педагог (мама), (папы нет).

Денис З. 1. Чтоб деньги получать.

2.Не знаю.

3. Не знаю.

4. Не знаю.

5. В аптеке (мама), в школе (папа).

Артем О. 1.Чтобы тети не ругали.

2.Не знаю.

3.Милиционер, пожарный.

4.Никакие.

5.Медсестра (мама),(папы нет).

Катя К. 1.Чтобы деньги получать.

2.Не знаю.

3.Не помню.

4.Воспитатель.

5.В банке (мама),охранник(папа).

Саша Р. 1.Не знаю.

2.Не знаю.

3.Не знаю.

4.На тракторе ездить.

5.Не знаю (мама), пожарный эксперт (папа).

Виолетта Л. 1.Чтобы деньги зарабатывать.

2.Не знаю.

3.Не знаю.

4.Профессионал.

5.Продавец (мама), охранник(папа).

Катя Е. 1.Не знаю.

2.Работа.

3.Парикмахер, врач, продавец, милиционер.

4.Продавец.

5.На работу всегда ходит (мама), занимается машиной (папа).

Оля К. 1.Зарабатывать деньги.

2.Это работа.

3.Доктор, продавец, повар.

4.Продавец, доктор.

5.Мама в Москву ездит, грузчик (папа).

Список детей экспериментальной группы

1.Абрамова Аня

2.Виноградова Лиза

3.Гордеева Алина

4.Ермакова Катя

5.Захаров Денис

6.Князева Оля

7.Коняхина Настя

8.Королев Дима

9.Котова Катя

10.Леонова Виолетта

11.Лечицкая Настя

12.Лукьянов Павел

13.Оводков Артем

14.Павловцева Настя

15.Родин Саша

16.Савельева Саша

17.Сергеев Витя

18.Тимакин Артем

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.