Политика государства в области занятости населения — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Политика государства в области занятости населения

2017-07-01 274
Политика государства в области занятости населения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. При этом следует иметь в виду, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производственному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом.

К числу занятых действующее законодательство относит следующих граждан:

а) работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»);

б) зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и иных лиц, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

в) занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;

г) выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющихся членами производственных кооперативов (артелей);

д) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;

е) проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

ж) обучающихся по очной форме обучения в организациях, осу-ществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

з) временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетру-доспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

и) являющихся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

к) являющихся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Занятость можно классифицировать на два вида: полную и неполную. Полная занятость предполагает равновесие между предложением рабочей силы и спросом на нее как в стране в целом, так и по отдельным регионам, что возможно в рыночной экономике как исключение. Применительно к конкретному гражданину полная занятость означает, что гражданин занят полное рабочее время с получением соответствующего вознаграждения. Неполная занятость – это занятость граждан в неполное рабочее время либо по желанию работника, либо по экономическим причинам, когда сокращается длительность рабочего времени с согласия или без согласия работников.

Одной из характерных черт российского рынка труда является безработица, которая сопровождается различными проблемами социального, экономического и психологического характера. В России значительный рост безработицы пришелся на начало 90-х годов XX века и был обусловлен переходом к рыночной экономике. Что касается современного периода, то в январе 2017 г. общий уровень безработицы в Российской Федерации составил 5,6% от экономически активного населения страны (для сравнения: в сентябре 2016 г. 5,2%, в октябре и ноябре 2016 г. 5,4%, в декабре 2016 г. 5,3%). При этом численность безработных достигла в январе 2017 г. 4,288 млн человек.

На российском рынке труда отмечаются иные негативные явления, включая неполную занятость, неравномерность в распределении трудовых ресурсов по регионам и отраслям экономики.

Указанные явления позволяют оценить способность российского рынка труда к саморегуляции как невысокую, что вынуждает государство активно вмешиваться в процессы, протекающие на этом рынке. Ключевым нормативным правовым актом в этой области выступает упомянутый выше Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В соответствии со ст. 5 этого закона государство проводит политику содействия реализации права граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан;

- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

- координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

- создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектами РФ, для которых решение этого вопроса является приоритетным;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости;

- создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости.

Политика занятости может иметь пассивный и активный характер. Содержанием пассивной политики является система мероприятий по вовлечению в сферу занятости лиц, потерявших работу и желающих трудоустроиться. При проведении активной политики государство прежде всего создает систему мер по предотвращению незанятости.

В целях проведения единой государственной политики занятости, оказания бесплатных услуг в трудоустройстве, профессиональной подготовке и переподготовке, обеспечения социальной защиты временно незанятых граждан Совет Министров РСФСР Постановлением от 19.01.1991 г. создал Государственную службу занятости, призванную обеспечить координацию в решении вопросов занятости населения на всей территории России. В настоящее время действует Федеральная служба по труду и занятости (сокращенно Роструд), Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324. Роструд является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Последнее создает свои территориальные органы в субъектах РФ, которые, в том числе, осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.