Понятие сертификации. Классификация систем сертификации по основным классификационным признакам. Виды сертификации. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Понятие сертификации. Классификация систем сертификации по основным классификационным признакам. Виды сертификации.

2017-07-01 195
Понятие сертификации. Классификация систем сертификации по основным классификационным признакам. Виды сертификации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие сертификации. Классификация систем сертификации по основным классификационным признакам. Виды сертификации.

Сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия объекта установленным требованиям. Также сертификация – это действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствуют определенным стандартам или другим нормативным документам. Сертификат соответствия - название документа, которым завершается процесс сертификации. Порядок и условия оформления, выдачи и регистрации сертификатов устанавливается в каждой системе сертификации.

Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Сертификация – это действие 3й стороны, доказывающее, что обеспечивается уверенность, в том, что продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или др. нормативному документу должным образом.

Классификация систем сертификации:

1. Национальная. В качестве национального органа в Р.Ф. определен (по старому был Госстандарт), сейчас – это федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (ФАТРиМ). Действует на уровне государства.

2. Региональная – создается на уровне некоторых стран одного региона (# страны Американского региона).

3. Международная – на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организации.

Существуют также такие понятия:

Самосертификация – самостоятельная система сертификации, создается самим предприятием – изготовителем продукции. При этом сертификат на изделие выдает само предприятие, это заявление изготовителя о соответствии его продукции требованиям научно – технической документации.

– Система сертификации продукции 3й стороной – система, создающаяся сторонней организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции требованиям научно – технической документации. Также системы сертификации м. классифицироваться по объектам сертификации. Объектами м.б: - продукция, - производство, - работа, услуги, - СМК, - персонал.

Виды сертификации:

Обязательная сертификация Этот вид сертификации является средством государственного контроля за безопасностью продукции. Он осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия продукции, процесса или услуги требованиям технических регламентов и обязательным требованиям стандартов. Поскольку обязательные требования этих нормативных документов относятся к безопасности, охране здоровья людей и охране окружающей среды, то основным аспектом обязательной сертификации является безопасность и экологичность. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается на государственном уровне управления. Объекты обязательной сертификации из числа товаров народного потребления, работ и услуг, оказываемых гражданам, определяются в порядке, установленном Законом РФ от 17.12.99. "0 защите прав потребителей" (ст. 7, п. 4). Объекты обязательной сертификации определяются законодательными актами (актами законодательного органа).

Для осуществления обязательной сертификации создаются системы обязательной сертификации.

Безопасность продукции (процесса или услуги) - безопасность продукции, процесса или услуги для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).Результатом обязательной сертификации продукции является выдача сертификата соответствия и нанесения знака соответствия на продукцию.Рамки обязательной сертификации определяются областью обязательных к применению стандартов. Вместе с тем, она применяется и при проведении государственной политики в области повышения конкурентоспособности продукции, ресурсосбережения, совместимости, взаимозаменяемости.

Добровольная сертификация

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителя (изготовителя, продавца или исполнителя) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем. Эта сертификация проводится на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Добровольная сертификация может осуществляться органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации. Такую систему может организовать любое юридическое лицо, зарегистрировавшее данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации. Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации. Добровольная сертификация касается видов продукции, процессов или услуг, не включенных в обязательную номенклатуру и определяемых заявителем (либо в договорных отношениях). Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции. Как правило, развитие этого вида сертификации поддерживается государством.

Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности продукции.

Деление сертификации продукции на добровольную и обязательную в Руководстве ИСО / МЭК 2 не существует. Практически у нас это деление совпадает с делением сертификации на коммерческую и государственную. Особенностью российской системы сертификации явилось и то, что она не выросла снизу из систем сертификации различного функционального назначения, как это было, например, в Европе.

 

Сертификация в системе ГОСТ Р. Общие положения.

Госкомитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации утвердил «Положение о системе сертификации ГОСТ Р» для упорядочивания организационной структуры системы сертификации ГОСТ Р и функций ее участников. Правила проведения сертификации в системе ГОСТ Р установлены для продукции документом «Порядок проведения сертификации продукции в РФ». Это положение устанавливает назначение, принципы, структуру и правила системы сертификации ГОСТ, созданной в соответствии с: - законом РФ «О сертификации продукции и услуг» для проведения обязательной сертификации, предусмотренной законом «О защите прав потребителей». – федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ» и др. законодательными актами. Это положение предназначено для всех: продавцов, изготовителей, исполнителей, органов по сертификации и др.

Общие положения:

- Система ГОСТ Р создана для проведения работ по обязательной сертификации продукции, работ и услуг, и обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации. В системе ГОСТ Р также, по тем же правилам проводится и добровольная сертификация.

– В системе ГОСТ Р сертифицируются: товары для личных бытовых нужд, продукция производственно – технического назначения, строительная продукция, работы, услуги, СМК, производства.

– Объекты обязательной сертификации определены постановлением правительства РФ «Об утверждении перечня товаров (работ), подлежащих обязательной сертификации».

– Нормативную базу составляют гос.стандарты, санитарные нормы и правила и др. документы, которые устанавливают обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг.

– В системе ГОСТ Р предусматривается сертификация отечественной и импортируемой продукции.

– Система ГОСТ Р обязательна на всей территории РФ для всех исполнителей, по всей номенклатуры продукции, работ, услуг.

– Система ГОСТ Р вправе взаимодействовать с международными, региональными, национальными и тд. системами сертификации других стран по различным вопросам.

– Орг. структура ГОСТ Р: ФАТРиМ (федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии); центральные органы системы сертификации однородной продукции, работ, услуг; органы по сертификации; испытательные лаборатории.

Основные задачи:

1.Обеспечение единства измерений;

2. Работы по аккредитации;

3. Осуществление гос. контроля за соблюдением требований тех.регламентов и стандартов;

4.Создание федерального информационного фонда тех.регламентов и стандартов и единой информационной системы по тех.регулированию.

Организации, которые претендуют на участие в системе ГОСТ Р в качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий д. иметь статус юр.лица и быть аккредитованы (требования к органам по сертификации установлены ИСО/МЭК 17021

 

Требования к ресурсам органов по сертификации предъявляемые стандартом ИСО/МЭК 17021:2006.

Требования, касающиеся компетентности менеджмента и персонала занимают особое место в стандарте. Они собраны в отдельный раздел, сгруппированы и конкретизированы применительно к категории персонала и тем действиям, которые он выполняет. Орган по сертификации в отношении всего персонала должен: 1. Иметь процессы, чтобы гарантировать, что персонал имеет все необходимые знания. 2. Определить компетентность, требуемую для каждой технической области и функции деятельности по сертификации. 3. Определить средства для демонстрации компетентности до выполнения определенных функций. Компетентный персонал – это ключ для функционирования органа по сертификации и удовлетворения запросов клиентов. Также орган должен нанять и обеспечивать достаточное число аудиторов и технических экспертов, чтобы охватить все действия. Дать каждому лицу ясные представления относительно его обязанностей и полномочий и использовать аудиторов и технических экспертов лишь для тех действий, в которых они компетентны. Орган должен определить процессы для отбора, обучения и назначения аудиторов и технических экспертов. Также должны поддерживаться в актуализированном состоянии все документы, касающиеся вопросов персонала органа.

12. Информационные требования, предъявляемые стандартом ИСО/МЭК 17021:2006 к органам по сертификации.

Информационные требования – это результат компромиссного балансирования между принципами открытости и конфиденциальности. Открытость предполагает, прежде всего, публичный доступ к информации о деятельности органа по сертификации, который д. актуализировать и делать публично доступной (или обеспечивать после запроса) информацию о процессах аудита и сертификации, типах систем менеджмента и о статусе сертификации (предоставление, отмена возобновление, приостановление и т.д.). Эта информация, в том числе рекламного характера, д.б. точной и не вводить в заблуждение. Важно также, что теперь на запрос любой стороны орган по сертификации д. подтвердить обоснованность проведенной сертификации. Лишь в исключительных случаях (из соображений безопасности) доступ к некоторой информации может быть и должен быть ограничен – принцип конфиденциальности. Орган по сертификации должен сохранять конфиденциальной любую частную информацию о клиенте.

 

 

13. Процессные требования, предъявляемые стандартом ИСО/МЭК 17021:2006 к органам по сертификации.

Стандарт устанавливает: - 2 стадии первичного аудита; - инспекционные аудиты в 1й и 2й год; - ресертификационный аудит на 3м году срока сертификации. Сертификационный цикл начинается с решения о сертификации или ресертификации. Учитывая, что организация клиента может возражать против назначения любого конкретного аудитора или технического эксперта, орган по сертификации д. информировать о назначении каждого члена группы. Тем самым, обеспечить достаточное количество времени для выставления возражений и изменений состава группы в ответ на любые обоснованные возражения. План аудита и сроки его проведения д.б. своевременно согласованы с клиентом. Первичный аудит. Первичный сертификационный аудит д. проводиться в 2 стадии. Орган по сертификации д. потребовать у заявителя предоставления необходимой информации, позволяющей органу установить: - общие сведения об организации, - информацию относительно выполнявшегося консультирования. Перед проведением аудита орган д. провести оценку всей информации, чтобы гарантировать: - информация об организации и ее СМ достаточна для проведения аудита; – требования к системе ясно определены, документированы и доведены до сведения заявителя. Стадия 1: - выполнение аудита документации сертифицируемой СМ.; - анализ статуса клиента и понимания требований стандарта, в особенности, относительно ключевых параметров и процессов; - сбор информации относительно области СМ, процессов и мест расположения клиента; - анализ распределения ресурсов для стадии 2 и обеспечить фокус для планирования стадии 2. Результаты стадии 1 д.б. документированы и сообщены клиенту. Стадия 2. Цель – оценить выполнение СМ клиента, включая ее эффективность. Она д. проводиться на территории клиента и включать изучение следующих вопросов: - данные и свидетельства о соответствии СМ всем требованиям применяемого стандарта; - эффективность мониторинга, измерений и отчетности; - внутренний аудит и анализ со стороны руководства; - связи между нормативными требованиями, политикой, целями и показателями выполнения, обязанностями и компетентностью персонала. Инспекционный контроль. Орган по сертификации д. организовывать инспекционные действия так, чтобы СМ, области и функции проверялись на регулярной основе и с учетом изменений, произошедших в сертифицируемой СМ. Инспекционные аудиты – аудиты на месте д. проводиться: - непредвзято и с намерением показать, что сертифицируемая СМ продолжает отвечать предъявляемым к ней требованиям в периоду между ресертификационными аудитами; - по меньшей мере 1 раз в год. Дата 1го инспекционного аудита после первичной сертификации д.б. не ранее 12 месяцев после окончания 2й стадии аудита. Ресертификация – продление действия сертификата или сертификация на новый срок. Цель – подтвердить способность СМ эффективно выполнять свои функции в течение всего срока между аудитами. Этот аудит д. охватывать работу СМ за весь сертификационный период и учитывать результаты предыдущих отчетов. Ресертификационный аудит д. продемонстрировать: - способность СМ эффективно выполнять свои функции в условиях внутренних и внешних изменений; - выполнимость обязательств по поддержанию эффективности и улучшения СМ; - ответ на вопрос, вносит ли эта СМ вклад в достижение целей организации. Если в процессе ресертификационного аудита установлены несоответствия, то орган по сертификации д. определить сроки для устранения этих несоответствий

 

Требования к структуре органов по сертификации, предъявляемые стандартом ИСО/МЭК 17021:2006.

Согласно требованию стандарта, орган по сертификации должен: быть беспристрастным, нести ответственность за свои действия, относящиеся к выдаче, подтверждению, ограничению, приостановлению и отмене сертификации, иметь документы, подтверждающие свою значимость, иметь статус юридического лица и быть финансово независимым органом, иметь права и обязанности. Также орган по сертификации должен назначить руководство и структуру органа. Персонал органа по сертификации д.б. компетентным в данной области. Персонал должен иметь должностные инструкции, описывающие обязанности и ответственность каждого сотрудника. Квалификационные требования к аудиторам и техническим экспертам: они д. удовлетворять требованиям соответствующих международных документов и обладать необходимыми навыками. При оценке СМК используются руководящие положения по аудиту, определенные в стандарте ИСО 10011-1 и критерии для аудиторов в стандарте ИСО 10011-2. Все члены аудиторской группы должны: 1. Быть хорошо знакомы с действующим законодательством, процедурами и требованиями сертификации. 2. Иметь знания в соответствующем методе оценки и документации. 3. Иметь соответствующие технические знания в специфической области деятельности. 4. Осознавать необходимость надежной оценки. 5. Иметь способность общаться как письменно, так и устно и на 3х языках. 6. Не иметь интересов, которые могут привести к нарушению целостности группы или дискриминации. Члены аудиторской группы не должны предоставлять консультационные услуги заявителям и информировать орган по сертификации о какой-либо существующей, бывшей или предполагаемой связи с заявителем. Работа эксперта по сертификации должна основываться на следующих принципах: а) наличие необходимой компетентности; б) этичное поведение; в) честность, конфиденциальность, тактичность. г) своевременное и точное предоставление отчетов.

 

Требования к экспертам / аудиторам по сертификации систем качества.

Персонал органа по сертификации, занимающийся сертификацией, должен быть компетентным в данной области. Персонал должен иметь должностные инструкции, описывающие обязанности и ответственность каждого сотрудника. Квалификационные требования к аудиторам и техническим экспертам - аудиторы должны удовлетворять требованиям соответствующих международных документов. При оценке системы качества используются руководящие положения по аудиту, определенные в стандарте ИСО 10011-1, и соответствующие критерии для аудиторов, определенные в стандарте ИСО 10011-2. При создании аудиторской группы для выполнения специфической оценки орган по сертификации должен гарантировать, что каждый член группы обладает необходимыми для данной задачи навыками. Все члены группы должны: а) быть хорошо знакомыми с предписаниями действующего законодательства, процедурами и требованиями сертификации; б) иметь полные познания в соответствующем методе оценки и документации, связанной с данной оценкой; в) иметь соответствующие технические знания в специфической области деятельности, сертификация которой выполняется, и быть знакомыми со смежными процедурами и потенциально готовыми к отрицательному результату (технические эксперты, не являющиеся аудиторами, могут не выполнять эту функцию); г) хорошо осознавать необходимость надежной оценки способности производителя выпускать продукцию, выполнять процессы или оказывать услуги в своей сертифицированной области деятельности; д) быть способными общаться, как письменно, так и устно, на требуемых языках; е) не иметь никаких побочных интересов, которые могут привести к действиям, нарушающим целостность группы или являющимся дискриминационными, например: - члены аудиторской группы или организации не должны предоставлять консультационные услуги заявителям или сертифицированным поставщикам, компрометирующие процесс сертификации и его результат; - в соответствии с директивами органа по сертификации, члены аудиторской группы должны информировать орган по сертификации, согласно должности, о какой-либо существующей, бывшей или предполагаемой связи между ними или их организацией и поставщиком. В соответствии с рекомендациями по аудиту систем менеджмента качества, изложенными в ISO 9000, работа эксперта по сертификации должна основываться на следующих принципах: 1. Наличие необходимой компетентности; 2. Этичное поведение; 3. Честность, конфиденциальность и тактичность; 4. Профессиональное внимание; 5. Своевременное и точное предоставление отчетов о проделанной работе.

 

Понятие сертификации. Классификация систем сертификации по основным классификационным признакам. Виды сертификации.

Сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия объекта установленным требованиям. Также сертификация – это действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствуют определенным стандартам или другим нормативным документам. Сертификат соответствия - название документа, которым завершается процесс сертификации. Порядок и условия оформления, выдачи и регистрации сертификатов устанавливается в каждой системе сертификации.

Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Сертификация – это действие 3й стороны, доказывающее, что обеспечивается уверенность, в том, что продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или др. нормативному документу должным образом.

Классификация систем сертификации:

1. Национальная. В качестве национального органа в Р.Ф. определен (по старому был Госстандарт), сейчас – это федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (ФАТРиМ). Действует на уровне государства.

2. Региональная – создается на уровне некоторых стран одного региона (# страны Американского региона).

3. Международная – на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организации.

Существуют также такие понятия:

Самосертификация – самостоятельная система сертификации, создается самим предприятием – изготовителем продукции. При этом сертификат на изделие выдает само предприятие, это заявление изготовителя о соответствии его продукции требованиям научно – технической документации.

– Система сертификации продукции 3й стороной – система, создающаяся сторонней организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции требованиям научно – технической документации. Также системы сертификации м. классифицироваться по объектам сертификации. Объектами м.б: - продукция, - производство, - работа, услуги, - СМК, - персонал.

Виды сертификации:

Обязательная сертификация Этот вид сертификации является средством государственного контроля за безопасностью продукции. Он осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия продукции, процесса или услуги требованиям технических регламентов и обязательным требованиям стандартов. Поскольку обязательные требования этих нормативных документов относятся к безопасности, охране здоровья людей и охране окружающей среды, то основным аспектом обязательной сертификации является безопасность и экологичность. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается на государственном уровне управления. Объекты обязательной сертификации из числа товаров народного потребления, работ и услуг, оказываемых гражданам, определяются в порядке, установленном Законом РФ от 17.12.99. "0 защите прав потребителей" (ст. 7, п. 4). Объекты обязательной сертификации определяются законодательными актами (актами законодательного органа).

Для осуществления обязательной сертификации создаются системы обязательной сертификации.

Безопасность продукции (процесса или услуги) - безопасность продукции, процесса или услуги для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).Результатом обязательной сертификации продукции является выдача сертификата соответствия и нанесения знака соответствия на продукцию.Рамки обязательной сертификации определяются областью обязательных к применению стандартов. Вместе с тем, она применяется и при проведении государственной политики в области повышения конкурентоспособности продукции, ресурсосбережения, совместимости, взаимозаменяемости.

Добровольная сертификация

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителя (изготовителя, продавца или исполнителя) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем. Эта сертификация проводится на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Добровольная сертификация может осуществляться органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации. Такую систему может организовать любое юридическое лицо, зарегистрировавшее данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации. Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации. Добровольная сертификация касается видов продукции, процессов или услуг, не включенных в обязательную номенклатуру и определяемых заявителем (либо в договорных отношениях). Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции. Как правило, развитие этого вида сертификации поддерживается государством.

Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности продукции.

Деление сертификации продукции на добровольную и обязательную в Руководстве ИСО / МЭК 2 не существует. Практически у нас это деление совпадает с делением сертификации на коммерческую и государственную. Особенностью российской системы сертификации явилось и то, что она не выросла снизу из систем сертификации различного функционального назначения, как это было, например, в Европе.

 

Сертификация в системе ГОСТ Р. Общие положения.

Госкомитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации утвердил «Положение о системе сертификации ГОСТ Р» для упорядочивания организационной структуры системы сертификации ГОСТ Р и функций ее участников. Правила проведения сертификации в системе ГОСТ Р установлены для продукции документом «Порядок проведения сертификации продукции в РФ». Это положение устанавливает назначение, принципы, структуру и правила системы сертификации ГОСТ, созданной в соответствии с: - законом РФ «О сертификации продукции и услуг» для проведения обязательной сертификации, предусмотренной законом «О защите прав потребителей». – федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ» и др. законодательными актами. Это положение предназначено для всех: продавцов, изготовителей, исполнителей, органов по сертификации и др.

Общие положения:

- Система ГОСТ Р создана для проведения работ по обязательной сертификации продукции, работ и услуг, и обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации. В системе ГОСТ Р также, по тем же правилам проводится и добровольная сертификация.

– В системе ГОСТ Р сертифицируются: товары для личных бытовых нужд, продукция производственно – технического назначения, строительная продукция, работы, услуги, СМК, производства.

– Объекты обязательной сертификации определены постановлением правительства РФ «Об утверждении перечня товаров (работ), подлежащих обязательной сертификации».

– Нормативную базу составляют гос.стандарты, санитарные нормы и правила и др. документы, которые устанавливают обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг.

– В системе ГОСТ Р предусматривается сертификация отечественной и импортируемой продукции.

– Система ГОСТ Р обязательна на всей территории РФ для всех исполнителей, по всей номенклатуры продукции, работ, услуг.

– Система ГОСТ Р вправе взаимодействовать с международными, региональными, национальными и тд. системами сертификации других стран по различным вопросам.

– Орг. структура ГОСТ Р: ФАТРиМ (федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии); центральные органы системы сертификации однородной продукции, работ, услуг; органы по сертификации; испытательные лаборатории.

Основные задачи:

1.Обеспечение единства измерений;

2. Работы по аккредитации;

3. Осуществление гос. контроля за соблюдением требований тех.регламентов и стандартов;

4.Создание федерального информационного фонда тех.регламентов и стандартов и единой информационной системы по тех.регулированию.

Организации, которые претендуют на участие в системе ГОСТ Р в качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий д. иметь статус юр.лица и быть аккредитованы (требования к органам по сертификации установлены ИСО/МЭК 17021

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.