Проблема метода гуманитарного познания. Объяснение и понимание. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Проблема метода гуманитарного познания. Объяснение и понимание.

2017-07-01 390
Проблема метода гуманитарного познания. Объяснение и понимание. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Учебник Лебедева) Научный метод – средство получения, обоснования и применения научного знания.

(Учебник Микешиной)

На эмпирическом уровне:

а) вычленение и исследование объекта:

1) с помощью наблюдения (целенаправленного, организованного, систематического восприятия предметов и явлений внешнего мира);

2) измерение (в гуманитарных науках – сбор информации о социальных и социально-психологических явлениях, моральных качествах человека и т.д.; особенно в социологии);

3) эксперимент – в большей степени с помощью мысленного моделирования, используется метод экстраполяции (перенос знаний с одной области знания на другую) и аналогии.

б) методы обработки и систематизации знаний: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, систематизация, классификация и др.

На теоретическом уровне:

1) абстрагирование (отвлечение от свойств и отношений, незначащих для данного исследования);

2) идеализация (мысленное конструирование объектов с предельно выраженными необходимыми свойствами);

3) мысленный эксперимент (конструирование процессов «в чистом виде»).

Формализация (изучение объекта путем отображения его содержания и структуры в знаковой форме при помощи искусственного языка) - наверное, при количественных исследованиях.

(Семинар Шестаковой) Объяснение – подведение отдельного факта под общий закон (нет интереса к индивидуальным характеристикам объекта). Понимание – внимание к индивидуальному. Применение объясняющих процедур к истории – натурализация истории; неокантианцы (Риккерт, Виндельбанд) – для гуманитарных наук важнее индивидуальное. П. Рикёр: сближение объяснения и понимания (герменевтика + структурализм + феноменология).

(Википедия): Герменевтика - искусство толкования - направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

В широком смысле понятие «герменевтика» может иметь следующие значения:

1. искусство интерпретации (толкования) текстов,

2. теория понимания, постижения смысла,

3. искусства постижения чужой индивидуальности,

4. учения о принципах гуманитарных наук.

Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр. Другим активным идеологом герменевтики можно назвать философа и историка Вильгельма Дильтея. Дильтей стремился оспаривать методику изучения природы путем внешнего наблюдения; он был активным сторонником «вчувствования».

Герменевтический круг - метафора, описывающая взаимообусловленность объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания — с другой.

(Бучило, Исаев): Объяснение – познавательная процедура, направленная на обогащение и углубление знаний о явлениях реального мира. Структура: исходные знания об объясн явлении; знания, использ в качестве условия и средства объяснения; познават действия. Необходимость объясн возникает в процессе открытия новых фактов. В научной коммуникации объяснение и понимание – процедуры взаимообусловленные. Понимание предполаг экспликацию смысла научного текста.

В естествознании следующие типы объяснений: гипотетико-дедуктивный метод (средство объяснения – теория, закон; познавательные действия - дедукция); вероятностно-индуктивная (статическая модель объясн, опирающаяся на установление общих повторяющихся признаков). Соц-гуманитарное познание – рациональное объяснение (признание рациональности действий людей, соответствующ нормам и правилам в данном сообществе); интенциональное объяснение – опирается на мотивацию, направленность к некоторому действию; типология; контекстуальное объяснение; каузальное, генетическое, структурно-системное. Объяснение чел действий синтезируется с пониманием.

Понимание – категория, используемая для характеристики познават способности человека; процедура герменевтического истолкования текста, символов; характеристика специфического бытия человека в мире. Главное в понимании – экспликация смысла. Многослойная структура понимания: первичное (дорефлексное понимание как сам способ бытия человека); вторичное (на рефлексном уровне) – Шпет.

Гадамер утверждает, что именно истина, на кот претендует текст, остается предпосылкой герменевтич усилий, поскольку истолкование текста, выраж истину, создает перспективу обогащения нашего знания. Интерпретация мб направлена на семантическую составляющую текста; толкования языкового, лингвистического смысла; историческое толкование; ценностный анализ. Интерпретатор должен находить новый, актуальный смысл и значение текста Правила понимания текста – герменевтический круг – понимание части обуславливает предвидение целого наоборот. Еще один прием – уравнение позиций истолкователя и автора для уничтожения историч дистанции.

Трактовки понимания: транспозиция (сопереживание, подражание); интерпретация (выявл значений, соотв смыслу автора); автономия объекта.

(Лекция Шестаковой) В герменевтике подходы: Ф. Шлейермахер (принцип конгениальности (сопоставимость автора и интерпретатора), диалог с автором), и Ф. Г. Гадамер: субъект гуманитарных наук имеет дело с интерпретацией текста, но человек всегда является носителем определенной традиции, нет индивидуального мышления в чистом виде, вопрос в том, насколько человек это осознает. Осознание – задача герменевтики (и субъекта).

Гуманитарное знание, в отличие от естественно-научного знания, понимает мир как текст. Всегда есть человек, человеческое измерение. Соотношение человека и текста. Искусство толкования. Здесь можно про Стоиков сказать -учение о Лектоне - цикл, момент от начала развития до финального пожарища, в который мы что то должны уразуметь.

Короче, под конец- герменевтика.

Гуманитарное знание- наука о духе, о культуре (неокантианство- Дельтей, Риккер). А естественнонаучное- о природе.

Гуманитарное знание- индивидуализация (гуманитарий привносит личностные субъективные моменты в изучаемый предмет, он по своему читает текст или анализирует произведение или ведет поиск в архиве, никто не может повторить его путь, потому что у него своя научная биография. Слишком много индивид факторов и получает индивидуализированный результат. Потому есть школа такого-то, метод такого-то.), сложный субъект, контекст. Главный принцип- понимание (понимание избирательно, в зависимости от него может меняться предмет. Сначала мы поверхностно видим предмет, потом поняли его и увидели его совсем по-другому. Мы понимаем как меняется суть в зависимости от разных понимающих. Понимание меняет предмет в зависимости от понимания.).

Естественно- научное знание. Генерализация (Закон стремится к обобщению. При определенных условиях всегда будет действовать та или иная сила, какой-нибудь закон Бойля Мариота, независимо от исследователя, объективное состояние среды), простой субъект, мир как текст. Главный принцип- объяснение, закон объясняет мир.

Объяснение бывает:

- структурное

- функциональное

- причинное.

Понимание – центр философск категория герменевтики (искво толкования). 1. Поиск и выявление. 2. Приписывание смысла. Результат диалога истолкователя и автора текста, в результате кот толкуется текст. Процесс интерпретации два аспекта: грамматический (слова и предложения), психологический (скрытых мотивов автора). Шлейермаер – чтобы понять текст, нужно устранить историческую дистанцию между собой и автором текста. Неокантианство – понимание – противоположн объяснению способ познания культурно-историч реальности. Хайдегер – фундаментальн способ чловеч бытия, категория онтологич. Постиж смысла бытия, выраж в языке. Не только метод гуманит наук, но и способ освоения чел культурно-историч традиции, форма бытия, философствования.

Объяснение

1. Функция научн познания, раскрытие сущности изуч объекта путем выявл законов, кот подчиняется данный объект.

2. В герменевтике Дильтея – метод познания, противоположн пониманию. Унификация, подведение индивид под общее. Рикер – современная герменевтика – герменевтич арка – сочетание двух направлений интерпретации: 1. От понимания к объяснению (понимание-субъект догадка, предвосхищ смысла, объяснение – подтвержд этой гипотезы); 2. От объяснения к пониманию – объясн – анализ текста, позвол вскрыть действит смысловую структуру текста, понимание – постижение предметного смысла текста.

Принципы гуманитарного познания:

· Историзм (всегда в прогрессе),

· самоорганизация (на опред уровне сложности происходит перегруппировка компонентов происходит), энерджентность (несводимость свойства субъекта к сумме компонентов),

· аксиологичность (вопрос о ценностях),

· субъективизм.

В этом смысле гуманитарное знание системно, идеологично, процедурно.

Есть научное - Субъект может быть условным, универсальным, индуктивным и редукционистским. У историков проблема источников важна. Примеры из филологии: "Женись на девушке с твердой походкой и ясной речью".


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.