Типология социальных институтов и их основные признаки. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типология социальных институтов и их основные признаки.

2017-06-29 380
Типология социальных институтов и их основные признаки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формальные социальные институты имеют общий признак - взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов и т.д.

Неформальные социальные институты хотя и регламентированы в социальных действиях, связях, но не оформлены законами, правилами, положениями. Например, институт дружбы. Ему присущи многие признаки социального института.

С точки зрения содержания целей и задач:

1. Политические, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением власти (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы и др.).

2. Экономические, связанные с организацией и управлением хозяйственной деятельностью (собственность, банк, предприятие, деньги, труд, рынок).

3. Институты культуры и социализации, связанные с созданием, развитием и распространением духовных ценностей (образование, наука, учреждения культуры, семья). Ведущая роль среди этих институтов принадлежит политическим институтам.

 

Но есть среди множества социальных институтов важнейшие (фундаментальные), вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи полагают, что таких институтов в развитых обществах всего пять. Это: институты семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, к важнейшим можно было причислить и институты науки.

Для выполнения своих функций социальный институт должен формировать стандарты поведения, соблюдать верность основным принципам, развивать взаимодействия с другими институтами.

Российский социолог С.С. Фролов выделяет пять групп общих признаков социальных институтов:

· Установки и образы поведения (Для семьи – привязанность, уважение, ответственность; для института образования – любовь к знаниям, посещаемость).

· Культурные символы (Для семьи – обручальное кольцо, брачный ритуал; для государства – герб, флаг, гимн; для бизнеса – фабричная марка, патентный знак).

· Утилитарные культурные черты (Для семьи – дом, квартира, мебель; для бизнеса – магазин, предприятие, оборудование; для образования – классы, библиотека).

· Устные и письменные кодексы поведения (Для государства – конституция, законы; для бизнеса - контракты, лицензии).

· Идеология (Для семьи – романтическая любовь, совместимость; для бизнеса – монополии, свобода торговли и т.д.).

Некоторые институты в отличие от развитых могут не обладать полным набором признаков. Это обозначает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке.

 

3. Функции социальных институтов в обществе.

Социальные институты имеют два типа функций: явные и латентные (скрытые).

Явные функции легко распознаются как часть признанных целей института. Одна из важнейших черт института является его соответствие «социальной потребности». Современные исследователи Г. Ленски и Дж. Ленски (США) предлагают такой перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:

1. Коммуникация между членами общества. Всегда есть разговорный язык.

2. Производство товаров и услуг.

3. Распределение товаров и услуг.

4. Защита членов общества от физической опасности, биологических организмов и врагов (других людей).

5. Замена выбывающих членов общества (путем биологического размножения и воспитания (социализация).

6. Контроль над поведением членов общества.

Эти потребности и удовлетворяют социальные институты. Производство - потребности № 2 и 3, семья и институты образования - потребность № 5, правовые и правительственные институты - потребность № 6.

 

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, стандартизирующих поведение своих членов и делающих его предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок, поддерживает соблюдение норм и правил. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Так институт семьи стремится обеспечить состояние каждой отдельной семьи, ограничивает возможности её распада (в прежние времена даже партийные органы занимались этой проблемой). Общество стремится сделать процедуру развода как можно более болезненной.

2. Регулятивная функция. Она состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области.

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения членов социальных групп. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов:

а) консолидация и совмещение усилий;

б) мобилизация (каждый вкладывает свои ресурсы в достижение целей);

в) конформность личных целей индивидов с целями других. Интеграция – это одно из условий выживания организаций.

4. Транслирующая функция. Заключается в передаче социального опыта. Приходят новые поколения, в связи с этим в каждом институте есть механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам, ролям.

5. Коммуникативная функция. Суть этой функции состоит в распространении информации как внутри социального института, так и во взаимоотношениях с другими институтами. Коммуникативные возможности институтов неодинаковы. СМИ специально предназначены для передачи информации, другие имеют ограниченные возможности. Одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

 

II. Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые не планировались заранее и не являются желательными. Они могут иметь большое значение для общества. Так церковь стремится закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры. Но независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность, фанатики начинают гонения на иноверцев и т.д. Семейное воспитание может приводить к конфликту индивида с культурной группой.

Американский экономист и социолог Торстейн Веблен (1857-1929) хорошо показал действие латентных функций. Он писал: «Было бы наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хотят утолить голод, и покупают роскошный «кадилак» потому, что хотят приобрести хорошую машину. Эти вещи приобретаются не ради удовлетворения насущных потребностей». Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию – оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа.

Образование – латентная функция – получение диплома и повышение социального статуса.

 

Значение СИ: социальные институты отличаются четким разграничением со­циальных статусов и ролей, функций, полномочий и ответственности каждого из субъектов взаимодействия, согласованностью их действий, регуляцией этих действий и контролем за их осуществлением. Благода­ря этому в обществе обеспечивается значительная предсказуемость поведения людей в определенных обстоятельствах, стабильность и ус­тойчивость социальных связей и самой структуры общества.

 

4. Семья – это общность людей, которая может быть основана на браке,на кровном родстве, на юридическом договоре, образованная для моральной и экономической поддержки друг друга и выполнения ряда общественных функций по воспроизводству населения и эмоционально-психологической стабилизации взрослых индивидов, а также для удовлетворения в наиболее приемлемой форме комплекса индивидуальныхпотребностей - биологических и социальных.

Типологизация семьи и брака как объектов исследования осуществляется по разным основаниям:

1. Популярно деление семей по типу поселения: городские и сельские семьи. Городские, в свою очередь, подразделяются на семьи, проживающие в крупных, средних и малых городах.

2. По количественному и межпоколенному составу социологи выделяют семьи нуклеарные, расширенные, бинуклеарные (сводные).

3. По наличию родителей: полные (с двумя родителями) и неполными (с одним родителем, т.е. или материнские, или отцовские).

4. По наличию и количеству детей: бездетные, однодетные, двухдетные (среднедетные), трехдетные (многодетные).

5. По социальному положению и статусу родителей: рабочие, крестьянские, пенсионеров, студентов, беженцев и т.д.

6. По этапам жизненного цикла выделяют молодые, зрелые и семьи -«опустевшие гнезда».

7. По принципам организации семейной жизни: авторитарные (патриархальные или матриархальные), демократические (эгалитарные), анархические (разобщенные).

8. По национальному составу, национальной принадлежности родителей: однонациональные, межнациональные.

 

Рассмотрим некоторые общие понятия, которые необходимо уяснить как ключевые при социологическом изучении брака и семьи. Эти понятия изложил американский ученый Дж. П. Мэрдок в работе «Социальная структура».

Формы семьи: нуклеарная и расширенная. Нуклеарная (nucleus – англ. ядро) семья – такая, которая состоит из ядра: двух поколений, родителей и детей. Расширенной (extended) называют многопоколенную семью, включающую в свой состав помимо супружеской пары и их детей других родственников.

Формы брака: моногамия и полигамия, т.е. единобрачие и многобрачие. Моногамия предполагает половую связь между одной женщиной и одним мужчиной. Полигамия имеет две разновидности: полигинию, или многоженство, когда один мужчина имеет несколько жен, и полиандрию, или многомужество, когда одна женщина имеет несколько мужей. Историческим человеческим сообществам присуще большее распространение полигинии, нежели полиандрии. Кроме этого, известна такая форма как групповой брак, когда одновременно в половых отношениях состоят несколько мужчин с несколькими женщинами.

Выбор брачного партнера в исторических сообществах людей определялся двумя принципами: экзогамией (вне определенной группы) и эндогамией (внутри определенной группы).

Выбор места жительства вновь образованной парой может быть патрилокальным (по месту жительства родителей мужа), матрилокальным (по месту жительства родителей жены) и неолокальным (отдельно от родителей). Ранее самым распространенным было патрилокальное поселение молодой пары. В настоящее время отмечается тенденция распространения неолокального поселения молодоженов.

 

Чем же отличается брак от других социальных отношений?

1. Прежде всего, тем, что включает в себя естественно-биологический элемент – половую связь, интимные отношения.

2. Ведущим мотивом брака в наше время в нашей стране по-прежнему (как во всей второй половине ХХ века) является любовь.

3. Социальное содержание брака включает экономический и эмоционально-психологический аспекты. Экономическая сторона предполагает разделение труда и обязанностей между мужем и женой по материальному обеспечению друг друга. Эмоционально-психологическая составляющая охватывает чувства супругов друг к другу, их духовную близость и нравственное сознание.

4. Как социальное отношение брак предполагает выбор партнера. Принцип избирательности состоит в том, что в брак вступают с избранником (избранницей), а не со случайным человеком. При этом критерии выбора, диапазон предпочтительных качеств женихов и невест задает общество, и индивид делает выбор в этих заданных рамках.

5. Социальная сущность брака определяется господствующими в обществе отношениями. Он находится под воздействием культурных норм, норм морали и религиозных предписаний, социальной политики государства и юридических законов. Когда общество и государство санкционируют брак, они берут на себя определенные обязательства, чтобы охранять его. Юридический брак защищается нормами брачно-семейного права. Фактические сожительства – нормами морали.

6. Семья может быть основана на браке (и чаще всего так и происходит), близком (кровном) родстве и на факте усыновления/удочерения (юридическом акте). Три типа отношений характерны для семьи: супружество, родительство, родство.

7. Социальное содержание семьи определяется ее основными функциями, которые она выполняет в обществе.

 

Исследователи единодушны в том, что хотя современная семья утратила некоторые функции, скреплявшие её в прошлом (например, производственную, охранительную, образовательную), однако многие функции являются довольно устойчивыми, они не исчезают, а только видоизменяются, и в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним относятся:

1) репродуктивная – для большинства семей важнейшей целью является деторождение. При этом в одних странах государство озабочено как повысить рождаемость (например, Беларусь, Германия, Россия, Япония), а в других (например, Индия, Камерун, Китай) – как ее снизить.

Принципиальным отличием современной семьи является то, что сегодня репродуктивная функция отделена от сексуальной, она существует довольно самостоятельно. Сексуальные потребности мужчины и женщины, как правило, отделены от стремления к детопроизводству;

2) экономическая – осуществление деятельности по материальному обеспечению семьи, ее благосостоянию, формированию семейного бюджета. Эта деятельность связана с обеспечением семьи жильем, получением доходов, как для удовлетворения текущих потребностей, так и сбережений для больших приобретений или запланированных больших трат в будущем; традиционно выполнялась мужчинами, в современных обществах женщины также активно включены в выполнение этой функции. В богатых семьях существует такой важный аспект экономической функции как передача наследства, имеющегося материального богатства.

3) хозяйственно-бытовая – включает обеспечение членов семьи приемлемыми условиями быта и деятельностью по удовлетворению их биологических потребностей в пище и питье, в тепле, одежде, обуви и т.д. Это приготовление еды, уход за одеждой и постельными принадлежностями (стирка, чистка); приобретение и содержание домашнего имущества, а также одежды, обуви, поддержание чистоты в доме и благоустройство жилища, создание домашнего уюта, т.е. в целом организацию жизни и быта семьи.

Видоизменение в выполнении этой функции связано с уровнем развитости инфраструктуры в стране, производством новой бытовой техники и возможностями населения ее приобретать, совершенствованием технологий промышленного производства продуктов питания; новым распределением обязанностей в семье и т.д.;

4) коммуникативная, которая пронизывает всю семейную жизнь, в том числе включает духовное общение; с ее помощью сегодня происходит развитие личностей членов семьи, их духовное взаимообогащение; осуществление этой функции, ее наполненность (круг обсуждаемых вопросов) зависит от типа общества и семьи, а также от индивидуальных особенностей ее членов.

В контексте этого вывода становится очевидной ограниченность в формировании личности ребенка в малодетной нуклеарной семье по сравнению с семьей расширенной и многодетной. В этом случае нужно прилагать усилия по компенсации недостающего общения вне семьи;

5) социализационная – включает деятельность по подготовке и приобщению подрастающего поколения к жизни в обществе, а также воспитательную функцию, связанную с целенаправленным формированием определенных качеств у детей;

6) социально-статусная функция тесно связана с социализационной, так как означает предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; это касается как детей, так и взрослых; во всех обществах семья предопределяет социальное положение своих детей, она же должна способствовать социальному продвижению мужей и жен;

7) первичный социальный контроль как функция семьи означает определенный уровень «присмотра» семьи за каждым своим членом; это связано с регламентацией поведения членов семьи в различных сфера жизнедеятельности, регламентацией ответственности и обязательств супругов в сексуальной сфере. Самыми яркими примерами выполнения данной функции в современном обществе является осуществление контроля за несовершеннолетними детьми, их времяпрепровождением, друзьями, а также действенный интерес супругов к сексуальному поведению друг друга (соблюдению супружеской верности);

8) рекреационная функция (лат. recreatio - восстановление) направлена на восстановление физических и моральных сил членов семьи. Осуществляется во время ежедневного отдыха, проведения досуга в выходные и праздничные дни, во время отпуска и каникул. Выражается также в заботе о здоровье и хорошем самочувствии всех членов семьи: детей, взрослых, старшего поколения;

9) эмоционально-психологическая функция тесно связана с рекреационной, так как позволяет членам семьи удовлетворять потребности в эмоциональной поддержке, любви, симпатии, уважении, признании, психологической защите, в восполнении своих духовных сил. Эта функция призвана предотвращать эмоционально-психологическую дезинтеграцию личности, способствовать формированию уверенности в себе, повышению личностной самооценки и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.