Классификация и фазы телеинтервью — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Классификация и фазы телеинтервью

2017-07-01 340
Классификация и фазы телеинтервью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Существует множество подходов к классификации типов телеинтервью.

По количеству участников принято выделять интервью-диалог и интервью-полилог.

М.И.Шостак берет за основу предметное содержание беседы и выделяет следующие виды интервью [Шостак, 1998:96]:

1. Информативные. Предметом беседы являются новые факты, интерес к личности собеседника проявляется в минимальной степени;

2. Экспертные. Наибольшую ценность представляет мнение авторитетного человека;

3. Проблемные. Главный предмет публичного диалога - мнения и сопоставление источников мнений;

4. Интервью - «знакомства».

В рамках последнего типа автор выделяет три разновидности: портретные, разоблачающие (с "антигероем"), звездные интервью.

С.Ю. Павлина и Н.Н. Бесчастнова в статье "Интервью ВВС: Стилистика публичного диалога" утверждают, что подобные прототипы не вполне согласуются с логикой классификации. "Звездные" интервью предполагают беседу со знаменитостью, которая тематически может быть портретным либо проблемным интервью [Павлина, Бесчастнова, 2012].

Подобное взаимодействиеможет принимать разнообразные формы, которые можно свести к трем основным:

Ø сотрудничество;

Ø нейтральность;

Ø конфронтация.

Сотрудничество может быть свойственно всем четырем тематическим типам интервью, в том числе и проблемным интервью. Обсуждая подчас достаточно болезненные вопросы, интервьюируемый не поддается на языковые провокации журналиста и демонстрирует стремление не защищаться, а максимально прояснить свою позицию.

На другом конце спектра - интервью, сопряженные с конфронтацией. Журналист задает неудобные вопросы, порой загоняет адресата в угол. Тот, в свою очередь, защищается, старается любыми способами уйти от прямого ответа. В результате возникает напряженность, конфликт.

Промежуточное положение занимают интервью, взаимодействие участников которого можно охарактеризовать как нейтральное. Совершенно очевидно, что диалоги подобного рода являются наименее распространенными, так как беседа лишена момента неожиданности. Журналист задает стандартные вопросы, на которые получает прогнозируемые ответы.

Несмотря на индивидуальный стиль и характер ведения передач отдельными журналистами, существуют общие закономерности и структурно–композиционная организация, лежащие в основе любого интервью.

ü вступление или зачин - контактоустанавливающая фаза;

ü основная часть - концентрация внимания на какой-то проблеме. Обычно в 15-минутном интервью обсуждаются 5-10 тем, которые представляют собой микродиалоги, имеющие начало и конец;

ü концовка – заключительная фаза, в ходе которой подводятся итоги разговора, журналист обычно еще раз представляет гостя студии и прощается с ним и телезрителями;

ü тематическое развертывание: монотематическое или политематическое интервью.

Политическое телеинтервью как столкновение медийного и политического дискурсов

Современный дискурс СМИ

Сегодня деятельность средств массовой информации рассматривают не только как информационную, но и как когнитивно-дискурсивную, то есть как средство разъяснения и популяризации, передачи особым образом обработанной, препарированной и представленной информации особому — массовому — адресату с целью воздействия на него. В СМИ воздействующая функция языка трансформируется в новую функцию, становление которой связывают именно со средствами массовой информации. Эта функция проявляется в том, что посредством информирования осуществляется контролирование и регулирование поведения огромных масс людей, моделирование у них соответствующей картины мира.

В системе медийного дискурса особое место занимает публицистический текст. В.М. Лейчик, доктор филологических наук, говорит о перерастании публицистического стиля в язык СМИ [Лейчик, 2008: 298-301].

В лингвистике публицистический текст рассматривается как целенаправленное социальное действие, он включается в идеологическую коммуникативную ситуацию и является составной частью публицистического дискурса, понимаемого как воздействующий тип дискурса. Его отличает отчетливо выраженная авторская интенция, которая расценивается как проявление языковой рефлексии - осмысленного использования языка, то есть наблюдение, анализ его различных фактов, их оценку, соотношение своих оценок с другими.

В качестве основных отличий дискурса СМИ Г.П. Байгарина выделяет:

1. Смысловая неопределенность

Лингвисты говорят сегодня об устранении конкретной информации и «воцарении неопределенности», отмечают наличие не просто умолчания, а красноречивого умалчивания как манипулятивного сокрытия информации. Это может быть расценено как уход от ответственности за сказанное. Неопределенность по праву считают отражением характера современной эпохи.

2. Тенденция к синонимической замене незнакомого слова иноязычным эквивалентом с целью придания большей значимости объекту.

По выражению И.Т. Вепрева, это можно назвать реакцией носителей языка «на словесное обновление современной эпохи» [Вепрев, 2003: 416-425]. Подобная тенденция наблюдается как в российском, так и зарубежном, в частности, американском медийном дискурсе, особенно в контекстах, связанных с реалиями мусульманской культурой.

3. Авторские неологизмы

С.Ю. Шкуратова определяет авторский неологизм как новую относительно какого-либо периода единицу, новую либо по форме, либо по содержанию и имеющую некоторую закрепленность в речевом обиходе [Шкуратова, 2004:115-125].

4. Употребление жаргонизмов

Снятие цензурных запретов послужило причиной активизации жаргонов и привело к тому, что на радио и телевидение хлынул поток образований внелитературной лексики. Употребление жаргонной лексики является следствием спонтанности речи. С другой стороны, она является одним из наиболее эффективных средств приближения речевой ситуации к неофициальной, которым часто пользуются создатели популярных ток-шоу.

5. Использование устойчивых номинаций

В дискурсе СМИ получают распространение номинации, являющиеся отражением текущих событий, особенно общественно-политического характера. Например, в американском дискурсе СМИ распространенной номинацией является выражение red states, blue states, характеризующие жителей США с точки зрения из приверженности к партии республиканцев или демократов.

Red states take more, give less. Blue states pay for the red states to be so … red [Игнаткина, 2005:24].

6. Авторский комментарий

Абстрактность, широта и сложность значения общественно-политической лексики может быть причиной неадекватного восприятия заложенного в ней смысла, поэтому понятна необходимость в комментировании подобных слов.

Это также относится к словам, которые в связи с новыми политическими реалиями пополнили состав ключевых слов медийного дискурса XXI века. В американском дискурсе СМИ к ним можно отнести: global recession or global economic crisis, political and economic stability, common welfare, enhancement and modernization, innovative technologies, anti-corruption campaign, etc.

Эта лексика амбивалентна по своей семантике, то есть обладает референциальной неопределенностью. Это приводит к широкому разбросу в интерпретациях и, следовательно, нуждается в комментарии, прояснении авторской позиции.

7. Идеологические коннотации

Идеологические коннотации сопряжены с оценочными: на шкале ценностей «свой-чужой» «свой» всегда оценивается позитивно, а «чужой» негативно. Так, например, в выражении "Stability is our everything" слово стабильность интерпретируется как положительное, в то время как в оппозиционном дискурсе можно встретить такие сочетания как corruption rate stability, poverty rate stability, в которых нейтральному слову stability придается отрицательная коннотация.

8. Наличие дискурсивных слов

Дискурсивные слова выполняют различные функции, основной среди которых является композиционно-строевая. Они являются строевыми компонентами текста, организуют дискурс, оформляют начало и конец высказывания, служат выражением обобщения, вывода, итога предыдущей информации и тем самым способствуют когезии текста.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.