Методы оценки и показатели экономической эффективности мероприятий по повышению рентабельности производства продукции — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Методы оценки и показатели экономической эффективности мероприятий по повышению рентабельности производства продукции

2017-07-01 314
Методы оценки и показатели экономической эффективности мероприятий по повышению рентабельности производства продукции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В отечественной учебной и научной экономической литературе не выработана единая методика расчета показателей рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики, а авторы даже признанных учебников часто противоречат друг другу.

Вся совокупность показателей в настоящее время представлена четырьмя основными группами, различающимися факторами, с которыми соотносится прибыль. В настоящее время к таким факторам относятся:

1) средняя за исследуемый период стоимость имущества, в том числе по элементам актива бухгалтерского баланса;

2) средняя за исследуемый период величина источников образования имущества, в том числе по элементам пассива бухгалтерского баланса;

3) себестоимость продукции, работ услуг;

4) выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг [18].

Для грамотного управления рентабельностью производства необходимо управлять показателями, влияющими на ее изменение.

Характеризуя этапы управления рентабельностью, следует отметить, что, прежде всего, необходимо провести компонентный анализ данного показателя (рисунок 1.3). Он позволит рассмотреть всю группу показателей, влияющих на рентабельность, и предпринять меры по их оптимизации в целях увеличения рентабельности.

 

 

 


Рисунок 1.3 – Компоненты рентабельности

 

Как видно из предлагаемой профессором Магомедовым А.М матрицы расчета рентабельности, по каждому виду рентабельности можно дать четыре варианта расчетов (таблица 1.2) [27].

Существование каждого из этих вариантов также можно аргументировать. В специальных исследованиях они могут применяться и имеют право на существование.

 

 

Таблица 1.2 - Матрица расчета показателей рентабельности

Показатель рентабельности Знаменатели в формуле рентабельности Числители в формуле рентабельности
Валовая прибыль Прибыль от реализации Прибыль до налогообложения (балансовая) Чистая прибыль
Рентабельность производства Себестоимость производства +      
Рентабельность продукции Полная себестоимость   +    
Рентабельность продаж Выручка от реализации   +    
Рентабельность активов Основные фонды     +  
Оборотные средства      
Капитал      
Рентабельность собственного капитала Собственный капитал       +
Рентабельность трудовых затрат Фонд заработной платы       +

 

Систематизация показателей рентабельности с учетом перехода предприятий на международные стандарты финансовой отчетности имеет важное методологическое значение. Встречающаяся даже в учебной экономической литературе путаница в подходах и показателях расчета рентабельности ставит учащихся в тупиковое положение.

Уровень прибыли, или рентабельность (R), следует рассчитать как отношение прибыли к другому количественному показателю, от которого зависит сама сумма прибыли (формула 1.8):

 

(1.8)

 

При определении рентабельности следует придерживаться положения четырех «Р»: ресурсы – расходы – работа – результаты (рисунок 1.4).

 

 

 

Рисунок 1.4 - Взаимосвязь функционирования и результатов предприятия

 

 

Показатели рентабельности, представленные в таблице 1.3, характеризуют финансовые ре­зультаты и эффективность деятельности предприятия.

Данные показатели изме­ряют доходность предприятия с различных позиций и группиру­ются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

 

Таблица 1.3 – Способы расчета показателей рентабельности

Показатель Способ расчета Пояснение
1. Рентабельность собственного капитала Показывает, сколько рублей прибыли приносит каждый рубль вложенных собственных средств
2. Рентабельность активов Показывает, сколько рублей прибыли приносит каждый вложенный рубль
3. Рентабельность основной деятельности Показывает, сколько рублей прибыли приносит каждый рубль, вложенный в основную деятельность предприятия
Вспомогательные показатели рентабельности
1. Рентабельность продаж Показывает долю прибыли в выручке от реализации
2. Оборачиваемость производственных активов     Количество оборотов, совершенных производственными активами за определенный период (количество раз)

 

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интере­сам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - от­дача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей -доходность акции и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.