Связь между развитием творческого воображения и другими познавательными процессами — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Связь между развитием творческого воображения и другими познавательными процессами

2017-07-01 427
Связь между развитием творческого воображения и другими познавательными процессами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воображение всегда есть определенный отход от действительности, но в любом случае источник воображения - объективная реальность. Для воображения характерна не большая связь с эмоциональной стороной, не меньшая степень сознательности, не меньшая и не большая степень конкретности; эти особенности проявляются также на различных ступенях развития мышления. Воображение надо рассматривать как более сложную форму психической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях.

· Воображение и ощущение

Ощущения - первичные образы определенных свойств действительности - прямо или косвенно включаются в формирование всех (в том числе и обобщенных) мысленных образов. Воображение, создавая наглядные образы, вбирает в себя ощущения. Но при этом воображение опирается на их смысловой момент. Поэтому воображение физиологически не зависит от деятельности органов чувств. Кроме того, воображение зависит от развития той или иной формы чувствительности, и ощущения участвуют в формировании образов воображения благодаря тому, что они способствуют накоплению информации об объекте, то есть обеспечивают субъекта материалом, комбинаторные преобразования которого образуют содержание воображаемых образов.

· Воображение и восприятие

Поскольку и восприятие, и воображаемый образ зарождаются в мозгу. Возможно постепенное превращение одного в другой. В отличие от ощущений восприятие воспроизводит целостность объекта: его пространственные и временные границы, форму, величину, объем. Восприятие - образ предмета в целом, в нем уже весьма полно раскрываются смысловые характеристики предметности и за счет этого возрастают константность образа и его адекватность.

· Воображение и память

Формирование образа воображения всегда происходит с опорой на образы памяти. Закон Вундта гласит: впечатление, или мысль, или живое созерцание свадьбы может привести к противоположному представлению, например к представлению о вечной разлуке, о гробе; определенное представление может напомнить людям противоположное, но не постороннее положение. Иначе говоря, воображение крепко-накрепко коренится в содержании нашей памяти. Творческое воображение, хоть оно и является в известной мере воспроизводящим воображением, как форма деятельности не сливается с памятью. Оно рассматривается как особая деятельность, представляющая своеобразный вид деятельности памяти. Разница между памятью и воображением заключается не в самой деятельности воображения, а в тех поводах, которые вызывают эту деятельность. Специфика воображения состоит в переработки прошлого. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти, так как преобразует все то, что есть в ней. Иногда воображение представляют лишь одним из видов памяти. Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношением к действительности. Образы памяти - это воспроизведение прошлого опыта, так как основная функция памяти сохранить как можно точнее результаты прошлого опыта.

· Воображение и мышление

Манипулируя образами, хранящимися в памяти, то есть представлениями, человек может мысленно их расчленять, изменять их пропорции, перемещать в пространстве, окрашивать в различные цвета, заменять одни элементы другими. Такая способность к мысленному преобразованию чувственных образов памяти и есть воображение. Представления, полученные в результате деятельности воображения, дают человеку возможность в наглядной форме представить себе образ конечного результата в форме предмета или ситуации. На достижение этого образа и будут направлены действия, с ним будет сверяться полученный результат. Именно эта особенность отличает разумную продуктивную деятельность человека от рассудочной деятельности животных.

Полученные новые образы могут анализироваться с помощью мышления, и на основе этого анализа в них могут вноситься соответствующие изменения соответствующей их проверкой. Активное продуктивное воображение является основой творческой деятельности человека. Практическим выводом из сказанного является следующее: успех любой деятельности человека связан со степенью четкости полученного с помощью воображения представления о конечном продукте этой деятельности.

Согласно Сергею Леонидовичу Рубинштейну, мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется. Для успешного выполнения задачи необходимо постоянно удерживать цель, осуществлять программу операций, сопоставлять ход выполнения с ожидаемым результатом. Эти положения и легли в основу анализа различных форм патологии мышления. Точка зрения российской психологии на мышление как на деятельность, возникшую в процессе жизни индивидуума, находит свое обоснование в учении И.П. Павлова. Согласно этому учению, в основе мышления лежит условно-рефлекторная деятельность, формирующаяся в индивидуальном опыте. Возможность воображения "забегать" вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления.

· Воображение и речь

Задержка в развитии речи, приводит и к задержки развития воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, она дает ребенку возможность представлять себе тот или иной предмет, которого он не видел, и мыслить о нем. При помощи речи ребенок получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений, выйдя за их пределы. Ребенок может выражать словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений. Это дает возможность ему чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами. Образы воображения могут приобретать побудительную силу, становиться мотивами поведения и деятельности.

Поэтому развитие воображения - это и основа формирования мотивационно-потребностной сферы человека. Также для воображения характерна небольшая связь с эмоциональной стороной.

 

1.5 Развитие творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительной деятельности

Для каждого психического процесса существуют свои наиболее благоприятные периоды развития. Младенческий возраст наиболее благоприятен для развития ощущения, ранний возраст – для речевого развития, дошкольный возраст – для развития восприятия.

Младший же школьный возраст является сензитивным (чувствительным) для развития мышления и воображения ребенка. Именно школьный период характеризуется бурным развитием воображения, что обусловлено интенсивным процессом приобретения ребенком разносторонних знаний и их использования на практике.

Воображение необходимо в любой детальности ребенка: труд, учение, игра могут протекать успешно только при наличии воображения. Поэтому необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса (в том числе и воображения) является включение субъекта в активные формы деятельности, какой и является изобразительная деятельность.

Изобразительное искусство открывает перед учителем огромные возможности для развития ученика в целом (эстетически, морально, культурно, творчески) и отдельных его психических процессов, в том числе и творческого воображения.

Эта особенность уроков искусства заложена изначально в целях и задачах самого учебного предмета. Учебная дисциплина “Изобразительное искусство” реализуется в образовательных учреждениях для достижения одной из основных целей – развития творческого потенциала школьника как способа самореализации, раскрытия его природных задатков.

Развивающего эффекта на уроках изобразительного искусства можно добиться также путем оптимального сочетания разнообразных методов и приемов обучения.

Как и любой другой урок, урок изобразительного искусства реализуется посредством целого ряда методов и приемов обучения. С помощью словесных методов (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой) учитель излагает и объясняет учебный материал, ставит перед обучаемыми проблему и указывает пути ее решения, вызывает в сознании детей яркие образы; на основе наглядных методов (иллюстрация и демонстрация) педагог знакомит учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде; посредством практических методов (упражнение, лабораторные работы, практические работы) достигается практическая отработка определенных навыков и умений учащихся в рамках учебного предмета.

Однако, перечисленные методы направлены, в первую очередь, на усвоение знаний учащимися и формирование у них определенного комплекса навыков и умений. Посредством этих методов, в основном, развивается репродуктивное воображение школьников.

Согласно известной классификации, предложенной Михаилом Николаевичем Скаткиным и Исаком Яковлевичем Лернером, основанной на делении методов по уровню включения учащихся в продуктивную (творческую) деятельность, перечисленные традиционные методы обучения являются объяснительно-иллюстративными и репродуктивными методами (когда учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти, а после воспроизводят по заранее запланированному алгоритму).

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей детей. Это достигается, в первую очередь, посредством использования исследовательского, эвристического метода, а также метода проблемного изложения материала.

· Проблемный метод обучения предусматривает постановку определенных проблем, которые решаются в результате творческой и умственной деятельности учащихся. Создавая проблемные ситуации, учитель побуждает учащихся строить гипотезы, рассуждения; проводя опыты и наблюдения, дает возможность опровергать или утверждать выдвинутые предположения, самостоятельно делать обоснованные выводы.

· Частично-поисковый, или эвристический метод получил такое название, так как ученики не всегда могут решить сложную проблему самостоятельно и поэтому часть знаний сообщает им учитель, а часть они добывают сами. Под руководством учителя ученики рассуждают, решают возникающие познавательные ситуации, анализируют, сравнивают. Вследствие этого у них формируются осознанные знания.

· Исследовательский метод следует рассматривать как высшую ступень творческой деятельности учащихся, в процессе которой они находят решения новых для них задач. Исследовательский метод формирует у учащихся знания и умения, которые обладают высокой степенью переноса, приближает процесс обучения к научному поиску, где учащиеся знакомятся не только с новыми научными истинами, но и с методикой научного поиска.

Таким образом, педагог должен подходить к организации уроков изобразительного искусства нетрадиционно, творчески, используя, наряду с привычными формами обучения – развивающие методы. Только при нетрадиционной организации процесса обучения достигается одна из важнейших целей уроков изобразительного искусства – развитие воображения, творческих способностей школьников, т.к. именно подобные формы работы стимулируют школьников к творческому добыванию и применению знаний и умений.

Большое внимание учитель должен уделять также жанру уроков изобразительного искусства. В отличие от большинства других, уроки ИЗО могут проводиться в разных жанрах: урок – путешествие, урок – прогулка, урок – спектакль, урока – викторина, урок – импровизация, урок – репортаж из музея, с выставки, урок – панорама. На уроках можно осуществлять взаимосвязь с музыкой, литературой, историей, трудом, то есть проводить интегрированные уроки искусства.

Примеры проведения уроков:

Урок – прогулка (путешествие). На данном уроке проводится прогулка, экскурсия по знаменитым местам, в ходе которой рассматривается архитектура, скульптура, парковые зоны с их ландшафтами. На таком уроке учащиеся знакомятся с культурным наследием своего города, страны, через архитектуру и скульптуру они узнают новые имена архитекторов и скульпторов. Во время прогулки (путешествия) ребята могут выполнять зарисовки или наброски (в зависимости от времени отведенного на данный урок и его темы), или задание может быть выполнено на следующем уроке по воспоминаниям.

Примером такого урока может быть урок – экскурсия в 4 классе по родным местам с целью изучения элементов архитектуры, знакомства с культурным наследием нашего народа. На уроке учащиеся знакомятся с памятниками деревянного зодчества, которые отличаются наличием интересных деталей и фрагментов построек. По ходу экскурсии ребята выполняют зарисовки и наброски наиболее понравившихся элементов.

Урок – репортаж с выставки. Данный урок проводится после посещения детьми музея или выставки, где используется предварительное домашнее задание. Учащиеся подготавливают репортаж по теме о выставке, музее, дополняя свой рассказ рисунками, фотографиями, репродукциями, подбирают музыку, стихи.

Данный вид урока подходит для более старшего возраста, так как требует от ребят определенной самостоятельности, хорошего уровня речевого развития и других общеучебных умений.

Урок – панорама. Этот урок проходит как изучение, исследование заготовленных учителем репродукций картин на определенную тему, предметов декоративно-прикладного искусства или работ учащихся.

Ярким примером такого урока может быть урок по теме “Пейзаж родной земли” в 4 классе, на котором можно раскрыть образный и содержательный смысл понятия “Пейзажная живопись”.

Урок – игра. Здесь учащимся в игровой форме предоставляется возможность побыть дизайнерами, художниками – оформителями при изучении нового материала.

Так, например, в 3 классе дети могут создавать рисунок штор, обоев, рисунок на посуде для своего дома (в рамках темы “Обои и шторы в твоем доме”, “Посуда у тебя дома”).

Уроки – знакомства с различными техниками: лепка, чеканка, аппликация, граттография, витраж и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию. Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка.

Урок – викторина. На таком уроке учащиеся индивидуально, или разделившись на команды, показывают свои знания в изобразительном искусстве, музыке, литературе. Ребята отвечают на вопросы, подготовленные учителем, выполняют определенные задания, а также могут сами задавать заранее самостоятельно подготовленные вопросы.

Таким образом, обобщая выше изложенный материал, необходимо отметить, что учитель на уроках изобразительного искусства для развития творческого воображения школьников, их творческого мышления, творческих способностей, должен отдавать преимущество методам и технологиям, которые делают работу активной и интересной, вносят элементы игры и занимательности, проблемности и творчества.

Каждый учитель сам выбирает программу, по которой он будет работать. Любая рабочая программа по изобразительному искусству, как показывает их анализ, предполагает развитие воображения школьников посредством специальной организации учебной работы на уроке. Однако, этого не всегда достаточно для развития творческого воображения учащихся. Зачастую оно нуждается в дополнительной тренировке, развивающей работе.

Особенно в дополнительной работе по развитию творческого воображения нуждаются школьники с низкими показателями развития данного познавательного процесса.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.